Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) Бамбергский епископ Оттон отличался знатным происхождением (по материнской линии, возможно, из Штауфенов) и был весьма близок к германским императорам Генриху IV и V. Еще до назначения на кафедру в 1102 г. он двадцать лет провел при польском дворе в качестве капеллана супруги польского князя Владислава I, сестры Генриха IV. Как бамбергский епископ, Оттон отличился активной деятельностью в церковно-политической (способствуя, в частности, заключению Вормсского конкордата 1122 г. между империей и папством) и церковно-организационной областях (им было основано или реформировано ок. 30 монастырей). Но главной исторической заслугой Оттона стало обращение в христианство поморян, благодаря чему он уже сразу после своей кончины в 1139 г. удостоился прозвания «апостола Поморья». Оттон совершил две миссионерские поездки в эти славянские земли: в 1124–1125 гг. – в Восточное Поморье, недавно подчиненное Польше (по приглашению польского князя Болеслава III), и в 1128 г. – в Западное, что стало результатом договора между германским королем Лотарем III и западнопоморским князем Вартиславом I, под властью которого тогда находилась также часть земель лютичей западнее устья Одера. Уже в 1140–1150-х гг. были последовательно созданы три жизнеописания Оттона Бамбергского (хотя его канонизация задержалась до 1189 г.). К первой половине 40-х гг. относится анонимное так называемое «Прюфенингское житие» (монастырь Прюфенинг был основан Оттоном), а спустя примерно десятилетие второе житие написал Эбон, монах Михельсбергского монастыря близ Бамберга. Последним в этом ряду стоит труд Херборда, также работавшего в Михельсберге и использовавшего сочинения обоих своих предшественников. Однако приводимые ниже сведения о Руси есть только у Херборда. Все три опирались, среди прочего, на устные рассказы спутников Оттона и людей, его близко знавших. Поэтому ценная информация передана порой в искаженной, сбивчивой форме – вследствие как ошибок памяти, так и недопонятых или неверно истолкованных устных сообщений. Хербордово житие композиционно построено как диалог михельсбергского аббата Тимона со священником Зефридом, отсюда его название – «Беседа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Стакельберги Древняя и знаменитая фамилия Стакельберг (Stackelberg) была известною уже в двенадцатом веке. Император Германский Конрад III возвёл, в 1146 году, в рыцарское звание Оттона Стакельберга, владетеля поместья Вальдунгена, в награду за его мужество и воинские подвига. В начале XV века фамилия Стакельберг владела, близ Ганау, поместьем Стакельберг, в последствии перешедшем к фамилии Гюттен, (и бывшим местом рождения знаменитого Ульриха ф. Гюттена, мать коего была из роду Стакельбергов). В XIV веке Стакельберги переселяются из Вестфалии в остзейский области, где в 1389 году епископ дерптский Дитрих утверждает покупку, Иоанном Стакельбергом, двух поместий; из этого акта видно, что отец и дед Иоанна имели уже пребывание в Лифляндии. В 1486 году Маргарита ф. Стакельберг была аббатиссою ревельского-михайловского монастыря. Георг ф. Стакельберг получил, в 1602 году, высокое звание шведского рейхсрата. Арендт ф. Стакельберг, живший в начале XVI века, женат был на девице Тизенгаузен; имел сына Петра, женатого на Магдалине Ассериен; внука Иоанна и правнука Георга, женатого на Елисавете Врангель. Сын сего последнего, Карл (рождение 1609 † 1671), женат был на Елисавете Буксгевден, имел сына Оттона, эстляндского лавдрата и шведского майора, женатого на Христине Гротгуз; внука Вильгельма, также шведского майора, женатого на Магдалине Эссен, и правнука Оттона-Магнуса, генерал-майора голштейнских войск Императора Петра III; он женат был на Магдалине Беллинсгаузен; оставил сына Оттона-Магнуса (рождение 1736 † 1800), человека большого ума, который был действительным тайным советником, кавалером святого Александра Невского, посланником в Мадрите и в Стокгольме, послом в Варшаве, и возведён был Императором Иосифом II, 8/16 мая 1775 года, в Графское Римской Империи достоинство. Граф Оттон-Магнус женат был на баронессе Софие-Гертруде Тизенгаузен, рождённой Фитингоф; оставил двух сыновей и дочь: старший сын, граф Оттон-Иоанн умер холостым в 1814 году; младший сын, граф Густав Оттонович (Густав-Эрнест, рождение 1766 в апреля 1850), действительный тайный советник, кавалер святого Андрея и святого Владимира I степени; был посланником в Турине, в Швейцарии, в Нидерландах, в Берлине, в Вене и в Неаполе; женат был на графине Каролине Христофоровне Людольф; имел пять сыновей и пять дочерей: 1) граф Оттон Густавович (рождение 7 февраля 1808), от брака с Шарлоттою Карловною Липгардт имеет двух сыновей: графа Оттона Оттоновича (рождение 19 марта 1838) и графа Густава Оттоновича (рождение 5 сентября 1840), и четырёх дочерей, графинь: Анну Оттоновну, Аделаиду Оттоновну, Марию Оттоновну и Констанцию Оттоновну; 2) граф Густав Густавович скончался холостым; 3) граф Эрнест Густавович (рождение 9 марта 1813), свиты Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ [Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III , с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино , и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов ). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II , к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск.

http://pravenc.ru/text/153497.html

Бруно (в монашестве – Бонифаций) Кверфуртский (ок. 975 – 9 марта 1009), почитаемый Западной церковью как священномученик, происходил из знатного восточносаксонского рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, затем состоял в придворной капелле германского императора Оттона III, к которому был очень близок. Сопровождая императора, Бруно в 996/8 г. оказался в Риме, где, под впечатлением известий о мученической кончине в Пруссии пражского епископа св. Адальберта-Войтеха, вступил в греко-латинский монастырь свв. Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в котором ранее одно время пребывал св. Адальберт. В Италии Бруно оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства – св. Нила Нового, бывшего игумена греческого монастыря в Россано, и блаж. Ромуальда – в будущем основателя монашеской когрегации камальдулов. Покинув Рим в 1001 г. вместе с Оттоном III, Бруно вместе с императором и при поддержке польского князя Болеслава I разрабатывал планы миссионерской деятельности среди прибалтийских славян на базе одного из польских монастырей. После внезапной кончины Оттона III в 1002 г. он заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II, который вручил Бруно архиепископский паллий и просил нового германского короля Генриха II санкционировать рукоположение Бруно в миссийного архиепископа (т. е. не имеющего определенного диоцеза). Рукоположение Бруно магдебургским архиепископом Тагиноном состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-немецкая война вынудила миссионера изменить первоначальные планы и посвятить себя трудам на востоке Венгрии (1004–1007 гг.). Видимо, в 1005/6 г., во время краткого визита в Польшу к Болеславу I, Бруно отправил миссийного епископа в Швецию. Намереваясь приступить к проповеди христианства среди печенегов, Бруно из Венгрии прибыл в 1008 г. в Киев, о чем подробно повествуется в «Послании к королю Генриху II». Вернувшись от печенегов на Русь, миссионер двинулся в Польшу, откуда с помощью Болеслава I организовал миссионерскую поездку к пруссам, во время которой и погиб где-то на пограничье с Русью (см. 11/4, 12/2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. сыграл важную роль в споре о законности низложения кор. Франции Гуго Капетом Реймсского архиеп. Арнульфа (988-1021), принадлежавшего к боковой линии династии Каролингов. Он был возведен на кафедру при условии, что принесет клятву верности королю и пообещает не поддерживать своего дядю Карла Лотарингского, противника Гуго Капета. По просьбе короля и вопреки жалобам, полученным от епископов-суффраганов Реймсского архиепископа, И. утвердил Арнульфа в сане и послал ему паллий ( Jaff é . RPR. N 2932). Однако вскоре Реймс был занят войсками Карла Лотарингского. В апр. 991 г. Гуго Капету удалось восстановить власть в городе и пленить архиепископа. Уверенный в предательстве Арнульфа, король созвал для суда над ним провинциальный Собор в Верзи близ Реймса (17 июня 991, в источниках упом. как Реймсский Собор). По решению Собора Арнульф был низложен, вместо него архиепископом Реймсским поставлен Герберт Аврилакский (впосл. папа Римский Сильвестр II ) ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Remensis//MGH. SS. T. 3. P. 658-686). Низложение архиепископа провинциальным Собором без утверждения папой Римским противоречило канонам (впосл. т. н. Лжеисидоровым декреталиям ), согласно к-рым только папа Римский обладал правом суда над епископами. Воспользовавшись этим предлогом, Арнульф обратился за помощью в Рим. И. отказался поддержать решение Собора в Верзи и попытался созвать др. Собор за пределами владений Гуго Капета. Однако предложение папы не нашло поддержки у франц. епископата и короля: Собор в Шеле (близ Парижа) в 993/4 г., сославшись на каноны отцов Церкви, отверг притязания папы вмешиваться в дела франц. епископата. В то же время папская инициатива нашла поддержку у герм. епископов (вероятно, конфликт вокруг Реймсской кафедры стал предлогом для вмешательства герм. кор. Оттона III в дела Французского королевства). В герм. земли для пересмотра вопроса был направлен папский легат аббат Лев; оттуда он отправил епископам послание с предложением созвать Собор в Ахене или в Риме, однако те отказались. В качестве компромиссного варианта было решено провести Собор в Музоне, располагавшемся на территории Реймсского архиеп-ства, недалеко от границы владений кор. Оттона III. Собор прошел под председательством аббата Льва; примечательно, что на нем кроме Герберта Аврилакского не присутствовали др. франц. епископы. 2 июня 995 г. решением Собора Арнульф был восстановлен в должности, а Герберт низложен ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Mosomensis//MGH. SS. T. 3. P. 690-691). В 995 г. состоялся новый Собор в Реймсе, к-рый вынес окончательное решение о низложении Герберта (его избрание признавалось неканоническим) и о восстановлении в должности Арнульфа. В 997 г. решения Реймсского Собора подтвердил Собор в Павии.

http://pravenc.ru/text/469700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЦЕЛИН Госцелин [Гозелин; лат. Goscelinus, Gozzelinus; франц. Gauzelin] († 962), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Туль (Франция). Источники о жизни Г. распадаются на неск. групп. Совр. Г. юридические акты включают грамоты Г. и его преемника свт. Герхарда , кор. зап. франков Карла III Простоватого, герм. имп. Оттона I , папы Стефана VIII, акты Соборов, в к-рых принимал участие Г. (изд. болландистом Яном Стилингом: ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146); агиографические сочинения X — нач. XI в.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону , «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата мон-ря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата мон-ря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, видимо, народного предания в нач. XII в. было составлено Житие Г., вошедшее в «Деяния епископов Туля» (Gesta episcoporum Tullensium. P. 639–641). Все упомянутые источники сообщают о знатном франк. происхождении Г., нек-рые (Vita Apri, 29; Gesta. P. 639) — о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Г. занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного еп. Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Г. Хиротония Г. была совершена 17 марта того же года архиеп. Ротгером Трирским. Став епископом, Г. не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от герм. кор. Генриха I Птицелова право взимать торговые пошлины в графстве Туль. Основную деятельность Г. сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. им был преобразован мон-рь св. Апра в предместье Туля. Возможно, епископ был воодушевлен примером Адальберона I Мецского, к-рый незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце , поставив туда настоятелем Эйнольда, бывш.

http://pravenc.ru/text/584283.html

12. Четвертый Крестовый поход и Византия Четвертый Крестовый поход представляет собой в высшей степени сложное историческое явление, в котором нашли свое отражение самые разнообразные интересы и переживания; высокий религиозный порыв, надежда на воздаяние в будущей жизни, жажда духовного подвига и верность взятому на себя крестоносному обету перемешивались с жаждой приключений и наживы, склонностью к путешествиям и феодальной привычкой проводить жизнь в войне. Но в четвертом походе можно отметить специальную черту, которая, правда, давала уже себя чувствовать и в предыдущие походы: в нем получили особенное преобладание мирские чувства и материальные интересы над порывами духовно-религиозными, что с полной очевидностью выразилось во взятии крестоносцами Константинополя и основании Латинской империи. В конце XII века, особенно в эпоху Генриха VI, германское влияние было преобладающим в Италии, а его уже известные нам восточные планы являлись грозной опасностью для Восточной империи. После его неожиданной смерти обстоятельства изменились. Новый избранный в 1198 году папа, знаменитый Иннокентий III, задался целью восстановить папский авторитет, подорванный политикой германских государей, в полной силе и стать самому во главе христианского движения против ислама . Италия встала на сторону папы в его борьбе с германским преобладанием. Видя главного врага папства и Италии в Гогенштауфенах, папа стал поддерживать в Германии Оттона Брауншвейгского, избранного частью Германии королем против Гогенштауфена Филиппа Швабского, брата покойного Генриха VI. Казалось, что и для византийских императоров, по мнению одного историка, представлялся прекрасный случай осуществить планы Комнинов, а именно, на месте немецкого универсального государства создать такое же византийское. По крайней мере, в таком смысле, вероятно, писал император Алексей III папе Иннокентию III в год избрания последнего на папский престол: “Мы являемся двумя единственными мировыми силами: единая римская церковь и единая империя наследников Юстиниана; поэтому мы должны соединиться и постараться воспрепятствовать новому усилению могущества западного императора, нашего соперника.” 235 В действительности тяжелое внешнее и внутреннее положение Византии не позволяло надеяться на возможность успеха столь обширных планов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подъем папства с помощью германо-римских императоров (X век) Е. Гергей. История папства С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) римский престол занимали 24 папы, которых историография католической церкви обобщенно назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии вновь возник политический вакуум. Византия уже не могла, а создаваемые новые феодальные государства еще не могли вовлечь папство в сферу своего влияния и в обмен на это защитить его. Но если прежде при вакууме власти папство укреплялось, то теперь это привело к его упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времен правления папы Сергия III (904-911) захватили давние враги Святого престола - аристократия. Итальянское королевство не могло обеспечить защиту папства, ибо итальянские короли с местопребыванием в Павии обладали не большей властью, чем герцоги и маркграфы. Они приезжали в окруженный со всех сторон врагами Рим только для того, чтобы короноваться в императоры и тем самым возвыситься над своими соперниками. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан оказался предметом купли-продажи. Светская власть пап, становившаяся все более номинальной, вновь ограничилась лишь двумя римскими провинциями. Общий разброд усилился также в связи с тем, что в первой половине Х века в Северной Италии появились мадьяры, совершавшие набеги на римские города, а затем в конце века на юге - еще более опасные завоеватели - норманны.

http://sedmitza.ru/lib/text/441596/

П.В. Долгоруков Бароны Розены (герба роз красных) Фамилия Розен (Rosen) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Германии. Родоначальником её, по словам Изелина, был Порай, владетель Любича в Богемии, сын богемского графа Славника, и родной племянник, по матери, Императора Генриха I, живший в десятом веке. Потомки Порая приняли в герб три белые розы, и фамилию Розен. Из братьев Порая, Адальберт-Войцех, епископ прагский, ввёл христианскую веру между Пруссами; принял мученическую смерть в 997 году, и причтён римско-католическою церковию к лику святых, равно как и брат его Гвуденций, архиепископ гнезненский, и один из потомков Порая, Богумил († 1182), также бывший архиепископом гнезненским. Из других потомков Порая, Вернер был епископом плоцким в 1156 году; Жирослав епископом бреславским в 1180 году, и Богуфал епископом познанским в 1242 году; (см. historisches and geographisches allgemeines lexicon, von Jacob-Christoph Jselin, Basel, 1728). В начале тринадцатого века некоторые члены этой фамилии переселились в остзейские области. Вольдемар Розен был рыцарем ливонского ордена в 1230 году; выстроил, в 1263 году, замок Гросс-Рооп; около того же времени Иоанн ф. Р. выстроил замок Клейн-Рооп, а в 1272 году Христиан выстроил замок Гохрозен. Оттон и Вольдемар были королевско- датскими советниками, первый в 1291 году, последний в 1344 году (в то время Эстляндия принадлежала Дании). Поколенная роспись начинается с Оттона Розена, владевшего Гохрозеном и Клейн-Роопом в начале пятнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Оттон Розен КОЛЕНО II: Иоанн, женат на девице Икскуль Дитрих, знаменитый рыцарь ливонского ордена во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО III: Христин, † 1518; женат на Агнесе Унгерн Иоанн, женат: 1) на Доротее Тизенгаузен; 2) на Елисавете Тизенгаузен КОЛЕНО IV: Христиан, женат на Елисавете Унгерн Конрад, женат на Бригитте Тизенгаузен Иоанн, женат: 1) на Анне Тизенгаузен; 2) на Анне Крузе, (от 1-го брака дочь; от 2-го брака сын и дочь) Геннинг, женат на Маргарите Тизенгаузен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Граф Бреверн-де-Лагарди и дворяне Бреверны Иоанн Бревер, родом из Силезии, рижский супер-интендент (рождение в марте 1616 † 12 мая 1700), женат был два раза: на Гедвиге Самсон († 1657) и на Софие Дюнте (рождение 15 октября 1635 † 168.), и от второго брака имел сына и трёх дочерей: 1) Анна, за рижским обер-пастором Давыдом Каспари; 2) Магдалина, за вице-президентом рижского гофгерихта Иоахимом ф. Шульц; 3) София, за рижским ратсгером Павлом Брокгаузеном; 4) Германн Бревер возведён был Королём Шведским Карлом XI в дворянское достоинство под именем Бреверна (Brevern), 5 октября 1694 года. Вот родословие его потомству, внесённому в матрикул лифляндский в 1742 году, а в матрикул эстляндский в 1745 году. отцовский КОЛЕНО I: Германн ф. Бреверн, вице-президент рижского гофгерихта, потом, при учреждении коллегий в 1717 году, вице- президент российской юстиц-коллегии и действительный статский советник, рождение 20 июля 1663 † 3 июля 1722; женат на Екатерине ф. Рейтерн, рождение 6 сентября 1679 † 21 октября 1746. Она была во 2-м браке за российским генерал-аншефом Боном (Вонп) КОЛЕНО II: Иоанн, рождение 1 августа 1695 † 31 мая 1735; женат на Варваре- Елене ф. Циммерманн (овдовев, вышла за барона Оттона-Фридриха Будберга) Германн, рождение 18 июня 1696 † в мае 1741; женат на Елисавете ф. Мейнерс, рождение 1690 † 1767 Георг, рождение 8 июля 1703 † 1788 Карл, тайный советник, президент СПб академии наук и святого Александра Невского кавалер, рождение 1704 † 3 января 1744; женат на девице Кейзерлинг Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Адам-Лудвиг, бригадир, рождение 22 ноября 1708 † 1768; женат на Христине ф. Тричлер † 23 января 1774 Екатерина, рождение 1697 † 1730, за Юстом-Генрихом ф. Радинг Анна-Магдалина, рождение 1702 † 1748; за бригадиром Христианом ф. Фредерици Беата-Христина, рождение 1706 † 1734; за Гисбрехтом ф. Рейтерн КОЛЕНО III: Германн-Иоанн, рождение 1727 † 1734 Георг, рождение 1732 † 1753

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010