В XVII столетии отступничество от св. соборной, апостольской Церкви восторжествовало после ожесточенной войны между католиками и протестантами. Эта победа протестантства вместе с той, которую иезуиты одержали над православием в пределах бывшей Польши и еще той, которую одержали русские расколо-учители в привлечении на свою сторону слепотствующего народа, может быть названа началом конца. В Откровении св. Иоанна этому началу последних времен соответствует снятие первой печати с книги судеб, про которую Иоанн говорит так: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, писанную внутри 15 и отвне, 16 запечатанную семью печатями. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землей, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» ( Откр. 5:1, 3 ). Когда Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов 17 и семь очей взял книгу из рук Сидящего на престоле (т.е. принял от Отца власть судить живых и мертвых, «ибо Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ), тогда имеющие судить мир вместе с Агнцем двадцать четыре старца (пророки и апостолы Агнца) пали пред Ним и принесли Ему молитвы святых, молитвы благодарения за совершенное Им искупление рода человеческого. В этом славословии старцев и в молитвах святых принимали участие Ангелы и число их было тьмы тем, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, слышал я (повествует св. Иоанн), говорило: Сидящему на престоле Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5:8–14 ). Херувимы ответили: «Аминь», а старцы-судьи «пали и поклонились Живущему во веки веков» ( Откр. 5:14 ). И вот, когда в горнем мире совершилось прославление Агнца, закланного от сложения мира, в мире дольнем, на земле, начиналось развенчивание Его суетными мудрецами века сего, усмотревшими мнимые недостатки божественности в делах Его, а также недостатки правды в святейшей невесте Его – св. Церкви, основанной Им Самим на предании св. Апостолов и пророков для водворения и утверждения на грешной земле истины и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

11-12). Бог дал Ездре услышать «голос говорящий, и шум его, как шум вод многих» (3 Езд 6. 17; ср.: Откр 1. 15), а затем поведал ему о бедствиях людей перед последним судом: «...книги раскроются» (3 Езд 6. 20; ср.: Откр 20. 12), «засеянные поля внезапно явятся как незасеянные» (3 Езд 6. 22). Люди ужаснутся, услышав, как «вострубит труба с шумом» (3 Езд 6. 23; ср.: 1 Фес 4. 16; Откр 8-9), и всякий, кто после этого «останется в живых, сам спасется и увидит спасение Мое» (3 Езд 6. 25). Затем наступит новая эра бытия, «зло истребится» и «явится истина», а «сердце живущих» изменится (3 Езд 6. 26-28). Видение опять завершается призывом к Ездре поститься и молиться 7 дней, что является условием продолжения божественных откровений о будущем (3 Езд 6. 31). Речь, к-рую Ездра обращает к Богу после очередной седмицы поста, посвящена все той же проблеме - судьбе израильского народа. Ездра подробно вспоминает сотворение мира: явление света «из сокровищниц» Божиих (3 Езд 6. 40), разделение вод и утверждение тверди (3 Езд 6. 41), основание суши, появление плодов и «многоразличных приятностей для вкуса» (concupiscenmia gustus multiformis - 3 Езд 6. 44), создание для человека солнца и луны (3 Езд 6. 45), изведение из воды и возникновение на земле животных для прославления дивных дел Божиих (3 Езд 6. 48, 53). Самым значительным деянием Бога было сотворение Адама, которого Он «поставил властелином над всеми... тварями» (3 Езд 6. 54). Все мироздание предназначено для Адама, а через него - и для избранного народа. Ездра снова повторяет свой вопрос о бедствии Израиля и о благополучной судьбе нечестивых народов: «Мы... народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их». В этом случае, по мнению Ездры, дело сотворения мира теряет смысл: «Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия?» (3 Езд 6. 58-59). По окончании этой речи Ездра был удостоен 3-го видения, начавшегося с явления ангела (по-видимому, это был опять Уриил - 3 Езд 7.

http://pravenc.ru/text/189579.html

В Откровении Иоанна Богослова «древо жизни» — символ обетованной вечной жизни: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). В откровении Иоанну предстает Новый Иерусалим — город, «куда не войдет ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи» ( Откр.21:27 ), «среди улицы его… древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов… Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» ( Откр.22:2, 14 ). Древо познания ДРЕВО ПОЗНАНИЯ [ДОБРА И ЗЛА]: ДРЕВО ЖИЗНИ Входит составной частью в выражение «вкусить от древа познания», имеющее узко определенный смысл — «овладеть знаниями», «стать умудренным» в чем- либо. Дух и буква закона ДУХ И БУКВА ЗАКОНА см. также МЕРТВАЯ БУКВА Выражение указывает на двоякое отношение к каким-либо законам (правилам, предписаниям), которое может быть или формальным, соблюдающим букву и пренебрегающим сутью, или же сохраняющим верность духу. Многие из принявших христианство иудеев настаивали на необходимости исполнения христианами из язычников ритуала обрезания. Обращаясь к ним, апостол Павел говорит: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую… Вот, ты называешь себя Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:14–23, 25–29 , ср. Гал.5:1–15 ). Е Ева

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Однако и в применении к этому гонению последних дней мы опять-таки не можем согласиться с тем способом освобождения от него Богом исповедников Своих – филадельфийцев, какой указан был перед этим св. Андреем как «разрешение их от сей жизни», т. е., очевидно, смерть их до наступления той ужасающей годины. Но если бы дело обстояло так, то, очевидно, никто бы не мог погубить в эту пору венца их терпения, а равно неуместным был здесь и приводимый св. Андреем Кесарийским призыв – «хранить сокровище веры нерасхищенным», в коем он передает смысл слов Господа: Держи, еже имаши... се, гряду скоро. Нет, по смыслу всей речи Господа к церкви Филадельфийской, оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад Он Сам обещает на самую ту пору, уже и по наступлении годины испытаний, а как, об этом речь будет ниже – там, когда перейдем мы к протолкованию самых глав об эпохе антихристовой. 12–13. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Проф. Жданов, ссылаясь на другие места Апокалипсиса, где речь идет не о земном храме, в каком бы значении мы ни понимали последний, а о храме небесном, духовном, – месте обитания Бога и особенного проявления славы Его (см.: Откр.7:10–12, 14 ; ср.: 11:19; 14, 15. 17-я и др. главы), подводит под такое понятие и данные слова о храме в обращении Иисуса Христа к филадельфийцам. Таким образом, говорит он, «для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, т. е. блаженной смерти его (ср.: Откр. 2:10 ), и обнимет период тысячелетнего пребывания со Христом 132 – до окончательного вечного упокоения в Небесном Иерусалиме» 133 , о котором сказано, что храма уже не будет в нем, ибо Господь Бог Вседержитель будет храмом его, и Агнец ( Откр.21:22 ). Но, отнюдь не отрицая той, верной самой по себе, мысли, что праведные прямо по смерти телесной входят в Церковь Небесную, нужно признать совершенно произвольным такое объединение тех и других упоминаний о храме, резко различающихся между собой и по месту в книге, Апокалипсисе, и по ближайшему контексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: аллилуйя! (См. Откр. 19:1, 3, 4, 6). В этот город не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21:27). А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:15). Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле. Там они обители свои имеют, уготованные им Иисусом Христом, Искупителем их. Туда они душевные свои очи и воздыхания возводят из своего странствования. Поскольку в этот град не войдет ничто скверное, как мы выше видели, очистим себя, возлюбленный христианин, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием, по увещеванию апостольскому (2 Кор. 7:1). И да будем мы гражданами этого пресветлого города, и, уйдя из этого мира, удостоимся войти в него, благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь. 28. Обед или вечеря   Как видим, бывает в этом мире так, что какой-то знатный и богатый человек собирает богатую и знатную вечерю или обед и зовет на тот обед многих людей. Так и Бог, Царь Небесный, сотворил вечного блаженства великую вечерю, всякого неизреченного утешения, наслаждения, радости и веселья исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию. Всех, говорю: славных и бесславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных, и всякого пола, звания и чина людей. Звал через пророков, звал через Единородного Сына Своего, звал через святых апостолов. Зовет и ныне через проповедников слова Своего, пастырей и учителей: идите, ибо уже все готово (Лк. 14:17). Возлюбленный христианин! Богу благодарение, и мы, недостойные, позваны Человеколюбцем Богом к той великой вечере. Примем благодарно эту милость Царя Небесного к нам и поспешим с радостью на эту святую и пресладкую вечерю. Там мы увидим Царя Небесного лицом к лицу (1 Кор. 13:12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангелов и Архангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» ( Ис.24:4–6 ). Следует заметить, что о неизбежности конца мировой истории человечества говорят не только книги христианских Священных Писаний, но и последние данные мировой статистики. Сюда будут относиться: 1)     Непрекращающийся рост населения земли, теперь уже с достаточно густым населением пространства суши, пригодной для обитания человека. 2)     Истощение необходимых для людей ресурсов как питания, так и всех полезных ископаемых, необходимых для поддержания жизни человечества. 3)     Быстро прогрессирующее отравление промышленными отбросами и газами земной атмосферы и всех водных ресурсов – рек, озер, морей и океанов. Последнее ведет к истощению рыбных запасов, необходимых для питания людей. Следует заметить, вместе с тем, что наука неопровержимо доказала, что в неизмеримой вселенной Земля является ее центром, и все звезды удаляются от нее, как от центра. Это было констатировано астрономией на основании наблюдения так называемого красного смещения спектра всех звезд. Иначе говоря, наука доказала истину библейского утверждения, что Божье творение во вселенной началось с Земли (вместе с Солнцем и другими планетами солнечной системы). 22. Великая блудница – Вавилон (Откр. 17:1–18, 18:1–24, 19:1–4) Я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. ( Откр. 17:1–2 ) Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы,и племена и языки. ( Откр. 17:15 ) Заканчивая описание семи последних язв, Откровение переносит взор ясновидца к новой трагической картине – суду над великой блудницей. Не надо удивляться, что именно здесь вскрывается этот отвратительный образ изменницы. Тайна ее беззакония искусно маскировалась на протяжении веков, но в эпоху антихриста ее нечестие достигнет своего апогея. Тогда с нее будет сорвана маска и станет очевидной измена той, которая по своему призванию должна была бы стать невестой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Следствием брани антихриста против Христовой церкви будет то, что он успеет между многими, любве истины не приявшими, распространить свое учение, возгосподствует не только над умами и сердцами нечестивых, но и составит из этих последних внешнее общество, которое признает его своею главою и станет соблюдать его требования, – свое внешнее царство, противоположное святому граду ( Откр.20:7 ). III. Однако как ни велики будут сила и власть антихриста и жестока брань против церкви Христовой, врата адовы не одолеют церкви Христовой ( Мф.16:18 ). Церковь пребудет непоколебимой до самой кончины мира и второго пришествия Христова; христианское богослужение и важнейшая часть последнего – принесение евхаристической жертвы не прекратятся до скончания века, до второго пришествия Христова ( 1Кор.11:26 ), следовательно, и во все время царствования антихриста, потому что будут пребывать с церковью во все дни до скончания века и Христос Спаситель и Дух Святый. В те дни великой скорби будут избранные, и, что особенно важно, переживут это время: избранных ради и сократятся те дни ( Мф.24:22 ; сн. 30–31; Мк.13:27 ). Пагубные действия антихриста простираться будут собственно на погибающих, на тех, которые любве истины не прияша, во еже спастися им ( 2Сол 2, 10 ). Погибающие эти погибнут, конечно, не по определению Божию, а потому, что они одного духа с антихристом, т. е. суть отпадшие от Бога и Господа Иисуса. Верным явлена будет во дни антихриста и особенная помощь Божия. Тогда, открывает ап. Иоанн, будут посланы на землю два свидетеля-пророка, и они будут пророчествовать 1260 дней, будут облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом на земле. Они будут совершать великие чудеса. Но зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, убьет их и трупы их оставит на улице великого города, но после трех дней с половиной войдет в них дух жизни и они вознесутся на небо ( Откр.11:3–12 ). Они будут отвлекать людей от обольщения антихристова, проповедовать имеющее быть с небес пришествие Христово. Один из этих свидетелей ясно указан в Писании; это – пророк Илия ( Мал.4:5–4 ; ср. Мф.17:10–11 ; Мк.9:11–12 ; Лк.1:17 ). Другим свидетелем древнее предание церкви называет Еноха. По другому видению ап. Иоанна, на защиту не поклоняющихся зверю семь ангелов с семью язвами будут изливать гнев Божий на нечестие людей ( Откр.15 и 16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1). Свт. Тихон Задонский: «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти” (Откр. 20:6)» («Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” (Ин. 5:29). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» («Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5). Сщмч. Фаддей (Успенский): «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1:29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой (Ин. 16:22)! Это – “воскресение первое”, духовное (Откр. 20:5), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).

http://bogoslov.ru/article/3411129

Объясн. Уготовано тем, кому будет сказано на страшном суде: приидите, благословенные... Мф.25:34 , и кто будет веровать и креститься: Мк.16:16 ; Ин.12:48 . Ин.10:28 . «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Объясн. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36 , и исполняет всё повеленное Им: Ин.10:15 . Не может иметь этой жизни тот, кто хотя быть может и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17 , и ослушником Господа: Лк.10:16 . Рим.6:22–23 . «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Смерть называется возмездием за грех: Рим.5:12 , следовательно, чем-то заслуженным; тогда как вечная жизнь, следствие святости, есть не награда заслуженная, а дарование Божие: Еф.2:8 . Вслед за Иисусом Христом, прошедшим путём новым и вошедшим во внутреннее за завесу: Евр.6:18–19 , идут туда все уверовавшие в Него и пребывавшие верными законам веры, которые Сам Он установил: Ин.12:26 ; Лк.10:16 . Евр.2:9 . «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Объясн. Хотя и не все люди принадлежат к числу верующих в Иисуса Христа: Ин.5:40 , но Он умер за всех, чтобы все люди, когда (если) уверуют и крестятся: Мк.16:16 , получили жизнь вечную: Евр.3:14–15 . Откр.22:17 . «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Объясн. «Невеста» – Церковь , и в ней Дух взывает в сердцах наших: Авва Отче: Рим.8:15 , и призывает пришествие Единородного Сына Божия. И всякий верующий, слыша, чему научен, молится Богу и Отцу: Да приидет Царствие Твое. Жаждущий пусть приходит. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретённым: Откр.21:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, внимай сему, возлюбленный христианин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сердцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доброе дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благодать Духа Святого, там «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Давид святой, когда вопросил Господа: «Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» – такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: «Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего», и прочее ( Пс.14:1–2 и след.), – что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Церковь святая, Кровью Христовою омытая и освященная (см. Тим.3:15); гора святая есть небо; горний Сион – вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: «оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писания, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим 3:23 ). Один Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр 2:22 ). Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправдания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда будет верен до смерти ( Откр.2:10 ), вселится во святую гору Божию. Такой показывает веру свою от дел своих ( Иак.2:18 ); такой бодрствует и хранит «одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» ( Откр.16:15 ); такие люди – земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и «иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф.13:23 ; Лк.8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010