В 4-х, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена ( Дан. 7:25 ), почву для этого уже подготовляют предтечи антихриста. В 5-х, задумает антихрист отменить у истинно верующих закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мрк. 1:44 ; Евр. 13:17 ; 1Петр. 5:5 ), поститься ( Мф. 11:15 ; Деян. 13:3;14:23 ; Иоил. 1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор. 10:20 ; Мф. 26:63–64 ; Иезек. 20:28) и прочее. Видимое дело, что слуги антихриста и теперь уже отвергают посты, присягу, не повинуются пастырям и вообще отрицают таинства, освящающие человека, чем пренебрегают ясные заповеди Божии. 4) Последний антихрист будет человек, орудие диавола, сын погибели (2 Фесс. 2:3), которого пришествие по действию сатаны (ст. 9). Очевидно, и предтечи его не без участия сатаны действуют теперь в духе антихриста. 5) «Царствование» последнего антихриста продолжится 3,5 года ( Дан. 7:26 ) и начало его пришествия будет признаком последнего времени ( 1Иоан. 2:18 ). Развивающееся с неимоверною силою в наши дни сектантство, еретичество, эти предтечи антихриста, дают возможность предполагать, что скоро явится и сам антихрист. 6) Итак, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Иоан. 1:7 ; б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Иоан. 2:22 ; в) обманщиком, лжецом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф. 5:5,24 . Но «да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели... которого И. Христос убьет духом уст»: 2 Фесс. 2:3–4,8; Дан. 7:11 . 7) Разобрать места свящ. Писания: Откр. 13:1–2;17:11;19:19–20 ; Гл. 13 Откр. L. О ложных учениях. (Разделения и расколы) 1) Ложные учения делают препятствие к благочестию. «Господь поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями»; для чего? «к совершению святых, на дело служения, доколе все придем в единство веры, в мужа совершенного, к меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4:11–14 ), а лжеучители отвращают доверчивых им людей от такого Богоустановленного порядка нашего спасения и заводят свой «порядок».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В городе «ничего уже не будет проклятого». Это намек на пророчество Захарии: «И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» ( Зах.14:11 ). Но смысл пророчества в том, что в Новом Иерусалиме больше не будет того запрета в раю есть от дерева познания добра и зла, нарушение которого привело к проклятию людей и земли. Ни смерти, ни страдания больше не будет. Рабы Божьи «будут служить Ему». В «служении Богу» исполняется заповедь Книги Второзакония: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» ( Втор.10:12 ). «И узрят лицо Его». Моисею некогда Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). И в то время как грешники молили падающие на них горы: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» ( Откр.6:16 ), спасенные святые созерцают лицо Божье, как им было обещано в Псалмах Давида: «Я в правде буду взирать на лицо Твое» ( Пс.16:15 ). Сбудется и Евангельское обетование о том, что «чистые сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Лишь только во Христе человек может видеть Бога. Иначе говоря, спасенные будут иметь непосредственный доступ к Богу. «И имя Его будет на челах их». Это имя уже не тождественно той печати, которая ставилась на чело верных, и которая служила охранным знаком перед казнями Божьими и судом Божьим. Здесь имя Божье на челе означает принадлежность Богу. Спасенные святые – собственность Бога, Его «рабы». В последнем предложении ( Откр.22:5 ) Иоанн опять возвращается к мысли, что в граде Божьем не будет ни тьмы, ни потребности в каком-либо дополнительном свете, потому что в нем присутствует Бог. Видение заканчивается тем, что люди Божьи «будут царствовать во веки веков». Их есть Царство Божье. Они, кому пишет Иоанн, испытывающие гонения безбожной Римской власти, могут найти утешение в спасительных образах грядущего Царства, которое упразднит царство «великой блудницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Какие же наказания пошлет Он вам после смерти? Вечные муки, огонь неугасимый, червя неусыпающего, тьму вечную, тартар негреемый, отделение и разлучение с Богом, ангелами и святыми и вечное пребывание с бесами и предателем Иудой. Ибо так определяет Дух Святой через премудрого Соломона: «Свидетель неправедный погибнет» ( Притч.21:28 ), и чрез Давида: «Изчезнут оклеветающие душу мою» ( Пс.70:13 ). В священном Апокалипсисе Бог еще суровее изгоняет вон из царства всех лжецов и ввергает их в озеро неугасимого огня: «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ) и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Горе вам, несчастные предатели, клеветники и лжесвидетели! Лучше было бы вам вовсе не родиться на свет, чем родиться и потом получить такие наказания. Ибо и вас касаются сострадательные и страшные слова, которые Господь сказал о предателе Иуде: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26:24 ). Послесловие Следовательно, во избежание мучений поспешите, братья мои, покаяться. Удержите ваш язык и уста от зла, дабы не лгать, как призывает Давид (см.: Пс. 33,13 ). Храните заповеди Господни и не мстите никому, любите своего брата, защищайте его, как своего ближнего, даже если он неправ. И не судите его, не обвиняйте, как грешника, не предавайте, дабы за братскую любовь и вам Царства Небесного удостоиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. 55 В Синодальном переводе: Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. – Примеч. ред. 58 Церк.-слав.: Устне истинны исправляют свидетельство: свидетель же скор язык имать неправеден. – Примеч. пер. 59 Тому, каким злом является то, что кто-то осуждает добродетельных и честных как лицемеров и злых, свидетелем является Василий Великий , называющий это зло хулой на Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пишу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его – это Дух Животворящий. Прочь от меня отныне, листья смоковницы! Если есть во мне страх Господень, то здесь, у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах – послужит щитом, в победе – трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно – твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он необъятными руками Своими» ( Иоанн Златоуст , свт. Шестая беседа на Пасху/PG. 59. Col. 743).  См.: Быт. 2: 9.  См.:  Филарет Московский (Дроздов) , святитель. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть 1-я. О третьем члене Символа веры.  См.: Быт. 2: 9, Притч. 3: 18, 11: 30, 15 :4.  «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2: 7); «Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22: 2).  «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

http://pravoslavie.ru/160005.html

Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» ( Лк. 11:15 ), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели ( 2Сол. 2:3 ) и даст ему силу свою (13,2) и великую власть. Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей ( Еф. 6:12 ). Здесь же мы видим ангела бездны , царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней. Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон . Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» ( Иов. 26:6; 28:22 ; Притч. 15:11; 27:20 ; Евр. 2:14 ; Ин. 8:44 ), то он, являясь олицетворением гибели и смерти, потому и назван здесь: Аваддон, то есть губитель. И справедливо, ибо он губит всех, покоряющихся ему. То же самое означает и его греческое имя: Аполлион – губитель. Откр.9:12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя. Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века. Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве Откр.9:13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Боговоплощение, жизнь на земле, страдания и смерть Иисуса Христа стали новым откровением о человеке. Явив человечеству лик Божий, Иисус одновременно явил ему лик подлинного человека. Он показал, каким может и каким должен быть человек. Для христиан Иисус Христос – абсолютный идеал духовного и нравственного совершенства. Страдания и крестная смерть Иисуса Христа стали новым откровением о Боге. Они явили лик Божий таким, каким люди никогда его не видели. Бог, проливающий кровь за людей, страдающий и умирающий на кресте в страшных мучениях,– такого Бога человечество узнало впервые. Христианский Бог – не тот, которого проповедуют философы-деисты: создавший мир, установивший в нем естественные законы, но затем удалившийся и предоставивший миру развиваться в соответствии с этими законами 54 . И это не просто Бог, Которого являет Ветхий Завет: активно вмешивающийся в человеческую жизнь, совершающий чудеса и знамения, но при этом остающийся далеким и недоступным, недостижимым, непостижимым и невидимым, вызывающим страх, трепет и ужас. Христианство открыло того же Бога по-иному: Он не взирает на страдания человека с небесных высот, но Сам входит в гущу человеческих страданий, принимая их на Себя и умирая за людей. Второе пришествие Христа Еще при жизни Иисус предсказывал ученикам, что в конце истории Он снова придет во славе Своей, чтобы осуществить окончательный суд над каждым человеком ( Мф.25:31–46 ). Ожиданием Второго пришествия Христа и Страшного суда наполнена вся жизнь раннехристианской Церкви. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ): этим ликующим возгласом, имеющим, по-видимому, литургическое происхождение, завершается последняя книга Нового Завета – Апокалипсис. «Второе пришествие». Фрагмент иконы. Греция. Около 1700 г. Для христиан Второе пришествие Спасителя – не повод для страхов. Христиане с радостью ожидают того дня, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ), когда «последний враг истребится – смерть», и «будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:26, 28 ). Второе пришествие Христа станет окончательной победой Бога над диаволом, добра над злом. К этому событию устремлены духовные взоры христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И чтобы «познание добра и зла» Адама в злопроизволении не стало его вечным состоянием, Бог положил для человека временную смерть как «начаток» покаяния и как сдерживание развития зла в человеке и человечестве: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского» ( Быт. 3.22–23 ). В страхе смертном, через неотвратимость временной смерти и возможности обретения вечной смерти Адам обрел страх согрешать перед Богом в нарушении закона, а через веру в Искупителя своих грехов он обрел надежду на спасение. Обретя надежду в вере, Адам направил свою волю на покаяние и исправление последствий своего греха. Он стал одним из многих соработников промыслительной воли Божией о спасении человека. Тем самым и весь мир получил возможность освобождения от греха после страшного суда, но конечно не через Адама, а через спасительную Миссию Иисуса Христа. 1. Два уровня «познания добра и зла»: – личностный уровень познания добра и зла в совершенствовании через влечение ко злу или послушания Богу; – общественный или цивилизационный уровень, когда все человечество совершенствуется в добре или во зле через послушание Богу или противление Его воле. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» ( Откр. 22.11 ). Как итог всему возникает мздовоздаяние Божие делам людей. Те люди, которые в своей жизни стремились творить правду Божию, в совершенствовании своей доброй воли навечно укрепляются в делании этой правды в Царствии Небесном. Та же часть людей, которая по своему злопроизволению постоянно стремилась делать зло, навечно в своей злой воле коснеет в совершенствовании делания зла: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр. 22.14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира. При этом под «первым воскресением» имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в таинстве крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется воскресением (см.: Кол.3:1; Еф.2:5-6, 5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд. «Вторая смерть» есть осуждение грешников на Всеобщем суде, которое не коснется тех, кто имеют «участие в воскресении первом», т. е. духовно возрождены во Христе и очищены благодатью Его в Церкви. Таковые не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова. 2.8. Мздовоздаяние после Всеобщего суда 2.8.1. Мздовоздаяние грешникам, вечность и степени мучений грешников    После Всеобщего суда беззаконники «будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом».    В этом состоянии грешники будут удалены от Бога, или, по слову Спасителя, прокляты (см.: Мф.7:21, 25:41; Лк.13:27). Это удаление от Бога, лишенность благ Царствия Божия уже само по себе является для грешников величайшим наказанием. Грешники не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них (Ин.3:36), они будут ввержены в озеро огненное (Откр.20:15), в огонь вечный (Мф.25:41, ср.: Лк.16:24), в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк.9:47-48), где будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13). Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть вторая смерть (Откр.20:14) в вечном удалении от Источника жизни.    Не все грешники подвергнутся наказанию в одинаковой мере, мучения их будут иметь свои степени, соразмерно тяжести содеянного, ибо раб... который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47-48; ср.: Мф.10:16, 11, 21-22; Лк.12:47-48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Видим также здесь, как приятно людям, любовь между собой имеющим и собравшим­ся воедино, обедать, ужинать, есть, пить и ве­селиться. Видим это в мире, а там избранные Божии «возлягут с Авраамом, Исааком и Иако­вом» (Мф 8:11), «есть и пить будут за трапезою Христовой в царстве Его» (Лк 22:30). Тогда «на­сытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся» (Ис 65:13—14; Пс 35:9), ибо там источник жизни.    Видим также здесь, как любят люди оде­ваться в одежды красивые и светлые, а там из­бранные Божии «облекутся в виссон чистый и светлый, в ризу спасения и одежду правды» (Откр 19:8; Ис 61:10). Тогда «уничиженное тело» святых «преобразится так, что будет сообразно славному телу Христову» (Фил 3:21). «Тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф 13:43).    Еще видим здесь, что всякий желает во дворе царском жить и слыть придворным его слугой, а там избранные Божии и святые бу­дут жить в доме Божием, во дворе Небесного Царя. «Блаженны живущие в дому Твоем» (Гос­поди), «во веки веков восхвалят Тебя» (Пс 83:5).    Еще примечается здесь, что всякий хочет слышать сладкое пение, и сколь сладко уте­шается им, сказать невозможно, а там услышится сладкое пение Ангелов святых и из­бранных. Во граде том, на каждой его улице, поют пресладкую песнь: «Аллилуия! ибо воца­рился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо насту­пил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр 19:6—7).    Также видим и слышим здесь, сколь при­ятно и радостно торжествуют люди над по­бежденными врагами своими, от которых много напастей и бедствий претерпели. А там избранные Божии будут во веки торжество­вать над врагами своими, смертью и адом, петь победную песнь и в радости духа воскли­цать, «тогда сбудется слово написанное: погло­щена смерть победою. Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даро­вавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор 15:54—55, 57)!    Ничто так здесь людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собой иметь. Бесспорна эта истина у всех, не только у хри­стиан, но и у язычников, все того желают и ищут. Там будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, пото­му что все будут совершенно друг друга лю­бить и все одного хотеть, чего один Отец Не­бесный хочет, и не хотеть, чего Он не хочет. Тогда исполнится совершенно воля Небесно­го Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Такой мертвец телом живет, но душою умер, как о вдовице сластолюбивой говорит апостол: «заживо умерла» ( 1Тим 5:6 ). Такого мертвеца Божия благодать как через внешнее Божие Слово, так и внутри, в совести вопия, ударяет: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). Эта смерть тем бедственна, что ведет к еще более бедственной вечной смерти, поглощенный которой человек вовеки не увидит жизни. «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Но как смерть, так и жизнь трояка. Первая – телесная, когда душа вместе с телом пребывает. Сия жизнь так же, как и смерть телесная, общая для всех праведных и грешных. Вторая жизнь – духовная, которую соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от Святого Бога отлучает (см. Ис.59:2 ), и так умерщвляет, так вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Ибо как вещи, к свету, например, к солнцу или светильнику приблизившиеся, принимают в себя свет и освещаются, так душа, верою к Богу приблизившаяся, принимает от Него свет и жизнь, и так просвещается и оживляется от присносущного Света и Жизни. Третья жизнь есть жизнь вечная, преддверие к которой есть вышеописанная духовная жизнь. Ибо никто не войдет в вечную жизнь, если от мертвых дел не воскреснет ныне. Ибо «вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ). Итак, человеку надобно непременно сначала здесь восстать, верою Христовою оживиться, и так отворится ему дверь к вечной жизни. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» ( Откр.20:6 ). «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин5:12 ). § 388. Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся ( Пс.50:7 ), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Ибо Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010