Часто интерпретаторы акцентируют свое внимание именно на торговле в Храме. Известный израильский религиовед Давид Флуссер считает, что Иисус был разгневан фактом торговли в самом Храме, и если бы данная торговля и обмен денег происходили вне его стен, то не было бы и причин для гнева . Действительно, это интересная интерпретация, которая вполне соответствует идее очищения Храма. В ХХ в. взгляд на действия Иисуса постепенно сдвигается в сторону символизма акции, но все еще остается на уровне ритуального очищения Храма. В своей книге Рудольф Бультман пишет, что Иисус «занял со своими сторонниками Храм, чтобы, очистив его от всякой нечистоты, приготовить к грядущему Владычеству Бога» (курсив мой – М. П.). Здесь Бультман хоть и говорит, что это эсхатологическая акция, но все-таки для начала Храм нужно очистить от всякой скверны. Данную линию интерпретации продолжает и развивает Мартин Хенгель, который считает действия Иисуса пророческим символическим актом. Храмовая акция – «это знак, указывающий на наступающее Царство Божье» . Для Хенгеля торговля и обмен денег в Храме противоречат воле Бога и оскверняют Его Святыню, но с наступлением Царства Божьего все это, как и любой жертвенный культ, потеряет право на существование. Некоторые исследователи считают, что Иисус направил Свой гнев конкретно против священнической аристократии, которая наживалась на торговле в Храме, а также препятствовала исполнению пророчества о Храме как о доме молитвы для всех народов (Ис. 56:7). Чарльз Додд полагает, что Иисус инсценировал притчу, чтобы обвинить «торгующих или, скорее, покровительствующих им священнослужителей в том, что те превратили Храм Божий в “разбойничий притон”» . Священники использовали Храм для усиления своей власти, а также благодаря ему наживали хорошее состояние. Вместо служения Богу они служили своим интересам и не стремились к тому, чтобы вовлечь язычников в сферу храмовой деятельности. Стоит отметить, что, по мнению Додда, Иисус изгнал торгующих из Храма только силою Своего нравственного авторитета. Если бы в Храме были беспорядки, то римский гарнизон вмешался бы, чтобы предотвратить мятеж. Иоахим Иеремиас считает акцию Иисуса пророческим символическим действием, судом против касты священнической аристократии, ведь они злоупотребляли своей профессией, используя ее «для заключения сделок и получения наживы», и тем самым делали нечто ужасное, ставя «Бога на службу греху» . Схожее мнение высказывает и Крейг Эванс: «Пророческая угроза Иисуса была направлена явно против священнической знати» .

http://bogoslov.ru/article/6021450

Пара (   - (Рыжая) корова). (Числ 19). Возраст и индивидуальные особенности, которыми должна обладать рыжая корова. Забой коровы и изготовление пепла. Приготовление очистительной воды и ее хранение. По каким причинам она может стать непригодной или нечистой. Действенное и недейственное кропление очистительной водой. Тогорот (   - Чистота). Название трактата - эвфемизм: в тексте речь идет о различных видах нечистоты. Осквернения с ограниченным сроком действия - до захода солнца. Трупы животных, которые не были ритуально убиты. Степень осквернения при прикосновении к нечистому. Сомнительные случаи нечистоты. Осквернение при контакте с жидкостью. Осквернение оливкового масла и вина в процессе их получения. (Библейский источник отсутствует; ср. Лев 11. 24-28, 33-34.) Микваот (   - Водоемы для погружения с целью очищения). Ситуации и различное использование водоемов: для очищения сосудов (Лев 15. 12; Числ 31. 23); для выздоровевшего от лишая (Лев 14. 8); для осквернившегося контактом со страдающим выделениями из гениталий (Лев 15. 5 слл.). Размеры и тип водоема. Как совершается омовение и что делает его недействительным. Нидда (   - Женская нечистота; ср. Лев 15. 19-31 (кровотечение) и Лев 12. 2-8 (родильница)). Женщина в период месячных, родильница. Самаритянки, дочери саддукеев, неизраильские женщины. Различные возрастные категории. Достижение женщиной половой зрелости и т. п. Махширин (   - То, что способствует (осквернению)). Этот трактат также называется «Машкин» (Жидкости). Сухая пища в ряде случаев только тогда оскверняется при контакте с чем-либо нечистым, когда она смочена одной из 7 жидкостей (ср. Лев 11. 34, 37 сл.). Завим (   - Страдающие нечистыми выделениями из гениталий). Обсуждается нечистота, порожденная патологическими выделениями из гениталий (основано на Лев 15. 2-18, 25-30). Об исчислении 7 нечистых дней, после к-рых зав (т. е. имевший истечение) считается чистым. Вопросы для проверки некоторых случаев истечений; осквернение из-за контакта с завом. Сравнение с др. видами нечистоты.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

22 . «Благословение» Рувиму, Симеону и Левию. Значение первородства ( Быт.49:1–7 ). 23 . Благословение Иуде ( Быт.49:8–12 ). ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Вопросы к зачету по Книге Исход 1 . Израиль в Египте. Гиксосы. Солнцепоклонническая реформа. 2 . Дата исхода евреев из Египта. 3 . История Моисея ( Исх.1–2 ). 4 . Призвание Моисея ( Исх.3–4 ). 5 . Толкование Исх.4:24–26 6 . Имена Божии Элохим и Эл Элйон. 7 . Имена Божии Шаддай и Адонай. 8 . Имя Божие Яхве: откровение и толкование, 9 . Имя Божие Яхве: история, произношение. 10 . Имена Яхве Саваоф и Яхве Бог Израилев. 11 . Египетские казни (обзор). 12 . Установление праздника Пасхи ( Исх.12:1–28 ). 13 . Десятая казнь. Закон о первенцах ( Исх.12:29–13:16 ). 14 . Переход через Чермное море, значение события ( Исх.13:17–15 ). 15 . Заключение Завета на Синае ( Исх.19 ). 16 . Заключение Завета на Синае ( Исх.24 ). 17 . Десять заповедей: значение, алфавит, различия текста в Исх. и Втор., разделение. Смысл местоимения «ты». 18 . Первая – четвертая заповеди. 19 . Толкование с пятой по десятую заповедь. Заповедь о козленке. 20 . Изготовление золотого тельца, наказание народа ( Исх.32 ). 21 . Восстановление Завета. Богоявление Моисею ( Исх.33–34 ). 22 . Устройство скинии. Вопросы к зачету по Книге Левит 1 . Предварительные понятия о жертвоприношениях: необходимость жертв, требования к животным, смысл жертвоприношений. 2 . Всесожжение и мирная жертва. 3 . Жертва за грех и жертва повинности. 4 . Хлебное приношение. Прообразовательное значение ветхозаветных жертв. 5 . Ветхозаветное священство: учреждение священства, первосвященники, избрание левитов, обязанности священников и левитов. 6 . Физические и нравственные требования к священникам, экономическое положение священников и левитов. 7 . Ветхозаветное священство: богослужебные одежды и чин посвящения. 8 . Понятие о святости. Святость Яхве и святость народа. 9 . Чистая и нечистая пища. 10 . Нечистота смерти, проказы, истечений. Значение законов о ритуальной чистоте. 11 . День Очищения ( Лев.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Теперь требуется, чтобы освящение сказалось в самой действительности общественных отношений, в искреннем служении всех народному благу, – чтобы «весь народ был праведным» 507 . Для такого господства над общественною жизнью, над всеми членами общества, нравственность должна получить характер и силу общественного закона. Закон дает силу правде, любви и милосердию в общественных отношениях: он создает общество, в строгом смысле этого слова, отличающем его от государства и нации. В этой изначальной основе иудейского закона ничто не изменяется от того обстоятельства, что иудейский закон обнимает не только область этическую, но и ритуальную, так как и та и другая области обнимаются законом с уравнивающей их стороны общественной. С одной стороны, ритуальное освящение иудеев служило символом их общей преданности своему Богу; с другой стороны, и этический иудейский закон выражал мысль об отдельности богоизбранного народа от других народов. Полной ясности эта мысль иудейского закона могла достигнуть лишь в соединении закона этического с законом ритуальным, так что нравственное очищение становилось наглядным в формах ритуального очищения. Здесь в частности можно упомянуть о правилах аскетического характера, о правилах, определявших телесную чистоту и роды пищи. Аскетизм, как ограничение естественной жизни, как путь личного совершенствования, был чужд евреям: их аскетизм был воздержанием от языческой нечистоты, от обычаев языческих народов, обособлением от языческого мира 508 . Изолируя богоизбранный народ от языческого мира, ритуальный закон со стороны внутренних отношений иудейского общества служил, наравне с этическим законом, объединению каждого его члена с общественным телом, имел вполне общественный характер. При этом заслуживает всецелого внимания то явление, что в период господства закона, сменивший эпоху пророков, направлявших свою проповедь против культа, последний выступает уже не в качестве самородной величины, но его значение вполне определяется законом. Ритуальное освящение для законнической точки зрения ценно постольку, поскольку оно предписывается законом, является его исполнением 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

16:8. Представление о козле отпущения на древнем Ближнем Востоке. Ряд хеттских ритуалов был направлен на передачу зла животному, которое затем изгонялось. В некоторых случаях это животное рассматривалось как дар, призванный умилостивить богов, или как жертва богам, но иногда оно просто служило средством избавления от зла. В месопотамских ритуалах, направленных на передачу нечистоты, животное считалось заместителем человека – заместителем, который станет теперь объектом нападок демонов вместо человека. В обряде Asakki Marsuti, имеющим целью избавление от лихорадочного состояния, козел, замещающий больного человека, отпускается в пустыню. Все эти ритуалы существенно отличались от еврейского ритуала Дня очищения, так как совершались при помощи заклинаний, каковые абсолютно чужды еврейской ритуальной практике. Кроме того, в еврейском ритуале отсутствует какое-либо стремление умилостивить божество или демона, тогда как в ритуалах других народов древнего Ближнего Востока этот мотив был наиболее распространенным. 16:8. Бросание жребия. Жребий дает Господу возможность избрать козла для жертвоприношения. 16:12. Благовонное курение. Жертвенник курений был типичным предметом обстановки как еврейских, так и хананейских святилищ. Благовоние, воскурявшееся на этом жертвеннике, представляло собой смесь ароматических веществ, составленную из ладана, камедесмолы, ониха и халвана. Позднейшая иудаистская традиция включала в эту смесь двенадцать ингредиентов. Дым благовония символизировал молитвы народа, возносившиеся к Богу. 16:29. Десятый день седьмого месяца. Этот день приходился на осень, через десять дней после наступления нового года; по нашему календарю – на конец сентября. 16:34. Ежегодное очищение. В вавилонском новогоднем ритуале жрец закалывал барана, который использовался для очищения святилища. При этом жрец произносил заклинания, чтобы изгнать демонов. Царь объявлял себя свободным от вины за преступления, связанные с его высоким постом, и тушу барана бросали в реку. 17:1–18 Мясо и кровь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:22. Источник в Сефе. Это слово обозначает «лысую гору» и не является именем собственным, так как имеет определенный артикль. На пути из Гивы в Раму встречается, по меньшей мере, пять источников. 19:24. Снял одежды свои. Даже Саул был «заражен» Духом Божьим и стал пророчествовать, сняв одежды. Это уже не первый случай схождения Духа на Саула (ср.: 10:10; 11:6; 16:14). Выражение «снял одежды» не означает, что Саул разделся донага. Однако он действительно предстал перед Самуилом в жалком виде и подтвердил свою непригодность для роли царя, отбросив царские регалии. 20:1–42 Ионафан помогает Давиду 20:5. Новомесячие. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5 ) и совершались жертвоприношения ( Чис. 28:11–15 ). В период царств важную роль в совершении праздничных ритуалов стал играть царь (см.: Иез. 45:17 ), и этим, вероятно, объясняется политическое значение устроенного Саулом пира. Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена ( Езд. 3:5 ; Неем. 10:33 ). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3-го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1-го тыс. до н. э. 20:6. Годичное жертвоприношение всего родства. Традиция ежегодного семейного жертвоприношения отражена также в рассказе о Елкане и Анне (см. коммент. к 1:3). Это жертвоприношение не было связано с аграрными праздниками и паломничеством ( 2Пар. 8:13 ). Во времена Давида для этого было достаточно, чтобы все члены рода собрались в своем родовом центре, Вифлееме. Ввиду того что участие в этом ритуале свидетельствовало о высокой ответственности и преданности семейным традициям, ежегодное жертвоприношение могло послужить веским оправданием отсутствия Давида на празднике новолуния, устроенного Саулом. 20:26. Ритуальная нечистота. Саул решил, что отсутствие Давила объясняется ритуальной нечистотой. По закону никто не имел права принимать участия в культовых действах, в том числе в праздновании новолуния, в состоянии ритуальной нечистоты. Оно могло возникнуть различными путями: через соприкосновение с выделениями, например, спермой или кровью; через прикосновение к трупу или к больному; через соприкосновение с любым объектом, прикасавшимся к нечистому и т. д. (см. законы о ритуальной чистоте и очищении в Лев. 11 – 15 ). Основными методами очищения были омовение, временная изоляция, жертвоприношения и осмотр священником. 21:1–9 Давид в Номве

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6 Господь велел Моисею 2дать сынам Израилевым такое указание: «Когда мужчина какой или женщина решат дать обет назорейства, обет посвящения себя Господу, 3 то по обету сему должны они воздерживаться от вина и крепких напитков; нельзя им употреблять уксуса, сделанного из вина или из крепкого напитка; ни сока виноградного, ни самого винограда – свежего или сушеного – не должны они вкушать. 4Во все дни посвящения ничего не должно есть из того, что лоза виноградная производит: даже косточек и кожицы винограда есть нельзя. 5Пока он связан своим обетом назорейства, бритва пусть не коснется головы его. Он должен отращивать волосы на голове, пока и не закончатся дни этого посвящения: ему надлежит блюсти себя в святости для Господа. 6Во все дни своего посвящения Господу не должен назорей и близко подходить ни к кому из умерших. 7Не может он позволить себе стать ритуально нечистым , даже если смерть постигла его отца или мать, или сестру, или брата, ибо на нем знак посвящения Богу – волосы на голове его. 8Во все дни этого обета он – человек, посвятивший себя Господу. 9Если всё же кто–то вдруг при нем умер, и тем самым осквернилось его посвящение , ему придется обрить голову в день своего очищения, на седьмой день пусть обреет ее. 10На восьмой день он принесет ко входу в Шатер Откровения для священника двух горлиц или двух молодых голубей. 11Одну из птиц священник принесет в жертву за грех, а другую – во всесожжение, чтобы восстановить единение с Богом того, кто не уберегся от ритуальной нечистоты, оказавшись возле умершего а; и в тот же день он должен обновить свой обет святости б. 12Человеку сему надлежит снова посвятить себя Господу на полный срок своего назорейства и принести годовалого ягненка как жертву признающего свою вину. Прежние дни его назорейства не идут в счет – оно было запятнано. 13 И вот предписания назорею на тот день, когда закончится время его посвящения и когда будет нужно привести его ко входу в Шатер Откровения. 14 Там назорей принесет дар Господу: годовалого ягненка без изъяна как жертву, полностью сжигаемую, годовалую овцу без изъяна в жертву за грех и барана в благодарственный дар, опять же без изъяна какого–либо, 15и вместе с ними хлебные дары с положенными возлияниями, и корзину пресных лепешек из лучшей пшеничной муки, замешанной на оливковом масле, и пресные, смазанные оливковым маслом коржи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Общим контекстом как для иудаизма, так и для христианства по отношению к «покаянию» и/или «исповеди» является община. Даже когда человек исповедуется «в одиночку», он/а исповедуется в качестве члена общины. Личная исповедь и личное покаяние не являются частными актами просто потому, что грех – это не частный акт. Грех несет в себе личные, общественные и вселенские последствия. Умаление исповеди до частного акта – включает ли он предстояние перед священником или одинокое стояние – это одна из главных причин, почему исповедь окружена путаницей и недоразумениями. С точки зрения общины грех оказывает влияние на жизни других, помимо грешника. Грех заразен. Даже тогда, когда грешник физически отделен или изгнан из общины, община по-прежнему несет на себе последствия греха, вследствие которого ее отношения с Богом нарушаются и даже оказываются под угрозой. В иудаизме во времена Храма, даже тогда, когда грех был совершен неосознанно, приносились жертвы от имени грешника и общины (Левит 4). В некоторых случаях (Левит 5) грешник, согрешивший осознанно, обязан исповедоваться, прежде чем предлагать жертву. То, что исповедь предшествовала жертвоприношению, говорит о том, что это происходило в храме перед тайнодействующим священником, хотя детали, описывающие, как происходила исповедь, не сохранились. Пожалуй, самым известным актом публичного и общинного покаяния/исповеди и очищения в Ветхом Завете является Йом Кипур – День Искупления, – который был кульминацией десятидневного цикла, ведущего к новому году. Неразрывно связанным с жертвоприношением животных от имени народа было очищение сакрального пространства и всего, что в нем находилось. Из-за своей инфекционной природы грех влиял на чистоту и, следовательно, святость храма. Это означало, что скиния собрания (до строительства храма), алтарь, святилище и сами священники должны были ритуально очиститься от греха и нечистоты. Ритуал очищения и искупления сопровождался общенародным постом, что увеличивало святость этого дня. Подробнее изложение обряда Йом Кипур можно найти в книге Левит 16, 23:26-32; Исход 30:10, Числа 7-11.

http://bogoslov.ru/article/3642865

13:10 . Теперь автор обращается к особого рода пище в Ветхом Завете: о доле священников в скиниихраме (см. коммент. 1Кор. 9:13 ). Он говорит, что верующие служат в качестве священников (13:15) у разного рода жертвенников (ср.: 7:13). 13:11. Сжигание жертв за станом составляло часть ритуала жертвоприношения (ср.: Лев. 9:11 ; Чис. 19:3 ), но здесь речь идет о Дне искупления, когда священник входил в святая святых с кровью жертвы ( Лев. 16:27 ). Это жертва Иисуса, принесенная для небесного жертвенника, о чем уже ранее говорилось в Евр. 13:12,13. Кропление кровью предназначалось для «освящения» (обособления, отделения в качестве святого) или «очищения» по закону (9:22). (Тот факт, что Иисус мог очистить Своей собственной кровью, может указывать на Его превосходство над ветхо-заветным первосвященником, который должен был сам получить очищение, прежде чем вернуться в стан после жертвоприношения, Лев. 16:28 .) Иисус был распят и похоронен вне стен Иерусалима, и это согласуется и с Евангелиями, и с требованиями иудейского закона о том, что мертвые должны быть похоронены за пределами города (дабы избежать ритуальной нечистоты,вызванной соприкосновением с могилами; ср., напр.: Лев. 24:14 ; Чис. 15:35,36 ; Втор. 17:5; 22:24 ). По римскому закону, распятие тоже должно было проводиться за городом. (Некоторые комментаторы также отмечали, что жертвоприношения за грех в День искупления сжигались вне стана, Лев. 16:27 ; но следует отметить, что они также приносились в храме или скинии, Лев. 16:5–19 .) Выход за стан для этих иудео-христианских читателей мог означать желание быть изгнанными из иудейского сообщества, чье уважение они ценили, – чтобы всем сердцем повиноваться Богу (ср.: Евр. 11:13–16 ). 13:14. См. коммент. к 11относительно упования древних иудеев на вечный Иерусалим. 13:15,16. В Свитках Мертвого моря часто вознесение хвалы описывается языком жертвоприношений; это характерно и для произведений других древних писателей (см. коммент. к Рим. 12:1 ); автор Евр., вероятно,здесь особым образом опирается на Ос. 14:2 . О духовных жертвах см. также в ; 118и Прит. 21:3 . Фарисеи также подчеркивали, что Бог принимает благочестие как духовное жертвоприношение, и эта концепция помогла им пережить разрушение Иерусалимского храма в 70 г. н. э.; только незначительная часть участников палестинского движения, напр., последователи фарисеев, а также христиане из иудеев, смогли сохранить свою религию без храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Шестой гаханбар, или поминание душ предков, начинается за 5 дней до Нового года. Несмотря на то что по зороастрийской традиции Новый год связывают с именем Заратуштры, ученые полагают, что этот праздник был известен с глубокой древности и символизировал цветение и плодородие. Ритуальная церемония Ноуруза много веков назад означала воздаяние хвалы главным и святым для зороастрийцев элементам: огню, воде, земле. Встреча Нового года продолжалась 13 дней. Во время празднования зороастрийцы надевали свои лучшие одежды, собирались за праздничным столом, на котором лежал сборник молитв из Авесты на авест. языке. На праздничном столе обязательно должно было находиться 7 блюд (это число является для зороастрийцев священным). Обязательными атрибутами встречи Ноуруза являлись свечи, символизирующие священный огонь, аквариум с золотыми рыбками, поднос с благовониями, зеркало с положенным на него яйцом (символ зарождения жизни), а также цветы. Праздник начинался воздаянием хвалы богу Ахура Мазде. При первых лучах солнца глава семьи вращал зеркало, к-рое должно остановиться перед самым старшим членом семьи, произносящим слова: «Да будет свет!» Если в ушедшем году умер кто-нибудь из близких, то во время новогоднего торжества его поминали. Закончив застолье, зороастрийцы отправлялись в гости к родственникам или друзьям и соседям. Праздник продолжался и вне дома. На улицах разжигали костры, и молодые люди прыгали через них, что означало очищение от «скверны и нечистот». Изначально у древних иранцев не было специальных мест, предназначенных для отправления зороастрийского культа. Храмом служила окружающая природа: для поклонения богам избиралось открытое, чистое и возвышенное место с естественным источником вод. Иранцы не ставили статуй и идолов. (Сведения об отсутствии культовых построек и кумиров у персов содержатся в «Истории» (I 31) Геродота и в «Географии» (15. 3. 15) Страбона). Во время правления династии Ахеменидов сложился архитектурный канон храмов огня. В их основе - сирийско-хеттский прообраз, т.

http://pravenc.ru/text/199995.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010