Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь 30.01.2023 20:51:55 Иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней дал интервью изданию «Печат» (Сербия). В преддверии Рождества в беседе с корреспондентом издания владыка, в частности, затронул такие темы, как положение Украинской Православной Церкви, переживающей новую волну гонений, вопросы православного единства, последствия антиканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине и разделения в православном мире, а также рассказал об отношениях с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией и о религиозной ситуации в Черногории. — Ваше Преосвященство! Очевидно, что в неких центрах силы на планете разработан план уничтожения Православия, который активно реализуется, судя по событиям на Украине. Накануне начала войны из двух украинских раскольнических группировок была создана так называемая Православная церковь Украины, которой Константинопольский Патриархат предоставил спорную автокефалию. Можно ли сказать, что данный шаг стал одной из причин нынешнего кровопролития на Украине? — Можно, но лишь весьма условно. А именно: невозможно поверить в то, что Константинопольский Патриархат в самом деле желал нынешнего кровопролития, когда неканоническим образом создавал на Украине свою парацерковную структуру — имеющую церковный облик, но при этом по существу отнюдь не церковную, создавал ее в обход существующей и численно преобладающей канонической Церкви, которую он сам до дня претворения в жизнь своего решения признавал, да и ныне продолжает ее по сути признавать, ибо не смеет объявить ее неканонической или несуществующей. Так возник невероятный канонический оксюморон. Патриархат, который претендует на юрисдикцию надо всей православной диаспорой на всех континентах, ссылаясь на канонический принцип, гласящий, что в одном городе, то есть на одной и той же территории, не могут одновременно иметь компетенцию два епископа, сам на практике поступает диаметрально противоположно принципу, на который ссылается: в город и область, где уже имеется один, действующий и общепризнанный, епископ, этот Патриархат назначает другого, параллельного епископа, являющегося притом нераскаянным и безблагодатным раскольником.

http://radonezh.ru/2023/01/30/episkop-ba...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Македонцы домогаются томоса от Константинополя Разворачивается интрига вокруг предполагаемого посещения Скопье патриархом Варфоломеем 17.03.2023 303 Время на чтение 3 минуты Источник: Независимая Газета Встреча патриарха Варфоломея и президента Северной Македонии в патриаршей резиденции 11 марта 2023 года. Фото сайта ec-patr.org На греческом ресурсе «Orthodox Times”, поддерживающем Константинопольский патриархат, 9 марта появилось объявление: «Патриарх Вселенский Варфоломей не посетит Скопье» и, следовательно, не предоставит томос, столь ожидаемый недавно легализованной и получившей автокефалию Македонской церковью (Охридской архиепископией). Поводом для опровержения стали утверждения со стороны некоторых СМИ Северной Македонии о том, что в этом году глава Константинопольского патриархата (КП) собирается посетить Скопье. Газеты ссылались на представителя КП митрополита Имбросского и Тенедосского Кирилла Драгуниса, который рассказал об этом при посещении македонского Свято-Бигорского монастыря. Мол, греческий архиерей заверил, что в этом году патриарх Варфоломей посетит Северную Македонию и лично передаст архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану (Веляновскому) «ожидаемый Вселенским патриархатом объем автокефалии», приводит цитату издание «Нова Makeдohuja». На сайте обители действительно имеется информация о том, что 18 февраля Драгунис посещал монастырь. Однако он не заявлял, что Варфоломей уже вовсю готовится к поездке, а лишь выразил надежду, что когда-нибудь такое случится, Охридская архиепископия получит томос об автокефалии из его рук. Очевидно, что в Северной Македонии до сих пор не могут смириться с тем, что духовную независимость они получили не от Вселенского, а от Сербского патриархата. Напомним, что Македонская православная церковь (МПЦ) в своем нынешнем виде существует начиная с 1967 года, когда была учреждена решением III церковно-народного собора в городе Охрид как автокефальная. До этого времени она находилась в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ). До мая 2022 года МПЦ не имела общения ни с одной поместной православной церковью. 9 мая Синод Константинопольской церкви восстановил каноническое общение с македонцами. 5 июня Стефан (Веляновский) получил томос об автокефалии из рук Сербского патриарха Порфирия. На сегодняшний день Охридскую архиепископию помимо Константинопольского и Сербского патриархато, признали Русская, Болгарская, Элладская, Антиохийская, Румынская, Грузинская, Албанская церкви, а также Православная церковь Чешских Земель и Словакии.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/17/makedo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Разбойничьи действия Фанара продолжаются Патриарх Варфоломей признал раскольничью «Македонскую православную церковь» 10.05.2022 1198 Фото: Из интернет-источников Самопровозглашенная «Македонская православная церковь – Охридская архиепископия» (МПЦ – ОА) может вернуться к каноническому единству с Сербской Православной Церковью (СПЦ). Это вселявшее надежду сообщение сделал 6 мая 2022 года епископ Зворницко-Тузланский Фотий (СПЦ), пишет «Православная жизнь». Как рассказал иерарх, несколькими днями ранее в г. Ниш состоялась встреча церковных делегаций: после многолетнего перерыва в общении МПЦ (ОА) и СПЦ вновь сели за стол переговоров. Встреча проходила в закрытом формате в присутствии Патриарха Сербского Порфирия. «В составе Синода Сербской Православной Церкви в эти дни я сопровождал Его Святейшество. В первый день у нас состоялась встреча с представителями " Македонской православной церкви " в Нишской епархии. Это интересный диалог любви, веры и надежды, и мы надеемся, что, дай Бог, единство будет», – передает слова епископа Фотия religija.mk. Как отметил архиерей, есть основания предполагать, что возвращение МПЦ (ОА) к каноническому единству с СПЦ и, таким образом, со всеми Поместными Православными Церквями, произойдёт уже в мае этого года, на Соборе Сербской Православной Церкви в Белграде. «Перед нами стоит великая задача – с Божией помощью, молитвами епископов Николая Охридского и Жичского, молитвами святых Кирилла и Мефодия, святых Климента и Наума Охридских, святого Саввы Сербского и других святителей, – восстановить единство и уврачевать раскол 1967 года. Сейчас мы находимся на пороге решения этой проблемы. Поэтому я призываю всех вас и всех нас молиться Богу, чтобы решить ее во славу Божию и на благо наших святых Церквей. А также и на благо двух братских народов – сербского и македонского», – отметил епископ Фотий. Однако попытка канонического урегулирования застарелого конфликта явно не устроила Константинопольского патриарха Варфоломея, который в последние годы предпринимает попытки стать «православным папой» и самому решать конфликты во всех Православных Церквях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Решение Фанара – это удар по Сербской Церкви» Патриарх Варфоломей повторил свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников 12.05.2022 919 Время на чтение 8 минут Фото: Царьград В средствах массовой информации Сербии остро раскритиковали признание Константинопольским патриархатом так называемой Македонской церкви, называя произошедшее расколом в мировом Православии и вмешательством Фанара во внутренние дела Сербской Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческое издание Romfea.gr. «Варфоломей разделяет Православие», «Раскол в Православии», «Вселенский патриарх признает и раскольников Черногории», – таковы заголовки публикаций некоторых газет в Сербии. В них говорится, что Фанар ранее не реагировал на желание македонских раскольников вступить с ним в евхаристическое общение. Но после информации о переговорах Сербской Церкви с Македонской, срочно признал раскольников. Таким образом, пишут в СМИ, патриарх Варфоломей пытается создать видимость, что переговоры якобы велись по его благословению, и что Константинопольский патриархат имеет власть «самовольно изменять решения других Церквей и вмешиваться во внутренние дела другой Поместной Церкви». Также допускается, что следующим шагом Фанара станет признание раскольников в Черногории. Кроме того, отмечается несправедливость решения патриарха Варфоломея в отношении Предстоятеля автономной Православной Охридской архиепископии архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна, который претерпел много гонений от властей и даже лишение свободы за единство Православия в Северной Македонии. Митрополит Клинский Леонид в своем телеграм-канале решение Фанара, «впрочем, как и все принятые Фанаром (район Стамбула Фенер, где находится резиденция главы Константинопольской Церкви) за последние десятилетия ещё больше раскалывает Православный Мир». По его словам, «с маниакальной настойчивостью Патриарх Варфоломей пытается утвердить своё право первенства (читай эгоцентризм) и убедить в этом тех, кто мало разбирается в международной церковной повестке. Фанар идёт в фарватере западного политического мейнстрима, разрушая по ходу всё, что создавалось веками и держалось на балансе веры в общепринятые духовные, моральные, этические аспекты. Понятно, что его действия не имеют под собой ни малейшей самостоятельности и продиктованы пожеланиями тех, кто уже давно поставил себе задачу убить Православие, вычленив его из мировой системы координат».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/12/re...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм-палатка для Церкви в беде 22.12.2007 559 Время на чтение 4 минуты В Македонии православные служат на частных квартирах при закрытых шторах, монахов выгоняют из монастырей и сажают в тюрьмы, а храмы разрушают бульдозерами. Все это происходит в наши дни, и архиепископ Охридский ИОАНН просит нашей помощи. О подвергшейся гонениям Церкви нашему корреспонденту Екатерине СТЕПАНОВОЙ рассказал иерей Даниил СЫСОЕВ, настоятель храма святого апостола Фомы на Кантемировской, который недавно вернулся из Македонии. - Вы только представьте, в наше время в православной стране нет возможности открыто служить Божественную литургию! Древние храмы и монастыри захвачены раскольниками. Люди приходят молиться Богу в частные дома с занавешенными окнами. Набиваются в небольшую кухоньку, откуда вынесена вся мебель. Там нет, конечно, ни Царских врат, ни иконостаса, только престол и жертвенник, которые священник привозит с собой. Постоянных прихожан уже около двух тысяч, и им приходится ходить в храм по очереди. Я бывал на таких службах. Перед началом литургии даже в такую подпольную церковь приходит полиция и записывает всех, кто стоит в храме. Потом у этих людей начинаются проблемы на работе. Но несмотря на это они причащаются четыре раза в неделю! В среду, в пятницу, в субботу и в воскресенье. Чем больше скорбь, тем горячее вера. Почему же ситуация в Македонии сложилась таким образом? Нынешняя республика - это только часть исторической местности, которая называлась Македонией раньше, но на этой территории с VI века существовала независимая Православная Церковь, называлась она Охридская архиепископия и по своему статусу была равна пяти Вселенским патриархатам. Она просуществовала до 1767 года, когда была упразднена османскими войсками и перешла под юрисдикцию Сербского патриархата. В 1967 году под давлением югославских коммунистов два македонских епископа - Досифей и Наум - незаконно провозгласили автокефалию и вышли из Сербского патриархата. Новую независимую церковь они назвали Македонской православной церковью, но ни одна из Поместных Церквей не признала ее независимость - таким образом произошел раскол. Македонские монахи не поддержали епископов-раскольников и, покинув свои монастыри, ушли на Афон и в Сербию. Опустевший монастырь святого Наума Охридского (по значению для македонцев он такой же, как для русских Троице-Сергиева лавра) раскольники продали под отель вместе с мощами и храмом. Хотя его ценность трудно переоценить даже с исторической точки зрения, не говоря о духовной, ведь в нем трудились такие подвижники, как святители Климент и Наум Охридские, жил святитель Николай Сербский, преподавал святитель Иоанн Шанхайский. А теперь в братском корпусе живут туристы. В монастыре св. вмч. Пантелеимона с росписями XII века устроили ресторан. Деятельность раскольнической церкви поддерживало правительство сначала Югославии, а впоследствии независимой Республики Македония: " Независимой стране - независимую церковь! " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковные нюансы евроинтеграции: Северная Македония на пути в ЕС 18.08.2022 391 Время на чтение 4 минуты Источник: Центр ХРИЗМА В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории. В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу  (эти две страны идут одним «пакетом») . Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены « македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки». Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Закрыть Провал Фанара в Македонии Переговоры представителя Константинополя об условиях томоса об автокефалии, видимо, завершились крахом 15.04.2024 105 Время на чтение 4 минуты Фото: t.me/chrisma_center В понедельник, 8 апреля, в Скопье Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский, митрополит Скопский Стефан встретился с иерархами Константинопольской и Элладской Православных Церквей – митрополитом Имвроса и Тенедоса Кириллом и митрополитом Дидимотихским Дамаскином, сообщил тлг-канал Центр «Хризма». Авторы материала не исключили, что греческие митрополиты и Владыка Стефан обсуждали условия получения Церковью Северной Македонии томоса об автокефалии от Константинопольского патриархата. Именно этот вопрос является ключевым в повестке отношений между Македонской Православной Церковью и Фанаром. Позже митрополит Имвросский Кирилл дал пространное интервью македонскому каналу «360 Степени», в котором бесцеремонно заявил , что томос, который Патриарх Сербский предоставил Македонской Церкви, «является провокацией и позором». Как сообщает тлг-канал «Правблог» , представитель Константинопольского патриархата нахально назвал Предстоятеля Сербской Церкви наименее значимым из всех Патриархов и оценил его действия по дарованию автокефалии МПЦ как «большое преступление», а соответствующий документ – как «липовый», «фальшивый томос». По словам фанариотского митрополита, в вопросе Македонской Церкви «сербы действовали по указанию РПЦ», которая «хотела сохранить своё влияние» в балканском регионе. Именно после «отмашки из Москвы», строит конспирологию митрополит Кирилл, СПЦ «тайно, за спиной Константинопольского патриархата», урегулировала все вопросы с МПЦ и быстро предоставила ей автокефалию. Будто Македонская Церковь не была частью Сербской, и этот вопрос не обсуждался на протяжении нескольких лет. Однако, по мнению фанариота, это принципиально не решило «македонскую проблему», поскольку МПЦ, мол, до сих пор не является автокефальной, ибо ей «навязывают решения из Москвы и Белграда». Вот так: сербы, считают, что МПЦ автокефальная, сами македонцы считают, а вот греки уверены, что проблема не решена.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/pr...

Закрыть Фанар принялся тиражировать украинский церковный сценарий 12.10.2020 389 Время на чтение 6 минут © AP Photo/Emrah Gurel Источник: РИА Новости Ровно два года назад Константинопольский патриархат легализовал украинских раскольников, чтобы те образовали " Православную церковь Украины " (ПЦУ). Впоследствии это привело к катастрофе в христианском мире — началась волна разделений. И вот теперь церковный Стамбул замышляет новую авантюру, на этот раз в Северной Македонии. События там разворачиваются точь-в-точь по украинскому сценарию, но с одним важным отличием. О том, чем это обернется, — в материале РИА Новости. Все по-новому То, что анафему на украинских раскольников наложила Русская православная церковь и только она, согласно канонам, вправе их отменить, в Стамбуле никого не волновало. Там были важны только просьбы политиков. Два года назад о создании " независимой церкви " Константинополь попросили не простые верующие, а самый главный политик Украины — президент Петр Порошенко. Он считал, что украинскому народу не хватает свободы. Об этом президент заявил в апреле 2018-го на личной встрече с патриархом Варфоломеем. Что интересно, спустя пару месяцев его слова, практически дословно, повторил другой политик — глава Северной Македонии Георге Иванов. Практически идентична с Украиной и религиозная ситуация. С конца 1950-х в стране действует " Македонская православная церковь " , возникшая в результате сложных политических перипетий. В начале XX века, после освобождения от османского владычества, Македония стала частью Королевства Болгария. (Неточнсть: Македония не стала частью Болгарского царства, но вошла в Королевство Сербию - прим. РНЛ). Соответственно, ее верующие перешли в юрисдикцию Болгарской церкви. Но накануне Первой мировой войны ситуация резко поменялась: македонские земли достались Сербскому королевству. Вместе с политической юрисдикцией поменялась и церковная. С тех пор местные православные подчиняются Белграду. С приходом к власти коммунистов и образованием Югославии в стране усилились идеи македонизма. Националисты приобретали популярность, их лозунги звучали все громче: свой язык, своя культура, церковь. Они требовали возродить Охридскую архиепископию, действовавшую на территории современных Сербии, Македонии, Греции и Болгарии с XI по XVIII век. И коммунисты согласились: в 1958 году они помогли создать независимую религиозную структуру, хотя Сербская церковь была против. Спустя восемь лет отколовшиеся от СПЦ македонцы объявили об автокефалии.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/fanar_...

История Православной Церкви в Македонии: основные вехи 1 липня 2005 р. 16:16 В мае 2005 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви объявил об автономии Охридской архиепископии в Македонии, где действует непризнанная каноническим Православием национальная Церковь. Этот акт засвидетельствовал осложение церковной ситуации в стране, что подтверждается многими событиями последнего времени. Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.) в Македонии  была основана христианская епископия. Первым документально засвидетельствованным  епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора 347 г. В IV —V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась попеременно Риму и Константинополю. 527 —565 гг. Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII веке округ был подчинен Салоникийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении попеременно Рима и Константинополя. В 1767 г. вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии в его юрисдикцию вошла и Охридская Архиепископия После  освобождения  от  Османского  ига  в  результате  Балканских войн Македония была разделена между союзниками (в период первой Балканской войны) — Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии — восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции — южные районы до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и — в случае с Грецией — Константинопольской.. С 1945 г. в Скопье, столице страны, состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви, ее выходе из Сербского Патриархата. Но ввиду несогласия сербских иерархов предоставить Македонской Церкви автокефалию решение вопроса долго откладывалось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201565...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010