В одном сборнике, принадлежавшем М. П. Погодину (ныне же Императорской Публичной библиотеке), находится сия книга с следующим заглавием, которое вполне соответствует Греческому изданию: «Догматственное учительство... Церкви: когда прелагаются святая в Тело и Кровь Христову; –яко пресв. Богородица не подлежала праотческому греху; – и яко частицы не прелагаются в Тело и Кровь Христову, – сочинённое Севастом Трапезунтским Киминитовым, обетованное ( φιερωθεσα) великому государю, царю Петру Алексеевичу, – ныне же первое типом изданное иждивением благороднейшего и словеснейшего болярина постельника г. Георгия Кастриота 1703 г. Сент. от Анфима иеромонаха Иверского». За тем читается посвящение книги Севастовой от Кастриота царю Петру 1-му, где между прочим говорится, что сочинитель книги умер в сии времена. Это самое посвящение Петру находится в описываемой рукописи, под заглавием: Л. 1. на севастов кнг Л. 7. стйшемъ таинств сты когда в ста соверша т юс, и аще в части прелагаютс в тло хртово ил н; и аще предлежащы дары хлбъ и гдьственн и истинн прелагаютс в тл и кровь хртову, ил н; и аще бца подлежаше в праочемъ грс, ил н; раздлетс же вс в дв книги. Но в настоящей рукописи помещён перевод только первой книги, и то не всей, именно без четвёртого отдела, по Греч. изданию только до л. 61.; для остальной части оставлены белые листы. Перевод книги Севаста Киминита, по Словарю дух. писателей изд. 2. Час. 2. с. 192, сделан справщиком Фёдором Поликарповым. 312 (по преж. кат. 579). Книга Пчела, в 4 д., полууставом, XV в., 213 л. Из подписи по листам видно, что рукопись положена была патриархом Никоном в Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим, лета зр. Название рукописи заимствовано с Греческого, но от издания Греческого во многом она отличается. Имеем под рукою Венецианское издание Николая Глики 1680. в л., под заглавием: Μλισσα. В сем издании Пчела состоит из трёх книг: две первые, содержащие в себе 170 глав, присвояются Антонию, третья св. Максиму Исповеднику . Тоже расположение и число глав показано у Фабриция Graec. Т. IX. р. 745) и по другим изданиям. Все три книги состоять из кратких изречений, извлечённых из св. Писания, писаний Отеческих и сочинений Греческих философов, ораторов, поэтов, историков и др. Что касается до собрания св. Максима, то оно в издании его творений (Combefis Parisiis 1675. Т. 2. р. 529–689) значительно полнее и в этом отношении ближе к содержанию рассматриваемой ркп. – Поэтому при описании и рассмотрении её будем указывать на сие издание. Но, так как часто в переводе изречения заимствуются и из соответствующих глав той или другой книги Антониева собрания: то присовокупим указание и сих глав по Венецианскому изданию 1680 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Самому ли Графтону, или его переводчику, принадлежит она – мы, конечно, не знаем. В записке говорится: «Мы отвергаем прибавление в символе, сделанные папой Пием IV». Под именем символа каждый из нас обыкновенно разумеет то вероизложение, которое утверждено на первых двух вселенских соборах, известно под именем «никео-цареградского» и одинаково принимается в качестве вселенского исповедания веры как православными, так и римско-католиками и англиканами. Если говорят о «прибавлении в символе», то каждый прекрасно знает, что в этом случае речь идет о «Filioqne», т.е. о том слове, которое действительно «прибавлено в символ». Если так, то странно, по-нашему мнению, должны звучать слова записки еп. Графтона о каких-то «прибавлениях в символе, которые сделаны папой Пием IV. Читатель может подумать, что римская церковь сделала еще какия-то «прибавления в символе», кроме «Filioqne», тогда как ничего подобнаго нет. Дело идет не о «прибавлениях в символе», а о дополнениях к символу, т.е. о тех догматических учениях, которые, кроме и сверх никео-цареградского символа, римская церковь предписала верующим на Тридентском соборе. Эти дополнения изложены, как известно, в булле папы Пия IV-ro «Ininnctum Nobis», 9 декабря 1564 г., в форме того присяжного листа, который носит наименование «Professio fidei Tridentinae». Здесь, сперва, излагается текст никео-цареградского символа с единственным лишь прибавлетем в нем «Filioqae»», а затем излагаются и догматические учения, служащие к нему дополнением 32 . Неточность выражения записки еп. Графтона простирается, впрочем, еще гораздо далее указанного. «Мы отвергаем, – говорится там, – прибавления в символе, сделанные папой Пием IV». Читатель имеет полное основание думать после этих слов, что отвергаются все прибавления, сделанные папой Пием IV, а между тем, знакомый с буллою «Iniunctum Nobis», он знает, что в числе этих прибавлений заключаются учения: о седмеричном числе таинств, об умилостивительном значении евхаристической жертвы, о пресуществлении, о призывании святых, о почитании св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Произношение, а за тем и писание, имени Спасителя «Исус», вместо «Iucyc», произошло от удобства для выговора – сокращать две, или более. гласных букв в одну. От того говорят: Аким, вместо Иоаким; Данил, вместо Даниил; Гаврил, вместо Гавриил. 5. О Символе Веры 129. В Соловецкой челобитной что сказано о восьмом члене Символа Веры ? «И символ православныя христианския веры изменили. Глаголют: «и в Духа Святаго Господа животворящаго», а «истиннаго» оставили» (Соловец. челоб. лист 80 и на обор.). 130. Как читается восьмой член в Символе Веры , вышитом на саккосе Фотия, митрополита Московского? На саккосе Фотия читается: «И в Духа Святаго Господа животворящаго». Это архиерейское облачение с вышитым Символом Веры , прислано из Константинополя, более чем за двести лет до патриаршества Никона, и хранится в Московском кремле, в патриаршей ризнице. 131. в каких словах даже Стоглавый собор, бывший за сто один год до патриаршества Никона, не одобрял чтения в Символе Веры «истиннаго животворящаго»? Нецыи глаголют: «и в Духа Свуятаго Господа истиннаго». Едино глаголати: или «Господа», или «истиннаго» (Стоглав, глава девятая). 132. Как читается восьмой член Символа Веры в грамоте греческих патриархов, присланной в Москву за шестьдесят лет до патриаршества Никона? В грамоте греческих патриархов восьмой член Символа Веры читается: «И в Духа Святаго Господа животворящаго». Грамота прислана по случаю учреждения у нас патриаршества и хранится в Московской патриаршей библиотеке под 198. Мы имеем самый точный снимок с этой грамоты. 133. В Большом катехизисе восьмой член Символа Веры читается ли без прибавления: «истиннаго»? В Большом катехизисе, изданном за двадцать пять лет до патриаршества Никона, напечатано: «что нам вещает осьмое сложение? – Верую и в Духа Святаго Господа и животворящаго» (Больш. катех. лист. 113). «Во священнем Символе сице речем и тако исповедуем: верую и в Духа Святаго Господа и животворящаго» (Больш. катех. лист 323). «Во священном Символе Богоноснии отцы веровати нас научиша: и в Духа, реша, Святаго Господа животворящаго» (Больш. катех. лист 310 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Исповедую едино крещение во оставление грехов. Я исповедую , что нехристианину для очищения грехов нужно принять один раз в жизни святое Крещение чрез троекратное погружение во Имя Святой Троицы. Я исповедую и буду неуклонно исповедовать, что для освящения человека дарованы ему в Церкви Святой семь спасительных таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. 11-й член. О Воскресении Мертвых Чаю 27 воскресения мертвых. Я ожидаю и твердо уверен, что при втором Христовом пришествии будет воскресение мертвых . 12-й член. О загробной жизни (Чаю) и жизни будущаго века. Аминь . Я ожидаю, что после второго Христова пришествия наступит для людей вечная жизнь , не одинаковая, смотря потому, кто как жил здесь на земле до самой смерти. Одни люди будут наслаждаться вечным блаженством, будут вечно радоваться и славить Бога. А другие будут вечно страдать за свои грехи. Аминь ! значит: да, я твердо убежден в том, что изложено выше в Символе веры ; все в нем истинно. В. Итак, о чем же вообще излагается в Символе Веры ? О. В Символе Веры Православной излагается о седьми главных истинах веры; во-первых: О Боге Едином, по существу, но Троичном в Лицах, во-вторых: о Боге Отце; в третьих: о Боге Сыне, – Иисусе Христе; в четвертых: о Боге Духе Святом; в пятых: о Святой Православной Церкви; в шестых: о спасительных средствах, данных ей для освящения людей, т. е. о святых таинствах; в седьмых: о загробной участи людей. В. Что значит в Символе веры слово «верую?» О. Слово ,,верую» значит во-первых то, что я вполне убежден в истинности учения Христианского, я охотно, искренно принимаю его; во-вторых – значит то, что я обязуюсь непременно в своей жизни проявлять истинную православную веру, соблюдать ее уставы и обряды и исповедовать ее среди людей, смело, без страха, неуклонно и постоянно. В. Когда такой Символ Веры составлен? О. Он составлен единодушно православными пастырями в 4-м веке по Рождестве Христовом, на первом и втором Вселенских Соборах. В. Что постановлено об этом Символе веры на других Вселенских Соборах?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

276. КАКОЕ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ МОЖЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор. 277. КОМУ ПОДЧИНЕНЫ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ? Главные части Вселенской Церкви подчинены Православным Патриархам, а в Российской Православной Церкви Святейшему Синоду. 278. КОМУ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАСТИ И ГОРОДА? Меньшие православные области и города подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. 279. ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ МЫ В СОСТОИТ ДОЛГ ПОВИНОВЕНИЯ ЦЕРКВИ? Для того, чтобы исполнить долг повиновения Церкви, нужно знать, что она требует от своих чад. Это можно узнать из св. Писания, из правил свв. апостолов, свв. Вселенских и Поместных Соборов, свв. отцов и их Церковных уставов. О десятом члене Символа веры. 280. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ УПОМИНАЕТСЯ О КРЕЩЕНИИ? В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами. 281. ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО? Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия. 282. СКОЛЬКО ВСЕГО ТАИНСТВ? Таинств — семь: Крещение; Миропомазание; Причащение; Покаяние; Священство; Брак; Елеосвящение. 283. КАКУЮ ДУХОВНУЮ СИЛУ ИМЕЕТ КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ТАИНСТВ? Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу: в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазании получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в Покаянии исцеляется от духовных болезней, т.е. от грехов; в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств; в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных. 284. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ НЕ УПОМЯНУТО ОБО ВСЕХ ЭТИХ ТАИНСТВАХ? В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении потому, что в отношении него было сомнение: не следует ли некоторых людей, например, еретиков, крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе, который утвердил едино (одно) крещение. О Крещении.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Мы же попытаемся вскрыть только предысторию понятия ноосфера и сопряженного с нею понятия пневматосфера до того, как это слово провозгласил 26 июля 1937 года В.И. Вернадский на XVII сессии Геологического Конгресса. Мы попытаемся раскрыть очень и не очень древние мысли классических философов и современных богословов о зарождении и исходном смысле этих понятий, чтобы хотя бы оценить разделяющую их пропасть от оказавшихся рядом с ними терминов коммунизм, ноосферный социализм, устойчивое развитие, глобализм или «золотой миллиард». Обратимся к лежащему в корне термина ноосфера понятию «нус», который проистекает от логоса. II. Нус до ноосферы Кратко повторим эволюцию понятия «Нус», опираясь на статью Алексея Федоровича Лосева (Философская энциклопедия, М., 1967, т.4, сс. 104-105), нашего учителя, позволившего нам считать себя его учениками. Рассмотрим эволюцию понятия НУС в классической древнегреческой философии (начиная с VI в. до Р.Х.), сопоставляя его с речениями о Духе Святом в тексте Символа веры. Философские, вернее, богословские поиски христианства сконцентрированы в Никейском Символе веры на Первом Всемирном Соборе 325 года и завершены в Никейско-Цареградском Символе веры на Втором Всемирном Соборе 381 года, который перевели около 863 года на славянский язык равноапостольные «учители словенские» Кирилл (827-869) и Мефодий (820-885). Нус проистекает от созидающего Логоса (λγος «бог, слово, мысль»), который древние греки понимали как самую глубинную, устойчивую, основополагающую закономерность мира. Это конкретная протосила, которая созидает Космос. (Сравним в Символе Веры о Духе Святом: «иже от Отца исходящаго», но подчеркнем, что в Православном Символе веры сказано только «от Отца», тогда как в католическом говорится «иже от Отца и Сына исходящего», что стало одной из причин разделения церквей. Продолжим. «Нус – движущий принцип мирового порядка» (Символ Веры о Духе Святом: «Господа животворящаго»). Нус у Платона (428-348 г. до н.э.) – рациональная часть бессмертной души (в Символе веры заключительные слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Это не значит, что люди перестали умирать. Физически люди продолжают умирать так же, как они умирали до Христа. Но Господь открыл Своим Воскресением путь к вечной жизни. И теперь мы, христиане, не боимся смерти, потому что знаем, что смерть — это переход к жизни вечной и лучшей, а тот отрезок времени, который нам дан на земле, — он для того, чтобы подготовиться к вечной жизни и чтобы соединиться с Богом уже здесь, на земле. И если мы с Ним здесь соединимся, то и там мы будем пребывать в единстве с Ним. Е. Грачева: Тысячи христиан на Пасху ежегодно устремляются на Святую Землю в Иерусалим, чтобы быть первыми, кто зажжет свои свечи от Благодатного огня, который уже потом разлетается по всему миру, в том числе, прилетает и в Россию. Как следует относиться к спорам вокруг Благодатного огня? Что если христианин верит в Бога, а верить в то, что ежегодно в одно и то же время в кувуклии, где находятся люди, священники, чудесным образом загорается огонь, отказывается? Митрополит Иларион: В Символе веры мы не говорим: верую в схождение Благодатного огня. В Символе веры перечислены те догматы, в которые призывается верить православный христиан. Это догмат о Едином Боге в Святой Троице. Причем слово «Троица» в Символе веры не упомянуто, но говорится о том, что мы веруем в Бога Отца, Вседержителя, Который сотворил небо и землю; мы веруем во Иисуса Христа, Сына Божия, в то, что Его смерть была искупительной, в то, что Он воскрес из мертвых. И эта вера в Воскресение Христово является обязательным пунктом православного вероучения. Апостол Павел в первом веке говорил: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:14), то есть вера в Воскресение Христово — это то, во что обязан верить православный христианин. Если ты не веришь в Воскресение Христово, значит, ты не христианин. Мы также веруем в Святого Духа. Мы также веруем в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в единое крещение. Мы верим в воскресение мертвых. Все эти догматы перечислены в Символе веры, и принятие их является непременным условием принадлежности к Православной Церкви. Нигде в Символе веры не сказано, что должны верить в Благодатный огонь. И мы в течение долгих лет в советское время праздновали Пасху без всякого Благодатного огня. И до сих пор, хотя Благодатный огонь прибывает в Москву, в другие крупные города, но во многих городах и деревнях Пасха празднуется без Благодатного огня и от этого праздник не становится меньше.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5178028...

493 Наименование Духа Св. «владычествующим”, или «управляющим " », и «живоначальным» встречается между прочим у св. Иоанна Дамаскина в слове на Преображение. Сн. Катанского проф. О главе церкви Христе Спасителе и Духе Св. Параклите. Церк. Вестн. 1895 г. 18, 560 стр. 496 Все четыре свойства, приписываемые церкви в никео-цареградском символе, сполна приписываются ей и в одном из более древних символов, именно в символе, который употреблялся в церкви кипрской и церквах малоазийских (см. у Чельцова. Древние формы символа 62 стр.). Все же другие апостольские символы говорят или об одном, или о двух, или о трех свойствах церкви, но именно о тех, которые указаны в никео-цареградском символе, так что в совокупности и эти последние символы усвояют церкви те же четыре свойства, какие перечислены во вселенском символе (см. у Чельцова). 497 Убавление и прибавление числа свойств церкви при изложении учения о церкви – обычное явление в инославном богословии. У Беллярмина, напр., насчитано 15 свойств церкви, у Фомы Боциуса – даже целых 100, а тридентский собор насчитывает только 2. Протестантское богословие (ортодоксальное), кроме перечисленных в символе, указывает обыкновенно еще два существенных или отличительных признака церкви: чистое проповедание слова Божия и правильное совершение таинств. См. о сем у Иванцова-Платонова в ст. «О церкви» Пр. Об. 1877 г. II т. 529 стр. 498 Общение это состоит: 1) во взаимных внешних братских сношениях, 2) во взаимном признании действительности церковных актов, к совершению которых уполномочена каждая автокефальная церковь и 3) в общем участии в делах, касающихся нескольких автокефальных церквей или вселенской церкви. См. Остроумова М. А. проф. Очерк правосл. церк. права. Харьков 1893 г. 28 стр. 499 «Una et sola est a Domino constituta». Слова св. Киприана карфаг. в пис. к Эпиктету (твор. св. Киприана в рус. пер. Киев. 1891 г. 1. Пис. 45, стр. 245). 500 Василий В. в своих правилах (1 пр.) говорит, что древние «иное нарекли ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками (ιρσεις) назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждавшихся, раскольниками (σχσματα), разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание, а самочинными сборищами (παρασυναγογς), собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам: а сам удержал за собою предстояние и священнослужение и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь : сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Очевидно, это письмо говорит совсем другое, чем полагает о. Иванцов. А письмо Василия 150-е, на которое делает ссылку о. Иванцов, и совсем ничего не говорит о символе. Замечательно в нем лишь одно: оно советует «обращать свое неудовольствие на пересказывающих ложно». Да не мимо идет ушей о. Иванцова глагол сей 92 . Столь же тщетно привлекает, в качестве свидетеля, о. Иванцов в свою пользу и третьего знаменитого александрийца IV века Григория Богослова . «Григорий Богослов, говорит о. Иванцов, учение о Св. Духе в Никейском символе находил недостаточно раскрытым» (174), следовательно, по мысли о. Иванцова он желал нового вероизложения, более полного и подробного, чем символ никейский. Но сверка с теми цитатами, на какие указывает, в настоящем случае, о. Иванцов, показывает, что он читает отеческие сочинения тенденциозно, влагает в них свой смысл и делает из них заключения, на какие права они не дают. Так, первое послание Григория к Кледонию, в котором наш критик ищет опоры для себя, заключает в себе мысль, совершенно противоположную той, какую ухитряется отыскать здесь наш критик. На той самой странице, на какую он указывает (творение IV, 208–9), говорится, буквально, вот что: «Никогда ничего не предпочитал, и не могу предпочитать никейской вере, изложенной св. отцами в Никее, но, при помощи Божией, держусь и буду держаться сей веры». Правда, Григорий, подобно Василию, находит, что следует прояснять то, что в символе Никейском слишком кратко сказано о Духе Святом, но он, отнюдь, не выражает мысли, что это прояснение нужно сделать в самом символе никейском или изложить в каком-либо новом символе 93 . Немного помогает о. Иванцову в его утверждениях разбираемой мысли и указание его на одно послание Григория к Василию (стр. 174 слич. 201). Послание это остается без всякого результата для о. Иванцова. Сущность послания в следующем: кто-то имел случай слышать как проповеди Василия, так и Григория о Св. Троице, и остался не совсем доволен Василием за то, что он очень осторожно выражался в учении о Духе Святом: «не ясно высказывал мысль, как бы набрасывал тень на учение» и, напротив, тот же человек хвалил Григория за то, что он ясно говорил о Духе Святом и Его Божестве и, что не раз восклицал во время проповеди: «доколе нам скрывать светильник под спудом?» Очевидно, содержание этого письма не имеет никакого отношения к вопросу о том, как смотрели александрийцы на составление новых вероизложений, желали их или нет, но о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

О Символе веры Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Небольшой, но очень содержательный трактат “О Символе веры” (точнее, “О вере и символе”, De fide et symbolo) был написан блаженным Августином в период его пресвитерства около 393 года. Как писал сам Августин, изначально это было рассуждение (disputatio) о вере и Символе веры, которое он подготовил по просьбе епископов, съехавшихся на собор Западно-Афри­кан­ской Церкви в г. Иппон в 393 г. После этого некоторые из епископов, друзей Августина, попросили его оформить это рассуждение в виде книги (Retractationes I.17). Трактат представляет собой пространное изложение Никейского символа веры с отступлениями автора по различным поводам. Очень ценно, что в нем в сжатом виде представлены взгляды блаженного Августина по различным догматическим вопросам: триадологии, учению о творении, антропологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии и др. Ниже мы приводим краткое содержание трактата: Глава I. Причина написания и цель данного трактата. Вера и знание (§ 1). Глава II. О вере во единого всемогущего Бога Отца. О том, что не существовало никакой природы совечной Богу, из которой Бог сотворил мир. Природа мировой материи. О том, каким образом мир произошел из ничего, даже если он сотворен из бесформенной материи (§§ 2–3). Глава III. О вере в Сына Божия. О том, почему Сын Божий называется Словом Божиим, и о том, что Слово Божие тождественно Отцу по сущности (§§ 3–4). Глава IV. Сын Божий не сотворен и не является меньшим по отношению к Отцу. Против ереси ариан. Боговоплощение и христология. Против заблуждения манихеев (§§5–10). Глава V. Страдание, погребение и воскресение Христа (§§ 11–12). Глава VI. Вознесение на небо (§ 13). Глава VII. Сидение одесную Отца (§ 14). Глава VIII. Пришествие для Суда (§ 15). Глава IX. О вере в Святого Духа. Изложение учения о Святой Троице с помощью аналогий. Мнение тех, кто считает, что Святой Дух есть Само Божество Отца и Сына, Их общий Дар или взаимная Любовь (§§ 16–21).

http://pravmir.ru/o-simvole-veryi/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010