И в руке его острый серп. Некогда «вышел сеятель сеять» – это о первом пришествии Христа. Теперь же – Суд, жатва. «Жатва есть кончина века» ( Мф. 13:39 ). Некогда Господь говорил ученикам: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:38 ). Теперь же Он грядет с острым серпом в руке Своей. Откр.14:15 И вышел другой Ангел из храма (имеется в виду небесный храм, уже ранее виденный Иоанном – Г. Ф.) и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Ангельские силы взывают ко Христу: пусти серп твой и пожни , начни Свой праведный Суд, раздели верных от неверных, воздай каждому по делам его, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела . Когда колос созрел, то он требует, чтобы его пожали и убрали в житницу. «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» ( Ин. 4:35 ). Ангел, взирая на все происходящее на земле, да и получив, видимо, особое указание от Бога, видит, что мир созрел, все готово. Созрело человечество в своих грехах и беззакониях. Это уже не младенческие грехи, это – зрелые плоды лукавого. Дальше – некуда! Зрелый колос гнется к земле. Созрела и Церковь Божия «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). Небесным светом сияют мученики и подвижники последнего времени, отсеяны все полуверные через сито гонений антихриста. Говорит небесный Жених Своей невесте-Церкви: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди...» ( Песн. 4:7 ). «И Дух и невеста говорят: прииди!» (22,17) своему небесному Жениху. Взывает ангел: пусти серп твой и пожни, жатва на земле созрела. Откр.14:16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Видел это и древний пророк Иоиль: «Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... близок день Господень к долине суда» ( Иоил. 3:12–14 ). И поверг сидящий на облаке , т. е. Христос, «ибо Отец... весь Суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ) серп свой на землю, и земля была пожата. Серп Страшного суда повергнут на землю . Жнецы-ангелы ( Мф. 13:39–43 ) приступили к совершению жатвы. Собраны праведные, отделены беззаконные – и земля была пожата . ...Осенний ветер уныло завывает над пустыми полями, Пшеница – в житницах, плевелы – в огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Позднее Господь сказал Своему пророку: «Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» ( Исх.11:5 ). И ниже «сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» ( Исх.13:1, 2 ). В Евангелии говорится, как Дева Мария «родила Сына Своего первенца» и наречено было «Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ). После распятия «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «Но вы приступили к горе Сиону... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). В Откровении Иоанна Богослова говорится, что Христос «есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных» ( Откр.1:5 ). Ниже о первенцах говорится: «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Первенец рождён первым, причём, не вдовой, «а вышедшей замуж девицей» 78 . Он обладает правом первородства – это «посвящение Господу ( Исх.22:29 ), особенное достоинство по самому первородству ( Быт.49:3 ), двойная часть из отцовского имущества ( Втор.21:17 ) и – в царском семействе – наследие престола по смерти отца ( 2Пар.21:3 ). Старший сын, во время отсутствия отца, был его представителем в доме» 79 . Первенец посвящался Богу. «Посвящение Богу первенцев состояло в том, что перворожденного мужского пола приносили в храм, и здесь он был представляем пред Господом... для выкупа 5 сиклями серебра... Согласно этому, и Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалим» 80 , во храм Соломонов. Этому событию в православном Месяцеслове посвящён праздник Сретения, когда Богомладенца Христа принесли в Иерусалимский храм. В каноне праздника читаем: «Перворожден из Отца прежде век, Перворожден Младенец из Девы нетленныя» 81 . В последнем ирмосе канона прославляем Бога: «Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Откр. 3:19). Более мягко или более сурово, но Бог возвратит Свое дитя на путь спасения. Поэтому не только когда совершается покаяние, но и для того, чтобы оно совершалось, необходимо милосердие Божие. Иначе Апостол не говорил бы о некоторых: " не даст ли им Бог покаяния " (2 Тим. 2:25). И когда Петр горько заплакал, перед этим, как говорит евангелист, " Взглянул на него Господь " (Лк 22:61) (бл. Августин. Энхиридион, гл.82). Если же человек пребывает в явном грехе и прекрасно себя чувствует, не подвергаясь обличениям Божиим, то он, увы, просто не является верующим, и обетование о прощении грехов к нему не относится. Можно сразу утешить человека, который испытывает подавленность и тревогу из-за своих грехов и сомневается, принят ли он на самом деле Богом. Сама эта подавленность и тревога свидетельствует о том, что принят: Бог обличает и наказывает именно тех, кого признает Своими (Евр. 12:6). Как еще говорит Апостол: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10). Итак, одно из обетований, которые нам даны во Христе, — это обетование о прощении грехов. Бог еще будет обличать нас и наказывать (Откр. 3:19), чтобы направить на пути правды (Пс. 22:3), но уже никогда не проклянет и не отвергнет. Все его наказания в отношении верующих могут носить только воспитательный, но никоим образом не карательный характер. Мы не должны (и не можем) искупать свои грехи собственными силами или пытаться что-то добавить к искуплению, совершенному Христом. Усердные покаянные молитвы, посты, несение эпитимии — не средства " смягчить " Бога и уж тем более не средство " заработать " или " стяжать " прощение, но средство воспитания и дисциплины, которые должны укрепить верующего и помочь ему в дальнейшем избегать греха. На мой взгляд, опасность, которой может подвергнуться кающийся, — незаметная подмена веры в крестную жертву Христа верой в свои собственные покаянные подвиги. Когда человек думает: " умилостивил ли я Бога тем покаянием, которое принес? " — он забывает о том, что есть только одно умилостивление за грехи наши — Иисус Христос (1 Ин. 2:2). Если дьявол предъявит мне мои грехи, а я скажу, что принес в них покаяние, то он просто посмеется надо мной — что значит мое " покаяние " по сравнению с глубиной, тяжестью и многочисленностью моих грехов? Но если я скажу, что Христос умер за мои грехи, то враг принужден будет бежать, ибо что значат все мои грехи по сравнению с крестной жертвой Сына Божия? Итак, тот, кто верует во Христа, уже полностью прощен и принят Богом: Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию (Рим. 15:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но в Откр.20:14 говорится, что под второй смертью имеется в виду не само «озеро огненное», а то, что «смерть и ад повержены в озеро огненное». Поэтому такое понимание Свидетелями Иеговы является неверным. «Очевидно, что это то же, что геенна, о которой говорил Иисус,– место, где нечестивцы не мучаются вечно, а навсегда уничтожаются ( Мф.10:28 ). Это полное, окончательное уничтожение без надежды на воскресение». (абзац 28). В Мф.10:28 используется слово απολεσαι производное от απολλυμι: «бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить [απολεσαι] в геенне». Но слово απολλυμι, кроме значений: губить, уничтожать, истреблять, разрушать и предавать смерти, также зачастую в Новом Завете имеет и значение потери ценностей: терять, погибать, потеряться, пропадать. Это прекрасно видно в других стихах Нового Завета где это слово употребляется: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим [απολωλοτα] овцам дома Израилева». ( Мф.15:24 ); «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут [απολλυται]; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». ( Марк 2:22 ); «кто из вас, имея сто овец и потеряв [απολεσας] одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею [απολωλος], пока не найдет ее?» ( Лк.15:4 ). Очевидно, что в этих и других стихах это же греческое слово имеет другой смысловой оттенок, поэтому всегда необходимо учитывать общий фон новозаветных Писаний. А воздаяние нечестивым в Библии нигде не отменяется. «О Дьяволе, а также о звере и лжепророке Иоанн нам говорит: «И будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Что это может означать? Как уже говорилось, нелогично полагать, что символы, такие, как зверь и лжепророк, а также гадес, могут в буквальном смысле испытывать мучения». (абзац 29). Неверность такого логического рассуждения очевидна, так как «зверь и лжепророк» не являются символами, но эпитетами реальных демонических личностей или же систем, а по отношению к «гадесу» и «смерти» не может и не применяется понятие мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

…вестник и глашатай света великого дня… – мотив функционирования светил в роли вестников и глашатаев имеет много параллелей в египетской литературе. ...разверзлось небо… – Ср. Мк. 1:10 : «Тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса». …свет неизглаголанный… – Ср. в раннехристианском «Послании к эфесянам» Игнатия Антиохийского : «Звезда в небе просияла (…) и свет ее был неизглаголанный» (19, 2). …человек с небеси… – По-видимому, более древний вариант текста; более поздний – «ангел» или «божественный ангел». Стратиарх – военачальник. Архистратиг над всем воинством Всевышнего – Титул «архистратиг» (букв. «верховный военачальник») прилагался уже в позднеиудейской грекоязычной литературе и затем у христиан к архангелу Михаилу, кстати игравшему очень важную роль в коптских представлениях. …лик его был как молния, и очи его как блистание солнца, и власы главы его как пламень огненный, и руки и ноги его как железо, в пещи раскаленное… – Природа ангелов – … огненная (ср. Пс. 103:4 : «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий»). Ср. явление Сына Человеческого (т.е. Христа во славе), как оно описано Откр. 1:14–15 : «И очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи». …водой живою… – Так называлась родниковая вода в противоположность воде из цистерны. Раннехристианские тексты требуют, чтобы только «живая» вода употреблялась для таинства крещения. Глава 15 …глава твоя как главы юноши. – Мистический смысл этих слов связан с представлениями, по которым инициация претворяет саму природу человека, на каком-то уровне преодолевая различие пола. Ср. Гал. 3:28 : «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». В коптском гностическом «Евангелии от Фомы» говорится: «Всякая жена, которая мужем сотворит себя, войдет в Царствие Небесное» (114); «если вы сотворите мужчину и женщину единым, так, что мужчина не будет мужчиною и женщина не будет женщиною (…) тогда войдете вы 4 » (22). …вписано имя твое в книгу жизни и не изгладится вовек. – Ср. Пс. 68:29 : «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся»; Откр. 3:5 : «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

О бедный человек! В какое ты состояние пришел, согрешив перед Господом и Создателем своим, послушав совета лукавого врага своего! О, создание Божие высокопочтенное, создание, образом Божиим и подобием удобренное, в какую подлость и гнусность впало! Где твоя первозданная красота и благолепие? Где твоя святость, чистота, правда и непорочность? Где твой Божественный свет, который душу и разум твой просвещал? Где твое блаженство богоподобное, которое Создатель твой в начале тебе даровал? Все это отошло от тебя! Всего этого лишил тебя грех твой. Лишил блаженства, и вверг во всяческое бедствие и окаянство. Лишил света прелюбезного, и вверг в пагубную тьму. Лишил Божественного образа и подобия, и изобразил животное безобразие. Был ты создан по образу и подобию Божию, но сделался безобразен и подобен животному. Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им (Пс. 48:13, 21). Был свободен, но сделался пленником; был свят и чист, но сделался оскверненным и мерзким. Был доброобразен и светел, но остался безобразен и темен. Был храмом Святого Духа, но стал жилищем нечистых духов. О лютое падение! О пренесчастливые перемены! Люто то время, день и час, в который человек лукавого змииного совета послушал и заповедь Создателя своего преступил! Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Прекратилась радость сердец наших; обратился в плач лик наш. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего-то смутилось сердце наше; от сего померкли глаза наши (Плач. 5:1,15–17). Бедный человек, ты, который крестился во имя Святой Троицы и имя свое записал Иисусу Христу Сыну Божию! Смотри, какая мерзость в сердце человеческом кроется! Что тебе пользы, что ты имя Божие исповедуешь и часто взываешь: «Господи! Господи!», а злой и скотский нрав в себе имеешь? Как может имеющий такую нечистоту войти в царствие Божие, если от всего сердца к Богу не обратится и истинным покаянием, сокрушением сердца, теплыми слезами и благодатью Святого Духа не обновится? А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:15). И не войдет в него ничто нечистое (Откр. 21:27). Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду (Пс. 105:4–6). 71. Обращение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Объяснение. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь Пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник, во время земной жизни Своей, избрал Себе помощников-апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и друг.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . Откр.1:20 . «Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Объяснение. Под ангелами церквей нельзя разуметь никого иного, кроме епископов, почему и говорится дальше: «ангелу Ефесской церкви напиши... ты много переносил... ты ниспал... покайся»: Откр.2:1–5 и проч. Всё это не приложимо к блаженным духам, называемым ангелами в собственном смысле, а приложимо только к человеческим предстоятелям церквей или епископам, как, напр.: Тит.1:5 ; 1Тим.5:22 . Существование таких предстоятелей в век апостольский совершенно опровергает еретическое учение о всеобщем равенстве членов Церкви: 2Тим.2:20 ; Еф.4:11–14 . Исх.19:5–6 . «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Объяснение. Хотя Бог чрез Моисея и говорил народу Израильскому, что они будут называться царством священников, когда будут соблюдать завет Божий, однако и в ветхом завете было особое, Самим Богом установленное на все время ветх. завета священство: Исх.40:12:15 ; срав. Лев.8 гл. и др. Отправление известных религиозных обязанностей всецело принадлежало только законно постановленной, богоучреждённой иерархии. Царь Озия был наказан проказой за самовольное вхождение во святилище и воскурение фимиама на алтаре кадильном, что имели право делать только священники: 2Пар.26:16–23 . А Корей, Дафан и Авирон, самовольно избранные взбунтовавшимся обществом для священнослужения, были поглощены со всеми бунтовщиками и их семействами разверзшейся землёй: Чис.16:3–5:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Это чистое священное, церковное предание сохранилось, как совершенно согласное со всем духом и смыслом Священного Писания , и незыблемо утверждено в Церкви Христовой в каждогодних праздничных воспоминаниях 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), 21 ноября (Введение Ее во храм) и 15 августа (Успение). 5. Почитение святых, как основание почитания Девы Марии Почитание Пресвятой Девы Марии имеет общее основание с почитанием всех святых и занимает только первое место в этом почитании. Небесная жизнь святых Это общее основание состоит прежде всего в том факте, свидетельствуемом Словом Божиим, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ), то есть мертвых у Бога совсем нет. Смерть есть только разлучение души с телом и жизнь души, оживлявшей и оставившей тело, сохраняется в Боге. В святые души, достигшие сейчас же после смерти «первого воскресения» ( Откр.20:5 ), то есть блаженства жизни вечной еще до второго воскресения, воскресения тел, «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Святые души и Ангелы на небесах, как подлинно живые, все слышат, все видят, что происходит на земле, сорадуются, сострадают, молятся, просят за мир, предстательствуют. «Авраам, отец ваш, – говорит Спаситель, – рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Он увидел наше спасение. Но святые люди на небесах и именно «души убиенных за слово Божие» скорбят о торжестве неправды на земле и жаждут победы истины и суда Божия, молясь: «доколе, Владыко, Святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ). Ангелы глубоко сострадают людям в их страданиях и молятся за судьбу целых народов. «Ангел Господень сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды»... ( Зах.1:12 ). Исполненный сам милосердия к людям, ангел молится о милосердии Божием. Как драгоценна каждая душа человеческая для чутко любящих Ангелов видно из того, что на небесах «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном кающемся грешнике» ( Лк.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010