Вопрос: У меня к вам вопрос по поводу написанного в Откровении: " а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. " (Откр.,20:10). Кто такие зверь и лжепророк? Это три разных лица – есть дьявол, есть зверь, а есть и лжепророк? В чем между ними разница? Где можно найти более-менее доступное простому читателю толкование Откровения? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Речь идет о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло. 1. Диавол (греч. диаболос – клеветник, подстрекатель) – главный падший ангел, увлекший за собой множество других. Он – основной враг Бога, Его Царства и человеческого рода. В священных ветхозаветных текстах диавол чаще всего называется сатаной (евр. сатан – противник). В святом Евангелии упоминается и под другими именами: Вельзевул (Лук.11,15), Велиар (2Кор. 6,15), князь мира сего (Ин.12,31), князь, господствующий в воздухе (Еф.2,2), врагом (греч. эхтрос) в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24-30). В Священном Писании к диаволу применяется еще одно наименование – искуситель (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес.3,5), ибо он прибегает к хитрости и лести, чтобы увести человека от Бога и погубить. В Откровении диавол назван драконом и древним змием (Откр.12,9;20,2). 2. Упоминаемый в последней библейской книге зверь является апокалипсическим образом, который экзегеты отождествляют с антихристом – человеком беззакония, сыном погибели, который явится в конце времен. Это будет не сатана, принявший плоть, не демон, а человек. Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Тайнозритель Иоанн видит его выходящим из моря (Откр.13,1). Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. При первом и втором толковании ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс.2,9-10).

http://pravoslavie.ru/6714.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Книга Жизни – символический образ, отражающий знание Божие относительно тех, кто достигнет Спасения и наследует Царство Божие; неоднократно представлен в Священном Писании ( Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8 ; Откр.20:12-15 ; Откр.21:27 и др.). Откуда взялось такое понятие как Книга Жизни? Символические представления о некой небесной книге (или книгах), существующей у Бога от вечности, нашли свое отражение еще в Ветхом Завете (ср. Исх.32:32 ; Дан.12:1 ). При этом даже если она  прямо не называется там Книгой Жизни, из контекста бывает видно, что в нее включены люди, принадлежащие народу Божию. Как считают некоторые исследователи, такое представление могло быть связано, с практикой формирования, например, еврейских списков родословий, из которых вычеркивались имена умерших. В целом же, в Ветхом Завете содержится немало примеров, в которых указывается, что книги важны для сохранения памяти о том или ином событии (ср. Исх.17:14 ). В античных греко-римских литературных памятниках также можно найти представление о книгах судеб и людских деяний. В древней Церкви книгами жизни назывались книги, куда записывали имена всех членов прихода, христиан. Своего рода книгами жизни можно считать сегодня и церковные книги, где записываются имена крещеных православных христиан, там также могут указываться дата Крещения, имена крестных. «Книга Жизни» действительно существует или это только символ? Все толкователи сходятся в одном: Тот, кто верует в Иисуса Христа, любит Его, молится Ему, следует Его заповедям, тот движется по пути Спасения – делает себя записанным в Книгу Жизни, его имя записывается или «записывается» на Небесах. Записываются ли в Книгу Жизни наши дела, слова, мысли? Имея в виду, что Книга Жизни есть знание Божье об имеющих желание спастись, то, конечно же, понимаем, что знание это связано со знанием об их мыслях, поступках, делах, поведении и пр. Ничто не сокрыто от Бога: ни поступки, ни слова, ни мысли. В Священном Писании говорится: «Боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”» ( Мал.3:16 ). При этом пророк Неемия указывает, что и дела человека тоже записаны у Бога: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!» ( Неем.13:14 ). Из 55-го псалма можно понять, что также записываются и обстоятельства жизни человка: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?» ( Пс.55:9 ).   Отмечены ли в Книге Жизни имена грешников?    

http://azbyka.ru/kniga-zhizni

Вопрос: Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon – знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos – обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста. Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

http://pravoslavie.ru/6280.html

Ревность Христос – образец ревности: Ревность по доме Твоем снедает Меня ( Пс.68:9 ). Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:12–13 ). Увещание к ревности: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите ( Рим.12:11 ). Будь ревностен ( Откр.3:19 ). Мы должны иметь ревность а) в искании спасения: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут ( Лк.13:24 ); б) в делах благочестия: Упражняй себя в благочестии… О сем заботься, в сем пребывай ( 1Тим.4:7,15 ); в) делая добро: Хорошо ревновать в добром всегда ( Гал.4:18 ). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:14 ). Напоминай быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ); г) для борьбы за веру: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ). Подвизайтесь добрым подвигом веры ( 1Тим.6:12 ). Я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым ( Иуд.1:3 ); д) в молитве: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); е) чтобы угодить Богу: Ревностно стараемся мы быть Ему угодными ( 2Кор.5:9 ); ж) для назидания и спасения других: Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение ( Рим.10:1 ). Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе ( Кол.4:12–13 ). Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ( 1Кор.14:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ангелы Ангелы а) сотворены Богом: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Им создано все: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ); б) составляют воинство небесное: явившийся Иисусу Навину с мечом, на вопрос: кто он? отвечал: Я вождь воинства Господня ( Нав.5:14 ). Михей сказал: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ); в) суть служебные духи Божии: Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих ( Пс.90:11 ). Благословите Господа все воинства Его, служители Его ( Пс.102:21 ). Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? ( Евр.1:14 ); г) повинуются воле Божией: Благословите Господа [все] ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его ( Пс.102:20 ); д) исполняют суды Божии: Послал Господь язву на Израильтян… И простер ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его, но Господь пожалел о бедствии и сказал ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку свою ( 2Цар.24:15–16 ). Послал Господь ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского ( 2Пар.32:21 ). Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал славы Богу ( Деян.12:21 ). Услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю ( Откр.16:7 ); е) возвещают волю Божию: Ангелы сказали Лоту: мы истребим сие место [Содом], потому что велик вопль на жителей его ко Господу, и Господь послал нас истребить его. Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города ( Быт.19:13–15 ). Я [Гавриил] пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена ( Дан.10:14 ). Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Встань… и иди в землю Израилеву ( Мф.2:13–20 ). Ангел Господень отворил двери темницы и, выведши апостолов, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни ( Деян.5:19–20 ). Ангел сказал Корнилию: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

15. Святой Дух наставляет людей на всяку истину (Ин. 16:13) Вот мирской кабинет светского ученого, вот он, муж ученый, окруженный книгами всякого рода, с глубокою думою на челе и гордым сознанием в сердце: «богат есмь и обогатихся», богат я книгами и пособиями всякого рода, богат я талантами и сведениями и потому " ничтоже более требую« ( Откр. 3:17 ). При таком мнении о себе, будет ли он просить помощи свыше? Но вот тесная келлия одинокого пустынника. Глаза его полны слез, грудь его вздымается от воздыханий сердечных, уста повторяют молитву: «окаянен аз, и беден, и нищ, и слеп, и наг, Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека! Да знаменается на мне свет лица Твоего, да в нем узрю свет неприступный! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в мя, наставь мя на всяку истину!» Как подобною молитвою не испросить у Господа Духа премудрости, Духа разума, Духа ведения? И вот чистое, просвещенное свыше око пустынных старцев видело мысли людей, прозирало в будущее, созерцало светлый мир добрых Ангелов, проникало и в темный мир духов злобы. Мы указали бы на преподобного Анувия, который подробно рассказывал мысли, желания и образ жизни посетителей, приходивщих к нему, который не раз видал Ангелов и демонов, видел и светлые обители рая и мрачные затворы ада («Чет.-Мин.» июня 5); указали бы на преподобного Нифонта, который видел, как души разлучаются с телами («Чет.-Мин.» декаб. 23); указали бы на преподобного Андрея, который видел в храме, как Матерь Божия молится за род человеческий («Чет.-Мин.» окт. 1); указали бы на преподобного Пахомия, который не знал греческого языка, но, при помощи свыше, вдруг стал понимать инока грека, пришедшего к нему, и отвечать ему на греческом языке («Чет.-Мин.» мая 15), или на преподобного Ора, который в пустыне читал, никогда не учившись читать («Чет.– Мин.» авг. 7); указали бы и на многих других, но не укажем потому, что таких примеров так много, что о них можно было бы написать целую книгу. Укажем только несколько современных нам примеров на это из жизни о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О христианском погребении усопших мая 2015 Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года ( журнал 30 ).  О христианском погребении усопших О христианском погребении усопших Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами. Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). " В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека " (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда " земля извергнет мертвецов " (Ис. 26:19) и " посеянное в тлении восстанет в нетлении " (1 Кор. 15:42). " Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его " (Еккл. 12:7), - говорит слово Божие. Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). " Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле " , - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-khristia...

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Икона святого благоверного Великого князя Александра Невского ЖМП 6 июнь 2021 /  20 июля 2020 г. 16:30 Моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих 12 ИЮНЯ 2021 ГОДА НАЧАЛИСЬ ЧЕТЫРЕ КРЕСТНЫХ ХОДА С МОЩАМИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПО ГОРОДАМ РОССИИ И БЕЛАРУСИ Миллионы верующих более 80 городов этих двух государств смогут молитвенно приложиться к мощам благоверного Александра Невского в год 800-летия со дня его рождения. Крестные ходы с частицами мощей князя пройдут от Бреста до Южно-Сахалинска, от Ленинградской области до Владикавказа. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира.  PDF-bepcuя. Нынешний символический акт почитания подвига угодника Божия образно связан с четырьмя сторонами света. Географический крест, который сотворят участники этих памятных мероприятий, призван осенить нашу землю и еще раз напомнить всем нам о духовных заветах благоверного князя.Вся его жизнь — это яркое свидетельство готовности стоять в правде Божией и верности Христу даже до смерти (Откр. 12, 11). Осознавая, что главная ценность человеческой жизни — это правая вера, дающая нам возможность пребывать со Христом, великий князь готов был скорее по образу Спасителя положить душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), нежели отступить от православной веры перед натиском нашедшего с Запада врага, стремившегося навязать покоренным племенам иное учение и иной взгляд на мир.Вместе с тем святой Александр Невский оставил нам замечательный образец богоданной мудрости, коей Господь наделяет только смиренных сердцем. Облеченный властью князь явил готовность склонить главу перед силой, пришедшей из восточных степей, ради блага Церкви, своей страны и людей ее. Он прекрасно осознавал, что этот враг менее опасен, поскольку не притязает на духовное сокровище народа — хранимую им полноту евангельской истины. И именно она даст нации возможность преодолеть все невзгоды и восстать из пепла после череды труднейших испытаний. Сегодня мы видим историческую правоту этой политики.

http://e-vestnik.ru/church/moshi_alexanr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010