531 Сделавшись земским князем, он выдал дочь свою за одного из Вершовцев. О слабости княжеской власти за это время свидетельствует Косьма 1. 29; Et quia tunc temporis dux non erat suae potestatis, sed comitum, comites versi in Dei odium.,. valde malum operabantur, facinus et iniquum. 532 По догадке Добнера (Ann. ad Haiec. IV. 387) и за ним Палацкого, Dêjiny I str. 269, это была жена одного из Вершовцев; ср. Büdinger, Oesterreich. Gesch, 1. 325, Anmerk. 4. 537 Giesebrecht, Geschichte.... I. s. 675 и след. s. 846; сравни стр. 167, прим. 1. Весьма любопытна в этом отношении переписка Оттона III с Гербертом, реймсским архиепископом, см. об этом Wilmans, Jauhrbücher II. Excurs I, Abschnitt VI, s. 173, Aum. 4. 542 Жизнь Войтеха по Канапар. гл. 23; Cosmae I. 27; впрочем Косьма сохранил только тот факт, что была приязнь между Войтехом и императором: хронологические данные и обстоятельства, в которых выразилась эта приязнь, у него спутаны. Giesebr. Gesch. der. Deutsch. Kaiserz. I. s. 687. 544 Св. Войтех со своими спутниками ошибкой попал на священное поле Ромово; жрец капища считал это оскорблением святыни, см. Palacky, Dejiny I. str. 270 co ссылкой на Voigt, Geschichte Preussens I. 271; а может быть и то правда, что брат жреца был убит в войне с Поляками, и он мстил Войтеху за смерть своего брата. 547 Нелишне заметить, что и в войне 997 года, веденной Оттоном против Лютичей, не упоминается об участии Чехов: может быть уже тогда имели начало те факты, с которыми мы встречаемся в 999 году, т. е. совершенный разрыв отношений между Чехами и Поляками. 548 Retibus fidei coepit Pannoniam, simul et Poloniam, ad ultimum dumin. Pruzai seminat verbum Dei,... умер Войтех мученическою смертью; Cosmae I. 31. Год смерти его у Косьмы неправильно означен 996. см. Palacky, Würdigung der alten Böhmisch. Geschichtschreiber, s. 28. 549 Здесь мы не входим в подробное изложение польских событий, что будет предложено в другом месте, а имеем только указать на них для пояснения причин политического упадка Чехии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

s. 289, Anmerk. 3. 711 Сохранилось известие, что в Жатце избит был отряд Поляков, – знак, что на них смотрели не как на друзей, Thietmar, VI. 8. 713 Описание этого похода у Титмара (VI. 8) довольно не ясно. По его словам один и тот же отряд войска действовал и против Болеслава, in silva quae Miriquidui dicitur, и потом в собственной Чехии, в Жатецке, притом близь Жатецка Генрих выжидает Баварцев. Во 1-х не все, значит, войска явились к Межибору, Баварцам и Франкам, может быть, поручено было прямо вторгнуться в Чехию; во 2-х, трудно допустить, чтобы Болеслав был так недеятелен в это время и так легко относился к делу, как рисует это Титмар: ему говорят, что близко неприятель, а он самонадеянно отвечает: si reperent ut ranae, jam possent huc advenisse; в 3-х, дело легко объяснится, если примем, что в одно и тоже время Немцы действовали с разных сторон, фальшивыми движениями развлекая внимание Болеслава, так что, когда он ждал неприятеля в одном месте, этот неожиданно появлялся в другом, и притом в границах самой Чехии. 715 Cosmae 1. 36: свидетельство Далемила: Ku knêzu sê vêrni sebràchu Tajuê sê pred Prahu brachu, А s pastuse sê smluvichu; Dobry dar jerau slubichu, By Pragu chtêl proraditi. Slúbi jim to uciniti Kaza jim na Strahorê stati Tu svej trúby poslúchati... Cechové na Prahu vzbechù Polané ot vseho sbêhù Cesie stred hrada stojechu Za Polany ne bêzechu. Polené sê ne ozrechu; Druzi s strànê sê plazichu. Pastucha na nê volàse, Polanóm sê tisúc oróv zdàse. Песня, описывающая занятие Праги, издана в Vybor z literatury Ceské 1. 29–32. Прекрасное издание Некрасова, Краледворская рукопись, стр. 26–31, 338–340. Thietmar VI. 9. Политика короля Генриха II действительно находила мало сочувствия между Саксами и Баварцами. Особенное неудовольствие возбуждал союз его с языческим народом (Лютичи) против христианского князя (Болеслав польский). Многие высокопоставленные лица духовного и светского чина находили, что политика Оттона III по отношению к Польше более соответствовала национальной чести и христианскому чувству; ведя постоянную войну с польским князем, Генрих отвлекал его внимание от языческих народов и мешал проповеднической деятельности и распространению христианской веры, что вполне противоречило средневековому воззрению на римского императора германской нации.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

С трудом спасся даже Оттон II в неудачном походе от победителей Сарацин и Греков и умер в то время, когда готовил сильный поход на юг для завоевания всей южной Италии и изгнания Аравян из Сицилии; несмотря на то, что весь Север, до самого Гамбурга, был опустошён и завоёван восстанием приморских Славян. Со смертью молодого императора (683 г.) наступило время новых смут. Малолетний сын его не без труда получил наследие отцовское. Германские войска оставили Италию в добычу её собственному безначалию. Снова усилилась власть Византийцев, снова стали своевольничать все мелкие князьки, снова стали Рим и его буйная аристократия распоряжаться папским престолом и возводить на него всякое отребье человеческое. При малолетнем государе, при женщине-правительнице в эпохе, в которой ещё ничто не устоялось, а все стихии бродили и бесплодно искали законных взаимных отношений, иначе и быть не могло. С совершеннолетием Оттона III наступила снова сравнительная тишина. Правда, что во всё своё непродолжительное царствование он вёл беспрестанную борьбу со своеволием Римлян и не раз должен был их унимать военной грозой с опасностью собственной жизни; зато он распоряжался папским престолом почти безусловно, назначая кого хотел во вселенские епископы. Но самая борьба происходила не от бессилия, как при позднейших императорах, а от желания примирить партии, раздирающие Рим, и приобрести любовь народа, который не знал своей собственной воли. Наконец, он должен был прибегнуть к строгости и к мерам неизвинительной жестокости, казнив Кресценция и папу, избранного его дружиной под именем римского народа 272 . Таким образом, укротил он временный мятеж. Епископы, назначенные императором, были люди достойные своего звания или по добродетели, или по гению, как Герберт (Сильвестр), долго смущавший Францию своими происками, потом приобрётший безграничную доверенность германской регентши, Адельгейды, вдовы Отонна I и бесспорно стоявший в отношении к знанию и умственной силе далеко выше своего времени. Это превосходство выразилось в сказаниях народа итальянского, оскорблённого самовластием императора, назначившего папу; так что они представляют Сильвестра злым волшебником и учеником злых духов, которым он продал душу свою в школе испанских Мавров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

183. Фреска подземной церкви Св. Климента в Риме. Во втором – возле Адама Ева; демон опущен; опущены и врата, как и в первом изображении. Сходная композиция на сосуде Оттона III в средневековом отделении Эрмитажа (зал скульпт. слон. кости, шкаф 2, 44) 2659 . В рукописи Аженкура Exultet XI-XII вв. 2660 и во фресках Урбана 2661 Адам и Ева помещены среди пламени – особенность, появляющаяся в представлении ада здесь в первый раз. Та же особенность в рукописи того же времени, принадлежащей Гильдесгеймскому собору 2662 ; сверх того, здесь в глубине ада лежит в пламени сам сатана; ангелы окружают ореол Иисуса Христа, и двое из них вытаскивают праведников из адского пламени. На диптихе X-XI вв. в Эрмитаже (зал скульпт. слон. кости; шкаф 2, 60) праведники представлены обнаженными; в глубине ада лежит сатана. В миниатюре в западной рукописи XIII в., изданной Дидроном 2663 , Гримуаром 2664  и Луизой Твининг 2665 (см. рис. 184), царство сатаны имеет вид обширных палат, в которых размещены ветхозаветные праведники 2666 : одни из них, с Адамом и Евой во главе, уже выходят навстречу Освободителю, попирающему ногами самого начальника тьмы, другие – в пасти страшного зверя. Внизу – в огне, а также на пылающих верхушках адского здания – устрашенные прибытием Царя славы демоны. Очевидно, византийская схема здесь уже переработана сполна. Вообще, разнообразие форм сюжета, особенно форм ада, в памятниках западных XII-XVI вв. очень значительно: одни все еще придерживаются простой древнейшей схемы (рукоп. нац. библ. 9561, л. 27 и 185); в других ад имеет вид сосуда, наполненного демонами, которых поражает Иисус Христос копьем (новгор. корс. врата) 2667 , чаще всего ад имеет вид огненной пасти страшного дракона: Иисус Христос приближается к ней с крестом (ящик в музее Клюни, в зале Соммерара XIV в., 1060), изводит отсюда Адама и Еву (рукоп. нац. библ. 1414, л. XII), попирает ее крестом (рукоп. нац. библ. 11560, л. 6) 2668 ; иногда ад имеет форму кипящего котла: в нем – люди, а демоны раздувают огонь посредством мехов и перемешивают содержимое в котле 2669 ; иногда Иисус Христос имеет вид земного царя в короне. Он поражает крестом сатану, а ангел с благовонным кадилом в руках уничтожает смрад ада 2670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУНИГУНДА Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. Св. Кунигунда. Скульптура Адамовых ворот в кафедральном соборе Бамберга. Ок. 20–40 г. XIII в. [Кунигунда Люксембургская; лат. Cunigunda, Chunigunda; нем. Kunigunde] († 3.03. 1033 или 1039, мон-рь Кауфунген, совр. земля Гессен, Германия), св. (пам. зап. 3 марта), супруга имп. Генриха II . Подробные сведения о К. содержатся в ее Житии (BHL, N 2001-2002). Согласно Житию, К.- дочь Гедвиги из Нордгау и Зигфрида, 1-го графа Люксембургского; ее отец считается сыном Вигериха, пфальцграфа Лотарингии и графа Бидгау ( Vanderkindere L. La Formation territoriale des principautés belges au Moyen Âge. Brux., 1902. Vol. 2. P. 328-333). Однако нек-рые исследователи ставят под сомнение родство Зигфрида Люксембургского с Вигерихом (см., напр.: Klein R. Wer waren die Eltern des Grafen Sigfrid?: Eine neue Hypothese zum Ursprung des ersten Luxemburger Grafenhauses//Luxemburgische Gesellschaft für Genealogie und Heraldik: Jb. Bech, 1998. S. 9-27), утверждая, что в XI в. род Зигфрида специально возвели к кор. Людовику II Заике, правителю Западнофранкского королевства (мать Зигфрида якобы являлась его внучкой), чтобы связать К. с имп. династией Каролингов . В 998 или 1000 г. К. вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварии, который после смерти бездетного имп. Оттона III (23 или 24 янв. 1002) был избран королем Германии с именем Генрих II. 7 июня 1002 г. в Майнце он получил корону из рук архиеп. Виллигиза . 10 авг. 1002 г. в Падерборне состоялась королевская коронация К. Когда Генрих II стал императором Свящ. Римской империи, папа Бенедикт VIII провел в Риме имп. коронацию его и К. (14 февр. 1014). В Житии сообщается, что К. деятельно участвовала в гос. управлении: она присутствовала на заседаниях имперского совета; в отсутствие мужа, предпринявшего 3 похода в Италию (1004, 1013-1014, 1021-1022) против арабов, единолично правила гос-вом; принимала участие в работе синода во Франкфурте (1007); выступала посредницей в переговорах императора с ее братом гр. Генрихом I Люксембургским и в 1018 г. добилась возвращения брату Баварского герц-ства, к-рого он лишился за мятеж против императора. После того как с целью дальнейшей колонизации и христианизации земель на вост. границе Германии Генрих II основал еп-ство Бамберг (1007), К. пожертвовала свое приданое на его обустройство (об этом она объявила на Франкфуртском синоде, утвердившем создание новой епархии). В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец св. Кунигунды», в котором, по преданию, она передала приданое Эберхарду, 1-му епископу Бамберга.

http://pravenc.ru/text/2462257.html

Оттон II попытался еще в январе 982 г. вернуть эти земли в подчинение, но успеха не достиг. Тогда Западный император решил разбить сарацин и таким способом завоевать утраченные симпатии местного христианского населения. Любопытно, что в официальной германской хронике тех лет говорилось, будто бы император желал освободить Калабрию от «частых набегов греков и грабежей сарацин» 679 . Впрочем, по другой версии, звучащей со страниц древней хроники, император «пытался присоединить к Римской империи Калабрию и Апулию, принадлежавшие Греческому государству, по причине родства, которое связывало его с Греческим императором через его жену Феофано» 680 . Его соперником стал Сицилийский эмир, объявивший христианам джихад. Спешно германец разослал повеления своим вассалам, включая и духовных лиц, поставить необходимое количество воинов. Увы, силы короля были невелики: светские князья прислали ему 586 рыцарей, а епископы – 1504 воина; конечно, ни о каком серьезном успехе с таким войском нечего было и думать 681 . Интересно, что в походе своего мужа участвовала Западная императрица, бывшая византийская принцесса Феофано, находившаяся во время решающей битвы в Россано под защитой византийского гарнизона. 13 июля 982 г. в долине реки Стило произошло роковое для Оттона II сражение. На измученное жарой и походом войско Западного императора внезапно напали арабы с местными греками и истребили весь цвет германской аристократии, почти поголовно уничтожив своих врагов. Оттон II чудом спасся и бежал на греческом корабле в Верону, где в начале 983 г. соимператором Западной Римской империи был провозглашен его сын Оттон III (983–1002). Все саксонские князья оплакивали поражение в битве, и лишь одна императрица Феофано, как казалось германцам, радовалась победе своих соплеменников (ведь греки были в сарацинском войске, и этого казалось достаточным) над армией мужа. Едва ли, конечно, события носили столь ярко выраженный однозначный характер, вполне возможно, что это был очередной наговор на изысканную гречанку, так слабо сочетающуюся с германскими нравами и традициями. Но в любом случае впоследствии ненависть германцев к императрице обуславливалась ссылкой на этот эпизод 682 . Сам же Оттон II скончался в возрасте 28 лет 7 декабря этого же года в Риме, подготавливая новый поход в Южную Италию 683 . Он стал единственным Западным императором, похороненным в Вечном городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Бенедикт VIII, с тревогой следивший за успехами греков, обратился с настоятельной просьбой к германцам остановить Василия Бугиана. К слову сказать, этот папа, презрев канонические правила, в 1016 г., собрав флот, лично повел его против сарацин, одержав блистательную победу в Ломбардии. Примечательно, что после этого сражения вождь арабов прислал папе мешок, полный каштанов, а его посол передал понтифику, что в следующем году арабы числом не менее того, какое есть в мешке каштанов, высадятся в Италии, дабы отомстить за поражение. В ответ этот папа, явно не страдающий отсутствием храбрости, передал послу мешок с просом, говоря: «Пусть приходят во второй раз, но пусть знают, что они найдут здесь столько же облаченных в доспехи рыцарей или даже более того, сколько здесь зерен» 707 . Теперь же, в 1020 г., он отправился к Западному императору Генриху II Святому в город Бамберг с просьбой урезонить «зарвавшихся греков». Папа настолько понравился германцу, что тот в знак признательности выдал понтифику грамоту, в которой утвердил за папами все старые владения, ранее отобранные Оттоном III 708 . Следует сказать, что вообще новый император Запада был совершенно равнодушен к идее восстановления Священной Римской империи и испытывал очевидную симпатию к папской доктрине, всячески укрепляя положение понтификов в Риме и Италии 709 . О нем говорили, что король полностью заслужил свое прозвище, но едва ли заслуживал канонизации. Погруженный исключительно в вопросы Церкви и благочестия, он стал послушным орудием в руках папы, о котором недвусмысленно говорили, будто их с Генрихом II следовало поменять местами. Вместо идеи восстановления Священной Римской империи Генрих II провозгласил новый девиз восстановления Франкского королевства. Прекрасно понимая все выгоды политики Оттона I Великого, Генрих II вскоре восстановил епископальную систему, получив немецких архиереев в качестве верных проводников своей политики. Конечно, союз с папой органично входил в его планы 710 . Генрих II пошел навстречу желаниям Бенедикта VIII, и антивизантийское соглашение было без труда заключено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Мантейфели Фамилия Мантейфелъ (Manteuffel) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Померании, откуда, разделясь на множество ветвей, она разошлась по Мекленбургии, Саксонии, Лаузицу, Баварии, Швеции и остзейским областям. Имя Мантейфелей уже встречается в Померании в 1226 году, при Герцоге Барниме. В последствии ветвь Мантейфелей, переселившаяся в остзейские области, присоединила, в следствие брака, к имени своему имя старинной фамилии Цёге (Zoge), фамилии известной с начала четырнадцатого века 267 . Оттон Цёге-фон-Мантейфелъ, майор шведской лейб-гвардии при Карле XII († 1721), от брака с Екатериною-Софиею Клингенштерна имел сына Оттона-Якова, шведского генерал- лейтенанта и посланника в Берлине, возведённого Королём Шведским Густавом III, в 1772 году, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Иоанн-Гергардт Цёге ф. Мантейфелъ († 1710), был ландмаршалом герцогства курляндского. Готгардт-Иоанн Цёге ф. Мантейфель, эстляндский ландрат, возведён был Императором Германским Францом I, 16/27 апреля 1759 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Маргарите-Елисавете ф. Гюнтерсберг, имел четырёх сыновей 268 : 1) граф Андрей (рождение 1714 † 10 октября 1768), сперва австрийский офицер, потом русский генерал-майор; при отставке награждённый чином генерал-поручика; от брака с Софиею-Фредерикою ф. Стакельберг оставил сына, графа Андрея Андреевича (рождение 1762 † 1832). Сей последний был сенатором, и от брака с Шарлоттою-Софиею ф. Бок (рождение 1773 † 1830), имел четырёх сыновей и трёх дочерей: а) графиня Юлия Андреевна; б) графиня Елисавета Андреевна (рождение 1794 † 18 марта 1831), за действительным статским советником Оттоном Левенштерна; в) графиня Анна Андреевна; г) граф Иван Андреевич (рождение 15 декабря 1795 † 1849), действительный статский советник; д) граф Эрнест Андреевич (рождение 9 февраля 1801), женат на Матильде ф. Бреверн; у них сын граф Эрнест Эрнестович, (рождение 27 сентября 1844), и четыре дочери, графини: Паулина, Матильда, София и Виргиния Эрнестовны; е) граф Камиллий Андреевич, (рождение 31 июля 1803 † 18 декабря 1830); женат был на графине Генриетте Александровне Игельштром; у них сыновья: граф Готгардт Камиллиевич, рождение 1827, и граф Виктор Камиллиевич, рождение 1829, и дочь графиня Юлия Камиллиевна; ж) граф Виктор Андреевич, (рождение 1805 † 1829); 2) Готгардт-Иоанн, (рождение 1716 † 1753), от брака с Екатериною- Еленою ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Луки, 23 – надпись на кресте, – то получится следующая таблица размещения этих фигур. Во всех этих памятниках ноги распятого Спасителя поставлены одна подле другой и прибиты двумя гвоздями; тернового венка нет. В кодексах – ахенском, трирском 2418 , готском, бременском, гильдесгеймском (миниатюра 14) и флорентинском – Спаситель в длинном колобии, в остальных памятниках – лентий на чреслах Иисуса Христа. Рукопись ахенская X в. 15.–16. 2. 5. 4. 1. 9.–3. 11. 12. 13. 14. Трирский кодекс Эгберта X в. 15.–16. 6. 4. 2.–1. 9. 3. 5. 11.–12. Бременское Евангелие 15.–16. 4. 2. 10. 1. 9. 3. 5. 11.–12. Готская рукопись Оттона III X в. 15. 23. 16. 19. 2. 4. 10. 1. 9. 5. 3. 20. 11.–12. Гильдесгеймская рукопись, изображение 20 4. 5. 6. 1.–21. Та же рукопись, изображение 14 15.---16. 4. 1. 5. 18.–22.–17. Гильдесгеймские врата X в. 4. 10. 1. 9. 5. Ахенский антипендиум 15. 23. 16. 10. 1. 9. Готский переплет 15. 23. 16. 10. 1. 9. Кодекс Раввулы 15. 23. 16. 4. 5. 10. 1. 9. 6. 7. 8. 11. 12. 13. Два авория в Чивидале и Ливерпуле VIIIIX вв. 15. 23. 16. 4. 10. 1. 9. 5. Сопоставление памятников разных времен позволяет в настоящее время не только определить основные черты западных распятий, но и наметить эпохи тех нововведений, которыми отличаются западные распятия от восточных. 1) Первоначальная форма креста на Западе та же, что и в памятниках византийских. В позднейших памятниках средневековья, по наблюдениям Отте, часто предпочитается крест commissa Т . В XII в. форма креста иногда принимает вегетативный характер – концы его разветвляются, как, например, на новгородских корсунских вратах. В XIII-XIV вв. крест является в виде древа жизни, в ветвях которого расположены пророки со свитками, сентенции, относящиеся к крестной смерти Иисуса Христа, и христианские добродетели, а в корне дерева пророк Моисей со свитком (lignum vitae in medio paradisi; lignum vitae afferens fruct.) или Иоанн Богослов со свитком апокалипсическим 2419 . Средоточием картины служит распятый на процветшем древе Спаситель. Общая основа этой композиции дана во многих памятниках письменности древнехристианских и средневековых, особенно восточных 2420 . Христианское искусство катакомб доставляет пример расцветшего креста во фреске катакомб Понтиана 2421 ; тот же мотив встречаем на ампулах Монцы 2422 , в скульптуре пещер инкерманских, в византийских миниатюрах 2423 , в византийско-русских металлических изделиях 2424 , в греческой резьбе 2425 , в русских миниатюрах и проч. Западному искусству принадлежит идея соединения этой формы с распятием Спасителя и дальнейшее развитие ее на основе средневековой символики. Надпись на кресте «J. N. R. J.», как мы уже видели, становится обычной в позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Последняя из этих черт, очевидно, свойственна Западу, а не Востоку; тем не менее и в этом памятнике, хотя бы изготовленном западным художником, заметны следы византийского влияния в крестообразном нимбе Спасителя, в форме надписи и в изображении Богоматери с Младенцем среди двух шестикрылых серафимов на обороте таблетки 2412 . Множество средневековых западных распятий, скульптурных и эмалевых, издано и описано специалистами; приводить их здесь было бы совершенно излишне 2413 . Миниатюры западных рукописей IX в. представляют Иисуса Христа на кресте еще живым, солнце и луну в виде бюстов – первое в короне, вторую с серпом; у подножия креста иногда извивается змей. Таково распятие в Евангелии нац. библ. IX в. 2414 В сакраментарии гелонском IX в. 2415 вверху распятия ангелы парящие и надпись: «IC. XPS» (греческая); Иисус Христос в крестообразном нимбе; ноги Его по древнему обычаю прибиты двумя гвоздями; из ран истекает обильно кровь. В сакраментарии мецском 2416 IX в. солнце – красный бюст мужчины, луна – синий – женщины. Диптих XI в. в Эрмитаже: солнце и луна в сцене распятия имеют вид бюстов (шкап II, 60). Там же сосуд Оттона III (шкап II, 44): солнце и луна – цельные фигуры во весь рост; первое с факелом в руке, вторая с серпом на голове. Одна сторона этого сосуда издана в Указателе, составленном проф. Кондаковым (рис. 26, стр. 156). Таблица Бейсселя, составленная на основании миниатюр западных Евангелий X в. и близких к ним по времени других западных памятников, показывает наглядно размещение фигур в древнейших западных распятиях 2417 . Если обозначить фигуры, входящие в композицию распятия в разобранных Бейсселем памятниках, цифрами: 1 – Иисус Христос на кресте; 2 и 3 – разбойники; 4 и 5 – предстоящие – Богоматерь и Иоанн Богослов; 6, 7 и 8 – три св. жены, 9 и 10 – воины с копьем и губкой, 11, 12, 13 и 14 – воины, разыгрывающие одежды Иисуса Христа, 15 и 16 – солнце и луна, 17 и 18 – земля и море (олицетворения), 19 и 20 – воины, перебивающие голени разбойников, 21 – гроб Иисуса Христа, 22 – вол – символ ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010