Он не прорезывается вместе с зубами. Он заложен с рождения и, также как и тело, и душа, требует пищи по возрасту.  Именно поэтому Церковь  имеет древнюю традицию крестить младенцев, пусть и не осознанно принимающих Таинство. Отказывая ребенку в раннем крещении и воцерковлении, мы, можно сказать, не додаем ему «молока»  – тех важных микроэлементов, без которых его внутренний рост для Вечности будет труден. И да крестится каждый из вас Писатель, богослов и публицист протоиерей Олег Стеняев  с богословской точностью отвечает на вопрос, почему Православная  Церковь крестит младенцев: «В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» ( Откр.21:27 ). Есть иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа . Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (UcnobeдьI.7.11). В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех ( 1 Кор.15: 22 ). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев ( Чис.16:27,32 ).

http://azbyka.ru/deti/podrastet-i-sam-re...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор ангелов. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Фриз с рельефным изображением ангелов. Бауит. VI в. (Коптский музей. Каир). Фрагмент Служение ангелов В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (γγελος), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу , «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1. 14). Они служат Богу, воспевая песнь ( серафимы в Книге пророка Исаии 6. 3), предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю (Иов 1. 6), являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис 6. 7) или для его наказания (2 Цар 24. 16), объявляют буд. судьбы народу (Дан 8. 16-26) и приносят Богу его молитвы (Тов 12. 12; Откр 5. 8; 8. 3). Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: арх. Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии (Лк 1. 19; 26), ангелы славословят Рождество Христово (Лк 2. 9-14), помогают Спасителю в Его гефсиманском борении (Лк 22. 43), возвещают о Его Воскресении (Мф 28. 5-7), разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа (Деян 1. 10-11). Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр 12. 7-9), а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия (Мф 16. 27; 24. 30-31; 25. 31). Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу (Откр 4. 6-8) и участвуют в богослужении Церкви («              » - Херувимская песнь литургии преждеосвященных Даров ). Церковь же при совершении Божественной литургии поет Трисвятую песнь,     (т. е. таинственно изображая) херувимов . Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Резной гребень с изображением ангелов. IV-V вв. (Коптский музей. Каир) Происхождение ангелов

http://pravenc.ru/text/115092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАВОЛ [греч. διβολος], одно из наименований главы темных сил (см. статьи Демонология , Сатана ). Греч. слово διβολος в библейских и святоотеческих текстах обозначает главного противника Бога. В Септуагинте оно обычно (но не всегда; см., напр.: 3 Цар 11. 14) используется для перевода евр. слова  ,   (сатана). С тем же значением оно употребляется и в НЗ (напр., Мф 4. 1). Однако в классическом греч. языке значение было неск. иным: διβολος означало «клеветнический, порочащий». Так, Плутарх ( Plut. Quaest. Conv. 727d) ставит «клеветников» (διαβλους) в один ряд с «нашептывателями» (ψιθρους). То же значение «клеветник» имеется и в пастырских Посланиях ап. Павла, напр. в 1 Тим 3. 11, где он увещает жен не быть клеветницами (ϒυνακας... μ διαβλους). Сократ объясняет (ap. Plato. Apol. 37b) свое осуждение тем, что про него долгое время распространялись «клеветы» (διαβολα). ιαβολ иногда также означало «враждебность», «ссора», а однокоренной глагол διαβλλω (букв.- перебрасывать, переправлять) - «ссорить», «обвинять», «доносить». Так, в Лк 16. 1 говорится, что богатому человеку было «донесено» (διεβλθη) на управителя. В нек-рых случаях этот глагол употребляется в значении «препятствовать» - в Числ 22. 22 говорится: «...и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать (νδιαβλλειν) ему». По-видимому, именно благодаря развитию этого смысла для слова διβολος появляется значение «враг»: в Есф 8. 1 Аман назван врагом (διβολος) иудеев, что соответствует евр. слову  ,  . Это и привело к последующему закреплению за словом διβολος именования начальника темных сил. В НЗ Д. выступает как противник Бога и праведности. В греч. тексте слова διβολος (диавол) и σατανς (сатана) часто используются как синонимы (подробнее см. в ст. Сатана ). Так, в притче о сеятеле в Лк 8. 12 говорится о Д., а в параллельном месте Мк 4. 15 - о сатане. В Откр 12. 9 эти 2 наименования явным образом отождествляются: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (διβολος κα σατανς), обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

http://pravenc.ru/text/171905.html

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью! Вифлеемская звезда Источник: www.portal-slovo.ru «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16) Вифлеемская звезда В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда  загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды. Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.) Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая  яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера  Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

http://pravmir.ru/tainstvo-rozhdestvensk...

Разделы портала «Азбука веры» Ангелы были созданы добрыми. Впоследствии часть из них, руководимая денницей (дьяволом), восстала против Бога, пало, сделавшись падшими духами (бесами). Размножение человеческого рода и его дальнейшая деградация в нравственном отношении. От Аврама Бог создаёт новый народ. Он избирает его для реализации ответственной миссии: быть хранителем и распространителем веры в Единого Бога. Бог Сын – Вторая Ипостась Святой Троицы, – не переставая быть Богом, сделался человеком (воплотился). Божественная и человеческая природы соединены в Лице Богочеловека Иисуса Христа неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо…, буду подобен Всевышнему» ( Ис.14:12-14 ) Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ) Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ) Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей ( Мф. 25:31 ). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его ( Откр.22:12 ) И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали… Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( Откр.21:1-4 ) Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 154  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/shemy/istoriya_mira.sht...

Разделы портала «Азбука веры» Врата адовы — символическое выражение, имеющее основание в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов , указывающее на: Посредством этого понятия в богословии раскрывается ряд важнейших сотериологических и эсхатологических истин . В дохристианскую эру  ад представлял собой обособленную, скрытую область пространства, « где нет устройства, где темно, как самая тьма » ( Иов.10:22 ). В данном отношении ад аллегорически уподоблялся загону для скота, где господствовала смерть, а его обитатели, грешники, — скоту: « как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их » ( Пс.48:15 ). До Пришествия Мессии и осуществления Им Искупления человека от « суетной жизни » ( 1Пет.1:18 ) врата адовы открывались для входа людей, но служили преградой для выхода. Об этих вратах говорил Сам Творец: « Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? » ( Иов.38:17 ). Впоследствии адовы врата, сообразно пророчеству — « Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани » ( Пс.23:7-8 ), — сокрушил Сам Господь Иисус Христос. В церковных песнопениях мысль о сокрушении адовых врат зафиксирована со всей четкостью и определенностью: « Снизшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя » ( Канон Воскресению Христову (Святой Пасхи) , ирмос 6). В иконографии эта идея воспроизводится ещё более красноречиво: врата изображаются сорванными с заклепов и низвергнутыми. Господь, попирая их Своими пречистыми стопами, торжественно возвышается над ними. Возле врат часто пишутся беспорядочно разбросанные ключи и замки. В догматическом плане сокрушение адовых врат означает, что с Победой Христа преисподняя перестала быть неизбежным посмертным пристанищем душ. И хотя ад существует и поныне, приобщая свою жизнь к жизни Христа, человек освобождается от его уз и оков. В Писании Нового Завета эта идея обозначается через символ ключей, которыми владеет Христос: « И имею ключи ада и смерти » ( Откр.1:18 ). Помимо того, что врата адовы могут указывать на замкнутость преисподней, они же обозначают собой и активную богоборческую силу, то есть сонм падших духов. Основание для такой параллели дал Сам Господь: « и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » ( Мф.16:18 ). Цитаты о вратах адовых «Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется». прп. Исидор Пелусиот Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/vrata-adovy

Разделы портала «Азбука веры» Земной поклон Ангелу-Хранителю можно делать? Ведь Ангел запретил поклоняться себе Иоанну ( Откр.22:8–9 ). 2 Ответа Протоиерей Димитрий Владыков пишет: Ангел не принял поклонения от апостола потому, что последний, удостоенный откровения, был «сослужителем» ему и, следовательно, был равен по достоинству ангелу, а, по слову Божию, «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ), а не равным. В других случаях ( Нав.5:14–15 ;  1Пар.21:16  и др.) ангелы не отвергали поклонения. Достойно внимания, что апостол, несмотря на отклонение ангелом его земного поклона ( Откр.19:10 ), увидев вторично ангела, падает вновь к ногам его ( Откр.22:8 ), очевидно, в век апостольский  Церковь почитала ангелов. При этом нужно еще понимать, что кланяться ангелу, как Господу, нельзя. Если у Вас в голове правильное понимание, то можете смело делать земной поклон. Стоит понять, что существуют два вида поклона, а именно: почитательное поклонение и Богопоклонение. Почитательное поклонение воздается Кресту, мощам, ангелам, святым, иконам, воинам, героям, зрителям к театре и т. п. А вот Богопоклонение только Богу. Что такое Богопоклонение? Это поклонение, сопровождаемое служением. А служение воздается только Богу. Но Богопоклонение не может происходить без почитательного поклонения. И кстати ещё уточню по поводу Богопоклонения. Оно происходит не внешним образом, не механически, но духом нашим. Вот к нам к примеру явился сам Архангел Михаил. Что с человеком произойдёт? Он по своему невежеству может принять Архангела за божество и даже совершить поклонение как своему Богу. Вот поэтому Иоанна ангел остановил! Ангелы — это те же творения Божии, как и люди! Им можно воздавать только почитание, но не служение. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 64  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-delat-...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Валаам Валаам [евр. Билеам, «господин народа», «губитель народа» ], сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате ( Числ. 22:5 ; Втор. 23:5 ). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем ( Нав. 13:22 ). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются ( Числ. 22:6 ). В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возможно, моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более «знаменитых» посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему. Однако В. прельстился обещанными дарами ( 2Петр. 2:15 ; Иуд. 1:11 ), чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень ( Числ. 22:22 ). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. ( 2Петр. 2:16 ). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» ( Числ. 22:31 ). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля ( Числ. 23:7–10.18–24 ; Числ. 24:3–9.15–24 ). Господь использовал В. в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием ( Числ. 24:1 ). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава ( Числ. 31:16 ), и самому Валаку ( Откр. 2:14 ) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Числ. 25 ). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд ( Числ. 31:7 ; Нав. 13:22 ). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в котором предсказал восхождение звезды от Иакова ( Числ. 24:17 ), и несмотря на его желание умереть смертью праведников ( Числ. 23:10 ). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостол (греч. apostolos), одно из служений ранней Церкви, происхождение которого восходит к Самому Господу Иисусу Христу. В основе концепции «апостольства» лежит ветхозаветный правовой институт (евр. shaliah; арам. sheliha’) представительства или делегированной власти («посланник человека как сам человек» – m. Ber. 5. 5). В Евр 3. 1 Христос называется А. Бога (ср. Мф 15. 24; Лк 4. 18, 43). О посланничестве Логоса и Сына Божия многократно говорится в Евангелии от Иоанна. Синонимом А. в Новом Завете являются наименования « aggelos» (посланник) (Лк 7. 24; 9. 52; Гал 4. 14) и « keryx» (глашатай) (1 Тим 2. 7; 2 Тим 1. 11; ср . Мк 1. 45; 2 Кор 5. 20). Наименование А. прилагается к 12 ученикам ( mathetai) Христовым,   которые должны были представлять 12 колен Израилевых, а потом свидетельствовать о Воскресении Христовом (Мф 10. 1–2; Лк 6. 13; Деян 1. 23–26). А. — те, кто послан Христом (Мф 10. 40; Ин 13. 16) или те, кто был свидетелем Его земного служения (Деян 1. 21–22). Они проповедуют, исцеляют и имеют власть над демонами (Мк 3. 14–15; 6. 7), но их главное служение — в передаче слов и заповедей Христовых (2 Пет 3. 2; Иуд 17). Чудеса и знамения являются свидетельством апостольства (2 Кор 12. 12; ср . Рим 15. 19; Деян 5. 12). Благодаря служению св. ап. Павла, «апостольство» стало пониматься прежде всего как божественное призвание (Гал 1. 1; 2 Кор 1. 1; Рим 1. 1 и др.). А. называются и посланники церквей (2 Кор 8. 23; Флп 2. 25), избрание которых совершается по благодати Святого Духа (Деян 13. 1–3). Основными целями их миссии были проповедь, основание и управление новыми общинами (1 Кор 9. 5; 12. 28 и др.; Дидахе. 11. 3–6). Имеются свидетельства о существовании лже-апостолов (2 Кор 11. 13; Откр 2. 2). Наименования А. или Равноапостольного получали также святые последующих времен, потрудившиеся в проповеди христианства в новых землях, не знавших Христа, как, напр., свт. Стефан Великопермский и свт. Иннокентий Московский, или способствовавших широкому принятию христианства в масштабах государств или больших территорий, как, напр., св. император Константин Великий ( IV в.) и св. вел. князь Владимир ( X в.). А. называется богослужебная книга, содержащая Послания свв. Апостолов Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАДДОН одно из названий обители мертвых в ВЗ. Первоначально, возможно, было именем божества царства мертвых, а впосл. перенесено на само царство мертвых (ср. греч. Аид). Слово «А.» 6 раз употреблено в ВЗ, встречается в текстах Кумрана (II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.), а так же в более поздней раввинистической лит-ре. В НЗ встречается лишь один раз. В Прит 15. 11; 27. 20 и в Иов 26. 6 слово «А.» — поэтический параллелизм к понятию «шеол» (царство мертвых). Подчеркивается, что, хотя А. незрим для человеческого ока, он не сокрыт для Бога (ср. Пс 138. 8). В Иов 28. 22 А.— параллелизм к слову «смерть». При этом поэтическая метафора наделяет А. и смерть способностью говорить, что впосл. могло послужить одним из оснований для осмысления А. как ангела преисподней. В Пс 87. 12 А.— параллелизм к слову «могила». Из Иов 31. 12, где слово «А.» не имеет параллели и означает, вероятно, «место погибели»: «[прелюбодеяние] это огонь, поядающий до истребления (Аваддона)». В кумран. текстах А. встречается в значении «шеол» (1QH 3. 16–19), «бездна» (4Q504), «гибель» (1QGenAp 12. 17). В Откр 9. 11 саранча «царем над собой... имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (βαδδν) , а по-гречески он имеет имя Аполлион (πολλν)». Перевод слова «А.» как «Аполлион», возможно, подсказан греч. словом πλεια— последним в Септуагинте переводятся рассмотренные выше случаи употребления слова «А.». Кроме того, у греч. читателей Откровения св. Иоанна Богослова неизбежно должна была возникать ассоциация с Аполлоном (πλλων), персонажем греч. мифов, к-рый нередко играл роль губителя. В раввинистической лит-ре А.—второе из 7 названий геенны (Эрувин 19а, со ссылкой на Пс 87. 11), место наказания грешников. В Мидраш Конен А.— собственно второе отд-ние геенны. Лит.: Heidel G. The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels. L., 1949 2; Tromp U. J. Primitive Conceptions of Death and the Netherworld in the Old Testament. L., 1969. P. 80–81 (Biblica et orientalia; 21); Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. (Памятники культуры Востока; 7). А. И. Шмаина-Великанова Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/62544.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010