Но и этого было мало. Он отпустил всех домой, а сам велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. «Кражу» обнаружили, братьев догнали, обыскали, чашу нашли… Приговор Иосифа был суров: «тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему». Остановимся и здесь на минутку и представим себя на месте братьев. Легче всего было бы согласиться со «справедливым» приговором. Вениамин остался бы жить с Иосифом в Египте, наверняка старший брат рассказал бы ему все и позаботился бы о нем. Остальные мирно вернулись бы домой. Никто бы не пострадал… кроме безутешного отца и семейного мира. Словом, Иосиф дал братьям выбор: уйти восвояси, предав брата, или решить ту же задачу по-новому, найти лучший ответ. И тогда слово взял Иуда: «Пусть я останусь твоим рабом, а отрок пусть идет с братьями своими. Как пойду я к отцу, когда отрока не будет со мною?» Теперь, когда братья доказали на деле, что уже не бросят брата в беде, Иосифу незачем было испытывать их дальше. Отослав прочь всех египтян, он зарыдал и сказал ошеломленным братьям слова, которые, наверно, мало кто мог бы сказать обидчикам: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня владыкою во всей земле Египетской». Наверное, он мог бы прочитать своим братьям целую лекцию о том, что такое хорошо и что такое плохо, и им оставалось бы только сокрушенно молчать или униженно просить прощения. Но он уже их простил – простил, потому что испытал и увидел перемену в их сердце, а не пустые извинения. Вместо нравоучений он сообщил им нечто гораздо более важное: Бог не забывает о нас, даже когда мы забываем о Нем. Да, было совершено страшное предательство, но Бог устроил все так, что теперь Иосиф сможет спасти всю свою семью от голода. Наверное, если бы братья не совершили того греха, Бог все равно нашел бы способ устроить это спасение, наверное, путь к нему был бы намного короче и безболезненней. Но мир в любом случае лежит у Него на ладони и даже наше зло Он может переплавить во благо, если только мы доверимся Ему. Так оно и вышло: Иаков со всем своим семейством переселился в Египет и обнял Иосифа, которого уже не чаял увидеть. Мир в семье был восстановлен.

http://foma.ru/iosif-proshhaet-bratev.ht...

Христос не отвергает старое, но что-то выбирает из него и соединяет с новым. «Не нарушить пришел Я закон или пророков», говорит Он, «но исполнить» 287 . Ему принадлежит и старое, и новое, и Он, как мудрый Домовладыка, выносит из сокровищницы Своей «новое и старое» ( Мф. 13, 52 ). На Фаворе, когда Он преобразился, пред Ним стояли апостолы, а рядом с Ним – Моисей и Илия 288 , то есть благовестники нового и носители старого, и все – в Его Божественном свете Домовладыки. Как Домовладыка, Он пример трудолюбия и рачительности. Он спешит: Он знает, что Ему отведен короткий срок для трудов земных. А кому отведен не короткий? Он спешно обходит всю Галилею, Самарию и Иудею, несколько раз в течение трех лет, и посещает пределы приморские, где жили язычники, и гадаринские на противоположной стороне озера 289 . «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ср.: Мф. 9, 35 ). Как Домовладыка, Он не щадит Себя, только было бы хорошо всем домашним Его. Часто Он голоден и жаждет, устает и обливается потом из-за долгого пути, ночует там, где придется: под открытым небом, на голой земле, под деревом, на камне вместо подушки. В скорби о Своем народе Он проводит многие ночи без сна и отдыха, в молитве к Отцу Своему, в бдении и раздумьях. Наилучший Домовладыка, Он также и наилучший Врач. На Нем всецело исполняется предсказание славного Исаии пророка: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ). Слепым Он дарует зрение, глухим – слух, немым – речь. Расслабленных ставит на ноги, прокаженных очищает, бесноватых утишает, эпилептиков исцеляет, сгорбленных распрямляет, сумасшедшим возвращает рассудок, одержимых освобождает от злых духов, мертвых воскрешает, безутешных радует, малодушных ободряет, покаявшихся прощает. Он становится всем для всех, чтобы всё спасти, как отец семейства, как Домовладыка. Все, кто не осмеливался и рта раскрыть перед людьми, исповедуются Ему, веря, что Он поймет их и поможет им. Все, кто напрасно искал исцеления у врачей, притекают к Нему и получают то, что искали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Заблудиша в пустыни безводней». И Вавилон пустынен и безводен; потому что оставлен был Богом, и рабствовавшие в Вавилоне Иудеи лишены были духовнаго орошения. И уверовавшие из язычников жили также в пустыне, и пустыне безводной, «упования не имуще и безбожни», как говорит божественный Апостол ( Ефес. 2, 12 ). «Пути града обительнаго не обретоша»; потому что и Иудеи не могли спастись бегством от поработивших и возвратиться в свое отечество, и уверовавшие из язычников, до вочеловечения Спасителя, не обретали пути, ведущаго в божественный град. А под «градом» разуметь должно здесь благочестивое житие. Пс.106:5 .   Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. «Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе». Глад божественнаго учения угнетал тех и других. Как Иудеи, рабствуя в Вавилоне, лишены были священников, и не могли совершать служения по закону; так язычники не прияли еще Божественнаго закона, и не насладились духовным учением, чем обыкновенно препитываются души. Сим гладом угрожал Бог Иудеям. Ибо говорил: «наведу глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Амос. 8, 11 ). Пс.106:6 .   Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я». Благочестивейшие из Иудеев принесли моление Богу. Сие показывает нам и пророчество Даниилово. И сам Даниил и Анания и Азария и Мисаил, слезно молясь о всех, испрашивали милости Божией. Язычники же, борясь с бедствиями всякаго рода, хотя воздыхали, предавались безутешным сетованиям и слезам, не имея надежды воскресения, но не испрашивали у Бога всяческих освобождения от обдержавших их зол; однако же Человеколюбец увидел их воздыхания, и явил им милость. Пс.106:7 .   И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. «И настави я на путь прав, внити во град обительный». Иудеям даровал возвращение чрез персидскаго Кира, а язычников наставил на путь чрез святых Апостолов; чрез них указал им вышний град, имеющий основание на горах святых, «емуже художник и содетель Бог» ( Евр. 11, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

11. «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине» ( Ис.54:11 ). Акила говорит, вместо «анфракса»: «сюрьмою», который также есть вид драгоценного камня. Симмах говорит: «слагаю сюрьмой», а еврейский текст: «pappoch». «И сделаю основание твое из сапфиров»; еврейский текст говорит: «usamti colcol vamtouta». Акила говорит: «сделаю colcol защитою твоею», Феодотион: «сделаю из анеракса дворец твой». «И сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин» ( Ис.54:12 ). Акила говорит: «просверленные драгоценные камни»; Симмах и Феодотион говорят: «вырезанными драгоценными камнями». 12. Стеною огражду тя из камений избранных. Смотри, нам, опечаленным, даются великие благодеяния и великие блага для нашего утешения. «И всю ограду твою – из драгоценных камней». Пророк говорит возвышенно, намереваясь убедить их выйти из плена. Когда говорится: «криле голубине посребрене, и междорамия ея в блищании злата» ( Пс.67:14 ), то никто, конечно, не видел такого голубя: здесь этими словами обозначаются будущие блага, подобно тому, как выше у самого пророка говорится: «сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского» ( Ис.13:12 ). Как там то, что драгоценно, сравнивается с золотом, так здесь – с драгоценными камнями. Что за польза строить город из таких драгоценных камней? Эти камни совсем не были нужны для созидания стены, и стена потому не считалась более драгоценною. Если ты говоришь относительно этой жизни, то все это получили бы другие, тогда как они должны были быть преданными наказаниям и недостойными утешения. А если бы они получили что-либо в воскресении, то тогда и бедные пользовались бы такими благами, да в той жизни ни в чем подобном не будет необходимости. Что пользы в воскресении, если мы воскреснем к жизни, одинаковой с настоящей? Для того, чтобы кто-либо упавший назывался восстановленным, необходимо, чтобы он при этом получил большую славу. «И все сыновья твои будут научены Господом» ( Ис.54:13 ): видишь ли, он показывает добродетели? «И великий мир будет у сыновей твоих». Ученики Бога и «великий мир будет у сыновей твоих», т.е.: они будут управляемы по законам и установлениям. «Ты утвердишься правдою» ( Ис.54:14 ). Акила говорит: «утвердишься». Симмах и Феодотион: «будешь уготован».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

6–7. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. (Разгневахся на люди Моя, осквернила ecu наследие Мое: Аз вдах Я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело и рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердцы твоем, ниже помянула ecu последних). Объявив строгий приговор суда своего над Халдеями, Господь указывает и вину их. – Господь разгневался на свой народ; Халдеи были оружием Его в наказании этого народа: по изволению Божию, они совершили свое завоевательное нашествие на землю народа Божьего и осквернили наследие Божие – и благословенную со святилищем истинного Бога землю и её население, осквернили тем, что опустошили ее, ограбили и разрушили храм и избили население. Наконец, Господь предал Евреев в руки (во власть) Халдеев. Мало того, при этом Халдеи не довольствовались только славой завоевателей, награбленными богатствами и множеством полезнейших рабов-пленников; нет, они наслаждались самой жестокостью своей над беспомощными; они не только не оказывали им милости, по чувству человечности, напротив, со зверской жестокостью мучили и без того изнуренных: так, они и старчий ярем отягчали – на старца, изнуренного уже самой старостью своей, убитого безутешным горем при погибели отечества и в нем всего ему дорогого, при чем ему уже всякая ноша стала несносна, и такого старца поработители еще более отягощали, заставляя его, как бы вьючное животное, без милосердия бить – если он не поспевал равняться в работе с молодыми, или не мог платить подати равно с другими и т.п. – И действуя так – не встречая ни откуда обличения и сопротивления, Вавилоняне думали, что власть их безгранична над порабощенными Евреями. Но думая так, они не помянули последних – не подумали о будущем и не вспомнили, что будущая судьба их и других народов во власти Бога-Вседержителя, перед которым не могут быть правыми и оставаться безнаказанными злодеи, столь бесчеловечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но тебе противно, быть может, и слушать обличения себе; ибо обличение нечестивому, – сказано в Писании, – есть раны ему. В таком случае, не должно и говорить тебе добрых слов, как учит Господь: не давайте святыни псам, и не бросайте бисера вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Жемчугом и святынею назвал Господь Свое святейшее слово, которое для любящих Его действительно есть дороже всяких драгоценных камней (Ср. Пс.18:11 ). Итак, если пришедший взыскать и спасти погибших не велит даже и учить тебя, то рассуди сам, – в какой опасности находишься ты, брат мой! О, если бы ты мог хотя ныне уразуметь то, что служит к твоему спасению! Подумай, как предстанешь на суд Божий? не услышишь ли от Судьи праведного: отойдите от меня проклятые, – все, делающие беззаконие, идите в огонь вечный? ( Мф.7:23; 26:41 ). Скажешь ли: за что? Но во гневе Своем скажет и Господь: как за что? или ничего не значит презирать Мои повеления, нарушать Мой закон? Разве для того Я дал жизнь вам, чтобы старались вы только о приобретении временных благ? Для того ли сделал Я день Мой священным, чтобы вы корыстолюбию и прихотям своим предавались в нем? Что тогда скажем, брат мой, когда услышим такие грозные слова? чем оправдаемся, когда уже изречен приговор в законе Господнем: всяк, иже не научится правде на земли, и истины не сотворит, да возьмется нечестивый и не видит славы Господней? ( Ис.26:10 ). Но куда же он будет взят, – кто не научится на земле, в этом училище нашем, исполнять праведных повелении Божиих, – в какое место отведена будет душа его, когда сойдет с лица земли, чтобы не увидеть ей славы Господней, наполняющей небо и землю? Ах! не в ту ли страшную страну, где царствует вечная тьма, и никакому оку на одно мгновение не дает видеть славы Божией? Так, действительно, туда возьмется всяк, кто ныне не хочет исполнять правды Божией; и вот уж там-то, во глубине преисподнего ада, где нет без благого Бога и капли утешения, – но у всех одна неизъяснимая печаль и тоска, – он вечно не увидит радости и не прославит Бога. Да и какая может быть там слава, где огнь, опаляющий всех, никому не дает славить Бога, где у всех болезненно вопиющие уста не могут и слова одного сказать во славу Божию? Там не только славить, но и внимать славословиям, если бы они были, никто не в силах. Кто безутешно рыдает, того ничто не занимает; кто горит в огне, тот и чувствовать ничего не может, кроме величайшей своей муки. Вот, ведь куда – за пределы славы Господней, за пределы неба и земли возьмется нечестивец тот, кто исполнять повелений Господних не хочет!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Помни об этом и благодари Бога за неисчислимое множество Его благодеяний, которые Он сотворил и творит нам. Тем, кто, как кажется, благоденствует в мирской жизни, какое благо приносит мир? Одни только труды и бесчисленные житейские заботы. Женился человек – начало забот. Родился сын – одна забота. Родился другой – новые заботы. Умер сын – у родителей безутешное горе. А если ребенок вырастет злым, то причинит родителям больше горя, чем если б он умер. Наконец, когда настанет час смерти, человек скорбит о супруге, которая остается вдовой, и о своих детях, которые остаются сиротами. Смерть разлучает его с родными, и боль пронзает все его человеческое существо. От всего этого освободило нас иго Христово, благое и легчайшее. Более всего содействует в борьбе с унынием память о смерти. Поэтому, если нас смущает уныние, прежде всего нужно помолиться Богу, чтобы Он подал нам терпение и мужество, а затем утешить собственную душу, сказав ей: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ( Пс.42:5 ). Или нам всегда предстоит жить в этом мире? Послушай слова Писания: Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои ( Пс.38:13 ). Подумай о тех, кто до тебя жил в монастыре, где ты сейчас живешь, и знай, что как они преставились в этой жизни, так и мы по воле Божией, пожив здесь, отойдем (в мир иной), ибо после смерти есть истинная жизнь. Поэтому Пророк, мечтая о иной жизни, восклицает: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!... Когда приду и явлюсь пред лице Божие! ( Пс.41:2–3 ). Святые считали эту жизнь узилищем. Поэтому в другом месте сказано: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк.2:29 ). Вот почему апостол тоже имел желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:23 ). Если человек возненавидит этот мир и его заблуждения и будет стремиться к небесному, то он покажет себя рабом Господу от всего сердца и всей души и будет искать средства, как добиться желаемого. Поэтому его никогда не сможет одолеть малодушие и уныние. А пока душа видит перед собой земное, то множество соблазнов этого мира и бессмысленных наслаждений, доставляемых ей помыслами, расслабляют напряжение, и она поэтому унывает. Б. Из Антиоха Пандекта

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Герменевтические принципы будут предложены нами в соответствии с изложением их итальянскими экзегетами Энрико Гальбиати и Алессандро Пьяцца (1951 г.) в книге «Трудные страницы Библии» с. 258–271]. Поэтический язык Многие пророческие тексты следует понимать не в их буквальном или логическом смысле, а учитывая всё своеобразие семитической поэтической речи. Не следует поэтическую риторику превращать в логику смыслов. Восточная поэтическая речь характерна: изобилием образов и метафор; внезапных переходов от одной темы к другой; отсутствием особой заботы о логической и хронологической связи излагаемого. Нередко эмоционально-поэтическая сторона пророческой вести преобладает над рационально-смысловой. Вот описание обновленного после плена Иерусалима, изображенного у пророка Исаии в виде достояния Израиля, как супруги Ягве-Бога: Бедная, бросаемая бурей, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов, и врата твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Ягве, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою ( Ис. 54:11–14 ). Это пророческая поэзия. Что здесь буквально сказано,, а что поэтическая метафора, образ? Здесь переливаются краски земного, мессианского, небесного града. В таких текстах толкователи пытаются иногда изучить свойства этих камней (рубинов, сапфиров, жемчужин) и дать буквальное и иносказательное (приточное) значение. В какой-то степени это может быть оправдано, но, в первую очередь, здесь не буквальное описание города будущего и не приточное иносказание, а поэтическое воспевание имеющего явиться града. Историческая оболочка Будущая мессианская действительность описывается пророком не так, как оно действительно будет, а образами современной пророку исторической ситуации, а то и в виде идеализированного прошлого. Как оно будет на самом деле в историческом осуществлении, этого не знает и сам пророк, это ему не открывается, потому что на это нет воли Божией. Пророчество – это никогда не «история наперед». Пророчество всегда загадочно и пользуется образным языком, иногда скрывает будущее под описанием настоящего или даже прошлого. В таком случае, естественно, вопрос – а как узнать, говорит ли пророк о современных ему событиях или под их образом – о грядущих? Как правило, некоторые гипертрофические детали всегда дают почувствовать, что историческое описание – только образ, а не сама обсуждаемая реальность, на самом деле речь о грядущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010