Глава IV. Болгарская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Болгарской Православной Церкви 1. Проникновение христианства к болгарам 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата 5. Охридская Архиепископия 6. Тырновский Патриархат 7. Церковь во время турецкого господства на Балканах: тяжесть духовного и политического гнета; борьба болгар за церковно-национальную независимость; усиление этой борьбы в XIX веке; греко–болгарская схизма. 8. Первые Экзархи 9. Положение Церкви после Балканской войны: управление Церковью Наместниками-Председателями; деяния Второго Церковно- Народного Собора 10. Прекращение схизмы 11. Восстановление патриаршества и отношение к этому Константинополя 12. Патриарх Кирилл; его ученые труды 13. Патриарх Максим 14. Современное положение Болгарской Православной Церкви: статистические данные; приходы и представительства за рубежом; духовные школы; церковные учреждения, издательство, журналы; Церковно-исторический и архивный институт; положение Церкви в государстве; организация Церкви, устройство, управление; церковный суд. Раскол в Болгарской Православной Церкви 15. Особо чтимые святые 16. Монастыри 17. Сношения Болгарской Православной Церкви с Русской 18. Связи с иными Православными и инославными Церквами. 19. Борьба за мир Митрополии Болгарской Православной Церкви Епископии Предстоятели Болгарской Православной Церкви Библиография к главе IV. «Болгарская Православная Церковь» Примечания Юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется на территорию Болгарии, а также на православные болгарские общины Северной и Южной Америки, Австралии и др. Республика Болгария — государство на востоке Балканского полуострова. На севере отделена от Румынии Дунаем, на востоке омывается Черным морем, на юге граничит с Турцией и Грецией, а на западе с Союзной Республикой Югославией. Основное население страны составляют болгары. Кроме них имеются турки, армяне, цыгане, русские, греки, евреи и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Глава IV. Византийская церковь в XII столетии 1. Противоречивые течения: первенство Рима Главный фактор длительного, то ускорявшегося, то замедлявшегося процесса разделения двух Церквей в Средние века, безусловно, был экклезиологическим. Вне всяких сомнений, причиной разделения стало прежде всего вызывающее толкование папским престолом своего первенства. Если латинская иерархия по понятным причинам хотела видеть реформированное папство «главным кукловодом» 302 всей христианской Европы, то восточное христианство, руководствовавшееся здравыми историческими и экклезиологическими соображениями, этого явно не желало. Концептуально новая структура, которую папству удалось утвердить к концу XI столетия, нанесла христианскому единству не поддающийся оценке ущерб. Впрочем, не следует игнорировать и те литургические и дисциплинарные детали, которые обнаружились ранее, во время визита кардинала Гумберта в Константинополь в 1054 году. Вопросы богослужебного устава доминировали в византийской антилатинской пропаганде и много позже пятидесятых годов XI века. Однако существующие свидетельства (как греческие, так и латинские) определенно говорят о том, что зерно проблемы заключалось совсем в другом 303 . Даже Керуларий в своих письмах ко Льву IX намекает, что поднятые им же самим литургические вопросы на деле не являются препятствием для единства и братского согласия. Византийские епископы в большинстве своем соглашались с ним, хотя в итоге и отказались принять его заведомо крайнюю позицию. При этом архиепископ Болгарии Феофилакт Охридский вполне определенно заявлял, что причиной раскола являлись вовсе не существовавшие внутри христианства литургические и дисциплинарные расхождения. Поношение законных обычаев Западной церкви, – замечает он, обращаясь к одному из своих более консервативных корреспондентов, – возможно лишь при игнорировании истории церкви. «Ибо не всякий обычай способен расколоть церковь , но лишь приводящий к разнству учения» 304 . Хотя растущее влияние папства впервые было наглядно продемонстрировано византийскому миру еще кардиналом Гумбертом, революционные экклезиологические последствия роста этого влияния были, похоже, осознаны не сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава двенадцатая Ин.12:1 . За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи ( Исх. 12, 3 ) и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошнее и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус, придя в Вифанию, разделяет вечерю. Ин.12:2 . Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: «а Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал. Словами же, что «Марфа служила», означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая «умывала ноги святым» ( 1Тим. 5, 10 ). Ин.12:3 . Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе. Марию можно понимать и в высшем смысле – о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария – значит «госпожа». Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Иисуса, – воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, – помазало миром Духа, как и Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» ( Пс. 44, 8 ); и великий Петр говорит: «Знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян. 2, 36 ). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава одиннадцатая Ин.11:1 . Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Один только Иоанн рассказывает эту историю. Рассказывает же для того, чтобы научить нас не соблазняться, если какая-нибудь болезнь постигнет людей усердных и боголюбезных. Ибо Лазарь был друг Христов, однако же, и он был болен. Ин.11:2 . Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Нужно знать и то, что сия Мария, помазавшая Господа миром, не была ни блудница, упоминаемая у евангелиста Луки ( Лк.7,37–50 ), ни женщина, упоминаемая у евангелиста Матфея ( Мф.26, 7 ), но иная, не блудница, но честная, боголюбезная и усердная. Ибо она заботилась о принятии Христа и служила Ему, как сам Иоанн потом ( Ин.12, 2 ) свидетельствует. Господь о ней же свидетельствует, что она избрала благую часть, как замечает евангелист Лука ( Лк.10, 42 ). Сестры сии были так чудны и достопочтенны, что и Лазарь сделался известным более из-за них. Ибо Лазарь, сказано, был из Вифании, из селения Марии и Марфы. Ин.11:3 . Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Почему же они посылают звать Иисуса, а не идут к Нему сами, подобно сотнику и цареву мужу? Потому, что они крепко надеялись на Христа, потому что они были слабые женщины и не прилично было им выходить из дому, потому что и они одержимы были скорбью и заняты были заботою около брата. А что они сделали так не по небрежению, это оказывается из последующего, ибо они оказывают Христу великую честь и уважение и приносят твердую молитву. «Вот, кого Ты любишь». Говорят так для того, чтобы именем дружбы вернее преклонить Господа к состраданию. Такое выражение сих жен обнаруживает и некоторую веру их. Они так уверены в величии силы Господней, что для них удивительно, как болезнь коснулась человека, любимого Им. Ибо удивительным как-то представляется, что болен тот, кого Ты, Господи, любишь. Ин.11:4 . Иисус, услышав то , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая 2Кор.1:1 . Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Поскольку апостол при первом послании посылал Тимофея в Коринф и потом опять принял его, когда тот возвратился, то справедливо присоединяет к своему имени и его имя. Кроме того, Тимофей показал коринфянам и опыт своей добродетели. Таким образом, апостол упоминает в настоящем послании о Тимофее, как о лице, уже известном коринфянам и многое исправившем у них. Заметь, что иногда называет его сыном: «как сын отцу», говорит, «служил мне в благовествовании» ( Флп.2:22 ), иногда сотрудником: «ибо он делает дело Господне, как и я» ( 1Кор.16:10 ), а теперь братом, представляя его во всех отношениях достойным уважения. Церкви Божией, находящейся в Коринфе, Опять соединяет их, сказав; «церкви»; ибо находящиеся в разделении не составляют церкви. со всеми святыми по всей Ахаии. Упоминает обо всех, живущих в Ахаии, оказывая предпочтение коринфянам, когда чрез послание к ним приветствует всех, и в то же время призывает весь народ к согласию. Кроме того, поскольку они все колебались, то предлагает им общее врачевство; то же самое делает в посланиях к галатам и к евреям. Называя же их святыми, показывает, что если кто нечист, то недостоин этого приветствия и наименования. 2Кор.1:2 . Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. И теперь употребляет обыкновенное приветствие, о чем сказано в других местах. 2Кор.1:3 . Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, В первом послании обещал придти к ним, но так как не пришел, то предполагал, что очень опечалил их мыслью, будто предпочел им других. Итак, желая оправдаться и показать, что его задержали многие случившиеся с ним искушения, предлагает прекрасное объяснение в свою защиту. Благодарю, говорит, Бога, спасшего меня от опасностей; чрез это благодарение намекает на то, что были некоторые великие препятствия удерживавшие его, за освобождение от которых и благодарит. Поставь к слову «Бог» знак препинания, потом начинай: «и Отец Господа». Если же и совместно будешь понимать это: Бог и Отец Господа, то ничего не будет нового, ибо Он есть одного и Того же Христа – по человечеству Бог , а по Божественности Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая Рим.1:1 .  Павел, Ни Моисей, ни после него многие, даже евангелисты, не выставляли имен своих перед писаниями своими, а апостол Павел ставит имя свое перед каждым посланием своим: это потому, что те писали для живших вместе с ними, а он посылал писания издали и по обычаю исполнял правило отличительного свойства посланий. Только в Послании к Евреям он не делает этого; ибо они ненавидели его: посему, чтобы, услышав тотчас имя его, не перестали слушать его, утаивает имя свое в начале. А для чего он из Савла переименован Павлом? Для того, чтобы ему и в этом не быть меньше верховного из апостолов, названного Кифой, что значит камень (Петр) ( Ин.1:42 ), или сыновей Зеведея, нареченных Воанергес, то есть сыновьями грома ( Мк.3:17 ).   раб Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором говорится: ( Пс.118:91 ). Есть также рабство чрез веру, о котором сказано: «стали послушны тому образу учения, которому предали себя» ( Рим.6:17 ). Наконец, есть рабство по образу жизни: в этом отношении назван рабом Божиим Моисей (Иис. Нав.1:2 ). Павел – «раб» во всех этих видах.   Иисуса Христа Предлагает имена Господни от воплощения, восходя снизу вверх: ибо имена «Иисус» и «Христос», то есть Помазанный, суть имена после воплощения. Помазан же отнюдь не елеем, но Духом Святым, который, конечно, бесценнее елея. А что помазание бывает и без елея, послушай: «не прикасайтесь к помазанным Моим» ( Пс.104:15 ), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея.   призванный Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван.   Апостол, Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом.   избран в благовестие Божие, То есть выбран к служению благовестия. Иначе: «избран» вместо «предопределен» к этому, как и к Иеремии говорит Бог: «прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ). И сам Павел говорит в одном месте: «когда благоволил Бог , избравший меня от утробы матери моей» ( Гал.1:15 ). Далее, не напрасно говорит он: «призванный и избран в благовестие». Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава третья Еф.3:1 . Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Указав на попечение о нас Христа, говорит затем и о своем попечении. Так как, говорит, Господь мой явил такие дела в отношении к нам, то необходимо и мне по возможности содействовать. Посему я узник за вас. И если Он был распят, то я, по крайней мере, нахожусь в узах за вас. Словами же «за вас язычников» указал на следующее: «не только мы вас не гнушаемся, но даже и узы принимаем ради вас и за честь себе поставляем именоваться узниками Христовыми». Еф.3:2 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, Намекает на слова Божии к Анании: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» ( Деян.9:15 ). И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет «домостроительством благодати». Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо Сам мне сказал, что «Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22,21 ). Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес. Еф.3:3 . потому что мне через откровение возвещена тайна Вот дело благодати – откровение тайны. И поистине тайна – из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев. (о чем я и выше писал кратко), Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное. Еф.3:4 . то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, Я написал, говорит, не сколько должно, а по силе вашей и вместимости. И из этого вы можете воспринять и понять мое разумение тайны Христовой, то есть как я уразумел тайну Христову, или как я понял, что Он сидит одесную Отца и нас посадил с Собой, что в Себе создал обоих во единого нового человека, и прочее, относящееся к тайне. Поймите же достоинство моего разумения из того, что столько мне Бог открыл. А что это знак великой чести, слушай: «не сделал Он того никакому другому народу» ( Пс.147:9 ), именно, что Израилю возвестил «уставы Свои и суды Свои» ( Пс.147:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава третья Флп.3:1 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Так как филиппийцы находились в печали, не зная, в каком положении находятся дела Павла, как обстоит дело проповеди, в каком положении болезнь Епафродита, и он все это разрешил, сказав, что и проповедь преуспевает, и я иду к вам, и Епафродит уже послан, то апостол Павел говорит: «впрочем, радуйтесь», потому что нет уже причины не радоваться. Галатов он называет чадами, так как они нуждались в исправлении, а филиппийцев – братьями, поскольку относится к ним с уважением. Прекрасно сказал: «о Господе», так как мирская радость не есть радость, а в Господе и скорби доставляют радость. Или, поскольку Господь облегчил наши дела, то радуйтесь. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Предпослав многие хвалы, он начинает делать увещание, чтобы не показаться в самом начале тяжелым. Флп.3:2 . Берегитесь псов, Были некоторые иудеи, которые, искажая христианство , проповедовали Евангелие, примешивая к нему и иудейские воззрения. Так как они не легко могли быть узнаны, то апостол и говорит: смотрите, берегитесь, обращайте внимание на то, чтобы их не было между вами. Прежде назывались псами язычники, а теперь такие иудеи, потому что они бесстыдны, наглы по отношению к свету истины и всех злословили. берегитесь злых делателей, Здесь он лишает их даже названия «псов»; потому что многие псы, говорит, бывают близки к трапезе, а также оберегают дома своих господ. А эти, хотя и действуют, но на зло, и действие их гораздо хуже самого бездействия, так как расстраивают благоустроенное. берегитесь обрезания, То есть имеющих обрезание. Великим и драгоценным считалось некогда у иудеев обрезание, когда ради него нарушалась даже и суббота. А так как теперь оно упразднено, то оно осталось ничем иным, как просто отсечением плоти, ибо когда это действие перестало быть законным, то оно не что иное, как отсечение плоти. Или: «берегитесь обрезания», то есть иудеев, которые старались разделить Церковь . Флп.3:3 . потому что обрезание – мы, служащие Богу духом

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Добрые вести Православия: начало ноября 2006 г. В Калуге прошёл международный форум, посвященный Сербии . Патриарх Сербский Павел 10-12 ноября в форуме “Братская Сербия: история и современность” приняли участие докладчики из России, Сербии, Украины и Черногории. Среди тем, прозвучавших на ней, можно выделить три основные. Во-первых, трагедия Косово и Метохии, которая незаживающей кровоточащей раной остаётся для современной Сербии. По-прежнему убивают и изгоняют православных, разрушают храмы, оскверняют иконы… Свыше 470 храмов и монастырей разграблены, сожжены или взорваны албанцами. Об этом повествует презентованная на форуме книга Натальи Батраевой “Косово – сербская Голгофа”, а также фильмы, привезённые сербской делегацией. Во-вторых, это тяжёлое положение Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви, переживающей гонения от властей и раскольников в Македонии. Архиепископ Иоанн уже четвёртый месяц безвинно томится в тюрьме, изгнанные из храмов и монастырей клирики вынуждены служить в катакомбных условиях, простые верующие подвергаются притеснениям. В-третьих – печально низкий уровень культурных связей между Россией и Сербией. При традиционно братских отношениях наших народов, современные сербы практически не знают о русской культуре ХХ века – ни писателей, ни композиторов, ни художников, хотя интерес к ней в народе высок, но путей проникновения практически нет. Всё, перечисленное выше – темы проблемные. Как же они угодили в рубрику “добрые вести”? Конечно, можно сказать, что в указанных темах есть и светлые стороны – например, то, что при поддержке России часть сербских беженцев недавно вернулась в свои дома в косовский г. Исток и некоторые сёла. Медленно, крайне мало – но всё же восстанавливаются разрушенные храмы. И в Македонии за последние полгода по милости Божией гонения стали чуть менее жёсткими. Наконец, есть одна сфера, где культурные сербско-русские связи переживают подъём – сфера церковной культуры…. Но всё же главная добрая новость, на мой взгляд – то, что православные верующие в России остаются неравнодушными к беде ближних, и в меру своих сил стараются помочь страждущим братьям и сёстрам во Христе в Косово и Македонии. Существование деятельной любви и нелицемерного сострадания, которые продемонстрировали организаторы форума из калужского православного молодёжного движения – это добрая новость, и подлинный залог духовного и нравственного возрождения России.

http://pravoslavie.ru/4993.html

Добрые вести Православия: первая половина апреля 2007 года Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский В начале месяца случилось немало отрадных событий, но из них хотелось бы особенно выделить те, которые связаны с восстановлением справедливости и защитой Церкви от посягательств. Во всех случаях это окончилось победой Церкви, и это знаменательно: становится все более очевидным, что Православие – это сила, с которой приходится считаться даже тем, кто не уважает его. Хочется верить, что это не единичные случаи, но вехи определенного процесса, который в конце концов приведет все общество к оздоровлению, и тогда коррупция, вымогательство, превышение должностных полномочий, беззаконие и прочие общественные язвы если и не исчезнут совсем, то хотя бы станут значительно меньше. Архиепископ Охридский Иоанн вскоре выйдет на свободу Год назад власти Македонии вследствие серьезного международного давления были вынуждены раньше срока выпустить из тюрьмы архиепископа Иоанна (Вранишковского), управляющего не признанной властями Македонии автономной Охридской архиепископией, являющейся частью Сербской Православной Церкви. В тот раз он отбывал срок за то, что читал проповедь на богослужении, чем, якобы, разжигал религиозную ненависть. Многие международные организации справедливо усмотрели в этом религиозные гонения. Но, едва выпустив на свободу владыку, власти, поддерживающие раскольников, тут же инициировали против него новое дело, и летом того же года владыка снова был помещен в тюрьму на год. Недавно македонский суд согласился сократить срок заключения на три месяца. Раскольники пытались опротестовать это решение, но его подтвердил и апелляционный суд. Тогда представители раскольничьей «Македонской Православной Церкви» решили разыграть прошлогодний сценарий и возбудили против архиепископа Иоанна новое уголовное дело, намереваясь сразу же после освобождения снова бросить его в тюрьму. Однако 10 апреля апелляционный суд Македонии вынес оправдательный приговор архиепископу, отказавшись удовлетворять иск раскольников, указав, что вменяемые ему якобы бывшие нарушения не являются уголовными преступлениями, а вопросы расходования церковных средств находятся в ведении самой Церкви, которая, согласно Конституции, отделена от государства (1).

http://pravoslavie.ru/5009.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010