Для объяснения образа 24 старцев обычно ссылаются на слова Диодора Сицилийского, относящиеся к религии вавилонян: μετ δ τν ζδιακν κκλον εκοσιν κα ττταρας φορζουσιν στρας, ν τος μν μσεις ν τος βορεοις μρεσι, τος δ μσεις ν τος νοτοις τετχθαι φασν, κα τοτων τος μν ρωμνους τν ζντων εναι καταριθμοσι, τος δ φανες τος τετελευτηκσι προσωρσθαι νομζουσιν, ος δικαστς τν λων προσαγορεουσιν 316 . Таким образом и здесь видят 24 звезды, известные вавилонянам, хотя самое сообщение Диодора и не нашло еще подтверждения и не вполне ясно 317 . Опять же здесь у Апокалиптика, конечно, соединялась с образом определенная христианская идея, установить которую можно предположительно, не прибегая к помощи запутывающих экзегета мифологических параллелей. Отрицать указанный параллелизм с мифологией, – в частности с сообщением Диодора, – можно на том основании, что образ старцев трудно поставить в связь со звездами и с судейскими функциями. Поскольку старцы описываются, как цари, и наделяются функциями священников 318 , образ этот является иллюстрацией к словам Апокалиптика в приветствии 1:6: „соделавшему нас царством, священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков!“ 319 . Кроме уже исследованных, в Апокалипсисе довольно часто фигурирует число 12. Жена, облеченная в солнце, имеет на главе венец из 12 звезд ( Откр.12:1 ), Новый Иерусалим имеет 12 ворот и на них 12 ангелов, на воротах написаны имена 12 колен сынов Израилевых ( Откр.21:12 ). Стена города имеет 12 оснований с именами 12 Апостолов ( Откр.21:14 ). Эта любовь к числу 12, которую замечают не только в Апокалипсисе, сторонниками религиозно-исторического метода исследования также объясняется мифологически. Крайняя неосновательность и натянутость этих объяснений здесь особенно непосредственно ясна, и в то же время опровержение этой точки зрения особенно затруднительно, так как у ее сторонников нет действительных данных для проведения своих положений. Там, где мы видим историю, они просто видят влияние мифологического мотива, причем таким мотивом считается главным образом представление о 12 знаках зодиака. Для характеристики этого метода мы воспользуемся толкованием исторического известия о 12 Апостолах. A. Jeremias и P. Fiebig полагают, что имя Фомы, по-вавилонски tuâmu указывает на созвездие Близнецов. Имя отца Иакова и Иоанна Зеведей соответствует вавилонскому Цалбатану – имя Юпитера 320 . Иаков, сын Алфея, то есть alpy=guttu: бык, – имя Мардука. Ключ и петух поставлены в связь с фигурой Петра, – но ключ и петух – символы Януса. Ввиду этих замечательных, по мнению Jeremias’a, отношений, должно предположить, что в Евангелиях проводится далее сказавшийся уже в Апокалипсисе (гл. 21) мотив, который ставит Апостолов в связь с небесным космосом 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

до конца) — речи. Всех видений восемь; большая часть их объясняется пророку Ангелом Божиим; цель их — уверить народ еврейский в покровительстве Божием. В первом видении всадников объехавших всю землю и нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы — угнетатели евреев будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (1:7–17). Какова будет участь язычников, разъясняет второе видение четырех кузнецов, которые идут сбить роги — символ народов, рассеявших иудеев и разрушивших Иерусалим ( 1:18–21 ). После сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен; это открывается в третьем видении Ангела Господня, который идет с землемерной веревкой размерить Иерусалим, так как последний расселится от множества людей, и Сам Господь будет ему огненною стеною (гл. 2:1–13). Грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому что они будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах, — символ греховный нечистоты, причем его обвинял сатана; но Бог оправдывает его, и с первосвященника, представителя народа, снимаются запятнанные одежды и заменяются чистыми, чем предуказывалось на будущее великое дело милости Божией, — изглаждение грехов всей земли в один день Отраслью-Мессиею ( гл. 3 ). В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви, — Откр. 1:13, 20 ), с семью лампадами, наполняемый маслом от двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что Сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины — Зоровавель и Иисус — орудия Его промысла ( гл. 4 ). Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений: он снова развратится и опять понесет наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (гл. 5:1–4), и — в седьмом видении ефы (мера жидкости) с сидящей в ней женщиною, — образ нечестия, — унесенную двумя другими в Сеннаар или Вавилон ( гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

35 В виду так нередкого крайне узкого понимания и приложения термина «добрые дела» (из формулы «вера и добрые дела»), сводящего его только на дела, без распространения его на все отправления мысли и чувства, – между тем как в апостольских писаниях он обнимает самые разнообразные во всех и всяческих извитиях проявления того совершенства, к которому призван христианин (и мысли, и желания, и слова, и дела), – представляется не неуместным и не излишним, чтобы не смущать простодушных и не подавать повода к превратному и узкому пониманию христианского совершенства, иногда уклоняться от обычной терминологии. 36 Везде, где Ап. Павел говорит о вере, как единственно оправдывающем и спасающем принципе жизнедеятельности, он разумеет веру живую и животворящую, – везде он представляет её силою, никакого регресса и разрушения, кроме «упразднения тела греховного», кроме «распятия и погребения ветхого человека с его страстями и похотями», не знающей, забывающей даже, ради почести вышнего звания во Христе Иисусе, всё заднее и простирающеюся впереди и впереди, зияющей только жизнь и только её и в себе и других и производящей ( Рим.5 гл.); ( Флп.3:13–14 и пр.). Для такой веры – жизнь и возрастание, совершенствование (в учении всех Апостолов), «жизнь», «вечная жизнь» (Ин.) и «оправдание», «спасение» (у Павла) тождественные понятия. Всё это – её область, как всё противоположное – область и царство греха (например, ( Рим.5:21, 6:4–11, 21–23, 7:4–6 ) и далее; ( Откр.19:18, 20:14–15, 21:8, 27 ): «древо жизни» в начале истории человека и в конце её, в будущей жизни: ( Откр.22:2, 14 и «вода жизни» и пр.). И конец каждой из этих областей соответственный сему: одной – жизнь вечная, а другой – вечная же=вторая смерть (см. тут же). Потому-то вере противно всё, что служит семенем смерти; ей противно всякое разрушение, не влекущее за собой новостроения и усовершенствования. В её очах всё, что способствует возрастанию и совершенствованию, что делает жизнь нравственно: а всё мешающее этому развитию и совершенствованию, всё грязнящее белый виссон христианина (( Иуд.1:23 ); ( Откр.21:27 ) и пр.), всё разрушающее жизнь, будет ли жизнь физическая или духовная, безнравственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Открывается небо, и Христос на белом коне, выходит сражаться против Своих врагов. Антихрист вместе с своим пророком побеждается и живым низвергается в горящее серное озеро, а сатана на тысячу лет заключается в бездну. Совершается первое воскресение умерщвленных за Христа и наступает 1000-летнее царствование их со Христом ( Откр.19:11–20:6 ). Но затем начинается третья борьба. Сатана опять освободился и вместе с Гогом и Магогом идет против св. города, однако, снова побеждается и окончательно низвергается туда же, куда брошены антихрист и его пророк. На землю нисходит новый Иерусалим ( Откр.20:7–22:5 ). В заключение, ангел и даже Сам Христос удостоверяют апостола в скором исполнении всего, что он видел ( Откр.22:6–21 ). Как видно из представленного содержания Апокалипсиса, эта книга имеет в виду выставить на вид читателей пришествие Иисуса Христа (1:1; 22:6), как победителя над Своими врагами, как Судии, произносящего Свой суд между верными Своими приверженцами и отступниками. Но она хочет также и утешить в земных потерях, которые потерпела Церковь вследствие умерщвления столь многих святых ее исповедников (2:17, 26–28; 3:5, 12, 21; 7:15–17 и гл. 21-я), а равно, научить терпению и в отношении к нападениям совне и в отношении к внутренним возмущениям правильного течения Христианской жизни. И, действительно, все мы, читая Апокалипсис, находим для себя утешение в тех горьких думах, какие возбуждаются в нас под влиянием бедствий, постигавших и постигающих Церковь . Мы видим, что они уже давно были предсказаны, а равно, предуказано на их окончание. Даже все потрясения в истории целого мира приобретают в наших глазах известный, определенный смысл и не поражают уже нас ужасом. Но, в особенности, действует на сердце христианина изображение окончательной погибели его исконного врага диавола, которая нигде так рельефно не описана, как в Апокалипсисе. Все это, вероятно, и имел в виду его великий писатель. h3h Изъяснение важнейших мест из Апокалипсиса Глава 1:1–20. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

37:18–23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16,17. У Иосифа было два сына Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» ( 2Пар. 25,7.10 ; Ис. 7,2.9.17 ; Иер. 31,20 ). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33,23.24; Ос. 1,11 ; Ам. 9,11 ). 37 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37,25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37,22.24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34,2–10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф. 22,44; 26,64 ; Евр. 1,3.13; 12,2 ; 1Пет. 3,22 ). 37 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств. 37 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34,25. завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем ( Быт. 9,16 ), к завету с Авраамом ( Быт. 17,7.13.19 ), к завету с Давидом ( 2Цар. 23,5 ) и к Новому Завету ( Ис. 61,8 ; Иер. 32,40 . Ср. Чис. 18,19 ). 37 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34,30. 37 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40–48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр., гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании ( Откр. 21,22 ). Глава 38 3839,29 Пророк описывает поражение и удаление врагов будущего города. Гог, князь земли Магог, выступает как воплощение эсхатологического противоборства с царством и народом Божиим. Бог выступает как Небесный Воитель, на стороне Израиля, неся апокалиптическое поражение его врагам. Этим подготавливается видение обновленного города (гл. 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

futura в Откр.21:24–27 ) описание принятия язычников в царство Божие 546 . Да если бы на этом основании отрицать универсализм Апокалиптика, то пришлось бы сделать то же самое и в отношении к св. Апостолу Павлу, который смотрит на иудейство теми же глазами, как в данном случае и св. Иоанн. Между прочим, св. Павел даже различает земной Иерусалим и вышний Иерусалим ( Гал.4:25–26 ), подобно тому как Апокалиптик видит Иерусалим, сходящий с неба от Бога. И как, по Апостолу Павлу, утверждение плотского иудаизма, центр которого – Иерусалим с его храмом и культом, есть рабство, а вышний Иерусалим свободен, так и по Апокалипсису, истинными, идеальными иудеями являются только христиане, а иудейство, утверждающее свои национальные прерогативы, – синагога сатаны ( Откр.2:9; 3:9 ). Замечательно также и то, что св. Павел утверждает идею божественного избрания народа еврейского гораздо яснее, чем это делает Апокалиптик. Апостол языков называет прямо иудеев – ветвями, а язычников – дикою маслиной ( Рим.11:17–24 ); говорит, что первым принадлежит „усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки“ ( Рим.9:4:5 ). Таким образом взгляд Апокалиптика на иудейство является взглядом вообще всего первохристианства и есть ни что иное, как философия библейской истории, основывающаяся на универсалистических предпосылках. Отличается Апокалипсис св. Апостола Иоанна от иудейской апокалиптики и в представлении об антихристе. Последняя идея, как выше было замечено, нигде, за исключением Сив. III, 63–74, не теряет у евреев своего политического характера. Тем более оригинальною является картина, нарисованная христианским созерцателем в гл. 13. Конечно, в Окр.13:1–10 мы встречаемся с более или менее знакомыми из иудейской апокалиптики представлениями, – именно, с идеей антихриста с политической подкладкой. Но совершенно оригинальна фигура второго зверя, описанного вместе с его деятельностью в Откр.13:11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В Н.З. трубный глас — один из знаков наступления «Судного дня», «кончины века»: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51–53 ). Ангелы с трубою явятся при Втором Пришествии: «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф.24:31 ). Апостол Павел пишет: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16–17 ). В откровении о конечных судьбах мира Иоанн Богослов видит «семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» ( Откр.8:2 ), которые возвещают страшные бедствия (см. Откр.8:7–13 , гл. 9, 10, 11), после же сигнала седьмой трубы «…раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу…» ( Откр.11:15–16 ). Тьма египетская ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ: КАЗНЬ ЕГИПЕТСКАЯ Оборот фигурирует в шутливом контексте, как преувеличенная оценка степени темноты. Тьма — одно из десяти бедствий (казней), постигших египтян по воле Господа. Из страха перед Его могуществом, явленным через Моисея, фараон отпустил сынов Израилевых из Египта, где они, по существу, превратились в пленников и рабов. «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх.10:21–23 ). Тьма кромешная

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В Откровении говорится про святых: " Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресенье. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр.20:4-6). По указаниям толкователей " Откровения " - тысяча лет не есть точно ограниченный срок, но обозначает длительный период времени. Этот период заканчивается освобождением из темницы сатаны (Откр.20:7), " взятием от среды удерживающего " (2Фес.2:7), и затем вскоре кончиной века, всеобщим воскресением, страшным судом и явлением " нового неба и новой земли " , " нового Иерусалима " (Откр.20:7-15; 21:1-2). В последний день святые ( " цари земные " , по терминологии апостолов - см. Петр. Гл.2:9) - " принесут славу и честь свою " . История Новозаветной Церкви свидетельствует о непосредственном участии почивших в Бозе святых в царствование Христа. Самое ближайшее участие принимает в нем Царица Небесная - Матерь Божия - Приснодева Мария. Бесчисленны свидетельства и рассказы о Ее покровительстве, заступничестве и пред-стательстве за весь христианской род, Матерью которого Она стала через Своего Сына - Христа. Величественная и трогательная картина Ее служения на земле, которая отображается в празднике Покрова Божией Матери: " Долго молилась Она во Влахернском храме за константинопольских христиан, обливая лицо Свое слезами, и под конец сняла с Себя блиставшее как молния покрывало и распростерла его над всем стоящим народом " . " Во успении мира не оставила еси " - поет про Нее Церковь, и хотя Она стала Царицей Неба, бедствующая земля была, есть и будет постоянным уделом Ее забот, покровительства и предстательством христиан. Когда св. Андрею юродивому (память 2 октября ст.ст.) был показан рай, он не нашел там Царицы Небесной. Удивленному этим св. Андрею ангел объяснил: " Ты хочешь увидеть Царицу сил Небесных? - но Ее здесь нет. Она ушла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/446/...

Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» ( Мф.24:41 ); и «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:36 ). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!” 859 Стих 1–3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа ( Откр.14:14, 19:11–16 ) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии ( Откр.10:1–2 ), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11 ). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4 ) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66 ; Дан.6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. 860 Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира ( Ин.12:31 ) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15 ; Евр.2:14 ; 1Ин.3:8 ). Связав сильного ( Мф.12:29 ), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа ( 1Пет.5:9 ; Еф.6:16 ), Его святейшее имя (Μр.16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15 ), пост и молитва ( Мф.17:21 ), слово Божие ( Еф.6:17 ) и благодать Христова ( 2Кор.12:9 ), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют ( 1Пет.5:8 ); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Внимательное рассмотрение слова Божьего открывает нам, что за гробом для отошедших душ условия не одинаковы. Книга Премудрости Соломона, гл. 3, излагает учение о двойственном загробном состоянии. 1) блаженства – состояние праведных и 2) наказания – состояние нечестивых и грешников. Вообще от 3 до 5 главы включительно излагается учение о загробной жизни: о покое праведников и самоукоренении нечестивых – грешников. Эти два состояния праведников и грешников, а соответственно и места пребывания их – по различию их свойств носят и разные наименования. Первое состояние спасенных, а также места их пребывания, называются в слове Божьем разными именами: царством небесным ( Мф.8:11 ), царством Божьим ( Лк.13:20,29 ; 1Кор.15:50 ), раем ( Лк.23:43 ), домом Отца небесного, чертогом небесным, как поет св. Церковь : «чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный». Состояние же отверженных, или место их пребывания, называется геенною, в которой червь не умирает и огонь не угасает ( Мф.5:22, 29, 30; 10:28; 18:8,9; 25:41,46 ; Мк.9:43,48 ), печью огненною, в которой плач и скрежет зубов ( Мф.13:50 ), тьмою кромешною ( Мф.22:13; 25:30 ), бездною, страшною и для самых злых духов ( Лк.8:21 ), тартаром, адским мраком ( 2Пет.2:4 ), адом ( Ис.14:15 ; Мф.11:23 ; Откр.20:13,14 ), темницею духов ( 1Пет.3:19 ), преисподнею ( Флп.2:10 ; Откр.5:3 ) и кладезем бездны ( Откр.9:2 ). Это-то загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет преимущественно состоянием смерти, или просто «смертью»; а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», или «в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя» ( Пс.6:6 ), «а мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя, и в род и род возвещать хвалу Тебе» ( Пс.78:13 ). Следовательно, понятия «смерть и мертвец» относятся к загробной жизни и преимущественно к состоянию осужденному, геенскому, ибо смерть есть удаление от Бога, от царства небесного, короче, лишение истинной жизни, блаженства. Периоды загробной жизни. Возраст, жизнь личная, сознательная и деятельная

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010