И будет в тот день, в эту эпоху, и без сомнения после этой осады, что сделаю этот Иерусалим, который, по видимому, дрожал весь на своих основаниях тяжелым камнем для всех племен, соседних и отдаленных (2), которые захотят злонамеренно воспользоваться его кажущейся слабостью. Все, которые будут пытаться поднять его с земли, унести его с места и бросить в другое, надорвут себя и погибнут; и приведенные в негодование нем, что такой небольшой камень сопротивляется их колоссальным силам, народ, все народы земли (заметьте постепенное усиление выражения) соберутся против него, проникнутые одним и тем же духом ненависти к прежнему избранному народу, который впрочем в эту эпоху не будет еще веровать в Иисуса Христа (10). Этот союз несомненно не есть союз Гога и Магога, следующий за тысячелетним царством Христовым ( Ueз. XXXVIII, XXXIX , откр. XX). Скорее всего это тот союз, который будет разрушен битвой при Армагеддоне (Откров. XVI, XIX). Или не будет ли он предшествовать еще одной битве? В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием. (X, 5; Mux. V, 10 ; 4Цap. VI, 18 ). Бог вступится за своих с великой силой, но сокровенным образом. Отверзу очи Мои на дом Иудин, на Иуду и Иерусалим, на весь Иудейский народ (который Я повидимому потерял из вида), между тем как всякого коня у народов поражу слепотою. И при виде явного покровительства, которое Бог окажет осажденному Иерусалиму, и чудесного поражения его врагов, напоминающего поражение Сеннахирима, князья Иудины скажут в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима, которые в свою очередь имеют силу только в Господе Саваофе, Бог их (X, 12), и которые по видимому здесь превзойдут в вере остальную часть Еврейского народа. Иерусалим имеет для Иуды такое же значение, какое Иуда имеет для Ефрема (X, 4; IX, 13). – 4, 5. В тот день, в который народ снова получит мужество и поймет новые предначертания Божественного милосердия в отношении к нему, Я сделаю князей Иудиных как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов ( Ис. Х, 16:17 ); и они истребят все окрестные народы, справа и слева ( Авд. 18 ; Mux. V, 8 ); и Иерусалим будет восседать снова, как царица, на престоле (VI, 13) в Иерусалиме. Таким образом, Иудеи, после чудесного поражения их врагов, покорят страны, соседние с своим отечеством, как говорит об этом множество прежних пророчеств, и ядро самой здравой и благочестивой части народа, соединившись опять в Иерусалиме приобретет снова славу и силу, которой обладал этот город во время Давида и Соломона. Но это преобладание столицы не будет иметь в себе ничего унизительного для остальной страны; потому что Господь спасет и защитит шатры Иуды, полевые беззащитные жилища ( 2Цар. ХХ. 1. 22 ; и пр. Иезек. XXXVIII, 11) во первых, чтобы величие дома Давидова жителей Иерусалима не возносилось над Иудой. – 6, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Они отпали от Церкви. Те, которые отпали от Церкви, не будут налагать на себе крестное знамение. Когда человек не почитает Сына Божия, то и крестного знамения творить не будет; православный же христианин, творя крестное знамение, наглядно показывает свою готовность распять себя за Господа ( Гал. 2:19, 5:24, 6:14 ). Творить крестное знамение «на себе», а не «в себе». Приводят также сектанты места из книги Откров. 13:16–17 и 14, 9–10, но в этих местах ясно говорится об антихристе. Антихрист налагает свою печать на своих сторонников, но слово Божие различает две печати: печать Божию и печать антихристову. Православные христиане имеют печать Христову. О тех, которые имеют печать Божию уже пророк Иезекииль сказал: «Не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:3–4); «и видел я того ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле, и морю, говоря: не делайте вреда ни Земле ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр. 7:2–3 ). «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» ( Откр. 9:4 ). О печати же антихристовой сказано, что кто не имеет его печати, тот ничего не сможет купить ни продать ( Откр. 13:15–18 ). Сектанты, признавая, что крестное знамение печать не Христова, но его противников, свободно везде покупают и продают. Таким образом, сектанты ничего не могут привести для доказательства того, что крестного знамения не нужно; и все места, какие они приводят из Свящ. Писания, нисколько не подтверждают сектантского лжеучения о крестном знамении. Православные христиане, творя на себе крестное знамение, тем самым открыто, пред всеми проявляют свою веру в Распятого Христа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным» ( Мф. 10:32 ). Крестное знамение было предвещено еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Ты немного имеешь силы» – малое значение в жизни народов Христианской религии и незначительное внешнее значение Церкви в общественной жизни. «Вот Я сделаю, что (гонители) придут и поклонятся пред ногами твоими». Лживое якобы признание Церкви и затем переход на тонкия формы борьбы с Нею. «Се, гряду скоро» – ты почти доживешь до конца мира, твое время предпоследнее. (Откров. III, 7–11). 177. Почему Символ Веры называет Церковь единой? Потому что Церковь есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа, и оживляется единым Духом Божиим . " Одно тело, один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение« ( Eф. IV, 4–6 ). Церковь , которой назначено жить до конца времен, должна иметь во главе вечно пребывающаго. Это Иисус Христос. Господь говорил об одном стаде, одной виноградной лозе, одной церкви. « Церковь разселена по всей вселенной, но соблюдает веру, как будто занимает она один дом» (Св. Ириней Лионский ). 178. Может ли Церковь не быть единой и разделиться в существе православной веры и вытекающого из нея учения? Церковь всегда остается единой и нераздельной, потому что глава ее Иисус Христос и потому, что едина Истина дома Божия. " Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?« ( 1Kop. I, 13 ). ». . если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может« ( 2Tuм. II, 13 ). »... Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины« ( 1Tuм. III, 15 ). 179. Нарушалось ли все-же единство в истории Церкви? Единство Церкви не может быть утрачено . Но от Церкви отпадали еретики и тоже отделялись раскольники; также отдалялись единичные грешники. 180. Что такое ересь и что раскол? Ересью называется учение, искажающее православную веру и которому Церковь провозгласила осуждение. Расколом называется отделение какой-то части от общения с Церковью и отказ от послушания ей, о чем, после увещаний, Церковь объявила . Отдаление единичных грешников, главным образом по гордости ума, имеет разныя формы; возвращение их в лоно Церкви всегда возможно через покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это призыв был услышан далеко не всеми Иудеями. Осада и взятие мятежного Вавилона совершилась прежде, чем они удалились из него, и большое число их наверно погибло в этой кровавой борьбе. Ездра удалился от Евфрата только при царе Ксерксе, и с очень небольшим числом своих соотечественников, а Неемия прибыл в Иерусалим один. Между тем, во время пребывания Иисуса Христа на земле, и в царствование Тита, вся Иудея могла насчитать у себя очень значительное количество обитателей и притом обитателей израильского происхождения, и это обстоятельство дает нам основание допустить, что множество Иудеев возвращалось порознь и даже по одиночке в свое отечество из различных мест, по которым были рассеяны, куда привлекало их левитское богослужение, которое лишь могло совершаться и совершалось со всей торжественностью только в Иерусалиме. Призыв: выходите из Халдеи, Вавилона, или, выходите из Египта раздавался торжественным образом в разные эпохи истории избранного народа. По этому повелению Авраам оставляет землю своих отцов ( Быm. XII ); Моисей ведет свой народ далеко от берегов Нила к горе Синаю, Зоровавель и потом Ездра возвращаются с своими братьями из Вавилона в Иудею (XLVIII, 20; Uep. L, 8; LI, 6, 45:50 ); сама Иудея по смерти Спасителя делается проклятой землей, из которой верные должны бежать со всею поспешностью ( Мф.24:15:16 ); миряне, т.к. невозрожденные духовно для членов церкви – идолопоклоннический народ, из среды которого они удаляются ( 2Кор.6:17 ), и в пророчестве папский Рим есть новый Вавилон, оставить который повелено истинным Евангелическим Христианам (Откров. XVII, 4). Иудеи должны были бы выйти из Вавилона не только ради славы, которая ожидает их в отечестве, но также ради судов, которые поразят Вавилон и всех язычников, рассеявших избранный народ (I, 18–21). Ибо, так говорит Господь Саваоф: после того, как Иудеи, возвратившиеся из плена получат некоторую долю славы и силы (5), Превечный послал Меня, Меня, Ангела Превечного, который находился с моими конями между миртами, к народам, грабившим вас (потому что касающийся вас касается зеницы ока Его ( Втор.32:10 ; Ис.16:8 ). И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. – 8, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотря, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откров. 19, 9 – 10. снеси 22, 8 – 9). Представим теперь опровержение лжеучения штундистов. 1) Язычники, как известно, почитали богов в образе человеческом (Деян. 14:11). Корнилий, как язычник, тоже не свободен был от общих языческих представлений и считал аи. Петра за нечто высшее, чем обыкновенный человек, последний, заметив это, кратко выражает ему, что он, Петр, такой же человек, как и прочие. Могло случиться и то, что св. ап. Петр благоизволил отказаться от подобающей ему чести по своему смирению. Во всяком случае это место ничего не говорит в пользу штундистов. (Михаил, Толк. апост., стр. 276 – 277). 2, 3, 4 и 5) Все приведенные места тожественны: они одинаково называют Господа нашего Иисуса Христа единых Ходатаем, конечно, в том смысле, что Он один только мог спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти, Этим однако нисколько не отрицаются ходатайства за нас святых, а следовательно, почитание и призывание их. „Как единство Отца небесного, говорит Стефан Яворский, не устраняет бытия отцов земных, как единство наставника и учителя Христа не исключает учителей земных и как единство святости и господства Христова не отнимает святости у прочих святых; так точно и единство Ходатая Христа не устраняет бытия других ходатаев, только несравненно отличных от Него. Христос есть Ходатай в деле искупления и сыновнего предстательства пред Отцом, святые же ходатая в делах моления, как други Божии, по слову псалмопевца: «мне же зело чисти быша друзи твои, Боже. Христос есть Ходатай, не требующий за себя других ходатаев, святые же, живя здесь (на земле), нуждались в Ходатае-Христе и ныне нуждаются в Нем ради нас. Христос есть такой Ходатай, ходатайства Которого имеют силу сами по себе, святые же такие ходатаи, ходатайства которых имеют значение лишь в силу заслуг Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Живые воды текут обильно из Иерусалима, XIV, 8; Ueз. XLVII, 1–2 ; Uouл. III, 18 . Превечный царствует один, XIV, 9; VI, 9–15; Откров. XX, 4, 6. Его народ осыпан временными благами, и его враги поражены язвами физическими и телесными; язычники стекаются толпами в Иерусалим, XVI, 10–13; Сатана скован (Откров. XX, 2:7). Язычники, т.е. народы не принявшие имени Христиан (Гог) восстают против своего Божественного Царя и истреблены. XIV, 12, 13, 14; Ueз. XXXVIII и XXXIX; Откров. XX, 8–10. Израиль, прирощенный верными из язычества, делается народом совершенно святым, XIV, 20–21, Omkp. XXI, XXII . а) Прежнее преступление (XIII, 7–9) Захария неожиданно изменяет тон и предмет речи, как уже мы встречаем подобное сему в гл. XI, 1, обращается от имени Бога Саваофа к мечу, но к какому это мечу? К тому, который находится в руках самого Иуды и которым он поразит Мессию. Этот меч, убивший столько пророков от Авеля до Захарии, сына Варахиина ( Mф. XXIII, 35 ) и покоящийся в ножнах со времени вавилонского плена, должен пробудиться и поразить Пастыря Всевечного (XI) и мужа (vir et homo, муж а не человек) Ближняго Бога Всевечного, одной с Ним природы и единый по существу. Повеление это кажется однако странным, исходя от Бога, давший строгий закон против всякого вредящего чем либо своему ближнему. Но в этих словах слышится от Господа тайный упрек, что избранный народ Его вынет меч, для поражения одного из Его служителей, коего наставления в разладе с народными обычаями и воззрениями: слышится также и горечь оскорбленного, вселюбящего Бога, сознающего неблагодарность Своих созданий, у которых не дрогнет рука, чтобы поразить мечем даже и самого Ближнего, Равного Ему – Бога, их Пастыря, принявшего на Себя смиренную должность лично пасти непокорных, строптивых овец, и привести их с любовью на обетованные пастбища, для чего и покинул Славу, которую разделяли искони с Превечным. И вот меч, проливший кровь пророков, но давно лежавший без действия, пробудился, чтобы поразить Слово – осуждающее грех и прощающее грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ход мыслей означен десятью сменами, в которых столько же раз повторены одни и те же слова: так говорит Господь Саваоф. А. Обетования временные и ближайшие содержатся в стихах 2–17, которые подразделяются на три параграфа. Первый, 3–8, и второй, 9–13, начинаются и оканчиваются одними и теми же мыслями, третий, 14–17, составляет увещание. Захария сначала напоминает в кратких словах о всей любви, которую Всевечный имеет с Сиону. Только одна эта любовь может объяснить Его помощь и все благословения, которые Он снова изольет на свой народ. Это пророчество начинается точно также как и пророчество восьми видений. (1:14). – 2. 1) Всевечный обратился к Сиону (I, 3. 16; 11:10). Иерусалим будет называться городом истины, который засвидетельствует своим процветанием, что он – верен Богу и что истина обитает в нем (XIV, 21; Uc. I, 26 ), и гора Господа Саваофа будет называться горою святыни ( Uoah. III, 17 ). Город, который был сравнен с блудницей, сделался верным ( Uc. I, 21 ), идолы изгнаны из него навсегда. За этим общим пророчеством, которое говорит вместе и о материальном благосостоянии Иерусалима и об его святости, следует другое вполне временное (11, 4:5). Этот город, который был тогда еще пуст, будет снова жить в безопасности, и увидит, что старцы Сходят спокойно с посохом в руке на улицах и многочисленные толпы детей играют здесь весело и без страха (Вторз. V, 16, 33; 1Цap. II, 31 ; Uob. V, 26 и пр, – Иер. ХХХ, 20 ; Плат. II. 11. 12). – 4. 5. Это восстановление Иерусалима, без сомнения, противно всякой вероятности в глазах тех нескольких тысяч Иудеев, которые составляли остаток многочисленного народа, и едва ли в силах оканчивать восстановление храма: но это обещание дает Всевечный и Он сдержит его. – 6. И как сдержит Он его? Призывая в Иерусалим Евреев, рассеянных по востоку и западу (II, 6, 7; IIV, 11, 12; X, 3–12), и когда Он соберет их снова, они будут его народом и Он будет их Богом, в истине и правде (II, 10; XIII, 9; Oc. II, 19:20 ). – Эти слова составляют как бы возобновление прежнего завета Бога с Израилем ( Лeb. XXVI, 12 ); они восполняют и венчают предшествующие обетования, и их отголосок раздается через все последующие времена, в недрах апостольской Церкви ( 2Kop. VI, 16–18 ) и в Иерусалиме небесном (Откров.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но что же это за колесница с рыжими конями, о которой более не упоминается в конце видения? Предполагали, что она относится к первой из четырех монархий, а именно к Навуходоносоровой, которая уже прекратилась во время Захарии. Однако, так как в первом видении (1–8) конь Мессии рыжий, нам кажется более правдоподобным, что колесница с рыжими конями изображает последнюю великую войну, посредством которой Мессия положит конец всем царствам земным и уничтожит своих врагов (Откров. XIX). Эти кони выходят из долины между медными горами, и показываются прежде всех, хотя получают назначение после всех: так все было усмотрено, определено и приготовлено Промыслом Божьим, для полного уничтожения светских властей, даже до того времени, когда наидревнейшая из них была разрушена своей последовательницей, и до поры длинного периода всех государственных переворотов. – 1–2. Это седьмое видение представляет стало быть в сжатом виде период язычества и четырех монархий, со всеми их бесчисленными войнами и частыми видоизменениями. 8. Венчание Иисуса сына Иоседека (VI, 9–15) Состояние бодрствования или экстаза (IV, V) еще продолжается; но видения прекращаются и последнее откровение дается устно. Плен (10), то есть Иудеи, оставшиеся в очень большом числе в Вавилоне, узнали, что их братья, возвратившиеся в отечество, уже пять месяцев мужественно трудились над восстановление храма; и в благочестивом желании помочь с своей стороны этому народному делу, послали в Иерусалим выборных людей с богатыми дарами, состоявшие из золота и серебра. Выборные только что пришли и не исполнили еще сделанного им поручения. Они назывались Хелдай (мирской), Товия (Всевечный мое благо) и Иедай (Всевечный знает меня), и остановились у Иосии (Всевечный исцеляет) сына Софониева (Всевечный хранит, поддерживает). Предполагают без нужды, что Иосия был казнохранителем храма, а его отец – может быть священником, упоминаемым в 4Цap. XXV, 18 . – 10. Захарий получает от Всевечного повеление идти в тот самый день (прежде, чем доброхотные приношения изгнанников будут переданы Зоровавелю) к выборным в дом Иосии, в котором они остановили по их прибытии из Вавилона, взять у них золото и серебро, сделать из него царский венец и возложить его на голову Иисуса (Всевечный спасает), сына Иоседекова) (Всевечный праведен), иерея великого. – 10. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

И так язычники будут наказаны войнами: они не будут сохранены живыми в мере своих прегнешений: они будут истреблены, гнев Божий низсойдет на них и будет тяготить над ними доколе они не войдут в прах. (Исайя XIII, 19–22) (Откров. XVIII 21 и др.). 5. Но эти войны не суть плоды неосновательной воли человека или слепого произвола. Сам Бог производить их и прежде чем они являются в истории, они уже в числе предписаний Божиих: они как бы стояли пред Владыкой вселенной. 5. Где пребывание Бога как владыки Земного? В Иерусалиме – среди Его народа. Четыре колесницы и четыре небесные ветра стоят пред Ним, близ Святого Града; не в храме (V, 2) ни даже на паперти его, ни в окрестностях града, но в одной из соседних долин (1:8) вероятно в долине Иосафава ( Uouль III – 12 , Зax. XIV, 4 ). И горы окаймляющие долину в которой поместились колесницы, также несокрушимы как если бы сделаны были из меди. 1. Колесницы и ветры числом четыре, подобно четырем рогам и четырем кузницам (1, 8–12). Но первые имеют каждая свою особенность, тогда как в видении не было различия ни между четырьмя рогами ни между четырьмя рабочими кузнецами. Здесь мы должны внимательно рассмотреть к каким особенным фактам относятся колесницы. В видении человека сидящего на рыжем коне, следующие за ним кони отличаются также своими цветами; но мы сказали выше что эти различные цвета коней указывают вообще на различные образы действий, но не на определенные события. I. В запряженных конях колесниц мы узнаем два цвета коней уже поименованных в первом видении: рыжий и белый (1:8) и два новые цвета: черный и пегий. – 2–3. К каким войнам и следственно к каким народам относятся эти четыре колесницы? Это видение помещено между эпохой рассеяния Иудеев в первом веке христианской эры (V), и царством Мессии, которое начнется по уничтожении языческого мира (VI, 9–15). Четыре колесницы имеют стало быть нечто общее с четырьмя языческими монархиями Даниила, которые во главе мира со времен пленения Вавилонского и Навуходоносора, до окончательного водворения Евреев и земного царствования Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Апокриф легший в основание повествования, разрывается вторичной вставкой – с. 251, 23 до 258, 4. Повествовательная часть вставки вдвое меньше (251,23–253,26) объяснения и обличения жидовина (253,26–257,26). В этой вставке говорится, что Господь говорил Аврааму из облака о своем величии. Авраам пожелал узнать судьбу своего племени, и тогда он услыхал пророчество о Христе. Вставка эта стоит в тесной связи с Откровением, хотя есть там и тут отличия. В Палее Авраам слышит голос самого Бога, который говорит о самом себе. В Откровении же говорится, что Авраам услышал голос, приказывающий ему 40 дней поститься и потом принести жертву. Авраам осмотрелся кругом и, не видя никого, пришел в ужас; дша мо мене, и выхъ ко камыкъ и падох ниць нл земли ( Откр. 38 ). Тогда послан был к нему архангел Иоиль, который говорит ему то, что в Палее приписано самому Богу. То, что редактор Палеи переделал рассматриваемый отрывок – слова Бога – из слов Иоиля в Откровении, доказывает следующее сопоставление: Палея, 252,9–16. Откровение, 39. азъ смь рекыи ти в срдци запалити домъ цл твого. зане чсть творше мртвымъ. азъ есмь оуготовавыи ти землю. и направивъ до не путь твои. веселис и радоуис ко азъ с тобою есмь. азъ смь повелнъ запалити домъ ца твого с нимъ. зане чсть творше мретвымъ. азъ посланъ смь к тебе нын благословить тебе. и земьлю юже оуготокл тебе превчныи нареченыи тобою и тебе ради направихъ путь земныи. встани Аврааме иди дерзая веселис зло и возрадуис. и азъ с тобою. Начало или сочинено редактором Палеи, или заимствовано из другого источника. Причиной того, что речь Иоиля обращена в речь Бога, было, очевидно, то, что в Откровении несколько раньше действительно говорит сам Бог , и редактор, не посмотрев внимательно, и следующие слова Иоиля счел за продолжение речи Бога. Далее Авраам в Палее просит Бога указать, что ждет его племя в последние дни (252,17–25), и в Откровении Авраам, вознесенный на небо, неоднократно просит объяснить ему то, что он видит, а ему была показана судьба его народа. В самой просьбе есть сходство: в Палее Авраам говорит: привеныи бе. да поглголить рабъ твои предъ тобою и да не рость твоя на м, и в Откровении в одном месте: да поглть рабъ твои предъ тобою. и да не рость тво на извраника твого ( Откр. 45 ). – Пророчество о Христе выписано из Откровения; напр. Палея – придеть судъ мои на пронырливы зыкы племени твого (253,7–9), Откров. придеть судъ мо(и) на проныровавша зыкы семени твого ( Откр. 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009