Братья. О священномученике Филумене и старце Елпидии (Хасаписах) Эти события произошли не так уж давно, 29 ноября 1979 года, в храме, расположенном на том месте, где Господь у колодца Иакова беседовал с женщиной-самарянкой: «Убийцы вошли в храм, ударили монаха топором крестообразно по голове, разбили челюсти. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. Они совершили убийство, когда тот служил вечерню и вышел к ним в епитрахили». Иконы св. Фотинии Самарянки, беседующей с Христом, и св. Филумена Из беседы кипрского журналиста Клитоса Иоаннидиса с богословом и публицистом Захарием Раптопулосом: – Господин Раптопулос, давайте начнем наш разговор с того, кто такой «мученик» и что означает «дать свою кровь за Церковь»? – В «Откровении» Иоанна упоминаются: «те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7,14). Евангелист Иоанн здесь говорит о всех тех, кто духовной силой, дерзновением, исповеданием веры принес в жертву даже и свою жизнь, чтобы отстоять имя Христово. Если бы мы могли созерцать дивную картину, на которой представлены «пришедшие от скорби» мученики, то различили бы в сонме шествующих в «убеленных одеждах» и приснопамятного старца архимандрита Филумена. Он пострадал на Колодце Иакова 29 ноября 1979 года в день своего Ангела. И в награду за это сподобился вечно предстоять пред престолом Агнца. Отец Филумен происходил из Орунды. Его семья жила в Никосии. Родители, Георгий и Магдалина Хасаписы, были людьми очень благочестивыми, имели тринадцать детей, из них двое близнецов – Софоклиса и Александра. У себя дома, по рассказам близких родственников, с помощью бабушки Локсандры (Александры – А.Н.) Хасаписы в одной из комнат устроили храм и в нем молились. С малых лет дети были близки Церкви. Однажды, когда близнецам было по 14 лет, отец потерял их. Кто-то подсказал, что они убежали в Ставровуни. Там отец действительно нашел их и хотел забрать домой. Тогда Елпидий обратился к нему: «Зачем ты хочешь вернуть нас домой, ведь мы снова убежим!» Эти слова убедили отца, и он дал им свое благословение на монашество. В Ставровуни братья провели два года.

http://pravoslavie.ru/38162.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Падшие духи – ангелы , отпавшие от Бога прежде устроения Им видимого мира, демоны , бесы . По попущению Божию они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда . Ис.14:12-15 . Иллюстрация Гюстава Доре, 1866. Как появились падшие духи? Падшие духи были сотворены при создании Богом ангельского мира и изначально не имели склонности ко злу . Согласно Преданию Церкви, падение части ангелов произошло в результате воздвигнутого одним из высших ангелов – денницей (он же – люцифер, сатана, диавол) – бунта против Бога. Будучи творением Божиим, денница, до своего падения, обладал высоким достоинством и славой, превосходившими, как принято считать, достоинство и славу многих прочих ангелов. Одной из главных причин его богоотступничества была поразившая его гордость (См.: Ис.14:11-15 ; 1Тим. 3:6 ).  В ответ на бунт против Бога денница и увлеченные им ангелы были изгнаны с Небес ( Лк.10:18 ; Откр.12:7-9 ). Со времени создания первых людей и вплоть до наших дней диавол и подчиненные ему духи вредят людям. Когда в среде ангелов произошел бунт против Бога? Об этом мы не имеем заведомо достоверных обстоятельных данных. Но точно известно, что данное событие произошло до грехопадения первых людей. Падшие духи и бесы – это одно и то же? Падшие духи, падшие ангелы, бесы, демоны – это одно и то же. Духами их называют потому, что они бесплотны. Полтергейст, домовой, барабашка имеют ли отношение к падшим духам? Явления, связываемые объяснением с полтергейстом, могут иметь различный характер, в том числе демонический. В простонародной, фольклорной традиции демоны могут обозначаться как домовые, банники, лешие, овинники и пр. При этом каждому из них приписывается излюбленная среда обитания. Понятие «барабашка» обычно связывают с понятием «полтергейст». Падение духов сродни человеческому падению? В нравственном отношении грех прародителей, в определенной мере, был подобен греху сатаны. Однако одним из следствий их греха стало повреждение человеческой природы, в результате которого все их потомки (исключение – Господь Иисус Христос ) стали рождаться склонными ко злу. Падение же денницы не привело к тому, что все вообще ангелы стали склонными ко злу, ко греху. Ангелы, согрешившие вслед за сатаной, пали через пример. Кроме того, как отмечает свт. Димитрий Ростовский , в отличие от диавола, человек «согрешил не сам собой, но по наущению врага, диавол же согрешил самопроизвольно, безо всякого чужого наущения, и, кроме того, в сравнении с человеком имел более высокие дарования и качества». Могут ли падшие духи покаяться?

http://azbyka.ru/padshie-duxi

Схиигумения Мария Новая книга издательства Сретенского монастыря " Схиигумения Мария " , написанная митрополитом Гавриилом (Диневым), содержит жизнеописание подвижницы и письма к Левкийскому епископу Парфению. Ниже приводится вступление и отрывок из книги: ВСТУПЛЕНИЕ Схиигумения Мария. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 160 с., переплет - мягкий Данная книга, наряду с другими подобными, служит примером жизненного подвига монахини русского происхождения, земной путь которой прошел вдали от Родины, России, но по заветам и традициям русского православного монашества. Схиигумения Мария, рожденная в светской среде, нашла свое духовное призвание в монастырях Румынии, Югославии, Албании и окончила свой путь в Болгарии, собрав многочисленную монашескую общину. Здесь она и проявила то духовное богатство, которое ценой подвига приобрела в годы странничества, следуя аскетическим урокам древних и новых подвижников благочестия. В работе над этой книгой я обращался к бесценному опыту общения с матушкой, накопленному в течение шести лет, проведенных под ее духовным руководством. С тех пор и по сей день я непрерывно ощущаю и осознаю ее наставничество. Эти уроки жизни привели меня в Московскую духовную академию. Здесь, когда я находился под научным руководством митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), они сподвигли меня расширить и углубить ознакомление с опытом русского подвижничества (по рукописным и печатным источникам жизнеописаний подвижников благочестия в России). Но писать о святых не безумие ли? Ибо помыслы наши не помыслы их. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим… это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца… Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр. 14, 3—5; 7, 14—16).

http://pravoslavie.ru/6035.html

В день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Когда среди рассеянной и порочной жизни вы вдруг чувствуете омерзение к греху и у вас под влиянием светлых мыслей появляется желание переменить образ жизни, это значит, что Ангел-Хранитель, улучив удобную минуту, представил пред внутренними очами вашими грех во всей его полноте и гнусности. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы торжественно чтим все Небесные бесплотные Силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Из слова Божия нам известно, что Господь прежде видимого вещественного мира с его обитателем, человеком, сотворил мир невидимый, духовный, мир чистых бесплотных Ангелов, по численности своей в несколько раз превосходящих людей. Святой пророк Моисей, повествуя о сотворении мира, говорит, что в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Под небом Святые Отцы разумеют не только небесную твердь, но и мир духовный, ангельский, жилище бесплотных. Ангелы, превосходя человека своей крепостью, силой и премудростью, созданы Богом, как и человек, для блаженства, для прославления имени Божия. Они, как чистейшие и святые духи, непрестанно созерцая Лицо Отца Небесного, немолчно славословят неисповедимое Его величие и от Престола Его благодати ниспосылаются на землю в дольний мир к бедствующему человеку. Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что во время одного из бывших ему видений он слышал глас Ангелов многих окрест Престола Божия (Откр. 5, 11). Что это за глас, непрестанно славословящий Бога, объясняет нам ветхозаветный пророк Исаия, который видел, как Серафимы стояли окрест Престола Божия и, взывая друг ко другу, говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3)! Святой апостол Павел в ныне читанном послании с чувством благодарности к Богу за Его превосходящую постижение любовь к человеку приводит следующие слова святого псалмопевца Давида: Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих (Евр. 2, 6-7). Господь так возлюбил человека, что Ангелов Своих поставил хранить его на всех его путях. Такое отношение Господа к роду человеческому Псалмопевец изображает нам в следующих словах: Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Пс. 90, 11-12). Как утешительно это для человека, который и во внешнем мире, и в собственном своем сердце подвержен тысячекратным нападениям врагов лукавых и сильных! Утешительные эти слова относятся к каждому из нас, имеющих надежду через веру в Божественного Искупителя наследовать вечное спасение, ибо апостол Павел ясно говорит: Не вси ли (Ангелы) суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Следовательно, все мы имеем Ангелов-Хранителей, сильных крепостью и всегда готовых на помощь нам.

http://pravoslavie.ru/49926.html

Духовность истинная и темная Падение Денницы      Господь создал всех Ангелов светлыми и добрыми. Он дал им свободную волю. Но часть Ангелов злоупотребили своей свободой и встали на путь противления, бунта против Бога. Гордость — первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым гордецом, учинившим бунт, стал самый могущественный ангел — Денница (в переводе с еврейского — утренняя звезда ), который не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих Ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и Ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана — Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. Как упал ты с неба, денница, сын зари! (Ис 14, 12). Об этой трагедии, что произошла в духовном мире, так повествуется в Священном Писании: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12, 7–9). Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10, 18), — говорит Спаситель о падении диавола. Злые духи так укоренились во зле, их грехопадение настолько глубоко, что их покаяние и исправление уже невозможно. Местом их пребывания является ад, преисподняя, то есть место, лишенное света и благодати Божией. После Страшного Суда падшим ангелам уготовано вечное мучение: Тогда скажет (Господь. — Авт .) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25, 41). Мир духовный, мир невидимый закрыт от наших телесных очей, но он проникает в нашу жизнь, мы соприкасаемся с ним. Но этот мир, к сожалению, населяют не только Архангелы, Херувимы, Серафимы, Ангелы Хранители и души святых людей. В мире духовном есть и силы темные: сатана и его служители — падшие ангелы. Духовность не бывает к нам нейтральной, она либо светлая, благодатная по отношению к людям, либо резко враждебная. Нет духов нейтральных, все они действуют либо от Бога, либо от диавола.

http://pravoslavie.ru/105217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Фриз с рельефным изображением ангелов. Бауит. VI в. (Коптский музей. Каир). Фрагмент Служение ангелов В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (γγελος), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу , «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь ( серафимы в Книге пророка Исаии 6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют буд. судьбы народу (Дан 8. 16-26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: арх. Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9-14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5-7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10-11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30-31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6-8) и участвуют в богослужении Церкви («              » - Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров ). Церковь же при совершении Божественной литургии поет Трисвятую песнь,     (т. е. таинственно изображая) херувимов . Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Происхождение ангелов

http://pravenc.ru/text/115092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ (церковнослав.- «знак креста»), христ. молитвенный жест, совершаемый всей рукой или только пальцами, с помощью к-рого верующий изображает на своем теле или перед собой образ креста. Происхождение К. з. точно неизвестно. Свт. Василий Великий относил его к таинствам, к-рые передаются в молчании по преданию и не записаны апостолами ( Basil. Magn. De spirit. Sanct. 27). Мученик осеняет себя крестным знамением. Прорись миниатюры из Мартиролога. 1138–1147 гг. (Würtembergische Landes-bibliothek, Stuttgart. Cod. 2415) Мученик осеняет себя крестным знамением. Прорись миниатюры из Мартиролога. 1138–1147 гг. (Würtembergische Landes-bibliothek, Stuttgart. Cod. 2415) Прообразами К. з. в Свящ. Писании послужили заповедь «о знаке на челе», данная Господом прор. Иезекиилю (Иез 9. 4), и слова Откровения Иоанна Богослова о «печатях на челах» верных (Откр 7. 3, 9. 4, 14. 1). С К. з. пророчество Иезекииля связывают Тертуллиан, Ориген и сщмч. Киприан Карфагенский ( Tertull. Adv. Marcion. III 22. 5-7; Orig. Selecta in Ezech. 9//PG. 13. Col. 801-802; Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 22), при этом Ориген толкует «знак на челе» как изображение последней буквы евр. алфавита «тав», к-рая отождествляется с греч. буквой «тау» и по форме может напоминать крест (ср.: Barnaba. Ep. 9. 8; связь между «тау» и формой креста для распятия усматривали и языческие авторы - Lucian. Judicium vocalium. 12// Lucian. Works/Ed. A. M. Harmon. N. Y.; L., 1913. Vol. 1. P. 408). Возможно, знак креста в иудейской межзаветной традиции выступал как один из вариантов написания имени Божия (см.: Gieschen Ch. A. The Divine Name in Ante-Nicene Christology//VChr. 2003. Vol. 57. P. 115-158; ср.: Откр 14. 1), чем объясняется присутствие знаков «тав» и креста в некоторых кумран. и иудейских магических текстах ( Chapman. 2008). Похожие на К. з. обряды использовались, вероятно, у гностиков ( Clem. Alex. Exc. Theod. 42. 1) и последователей культа Митры ( Tertull. De praescript. haer. 40). В мученических актах проводится аналогия между некими знаками, налагаемыми на рим. воинов (signaculum), и христ. К. з. (signum Christi) (Acta Maximiliani. 2. 4-6//Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Mil., 1987. P. 240). В святоотеческой традиции К. з. однозначно толкуется как знак креста Христова (напр.: Aug. In Ioan. 118. 5//CCSL. 36. P. 657). Форма совершения К. з. в древней Церкви

http://pravenc.ru/text/крестного ...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русскость и имперскость Тезисы сообщения на круглом столе «Русские: империя или нация», посвященном памяти С.Н.Семанова 14.12.2011 588 Время на чтение 7 минут 7 декабря, на 40-й день после кончины известного историка, литературоведа и публициста Сергея Николаевича Семанова, в Санкт-Петербурге в центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоялся круглый стол «Русские: империя или нация?» . Мероприятие прошло в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума при поддержке информационно-аналитического агентства «Русская народная линия». Публикуем одно из выступлений. Сама постановка темы круглого стола неверна по многим причинам. Прежде всего, империи уже давно нет, реально существует Российская Федерация. Значит, надо обсуждать тему: РФ и/или нация. Теперь по существу. 1. Нация первична. Существует логос нации. И собственно нация в процессе раскрытия своего логоса создает те или иные формы государственного устройства: княжества, царства, империи, республики, федерации. То есть вопрос однозначно решается в пользу первенства Нации. Сразу оговоримся, синонимом Нации является Народ с большой буквы, а не тот народ, что идет в перечислении: народы, племена, языки, как составляющие Нации. (см. об этом подробно: Б.Г.Дверницкий «Русский человек», С-Пб.,2008. http://Dvernit. narod. ru). Каждая нация живет не только ради себя, но и имеет какую-то всемирную задачу, которая определяет её «живучесть» или место в истории. Эти всемирные задачи определены Богом и заложены в логосе нации. Можно назвать это онтологическим национализмом. Это как талант или таланты, даваемые Богом Отцом каждому человеку и за которые все дадут ответ на Страшном Суде, в том числе и народы. Ибо Бог будет судить не только всех людей, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр.17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:4). Богоданную задачу нация призвана реализовать в истории, когда наступит её «час». И та или иная форма власти призвана служить этой цели и это главная оценка её деятельности. Эту богоданную задачу Нации равно не признают буржуазные национализма в журнале «Вопросы национализма» и «империалисты» РНЛ во главе со А.Д.Степановым. Оттого полемика их между собой не касается сути национализма, а скользит по поверхности.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том L  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских 90-160 160-178 178-179 179-180 НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель 180-186 186-187

http://pravenc.ru/vol/L.html

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью! Вифлеемская звезда Источник: www.portal-slovo.ru «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16) Вифлеемская звезда В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда  загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды. Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.) Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая  яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера  Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

http://pravmir.ru/tainstvo-rozhdestvensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010