Царьград, который перестал царствовать. Часть 2 Из истории отношений Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата Избрание на Киевскую митрополию Климента Смолятича. Миниатюра Лицевого летописного свода. Голицынский том. 2-я пол. XVI в. Следующее крупное и одновременно одно из наиболее ярких событий в русско-византийских церковных отношениях произошло в середине XII века. В 1147 году вступившей годом ранее на киевский престол киевский князь Изяслав Мстиславич, пользуясь «вдовством» митрополичьей кафедры после отъезда в Константинополь ее главы Михаила (митрополит уехал из пределов Руси и, кажется, не желал возвращаться), созвал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На Соборе без каких-либо согласований с Константинополем было вынесено решение возвести в сан митрополита Киевского и всея Руси «книжника и философа», схимника из города Заруба Климента по прозвищу Смолятич (по всей видимости, он происходил родом из Смоленска). Константинопольский патриарх, по прерогативам которого был нанесен ощутимый удар, не признал Климента в качестве законного первоиерарха Русской Церкви. В свою очередь, и Климент однозначно заявил свою позицию в отношении Патриархии: он не поминал Константинопольского первосвятителя во время богослужений в период своего предстоятельства – согласно традициям православной церковной практики это означало отказ от признания духовного авторитета и административного верховенства патриарха. Рукоположение Климента Смолятича стало вторым случаем в истории Русской Церкви, когда природный русский был избран ее предстоятелем. Показательно, что немногим ранее, в 1143 году, главой Охридской архиепископии Иоанном Комнином была предпринята попытка обосновать особое положение этой церковной организации и заявить ее большую самостоятельность от Константинополя. Ниточка из Болгарии могла протянуться и на Русь. Весьма символично, что хиротония Климента состоялась в год основания города Москвы , будущей столицы единого Русского государства, будущего кафедрального города митрополитов всея Руси, в котором через 300 лет провозгласят автокефалию Русской Православной Церкви и который еще через некоторое время объявят Третьим Римом, первым и единственным вплоть до скончания мира преемником Царьграда-Константинополя.

http://pravoslavie.ru/5722.html

Черновцы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 48.292066; 25.93518 Украина, Черновцы Черновцы, Черновицкая область Украина Введенский монастырь Черновцы (до 1944 «Черновицы») — город на юго-западе Украины, в 40 км к северу от румынской границы, на правом берегу реки Прут (на левом — предместье Садгора, ныне включённое в состав города), административный центр Черновицкой области , в 63,5 км от украинско-молдавской границы. Город является историческим центром Буковины и наряду со Львовом считается культурным центром Западной Украины. С Черновцами связана жизнь многих деятелей украинской, австрийской, румынской, армянской и еврейской культуры. Население города по данным на 1 марта 2015 года составляло 260 669 постоянных жителей и 264 427 человек наличного населения. Территория — 153 кв. км. Основные языки: украинский, русский, румынский. Содержание Православие в Черновцах [ править править код ] Православие на Буковине имеет долгую и богатую историю. Нынешяя Черновецкая область находится в северной части Буковины, где православная церковная жизнь началась в XI–XII столетиях под омофором Константинопольского патриарха, в составе Киевской митрополии. Со времени образования Галицкой епархии в XII веке Буковина вошла в её пределы. В середине XIV века она перешла в юрисдикцию Охридского архиепископа, а в конце того века, вместе с остальными частями Молдавии того времени - вернулась в Константинопольский Патриархат, и была включена в новообразованную Молдавскую митрополию. В 1402 году молдавским воеводой Александром Добрым была утверждена епископия в Радовцах, зависимая от Молдавского митрополичьего престола, которая охватила север и центр Буковины. С переходом Буковины под власть австрийского цесаря, по договору от 24 апреля 1781 года Молдавский митрополит отрёкся от своей юрисдикции в Буковине, а епископ Радовецкий - от юрисдикции над небольшой восточной частью его епархии оставшейся в составе Молдавии. Последняя была организована в Хотинскую епархию, которая в 1812 году была присоединена к Кишиневской.

http://azbyka.ru/palomnik/Черновцы

Эти два апостола всюду показаны как имеющие большое единодушие: Петр делает знак Иоанну (см. Ин. 13, 24 ); оба вместе пришли ко гробу (см. Ин. 20, 3 ). К слову сказать, писавший эту книгу опускает прочие знамения, а об этом знамении, как таком, которое подействовало на всех, говорит. А «шли… в храм» зачем? Ужели они жили еще по-иудейски? Этого быть не могло. Они поступали так, приспособляясь к народу и считая это делом полезным. Смотри, как постоянно пребывали они на молитве и в девятом часу молились вместе. Точное же упоминание и о месте, и о времени Лука делает, чтобы дать отчет в том, что он описывает. Если так, то как же не называет он имени хромого? Это потому, что апостолы и не знали его имени, так как человек этот вовсе был неизвестен им. А быть может, потому, чтобы не показалось, что они делают исцеления в знак признательности (благодарности) и по пристрастию. Или чтобы никто даже из самых наглых людей не мог подозревать их в обмане, подозревать, будто из благодарности к апостолам некоторые из их знакомых придумывали исцеления, которые будто бы совершены были над ними самими. Но как они не узнали имени хромого после его исцеления? Это потому, что у них не было времени заниматься тем, что не приносит никакой пользы. А мне кажется, что и многие не знали имени этого человека и называли его, по характеру его болезни, просто хромым, потому что болезнь его была так замечательна и так известна, что когда кто слышал упоминание о хромом, то, несмотря на то, что, быть может, были и другие хромые, тотчас воображал этого хромого. Но откуда они знали, что он «хромой от чрева матери?» Из всеобщей молвы, по общему всех свидетельству, так как его все знали вследствие постоянного пребывания при храме. Но апостолы могли узнать об этом и от него самого, по исцелении его. Почему его не приводили для исцеления ко Христу? Быть может, некоторые из усердных посетителей храма не верили в исцеления Христовы. Они не подвели его и к апостолам, несмотря на то, что видели, как они входили, и, конечно, знали, какие чудеса они совершали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Январь 1 января 1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В восьмой день по Рождестве Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Ветхозаветное обрезание прообразует новозаветное крещение. Обрезание Господа свидетельствует о том, что Он взял на Себя истинное тело человеческое, а не призрачное, как впоследствии учили о Нем еретики. Господь обрезан еще и потому, что хотел исполнить весь закон, который Он Сам и дал через пророков и праотцев. Исполнив это законное предписание, Он в Своей Церкви заменил его крещением. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал. 6:15 ), – возвещает Апостол. (В церковном богослужении этот Господский праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства.) 2. Свт. Василий Великий , архиепископ Кесарийский . Родился в правление императора Константина [Великого]. Еще не будучи крещен, 15 лет обучался в Афинах философии, риторике, астрономии и всем прочим светским наукам того времени. Его школьными товарищами были святой Григорий Богослов и Юлиан, впоследствии император-отступник. В зрелом возрасте [Василий] крестился вместе со своим бывшим учителем Еввулом. В течение 10 лет был епископом Кесарии Каппадокийской и окончил свой жизненный путь, достигнув 50 лет от рождения. Великий поборник Православия, великий светильник нравственной чистоты и ревности по вере, великий богословский ум, великий строитель и столп Церкви Божией – святой Василий с полным правом нарицается Великим. В церковном богослужении именуется он пчелой Церкви Христовой, приносящей мед верным и своим жалом уязвляющей еретиков. Сохранились многочисленные труды этого Отца Церкви: богословские, апологетические, аскетические и канонические, а также Литургия, названная его именем. Она совершается десять раз в году, а именно: 1 января; накануне Рождества Христова; накануне Богоявления; во все воскресенья Святой Четыредесятницы, кроме Вербного; в Великий Четверток и в Великую Субботу. Святой Василий мирно упокоился 1 января 379 года и переселился в Царство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава двенадцатая Лк.12:1 .   Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Фарисеи пытались уловить Господа на слове, чтобы отклонить от Него народ, а сталось напротив. Народа сходилось ещё больше: собирались многие «тысячи», и каждый так стремился приблизиться к Нему, что «друг друга... теснили». Так истина сильна, а ложь везде бессильна! Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Иисус, зная коварство фарисеев, видя, что они только представляются вопрошающими, а на деле подыскиваются под Ним, заговорил ученикам Своим о лицемерии фарисеев, без сомнения, для того, чтобы обличить их и обнаружить полные лицемерия сердца их. Господь называет лицемерие «закваской», потому что оно терпко, полно древней злобы, изменяет и растлевает собой образ мыслей тех людей, к коим оно приразится. Ибо ничто так не изменяет нравов, как лицемерие. Поэтому ученикам Христовым должно бегать лицемерия. Ибо Христос, будучи Истиной ( Ин. 14, 6 ), очевидно противоположен лжи. А всякое лицемерие, иным представляясь на вид и иным будучи на деле, исполнено лжи. Лк.12:2 .   Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Лк.12:3 .   Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Хотя фарисеи, – говорит, – думают прикрыться лицемерием, подделывая себе благонравие, однако ж, «нет ничего сокровенного, что бы не открылось. Ибо все и слова, и помышления на последнем суде представятся во всей наготе ( 1Кор. 4, 5 ). Да и в настоящей жизни обыкновенно обнаруживается много тайного. Поэтому, «что вы сказали в темноте» и «что вы говорили... внутри дома» и тайно, «то будет провозглашено» во свете и с кровель. По-видимому, Он говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их ковы, и хотя говорит, по-видимому, ученикам, но фарисеям выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо «Я свет» ( Ин. 8, 12 ), и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне – Свете – распознается все, что замышляет ваша темнота. И то, что вы порешили между собой на ухо, стало для Меня так известно, как бы провозглашаемо было с высоких кровель.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава шестая Мф.6:1 .  Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Возведя к самой высшей добродетели – любви, Господь восстает теперь против тщеславия, которое следует за добрыми делами. Обратите внимание, что говорит: остерегайтесь! говорит как бы о звере лютом. Берегись, чтобы он не растерзал тебя. Но если умеешь ты творить милосердие и пред людьми, однако не для того, чтобы смотрели, не подвергнешься осуждению. Но если имеешь своей целью тщеславие, то хотя бы делал то и в клети своей, будешь осужден. Бог наказывает или увенчивает намерение. Мф.6:2 .  Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Лицемеры не имели труб, но Господь осмеивает здесь их намерение, так как они желали, чтобы об их милостыне трубили. Лицемеры – это те, которые по виду являются другими, чем каковы они в действительности. Так, они кажутся милостивыми, но в действительности иные. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Ибо их хвалят, и они от людей получили все. Мф.6:3 .  У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, Преувеличенно сказал это: если можно, скрой и от себя самого. Или так иначе: левая рука тщеславна, а правая – милосердна. Итак, пусть тщеславие не знает твоей милостыни. Мф.6:4 .  чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Когда? Когда все окажется обнаженным и явным, тогда наиболее прославишься и ты. Мф.6:5 .  И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. И этих называет лицемерами, так как они кажутся, что внимают Богу, а в действительности внимают людям, от которых имеют, то есть получают, свою награду. Мф.6:6 .  Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава восемнадцатая Ин.18:1 . Сказав сие, Не сказал евангелист «Иисус, помолившись таким образом», но – «сказав сие». Ибо предшествовавшая речь была не молитвою, а беседою, и была для утешения учеников. Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Иисус идет среди ночи, переходит реку и спешит прийти на место, известное Его предателю. Сам Себя выдает убийцам для того, чтобы показать, что Он идет на страдание добровольно, и освобождает иудеев от труда искать Его. Дабы они не затруднялись, переходя туда и сюда и отыскивая Его, Он Сам идет к ним, Сам отдает Себя в руки их; ибо в саду они находят Его, как бы в какой-нибудь темнице. Сад, в котором спасение наше получило начало, может быть сравнен с раем. Ибо в саду мы ниспали из рая; в саду, видим, начинается и спасительное страдание Христово, и исправляет все прежние бедствия. Ин.18:2 . Знал же это место и Иуда, предатель Его, Чтобы ты не подумал, будто Иисус удалился в сад с целью укрыться, евангелист прибавляет, что знал сие место и Иуда. Посему Иисус отходит в сие место скорее с целью открыться, чем укрыться. потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Иуда знает сие место потому, что Иисус часто хаживал туда. Ибо Господь любил уходить в места пустые и пристанища спокойные, особенно когда передавал что-нибудь таинственное. Почему Иуда знал, что Иисус в настоящее время находится в саду, и не думал найти Его спящим в дому? Он знал, что Господь много ночей проводил вне града и дома, а посему и тогда вышел вон. И иначе: он знал, что Господь во время праздника особенно имел обычай учить учеников своих чему-нибудь высшему. А, как мы сказали, Он учил учеников Своих таинственному и в местах таинственных. И как тогда был праздник, то Иуда догадывался, что Иисус находится там, и по обычаю рассуждает с учениками Своими относительно праздника. Ин.18:3 . Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, Уговаривают на помощь себе отряд воинов за деньги; ибо воины таковы, что золотом их можно подкупить. Приходит их много, потому что боятся последователей Иисуса, привязанных к Нему ради Его учения и чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая 1Фес.2:1 . Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной. 1Фес.2:2 . но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Избежав опасностей в Филиппах, мы снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять все приписывает Богу, сказав: «дерзнули в Боге нашем», то есть одушевляемые Им. 1Фес.2:3 . Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, То есть наше учение – не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь: я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что мое учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. ни нечистых побуждений, То есть я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. ни лукавства; Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды. 1Фес.2:4 . но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаемся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди . угождая не человекам, но Богу, испытующему: ( δοκιμζοντι ) сердца наши. То есть мы делаем все это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны (ибо δοκιμζειν теперь это означает), или потому, что Он постигает сердца и дает венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить. 1Фес.2:5 . Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, Так как он пред этим похвалил их, то чтобы похвала не сделалась подозрительной, он говорит: никогда я не льстил вам (что свойственно обманщикам), и теперь не льщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая 2Фес.2:1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2Фес.2:2 . не спешить колебаться умом Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, – вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово «молим»? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели. и смущаться ни от духа, То есть чрез пророчество. Ибо некоторые, лицемерно объясняя пророчество, обольщали народ, говоря о пришествии уже Господа. ни от слова, То есть учением, выражаемым на живом языке (устно). ни от послания, как бы нами посланного, Обманщики поддельными посланиями, будто бы посланными Павлом, подтверждали то, что говорили. будто уже наступает день Христов. Не ужасайтесь, говорит, что настал день Господа, то есть пришествие Христа. 2Фес.2:3 . Да не обольстит вас никто никак: Ни как пророк, ни как учитель, ни как от меня пишущий таковое. ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, Не будет, говорит, пришествия Господа, если не придет отступление, то есть антихрист. Отступлением апостол назвал его, потому что он на самом деле таков: он имеет отклонить многих, даже избранных, если можно. Его же назвал и «человеком греха» потому, что он совершит всякое беззаконие и других натолкнет на беззаконие. И «сыном погибели» назвал, потому что он и сам погибнет. Кто же он такой? Уже ли сатана? Нет, но некий человек, принявший всю его силу. 2Фес.2:4 . противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, Он не будет приводить людей к идолослужению, напротив, отвергнет всех богов и все предметы почитания их, или идолов, и себя одного объявит богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая Евр.2:1 .  Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, – нет, но против мнения тех, которые с большой славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым. чтобы не отпасть. ( μ ποτ παραρρυμεν) То есть, чтобы нам не погибнуть. Выражение заимствовал из Притчей: «сын мой», говорит Премудрый, «не упускай» ( μ παραρρης) ( Притч.3:21 ), выражая и легкость отпадения, и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно восстановить. Евр.2:2 .  Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, Вот он открывает свое желание. Под словом, сказанным чрез ангелов, нужно разуметь или Десять Заповедей, ибо справедливо, что тогда присутствовали ангелы, которым вверен был еврейский народ, они и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как говорится в Послании к Галатам: «преподан через Ангелов» ( Гал.3:19 ), и в другом месте: «которые приняли закон при служении Ангелов» ( Деян.7:53 ); или под словом должно разуметь все повеления в Ветхом Завете, преподанные чрез ангелов, как например, на месте плача во время судей, при Сампсоне ( Суд.2:1, 13:3 ). Поэтому и не сказал: «закон», но: «слово», чтобы обозначить это. Итак, все это «твердо», то есть было истинно и угрозы приведены в исполнение, и ничего из этого не пропало. и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, Не так, чтобы одно получило, а другое нет; но «всякое», и ничто не осталось ненаказанным. Наказание называет воздаянием, и хотя это слово употребляется в хорошем смысле, но апостол не заботится о выражениях. Евр.2:3 .  то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, Там «слово», здесь «спасение». Если и там было спасение, то не великое: избавлялись от неприятелей, и получали земные блага; здесь же далеко большее. Поэтому и сказал: «о толиком». Ибо разрушение смерти, погибель демонов, Царство Небесное – все это приходит вам по слову Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010