«Повинен смерти»: Он должен быть убит, и в этом смысле все мы – и верующие, и неверующие – причастны тому, от чего померкло небо и солнце скрыло лучи. Фото: florinnd, orthphoto.net Но приглядимся ближе к Евангельскому повествованию. Когда Господь выходит на служение, Его слушают, к Нему бегут с просьбами о помощи. Он принес надежду, «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:21). Однако постепенно растет напряжение; Его начинают ненавидеть. Не все, конечно, лишь некоторые – но это особые люди. Они не такие, как все: они достигли почти полного совершенства в исполнении закона – Божественного закона! – и у них есть ответы на все вопросы. Они осознают свою Богоизбранность: «Отец у нас Авраам!» (Лк. 3:8). «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34) – готовы они сказать всякому, кто ставит под вопрос их авторитет. Они любят почет и уважение, им нравится учить и быть в центре внимания. Они «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Мф. 23:6-7), и лицемерно долго молятся (Мф. 23:14). Что же вызывает злобу этих людей в таком, казалось бы, мирном учении Христа, Его чудесах и исцелениях? То, что не могут принять фарисеи , – это превосходство любви над законом. Именно поэтому их так раздражают исцеления, совершенные в субботние дни. Они знают, что прощение и милость – Божественная прерогатива, люди же должны жить по закону, а по закону ничего не может и не должно быть прощено. «Кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лк. 5:21) –недоумевают они. И если они увидят человека, нарушающего закон, в их руке всегда найдется камень для того, чтобы с сознанием собственной правоты обрушить этот камень на его голову. Кроме того, мир для них разделен на праведных и грешных, на своих и чужих. Христос же непрестанно приводит им в пример иностранцев и иноверцев. Вспомним исцеление слуги римского сотника; в притче о милосердном самарянине Спаситель не просто приводит его в пример, но и укоряет левитов, священников – профессиональную религиозную элиту – за их безразличие. Он приводит им в пример язычников – вдову из Сарепты Сидонской и Неемана Сириянина – и они реагируют так же, как отреагировали бы мы, если бы в пример схиархимандриту или профессору духовной академии поставили мусульманина или кришнаита – «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4:29). Есть на что обижаться! Еще бы – их национальное чувство оскорблено, все привычные представления о патриотизме, о религии и о праведности разрушены.

http://pravmir.ru/tut-nabito-besami/

Вопрос 5. Сколько членов Кафолической и Православной Веры? Ответ. Членов Кафолической и Православной Веры, по символу Первого Никейского и Второго Константинопольского Соборов, двенадцать. В них так ясно изложено все принадлежащее к нашей Вере, что мы ни более, ни менее, и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных Отцев. Впрочем, некоторые из сих членов ясны и вразумительны сами по себе, а другие заключают в себе нечто сокровенное, по которым разумевать должно и прочее. Вопрос 6. Какой первый член Веры? Ответ. «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» (Собор I). Вопрос 7. Какое учение содержится в сем члене Веры? Ответ . Сей член Веры заключает в себе двоякое учение: во-первых, чтобы всякий веровал и исповедывал, что Бог... един есть ( Втор. 6:4 ), в Троице Святой славимый, и что в Божестве начало и корень Сына и Святаго Духа, есть Отец. Во-вторых, учит, что сей Троичный Бог сотворил из ничего все видимое и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: Той рече, и быша, Той повеле, и создашася ( Пс. 32:9 ). Вопрос 8. Какое должно мне иметь понятие о Боге? Ответ. Должно верить, что Бог есть един в Святой Троице, по слову Писания: един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф. 4:6 ); что Он, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости. Впрочем, что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы: поскольку совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, как свидетельствует Кирилл Иерусалимский : «если мы знаем, что имеем Бога единаго, Бога сущего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же» (Оглаш. 6) и что, кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей самый Бог чрез Пророка: Аз (есмь Бог) первый и Аз по сих, кроме Мене нестъ Бога ( Ис. 44:6 ). И Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: слыши, Израилю! Господь Бог наш Господь един есть ( Втор. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вопрос. Может ли кто изъяснить [слова]: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9; см. ткж Ис 64:4)? Ответ. 1. Некоторые сподобились не только изъяснить, но и стяжать это. О них Христос сказал: Мы, Я и Отец Мой, придем и обитель сотворим у них (Ин 14:23) 6 . Ведь там, куда вселяется Бог и где Он ходит, обитает всякое ведение. 2. Следует знать, что слова: не видел того глаз и не зрило [того око] сказаны о приходивших до Христа праведниках. Как то говорит Господь: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф 13:17). И опять говорит: Бога не видел никто (Ин 1:18). Но Он не говорит: “Не будут видеть”, ибо изрекает: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8) 7 . 3. Стало быть, со [всем] тщанием, если угодно, обрати внимание на это и познаешь, что те, которые, согласно [апостолу] Павлу, видели и ныне видят то, что [очи пребывающих] в Законе не видели, что не слышало ухо [их] и что не приходило на сердце человеку Ветхого Завета, что приготовил Бог любящим Его. Сразу же за этим [Апостол] прибавляет: Мне же Бог открыл это Духом; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор 2:10) 8 . Поэтому достойными познаётся то, что око грешников не зрит. 4. Кроме того, [таинства эти] неизреченны и невыразимы для тех, кто не вмещает [их]. Ведь [апостол] Павел далее продолжает, говоря: Душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием. Ведь то, что от Духа, познаётся [только] духовными и открывается духовным образом 9 . Поэтому подвизайся, чтобы изучить это на деле и на опыте, а не бесполезно [постигать это] просто [одним своим] разумением. Вопрос 4 Вопрос. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [Апостолов] Пётр, желают проникнуть Ангелы (1 Пет 1:12)? Ответ. 1. Одни говорят, что таковые блага суть то, что не видел того глаз (1 Кор 2:9), другие — что они есть таинство причастия нашего 10 . [Возникает вопрос]: имеет ли это вообще какой-либо смысл? Ведь наша бескровная жертва осуществляется, совершается и сопровождается святыми Ангелами. Поэтому, как мне кажется, Ангелы желают, чтобы и в их естестве, как и в нашей плоти, вселился по сущности Бог Слово, сотворивший их.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

Если мы обратимся к описанию греческих рукописей, приобретенных Норовым в первом путешествии по Св. Земле, то сможем насчитать не девять (как пишет сам собиратель), а восемь рукописей, вывезенных из Лавры св. Саввы в апреле 1835 г.: А. рукописи на пергаменте 2 (20) (...) Григория Богослова речи праздничные и изъяснение повестей и пр. (...) И эта рукопись не позже X в., в лист, писана очень хорошо связными или скорописными буквами, в два столбца (...) Рукопись эта (...) состоит из 220 лл. 3 (21) (...) Симплиция толкование на первую книгу физического учения (...) И эта рукопись может принадлежать к X или XI веку… 4 (22) (...) Рукопись в лист, писанная в два столбца, без общего заглавия, XI или XII века, заключает в себе некоторые Слова Златоуста, Дамаскина, Христофора и Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской (...) всего листов в этой рукописи 87 вместо 312. 5 (23). Γρηγορου το Θεολγου λγοι (...) рукопись в 4-ку, из 23 тетрадей различной величины (...) Эта рукопись писана двумя почерками, так что разделяется на две части, из коих первая состоит из первых 14 тетрадей, а вторая, – из остальных 9 (...) И ту и другую часть можно полагать между X и XIV веками (...) Всех листов в этой рукописи 174. 6 (24). Вопросы и ответы, или св. отцов рукописи (...) Это есть известное сочинение Анастасия Синайского (Синаита) «Вопросы и ответы о разных духовных предметах…» (...) всего (...) за исключением первых четырех листов, 125 листов (...) Эта рукопись в 4-ку и принадлежать может к XII или XIII веку. 7 (25) (...) Типикон церковного последования святой в Иерусалиме Лавры (...) Рукопись XIII или XIV века, в 4-ку (...) из 126 листов. В. на бумаге 8 (26) (...) Григория Богослова (...) стихотворения (...) Рукопись не старее XVI в. в 4-ку (...) состоит из 209 лл.… 9 (27). Χρονογρφος или Σνοψις ιστοριν… Эта рукопись в лист, писана на новогреческом языке в XVI столетии (...) и вероятно, в Молдавии… 17 . Однако Норов совершенно справедливо учитывает в качестве отдельной рукописи написанный унциалом отрывок из греко-сиро-арабской Псалтири, который составлял, по крайней мере в первой трети XIX в., дополнение к переплету древнего пергаментного списка «Слов» Григория Богослова 2/20 по нумерации Д. П. Попова): «…в начале рукописи вплетены четыре пергаментные же листа из весьма древней рукописи, VIII в. или даже еще древнейшей Псалтири, на трех языках, на греческом, сирском и арабском…» 18 . В составе библиотеки Норова этот фрагмент являлся отдельной единицей хранения 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Настоящая работа посвящена рассмотрению актуального вопроса, касающегося одного из аспектов брака, а именно супружеских (точнее, физических или сексуальных) отношений. Несмотря на то, что некоторые вопросы этой тематики были рассмотрены в предыдущих выпусках серии «Очерки православной антропологии», актуальность самой темы для широкого круга людей послужила причиной ее изложения в отдельной книге. При этом данная книга существенно дополнена (по сравнению с предыдущими выпусками) различными материалами, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Автор приводит различные взгляды на данную проблему и ее аспекты, а также анализирует причину негативного отношения (высказываемого рядом авторов) к естественному способу зачатия. Мы надеемся, что представляемая книга будет интересна для самой широкой аудитории, включающей и воцерковленного читателя, и только начинающих свой путь в духовном развитии, и специалистов в области богословия, философии, психологии, педагогики. Свои отзывы и пожелания по данной работе (ее содержанию и оформлению), а также другим выпускам религиозно-философской серии «Очерки православной антропологии», просим присылать по электронному адресу редакции «Благовест»: info@blagovest-moskva.ru. Полученная от читателей информация будет использована при издании (переиздании) книг этой серии. Предисловие Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6: 11). Святой апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью (Еф. 5: 22). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. “Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они — порождение и слава супружества”, — говорит свт. Григорий Богослов» (4: 212).

http://zavet.ru/a/rss_1276697393.html

Алана с мужем походили в Свободную методистскую церковь, но она оказалась не по душе. Затем они возобновили контакт с несколькими меннонитами, которых ее муж знал еще с колледжа, когда сам посещал их собрания. В итоге оба присоединились к Меннонитской церкви, приняв ценности, богословие и стиль жизни движения анабаптистов. Алану продолжало беспокоить, почему разные люди по-разному трактуют Писание. Вопросы, которые она задавала собратьям-меннонитам и даже меннонитскому пастору, не принесли удовлетворительных ответов. Алана с мужем мечтали о христианской общине, в которой царит дух братства. Это побудило ее прочитать ряд статей на данную тему, написанных, по совпадению, православным автором. У Аланы появилось сильное желание причаститься. Меннонитский пастор сказал: «Это очень проблематично, но если ты готова приносить и готовить все сама, то Причастие будет чаще». Она так и сделала, но ее удручало, что для меннонитов Святое Причастие – это всего лишь воспоминание, а не вкушение Тела и Крови Христовых. Тем временем ее муж сформировал группу мужчин, которые собирались вечером каждый четверг молиться, обсуждать богословие, Священное Писание и т.д. Некоторые из них собирались вступить в общину, связанную с «Евангелической православной церковью» . Так получилось, что она финансировалась одной церковью из Индианаполиса (которая тогда называлась «церковь Святой Троицы Евангелической Православной Церкви). Ее удручало, что для меннонитов Святое Причастие – это всего лишь воспоминание В это же время Алана приобрела экземпляр книги «Православный путь» Тимоти Уэра (будущего Митрополита Диоклийского Каллиста). Благодаря ей она получила такие глубокие и основательные ответы на свои вопросы, что воскликнула, обращаясь к мужу: «Нам надо быть православными!» Следующие 6 месяцев они по субботам посещали православную всенощную, а по воскресеньям ходили на меннонитские службы. Незадолго до Пасхи официально ушли из Меннонитской церкви и полностью погрузились в Православие. Тем же летом оба стали оглашенными, а на следующую Пасху их дети приняли Крещение, и вся семья была присоединена к Православию через Миропомазание.

http://pravoslavie.ru/136101.html

– Отец Алексий, напоследок хотелось бы услышать от вас назидание родителям, касающееся темы нашей беседы. – Прежде всего, наверное, я хотел бы сказать не родителям назидание, а себе самому: быть всегда честным перед Богом в своих поступках, мыслях и делах. И то, что несправедливо, исправлять, а того, что благое, держаться. Как говорил святитель Тихон Задонский: «Делай благо, бегай злаго – спасен будеши». Вот если таким образом мы подойдем к своей собственной жизни, то мы откроем для ребенка удивительный мир – мир внутреннего человека, духовного существа, который может жить вопреки внешним обстоятельствам, и этот мир может даровать человеку гораздо более счастья, радости и любви, чем дает окружающая нас действительность. Для этого надо быть не только честным, но и справедливым. Если не прав, то необходимо исправляться. Как говорит апостол: «Будучи наказываемы в этой жизни, мы не будем наказаны в вечности». Поэтому всякая немощь, которую мы видим в себе самом, должна тотчас же исправляться. И если каждый из нас будет так же ответственно и строго подходить к своей собственной жизни – не к жизни ребенка, а к своей собственной жизни, – то тогда на этом удивительном пути, трудном, но в то же время славном, ребенок увидит ту подлинную встречу его отца или матери с Богом, более которой в жизни быть ничего не может. Рейтинг: 9.6 Голосов: 260 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 2 декабря 2016, 21:42 Спаси Господи, О.Алексия за душеполезную беседу. Услышала ответы на некоторые свои вопросы.Помощи ему Божией в семье и на поприще служения Богу и Людям! Татьяна Кошечкина 8 декабря 2014, 05:47 Так просто,но так необходимо донести до многих мамочек,родителей.Открывается мир,жизнь с настоящей стороны.Вы даете даже некий алгоритм для родителей,не надо ходить по психологам,специалистам,читать модные книги о воспитании надо идти к Богу.И пусть даже пока одна супруга и путь её трудный,но обязательно все получиться! Спаси Господи! Ульяна 6 декабря 2014, 11:24

http://pravoslavie.ru/75613.html

Не любя 18 поклонов, я нахмурил брови и обратился к архимандриту. Отмечаю здесь одни ответы его на мои вопросы. 1 . Александрийский патриарх Иерофей скончался 8 сентября 1845 года. 2 . Он заживо указал своего преемника, именно архимандрита Иерофея. С волею его согласны были и все христиане. Более 700 заручных одобрений значилось в акте избрания сего архимандрита, представленном Мегмету-Али на утверждение. 3 . Избранного в Константинополе 19 Артемия не примет ни клир, ни народ, ни паша. 4 . Когда я сказал, что Великая Церковь намерена понудить Артемия подать отречение от Александрийского престола с тем, чтобы он пользовался доходами одного из имений, принадлежащих сему престолу в Валахии, тогда седобрадый собеседник мой закачался и возопил: «Не бывать этому; Артемий требовал, чтобы я ежегодно высылал ему 2 000 голландских червонцев; но и покойный патриарх получал только одну тысячу их со здешних имений». Я очень доволен был этим мимолетным обнаружением численности дохода Александрийского престола в Валахии. 5 . Сему престолу принадлежат в этом княжестве следующие обители: 1) в Бухаресте монастырь во имя Рождества Богородицы, прозываемый Златарь, от строителей его Златарей; 2) в восемнадцати часах езды от Бухареста монастырь Сгарци 20 с доходными имениями. 6 . Св. Гробу с имений в Валахии доставляются два миллиона пиастров турецких (100 000 руб. сер.). Достопочтенные старцы ушли восвояси. А я в коляске поехал в канцелярию нашего генерального консульства и тут предъявил свой паспорт старшему секретарю Котову, сказав ему, что я намерен пробыть в городе дня три и посетить монастыри. Он начал было отклонять меня от этого посещения, говоря: «В городе будут смотреть на вас, как на соглядатая и станут кричать, что русские до сей поры подсылали сюда светских агентов, а теперь являются и духовные и осматривают церкви и монастыри». Но я настоял на своем; говорил, что никто не может запретить монаху молиться в монастырях; полуоткрылся, что мне непременно надобно собрать [некоторые] сведения о здешних метохах, принадлежащих Св. местам, и в заключение с твердостью сказал ему: «Я должен видеть здешние монастыри». Котов уступил моей настойчивости. Соглашено было только испросить благословение преосвященного викария (за отсутствием митрополита Неофита) на обозрение церквей и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Преосвященный Филарет Черниговский считает, что как минимум пять из этих канонов принадлежат Феофану 21 . В Триоди Постной преподобному песнописцу принадлежат каноны 1) на утрени и повечерии недели Православия; 2) в среду 4-й недели Великого Поста; 3) в субботу Ваий до 6-й песни (в дополнение к четверопеснцу преподобного Космы Маиумского) и, как указывает И. А. Карабинов, 4) канон в неделю о блудном сыне 22 . В Триоди Цветной есть 1) канон преподобного Феофана на Преполовение Пятидесятницы; 2) богородичные тропари в пасхальном каноне (которые обозначаются и как канон Богородице в 3-ю неделю по Пасхе) и 3) канон Святому Духу на повечерии дня Пятидесятницы. Таким образом, в Триодях каноны преподобного приурочены к менее значительным праздникам, только в редких случаях он дополняет труды прославленных песнописцев святых Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского с тем, чтобы создать полные каноны. Особое положение занимает его канон в неделю Православия, восстановление которого он лично праздновал в 842 году после освобождения из по существу пожизненного заточения. Нам представляется существенным рассмотреть перечисленные труды преподобного Феофана в связи с особенностями его жизни и исповедничества. А это требует поставить и по возможности решить ряд вопросов. Как писал преподобный исповедник свои каноны, находясь почти всю свою жизнь в темницах или ссылках? Каким образом и откуда получал он необходимый материал о жизни святых, чтобы изобразить сущность их жития в тропарях своих канонов? Каковы были условия его творчества, как он получал возможность писать и как мог сохранять написанное, иногда значительное по размеру? Трудно ответить на все эти вопросы так, чтобы быть близкими к истине, но из скудных сведений о жизни преподобного Феофана можно получить некоторые факты, которые в известной степени дают ответ на возникающие вопрошания. Из указаний современников видно, что преподобные узники Феофан и Феодор имели возможность посылать письма и получать ответы. Так, как сказано выше, они переписывались со святителем Мефодием.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

А для этого необходимо нужно предоставить им как можно более свободы, инициативы и самостоятельности» . Жизнь всегда сложнее, чем кажется, — она не есть красиво раскрашенная лубочная картинка. Этого нельзя забывать. К сожалению, многие православные оказались неготовыми к вызову, который нам предъявили сектанты и процессы демократизации законов, касающихся религиозных вопросов. Мы разучились решать свои проблемы именно христианскими церковными средствами и ищем мирские ответы на духовные вопросы. Но мир, погрязший в собственных противоречиях и проблемах, едва ли сможет помочь нам. Повторю: нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1 Тим.6:20 )». Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т.1. С. 766.. Иоанн (Шаховской) , архиепископ Сан-Францисский. Сектанство в Православии и Православие в сектанстве.//К истории русской интеллигенции. М., 2003. Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн 2. С. 762-765. Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25-26.

http://radonezh.ru/analytics/svyatootech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010