Святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Солунского, Десятословие по христианскому законоположению 1)  Господь Бог твой, Господь Един есть (Втор. 6, 4), во Отце, и Сыне, и Духе Святом познаваемый: во Отце нерожденном, в Сыне рожденном безначально, безвременно и бесстрастно, яко Слове, Который, помазав Собою принятое Им от нас, наименовался Христом, и в Духе Святом, так же из Отца не рожденно, но исходно происходящем. Сей единый есть Бог и сей есть Бог Истинный, в Троице ипостасей – Господь един, естеством, волею, славою, силою, действом и всеми свойствами Божества не разделяемый. 2)  Его единаго возлюбиши, и Ему единому послужиши, всем помышлением твоим, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею; и да будут словеса Его и заповеди Его в сердце твоем, чтоб творить их, поучаться в них и говорить о них, сидя в дому и идя путем, лежа и востая (Втор. 6, 5–7). Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его Единого, и никогда не забывай Его и заповедей Его; и тако Он даст тебе силу творить волю Его. Ибо Он ничего другого не требует от тебя, точию еже боятися Его, и любити Его, и ходити во всех путех Его (Втор. 10, 12). 3) Он хвала твоя, и Он Бог твой. Не дивись без меры бесстрастию и невидимости премирных Ангелов, ни крайнему лукавству ниспадших оттуда сил, их хитрости и злокозненности на прельщение нас, и не дерзай думать, что в них есть что-либо равночестное Богу. Не засматривайся на величие неба и многообразность его движения, ни на блеск солнца, ни на светлость луны, ни на других звезд сияние, на пригодность воздуха к дыханию и на многополезность моря и земли и бойся что-либо из сего сделать для себя богом. Ибо все сие работно Ему, как творение Его, словом Его из небытия к бытию воззванное. Яко Тойрече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9). 4) Сего убо Единого славь, к Нему прилепися любовию и Ему кайся день и ночь в вольных и невольных грехах своих. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив (Пс. 85, 15), – вечный Благодетель, обещающий и дающий Царствие Небесное непрестающее, жизнь беспечальную и бессмертную и свет невечерний в наслаждение чтущим Его и любящим, поклоняющимся Ему и заповеди Его хранящим. Но Он же есть и Бог ревнитель, Судия Праведный и страшный Отмститель, воздающий нечествующим в Него, не покоряющимся Ему и заповеди Его оставляющим муку вечную, огнь неугасимый, страдание непрестающее, скорбь безутешную, тьму кромешную, скрежет зубов, червь неусыпающий, – что уготовал первому отступнику лукавому и с ним всем, прельщенным от него и последовавшим ему и оставившим Творца своего делами, словами и помышлениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И когда они изменили свое намерение, то продали его измаильским странствующим купцам. И они отвели его в Египет и продали его Питфаре 80 , евнуху Фараона, главному повару, жрецу Гелиопольскому 81 . И сыновья Иакова закололи козленка, и омочили одежду Иосифа в его крови, и послали ее Иакову в десятый день седьмого месяца. [...]. И они принесли ее ему, и он занемог болезнию 82 от печали о его смерти. И он сказал; «Дикий зверь пожрал Иосифа». И все его домочадцы были при нем в этот день; и его сыновья, и его дочери собрались утешать его; но он оставался безутешным о своем сыне. И в тот день услышала Валла, что Иосиф потерян, и умерла от печали по нем, в то время как она была в Караффифе. И дочь его Дина также умерла, после того как Иосиф был потерян. Эта тройная скорбь пришла на Израиля в один месяц. И они похоронили Валлу напротив могилы Рахили, а также и дочь его Дину похоронили там. И он скорбел об Иосифе год и не переставал печалиться; ибо он сказал: «Я сойду в могилу, печалясь об Иосифе». Ради сего определено между сынами Израиля, чтобы скорбеть в десятый день седьмого месяца, в тот день, когда пришло печальное известие об Иосифе к его отцу Иакову, чтобы испрашивать в оный день прощение чрез козла, в десятый день седьмого месяца, один раз в год, в своих грехах; ибо они превратили любовь своего отца к его сыну Иосифу в печаль о нем. И этот день установлен, чтобы они в течение его скорбели о своих грехах, и о всякой своей вине, и о своем проступке, дабы очищаться в этот день однажды в год. И после того как Иосиф был потерян, сыновья Иакова взяли себе жен. 1) Имя жены Робела – Ада; 2) жены Симеона – Адиба, хананеянка; 3) жены Левин – Мелха, из дочерей Аррама, из семени сыновей Фарана; 4) жены Иуды – Бефазуел, хананеянка; 5) жены Исашара – Гизека; 6) жены Дана – Эгла; 7) жены Завулона – Нииман; 8) жены Наффалима – Разуу из Месопотамии; 9) жены Гада – Михи; 10) жены Асера – Ийона; 11) жены Иосифа – Асанеф, египтянка; 12) жены Вениамина – Ийоска. И Симеон изменил намерение, и взял вторую жену из Месопотамии, как и его братья.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

В Капернауме, городе неверующих, который из-за неверия исчез с лица земли, спрашивали Господа духовно обнищавшие евреи то об одном, то о другом. Наконец, Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54). А перед храмом Соломона, исчезнувшим с лица земли из-за осквернения неверием, сказал Господь: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия… (Ин. 5, 25) и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). А тем, которые качают головами и рассуждают: «Как трудно!», скажите: Есть ли что трудное для Господа? (Быт. 18, 14). И еще много других слов изрек Господь о воскресении мертвых. Чтобы не оставить людей в сомнении, Он все Свои слова делами засвидетельствовал. Он воскресил из мертвых дочь Иаира. Взяв рукой Своей ее холодную неживую руку, Он воскликнул: девица, тебе говорю, встань! (Мк. 5, 41). И мертвая девушка ожила и встала. Кроме того Господь воскресил сына вдовы в городе Наине. Прибыв с учениками в это город, Он встретил похоронную процессию и увидел безутешную мать, убивавшуюся от горя из-за смерти единственного сына. Иисус тут же подошел к матери и утешил ее словом: Не плачь! Затем и делом утешил. Подойдя к одру, Он сказал мертвому: Юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк. 7, 13–15). И еще воскресил Господь Лазаря в Вифании. Четыре дня лежал он мертвым в гробу; сестры его плакали, вся родня плакала, и Господь заплакал. И тогда воскликнул Иисус: Лазарь! иди вон. И вышел умерший (Ин. 11, 43–44). Так вернул его Господь живым, чтобы шел он к сестрам своим. И еще Господь воскресил… Кого? Самого Себя. Он воскрес из гроба в третий день по смерти, как предсказывал. И ученики Его обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 20). Какая же душа человеческая не обрадуется Господу — Воскресшему Воскресителю!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И далее мы читаем: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Петр Хризолог так истолковал эти слова: «А что же Христос? Зная наперед будущее, ведая тайное, Судия намерений, Надзиратель помышлений, почему Он оставил тех, которых, как Он знал, станут разыскивать из-за Него, и ведал, что из-за Него убьют? Новорожденный Царь и Царь Небесный, почему Он пренебрег Своими воинами ради собственной безопасности? Почему Он пренебрег войском Своих ровесников? Почему Он оставил стражей, вынутых из своих колыбелей, так что враг, намеревавшийся разыскать только царя, выступил против всего войска? Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с Божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил» 12 . Здесь мы видим, как судьба Вифлеемских младенцев образно перекликается с судьбою Страждущего Христа-Мессии. И далее мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17–18). Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную Церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).

http://pravoslavie.ru/93278.html

Что это сближение пророчества с фактом поражения Озии проказою не представляется невозможным, как бы подтверждается тем, что в приведенном месте кн. Пар. говорится о том, что жизнь Озии описана прор. Исаией. 7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. Первый отдел пророчества Исаии относится ко времени царствования Озии (Ср. Ис. 6:1 : в год смерти царя Озии). Он видит будущее и говорит о нем, как настоящем. Правда и в прошедшем было нападение Шишанка (Суакима) на Иудею и Иерусалим и пророк Самей говорил Ровоаму, что Господь оставит его за то, что он и народ оставили Господа. В прошедшем же было идолопоклонство Ахава и Иезавели во Израиле и Гофолии и сыновей ее в Иудее, и нападение разных народов на Палестину и братоубийственные войны; но в настоящем пророчестве духовные очи Исаии видят несомненно еще имеющие совершиться события. Самария еще не взята; Израиль еще не уведен в плен Салманассаром; Сеннахерим не входил еще в Палестину на пути к Лахису и не разорял Иудеи, послав отряд свой к Иерусалиму; а в более отдаленном будущем еще Вавилон не топтал своими ногами развалины священного града. Но для пророка будущее,-как прошедшее: пред ним раскрывается опустелая, заросшая сорными травами Палестина; не та страна, которая текла медом и молоком, не радостная невеста красного солнышка Соломона (см. в IV т. Св. Лет. Песнь Песней), – а пустыня, досушенная солнцем, „над которой небеса медь“ и в которой „земля железо“ и на которую „падает вместо дождя пыль“. (См. эти угрозы за отпадение от Господа во Втор. 28:23–24 ). Он видит народ обетования, отверженный Богом ревнителем за заблуждения, как жених отвергает неверную невесту свою. Но позже он же видит и бесконечное милосердие Творца, взывающего к бедствующему народу, как к невесте, сидящей одинокой в рубище при пути: „Бедная, бросаемая бурею, безутешная“ ( Ис. 54:11 ). Еще раз указывая, что слова Исаии напоминают выражения книг Левит (XXVI) и Второзакония (XXVIII и XXIX), очевидно имея в виду, что бедствия Израиля предсказаны в угрозах Пятокнижия, мы можем сказать, что сущность пророчества Исаии может быть выражена в словах Второзакония XXIX, 24–25. „И скажут народы: за что Господь поступил так с сею землею? И скажут: за то, что они оставили завет Иеговы, Бога отцев своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской“. Ср. еще 3Цар. 9слова при освящении храма Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А если посмотреть на себя под другим углом: любовь к врагам и бескорыстная щедрость? Сможем ли мы сказать, что мы отложили ветхие одежды? Сможем ли мы сказать, что мы облачились в нового человека, созданного по Богу? Всеобъемлющая любовь, бескорыстие и щедрость есть неотъемлемые свойства Бога, и только ими мы можем уподобиться Богу, и, как говорит в сегодняшнем чтении Господь, стать сынами Всевышнего. Аминь! Воскрешение сына наинской вдовы Дорогие братья и сестры! Сегодня в воскресном чтении из Евангелия от Луки нам рассказывается о том, как Господь в окружении большой толпы приближается к городу Наин. А из города к ним навстречу выходит другая толпа – траурная процессия. Вдова хоронит своего единственного сына. Как жить дальше? Муж умер, остался сын. Но теперь нет и сына. Радость, свет, надежда, забота, смысл ее жизни – все исчезло, все рухнуло. Мать жива, а сына нет. Она продолжает жить, а мальчика не стало. И нет ничего, только пустота, боль и безутешное страдание. И никто из этой огромной толпы не смеет подойти к несчастной, чтобы утешить ее. Там наверняка были родственники, соседи, друзья, знакомые, но никто не осмелился сказать ей: «Не плачь!». Самое большое, что они могут сделать – сострадать и плакать вместе с нею. Потому что утешить и поддержать можно лишь, предложив нечто взамен, заполнив пустоту, раскрыв новые возможности жизни. Но как и кто способен на это? И сегодняшнее Евангелие нам со всей решительностью заявляет, что есть такой Человек – Господь Иисус Христос, Который способен утешить человека, даже если он находится на самом дне отчаянья. Господь подходит к убитой горем матери и говорит ей слово, на которое не осмелился (и не осмелился бы) ни один человек. Он говорит ей: «Не плачь!» ( Лк. 7:13 ). Не плачь, потому что смерть не есть последняя инстанция, потому что жизнь и смерть в руке Господа. И чтобы она не сомневалась, Он воскрешает ее сына. А народ, который слышал и видел все это, прославил Бога и говорил: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( Лк. 7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Начинается канон погребальный, пресекаемый также молитвами за упокой усопшего, и после пер­вой молитвы воспоминается вся суета временного: «поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, и тщетно труждает себя земнородный; ибо, по словам писания, когда мир весь приобрящем, и тогда во гроб вселимся, где вместе нищие и цари». Когда же шестая песнь изобразит нам бурю жизни: «житейское море воздвигаемое зря напасти бурею, к тихому пристанищу притекши, вопию Тебе, возведи от тления жизнь мою, Многомилости­вый»: тогда и Собор духовный, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне зрит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание сей мирной при­стани: «со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». По окончании канона, один лик перекликает другому грустные антифоны, основанные на горьком опыте жизни: «какая житейская сладость пре­бывает не причастна печали? какая слава стоит на земле постоянно? Не все ли слабее тени? не все ли обманчивее сна? – одно мгновение и всему насле­дует смерть! но во свете лица Твоего, о Христе, и в наслаждении Твоей красоты, упокой избран­ного Тобою, Человеколюбец». «Плачу и рыдаю, когда помышляю о смерти и вижу, по образу Божию, созданную нашу красоту, безобразною, бесславною, не имеющею вида. О чудо! какое таинство сбылось над нами? как предалися мы тлению? как сопряглись со смертью? – поистине волею Бога, подающего покой преставившемуся». И посреди сего плача земли, безутешной, как древле Рахиль о своих избиенных чадах «яко не суть», предлагаются, во услышание верных, два отрадные уверения будущей жизни, в словах Апо­стола и Евангелия, ибо одно только небесное откро­вение, о восстании мертвых, может примирить ду­ховную природу человека с картиною предлежащей временной смерти ее тела. «Братие, говорит Апостол Павел (Сол. 4:13–17), не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы и вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Хри­стос умер и воскрес, то также и умерших в Иисусе, Бог приведет с Ним; ибо сие сказываем вам, словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших: потому что Сам Господь, по предвозвещении гласом Архангела и трубою Божией, снидет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вме­сте с ними восхищены будем на облаках по воздуху, навстречу Господу, и таким образом всегда с Господом будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце (преп. Иларион). Гонения В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Мне часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. А мне думается, что надо честью для себя считать такое отношение. «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас», сказал апостол Петр (1 Пет. 4, 14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы — не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует (преп. Никон). Как Христос на пути в Иерусалим не был принят жителями той страны, ибо «Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 53), потому что Он имел вид странника, путешествующего во Иерусалим, так и всякого подвижника, раба Христова, не принимают люди мира сего, ибо он имеет вид человека, грядущего в Горний Иерусалим. Они не понимают его и не могут понять. Не понимают они его христианского подвига, они чужды ему. Кажется он им неразумным, странным. И образ мыслей, и чувства, и понятия, и желания, и поведение, и вся жизнь, даже наружный вид у человека, живущего для Бога, не такой, как у человека, живущего жизнью мира сего. И потому мир, враждебный Христу, восстает против тех, которые стараются жить по-христиански, гонят их, враждуют против них, не принимают их в свою среду. «Но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 53) (преп. Никон). В настоящей нашей жизни печали не должны мы плакать и скорбеть безутешно, хотя нас и разбрасывают, и разлучают, и принуждают насильно оставлять святые обители наши. Ведь здесь, как и во всем, есть воля Божия, попускающая претерпевать нам сие за грехи наши, да и сказано еще: «Блаженны вы, когда ...отлучат вас, и будут поносить...» (Ср.: Лк. 6, 22) (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святые Отцы утверждают, что до всеобщего Суда Божия по молитвам Церкви участь умерших может быть изменена. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». Совершая поминовение усопших, нам необходимо и самим задуматься посерьезнее о загробной жизни, более и более утверждаясь в истине этого верования, потому что от сего зависит построение нашей жизни на земле и утверждение нашего нравственного начала. Непрочна и суетна наша земная жизнь. Самое ясное течение ее часто неожиданно омрачается черными тучами житейских бурь. Радости наши смежны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, сама жизнь в любой момент может пресечься смертью. И грустно становится, когда видишь и испытываешь всю непрочность ее благ. Но еще грустнее становится, когда при этом остаешься безутешным. Утешение же где искать еще, как не в твердом уповании, что жизнь наша не оканчивается смертью, что мы должны ждать жизни будущей, загробной? Говоря о ней, святой апостол Павел пишет к солунским христианам: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Сол. 4:13). Только не имеющие надежды на продолжение настоящей жизни по смерти сетуют и печалятся во все дни свои и не находят ни в чем утешения. Верующий же человек, напротив, надеется, что загробная жизнь есть, и надежда эта, и ожидание загробной жизни служат для него источником истинного утешения и успокоения. Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна быть у всех нас и в сердце, и в уме и должна занимать нас чаще, чем любые иные вопросы. Тем не менее эта живая истина некоторыми совершенно отрицается, а некоторые с равнодушием относятся к ней, совершенно не думая о будущей своей участи. 1961 г. В Димитриевскую родительскую субботу (2) Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Весь мир идет за Ним ! Ненависть противников Христа, противников Света и Жизни, сторонников тьмы и преходящего века сего , была и две тысячи лет назад, есть она и сегодня. Но Христос говорит Марфе: Если будешь веровать, увидишь славу Божию. Так сказано Марфе, но эти же слова обращены и к нам. Веровать – значит видеть за рассказом о чуде его духовный смысл. Веровать – значит доверять Богу. Он воскресил Лазаря – Он Сам Воскрес – Он нас воскресит! Но трудно верить, когда не видишь глазами. Но верить нужно не только в видимое, иногда нужно доверять сердцу: Блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 )… Лазарь вернулся к жизни. Древнее предание сообщает, что после пробуждения от смертного сна Лазарь спросил Христа: «Должно ли ему будет умереть во второй раз?..» Впоследствии Лазарь удалился из Вифании, где его как живого свидетеля силы Христовой преследовали иудеи. В скором времени его поставили епископом на острове Кипре, где он и скончался через тридцать лет. И еще одно, последнее. Все толкователи Нового Завета отмечали странную неторопливость Христа, получившего известие о болезни друга. Христос находится на расстоянии трех километров («стадий пятнадцати») от больного друга и не спешит прийти к нему на помощь. Сам Спаситель объясняет причину: болезнь Лазаря – к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Воскрешение Лазаря – предваряет и победу над смертью, которая осуществится в жизни Самого Христа. Но отметим и еще одну деталь. Если бы Иисус поспешил в Вифанию, пришел бы и исцелил Лазаря, «то этим, – как верно замечает архим. Амвросий (Погодин), – было б восстановлено мирное благополучие этой благочестивой семьи и ничего более, и так бы они жили, пока последующая война с римлянами, если бы они дожили до нее, не смела бы с лица земли и их дом, и все их безобидное благосостояние. А так как это случилось: произошло потрясающее событие в их жизни: Лазарь умер при безутешной скорби его сестер, но, вот, пришел Христос и воскресил его от смерти и даровал ему новую жизнь. После сего, Лазарь быть тем, кем он был до сих пор, уже не мог, и с новой жизнью он стал и новым человеком. Ни Марфа, ни Мария уже не оставались теми, что были… Им всем было суждено от мирного домашнего благополучия перейти к взлету и подвигу и вписать свои имена в Книгу Жизни и даже в книгу Жития Святых».

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010