Поэтому идейный развратитель опаснее того, кто открыто посягает на честь. В последнем случае на стороне жертвы совесть, стыд и гражданские законы. Если же позволить шепоту рассуждающего о жизни «мудреца «проникнуть в сознание неокрепшего человека, если этот шепот оправдает грех и разрисует его яркими красками, то человек сам ринется в омут, и никто его не удержит. Набоков ничем не был похож на развратителя миллионов. Когда, уже будучи стариком, он регулярно выходил на прогулки с шахматной доской подмышкой или с сачком для ловли бабочек в руках, в нем трудно было разглядеть разрушителя традиций и тонкого совратителя. Милый старик, изрядно образованный, преданный невинным удовольствиям… И тени изнасилованных нимфеток не стояли у него перед глазами, как «мальчики кровавые» у другого известного персонажа. Но эти обманутые и искалеченные девочки были, их было много, поскольку одно дело блуднику пускать слюни, глядя на ребенка, а другое узнать себя в персонаже известного произведения. Только Страшный Суд низвергнет с пьедесталов ложных героев, которым сегодня по неразумию поклоняются люди, лишенные ума, но обладающие рассудком. Только Страшный Суд даст правильную оценку трудам человеческим вообще, и интеллектуальным в особенности. Блуд не приходит один. Как ни странно, он приходит в обнимку с убийством. Это невероятно, но факт. С одной стороны сладость и замирание дыхания, а с другой кровь и буйство кровопролития. Возможно ли это? Да и сто раз да. История царя Давида должна убедить нас в этом (читайте в Книгах Царств историю грехопадения этого царя и пророка). Как винные пары застилают разум упившегося человека, так и парение похоти действует на ум. Вся история человечества, а не только случай с Давидом, тому доказательство. Желание запретных удовольствий, блуд совершившийся, убийство свидетелей, ревность, аборт как убийство прелюбодейного плода и многое, многое другое. Кровь следует за блудно разлитым семенем. По ветхому закону равно нечистыми считались как женщина в период месячного очищения, так и мужчина, имевший истечение семени. Кровь и семя здесь равно виновны в ритуальной человеческой нечистоте. Виновны не они сами по себе, но виновен человек, имеющий истечение. Во всем этом есть глубина и иносказание.

http://azbyka.ru/semya/pervoe-chudo-bese...

2–8. Язва проказы на коже. Присутствие в законодательстве Моисея столь подробных сведений о проказе (точности Моисеева диагноза проказы врачи и нового времени удивляются) говорят о распространенности проказы, этого бича человечества, этого «удара» или «поражения» Божия (значение евр. названий проказы – цараат и нега) среди евреев. В законе Моисея проказа, впрочем, трактуется не только как физическое страдание и общественное несчастие, но и как ритуальная нечистота, почему говорится не о лечении этой редко и трудно излечимой болезни, а об освидетельствовании ее священниками, о мерах изоляции больных проказою и о ритуальном очищении выздоровевших от нее. Посему во Второзаконии каждому израильтянину заповедуется: «смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь закон, которому вас научат священники и левиты» ( Втор 24.8 ). Иосиф Флавий, опровергая египетскую легенду (записанную у Манефона и повторявшуюся Аппианом), что израильтяне были прокаженные, вместе с Моисеем изгнанные из Египта по причине этой болезни, говорит: «если бы это было справедливо, то Моисей не издал бы таких постановлений, которые логически противоречили бы его собственному состоянию, равно как положению его товарищей… Ничто не помешало бы ему издать на этот счет самые мягкие постановления, а не определять такого, подобного наказания, отделения больных от здоровых. Моисей же сам, равно как и его единоплеменники, были свободны от этой болезни, почему он во славу Божию и издал такие постановления» (Древн. Иудейские, 3:11, 3:4). Крайность отрицания здесь самого существования среди евреев болезни проказы очевидна, но общий смысл законоположений Моисея передан здесь сполна. Но еще глубже понимает законы о проказе блаж. Феодорит: «Телесными болезнями указывает на болезни душевные и, говоря о болезнях непроизвольных, объясняет за произвольные. Ибо если естественные болезни кажутся нечистыми, тем паче болезни нравственные. Говорит же и о различиях проказы, потому что есть разность и во грехах. Есть начало проказы, потому что есть и начало греха. Но как проказу различает иерей, так ему же надобно быть судьею и душевных грехов. Прокажением же называет пестроту цвета на коже; так порок, войдя в душу, делает ее прокаженною» (вопр. 15 на Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А. Е. Петров Ритуальные омовения в ВЗ и греко-римском мире Ритуальное использование воды известно во мн. религиях мира и обусловлено двумя основными свойствами этой стихии - очищать нечистоту и даровать жизнь. Внешнее сходство христ. таинства с обрядами, совершавшимися в др. религ. традициях, побуждало исследователей искать истоки обрядовой стороны таинства вне собственно христ. традиции, прежде всего в предшествующих ей ветхозаветной и межзаветной традициях и в раввинистическом иудаизме и греко-рим. языческих культах. Омовения по Закону Моисееву При изучении истоков обрядовой стороны К. первостепенное значение имеет практика использования воды в ВЗ. Согласно Закону Моисееву, омовение в воде было частью ритуального очищения (Лев 13-17; Числ 19. 12 и др.). Отличительными чертами ветхозаветной практики можно считать то, что омовения совершались неоднократно, всегда без помощи посредников, не были связаны с понятиями вины, святости и спасения, но служили приготовлением к участию в жертвоприношениях (по этой причине женщинам ветхозаветная традиция в отличие от позднейшей раввинистической предписывала омовения в крайне редких случаях). Действенность омовения была обусловлена множеством факторов. Так, иногда одного омовения без жертвоприношения было недостаточно, чтобы произвести очищение (Лев 15. 13-15). Действенность зависела также от времени захода солнца (Втор 23. 11; Лев 15. 16). В большинстве случаев, отмеченных в ВЗ, требовалось омовение всего тела (Лев 15. 16), т. е. полное погружение в воду. Причем очищала только вода из естественного источника («живая» (проточная) вода - Числ 5. 17; 19. 17; Лев 14. 5, 50-53) или собранная в цистерну дождевая, поскольку считалось, что и та и другая происходят прямо от Бога (вода в любом сосуде при попадании в него чего-то нечистого оскверняется, если была налита человеком; природный же источник и вода в миквах сохраняют чистоту при соприкосновении с нечистотой; см.: Лев 11. 33-36). Священники не принимали участия в омовении осквернившихся, но лишь свидетельствовали об их чистоте или нечистоте и совершали дополнительные обряды и жертвоприношения (Лев 14). Окропление водой без омовения тела упоминается только для левитов при подготовке к служению (Числ 8. 7). В остальных случаях за окроплением следует омовение тела (Числ 19. 19), причем вода, которой совершалось окропление, делает нечистым того, кто кропил (Числ 19. 21).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Это, прежде всего, представление о ритуальной чистоте, столь подробно изложенное в Моисеевом законе. Он регламентирует то, что и на интуитивном уровне было понятно всем: люди, предметы и пища могут быть чистыми или нечистыми, причем этим свойством они могут обладать как временно, в силу определенных событий, так и постоянно, в силу своих природных качеств. Прикосновение к нечистому оскверняет чистое, а очищение возможно по определенным правилам и на определенных условиях. Так, прокаженные в НЗ времена были не просто больными людьми: они были ко всему еще и нечисты, т. е. никогда и ни при каких условиях не могли общаться с прочими людьми и вели жизнь настоящих изгоев. То, что Иисус вообще обратил на них благосклонное внимание, само по себе было уже невиданным событием. Кроме того, все чистое могло быть профанным (относящимся к повседневной человеческой жизни) или сакральным, т. е. священным, относящимся к сфере общения Бога (богов) и человека, и смешивать одно с другим тоже ни в коем случае нельзя. А смешение сакрального с нечистым – самое радикальное нарушение правил. Вот почему царь Иосия сжег на языческих жертвенниках мертвые кости, чтобы навсегда их осквернить ( 4Цар 23:16 ), вот почему сравнение книжников и фарисеев со скрытыми гробами ( Лк 11:44 ) звучало таким страшным оскорблением: те, кто считали себя самыми священными, на деле оскверняли других людей своим прикосновением, и те даже не ведали о том! Еще одно важное представление той поры – групповая идентичность. Каждый человек выступает не просто как независимая личность, но, прежде всего, как представитель своей семьи, своего рода, племени и народа. Отсюда вытекает и такая неприемлемая для нас сегодня вещь, как коллективная ответственность (например, истребление целых народов, прежде всего в Ис Нав, или, в куда более мягком виде, уничижительная характеристика в адрес всех критян в Тит 1:12 ). Что касается и народов, и отдельных людей, то их поведение регулировалось прежде всего категориями почета и позора (см. раздел 2.4.3.3.). Вообще, всякое значимое событие в жизни человека потенциально вело к славе или позору, причем не только его самого, но и его рода. Так, смерть на кресте была не просто наиболее мучительной, но и самой позорной из всех существовавших видов казни: обнаженный и совершенно беспомощный человек умирал у всех на виду. Видимо, именно поэтому ВЗ называл проклятым «всякого, висящего на древе» ( Втор 21:23 и Гал 3:13 ), и такое проклятие делало эту казнь еще более позорной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Понтификам принадлежала прерогатива совершения ритуалов, относящихся к dii patres («отеческие боги»). В сферу ответственности понтификов относилось также наблюдение за непрерывностью частных обрядов, в том числе матримониальных. Изначально они были также хранителями законодательных установлений и истолкователями правовых норм. Понтификам принадлежала и роль определителей календарных событий. Ряд обрядов совершался понтификами при содействии и участии представителей светской власти. К таким обрядам относились: – умилостивительные жертвоприношения (piacula), совершавшиеся в случае обнаружения преступления против богов или даже просто ошибки в ритуале; По смыслу с piacula были близки очистительные жертвоприношения (lustratio). Их проводили цари или, позднее, светские должностные лица – цензоры (censores) – для выведения предмета или пространства из состояния ритуальной нечистоты. При этом жертвенное животное трижды обводилось вокруг очищаемой вещи. Сегодня термин «люстрация» приобрёл политический смысл и означает «очищение» государственного аппарата от чиновников, виновных в преступлениях, содеянных предшествующим режимом. – жертвы по обету (vota), приносившиеся, как правило, по обещанию, данному богу в сложных обстоятельствах (при стихийных бедствиях, моровом поветрии и т. п.). Часто таковыми обетами были обещания построить храм, установить статую или провести игры в честь божества; – посвящение богам (consecratio), состоявшее в том, что светская власть передавала, а жрецы, как представители божества, принимали в собственность бога совершаемое приношение. Существовал и обратный обряд – profanatio, целью которого было выведение чего-либо из божественного владения, лишение сакрального значения. Другим значимым жреческим сообществом были весталки (лат. virgines vestales – букв. «девы Весты») – жрицы богини Весты. Их коллегия подчинялась великому понтифику. Весталками становились девочки в возрасте 7–10 лет из патрицианских, а также пользовавшихся уважением плебейских фамилий. Дальнейший профессиональный путь посвящаемой длился 30 лет и состоял из десяти лет ученичества, 10 лет собственно священнослужения и 10 лет наставничества. Затем весталка оставляла свою должность и могла выйти замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана. 22 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте. жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27). 22 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18,1. идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу ( Лев. 17,8.9 ). Иудейский закон требовал наказания за отступничество ( Втор. 13,12–18 ). 22 Финееса. Делегацию «из десяти начальников», отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис. 25,7.8 ). 22 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13,8–33). Разрушить это единство может лишь отступничество о Бога. соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе ( Лев. 17,8.9 ; Втор., гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник «подле Иордана». Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению ( Втор. 13,12–14 ). 22 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях «впавших в идолопоклонство и распутство» израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2,1 и ком.; Чис, гл. 25). не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их «поражения на Фегоре» ( Чис. 25,18 ). 22 прогневается. См. ком. к 7,1. 22 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13,8–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6:7. Грех твой очищен. Перевод использованного здесь понятия вызывает споры (напр., некоторые предлагают вариант «прощен»). Информацию об идеях, положенных в основу ритуала очищения, см. в коммент. к Лев. 1:4 . В аккадских ритуальных текстах это слово означает «удаление» ритуальной нечистоты и относится преимущественно к очищению уст. В одном старовавилонском тексте прорицатель, готовясь предстать перед собранием богов, смазывает свои уста смолой. В вавилонских текстах заклинаний огонь рассматривается как основное средство очищения. В серии заклинаний, известной под названием Shurpu («сожжение»), описываются способы избавления от греха, вызванного религиозными нарушениями или осквернением. 6:8. Для Нас . Картина небесного престола, окруженного небесным советом, хорошо известна из угаритских текстов (самый знаменитый из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилки, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи хеттского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство. 6:9,10. Роль пророка. Описание состояния, при котором глаза перестают видеть, уши – слышать, а сердце огрубевает, находит со ответствие в медицинских текстах и в описаниях превращений, происходящих в человеке под действием страха. В 1Цар. 25 о Навале, у которого, по-видимому, случился инсульт, сказано, что его сердце «замерло». Герой вавилонской философской «Поэмы о невинном страдальце», описывая свое вызванное страхом оцепенение, говорит, что глаза его перестали видеть, а уши слышать. Трудно сказать, в чем причина невосприимчивости, с которой столкнулся Исайя – в болезни духа или в страхе. Назначение пророка состоит в том, чтобы донести до народа свою весть, независимо от того, будет на нее отклик или нет. Даже если весть не приведет к покаянию, грехи народа будут изобличены. 7:1–25 Еммануил

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Проституция, таким образом, у евреев была принята. В городах проститутки принимают клиентов у себя: Раав продает свои прелести Иерихону во времена Иисуса Навина ( Нав.2:1 ) и является при этом уважаемой личностью. Иеффай, сын Галаада, Самсон в Газа без стеснения посещают женщин легкого поведения, и хронист расценивает это как самую естественную вещь. Две блудницы, затеявшие судебный процесс, имеют свободный доступ к залу заседаний царя Соломона. На протяжении всего царского периода «зонот» и «кедешот» составляют существенную часть городской жизни: они прогуливаются по улицам, могут посещать зал судебных заседаний, ходят в городские бани, стоят на перекрестках, на порогах своих домов, подзывая прохожих откровенным жестами или словами или, нежно аккомпанируя себе на арфе, услаждают слух клиентов песней. Проституция осуждается законом, но реально продолжает существовать. Законодательство запрещает священникам жениться на женщинах легкого поведения и приговаривает к сожжению дочь священника, ставшую блудницей ( Лев.21:7–9 ). Признанные моралисты пытаются проповедовать чистоту, описывая цинизм, спесь, грубость, лицемерие и притворство некоторых подобных женщин ( Ос.5:3 ). Предосторожности, принятые для ограничения недозволенных форм проявления сексуальности, выявляют отношение к любви и сексу у евреев. В целом, это стремление к демифизации, демистификации, освобождению и сакрализации сексуальной активности пары. Чистота Забота о чистоте нравов отразилась не только в Библии – о ней свидетельствуют материалы многочисленных археологических раскопок, подтверждающие эти данные. Библия требует, чтобы человек помылся, прежде чем он обретет состояние ритуальной чистоты (Лев. в разл. местах; Чис.19:7–8–19 ): речь идет о полном погружении мужчины или женщины в проточную воду или ритуальный водоем – этот обычай является истоком христианского крещения. Это очищение, часто происходившее в форме омовения, требовалось во многих случаях повседневной жизни – когда человек был болен и, соответственно, нечист, после совершения любовного акта и заражения, прикосновения к умершему или чему-то нечистому и так далее. Нааману омовение помогает излечиться от проказы ( 4Цар.5:10–14 ), что имеет не только религиозное, но и магическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно на таком уровне только и существует филэллинство, филварварство; та или иная система ценностей; то Священное Писание или это; один бог-спаситель или другой; то или иное чтимое имя Первоначала. На этом мы сейчас и остановимся. К концу IV-haчaлy V вв. реалии века III-ro были уже очень далеким прошлым. Почти забылось, превратившись в литературу, пифагорейство; гностицизм и герметизм становятся явлениями периферийными (как в пространственном, так и в интеллектуальном смысле); уходит в прошлое филоновское иудейство; запрещается оригенизм; даже римский платонизм – помимо Синезия и кружка Гипатии – не находит никаких последователей. Учение Плотина, отвергавшего всякое Писание в пифа-горейско-иудейско-христианском смысле слова, а также и любые теургические практики, должно было пониматься двояко: и как учение политическое – в связи с неудачной попыткой Плотина построить Платонополис, и как учение мистико-аскетическое – в связи с отрицанием Плотином значимости теургических (культовых) практик для духовного восхождения. Ближайший преемник Плотина – финикиец Порфирий, проживший основную часть своей жизни на идеологическом уровне сознания (где его деятельность, как историка и филолога, выше всяких похвал), в сфере собственно философской, с одной стороны, регрессировал к отрицательному кинико-стоическому идеалу, с другой же – привил неоплатонизму страсть ко всякого рода очищениям, фундированным азиатской брезгливостью к нечистому и, разумеется, ощущением превосходства «чистых» над «нечистыми»; иными словами, будучи в сфере идеологии жесточайшим врагом христианства, в сфере религиозного самочувствия и практики он ничем вообще не отличался от современных ему христиан. В рамках того же самого азиатского самочувствия уже в следующем поколении Ямвлих сделал роковой для неоплатонической философии шаг – принял и философски истолковал культ. Синезий двинулся совершенно в ином направлении. Он, вне всяких сомнений, был убежденным поклонником эллинской древности, однако, как и Плутарх Херонейский в I в. н.э., не принимал кинико-стоического идеала, бывшего базисом аскетической духовности Поздней Античности. Обращаясь к тому же Пифагору, он не пытался – вслед за Евдором и Ямвлихом – акцентировать внимание на ритуальной дисциплине школы, но на ее политической деятельности. Синезий полностью принимал древний идеал калокагатии – соответствия телесной красоты и душевного совершенства, политического успеха и религиозной мудрости. Мудрец – по Синезию – это философ (очень может быть, в идеале – и пифагореец, но пифагореец в стиле Эпаминонда). Идеология «чистоты», «избранничества», всё связанное с брезгливостью и высокоуми- ем Синезию почти полностью чуждо, что и отличает его от подавляющего большинства современных ему авторов – не важно: языческих или христианских. Теперь пришло время остановиться на отношении Синезия к рождавшемуся на его глазах монашескому мифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

" Институт Храма " в свое время получал государственные дотации. Бывшему министру образования Амнону Рубинштейну удалось перекрыть канал поступления денег из министерских бюджетов. Рубинштейн оправдывал свои действия информацией, поступавшей из ШАБАКа, согласно которой " институт " находится на попечении у одной крайне правой организации стремящейся к свержению демократического строя в Израиле посредством активных провокаций на Храмовой горе. Во главе " института Храма " стоит рав Исраэль Ариэль, которого " Ках " в свое время выставляла вторым в своем списке кандидатов в депутаты кнессета. Многие годы он служил Кахане верой и правдой, призывая солдат ЦАХАЛа не выполнять приказ о разрушении Ямита и совершая экстремистские выходки против арабов. Члены " Движения за возрождение Храма " заняты выращиванием красных коров, пепел которых необходим для ритуального очищения желающих ступить на территорию Храмовой горы. Все люди, согласно Галахе, находятся в состоянии " нечистоты и тлена " , потому что хотя бы раз в жизни прикасались к покойнику или к вещам, находившимся в непосредственной близости от него. По этой причине им запрещается в настоящее время восхождение на Гору. Только пепел красных коров способен вывести их из этого состояния. Примерно полгода назад в печатном органе этого движения появилось следующее сообщение: " Слава Богу, у нас родилась красная корова " . Обитает эта корова в Кфар-Хасадиме. Рав Эльбойм с коллегами приезжал убедиться в ее достоинствах и пришел к заключению, что она соответствует галахическим требованиям, поскольку цвет ее шкуры представляет один из 60 оттенков красного, признанных специалистами полными для выполнения коровой своей миссии. Однако последователям Эльбойма недостаточно одной-двух коров красного цвета (вторую выращивают на постоялом дворе Куши Рамона на 101 километре эйлатского шоссе). Они готовят целое стадо, его пасут пастухи - неевреи из штата Луизиана, которые, однако, " соблюдают заповеди сыновей Ноаха и поэтому причисляются к обращенным в иудаизм " . Когда будет воздвигнут храм, все это стадо перелетит на самолете в Израиль.

http://pravoslavie.ru/press/daeshhram.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010