Герм. кор. Конраду III удалось быстро собрать войско в 20 тыс. чел. (в т. ч. 2 тыс. рыцарей), к-рое в нач. лета 1147 г. отправилось на Восток сухопутным путем через Венгрию и Балканы. В составе войска находился племянник Конрада III герц. Швабии Фридрих I Барбаросса (император в 1155-1190). Конрада III сопровождал папский легат еп. Теодвин. Под знамена кор. Людовика VII во Франции собралось до 70 тыс. крестоносцев. После долгих колебаний и переговоров с Рожером II о перевозке войска по морю французы также решили двигаться по суше вслед за немцами с интервалом в 1 месяц. По пути снабжение крестоносцев обеспечивалось за счет окрестных территорий, а по сути рыцари грабили их. По договору с венг. кор. Гезой II (1141-1162) крестоносное войско имело возможность беспрепятственно пройти через Венгрию. Сначала в Византийской империи крестоносцы воспринимались как союзники, но продвижение многочисленного войска к К-полю представляло собой опасность для столицы. Византийский имп. Мануил I Комнин (1143-1180), пытаясь снизить угрозу, предложил Конраду III переправиться в М. Азию не у Босфора, а через прол. Геллеспонт (Дарданеллы), однако в сент. 1147 г. крестоносцы, вступив в бой с визант. отрядами у Адрианополя, силой прорвались к окрестностям К-поля. Осознавая опасность присутствия у стен города войска, готового начать осаду, император приказал переправить крестоносцев на азиат. берег как можно быстрее. При этом во время 2-го крестового похода Византия не поддерживала действия крестоносцев в М. Азии, оставляя им возможность продвигаться на восток на свой страх и риск. Для имп. Мануила I, к-рый незадолго до этого заключил мирный договор с Румским султанатом и поддерживал с ним постоянные дипломатические контакты, крестоносцы представляли уже гораздо более серьезную угрозу, чем тюрки-мусульмане на вост. границе империи. В М. Азии кор. Конрад III явно недооценил опасность со стороны тюрок-сельджуков. Он решил не дожидаться подхода французов. Достигнув Никеи, он разделил свои силы: король с половиной войска отправился прямым путем на юго-восток (Иконий и Антиохия), а др. часть во главе с Оттоном, еп. Фрайзингским, двинулась более длинным путем - вдоль побережья. 25 окт. 1147 г. в битве при Дорилее войско Конрада III было разгромлено армией султана Масуда I. С остатками отряда раненный в бою Конрад III отступил к Никее. 16 нояб. 1147 г. войско еп. Оттона Фрайзингского было почти полностью уничтожено тюрками под Лаодикией Фригийской (ныне Денизли, Турция). Оттон с немногими спутниками достиг Иерусалима морским путем в апр. 1148 г.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Агнеса, ж. швабского герц. Фридриха I, затем – австрийского м. Леопольда III, д. германского имп. Генриха IV (ум. в 1143 г.) II, 237, 252, 266 Агнешка (Агнеса), ж. владимиро-волынского кн. Мстислава Изяславича, д. польского кн. Болеслава III (ум. после 1182 г.) IV, IXb, 200, 265 Адальберон, архиеп. гамбургско-бременский (1123–1148) 137, 149, 154 Адальберон, архиеп. трирский (1132–1152) 242 Адальберт, с. и соправитель итальянского кор. Беренгара II (950–962, ум. в 972/5 г.) I, 109, 110 Адальберт, мгр. тосканский (884–915) I Адальберт, мгр. иврейский (перв. четв. X в.) I Адальберт, мгр. австрийский (1018–1055) 338 Адальберт I, гр. балленштедтский (ум. в 1076 г.) 232, 232 Адальберт, с. австрийского мгр. Леопольда III (ум. в 1138 г.) V 240, 240 Адальберт, миссийный еп. Руси, архиеп. магдебургский (968–983) 42–43, 42–44, 47–49, 47–49, 65, 66, 84, 106, 106, 109, 116, 226–227, 227, 276–277, 277–278, 327, 327 Адальберт, архиеп. гамбургско-бременский (1043–1072) 166 Адальберт, архиеп. майнцский (1138–1141) 242 Адальберт (Войтех), св., еп. пражский (983–997), миссионер 55–56, 62, 70, 88, 88, 90, 90, 131, 131, 147, 147, 163, 163, 167, 167–168, 185, 187, 187, 230, 230, 271, 297, 327 Адальберт, капеллан германского кор. Конрада III 244, 247, 247 Адальвард Младший, еп. сигтунский (трет. четв. XI в.) 140 Адальдаг, архиеп. гамбургско-бременский (937–988) 47,47, 141 Адам Бременский, немецкий хронист (ум. после 1081/2 г.) 93, 123–124, 129, 131–132, 135, 137, 139, 146, 150–151, 268–271, 271 Адела, ж. штаденского гр. Зигфрида, б. Генриха Доброго 341, 341 Адела, ж. фландрского гр. Балдуина V, д. французского кор. Роберта II (ум. в 1079 г.) II Адела, ж. майсенского мгр. Оттона Орламюндского (втор. пол. XI в.) 231 Адела, ж. блуаского гр. Стефана, д. английского кор. Вильгельма I Завоевателя VII, 239 Адела, ж. катленбургского гр. Дитриха III, затем – плёцкауского гр. Хельпериха 234 Адела Фобургская, ж. германского кор. Фридриха I Барбароссы (разведена в 1153 г.), д. севернобаварского мгр. Дипольда III 234, 249

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предыдущих двух главах Оттон повествует об избрании на престол германского короля Конрада III, первого из династии Штауфенов (март 1138 г.), а также о поставлении в том же году нового майнцского архиепископа Адальберта. 1124 Латинская формула «regia urbs», как и славянская – Царьградъ, являются кальками с аналогичного греческого выражения «Βασιλς πλις», служившего торжественным эпитетом Константинополя. Показательно употребление ее хронистом в самостоятельном тексте, вне цитаты из какого-либо греческого источника. 1125 Король сицилийских норманнов Роджер II угрожал как власти германских императоров в Центральной и Южной Италии, так и адриатическому побережью Византийской империи. Союз Германии и Византии против южноитальянских норманнов был одной из констант международной политики в конце XI – середине XII в. 1126 У Конрада III не было дочерей, и потому в жены Мануилу, младшему сыну Uoahha II , была избрана Берта Зульцбахская, родная сестра супруги Конрада Гертруды Зульцбахской. Договоренность о браке была достигнута в 1142 г. 1127 Хронист излагает дело слишком эскизно. Когда Иоанн II соглашался на брак Мануила с Бертой, Мануил еще не был престолонаследником. В 1142–1143 гг. внезапно умерли оба старших сына византийского императора, а затем и он сам, и Мануил неожиданно взошел на трон василевсов. Из-за этого бракосочетание отложилось до 1146 г. Возможно, юному императору этот союз представлялся мезальянсом, и потому Конраду III пришлось предварительно удочерить Берту. 1129 Непосредственный доступ к межгосударственной переписке Оттону Фрайзингенскому обеспечивало, очевидно, близкое родство с Конрадом III. Из самого содержания посланий видно, что посланий было, на самом деле, больше, чем приведено в «Деяниях» (см. примеч. 1135, 1146, 1149). 1130 Конрад III номинально так и не был коронован императорским венцом, так что употребление титула «римский император» в официальном послании носит явно демонстративный характер (ср. более аккуратную титулатуру «Romanorum princeps» чуть выше, в авторском тексте Оттона [I, 25]). Это связано с общей для средневековья (начиная с императорской коронации Карла Великого в 800 г.) болезненной идеологической проблемой сосуществования двух империй (так называемая Zweikaiserproblem) – Франкской, затем Германской, которая с некоторых пор стала именовать себя Римской, и Византийской, которая всегда официально сохраняла за собой титул Римской (по-гречески – Ромейской); последний ставит под сомнение Конрад III, прибегая к паллиативной титулатуре «константинопольский император». Ср. 2, примеч. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1139 Т. е. в выборке Оттона опущены по крайней мере два более ранних послания: Конрада III и (ответное) Uoahha II . Повторная просьба, а также форма, в какой она выражена («просим тебя все же...» – «nichilominus etiam te rogamus...»), свидетельствуют о том, что на первую византийский император либо не откликнулся, либо ответил отказом. 1140 12 февраля. Годовая дата отсутствует; по всей видимости, она просто опущена хронистом, как опущены вообще все финальные датировки во втором и третьем посланиях. Это бросает тень и на дневную дату, которая имеется только в одной (не самой исправной) группе списков. Исходя из содержания послания, можно думать как о 1142, так и о 1143 г., но если все же полагаться на дневную дату, то единственно возможным оказывается 1142 г., поскольку в феврале 1143 г. Конрад III пребывал в Саксонии. 1141 Титулование франкских, а затем германских королей «братьями» было обычной практикой византийской императорской канцелярии. В нем выражалось характерное для византийской государственной идеологии представление о «семействе государей» во главе с ромейским василевсом, который усваивал некоторым иностранным государям почетные «семейственные» титулы – «брат» (δελφς) и «сын» (ις) – в зависимости от того места, которое они занимали в этой «семейной» иерархии в глазах Константинополя. В остальном очевидно, что Иоанн II просто игнорирует «римскую» титулатуру, которую применил к себе Конрад III. 1144 Т. е. в случае с немецкими рыцарями Иоанн II пошел навстречу Конраду III (просьбу о немецкой церкви в Константинополе он снова словно не замечает), тогда как относительно «происшествия, случившегося на Руси», император поступил вопреки просьбе Конрада. Непонятно, почему этот очевидный нюанс игнорируется переводчиками. Так, в немецком переводе А. Шмидта (Ott./Rahew. 1965. S. 177) «Sed de caballariis nobilitatis tue...» передано как: «Auch (!? – Сост.) hinsichtlich deiner Ritter...». 1145 «Месть» Конрада III: он сохраняет в своем титуле эпитет «император римский» и, сверх того, отказывает юному Мануилу I даже в скромном звании «императора константинопольского», которое сам употреблял в отношении его отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

447 Wid. 8; – sub signis stans, et regem audiens responsaque reddens, veniam tandem promeruit. Попытка объяснить слова Видукинда предложена у Палацкого в Dêjiny, 1. str. 243–4, примеч. 229, 231; Köpke, Jahrbücher, 1. s. 80, Anmerk. 2 и 3. 448 Что Чехия была немецким леном, основания на это берут из тех летописных свидетельств, где князья чешские клянутся в верности королям при подобном же обряде, что и вассалы, получавшее лен. Факты этого рода суть: 1) в анналах фульдских, а. 895 сыновья Боривоевы поступают в подданство Арнульфа через рукобитье; 2) Болеслав I, по Видукинду, (III. с. 8), sub signis stans et regem audiens, responsaque reddens, veniam tandem promeruit; 3) Thietmar, V. 15; 4) Thietm., VI. 9. Но все это были особенные случаи, из которых никак нельзя выводить правила для каждого чешского князя, который нормально, по преемству, занимал чешский престол. Брячислав I говорит Генриху III, что он ничем не обязан перед Немцами, кроме того, что установлено по договору с сыном Карла Великого – Cosmae, а. 1040; тот же Брячислав вводит закон о престолонаследии совершенно независимо от Немцев: inter meos natos sive nepotes semper major natu summum jus et solium obtineat in principatu. Cosmae, a. 1055; Codex juris Bohemici Иречка, T. I, под 9. 449 Подобный случай представляет война с Уграми в 950 году; тут в войске Оттона, по словам Видукинда III. 44, были «Boemi electi milites mille, armis potius instructi, quam fortuna»; также при Яромире и Ольдрихе в войнах против Болеслава польского. 450 См. примеч. I; об отношении Чехов к Немцам – уже несколько раз упомянутую статью Томка О pravnim pomeru Cech; Палацкого, Dêjiny I. str. 243–4. 451 Viduk III. 44.; a в Германии в то время были весьма сильные внутренние волнения, начавшиеся в 952 и продолжавшиеся в 953 и 954 годах, Thietm. II. 3; Doenniges, Jahrbücher I. под указанными годами; такое положение дел давало Уграм надежду на поживу. Извне, в марках, кипела ожесточенная война со Славянами; замечательно, что в этих крупных событиях не замешано имя Болеслава чешского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

413 Abodriti и Obodriti, Annal. Fuld. a. 795, 858; Helmoldi I. 12; Adami 11, 18; Apotriti у Титмара. Против названия этого народа Бодричами Лелевель замечает: Je pense, que nous ne sommes pas autorisés à les appeler Bodrices, comme l’a fait Schafarjik, parce que la reproduction constante et unanime de tous les écrivains commence leur nom par «а» ou «о», il faut respecter cette voyelle: l’o est voyelle – consonne du slave, qui a sa valeur. Géographie du moyen âge, T. III, p. 22, примеч. 21. 414 Adami Bremensis, Lib. II, c. 18. Ita dicti Adamo, ut videtur, de emporio eorum Reric, de quo vide Einhardi a. 808, 809. 416 О Бодричах см. Шафарик, т. II, кн. III, стр. 145–155; Географ баварский: Linaa est populus, qui habet civitates VII. В 795 году Vitzan, князь Бодричей, в походе против Франков, останавливался в земле Глинян; 16 лет спустя, 811 г., Карл Великий перешел Лабу, чтобы вторгнуться в страну Глинян; Глиняне и Враневцы жили ultra Abodrites; Враневцы получили имя от реки Варны, а соседи их жили между Лабой и Стекеницей. Их округ имел очень значительное протяжение, как видно из грамот Оттона I. 417 Шафарик, т. II, кн. III, стр. 81. Vuilzi, in qua civitates XCV et regiones IV – Баварский географ, изд. Гормайром в его Herzog Luitpold, s. 24; также у Шафарика, в прибавлениях, стр. 68. 418 Adami, Lib. II, 18. Мох habitant Chizzini et Circipani, quos а Tholosantibus et Retheris separat flumen Panis; тут же schol. 17: Chizzini et Circipani cis Panim fluvium habitant; Tholosantes et Retharii trans Panim fluvium; hos IV populos a fortitudine Viltzos appellant vel Leuticos; cp. Helmoldi, c. 2; Шафарик заподозривает эти известия и относит к означенному народу, как северных соседей, Велетов, обитателей острова Волина, Узноима и Раны, так и южных, т. е. Укран, Речан, Стодеран, Брежан, Спреван, Морочан. Слав. Древности, т. II, кн. III, стр. 123–4 и д. 420 Vita S. Adalberti, c. 26; Thietmar, IV. 9, VI. 18: Hiis autem omnibus, qui communiter Liutici vocantur, dominus specialiter non praesidet ullus... и в др. местах у Титмара.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Оттон де ла Рош, герц. Афинский и Фиванский (1205-1225), завладел мон-рями (в т. ч. и О. Л.) и лишил церковные власти доходов. В 1209 г. папа Иннокентий III (1198-1216) потребовал от Оттона вернуть монастыри греч. церковным властям, однако тот согласился это сделать лишь на словах. Такое положение монахов О. Л. под контролем лат. духовенства сопровождалось постоянными ссорами между обеими сторонами и изгнанием отдельных греч. монахов. В 1210 г. каноники пожаловались папе Иннокентию на аббата и монахов О. Л. за то, что они не проявляли должного уважения. В 1216 г. Иннокентий III даровал привилегии О. Л., который оставался под руководством греческого игумена. В послании Иннокентия III от 1222 г. подтверждается право каноников на этот мон-рь (Regesta Honorii Papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1895. T. 2. P. 92). С 20-х гг. XIII в. до 1299 г. О. Л. находился в наследственном владении семьи де ла Рош. Г. П. Кремос считал маловероятным, что в мон-ре была погребена Елена Ангелина Комнина Дукина, вдова Гильома I де ла Роша (ум. в 1287) и мать Ги II де ла Роша. Также исследователь подверг сомнению предположения, что могилы в крипте О. Л. принадлежат франкским аристократам, правителям К-поля Пьеру II де Куртене (1217-1220) и его сыну Роберту (1221-1228) или имп. Роману II Младшему и его жене Феофано ( Κρμος. 1874-1880. τ. 2. Σ. 38-40; ср.: Στκας. 1970. Σ. 36-37). Примерно с 1300 г. О. Л. снова перешел в управление греческого духовенства. В 1311 г. мон-рь подвергался нападению со стороны каталонцев и разграблению ( Schultz, Barnsley. 1901. P. 4; Koder. 1976. S. 206). После того как в 1460 г. территория, на которой находился О. Л., оказалась под властью турок, монахи лишились мн. владений; не имея источников доходов, они покидали О. Л., здания мон-ря обветшали ( Schultz, Barnsley. 1901. P. 4). В 1523 г. К-польский патриарх Иеремия I (1522-1546) посетил Беотию и Фокиду и призвал монахов вернуться в обитель. В 1532 г. Иеремия издал сигиллий, закрепляющий ставропигиальный статус мон-ря. Этот статус подтверждался в 1586 и 1608 гг. патриархами Феолиптом II (1585-1587) и Неофитом II (1602-1603, 1607-1612).

http://pravenc.ru/text/2581613.html

(965 или 967 - 17.06.1025), старший сын польск. кн. Мéшко I, с 992 г. польск. князь, с 1025 г. (вероятно, с Пасхи) король, один из создателей средневек. Польского гос-ва, организатор независимой от Германской империи Польской Церкви. Для 1-го десятилетия правления Б. X., к-рое в целом отличалось внешнеполитической активностью Польского гос-ва, было характерно тесное сотрудничество с герм. имп. Оттоном III († 1002), строившим планы обновления империи на Западе (renovatio imperii Romanorum). Политико-юридический статус Польши внутри такой обновленной империи был не вполне ясен, но можно с известной определенностью утверждать, что ей отводилась роль оплота миссионерской работы по обращению к христ. вере языческих народов к северу и востоку от тогдашних польск. границ, т. е. прежде всего поморских славян и балтских пруссов и ятвягов. Наиболее известными эпизодами такой работы явились поддержанная Б. X., но неудавшаяся миссия к пруссам св. Адальберта , еп. Пражского, в 997 г. и создание на польско-поморском пограничье, в Мендзыжече, мон-ря, к-рый должен был стать базой буд. миссии. Первыми насельниками мон-ря стали монахи-пустынножители из окружения блж. Ромуальда , основателя конгрегации камальдулов . Согласно древнейшей польск. хронике Галла Анонима (нач. XII в.), к-рая в данном случае опирается, вероятно, на текст утраченного первоначального повествования о мученичестве св. Адальберта, Оттон III уступил Б. X. права империи по церковной организации в самой Польше, а также в завоеванных или еще только подлежащих завоеванию «варварских» землях ( Gall. I. 6). В рамках этого польско-нем. сотрудничества следует рассматривать и учреждение в марте 1000 г. в присутствии самого Оттона III в Гнезно, одном из стольных городов Б. Х., где покоились выкупленные им у пруссов мощи св. Адальберта, самостоятельного (т. е. подчиненного непосредственно папскому престолу) архиеп-ства, к-рому были подчинены учрежденные тогда же польск. еп-ства в Кракове, Вроцлаве и Колобжеге. Это был крупный церковно-политический успех Б. X., впрочем, польск. средневек. историческая традиция была склонна его преувеличивать, неосновательно приписывая Гнезненскому съезду еще и королевскую коронацию Б. X. В Гнезно Оттон III вручил Б. X. копию копья св. Маврикия , палладиума империи (аналогичную копию в 1001 получил венг. кор. св. Стефан I ), как символ вхождения польск. князя в идеальную «семью государей», возглавляемую императором.

http://pravenc.ru/text/149681.html

Кафедра (амвон) Ахенской капеллы. XI в. Из многочисленных дарений герм. королей и императоров наиболее значительными являются 2 больших романских реликвария, украшенных позолоченными серебряными фигурами, рельефами, эмалями и драгоценными камнями. Один из них был изготовлен для мощей имп. Карла Великого (1165-1215) и подарен имп. Фридрихом II (второй по величине романский реликварий после кёльнского). На боковых сторонах его изображены фигуры 16 королей, особо ревностных покровителей А., на крышке 8 рельефов со сценами из жизни Карла Великого. Реликварий св. Девы Марии, где хранятся 4 «великие» ахенские святыни (1220-1238), украшен фигурами 12 апостолов, Христа, Богоматери, Карла Великого и св. папы Льва III , при к-ром Ахенская капелла была освящена. Также следует отметить светильник в виде короны - дар Фридриха I, символизирующий, как и капелла, Небесный Иерусалим (позолоченная медь, 4, 2 м в диаметре, свисает с купола на 27-метровой железной цепи); золотую панель (Pala d " oro) с 17 рельефами (изображены Христос на троне, символы евангелистов, Богородица и арх. Михаил, цикл Страстей Христовых), подаренную Оттоном III, в наст. время украшает переднюю часть главного алтаря (по преданию, изготовлена из золота, найденного в могиле Карла Великого при ее вскрытии в 1000); подаренную Генрихом II (1002-1024) кафедру (ambo) из позолоченного серебра с инкрустацией из драгоценных античных камей (в центре располагалась самая большая с имперским орлом; сейчас находится в Вене). Первоначально кафедра стояла в центре октагона. Драгоценные камни, камеи и орнамент образуют большой крест (crux gemmata) - символ Небесного Иерусалима. К числу таких cruces gemmatae относится золотой «крест Лотаря», подаренный Оттоном III (оправа из крупных драгоценных камней выполнена в виде колоннад храмов). В его центре - большая камея с профилем рим. имп. Августа в лавровом венце, к-рому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Такой же символический смысл имеют и изображения в Евангелии Оттона III (юный император на троне во славе, окруженный 4 евангелистами) из сокровищницы Ахенской капеллы.

http://pravenc.ru/text/77174.html

В. Под полом было обнаружено тело императора, якобы восседающего на троне, увенчанного золотой короной, со скипетром в руках (описания в хрониках различаются). Титмар Мерзебургский отмечал, что распоряжение о поисках могилы было тайным и по-разному оценивалось современниками. Хронисты не сходятся при описании дальнейших событий: составитель Новалезской хроники упоминает о распоряжении имп. Оттона III вырвать у покойного зуб, чтобы хранить его как реликвию; согласно Адемару Шабанскому, тело императора было перенесено в базилику целиком и помещено за алтарь; Титмар Мерзебургский писал, что тело оставили нетронутым. Совр. исследователи скептически относятся к сообщениям хронистов, поскольку практика захоронения умершего на троне в отдельной погребальной камере была чрезвычайно нетипична для нач. IX в. Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Имп. Карл Великий с папой Римским Львом III и архиеп. Турпином Реймсским. Реликварий. 1215 г. (Сокровищница кафедрального собора в Ахене) Вновь мощи императора были обретены в 1165 г., при имп. Фридрихе I Барбароссе ( B ö hmer J. F. Die Regesten des Kaiserreichs unter Friedrich I. 1152 (1122)-1190. W., 1991. Lfg. 2: 1158-1168. N 1530. (Regesta Imperii; Tl. 4. Abt. 2)). Согласно сообщениям хронистов, кости К. В. хранились в саркофаге, который был открыт Фридрихом Барбароссой (вероятно, речь шла об античном саркофаге, находящемся в Ахене). После этого останки франк. императора были помещены в раку и перенесены к алтарю базилики. С санкции Кёльнского архиеп. Райнальда фон Дасселя и антипапы Пасхалия III (1164-1168) К. В. был канонизирован, местное литургическое почитание установлено 28 янв. (в день смерти императора). На его поминовение Фридрих Барбаросса выделил ежегодную сумму в 10 золотых марок, подарил церкви золотые сосуды и ценные ткани. Канонизация К. В. была подтверждена имп. грамотой с привилегией Ахену (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 10.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010