Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа Ветхозаветные законы, в том числе законы о чистоте направлены были против языческих пристрастий евреев. Иерусалимский апостольский собор (51 год по Р.Х.) отменил все подобные законы, оставив для христиан запрет только на вкушение идоложертвенного и крови. Мощи святых почитаются после Боговоплощения, когда сам Бог воспринял на Себя всё человечекое, и даже тело. Теперь мы прославляем Бога, в том числе в наших телах, которые есть храм Бога Живого 1Кор. 6:19–20 Мы покланяемся храму, в котором обитает в вечности Святой Дух. Прикосновение к мощам усопших исцеляет, оживляет, что подтверждалось многократно, а всякое доброе дело исходит от Бога Иак.1:16–17 . В Ветхом Завете указан случай, когда кости пророка Елисея воскресили человека 4Цар. 13:21 , и совершались чудеса под воздействием верхней одежды пророка Илии. 4Цар.2:8 В Новом Завете пояс апостола Павла изгонял бесов и исцелял. Деян.19:12 В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу человека было причиной ритуального осквернения (причем от контакта с телом человека состояние ритуальной скверны длилось 7 дней, от контакта с трупом животного – 1 день). Относительно причин «нечистоты смерти» высказываются различные мнения: 1) очень популярна идея, что этот закон был дан для того, чтобы исключить в Израиле культ предков. В некоторых древних обществах (особенно в Египте)  культ предков занимал значимое место в религиозной традиции; даже ритуальные действия (жертвоприношения) совершали в гробницах. Но Пятикнижие говорит обратное: прикосновение к мертвому телу, даже присутствие в одном шатре (помещении) с трупом оскверняет человека, то есть исключает участие в богослужении. Этот подход можно назвать «принципом Маймонида» по имени средневекового иудейского философа, который многие неясные предписания Пятикнижия объяснял противостоянием язычеству. Впрочем, против такого понимания ссылаются на то, что у хеттов также были обряды, связанные с ритуальным очищением, которые включали в себя омовение, жертвоприношение и изоляцию. Так что идея осквернения смертью была частью мировоззрения не только у древних израильтян, но и разделялась другими народами.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

Разделы портала «Азбука веры» Нечистота — 1) ритуальная нечистота — состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении, исполнения некоторых норм религиозно-обрядового закона, подразумевающее необходимость обязательного ритуального очищения (омовения); 2) условно обозначенное свойство ряда (видов) животных, запрещенных как к употреблению в пищу, так и в качестве жертв; условно обозначенное свойство пищи, запрещенной к употреблению религиозно-обрядовыми требованиями; 3) религиозно-нравственное состояние язычников (с точки зрения иудея); 4) духовно-нравственная нечистота — греховная скверна, греховность. В Ветхом Завете под ритуальной нечистотой понималось состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдении предписаний религиозного законодательства. Предписания о религиозной нечистоте изложены в основном в Пятикнижии ( Лев.11–17 ; Чис.19:31 ; Втор.14:3–21, 23:10–15, 24:8, 26:14 ). В Новом Завете акцент переносится с ритуальной на нравственную и духовную нечистоту, в Апостоле нечистота три раза упоминается сразу за блудом ( Гал.5:19 ; Еф.5:3 ; Колос.3:5 ). Архиерейское Совещание 2–3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2е правило святого Дионисия Александрийского , 7е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием» (Документ: “ Об участии верных в Евхаристии ”). Почему во времена Ветхого Завета животные делились на чистых и нечистых? Деление животных на чистых и нечистых существовало ещё до времени всемирного потопа ( Быт.7:2 ). Закон, данный сынам Израиля по выходе из Египта, утвердил для них чёткое деление животных на чистых и нечистых, обстоятельно перечисленных в специальном перечне ( Лев.11:2-30 ).

http://azbyka.ru/nechistota

2–8. Язва проказы на коже. Присутствие в законодательстве Моисея столь подробных сведений о проказе (точности Моисеева диагноза проказы врачи и нового времени удивляются) говорят о распространенности проказы, этого бича человечества, этого «удара» или «поражения» Божия (значение евр. названий проказы – цараат и нега) среди евреев. В законе Моисея проказа, впрочем, трактуется не только как физическое страдание и общественное несчастие, но и как ритуальная нечистота, почему говорится не о лечении этой редко и трудно излечимой болезни, а об освидетельствовании ее священниками, о мерах изоляции больных проказою и о ритуальном очищении выздоровевших от нее. Посему во Второзаконии каждому израильтянину заповедуется: «смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь закон, которому вас научат священники и левиты» ( Втор 24.8 ). Иосиф Флавий, опровергая египетскую легенду (записанную у Манефона и повторявшуюся Аппианом), что израильтяне были прокаженные, вместе с Моисеем изгнанные из Египта по причине этой болезни, говорит: «если бы это было справедливо, то Моисей не издал бы таких постановлений, которые логически противоречили бы его собственному состоянию, равно как положению его товарищей… Ничто не помешало бы ему издать на этот счет самые мягкие постановления, а не определять такого, подобного наказания, отделения больных от здоровых. Моисей же сам, равно как и его единоплеменники, были свободны от этой болезни, почему он во славу Божию и издал такие постановления» (Древн. Иудейские, 3:11, 3:4). Крайность отрицания здесь самого существования среди евреев болезни проказы очевидна, но общий смысл законоположений Моисея передан здесь сполна. Но еще глубже понимает законы о проказе блаж. Феодорит: «Телесными болезнями указывает на болезни душевные и, говоря о болезнях непроизвольных, объясняет за произвольные. Ибо если естественные болезни кажутся нечистыми, тем паче болезни нравственные. Говорит же и о различиях проказы, потому что есть разность и во грехах. Есть начало проказы, потому что есть и начало греха. Но как проказу различает иерей, так ему же надобно быть судьею и душевных грехов. Прокажением же называет пестроту цвета на коже; так порок, войдя в душу, делает ее прокаженною» (вопр. 15 на Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8.2. Внешнее разнообразие и внутреннее единство Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых Законом, чтобы вы себе представляли объём тем, которые в нем затрагиваются. Во-первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства. Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия, запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе, закон о почитании отца и матери – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство, регулирование кровной мести и закон о городах-убежищах, погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве, запрет на прелюбодеяние, ритуальные испытания женщин, обвиненных в неверности. Запрет воровства, запрет нарушения межи между полями, увещание не желать чужого. Правовое положение рабов-иноплеменников и рабов из евреев, похищение и продажа людей, запрет на браки с иноплеменниками. Закон левирата и правила развода, правовое положение сыновей и закон о наследии дочерей. Правила ведения войны, призыва на воинскую службу и случаи освобождения от воинской обязанности, порядок раздела добычи. Положения о праздниках: о субботнем дне, о Пасхе и других. Закон о взимании процентов и о взимании налогов, организация суда, свидетели и наказание за лжесвидетельство, принципы личной ответственности. Правила о принесении десятины левитам. Правила об обетах, о назореях и об обетах женщин. Правила о чистом и нечистом, правила об очищении от проказы, различные правила ритуальной чистоты. Эти заповеди собраны в несколько больших групп помимо Декалога, который дважды повторяется – в книге Исход и книге Второзаконие. Есть кодекс законов, который содержится с 20 по 23 главы книги Исход, с 17-й по 26-ю главу книги Левит – сборник, который иногда называется: «Кодекс Святости», и в Книге Второзаконие с 12-й по 27-ю главу; хотя отдельные указания встречаются и вне связи с другими, когда заповеди даются по каким-то частным случаям.

http://sedmitza.ru/lib/text/431018/

Михаил Рождественский Глава 8. Обряды в исламе А) Омовение Омовение составляет неотъемлемую часть исламских обрядов. Даже молитва , которая является одним из столпов ислама, считается недействительной, если ей не предшествовало ритуальное омовение (К.5:6). То есть от чистоты тела зависит качество мусульманской молитвы. Существует специальный стимулирующий хадис, касающийся омовения: «Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из – под его ногтей» (Муслим)» 77 . По шариату омовение совершается в следующих случаях: По случаю молитвы Во время хаджа В случае клятвы человека совершить омовение В случае обета телом коснуться Корана Омывается также сам Коран, его страницы, где написано имя Аллаха или Мухаммеда, в случае его попадания в нечистое место. Вообще любое прикосновение к Корану (на арабском языке) должно предваряться омовением: «К Священному Корану пусть прикасаются только очищенные от осквернения люди, совершившие омовение» (К.56:79,80). Однако, если Коран с арабского языка переведен на любой другой и напечатан не арабскими буквами, в этом случае омовение не требуется. Мусульмане считают, что священным Коран является, только будучи напечатан на арабском языке. «Мы ниспослали Коран на арабском языке – на их языке (арабов – многобожников – авт.) – без всякой кривизны» (К.39:28). Если принять эту доктрину, то значит и Бог должен понимать только арабский язык, поскольку Коран, согласно исламскому учению, всегда находился в мыслях Бога и является Его словом (естественно, арабским). Это учение об исключительности арабского языка в очередной раз открывает нам элитарную, сектантскую природу ислама, согласно которой механизм спасения работает только внутри организации и перестает действовать вне нее. Существует мнение, что вышеприведенная цитата о прикосновении к Корану только очищенных (К.56:79), имеет отношение к «первокорану», т.е. «аль – лаух аль – махфуз – небесной скрижали, хранимой у Аллаха (К.56:77). Под «очищенными» в данном случае подразумеваются ангелы. Для людей же это указание имеет чисто практическое значение и говорит об отсутствии состояния осквернения и оскверняющих факторов. При этом невыполнение омовения в данном случае не делает мусульманина «неверным».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Глава 12 Закон очищения женщины после родов Лев.12:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Закон об очищении родильницы дается через одного Моисея (а не вместе и Аарона, как др. законы ритуальной чистоты) – ввиду более частного его характера. Очистительные предписания для послеродового периода женщины существовали и у других народов древности, только у Израиля законы эти имеют чисто религиозный характер, отражая в себе ветхозаветные основные идеи: греха и святости. Лев.12:2 .  скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; Первые 7 дней по рождении мальчика, 14 – по рождении девочки нечистота родильницы считалась равной нечистоте месячных очищений ( Лев.15.19 ). Нечистота родильницы в этот срок передавалась всем, к ней прикасавшимся (по раввинам, различались нечистота первой степени, или отец нечистоты, и нечистоты следующих степеней). Лев.12:3 .  в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; Кратко, но категорически повторяется закон о совершении обрезания, установленного в патриархальный период ( Быт 17 ; см. Ин 7.22 ), но принятого в законодательство Синайское. Лев.12:4 .  и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Лев.12:5 .  Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. За первым (7 дней или 14) периодом очищений наступал второй – менее строгой нечистоты, состоявшей лишь во временном отлучении от святилища и всего священного: 33 дня при младенце мужского пола, 66 – женского пола. Увеличение срока очищений для младенца женского пола объясняется воззрением древних, что больший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола» (блаж. Феодорит, вопр. 14 на Лев.), и потому организм родильницы труднее восстановляется, чем при рождении мальчика (наблюдение это, может быть справедливое в странах восточных и жарких, в Европе не подтверждается); частью же в означенном различии могло сказаться влияние библейского воззрения на женщину, как на источник греха в мире ( Быт 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» О невозможности женщинам причащаться во время месячных. Вопрос 7: Если жена заметит у себя обычное для женщин, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам или нет? Ответ: Не должна, пока не очистится. ν γυν δ τ κατ θος τν γυναικεων ατς, ε φελει προσρχεσθαι τος μυστηροις ατ τ μρ ο; πκρισις. Οκ φελει ως ο καθαρισθ. Толкования Вальсамон . Имевшие удостоится божественного крещения вносились в особые списки теми, кто священнодействовал в церкви. Предложен был вопрос: если жена, записавшись как имеющая креститься, подвергнется месячному течению, когда должно просветить ее? На это сей божественный отец отвечал: когда очистится, ибо пока не пройдут узаконенные дни, она считается находящеюся в нечистоте и не должна быть ни крещена, ни удостоена божественных Таин . Синопсис . Находящаяся в очищении не должна причащаться, пока не очистится. Славянская кормчая . Правило 7 . Жена, аще узрит по обычаю женских, не подобает ей преступити к общению Таин, дóндеже очистится. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Комментарий чтеца Сергия Федорова: «Хорошо известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден 2 каноном Трулльского собора. Св. Дионисий мотивирует это тем, что женщина в это время не совсем чиста душой и телом . Основание, как можно заметить, слабое, и коренится в ветхозаветных представлениях, пересмотренных в Новом Завете. Однако в западной православной традиции, хотя представление о ритуальной нечистоте женщин присутствовало в практике до конца VI — начала VII века, подобного канонического запрета не было. Св. папа Григорий Великий пишет св. Августину Кентерберийскому: «Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью» (Цит. по: прп. Беда Достопочтенный . Церковная история народа Англов ).

http://azbyka.ru/pravo/timofeya-episkopa...

Силоамская купальня, в которой Иисус исцелил слепорожденного, будет полностью раскопана и открыта для публики Иерусалим, 16 января 2023 г. Силоамская купальня – там, где кончается прорубленный царем Езекией тоннель в Иерусалиме. Фото: Getty Images      Силоамская купальня, в которой, согласно Евангелию, Иисус Христос исцелил слепого от рождения человека, а иудейские паломники совершали ритуальные омовения для очищения, будет впервые полностью раскопана и открыта для публики, сообщает сайт “Christian Post”. Управление древностей Израиля, Управление природы и парков Израиля и Фонд «Город Давида» официально объявили о начале раскопок Силоамской купальни в Иерусалиме. «Силоамская купальня в Национальном парке «Город Давида» в Иерусалиме является объектом национального и международного значения. После многих лет ожидания мы скоро начнем раскопки этого значимого места и сделаем его доступным для миллионов посетителей и туристов, ежегодно приезжающих в Иерусалим " , - говорится в заявлении мэра Иерусалима Моше Лиона. На первом этапе посетителям разрешат наблюдать за раскопками этого исторически важного места, а затем туристам и паломникам будет доступна вся купальня. Она станет частью туристического маршрута, который будет начинаться в самой южной точке Города Давида и заканчиваться у Западной стены. Так туристы смогут пройти по стопам древних паломников, которые здесь ритуально очищались на пути к Храму. Купальня была построена 2700 лет назад, в VIII веке до нашей эры, при праведном царе Езекии, о котором говорится, что «он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (4 Цар. 20:20). Эта купальня, или пруд, служила для жителей Иерусалима резервуаром питьевой воды, которая сюда подводилась из источника Гихон по подземным тоннелям. «Благодаря своей значимости Силоамская купальня была реконструирована и расширена в конце периода Второго Храма, около 2000 лет назад. Считается, что в то время она служила миквой – водным резервуаром для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Тысячи паломников стекались к купальне Силоам, прежде чем подняться через Город Давида к Храму», — говорится в сообщении Управления древностей Израиля.

http://pravoslavie.ru/150473.html

     В сегодняшнем апостольском чтении сравнивается ветхозаветное жертвоприношение и новозаветная жертва Христа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13–14), – говорит апостол Павел. Тельцы, козлы и телица, о которых упоминает апостол, есть ветхозаветные прообразы новозаветной жертвы Христовой. Их функция состояла в том, чтоб очищать «оскверненных, дабы чисто было тело», т. е. очищение ритуальной плотской нечистоты. Эти жертвы приносились в напоминание и обличение греховности и имели прообразовательный характер. Они покрывали, а не уничтожали грехи, причем только грехи непреднамеренные, и совершенные в течение одного года. Поэтому Павел называет эти жертвоприношения «тенью будущих благ» (ср. Евр. 10:1) и прямо пишет: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Наверное, это и была самая большая проблема и трагедия дохристианского человечества – бессилие перед грехом, неуничтожимость греха. Грех можно было уничтожить только с его носителем – человеком. И вот, напомнив об этом, апостол Павел возглашает новую, благую весть: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» В этом отношении евангельское благовестие действительно несло монументальный сдвиг в религиозном сознании человечества. В то время в таких категориях никто и не рассуждал. Но и сегодня, братья и сестры, эта мысль все так же актуальна. Ибо ни одна религия мира, кроме христианства, не говорит об очищении совести от греха, об уничтожении греха «якоже не бывшего». Только христианство предлагает человеку сбросить с плеч иго греха и объявить ему войну. И только христианство вкладывает в руки человеку достаточное оружие для этой борьбы. Что более всего способно мучить человека и в этой, и в будущей жизни? Муки совести. Неисцеленные, они переходят в смертельную тоску и уныние, а уныние есть самый тяжелейший недуг человеческой души. Человек может быть здоров как бык, но уныние способно за кратчайший срок превратить его в живую мумию. Горечь больной совести убивает любого весельчака и здоровяка.

http://pravoslavie.ru/120578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Миква в Масаде. 66–73 гг. [Микве; евр.   - скопление [воды]; ср.: Быт 1. 10], в иудаизме - водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Согласно священническому кодексу (см. в ст. Пятикнижие ), погружение в воду было обязательным во всех случаях, когда иудей оказывался в состоянии ритуальной нечистоты (Лев 14. 9; 15. 5, 7; 16. 4, 24; Числ 19. 7-8 и др.), напр. в результате прикосновения к мертвому телу (Числ 19. 11-13) или к.-л. иному нечистому объекту (Лев 5. 2-3; 11. 24-35), вслед. нечистых телесных выделений (Лев 15). Некоторые типы сосудов очищали погружением в воду (Лев 11. 32), полосканием в ней (Лев 15. 12) или «проведением через воду» (Числ 31. 23). Миква в Кумране Миква в Кумране В поздний период Второго храма эти предписания понимали как указания на полное погружение в воду. Их достаточно много в письменных источниках того времени (ср.: Ios. Flav. Antiq. III 263; Мк 7. 3-4; Лк 11. 38). Согласно Дамасскому документу (см. в ст. Кумранская община ), вода, используемая для ритуальных омовений, должна быть чистой и ее должно быть достаточно для погружения (CD X 10-12; 4QDe 6 iv 21), но указаний об устройстве резервуара в тексте нет. Самый ранний источник, описывающий подобный резервуар, содержится в Мишне (редакция 1-й четв. III в. по Р. Х.), где он назван «Бет-Тевила» (дом погружения), или в более общем смысле - М. (об омовениях см.: Lawrence. 2006. P. 23-154). В иудаизме омовение предписывается при переходе в иудаизм, а женщинам - после родов. Однако постепенно, с отменой большинства галахических предписаний, касавшихся ритуальной чистоты (частично было связано с разрушением храма), обязательными остались лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в М. практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности в канун субботы , праздников и постов, особенно в Йом Киппур . Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в М. перед ежедневной молитвой «Шахарит». В М. также омывают посуду, изготовленную неевреями (ср.: Числ 31. 21-23).

http://pravenc.ru/text/2563176.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010