Желая содействовать распространению знания церковных правил, митрополиты русские предлагали подчинённому им духовенству обращаться к ним с вопросами по делам церковным. Так, митрополит Киприан писал игумену Афанасию: «понеже далече от нас отстоиши и вемощно усты ко устом вопрошати о своей пользе и братии, и ты такожде написуй, внегда на ум что взыдет, и по вопросам твоим ответы сотворим» 4 . Митрополит Фотий, предложив на вопросы псковского духовенства несколько ответов, присовокуплял: «а что у вас сынове будет в о иных о всех своих делех, присылайте ко мне не зазорно: хощем бо благодатию Христовою вся исполнена быти от нашего смирения елико получихом от Господа» 5 . Иногда, не имея надобности или возможности давать свои ответы, митрополиты предписывали духовным самим справляться в правилах. «Не успех, чада моя, – писал митрополит Фотий псковичам, – изыскати и написати вам сих правил: послове ваши просив от вас того слова и лучилось им ехати на-борзе. И вы сынове, сами поищите в святых правилах тех правил, пишущих о том» 6 . Из этих слов митрополита Фотия, равно как и из самого содержания канонических определений разных русских митрополитов, видно, что основанием для них служили главным образом древне-церковные правила – номоканон греческий или кормчая книга. Некоторые послания митрополитов представляются сводом древне-канонических определений. Так, послания митрополита Фотия по поводу возведения в сан южно-литовского митрополита Григория Цамблака и по поводу ереси стригольников содержат – первое 30, а другое 7 древне-церковных соборных и отеческих постановлений 7 . Иные послания русских иерархов прямо указывают на древние правила, на которых основывались содержащиеся в них определения, а другие ограничиваются общим указанием на узаконения древней Церкви. Так, митрополит Киприан отменил устав, данный суздальским епископом Дионисием Снетогорскому монастырю, потому, что он был «написан не по закону и не по правилам» 8 . Другим началом, которым руководствовались русские митрополиты при составлении своих правил, служили определения предшествовавших отечественных соборов и святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Не ставя перед собой задачи сообщить читателю нечто совершенно новое, постараемся кратко изложить некоторые исторические сведения о празднике, отмечавшемся первоначально 6 января, более или менее известные. Св. Иоанн Кассиан Римлянин (360-ок. 432) писал: «... священники этой провинции [Египет] рассматривают [Богоявление] как время, одновременно крещения Господа и также Его рождества во плоти (vel Dominici baptismi, vel secundum carnem nativitatis esse definiunt...), и так празднуют память каждого таинства не отдельно как в западных провинциях, но в едином празднике этого дня». Много веков спустя в рукописи, содержащей сочинения известного сирийского монофизитского писателя Дионисия Бар-Салиби († 1171), сделана схолия, почти что  современная ему, с объяснением причин введения праздника Рождества: «Господь был рожден в месяце январе, в день, когда мы празднуем Богоявление; ибо древние соблюдали Рождество и Богоявление в один день... Причина, по которой отцы перенесли указанное торжество с 6 января на 25 декабря, как говорят, такова: язычники имели обыкновение отмечать в тот же день 25 декабря праздник рождения солнца. Для украшения торжества у них был обычай возжигания огней, даже христиане приглашались принять участие в этих обрядах. Итак, когда учителя заметили, что христиане были покорены этим обычаем, они решили праздновать праздник истинного Рождества в тот же день; а 6 января они стали праздновать Богоявление. Они сохранили этот обычай до сего дня с обрядом возжигания света ( досл. огня)». Если положиться на эти два свидетельства, начинает вырисовываться древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). В памятнике сирийской письменности (не позже нач. IV в.) «Учение апостолов» сказано: «Соблюдай день Богоявления нашего Спасителя, который глава праздников Церкви, в 6 день месяца канун (т. е. 6 января) согласно долгим вычислениям греков...».  Однако остается немало вопросов. 1. 6 января - был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения? 2. С какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников? 3. С какого времени начинает праздноваться отдельный праздник Рождества Христова? 4. Как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления? и пр. Ответы на эти вопросы были бы слишком пространны для краткой заметки. Быть может, несколько приведенных ниже отрывков из святоотеческой письменности смогут отчасти пролить свет на некоторые из них.

http://bogoslov.ru/article/270513

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ). В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово ‏‎ (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом πβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ). Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски , нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом ‏‎ (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст ) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея). В каких случаях читается молитва отречения от сатаны? Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отрекохся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

http://azbyka.ru/satana

Для удобства мы разделили книгу на четыре части. Первая посвящена ознакомлению с Таинством, с его сутью и с его чинопоследованием – это поможет вам лучше ориентироваться в происходящем и понимать, что же совершается во время крещения, что означают те или иные слова священника и ответы крестных или самого крещаемого. Вторая часть посвящена вопросам, связанным с крещением младенцев – в том числе, истории этой практики, ведь изначально в древней христианской церкви Крещение принимали только взрослые. Следующая часть – о крещении взрослых: о том, нужны ли им восприемники, как подготовиться к Таинству, как жить после него. И, наконец, четвертая часть ответит на вопросы людей, которых зовут стать крестными родителями. И родителей, перед которыми встает не всегда простой вопрос выбора восприемников. Надеемся, книга поможет вам и вашим близким на пути в мир Церкви Христовой! О Крещении детей и взрослых Что нужно знать родителям, восприемникам и крещаемым? Оглавление 1. Вступление 2. Крещение: что это такое и как совершается? 3. О крещении детей 4. О крещении взрослых 5. Что нужно знать крестным? 6. Распространенные вопросы о крещении 7. Истории о крещении 8. Библиография 9. От издателя Вступление Крещение – самое популярное, если так можно сказать, Таинство Церкви, и самое древнее по времени возникновения. С него начинается вхождение человека в Церковь, его живые отношения с Живым Богом: из крещальной купели он выходит уже иным.  Однако мало кто знает, что же в действительности совершается над человеком в момент этого Таинства и для чего оно нужно. Некоторые люди ошибочно полагают, что крещение - это некая защита, в том числе и гарантия здоровья крещаемого младенца. Другие воспринимают таинство как дань традициям, некую печать принадлежности к русскому народу, забывая, что православных народов на земле немало, да и христианство изначально никогда не ограничивалось национальностью. Увы, встречает и такое, что стать крестными или крестить своих детей желают люди неверующие, попирая сам смысл этого Таинства:  произносимые во время крещения слова «Верую Христу как царю и Богу» в таком случае оказываются обманом и профанацией...   

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

" Здесь прибавлено: " перед народом " , потому что, если какой-нибудь разумный мирянин будет спрошен частным образом о каком-нибудь догматическом предмете, или о другом душеполезном деле, он не подвергнется наказанию, если даст ответ по своему усмотрению " (толкование Вальсамона на 64-е пр. Антиох. собора). 4. Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты или церковных сторожей и тем более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь. " Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря " . (69-е пр. 6-го Всел. собора). " Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святой олтарь. Я впрочем много употребил старания, чтобы воспрепятствовать мирянам входить во святый олтарь храма Пресвятыя Госпожи моея и Богородицы Одигитрии; но не мог достигнуть успеха: говорят, что это древний обычай и не должно возбранять " (из толкования Вальсамона на 69-е пр. 6-го Всел. собора). " Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу, еже в Трулле. Инокиня же входит, и пометает, по пятнадесятому правилу святаго Никифора Цареградскаго " (66 ст. Номоканона при Большом Требнике). Канонические правила относительно участия женщин в богослужении 1. Женщинам должно молчать в церкви. " Не позволительно женам, во время Божественной литургии, глаголати, но, по слову апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли же чесому научитйся хотят: в дому своих мужей да вопрошают (1 Кор. 14. 34, 35) " (70-е пр. 6-го Всел. собора) " В Послании к Коринфянам (1 Кор. 14, 34) великий Павел повелевает женщинам молчать и повиноваться своим мужам, по закону Моисееву, который говорит: " к мужу твоему " , жена, " обращение твое и той тобою обладати будет " (Быт. 3, 16). Итак, согласно с сим правило определяет, чтобы женщины не разговаривали во время Божественной литургии, но дома научались от своих мужей о чем желают. В виду сего определения не говори, что им запрещено говорить во время литургии, а во время других церковных собраний можно разговаривать беспрепятственно; ибо и тогда они должны молчать. Кажется, что в то время некоторые женщины, объясняя чтение Божественных писаний, брались говорить в церкви много и давать ответы на вопросы, что, по мнению отцев, не свойственно женщинам, а потому и запрещено. Но наедине спрашивать разумнейших женщин о каких-нибудь душеполезных предметах - не ново " (из толкования Вальсамона на 70-е пр. 6-го Всел. собора).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

я решил католичество осознанно принять. в православии меня крестили младенцем. решил перейти в католическую веру. так вот не говорите мне что я не спасусь и еретик. вы оскорбите мои чувства. я учусь на юриста и заявляю что оскорбление чувств верующих преследуется по закону. не смейте меня называть заблудшим НИКОГДА. в католичестве тоже можно спастись. жанна дарк ведь святая, также мать тереза, фома аквинский, франциск и т д. уважайте католиков, не бросайтесь словами богохульник и еретик в адрес католиков. вот когда я православным был, я католиков также поддерживал, признавал жанну дарк и чистилище (по сути был греко-католиком, потому что плакал, читая негативную критику святых о католиках и протестантах и считал, что любой ценой надо сотрудничать и дружить а также объединиться). ОСУЖДЕНИЕ ЛАТИНСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРАВОСЛАВНЫМИ СОБОРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ВСЕЛЕНСКИЙ АВТОРИТЕТ 1. Папизм (II Константинопольский Собор 553 г. (V Вселенский, сессия восьмая); Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 85); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 10)). 2. Учение об исхождении Святого Духа filioque (IV Конст. Собор 879–880 г.; Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 71); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 1)). 3. Учение о чистилище (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 64, 66); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 18); Томос Конст. Собора 1484 г.). 4. Учение об освящении Даров установительными словами Иисуса Христа (91 правило св. Василия Великого (одобрено Трул. Собором 691–692 г. и VII Всел. Собором 787 г.); Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). 5. Служение мессы на опресноках (Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). 6. Практика причащения мирян под одним видом (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). Это принципиальные вопросы, которые различают Православную Церковь и Римо-Католическую. Признание таинств Римской церкви имеет место в силу сохранения в ней апостольского преемства, однако ряд православных общепризнанных соборов (см. выше) осудил некоторые положения латинской веры как лжеучения. В древности такое же отношение было и к другим еретическим сообществам, где сохранилось законное священство. Если хотите разобраться подробнее, см. видео. 

http://azbyka.ru/vopros/ne-greh-li-budet...

( Быт.6:4 ) Церковь отвергла мнение, что сыны Божии в этом текст,- это падшие ангелы. Об этом было сказано в приведенной выше цитате свт. Иоанна Златоуста . Вот еще из прп. Ефрема Сирина : После Моисей пишет о детях, рождавшихся Каиновыми дщерями от сынов Сифовых, и говорит: Исполини же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии. Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы, потому что проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения (пищу), как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают ее. Поскольку потомки Каиновы как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой собирали и ели тогда такие произрастания земли, лишенные силы, то и сами стали так же бессильны, как и то, чем они питались. Сыны же Сифовы, поскольку они были сынами благословения и жили на земле, сопредельной раю, вкушали и многочисленные и не лишенные силы земные произведения и тела имели крепкие. Эти-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенавшего Каина, рождали для его племени исполинов именитых. Словами: иже от века, — означается, что для Каинова племени рождались такие же исполины, каковы были первобытные и именитые люди — Сиф и Енос. Весьма подробно рассуждает об этом свт. Кирилл Александрийский , прямо опровергая это мнение: После того как род человеческий распространился до великого множества, сыны Божии, сказано, впали в неразумнейшую похотливость к женщинам и и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. Мы знаем, что некоторые из списков Библии ясно имеют такое чтение: видевше же ангелы Божий дщери человечи. Затем некоторые отклоняют обвинение в плотолюбии (от ангелов) и вину в столь гнусной похоти возлагают на падших ангелов, не соблюдших своего начальства, как написано ( Иуд. 1, 6 ). Я же утверждаю и соглашаюсь с тем, что им приличествует всякий недуг духовный; но мне кажется, было бы безрассуднее всего и вполне несообразно с здравым разумом придавать этому веру в отношении к самому делу.

http://azbyka.ru/vopros/chto-vy-dumaete-...

- Насколько можно судить по прежним публикациям, вначале вы были сторонником той точки зрения, что останки, найденные под Екатеринбургом, не принадлежат царской семье. Однако потом вы изменили свою позицию. Как это произошло, по каким причинам? - Я не могу сказать, что изменил свою позицию. В 90-е и 2000-е годы у меня, как и у многих представителей православной общественности, более-менее знакомых с темой, было недоверие к следствию. Сейчас такого недоверия нет. Во-первых, потому, что следствие проходит в тесном взаимодействии и даже под контролем священноначалия Русской православной церкви, чего мы добивались все эти годы. Во-вторых, к исследованию привлечены эксперты, ранее критиковавшие выводы следствия и скептически относившиеся к результатам экспертиз, например петербургский судмедэксперт профессор Вячеслав Попов. Беседуя с экспертами, я хочу для себя прежде всего разобраться в этой сложнейшей, но и важнейшей не только для нашего прошлого, но, уверен, и для будущего проблеме. Пока у меня остается много вопросов. - Экспертизы,проведенныепосле обнаружения останков под Екатеринбургом в начале 1990-х годов, породили много вопросов и сомнений. Наверное, именно из-за этого Церковь в ту пору не признала " екатеринбургские останки " царскими. Какие основные претензии предъявлялись тогда исследователям? Можно ли надеяться, что при нынешних экспертизах будут учтены допущенные ошибки и пробелы? - Как известно, окончательно позиция Церкви была сформулирована на заседании Священного Синода 17 июля 1997 года, в тот день, когда по настоянию светской власти в Петропавловской крепости все-таки захоронили останки без участия патриарха и архиереев Русской православной церкви. Суть позиции священноначалия состояла в том, что нужно продолжить работу государственной комиссии, поскольку Церковь не получила убедительных ответов на поставленные ею на заседании Синода 6 октября 1995 года и выработанные комиссией 15 ноября 1995 года 10 вопросов. Напомню некоторые из них: полное антропологическое исследование костных останков; анализ выводов следствия правительства Колчака о полном уничтожении всей царской семьи и сопоставление других результатов следствия 1918-1924 годов и современного следствия; графологическая, стилистическая экспертиза " Записки Юровского " (о расстреле царской семьи. - Прим. ред.); проведение экспертизы относительно костной мозоли на черепе 4 (предположительно, Николая II. - Прим. ред.); подтверждение или опровержение ритуального характера убийства; подтверждение или опровержение свидетельства отчленения головы Николая II сразу после его убийства. Эти вопросы сегодня находятся в центре внимания экспертов. И мы надеемся получить на них убедительные ответы. И некоторые уже получены.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/26/i...

С уважением, Вот слова протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи». А  протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма свт. Василия Великого (на Горке) Псковской митрополии МП, однажды отвечал на вопрос: «— Допустимы ли в браке оральные ласки между супругами? —Это интимный вопрос, в Священном Писании и у святых отцов ничего об этом не говорится. Друг другу не изменяйте и не извращайтесь, а как будете ласкать друг друга, решайте сами. Спаси Господь!» По поводу полового влечения вообще существуют прямо противоположные мнения (как говорится, во второстепенном – многообразие). Многие считают деторождение единственной целью брака, а удовлетворение полового влечения даже в браке — противоестественным и скотским, то есть грехом нечистоты (вслед за рядом святых отцов  — блаженным Августином , свт. Игнатием Брянчаниновым и др.). Тем не менее, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени», а в Библии воспевается чувство искреннего физического любовного влечения ( Прит. 5: 18–20 ; Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2–11 ). Но нужно учесть, что даже при этом подходе плотские отношения между супругами не должны являться самоцелью, а лишь быть одной из сторон супружеской Любви. Только тогда они являются чистыми. И нет сформулированной позиции Церкви непосредственно об оральном сексе. Апостол Павел сказал:   «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». ( 1Кор. 6:9–10 ). Но даже если Вы убеждены, что согрешили, то при этом нужно не совершать другой грех – нельзя впадать в отчаяние. Нужно всей душой уповать на Милосердие Божие. Дальше у апостола говорится: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:9–11 ). Так что покайтесь, исповедуйтесь, верьте в Милость Божию и ведите благочестивую жизнь. И ознакомьтесь с поводами для отлучения от Церкви. Чтобы Вам самой было спокойнее.

http://azbyka.ru/vopros/o-blizosti-s-muz...

Духовник. Практически на все вопросы ты можешь найти ответы в творениях святых аскетов Восточной Церкви. Что же касается «Откровенных рассказов странника», то с одной стороны, эта книга вдохновляет всякого незнакомого с традицией умного делания на путь Иисусовой молитвы и на изучение святоотеческой литературы по этой теме, а с другой – при некритичном прочтении вполне способна ввести в заблуждение и повредить духовно. Священник. Некоторые приравнивают «Рассказы странника» к отеческой литературе. 4 Духовник. Эту книгу нельзя отнести к разряду святоотеческой хотя бы уже потому, что Церковь не канонизировала ее автора. Священник. Как же канонизировать того, кто неизвестен? Духовник. Это согласно издательской традиции сочинение является анонимным. На самом деле, уже давно выяснено, что книгу написал иеромонах Арсений (Троепольский) . 5 Священник. Я о нем ничего не слышал. Духовник. Родился он в Москве 26 февраля 1804 года. После учебы в университете на филологическом факультете в 1825 году вступил в московский Симонов монастырь и был пострижен с именем Арсений в 1830 году. После принятия священного сана начались его «странствования» по монастырям России. В 1833 году он проживал в Оптиной пустыни, в 1835 году был включен в братство Киево-Печерской лавры, в 1837 году находился в Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни, затем в том же году был переведен в московский Заиконоспасский монастырь, где провел несколько лет «в совершенном устранении от всех служений и послушаний». С 1842 года иеромонах Арсений становится наместником московского Симонова монастыря, но уже в 1847 году переведится в Саввино-Вишерский монастырь. После этого он побывал еще в нескольких монастырях, пока в виду обострившейся болезни не поселился в 1857 году в Пафнутиево-Боровском монастыре, где и почил 7 июля 1870 года. 6 На протяжении всей своей жизни Троепольский постоянно интересовался темой умного делания, которой увлекся еще в бытность свою в Симоновом монастыре, где под руководством старца Илариона (Ремезова) занимался Иисусовой молитвой. С того же времени он начал составлять тексты, посвященные этому занятию, вести подробный дневник практики Иисусовой молитвы и собирать из литературы многочисленные примеры о чудесном действии молитвы. 7 Отличительной особенностью его рукописной традиции было «отсутствие имени составителя практичес­ки во всех списках его сочинений». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010