10:7. Все ветхозаветные обетования о суде и восстановлении прежнего свершатся в День Господень. 10:8–11 Горькая весть для народов Этот раздел основан на Иез. 2– 3:3 , где Иезекииль видит протянутую к нему руку со свитком, который исписан с обеих сторон (ср.: Отк. 5:1 ) и в котором содержится послание о трех видах суда. Иезекииль съедает свиток, который сладок в его устах, но это была весть о суде над Израилем. 10:8,9. В основе этих трех стихов – тексты из Иез. 2– 3:3 ; другой современный Иоанну апокалиптический автор (4 Езд.) обращается к этому же образу, но не в столь явной форме. Грех сладок, как мед, но оказывается ядом, поскольку приводит к суду ( Прит. 5:3,4 ; ср.: Чис. 5:23–31 ); но здесь сладость- слово Господне (ср.: Прит. 24:13,14 ; раввины), а горечь – суд, о котором должен возвестить Иоанн. Об ангеле, говорящем в этом видении, см. в коммент. к Отк. 7:13,14 . 10:11. Еврейская провидица Сивилла в Сивиллиных оракулах понимала свою задачу как пророчество обо всех народах (ср.: Отк. 11:2 ). Но это было обычной вестью у многих ветхозаветных пророков, которыепроизносили обличительные пророчества против народов и к которым предсказания Иоанна гораздо ближе ( Ис. 13–23 ; Иер. 46–51 ; Иез. 25–32 ; Ам. 1,2 ). 11:1–13 Два свидетеля Иоанн использует для описания этих свидетелей язык ветхозаветных пророков (Илии, Моисея), первосвященника и царя (из книги Захарии). При буквальном прочтении можно говорить, что речь идет оновом Моисее и новом Илии, которых ожидали иудеи. Но в другом толковании эти свидетели могут рассматриваться как неотъемлемые стороны деятельности Церкви – как правители и священники ( Отк. 16;5:10 ), особенно учитывая значение светильников в других местах этой книги (1:20). 11:1. Измерение дворов в доме Божьем (21:15) было одним из путей прославления и возвеличивания здания, построение которого было призвано вознести хвалу Богу ( Пс. 47:13,14 ; Иез. 40– 42:20 ; Зах. 2:1–5 ; ср. со Сходствами Еноха, где приводятся измерения рая). «Трость» может использоваться как жезл или мера в руках руководителя строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Гипотетическая вражда внутри апостольской церкви Отправной точкой теории тюбингенской школы является предположение о принципиальной вражде между еврейским или исходным христианством в лице Петра и языческим или прогрессивным христианством в лице Павла. Согласно этой теории, новозаветные писания тенденциозны (Tendenzschriften) и не излагают простую и чистую историю, а подгоняют ее под богословские или практические задачи в интересах либо одной из фракций, либо компромиссной точки зрения. 246 Послания Павла Галатам и Римлянам, 1 и 2 Коринфянам (их подлинность считается несомненной) – все это примеры враждебного иудаизму всемирного христианства, главным основоположником которого, вероятно, следует считать самого Павла. Книга Откровение, написанная апостолом Иоанном в 69 г., – это пример первоначального еврейского, ограниченного христианства (что согласуется с положением Иоанна как одного из «столпов», апостолов для обрезанных – Гал. 2:9 ) и единственное подлинное сочинение «старых» апостолов. Баур (Gesch. der christl. Kirche, I, 80 sqq.) и Ренан («Жизнь Иисуса», гл. 10) даже позволяют себе предположить, что подлинный Иоанн вычеркивает Павла из списка апостолов ( Отк. 21:14 , где есть место только для двенадцати имен) и намекает на него в своих обличениях, называя ложным иудеем ( Отк. 2:9; 3:9 ), ложным пророком ( Отк. 2:20 ) и сравнивая с Валаамом ( Отк. 2:2,6,14–15 ; ср. Иуд. 11 ; 2Пет. 2:15 ). Климент в своих «Проповедях» якобы тоже критикует Павла, называя его Симоном Волхвом и ересиархом. Кроме того, Ренан считает, что все Послание Иуды, брата Иакова, было написано как опровержение учения Павла и появилось на свет в Иерусалиме в связи с тем, что Иаков сплотил иудейских христиан для противодействия Павлу и его сторонникам, – и это противодействие якобы едва не погубило весь труд Павла. В соответствии с точкой зрения тюбингенской школы, прочие новозаветные книги были написаны после смерти апостолов и отражают различные стадии процесса воссоединения, приведшего к созданию ортодоксальной церкви II и III веков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

14–17 В этом фрагменте пророк возвращается к темам 2:30–32. Во–первых, в ст. 14–16а Иоиль связывает сцены войны и суда с основными признаками дня Господня, упомянутыми в 2:30–31. Долина суда – это определение, объясняющее название «долина Иосафата», упомянутое в Божественном откровении в ст. 2. Во–вторых, как и было сказано в ст. 2:32, народ Божий будет в это время в безопасности. Заверения пророка в ст. 16б, которые являются эсхатологической версией Пс. 45:2 , поддержаны обетованием Господа в ст. 17. Иерусалим оправдает свою роль места обитания Бога, его святой горы (ср.: 2:1). Он будет неприступен для неверных иноплеменников, которые не имеют ни политического права, ни духовной потребности находиться там. Это обетование начинается с такой же, как и в 2:27, формулировки. Отношения завета были закреплены обитанием Господа в Иерусалимском храме (ср.: Исх. 29:45 ; Отк. 21:3 ), благодаря которому весь город осеняла аура святости. Его присутствие как Господа завета проявится в том, что святой город будет в безопасности. Народ Божий узнает это по очевидным признакам, а не просто примет на веру. Отк. 21:1–8 переносит видение Иоиля на новый Иерусалим, где обитает Бог, но нет места противящимся Его воле. 3:18–21 Благословение Божьего народа Дополнительное пророчество о благословении открывается традиционным вступлением и будет в тот день. В нем растолковывается значение (для народа и земли) пребывания Бога на Сионе (216). Если в 2:28–29 было предсказано духовное благословение Израиля, то здесь оно дополняется обещанием материального процветания. В Ветхом Завете благословение всегда проявляется в духовном и материальном аспектах. Присутствие Господа принесет плодородие земле, которая будет орошаться источником из Храма (ср.: Иез. 47:1–12 ; Отк. 22:1–2 ). Он напоит даже засушливые земли, где произрастают акации («долину Ситтим» или долину акаций). Предсказание о вине удачно повторяет один из элементов первой части ответа на молитву (2:24). Благословение сельского хозяйства, как символ особых отношений между Богом и Его народом, неотделимо от богословия Ветхого Завета. Предрекая опустошение Египта и Едома в наказание за преступления, совершенные на иудейской земле, обетование имеет в виду исцеление душевных ран иудеев (ср.: 4Цар. 23:29–34 ; Авд. 10 ). Как и в ст. 4–8, здесь тоже выделены два народа. Эти народы выступают в роли типичных, наиболее давних врагов израильтян. То, как поступит с ними Бог, внушает уверенность в полном оправдании Его народа. Их уничтожение служит контрастным фоном для благословения Иуды в ст. 18 и 20–21. Союз между Богом и Иудой скреплен обещанием вечного пребывания Бога на Сионе. Толкование первой части ст. 21 вызывает затруднения. Возможно, здесь есть связь с невинной кровью, упомянутой в ст. 19. Заслуживает внимания перевод, который предлагает NIV. «Я докажу, что кровь, невинность которой Я (до сих пор) не доказал, невинна» (ср.: REB). Обетование отмщения за невинно пострадавших звучит и в Отк. 6:10 (ср.: Пс. 9:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Для образной характеристики современного состояния Церкви Никон обращается к «Откровению» Иоанна Богослова. Из 12-й главы книги патриарх Никон пересказывает и цитирует несколько стихов, в которых содержатся описания символических картин страшных преследований дьяволом Церкви Христовой. Макроцитату из восьми стихов (с 10-го по 17-й) патриарх Никон вводит не сразу: сначала он кратко пересказывает события, изложенные в шести предшествующих цитате стихах – с 4-го по 9-й включительно; причем автор выбирает из каждого стиха только те фрагменты, которые подготавливают цитацию; пересказ Никона, перемежающийся с кратким цитированием, настолько близок к источнику, что порой заметно даже текстуальное сходство перефразированных автором фрагментов с прецедентным текстом: «Воистинну збысться ныне Иоанна Богослова пророчество, в последния дни хотящо быти, еже писаное о Жене, ея ж чадо родящееся хотяще змий пожрети(ср.: Отк. 12:4 ). „И возхищено бысть отроча на небо к Богу и престолу Его( Отк. 12:5 ). А Женабежа в пустыню, идеже уготовано место от Бога» ( Отк. 12: 6 ). И по брани со архангелом Михаилом низложен бысть на землю змий, и аггели его с ним, змий великий, змий древний, нарицаем диявол и сатана(ср.: Отк. 12:7 – 9), лстя всю вселенную». Сложная образность и неоднозначность смыслов, заключенных в 12-й главе, в экзегетический традиции давали множественные толкования пророческой символики текста. Но при анализе повествования патриарха Никона создается ощущение, что автор не по памяти излагает текст источника, а работает с ним непосредственно, вычленяя из каждого стиха ключевые, наиболее значимые моменты повествования, связанные с темой гонимой Церкви, и оставляя в стороне те фрагменты источника, которые осложнены дополнительными смысловыми нагрузками: «И се есть воистинну тайна Божия, утаеная от века и родов, и никто же познает ю, иже не быв во искусе; обаче же богословцы разумеют Жену Церковь Божию, ея же ради стражем ныне, заповеди ради Божия...» Образ родящей в муках Жены как символ Церкви известен из наиболее авторитетного и распространенного в древнерусской письменности толкования Апокалипсиса св. Андрея Кесарийского ; ссылаясь на книгу толкований на Апокалипсис в послании царю, составленном осенью 1661 г., Никон ошибочно называет св. Андрея Кесарийского св. Андреем Критским : «Ничто же тако пользует душа наша, якоже святых церквей создание, якоже Андрей Критский пишет в толковании на святый Апокалипсис: „Аще и церковь изменит еже не быти ей, жертва не престанет от анггела приносима места, того хранителя до скончания мира " » л. 36). Стремление к однозначному истолкованию образа Жены приводит к тому, что другие смыслы сложного апокалиптического видения, скрытые в начале повествования, в дальнейшем повествовании получают свое развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исполнение: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Матф. 2:16 ). В 31:17–18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества ( Матф. 2:17–18 ) или же убийство невинных – чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, «весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов ( Матф. 31:31–34 ), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение ( Матф. 31:12–14,25 ). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе – зверское убийство своих младенцев-сыновей». Пророчества о природе Мессии 13. Вечное существование Мессии ещё до его земного рождения Пророчество: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ). Исполнение: «...И Он есть прежде всего (т.е. существовал до всего остального), и всё Им стоит» ( Кол. 1:17 ); ( Иоан. 1:1–2 ); ( Иоан. 8:58 ); ( Иоан. 17:5,24 ); ( Отк. 1:17 ); ( Отк. 2:8 ); ( Отк. 22:13 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем: «И сказал пророк дому Давидову: родился у нас младенец, дарован нам сын; и Он возложил на Себя закон, чтобы соблюсти его, и имя Его призвано из вечности, и будет Он дивным наставником. Великим Богом Вечным, умащённым благовониями Мессией, в чьи дни снизойдёт на нас мир» ( Ис. 9:6 ). Там же находим: «Так говорит Господь, Царь Израиля и Искупитель его. Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Бестелесность промежуточного состояния. Писание учит нас, что после смерти душа покидает тело и переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. Апостол Павел пишет: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ). Во-вторых, размышляя о смерти, Павел поясняет: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп. 1:23 ). «Души» тех, кто принял мученическую смерть, пребывают на небесах, сохраняя сознательное существование. «И когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели» ( Отк. 6:9 ). Иисус обещал раскаявшемуся злодею на кресте, что тот сможет познать блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Даже Моисей и Илия, умершие за много столетий до того, находились в полном сознании, участвуя в беседе о смерти Христа, когда явились Ему на горе Преображения ( Мф. 17:3 ). И даже бестелесные души нечестивых остаются в сознании. Ибо зверь и лжепророк, живыми брошенные в озеро огненное ( Отк. 19:20 ), осознают свои муки и спустя «тысячу лет» ( Отк. 20:10 ). Нигде в Писании нет ни малейшего намёка на то, чтобы душа после смерти переходила в другое тело, как утверждают адепты реинкарнации. Она просто переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. После бестелесного состояния приходит воскресение. Теория реинкарнаций гласит, что после смерти душа вселяется в ещё одно тело. А в Библии сказано, что, напротив, после смерти то же самое физическое тело становится нетленным при воскресении умерших (см. воскресение Христа: свидетельства). Вместо последовательности обречённых на смерть тел душа получает то же самое тело, которое умерло, но уже воскрешённое навеки. Вместо представлений о человеческой личности как находящейся в теле душе, доктрина воскресения утверждает представления о единстве души и тела каждого человеческого существа. В то время как реинкарнации сводятся к процессу совершенствования, воскресение есть переход в совершенное состояние. Реинкарнации – это промежуточные состояния, когда душа стремится выйти из тела и соединиться с Богом; а воскресение – это окончательное состояние, в котором единая человеческая личность, душа и тело, приобщается к благодати Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

63). «Уповай на Бога и не пренемогай о наказании Господни». Савва, 1665/ л.93 «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаемы егоже бо любит Господь, II наказует» (Апостол 1655, л. 287 – 287 об.). «Здрав буди и о наказании Господни не изнемогий». Савва, 1665/ л.99об «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него, обличаемы егоже любит Господь, наказует»(Библия 1581, л. 63). «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаем» (Апостол 1655, л. 287). «Здрав буди, брате, и не пренемогай о наказании Господни, ниже ослабей от него. егоже бо любит Господь, наказует». Афанасий, л.86об «Поминайте южники, аки с ними связани; озлобляемый, аки и сами суще в теле» (Библия 1581, л. 63 об.). «Поминайте юзники, аки с ними связани; озлобляемыя, аки и сами суще в теле» (Апостол 1655, л. 289). «Поминайте юзники, яко с ними связани; озлобляемъся, аки и сами суще в теле». л.183 «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем» (Библия 1581, л. 63 об.). «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Апостол 1655, л. 289 об.). «Божественный апостол глаголет: „Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем " ». Афанасий, 1665 л.86 Откровение Иоанна Богослова Источник Библия 1581 Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Аз Иоанн, иже и брат ваш и обещник в печали и в царствии и в тръпении Исус Христове бых в острове, нарицаемом Патъмос, за слово Божие и за сведетельство Исус Христово» (л. 64). «Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовестие написати и Апокалипсис о последних временах». «И знамение велие явися на небеси – жена, облечена в солнце; и луна под ногама еа, и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте ( Отк. 12: 1 ). И в чреве имущи, вопиет боляши и страждущи родити ( Отк. 12:2 ). И явися ино знамение на небеси: и се, змий велик чрьмен, имея гпав седмь и рогов десять, и на главах его седмь венец ( Отк. 12: 3 ); и хобот его оттръже третию часть звезд небесных и положи я в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деян. 19:2–6 . Здесь говорится об учениках Иоанна Крестителя, которые ещё не слышали о сошествии Святого Духа. Это не имеет никакого отношения к тем, кто никогда не слышал Благой Вести. Данный эпизод иллюстрирует переходный характер того периода, когда те, кто ещё не слышал христианскую весть (или слышал её не полностью), получали спасение на одной только основе уже данного им частного откровения. Евр. 11:6 . Согласно этому стиху Писания, «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Хотя речь идёт о знании Бога, а не Христа, одно включает в себя другое. Поскольку в контексте говорится о ветхозаветных святых, а не новозаветных верующих, вполне понятно, почему сюда не включено расширенное требование прямого знания Христа. Это формулировка минимальных требований для спасения в любом веке. Но она не отменяет прямое требование веры в Христа в качестве условия для спасения. Гал. 3:8 . Сторонники требования частного откровения в связи с Гал. 3:8 высказываются двояко. Кое-кто полагает, что даже в ветхозаветные времена верующим было доступно прямое знание о грядущем Христе. Павел говорит, что «семя» Авраама есть Христос ( Гал. 3:16 ). Иисус сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Это может означать, что у Авраама было личное знание Христа (вероятно, как Ангела Господня). Другие богословы просто видят в Гал. 3:8 указание на сокращённое содержание (с исключением прямого знания о смерти и воскресении Христа) в Ветхом Завете вести, необходимой для спасения. То, во что уверовал Авраам, ясно изложено в Ветхом Завете ( Быт. 15:5–6 ), и здесь ни слова не говорится о смерти и воскресении Христа, а сказано только, что его потомство будет столь же многочисленно, как звезды на небе. Отк. 14:6 . Указание Иоанна на вечное Евангелие, что бы оно ни означало, отнюдь не подтверждает то мнение, что спасение «язычников» основано только на общем откровении. Эта весть пришла к ним через частное откровение. Бог послал Ангела, чтобы провозгласить её. Далее, в этом Евангелии говорится о тех, кто уверовал в «Агнца» Божьего, кровью Которого «они искуплены» ( Отк. 14:1, 4 ). То, что Евангелие – «вечное», может быть, означает всего лишь то, что это Евангелие Христа, «Агнца, закланного от создания мира» ( Отк. 13:8 ). И, определённо, нет никаких признаков того, что Иоанн говорит о вечном Евангелии, которое можно познать и через одно только общее откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

1261 См. Alford, Com. iv, 245 sqq.; Elliott, vol. IV; Sam. Davidson, Introd. to the N. 7, l 8t ed., vol. III, p. 619 (пересмотр, издание – vol. II, p. 297); Lee, Com., p. 488. Дэвидсон добавляет четвертый класс, «крайних футуристов» (в противоположность «простым»), которые относят всю Книгу Откровение, включая главы Отк. 2 и Отк. 3 , к последним временам. Ли, как и Люке, называет «непрерывное» толкование «историческим», но этот термин больше подходит первой группе толкователей, которых называют претеристами. Ли (р. 491) тоже добавляет к трем подходам четвертый, «духовный», и считает его главными сторонниками Августина (его сочинение «О граде Божьем» как первый труд по философии истории), фон Хофмана, Хенгстенберга, Оберлена и Эбрарда. Этот подход соответствует тому, что Оберлен называет reichsgeschichtliche Auslegung. 1262 Например, Гердер в наводящей на серьезные размышления книге ΜΑΡΑΝ ΑΘΑ, das Buch von der Zukunft des Herrn, des N. Testaments Siegel (Riga, 1779). До него такое антииудейское толкование предлагали Абаузит из Женевы (1730), который соотносил Апокалипсис с правлением Нерона, и Ветстейн (1752), а впоследствии Хартвиг (1780) и Цюллиг. Последний автор в своем серьезном труде, посвященном Откровению (Stuttgart, 1834, 1840, в 2 т.), соотносит его исключительно с историей иудейского государства. 1264 α=1, β=2, ρ=100, α=1, ξ=60, α=1, s»=200; всего 365. До наших дней сохранилось огромное количество камней, на которых высечено это слово, так называемых «жемчужин Абраксаса». Обычно происхождение этого слова связывают с Василидом или его последователями. 1265 =10 + η=8 + σ=200 + о=70 + υ=400 + σ=200. Итого: ησουσ=888. См. Послание Варнавы, гл. 9, и Сивиллины книги, I, 324–331. 1266 Но даже нелепость этих благочестивых домыслов бледнеет перед абсурдными рассуждениями Фолькмара (Volkmar, Com. on the Арос, 1862, р. 197), который доводит мнимую враждебность Иоанна к Павлу до совершенной крайности и относит слово «лжепророк» ( Отк. 16:13; 19:20 ) к апостолу язычников, поскольку тот ( Рим. 13 ) учил, что всякая душа должна быть покорна правившему в то время Нерону (то есть зверю)! Даже Гильгенфельд (Einleit., р. 436) и Сэмюэл Дэвидсон (I, р. 291), которые тоже связывают образ зверя с Нероном, протестуют против столь нечестивого вздора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

У Марии и Марфы проявляются характерные для иудеев в новозаветный период представления о воскресении, когда эти женщины считают, что их брат Лазарь, тело которого находится во гробе, воскреснет в последний день ( Ин. 11:24 ). Даже Марри Харрис, отрицающий иудейские представления о телесном воскресении, признаёт тем не менее, что «для иудеев невозможно было бы поверить, что, например, воскрешение Лазаря, мёртвого уже на протяжении четырёх дней, может произойти без того, чтобы был отвален камень, закрывающий вход в гробовую пещеру, и чтобы Лазарь вышел из неё» (ср. Ин. 11:38–44 ) (Harris, 39). Новозаветные подтверждения представлений о бессмертии. В то время как Новый Завет предоставляет множество свидетельств, подтверждающих веру в телесное бессмертие после воскресения (см. воскресение Христа: свидетельства), в нём подтверждается также, что от смерти до воскресения душа сохраняет сознательное существование. Иисус обещал раскаявшемуся разбойнику на кресте, что тот в полном сознании вкусит блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Стефан молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян. 7:59 ). Апостол Павел писал: «то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ). Размышляя о смерти, Павел говорит: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп. 1:23 ). «Души» тех, кто только что принял мученическую смерть, находились на небесах в полном сознании, так как «когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели» ( Отк. 6:9 ). Даже нечестивые зверь и лжепророк, которые были живые брошены в озеро огненное ( Отк. 19:20 ), находятся в полном сознании и через тысячу лет ( Отк. 20:7–10 ). Моисей и Илия, умершие за сотни лет до этого, на горе Преображения ведут беседу о смерти Христа ( Мф. 17:3 ). Отрицание бессмертия. Как древнегреческие, так и иудейско-христианские представления о бессмертии подвергались негативной критике. В этой полемике используют четыре довода, в основном физиологического характера: 1) довод, связанный с сознанием и мозгом; 2) довод о зависимости сознательной деятельности от мозга; 3) сходный довод о том, что только мозг даёт доступ к внешнему миру; 4) довод, связанный с отождествлением личности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010