T. 94. Io. Dam. De imag. I. 1261 A). Остальные образы создаются непосредственно людьми для получения, сохранения и передачи знаний о первообразах. Другими словами, допускается изображение практически всего универсума видимого нашими глазами. Св. Иоанн прямо говорит: «Естественно изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску» (Ibid. III. 24). Допускается изображать бестелесные «духовные существа» (ангелы, демоны, душа), которые запечатлеваются «сообразно их природе» в традиционных и свойственных им формах («как их видели достойные люди»). Особое внимание Отцы Церкви уделяли двум функциям религиозных изображений: психологической и догматической. Примеры, которых мы найдем ниже. 1-я сцена: явление Господа Иисуса Христа ап. Иоанну (Откр. 1, 9-20). Сам Господь Иисус Христос является апостолу и евангелисту Иоанну, который находится в ссылке на о. Патмос и диктует ему Апокалипсис (Откровения о последних судьбах Церкви и мира). Христос изображен на облаке во всей полноте своего совершенства, дабы Иоанн (как некогда Исайя - Ис. VI, 1-5) мог заимствовать чистоту помышлений от своего видения, во весь рост с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд (ангелов), символы епископов 7 церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Откровений в форме послания. Ниже сидит исступленный Иоанн, кресло его поднялось на воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен к Иисусу Христу. Вся обстановка созерцания убеждает нас, что Спаситель имея в виду означенные ассийские церкви, входящие в состав епархии ап. Иоанна, в то же время обращается ко всей Вселенской Церкви в семи проявлениях и моментах ее существования. Эти семь эпох новозаветной истории, о которых мы можем только догадываться, судя по наставлениям ассийским церквям, не имеют точной хронологии. Каждая эпоха выражает некоторый, в данное время преобладающий дух или тип, который не сразу и не одновременно возникает и не сразу изменяется. И в этом апокалипсические эпохи ничем не отличаются от иных эпох культурной или духовной жизни человечества. Например, мы не можем точной датой определить, когда закончилась античная культура, и когда началось и закончилось средневековье и т. д. Рис. 3. Первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата. На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов. Фото автора 2014 г. Надпись 1: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (Откр. 1, 9-13) Надпись 2: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (Откр. 4, 2-3) Надпись3: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (Откр. 6,2).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Об антихристе сказано, что будет «дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Христос проповедовал три с половиной года, и антихристу дан тот же срок. Бог дал возможность править ему в силу того, что люди отступили от своего Творца, не приняли путь истины. Поэтому Господь послал им духа лжи, чтобы верили лжи и были обличены в Судный День за то, что служили диаволу, а не Богу. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр. 13:6 ). Антихрист будет хулить Господа, Церковь – жилище Его, Ангелов и святых. Если кто-то хулит Церковь, то тем самым хулит и Бога. Когда мусульмане или иудеи хулят апостола Павла, то они делают это для того, чтобы хулить потом Христа: сначала богохульник атакует верного слугу, чтобы потом перейти на господина. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13:7 ). Антихрист будет воевать с православными, и они проиграют 96 – мы знаем об этом из Писания совершенно точно. Если вы услышите рассказы о том, что где-то параллельно будет существовать великое русское православное царство, 97 помните, что это коварная и страшная ложь. Слово Божие прямо говорит: антихрист будет воевать с православными и одолеет их. Никакой православный русский царь не победит зверя; все земные православные власти будут разрушены, а значит, православных людей во власти не останется перед концом мира, следовательно, у христиан не будет и защиты. Однако все Таинства Церкви сохранятся до конца мира, останутся в живых епископы, хотя они вынуждены будут уйти в подполье. Как Церковь начинала с катакомб, так в катакомбах и закончит свое земное существование. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13:8 ). Слово Божие ясно говорит, что власть антихриста охватит всю планету, овладеет всеми народами, племенами и расами. Кланяться зверю будут все люди, чье имя не записано в Книге Жизни у Агнца, закланного прежде создания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Престол. Престол есть в храме Божием на небесах: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его , и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.7:15 ). Престол в храме и Сидящего на нём Господа видит и пророк Исаия: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис.6:1 )». И поскольку, как было сказано, христианам дана заповедь подражать Богу, и церковные храмы устраиваются по образу небесному, то и в них есть престолы – седалища для епископов, которые олицетворяют собою сидящего на престоле Христа 370 . И как на небесах престол находится за жертвенником – «жертвенник, который перед престолом» ( Откр.8:3 ), так на этом же месте находится престол и в православном храме; и как вокруг престола Божия были другие престолы – «И вокруг престола двадцать четыре престола...» ( Откр.4:4 ), «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» ( Откр.11:16 ) – так и в алтаре вокруг (полукругом с двух сторон) престола епископа располагаются меньшие престолы 371 для священников, которые олицетворяют этих святых старцев, то есть самых близких ко Христу святых. О том, что на небесах у Бога есть престол, и что восседает Он на нём среди других престолов, говорится также и у Даниила: «И поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). По этому небесному порядку и устраиваются престолы в православных храмах, которые являются наглядным свидетельством и проповедью о невидимом устройстве Божьего Небесного Царства. Престол епископа и меньшие престолы для священников пророчески прообразуют также важное эсхатологическое событие, о котором предсказывая Христос: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). В Церкви из древности были в храмах особые престолы для епископов (и для священников, очевидно, меньшие, как и сейчас). Об этом ясно говорится в «Апостольских Постановлениях» при описании того, как нужно устраивать здание церковного храма: «Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине 372 да будет поставлен престол епископа , а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы...» (кн. 2/57); «А наутро прочие епископы пусть помещают его (новорукоположенного епископа) на принадлежащий ему престол ...» (кн. 5/8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Они сделают то, что эту всемирную любодейцу разорят и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил волю Его исполнить, одну волю и отдать царство их зверю (антихристу) доколе не исполнятся слова Божии» ( Откр. 17:16–17 ). Тайнозритель повествует о внешнем виде любодейцы следующее: «Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства ее» ( Откр. 17:4 ). Что означает этот пышный наряд, как не богатства сего мира, который прельстился любодейцей: а она, по обычаю любодейных жен, прельстилась его богатством. Что означает золотая чаша, наполненная мерзостями, как не то, что золото всего мира собралось в руке ее путем блужения с человеческими страстями, пороками, суевериями и неверием. «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:5 ). Отчего тайна? Не оттого ли, что эта любодейца участвует в тайне беззакония падшего херувима, поднявшего мятеж на Создателя своего? Денница привлек к этому мятежу народ, избранный некогда для распространения славы Божией на земле. Надобно полагать, что падший сын зари вменяет себе в великую заслугу, что ожесточил и ослепил большинство избранного народа в такой степени, что он утратил восприимчивость к свету истины. Так сказал Исайя, когда созерцал славу Божию и услышал повеление Божие: «пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, что бы Я исцелил их» ( Ис. 6:9–10 ). " Я видел, – продолжает Тайнозритель, – что женя упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр. 17:6 ). Спрашивается, есть ли другой какой-нибудь народ, кроме еврейского, к которому могла быть применима такая кровавая характеристика? Конечно, нет. Вот слова Самого Спасителя, обращенные к неверующим иудеям: «Змии, порождения ехиднины!...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Суд Божий над преступным родом человеческим открывается теперь в последних семи язвах, которыми оканчивается ярость Божия пред чудным обновлением мира. «Отверзается Храм скинии свидетельства на небе; и вот вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду, опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр. 15:5–6 ). Почему Тайнозритель касается подробностей и указывает, как были облечены исполнители, власть которых надобно было ограничить указанием кого щадить, кого наказывать, ибо то было еще время долготерпения Божия, время наказаний исправительных, отеческих. Теперь же не то, ибо правда Божия приготовила под конец такие мучения, которые по своей лютости должны превзойти вечную муку, и, несмотря на свою краткость, удовлетворить оскорбленное правосудие Божие в той мере, чтобы этому правосудию было возможно смягчить нескончаемые муки отверженцев Божиих. Видим из этого, что самая ярость Божия на отверженцев растворена жалостью к заблудшему созданию Своему. Эта жалость находит способ уменьшить то самое зло, какое по правде Божией не подлежит смягчению. Св. Андрей Кесарийский говорит: «Чтобы уменьшить нескончаемые муки в будущем веке, Бог допускает, чтобы и в настоящей жизни на заслуживших посланы были наказующие язвы к умеренному облегчению согрешивших». «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веке веков» ( Откр. 15:7 ). Припомним, что в Откровении Иоанна и в пророческих книгах Исайи и Иезекииля возвещается, что посреди престола Божия на небе и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади ( Откр. 4:7–8 ). Это Херувимы или Серафимы, которые непрестанно «воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» ( Откр. 4:9 ). Из этого видим, что верховные силы небесные, получив повеление от Бога, уполномочивают Ангелов излить на землю семь чаш гнева Божия, который и будет уже последним пред окончательным судом живых и мертвых. Эти верховные ревнители славы Божией, многоочимые Херувимы и шестокрылые Серафимы исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих, как бывших, так и грядущих, на что указывает самый вид этих существ, составляющих из себя престол Божий, исполнены глубокого таинственного значения, ибо соответствуют четырем Евангелиям, пронесшим славу Божию в концы вселенной, причем в каждом из четырех есть особенности, отвечающие тому либо другому служению Мессии, Христа Бога нашего на земле, человеческого ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

«Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2:4–6 ). Известно, что секта Николаитов творила постыдные дела под предлогом благочестия. Таковы и некоторые секты, возникшие из новейшего гностицизма, именуемого реформацией. Угроза сдвинуть светильник с места его совершилась над Ефесом. Он из великого всемирного центра по торговому и религиозному значению обратился в ничто. Светильник его, т.е. престол Ефесской митрополии, перешел в Константинополь. Та же участь ожидает в конце времен и ветхий Рим. Конечная гибель его совершится в один день, как сказано в Откровении: «В один день придут на нее (т.е. «на мать блудницам и мерзостям земным, на челе которой написано имя: тайна Вавилон великий» ( Откр. 17:5 ). Под этим именем св. отцы подразумевают Рим, ибо и св. Апостол Петр называл его так в своих посланиях, и из отцов Церкви – знаменитый Иероним блаженный, переводчик Библии на латинский язык) казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена огнем» ( Откр. 18:8 ). Впрочем, эта печальная участь не коснется истинных христиан в Риме. Это видно из Откровения: " Услышал я, – говорит Иоанн, – голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» ( Откр. 18:4 ). Этот исход будет, вероятно, заблаговременным, подобно тому, как это совершилось с христианами иерусалимскими пред гибелью Иерусалима в 70 г. по Р. Х. Возвещаемое в Откровении Господа о семи Асийских церквах, кроме своего исторического значения, как характеристика церквей того времени, имеет приложение и ко всем последующим векам в истории вселенской Церкви Христовой, ибо недостатки и достоинства перемежаются всюду. То видится упадок любви к Богу и ближнему, как в Ефесе, где обширные торговые дела и разноплеменность посещающих его купцов не могли не иметь влияния на духовную жизнь города в дурную сторону. Может найтись во всякое время тут или там, на востоке или на западе, лицемерная религиозность, как в Лаодикии, или равнодушие к развратным сектам служения сатане, как в Пергаме, или равнодушие к обличению модной культуры, как в Фиатире, или совершеннейший индеферентизм к делам веры, как в Сардах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Пагубные действия антихриста  будут простираться собственно на тех, которые, как говорит Апостол, не приняли любви истины для своего спасения и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес. 2:10–11 ): следовательно, пагубное положение этих людей будет делом их самих и достойным наказанием суда Божия над ними. Но те, которые словом и делом будут преданы Христу, не останутся без благодатного утешения в самом бедствии своем. Тайновидец, Св. Иоанн Богослов, в одном видении показывает, что на все время власти антихристовой будут посланы на землю два свидетеля – пророка, которые будут проповедовать истину, вести сильную борьбу со зверем и ободрять всех верующих ( Откр. 11:3–12 ). В другом видении говорится, что на защиту не поклоняющимся зверю является ангел с семью язвами, изливающими гнев Божий на нечестие ( Откр. 15:1 ). Самое время владычества антихриста будет непродолжительно, только три года с половиной ( Откр. 11:2–3; 12:6; 13:5 ). По исполнении меры преступлений явится Господь Иисус, Который убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 ), т.е. погубит антихриста так же легко, как легко для нас дуновение уст наших, и Его явление окончит судьбу нынешнего нестройного порядка вещей и откроет славу Божию. И увидел я, – говорит Тайновидец, – новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И сказал мне Сидящий на престоле: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:1–6 ) 217 . Таким образом, настанет то царство Христово, о котором в Символе говорится, что ему не будет конца, именно царство славы. « Царствие Христово , – учит нас Катехизис, –  есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небесах. Первоеназывается царством природы, второе царством благодати, третье царством славы«. Так как и мир, и настоящее положение Церкви Христовой будут иметь конец, то, по учению Катехизиса, мы и должны относить изречение Символа : »Его же царствию не будет конца» – только « к царству славы ».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010