67. Слово на 2-й день Пасхи 181 «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Пасхальный канон, песнь 7-я). Ныне смерть – последний враг человека истребился, ныне смерть поглощена навеки, и мы от смерти перешли в жизнь, от власти ада в царство Божественной жизни. Вместо жизни, проходившей в искании мимолетных и обманчивых земных радостей, оставлявших сердце наше неудовлетворенным даже в то время, когда, казалось бы, все наше существо обнимал трепет блаженства и счастья, ныне положено начало жизни, исполненной вечной и ничем не разрушаемой духовной радости. Без сомнения, многие из нас испытали как бы отблески этой небесной радости во «всепразднственную и спасительную нощь» Христова воскресения. Но почему эта радость, на мгновение мелькнув в сердце нашем, подобно живительному лучу света, в одних вскоре совсем исчезла, у других оставила лишь слабое воспоминание или томительное ожидание, пока она придет снова? Конечно потому, что снова вскоре вместо этой чистой, небесной радости более возлюбили они то, что кажется радостным на земле; причащению Божественной и Священнейшей Пасхи предпочли яства земные, вместо пива нетления и источника Божественного веселия захотели лучше пить чашу омрачающих ум удовольствий плоти. Но если мы чувствуем себя немощными и бессильными побороть в себе и изгнать всецело из своего сердца эти долу влекущие мысли и пожелания плоти, которые затворяют пред нами двери блаженного чертога Христова, отверзшиеся в светозарную ночь Христова воскресения, то хотя бы дадим истинную цену этим мыслям и пожеланиям, делающим сердце наше подобным, может быть, красивому совне и радующему на мгновение взор, но исполненному внутри костей и всякой нечистоты гробу ( Мф. 23, 27 )! Отверзем снова двери нашего слуха, дабы входили чрез них исполненные духовного торжества слова церковных песнопений! Когда же слова эти достигнут внутренних дверей нашего сердца, мы услышим опять в душе голос Христа, входящего вечерять с нами ( Откр. 3, 20 ) и изводящего истлевшие от страстей остатки духовной жизни нашей из гробов, то есть скованных любовью ко греху сердец наших ( Иез. 37, 11–14 ). И если посещение Его все еще не возвратит нам прежней, восхищающей до забвения всего земного, радости, то мы ощутим, по крайней мере, в себе большую силу для борьбы с унизительными пожеланиями плоти. Духовные враги наши исчезнут, как дым, и мы познаем опытно силу слов, которые так часто слышим в эти дни: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» После победы над ними мы узрим опять в душе своей виденный нами прежде, в ночь воскресения, отобраз и как бы уже предначатие того всерадостного, светоносного жития, пред которым потеряют всю привлекательность радости земные. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Во второй том собрания творений святителя Амвросия вошли трактаты, посвященные темам девства и мариологии. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. Предисловие Т Л. Александрова Среди обширного наследия свт. Амвросия Медиоланского, включающего, в частности, целый ряд нравственно-аскетических сочинений, выделяется группа произведений, посвященных девству, вдовству, браку и безбрачию — но все же по преимуществу именно девству как предпочтительному состоянию человека. Это трактаты «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии и «Увещание к девству». Эти произведения традиционно пользовались большой популярностью среди читателей и достаточным вниманием исследователей. Причина этого, с одной стороны, в том, что в этих произведениях осуществлен уникальный синтез богословия, экзегезы, пастырской практики, а также обширной светской учености медиоланского епископа, а с другой — в том, что, несмотря ни на какие превратности истории, на неоднократно повторявшиеся эпохи тотального падения нравов и на противодействие со стороны светского мировоззрения, тема всецелого посвящения себя Богу не перестает быть актуальной, и стремление отдельных личностей к жизни «равноангельской» не иссякает. Согласно христианским аскетическим воззрениям, разделяемым свт. Амвросием, подлинная история девства началась с пришествия на землю Христа, Который «сообщил человеческим телам образ небесной жизни». Девство было изначальным состоянием прародителей до грехопадения, восстановленным благодатью Христовой, оно же является естественным для каждого человека, приходящего в мир. В Откровении дается картина ста сорока четырех тысяч избранных, «непорочных пред Богом»: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14. 4). В данном случае это не столько девственники в собственном смысле слова, сколько образ душ, преданных Христу. Христианское учение о девстве началось с апостола Павла, который мягко и рассудительно рекомендовал его своим адресатам как путь не обязательный, но желательный: кто решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор. 7. 37—38). Именно с апостола Павла начинается та неразрывная цепь традиции, к которой принадлежит и свт. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вопрос: ...Вы сами то читаете, что пишите? Душа " бессмертна " , но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).  Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14).   2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце.

http://pravoslavie.ru/6572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/Архангел.html

Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Разрушение скорби» 24.10.2022 12:32:00 Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров.   Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу! Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога. И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15). Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас. Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз... Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31). Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

http://radonezh.ru/2022/10/24/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Добрый день, сегодня я открыл для себя стих из библии (откровение 19:10) и у меня появились сомнения по поводу православной веры так как в этом стихе ангел говорит Иоанну чтобы он молился только Богу, а не ангела и т.д, можете пожалуйста сказать что с этим делать? Похожие вопросы 7 Ответов В православии вроде бы считается что святым не молятся, у них просят ходатайства перед Богом Вам необходимо было не останавливаться, и прочитать текст далее. Если взять контекст, то для Иоанна вся картина видения была чрезмерно насыщена событиями. Ангел обращает внимание Иоанна на то, что Небо отверсто и Сам Бог Слово на белом коне пред их очами Откр. 19:11–13 В личном присутствии Бога наши колени и головы падут ниц только в Его сторону. И потом мы знаем, что Ангелы — это служебные духи. Ангел сам о себе говорит, что лично он послан к Иоанну и Апостолам (сослужитель братьям твоим) для помощи в проповеди Евангелия. Поклонение святым имеет иную природу, чем поклонение Богу. Мы преклоняем колени перед святыми, отдавая честь их старанию в деле спасения. Как мне не преклонить колени перед блж. Ксенией Петербургской, если по её молитвам Господь разрешил застарелую смертельную проблему в моей семье? Я благодарю её от всего сердца и от всей души за помощь в деле, которое сам разрешить не был способен, посколько моя молитва к Богу скудна. Молитва святым не является идолопоклонством, т.к. это обращение к святым за тем, чтобы они молили Бога о нас. Святые — не отдельные боги, а молитва им не является действием поклонения, соответственно ни о каком идолопоклонстве речи не может быть. так как в этом стихе ангел говорит Иоанну чтобы он молился только Богу, а не ангелу Надо внимательнее читать. Он запретил не молиться, а кланяться ему, поскольку он является сослужителем. Это было неуместно в данном случае. В других библейских эпизодах ангелы не запрещают кланяться перед ними ( Нав.5:14–15 ; Числ.22:31 ). Мученик Николай Варжанский дает такое толкование :

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-m...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя, Москва, 16 апреля 2023 года ЖМП 4 апрель 2023 /  17 апреля 2023 г. 14:30 Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!  PDF-bepcuя. К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них — огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность. Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остается неизменной и всепобеждающей.  Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошел на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?  Церковь дает нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путем, приводящим в жизнь вечную, когда отрет Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).

http://e-vestnik.ru/news/pashalnoe_posla...

Как относиться к чудесам других религий? 14.01.2013 23:54:48 Священник Георгий Максимов Известно, что чудесные явления случаются не только в Православной Церкви. Колдуны, экс-трасенсы и приверженцы других религий могут указать на различные знамения, предсказания и исцеления, совершаемые в их среде. Есть люди, которые, принимая всё сверхъестественное за божественное, считают эти чудеса доказательством якобы внутреннего единства всех религий, и того, что во всех религиях действует Бог, и все они ведут к Нему. Но православные христиане знают, что иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), и что не все чудеса - от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола. Это наглядно видно уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10-12), ещё больше говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11-14). Чтобы понять это явление, нужно обратить внимание на то, что святые отцы говорили о бе-совских чудесах. Прп. Иоанн Кассиан писал: «весьма часто люди, развращенные умом и про-тивники веры… изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исхо-дит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищ-рению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается простран-ный путь уничижения и поношения святости христианской религии» . Самую лёгкую добычу диавола составляют те люди, чьё сердце обращено к временному и земному. От религии они ищут только то, что имеет ценность в их практических нуждах, и бе-совские чудеса во многом направлены на то, чтобы удовлетворить этот спрос. Прозорливость. На людей большое впечатление производит явление прозорливости, когда, например, человек, которого они видят впервые в жизни, вдруг начинает рассказывать, что произошло в их жизни, или даже какие мысли у них в голове. Святые отцы описывали, как бесы могут это делать. «Приметил я, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — что бес тщесла-вия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца» . Нуж-но понимать, что диавол не может знать собственных мыслей человека, то есть, «читать» их, но он знает те мысли, которые сам внушает человеку, а также может по некоторым внешним при-знакам догадываться о том, к чему устремляются мысли человека в данный момент. Однако и этого оказывается достаточно, чтобы в глазах легковерных создать иллюзию «всеведения».

http://radonezh.ru/analytics/kak-otnosit...

Небесная вечеря Божией любви Разве вы не знаете, что и вы каждый день делаете этот выбор, как и званные притчи? 14 сентября, 2014 Разве вы не знаете, что и вы каждый день делаете этот выбор, как и званные притчи? Слово в 14-ю Неделю по Пятидесятнице Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский Братия, сегодня — притча «о званных». Это глубоко назидательное иносказание о царе, который приготовил брачный пир для своего сына и пригласил на него своих подданных. Когда они не пришли, царь повелел наполнить вечерю всякими людьми, собранными с дорог и распутий. Царь открыл вечерю, сказав о приглашенных: «Званные не были достойны… много званных, а мало избранных» (Мф. 22,2-14). Первые стихи этой притчи — как дивная поэма любви Бога к людям; последние же ее стихи — жестокая проза о человеческой ограниченности и неблагодарности. Раскроем же эту поэму любви, не встретившей отклика. Царь неба и земли, Бог и Отец Небесный приготовил пиршество по случаю брака Сына Своего. Брак Божия Сына есть венчание Его с Невестой — Церковью, совершаемое ради спасения Вселенной (Откр. 19,7). Так, в творчестве Бога Отца спасение человечества является великим радостным делом, как бы браком Его Сына. Конечно, по поводу такой исключительной радости готовится исключительное торжество. Какое же пиршество может быть пышнее брачного? Не оно ли самое светлое, самое обильное, полное блеска и радости? Если светло и обильно брачное торжество каждого человека, то торжество царского брака — блистательно. Отец и Царь, в распоряжении которого постоянно имеются все блага, готовится к нему: из лучшего выбирается лучшее, из изысканного самое изысканное. Все подготавливается к торжественной вечере. «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово» (Мф. 22,4). В трапезе любви Бога и людей это уготованное пиршество есть пиршество спасенных, пиршество радующегося Отца, торжествующего Спасителя-Сына и в общении с Ними торжество всех, просвещенных Святым Духом. Что может быть блистательней этого торжества?

http://pravmir.ru/nebesnaya-vecherya-boz...

Архив Пн На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили актуальные вопросы развития православной миссии 7 октября 2021 г. 19:28 6 октября 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православное миссионерство: современное состояние и перспективы» выступил научный руководитель Православного исследовательского центра «Хризма» кандидат политических наук Е.О. Иванов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик предложил определить миссионерство как свидетельство о Христе и Евангелии неправославным с целью приведения их в Церковь. При этом пределом и конечной целью миссии Е.О. Иванов назвал обращение людей ко Христу и их введение в евхаристическую общину. Обращаясь к святоотеческому наследию, Е.О. Иванов напомнил слова святителя Василия Великого, который, рассуждая об экклезиологическом аспекте заповеди Божией «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), приходит к выводу, что «размножайтесь — относится к тем, кто родились согласно Евангелию».«Исходя из этого, православную миссию следует рассматривать как одну из первых заповедей Божиих, часть Его замысла о мире и спасении человека», — подчеркнул докладчик. Отметив, что теоцентричность формирует ключевые принципы православной миссиологии, отличающей ее от протестантской, эксперт напомнил евангельское пророчество Спасителя о проповеди Евангелия всем народам перед кончиной мира (Мф. 24:14). «Проповедь Евангелия всем народам — единственный позитивный и активно деятельностный компонент эсхатологических предсказаний Спасителя. Эта же мысль продолжается и в Апокалипсисе, в котором говорится о ниспослании Господом перед кончиной мира ангела, " который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле " (Откр. 14:6)», — отметил Е.О. Иванов. Анализируя современное состояние миссии в православном мире, эксперт отметил, что «умеренно миссионерски ориентированными можно назвать Албанскую , Александрийскую и Русскую Православную Церковь». Докладчик отметил результаты миссионерской деятельности, в частности, в  Патриаршем экзархате Юго-Восточной Азии , в котором на момент его образования в 2018 году было 20 приходов, а сейчас — около 70. Е.О. Иванов считает, что основу для этого роста заложили труды Святейшего Патриарха Кирилла. Особенно успешно миссия развивается в Таиланде, где православные приходы в течение прошедших лет стали духовными центрами не только для русских общин, но и для представителей автохтонных народов, принявших таинство Крещения.

http://patriarchia.ru/db/text/5850559.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010