Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Миква в Масаде. 66–73 гг. [Микве; евр.   - скопление [воды]; ср.: Быт 1. 10], в иудаизме - водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Согласно священническому кодексу (см. в ст. Пятикнижие ), погружение в воду было обязательным во всех случаях, когда иудей оказывался в состоянии ритуальной нечистоты (Лев 14. 9; 15. 5, 7; 16. 4, 24; Числ 19. 7-8 и др.), напр. в результате прикосновения к мертвому телу (Числ 19. 11-13) или к.-л. иному нечистому объекту (Лев 5. 2-3; 11. 24-35), вслед. нечистых телесных выделений (Лев 15). Некоторые типы сосудов очищали погружением в воду (Лев 11. 32), полосканием в ней (Лев 15. 12) или «проведением через воду» (Числ 31. 23). Миква в Кумране Миква в Кумране В поздний период Второго храма эти предписания понимали как указания на полное погружение в воду. Их достаточно много в письменных источниках того времени (ср.: Ios. Flav. Antiq. III 263; Мк 7. 3-4; Лк 11. 38). Согласно Дамасскому документу (см. в ст. Кумранская община ), вода, используемая для ритуальных омовений, должна быть чистой и ее должно быть достаточно для погружения (CD X 10-12; 4QDe 6 iv 21), но указаний об устройстве резервуара в тексте нет. Самый ранний источник, описывающий подобный резервуар, содержится в Мишне (редакция 1-й четв. III в. по Р. Х.), где он назван «Бет-Тевила» (дом погружения), или в более общем смысле - М. (об омовениях см.: Lawrence. 2006. P. 23-154). В иудаизме омовение предписывается при переходе в иудаизм, а женщинам - после родов. Однако постепенно, с отменой большинства галахических предписаний, касавшихся ритуальной чистоты (частично было связано с разрушением храма), обязательными остались лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в М. практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности в канун субботы , праздников и постов, особенно в Йом Киппур . Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в М. перед ежедневной молитвой «Шахарит». В М. также омывают посуду, изготовленную неевреями (ср.: Числ 31. 21-23).

http://pravenc.ru/text/2563176.html

На Востоке главным методом считается метод исихастов, о котором мы еще будем говорить более подробно 1667 . В этой главе мы хотим вкратце рассказать о «предварительной подготовке», т. е. объяснить главный принцип, заключающийся в том, что практика ведет к теории 1668 . Если рассматривать ее в аспекте негативном, то практика предстает как очищение, а в положительном смысле она есть стяжание добродетелей. Эти замечания помогут лучшему соединению между собой нижеследующих заметок, к которым мы добавим еще некоторые указания о месте молитвы, о церковном здании и иконах. I. Очищенное сердце Очищение «Только чистый способен познать того, кто чист, кто подобен ему», – говорит св. Григорий Богослов вместе со многими другими 1669 . И так как Господь отражается в духе человека, как солнце – в озере, то чем чище дух, тем более четким будет это божественное отражение 1670 . И платоники, и стоики, и христиане настаивают на необходимости очищения для тех, кто хочет приблизиться к Богу. Расхождения начинаются тогда, когда речь заходит о конкретном определении того, в чем состоит это очищение. Оно является постепенным и имеет ряд степеней. Мы будем говорить о них в соответствии с традиционными терминами, в которых выражает себя процесс очищения. Ритуальное очищение В древних религиях очищение происходило посредством совершения определенных ритуальных действий. Согласно библейской вере, считающей, что все творение «хорошо весьма», понятие чистоты стремится к тому, чтобы стать внутренним и нравственным 1671 . Однако жизнь святой общины включает в себя и физический аспект – удаление от всего нечистого, безнравственного. Библейские предписания упорядочивают использование всего того, что свято (Лев. гл. 21–22). Святая община как таковая требует уважения. Это находит отражение в многочисленных монастырских правилах относительно одежды, того, как нужно есть, и т.п. Разумеется, что и в христианстве существуют обряды и даже таинства покаяния, очищения. Впрочем, любая молитва обладает очистительной силой 1672 , источником которой является слово и жертва Христа. К тому же, следуя за пророками ( Ис. 1:15 и сл., Иер. 7:21 и сл.), духовные писатели постоянно говорят о том, что эти обряды важны не сами по себе, но лишь тогда, когда включают в себя внутреннее очищение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

В этом году, как и в субботнем, страна оставалась в покое, необработанною, и все, что в ней произрастало самородно, составляло всеобщую собственность ( Лев. 25:8–12, 20–21 ). Но существенное отличие юбилейного года от субботнего заключалось в том, что в юбилейные годы каждый израильтянин, почему-либо лишившийся своего земельного участка, на который он имел право по происхождению из известного колена, рода, племени и семейства, вновь получал право возвратиться во владение своим родным участком ( Лев. 25:10 ) 531 . По свидетельству Иосифа Флавия, в юбилейный год прощались также должники (Antiqu. jud. Ill, 12, 3), но это свидетельство не находит себе подтверждения ни в Св. Писании, ни в раввинском предании 532 . Отдел III. Ритуальное очищение. Глава VII. Смысл и виды ритуального очищения и очистительные действия § 140. Смысл ритуального очищения и поводы к нему Потребность в ритуальном очищении для ветхозаветных людей создавалась сознанием ими своего греховного состояния, действия как в них самих, так и в окружающем мире последствий первородного греха. Вследствие греховного состояния и действия первородного греха возникли явления смерти, смертельные болезни, болезни деторождения, волнения похоти и наконец случаи вредного влияния на человека со стороны некоторых тварей ( Быт. 3:14–19 ). Все эти явления, чуждые домостроительству Божию и возникшие вследствие грехопадения людей, привносили как в человеческую, так и в мировую жизнь вообще расстройство и нечистоту, и требовали исправления. А посему законодатель, стремившийся направить жизнь еврейского народа по началам, указанным Творцом, дал ряд постановлений, посредством которых ограждалась жизнь общества израилева от губительного действия греховной скверны и заразы (см. выше § 78). Но не удовольствовавшись одними этими постановлениями, имевшими значение чисто внешних санитарных мероприятий, законодатель в то же время стремился указать на коренную причину внешней скверны и нечистоты, на действие первородного греха, и на внутреннюю необходимость устранения оной, а посему дал ряд постановлений ритуального характера, целью которых служило указать на необходимость внутренней борьбы со грехами и на потребность сверхъестественных средств для возрождения и очищения человека, другими словами на потребность очистительный жертвы Сына Божия, имевшего сокрушить главу виновника грехопадения ( Быт. 3:15 ) и греховной скверны, т. е. диавола ( Евр. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Лк.14:15 ). Та же идея общения Бога с Израилем выражается и во втором отделе книги Левит (гл. 8–10), рассказывающем о посвящении Аарона в первосвященника и сынов его–в священники,–особенно в словах Господа, передаваемых Моисеем Аарону и выражающих сущность ветхозаветного священства: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» ( Лев.10:3 ). Здесь ясно выражена мысль, что то всеобщее, всенародное священство, к которому был предназначен Израиль ( Исх.19:6 ), составляло лишь идеал, необходимым условием достижения которого было законное, богоустановленное священство ( Исх.19:22 ). С новой стороны и с особенною силою выступает идея религиозного жизненного общения между Богом и Израилем в следующем, третьем отделе рассматриваемой книги (гл. 11– 15). Для того, чтобы на самом деле быть богоизбранным обществом Иеговы, Израиль должен был оберегаться от разных видов так называемой ритуальной нечистоты: 1) от употребления в пищу нечистых животных (11 гл.); 2) от нечистоты, связанной с актом деторождения и вообще с половою жизнью женщин и мужчин (гл. 12 и 15); 3) от нечистоты проказы (гл. 13–14), и 4) более всего от осквернения прикосновением к трупу человека или животного,–нечистоты смерти ( Лев.11:33, 19:11–22 ). «Потребность в ритуальном очищении для ветхозаветных людей создавалась сознанием ими своего греховного состояния, действия как в них самих, так и в окружающем мире последствий первородного греха... Законодатель, стремившийся направить жизнь еврейского народа по началам, указанным Творцом, дал ряд постановлений, посредством которых ограждалась жизнь общества Израилева от губительного действия греховной скверны и заразы. Но не удовольствовавшись одними этими постановлениями, имевшими значение чисто внешних, санитарных мероприятий, законодатель в то же время стремился указать на коренную причину внешней скверны и нечистоты, на действие первородного греха, и на внутреннюю необходимость устранения оной, а посему дал ряд постановлений ритуального характера, целью которых служило указать на необходимость внутренний борьбы со грехами и на потребность сверхъестественных средств для возрождения и очищения человека, другими словами, на потребность очистительной жертвы Сына Божия, имевшего сокрушить главу виновника грехопадения ( Быт.3:15 ) и греховной скверны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Даже если священник отстранялся от участия в ритуале жертвоприношения из-за физического недостатка, он все равно имел право разделять священную трапезу, поскольку оставался священником. В месопотамских и египетских текстах также встречаются описания совместного вкушения священной пищи божеством и присутствующими священниками, каковое образует особую связь между богом и его служителями. См. коммент. к 1:1,2 и 3:6–11. 22:3–9. Установления, связанные с нечистотой священников. Жертвенник и те, кто при нем служит, должны удовлетворять самым строгим требованиям ритуальной чистоты. Такое правило существовало не только у израильтян, но и у других народов древнего Ближнего Востока. Египетские жрецы, прежде чем приступить к служению у алтаря, должны были пройти через продолжительные ритуалы очищения. В одном хеттском тексте содержится длинный перечень инструкций по поддержанию ритуальной чистоты жреца и храма, а также способов их очищения в случае осквернения, имеющий много общего с установлениями в гл. 22. Соприкосновение с любым источником нечистоты оскверняло священников, и, для того чтобы возобновить исполнение своих обязанностей, они нуждались в длительных ритуалах очищения. Перечень в 22:4,5 адресован лицам, которым полагалось держаться подальше от святилища и священников, в том числе тем, кто прикасался к мертвым, или нечистым людям, или животным, или ел нечистую пишу. Хеттский закон, запрещающий становиться жрецами лицам, имевшим половые сношения с лошадью или мулом, демонстрирует еще один тип нечистоты, несовместимой со жреческим служением. 22:8. Мертвечина. Любые животные, найденные мертвыми, считались нечистыми, поэтому священникам полагалось употреблять мясо только тех животных, которые подверглись ритуальному закланию и были надлежащим образом лишены крови. 22:10–16. Право на священническую долю. Существует пища, предназначенная только для богов и их служителей. Яркой иллюстрацией этого положения является «Молитва Хаттусили», в которой хеттский принц клянется, что никогда не ел «того, что свято для моего бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Особую святость имеет избранный народ Божий, причем в этой святости следует различать два аспекта: данность и призвание. В первом смысле Израиль уже является народом святым ( Втор.7:6 ), потому что Бог избрал его, выделил его среди народов, приобрел его для Себя, освободив от египетского рабства, соделал Израиль Своим уделом, заключив Завет с ним и поставив скинию – место Своего постоянного присутствия среди народа. Таким образом, святость в смысле отделенности от остального мира становится достоянием Израиля уже после заключения Завета. Но Израиль должен хранить святость, которую Бог однажды даровал ему, должен соответствовать высокому статусу святого народа и удела Господа, потому Яхве призывает народ к святости: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Эта святость заключается в поведении и в самой жизни людей, в очищении от чуждых религиозных обычаев, в устранении поступков, характеризующих выражение религиозного чувства других народов. Как Яхве – Иной Бог, принципиально отличный от языческих кумиров, так и народ Яхве, Израиль, должен своей жизнью отличаться от других народов. И как Господь в Своем могуществе и совершенстве превосходит других богов, так и народ Его должен своим нравственным поведением и моральным обликом превосходить язычников. Только исполняя волю Яхве, избранный народ достигает освящения, становится достойным называться царством священников и народом святым ( Исх.19:6 ). Святой народ и отдельные святые люди должны не только соответствовать святости своего положения, не только пассивно исполнять закон Божий, но и активно свидетельствовать о святости Бога перед другими людьми и народами. В частности, потому Господь обвиняет Моисея и Аарона в том, что они в Кадесе не явили святость Его ( Чис.20:12–13 ). Также Израиль как святой народ призван исполнять заповеди Бога, чтобы свидетельствовать перед всеми народами о Господе ( Втор.28:9–10 ). 5. Законы ритуальной чистоты (Лев. 11–15) 5.1. Понятие о ритуальной чистоте и нечистоте Центральное место в Книге Левит занимают законы ритуальной святости и чистоты каждого члена общины, которые являются важным составным звеном в системе религиозно-нравственных представлений Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сходным образом свиней приносили в жертву демонам в Месопотамии. Известно, что в Египте свинину употребляли в пищу, а Геродот утверждает, что там свиней использовали и для жертвоприношений. Египетские источники сообщают о стадах свиней, содержавшихся при храмах, а также о том, что свиньи часто входили в пожертвования храмам. Свинья была священным животным бога Сета. Однако наиболее многочисленные свидетельства о принесении свиней в жертву относятся к Греции и Риму, где эти жертвоприношения были также адресованы богам подземного царства. В городах свиньи, как и собаки, бродили по улицам, питаясь отбросами, что делало их особенно омерзительными. Со всей отчетливостью отношение евреев к свиньям выражено в Ис. 65:4; 66:3,17 , причем первый фрагмент обнаруживает несомненную связь с культом мертвых. Возможно, принесение свиньи в жертву было равнозначно жертвоприношению демонам или мертвецам. 11:8. Передача нечистоты. Предметы, прикасающиеся к трупу, впитывают нечистоту трупа, если они не находятся под землей. Поэтому источники и колодцы, равно как и посаженное в землю семя, недоступны осквернению. Намоченное семя в ст. 38 приготовлено для употребления в пищу, поэтому оно действительно становится нечистым. Любое прикосновение к трупу делает человека нечистым и требует очищения. В пищу употреблялось главным образом мясо животных, подвергшихся ритуальному закланию и, следовательно, это не было связано с передачей нечистоты. 12:1–8 Очищение после родов 12:2. Ритуальная нечистота. Не всякой нечистоты можно было избежать, и причиной нечистоты часто оказывалось нечто такое, что никоим образом не считалось греховным. Существует несколько категорий нечистоты, которой невозможно избежать, в том числе сексуальная нечистота, нечистота, связанная с заболеванием, и нечистота, возникшая вследствие прикосновения к трупу человека или животного. Хотя это было не столько проблемой этики, сколько проблемой этикета, священный круг нуждался в защите от того, что неуместно в его пределах. К тому же, согласно распространенному поверью, менструальная кровь считалась гнездилищем бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исповедание веры (аш-шахада) - свидетельство веры в И., смысл которого переводится на рус. язык как «я знаю, верю сердцем и признаю языком, что нет божества, кроме Аллаха, и я знаю, верю сердцем и признаю языком, что Мухаммад - посланник Аллаха». В этой формуле сконцентрирован основной принцип И.- единобожие (таухид). Шахада произносится при принятии И., при чтении намаза (молитвы) и является составной частью азана (призыва на молитву). Часто шахада используется в качестве зикра - ритуального упоминания имени Аллаха, а также как боевой клич. Мусульм. воин, умерший на поле боя с шахадой на устах, называется шахидом, т. е. мучеником за веру, и, согласно вероучению И., одним из первых попадет в рай ( Брилев. 2007. С. 107). Молитва (араб. «ас-салат»; тюрк. «намаз») является основной и важнейшей (после произнесения шахады) обязанностью мусульманина. Намаз состоит из 12 фардов - 6 шартов, т. е. условий намаза, и 6 рукнов - частей намаза. Обязательными условиями для совершения намаза являются очищение от духовной нечистоты (хадаса), очищение от физической нечистоты (наджаса), обращение в сторону Каабы (кибла), наступление времени намаза (вакт), намерение (нийят), прикрытие тех частей тела, к-рые должны быть сокрыты во время молитвы (сатруль-аурат). Составными частями намаза являются вступительный такбир (произнесение слов «Аллах велик!» (Аллаху акбар!), стояние (кийям), чтение Корана (кираат), поясной поклон (руку), земной поклон (сажда), завершающее сидение (када-ахира) (Мухтасар Ильми-халь. 2010. С. 41). Существует 5 обязательных намазов: утренний (предрассветный) (ас-субх), полуденный, послеполуденный, вечерний (закатный) (аль-магриб), ночной. Каждая молитва состоит из определенного числа ракатов (последовательности молитвенных поз, движений и слов во время намаза): утренняя - из 2, полуденная, предвечерняя и ночная - из 4, а вечерняя (закатная) - из 3. Приведение тела в состояние ритуальной чистоты посредством омовения по определенным правилам называется малым омовением. Без малого омовения нельзя выполнять намаз, таваф (обход вокруг Каабы), касаться руками Корана. Если мусульманин совершил намаз в состоянии ритуальной нечистоты и знал об этом, то он стал неверным. Обязательными действиями для малого омовения являются мытье лица, мытье рук (включая локти), проведение мокрой рукой по 1/4 части головы и мытье ног (включая щиколотки). В случае, если человек был осквернен (напр., половой контакт, поллюция, менструация, роды и т. д.), то обязательно полное омовение всего тела, к-рое включает как минимум полоскание полости рта, омовение водой носа и полное омовение тела (так, чтобы на нем не осталось ни одного сухого места). В случае, если мусульманин оказывается там, где нет воды или ее невозможно использовать, то он может протирать лицо и руки, включая локти, ладонями, очищенными ударом по песку или почве. На это есть указание в Коране: «...и если вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (IV 43).

http://pravenc.ru/text/674977.html

В качестве аргумента против позднего происхождения Й. К. иногда приводятся ближневост. параллели с этим праздником. Соответствующие ритуалы связаны либо с очищением храмового помещения, либо с возложением грехов на животное, однако они не являются прямым отражением нравственного и обрядового содержания Лев 16. В 5-й день празднования Нового года в Вавилоне совершалось очищение святилища бога Набу (описания обряда сохранились в документах новоассирийской и эллинистической эпохи). Жертвенному животному (барану) отсекали голову, волокли его тушу по святилищу и выносили ее за пределы города. Считалось, что тело животного принимает на себя нечистоту святилища. Обрядовое действие обозначалось глаголом   соответствующим древнеевр.     Люди, выносившие тело животного за пределы города, считались ритуально нечистыми. После очищения святилища царь и жрец совершали покаянные ритуалы ( Milgrom. 1991. P. 1067-1070; Linssen M. J. H. The Cults of Uruk and Babylon: The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practice. Leiden, P. 147-148). В связи с данным обрядом можно провести следующие параллели с предписаниями празднования Й. К.: 1) связь очищения храма с празднованием Нового года (Й. К. совершается на 10-й день после наступления нового года (Лев 23. 24-27); в раввинистической традиции эта связь получила многочисленные религ. обоснования); 2) связь очищения с выносом животного за пределы города (однако в кн. Левит очищение храма и изгнание козла отпущения выступают как разные ритуалы, четко различающиеся по своей цели); 3) сожжение тела жертвенного животного за пределами города; 4) признание людей, выносивших тело животного, ритуально нечистыми, и запрет на их вхождение в город в течение определенного времени; 5) представление о том, что грехи общины приводят к осквернению святилища и оно нуждается в очищении; 6) принесение покаяния начальником народа. Следует отметить, что связь новогоднего празднества с идеей обновления является широко распространенной в различных традиц. культурах (обзор см.: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 50-61), равно как и представление о границе города как о разделении чистого и нечистого, упорядоченного и хаотического, поэтому значение соответствующих параллелей не должно быть преувеличено.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Плач о Иерусалиме (13:34–35) 37–39 Затворенные двери (ключ разумения) 52 — Реакция книжников и фарисеев 53–54 — Скорее всего, речь Премудрости Божией завершала этот отрывок в общем источнике Лк и Мф, однако Лука перенес в конец слова о ключе разумения, чтобы переход к рассказу о дальнейших нападениях фарисеев и книжников выглядел более естественным. Один фарисей просил Его к себе обедать ( — фарисеи, как и другие представители зажиточных классов иудейского общества, в будние дни питались дважды: обед ( происходил утром, накануне полудня, а ужин ( de‹pnon) — вечером; легкий завтрак мог предшествовать началу дневной работы. По субботам ели трижды, причем здесь, вероятно, подразумевается главная трапеза, которая происходила после собрания в синагоге около полудня (7:36; 14:1). Ритуальное омовение рук перед едой было фарисейским правилом, но не предписывалось ветхозаветным законом. Иисус и Его ученики не соблюдали его, даже находясь в доме фарисея (Мк 7:1–5). Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете — речение как бы предполагает, что у фарисеев было в обычае очищать только внешнюю сторону сосуда. Однако поскольку ветхозаветный закон подразумевал очищение водой не только внешней, но и внутренней части сосуда, к которому прикоснулся ритуально нечистый человек (Лев 15:12), здесь надо усматривать метафорическое значение — одно лишь внешнее очищение человека столь же неразумно, как и очищение одной внешней части грязного сосуда. Фарисеям не поможет ритуальная чистота, если их сердца полны ‘хищения, грабительства, жадности’ (ср. Евр 10:34) и ponhr…aj ‘лукавства, злобы, зависти’ (ср. Рим 1:29). Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, то есть горшечник или Бог (сравнение творения Божиего с гончарной работой — нередкий образ в ВЗ: Ис 29:16; 45:9; Иер 18:2–6), сотворил и внутреннее? — следовательно, надлежит очищать и то, и другое. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть — здесь выражение в винительном падеже t¦ ™пТпта, букв. ‘то, что есть внутри’, допускает разные понимания: 1) ‘следуя внутреннему, то есть духовному началу, подавайте милостыню’ — если фарисеи смогут преодолеть свою жадность, то есть внутреннюю нечистоту, они станут чисты всецело, и внешнее ритуальное очищение будет излишним 85 ; 2) винительный падеж, выражающий обстоятельство: ‘подавайте милостыню искренне, от сердца’; 3) винительный падеж в обычном значении прямого дополнения: ‘подавайте в качестве милостыни то, что находится внутри (сосуда)’. Может быть, в изречении обыгрывалась двузначность арамейского глагола zki, который, по некоторым предположениям, мог означать ‘давать милостыню’ и ‘очищаться нравственно’.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010