Пролог (§ 1–2) Часть I. О вере, или о символе истинной веры Глава 1. Триадология (§ 3–6) Полемика с савеллианством и арианством (§ 3–4) (§ 5) (§ 6) Глава 2. Христология (§ 7–24) О свойствах Второго Лица Троицы (или о Воплощении) (§ 7–10) Божество Христа (§ 11–13) Человечество Христа (§ 14–15) Плотское влечение и совокупление (или о передаче первородного греха) (§ 16) Соединение Слова и плоти в одном Лице Христа (§ 17–20) О двух природах во Христе (§ 21) Тайна Жертвы Христовой (§ 22–24) Глава 3. Учение о творении и о том, как Бог действует в мире (§ 25–32) Откуда происходят и [как] изменяются сотворенные природы (§ 25) [О том, как] различаются тела небесные и земные (§ 26) [О том, что] Бог повсюду (§ 27) Бог — жизнь всего (§ 28–29) О свободном произволении духовной и разумной природы (§ 30–32) Глава 4. Эсхатология (§ 33–35) О Суде Божием (§ 33) Происхождение нечестивой жизни (§ 34) Тела нечестивых (или о воскресении плоти) (§ 35) Глава 5. Учение о Церкви (§ 36–44) О покаянии (§ 36) Ключи Петра (§ 37–38) Хула на Духа Святого (§ 39–40) О том, что не следует повторять крещения (§ 41) Вселенская Церковь (§ 42) О воздержании (§ 43) Соблюдение обетов (§ 44) О вере, или о символе истинной веры, к Петру 1. Сын Петр, я получил письмо твоей милости, где ты выражаешь желание направиться в Иерусалим и просишь нашими письмами наставить тебя правилу истинной веры, которого тебе должно придерживаться в тех краях, дабы никакое измышление еретической лжи не могло застичь тебя врасплох. Я рад тому, что ты испытываешь беспокойство за истинную, достойную защиты веру, свободную от всякого нечестивого заблуждения, без которой никакое обращение не только не может быть полезно, но даже и быть не может. Ведь апостольское Послание говорит, что без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). Ибо вера — основание всякого блага. Вера — начало человеческого спасения. Без нее никто не может относиться к числу сынов Божиих, поскольку без нее ни в этом веке никто не получит благодати оправдания, ни в будущем не наследует жизнь вечную. И если кто-либо здесь [в этой жизни] не прошел через веру, [тот] не приходит к созерцанию [Бога в жизни будущей]. Без веры всякий труд человека тщетен. Всякий, кто желал бы угодить Богу через презрение к миру, но без истинной веры, подобен тому, кто, стремясь к отчизне, где, как он знает, будет ему блаженно житься, оставляет прямой путь и неосторожно следует заблуждению, вследствие которого он не достигнет блаженного Града, но низвергнется в пропасть, где не радость дается пришедшему, но погибель настигает падшего.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

2. Однако [короткий] промежуток времени (ибо ты скорее желаешь получить наш ответ) не позволяет того, чтобы дать подходящее изложение о вере, да и столь велика задача этого исследования, что и многими словами она едва может быть исполнена. И ведь ты не потребовал такого наставления в вере, чтобы ты мог отличить одну какую-либо ересь, против которой в особенности было бы направлено усилие нашего исследования, но ты с неопределенностью добиваешься [общего] определения веры и хочешь, чтобы оно было изложено кратко. Вне сомнения, ты видишь, насколько нам невозможно полно изложить такую вещь, с которой мы не могли бы справиться, даже если бы у нас был больший промежуток времени и такой талант, что мы могли бы написать много сочинений о том, чего ты от нас добиваешься. Но Богблизок ко всем призывающим Его в истине (Пс 144:18), и Бог совершает завершающее и краткое слово на земле (Рим 9:28) 4 . Поэтому я надеюсь, что — как тебе Он дал святое беспокойство о Его вере, так и мне Он даст подходящую возможность, чтобы я послужил доброму и похвальному твоему желанию. Так что даже если я и не смогу сказать всего, откуда можно было бы узнать всякое еретическое заблуждение, дабы его, уже известное, можно было бы или победить, или избежать; но я, во имя и с помощью Святой Троицы, Которая есть Единый истинный и благой Бог, скажу то, в чем по большей части содержится смысл кафолической веры без какой-либо тьмы заблуждения. Помня об этом, ты сможешь также обнаружить и избежать многого, что даже и не обсуждается в этом труде специальным исследованием, однако из того, что здесь в общем и целом излагается, пусть станет видно то, что неверующие люди желают нашептать на уши верующим, — не передаваемое правилом Божественной истины, но выдуманное нечестием человеческих заблуждений. Глава 1. (§ 3–4) 3. Итак, в каком бы месте ты ни оказался, согласно правилу, данному повелением нашего Спасителя, знай, что ты крещен во единое имя Отца, Сына и Святого Духа, и тщательно и без сомнения храни всем сердцем, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть Святая и Неизреченная Троица, есть единый Бог по природе, о Котором говорится во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4). А также: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор 6:13) 5 . Однако, мы говорили, что есть Единый Бог (единственный и истинный Бог по природе), Который не только Отец, не только Сын и не только Дух Святой, но одновременно — Отец, Сын и Святой Дух. И следует остерегаться не столько [того], что Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог (это относится к природному единству), что мы и утверждаем истинно; сколько того, что Тот, кто Отец, Тот есть и Сын или Дух Святой; или Тот, Кто Сын, есть либо Отец, либо Святой Дух; либо если мы дерзнем говорить или верить, что Тот, Кто называется Святым Духом в исповедании этой Троицы, есть лично или Отец, или Сын, что совершенно нечестиво.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

За время своего епископства Фульгенцию не раз приходилось вести литературную полемику и вступать в открытые диспуты с арианами. Против них он составил немало сочинений, таких как книга «Против Ариан» (Contra Arianos, 515 г.), представляющая собой ответы Фульгенция на 10 вопросов-возражений короля-арианина Тразамунда; три книги «К королю Тразамунду» (Ad Trasamundum regem, 515 г.), где Фульгенций подробнейшим образом опровергал учение ариан; книгу «О Троице к Феликсу нотарию» (De Trinitate ad Felicem notarium, 515 г.), где кратко излагается ортодоксальное учение о Троице; возражение «Против проповеди Фастидиоза арианина» (Contra sermonem Fastidiosi ariani, после 523 г.), где Фульгенций проводит различие между понятиями «природа» и «лицо» и говорит о неделимости действий Троицы; наконец, ныне утраченная книга «Против Пинты, арианского епископа» (Adversus Pintam). Рассмотрим сначала тринитарную формулу Фульгенция, содержащуюся в начале его трактата «О вере или о символе веры , к Петру» (De fide ad Petrum seu de regula fidei, написан после 523 г.), который представляет собой краткое систематическое изложение христианской теологии, обнаруживающее сильное влияние мысли Августина, как и большинство сочинений Фульгенция, известного в науке как Augustinus Abbreviatus («Сокращенный Августин») 2774 . В 1-й главе этого трактата мы находим следующее правило веры (regula) в Троицу: «Итак, в каком бы месте ты не оказался, согласно правилу, данному повелением нашего Спасителя, знай, что ты крещен во единое имя Отца, Сына и Святого Духа, и тщательно и без сомнения храни всем сердцем, что и Отец Бог, и Сын Бог, и Дух Святой Бог, то есть святая и неизреченная Троица есть единый Бог по природе (Patrem Deum, et Filium Deum, et Spiritum sanctum Deum, id est sanctam atque ineffabilem Trinitatem unum esse naturaliter Deum), о Котором говорится во Второзаконии: “Слушай, Израиль, Господь Бог твой единый есть” ( Втор.6:4 ). А также: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (там же, 13). Однако, по причине того, что мы сказали, что этот единый Бог, Который есть единственный и истинный Бог по природе (solus est verus naturaliter Deus), есть не только Отец, и не только Сын, и не только Дух Святой, но вместе (simul) Отец, Сын и Святой Дух, следует остерегаться, чтобы, так же как мы истинно утверждаем, что Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог в том, что касается единства природы (quantum ad naturalem attinet unitatem), так же не дерзнуть утверждать или верить, что Тот, Кто есть Отец, Он же есть Сын или Дух Святой; или Тот, Кто есть Сын, Он же есть Отец или Святой Дух; или Тот, Кто в собственном смысле (proprie) называется Святым Духом в исповедании этой Троицы, есть лично (personaliter) Отец или Сын, что совершенно недопустимо» 2775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

4. Ведь веру, которую святые патриархи и пророки восприняли от Бога прежде воплощения Сына Божия, и которую святые Апостолы слышали от Самого Господа, находящегося во плоти, наставленные Святым Духом, они не только словом проповедовали, но для спасительнейшего наставления потомков должны были также сообщить [эту веру] в своих писаниях: что Троица — Отец, Сын и Святой Дух — есть единый Бог. Но Троица не будет истинной, если одно и то же Лицо называется Отцом, Сыном и Святым Духом, ибо если у Отца, Сына и Святого Духа есть одна Сущность, так есть и одно Лицо. [Но] решительно ничего [этого] нет в том, [чем] истинно называется Троицей. С другой стороны, Троица не является истинной, и Троица не есть единый Бог, если [так же] как Отец, Сын и Святой Дух различны в Лицах из-за особенностей друг друга, то они [могут] разделяться и по различию природ. Но так как в этом Едином Истинном Боге Троице истинно по природе не только то, что [Он] есть Единый Бог, но также, что [Он] — Троица, по этой причине Сам истинный Бог является Троицей в Лицах и Единым — в единой природе. Через такое природное единство Отец весь в Сыне и Святом Духе, и Сын весь в Отце и Духе, также и Дух Святой весь в Отце и Сыне. Никто из Них не находится вне Их Самих: потому что Никто не предшествует Другому по вечности, не превосходит величиной и не превышает властью. Ибо Отец не прежде и не старше Сына и Духа Святого в том, что касается единства Божественной природы. И вечность и безграничность Сына не может предшествовать или превосходить по природе, словно [Он] прежде или старше, вечность и безграничность Святого Духа. Следовательно, как Сын не позже и не меньше, чем Отец, так и Дух Святой не позже и не меньше Сына. Ибо вечно и безначально существовал Сын, рожденный от природы Отца; и вечно и безначально Дух Святой исходит из природы Отца и Сына 6 . Следовательно из-за этого мы справедливо верим и называем Трех Единым Богом, ибо существует только одна вечность, одна безграничность и одна природная Божественность Трех Лиц.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

5. Итак, будем держаться того, что Отец, Сын и Святой Дух — Единый Бог по природе. Однако и Отец не есть Тот же, Кто Сын, и Сын не есть Тот же, Кто Отец, и Дух Святой не есть Тот же, Кто Отец или Сын. Ведь есть одна Сущность Отца и Сына и Святого Духа, Которую греки называют oЩs…a и в Которой не иное есть Отец, иное — Сын и иное — Дух Святой, хотя лично один — Отец, другой — Сын и третий — Святой Дух. Это нам вполне ясно показано в самом начале Священного Писания, где Бог говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26). Ведь когда Он говорит по образу в единственном числе, то указывает, что природа — одна, по образу которой человек был создан. А когда говорит во множественном числе Нашему, то указывает этим, что Бог, по образу Которого был сотворен человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой одной природе Отца, Сына и Святого Духа было одно Лицо, то не говорилось бы по образу Нашему , но по образу Моему ; и не сказал бы [Бог] сотворим, но — сотворю. Если же в этих Трех Лицах есть три сущности, которые следует познать и в которые должно верить, то не говорилось бы тогда по образу Нашему, но по образам Нашим: ведь один образ не может быть у трех неравных природ. Но поскольку говорится, что человек сотворен по единому образу единого Бога, то сообщается, что Божество Святой Троицы едино по сущности. Наконец, и несколько после того, что ранее было сказано Богом: Сотворим человека по образу и подобию Нашему, так сказано в Писании о творении человека: И сотворил Бог человека: по образу Божию сотворил его (см. Быт 1:27). 6. И пророк Исаия не умолчал, что ему была открыта эта Троица Лиц и единство природы, когда говорит, что он сам видел поющих Серафимов: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф (см. Ис 6:3). Где прямо говорится Свят трижды, [указывая] на Троицу в Лицах; а где однократно говорится Господь Бог Саваоф, там мы познаем единство Божественной природы. Итак, в этой Святой Троице (о Которой мы вновь повторяем, чтобы это сильнее запечатлелось в вашем сердце) один есть Отец, Который родил Единого по сущности Сына из Самого Себя; и другой — Сын, Который рожден по сущности от одного Отца; и третий есть Дух Святой, Который по сущности исходит от Отца и Сына. Однако все это не может быть одним Лицом, то есть и рождать Себя, и рождаться от Себя, и исходить от Себя. Итак, ибо одно — рождать, а другое — быть рожденным, и одно — исходить, а другое — рождать и быть рожденным, то очевидно, что один есть Отец, другой — Сын и третий — Дух Святой. Итак, Троица относится к Лицам Отца, Сына и Святого Духа, а единство — к природе. Глава II.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Мы предлагаем вниманию православного читателя первый русский перевод трактата “О вере, или о символе истинной веры, к Петру” (De fide seu de regula verae fidei ad Petrum), принадлежащего знаменитому западному богослову V–VI вв. епископу Фульгенцию Руспицийскому (467–532) 1 . Этот трактат представляет собой систематическое изложение догматического богословия, обнаруживающее сильное влияние Августина. Сочинение состоит из 2-х частей. В первой, содержащей пять глав, излагается триадология (§ 3–6), христология (§ 7–24), учение о творении и о том, как Бог действует в мире (§ 25–32), эсхатология (§ 33–35) и экклезиология (§ 36–44). Во второй части повторяются основные положения христианской веры в виде 40 кратких правил. Трактат “О вере” был обнаружен среди рукописей, считавшихся наследием Августина. Однако уже Эразм Роттердамский оспаривал его авторство, опираясь прежде всего на стилистические различия. Подтверждение авторства Фульгенция можно обнаружить и в древнейшем кодексе из Корби, где трактат заканчивается следующими словами: Книга изложена Фульгенцием Руспицийским епископом святой кафолической Церкви. Кроме того, в начале сочинения стоит заглавие, хотя и приписанное другой рукой: Послание епископа Фульгенция о кафолической вере. Исидор Севильский, Ратрамн 2 (который цитирует этот трактат Фульгенция в своей книге “О Теле и Крови Господних”, De Corpore et Sanguine Domini) и некоторые средневековые хроники также свидетельствуют, что правила истинной веры были написаны именно Фульгенцием. Ему же этот текст приписывается в новом издании Corpus christianorum. T. 91. P. 711–760 и в Clavis Patrum Latinorum, 826. Кроме того, среди ученых нет полного единства по вопросу о том, кому адресовал Фульгенций свое сочинение. Интересно, что изложения этих правил просил у Фульгенция диакон Ферранд. Однако в названии книги стоит другое имя: “О вере, к Петру диакону”. Из анализа других сочинений Фульгенция можно заключить, что это какой-то другой Петр, нежели Петр диакон, к которому обращен трактат Фульгенция “О воплощении” (De Incarna­tione). Текст трактата “О вере”, помещенный в Patrologia Latina, учитывает древнейший кодекс из Корби, четыре рукописи из Ватиканской библиотеки и некоторые другие. Как в рукописи из Корби, так и в других достоверных рукописях книга Фульгенция “О вере” заканчивается на 44-й, а не на 45-й главе, которая написана в ином стиле, обращена к другому адресату и принадлежит неизвестному автору. Краткое содержание I части 3

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

34. Свойство дурной жизни происходит от неверия, которое берет начало из осуждения первородного греха. В коем [грехе] каждый, кто начинает жить, прежде, чем окончит жизнь (кото­рая освобождается от зависимости от него), — если на протяжении одного дня или одного часа жила эта душа в теле, — должен испытывать с этим телом бесконечное наказание геенны, где в вечном огне находится диавол со своими ангелами, который и сам первый согрешил, и первых людей склонил ко греху. И где вместе с ним также [находятся] развратники, идолопоклонники, прелюбодеи, сластолюбцы, мужеложцы, воры, скупые, пьяницы, злословящие, алчные и все, кто творит дела плоти(Гал 5:19) (о которых блаженный Апостол сказал, что Царствия Божия не наследуют (Гал 5:21)), если прежде конца своей жизни не отвратились от дурных своих путей, будут ввергнуты в вечный огонь. Ведь всякий человек, кто пребывал в этом веке до самого конца в нечестивом наслаждении и сердечном ожесточении, то как здесь владело им вредоносное наслаждение преступлениями, так [в веке будущем] он будет охвачен бесконечными вечными мучениями. 35. Будет также воскресение и для нечестивых, но без изменения, которое Бог дарует только верным и живущим праведно по вере 13 . Но, показывая, что праведные должны измениться по дару Божиему, сказал: И мы изменимся (1 Кор 15:52). Следовательно, нечестивые будут иметь общее воскресение плоти с праведными, но не будут иметь благодатного изменения, которое будет дано только праведникам. Поэтому от тел нечестивых не отнимется и порча, [а также] бесславие и немощь, в которых [эти тела] зарождаются. Также вследствие смерти они будут уничтожаться, чтобы это было непрерывное мучение для тела и наказание вечной смерти для души. Праведные же души (ко­торые Бог Искупитель даром оправдал по вере и дал оправданным твердость пребывания в благой жизни до самого конца) обретут вечное блаженство Царствия Небесного в тех телах, в которых они восприняли здесь [на земле] от Бога благодать оправдания, и в которых они будут жить оправданные через веру в любви и близости к Богу. А также они будут иметь там духовными свои прославленные тела (которые, без сомнения, плотскими по природе сотворил Бог), а не душевными, как здесь. Ибо у святых сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:44). В них через это изменение, которое дается только праведным, исполнится то, что следует, как говорит Апостол, что тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15:53). В этих телах останется пол мужской или женский, таким же, каким [был] при сотворении тел. И слава их будет различной из-за различия благих поступков. Однако все тела, мужские и женские, какие будут в этом Царствии, будут покрыты славой, ибо Этот Судия знал, какая кому дана слава, поскольку в этой жизни Он упредил для оправдания по милосердию тех, которых в той [жизни] решил прославить по справедливости. Глава 5.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Правило 24. Каково наказание некрещеным 68. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что не только люди, уже пользующиеся разумом, но также и младенцы, которые получают жизнь в материнской утробе и там умирают, или же, рожденные матерями без таинства Святого Крещения, Которое дается во имя Отца, Сына и Святого Духа, уходят из этого мира, навсегда обречены на наказание вечным огнем. Потому что хотя они и не имели никакого греха по собственному действию, однако получили проклятье первородного греха из-за плотского зачатия и рождения. Правило 25. Суд 69. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что для того Христос Сын Божий грядет судить живых и мертвых (2 Тим 4:1), чтобы людей, которых Он оправдывает через веру по дару Своей благодати, и этим оправданным дарует стойкость в вере и любви к святой Матери Церкви, в Свое [второе] Пришествие воскресить и прославить и, согласно Своему обещанию, соделать равночестными святым ангелам 19 и привести их к такому состоянию, в котором они бы совершенно (насколько каждому дарует Господь) стали благими, и не могли бы более удалиться от этого совершенства: где будет различна слава святых, но едина — жизнь вечная. Диавол же с его ангелами будут отправлены Христом в вечный огонь, где никогда не лишатся наказания, которое им уготовила Божественная справедливость. Вместе с диаволом [в вечный огонь пойдут] нечестивые и грешники (о которых Писание говорит: испытывают ее [участь] принадлежащие к уделу его (Прем 2:24) 20 ) из-за того, что подражают ему в дурных делах, и до конца нынешней жизни не принесли подобающего раскаяния, обреченные гореть в вечном огне в восстановленных телах. Правило 26. Воскресение плоти 70. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что будет общее воскресение тел всех людей, добрых и злых, с приходом Господа. Воздаяние же справедливости Божией будет различным для добрых и злых, согласно тому, что сказал Апостол: все мы воскреснем, но не все изменимся 21 . Изменятся же праведные, которые войдут в жизнь вечную. Это показал Апостол, говоря: И мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52). И показывая, каково будет это изменение, добавил: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15:53). В праведных телах будет то, о чем сам Апостол сказал: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:42–44). И назвал он его [тело] духовным не оттого, что само тело станет духом, но потому, что [силою] животворящего духа оно пребудет бессмертным и нетленным. Но так же, как тогда тело будет называться духовным, хотя не духом станет, но останется телом, так и ныне [оно] называется душевным, хотя оно является не душой, но телом.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака 83. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что всякое творение Бога является благим, и не следует отвергать ничего, что воспринимается по действию благодати. И рабы Божии, которые воздерживаются от мяса и вина, не столько отвергают сотворенное Богом, но воздерживаются от крепких пищи и питья только ради умерщвления плоти. Браки же есть Божественное установление и благословение. Однако лучше, если кто-либо не вступает в брак, чтобы свободнее и лучше знать то, что относится к Богу, и как угодить Господу 23 . Однако для тех, кто не стремится к воздержанию, нет никакого греха в том, если он женится или она выйдет замуж. И не только первые, но и вторые, и третьи браки установлены Богом для тех, кто не может удержаться, поддаваясь слабости. Для тех же, кто или в браке, или будучи свободным от брака дали Богу обет воздержания, весьма постыдным является, если они пожелают вступить в отношения, к которым не должны приближаться, или повторяют то, от чего должны отстраниться, одни — по свободной, другие — по изъявлению общей воли. Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми 84. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что полем Божиим является кафолическая Церковь. И в ней до скончания века имеются зерна, смешанные с плевелами, то есть в общении таинств дурные [люди] смешаны с хорошими. И во всяком чине или клириков, или монахов, или лаиков есть как плохие, так и хорошие. И не хорошие должны быть посеяны ради злых, но злые ради хороших, поскольку смысл веры и любви требует терпимости. То есть или в Церкви не сеются семена нечестия, или братья не впадают в смертоносное подражание какому-либо дурному делу. Ведь правильно верующий внутри Церкви и благочестиво живущий никогда не сможет оскверниться чужим грехом, если он не оказывает какому-либо грешнику [своего] единодушия или одобрения. И добрые внутри Церкви с пользою сосуществуют с дурными, если это делается посредством доброго жития с ними и доброго наставления.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

40. Таким образом, эти живые существа исполняют непостижимую волю Творца согласно течению и устроению этого века. Они не должны давать никакого отчета о своих действиях, ибо не имеют разума. О волах ли печется Бог? (1 Кор 9:9). Люди же, поскольку сотворены разумными, и о себе, и о всех делах, которые они сотворили в текущей жизни, должны разумно отчитаться пред Богом, и по качеству своих действий получат или наказание, или славу. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор 5:10). То есть в то время, когда, согласно словам Самого нашего Создателя и Искупителя, все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5:28–29). [Все это для того], чтобы те, кто творил зло, всегда горели в вечном огне, пылая вместе с диаволом, начальником всех зол. Те же, кто творил добро, будут пребывать в жизни вечной, царствуя без конца со Христом, Царем всех времен. Ведь тех, кто будет царствовать со Христом, Бог по великой Своей милости предопределил к Царству. Он предуготовил их по предопределению такими, чтобы они были достойны Царства; предуготовил по Своему замыслу к призванию, чтобы повиновались; предуготовил к оправданию, чтобы по принятии благодати они правильно верили и праведно жили; предуготовил также к славе, чтобы, став наследниками Христа, они наследовали бы Царствие Небесное без конца. 41. Этого Царства в различное время через таинства, которые установил Христос для веры в Свое воплощение, достигнут те, кого Бог спас даром, чему не предшествовали никакие заслуги ни благой воли, ни благих дел. Точно так же с того времени, о котором сказал наш Спаситель: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5), никто не может без таинства крещения (кроме тех, кто некрещеным в кафолической Церкви проливает кровь за Христа) получить ни Царствия Небесного, ни жизни вечной. Поэтому где бы ни принял кто-либо таинство святого крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа: или в кафолической Церкви, или в ереси, или в расколе, — он принимает таинство во всей полноте. Но спасения, которое есть сила таинства, он не получит, если принял это таинство вне кафолической Церкви. Поэтому он должен вернуться в Церковь, но не для того, чтобы снова получить таинство крещения (чего не должен повторять никто из крещеных людей), но чтобы в кафолическом общении получить жизнь вечную, обладать которой никак не достоин тот, кто будет чужд таинству крещения кафолической Церкви. И хотя кто-то раздает щедрую милостыню и даже проливает кровь во имя Христа, но из-за того, что в этой жизни он не находился в единстве кафолической Церкви, не получит вечного спасения. Ведь где кому-либо может быть полезно крещение, там может быть полезна и милостыня. Крещение же может быть вне Церкви, но может быть полезно только внутри Церкви.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010