Людскаго 822  суда у царя просяй, не епископ. Толкование. Епископ или причетник, (л. 225) 823  о гресех оклеветаем, и отрицается церковнаго судища и просит от царя мирских судей, таковый своея чести да будет лишен. Правило 106. Некия ради нужды хотя ко цареви отъити, да яве сия сотворит Халкидонскому епископу и Римскому и отпустное послание да возмет. Аще ли ни, без общения есть. Толкование. Епископ или причетник, аще возхощет пойти к цареви, да скажет первое вину Халкидонскому епископу, ея же ради идет и возмет от него грамоту отпустную, и в Рим пришед, покажет ю епископу Римскому, и да явит ему вину, ея же ради идет к цареви. И той да разсудит, (л. 225 об.) 824  и аще будет подобна вина, да возмет от того грамоту, ею же от царя приимет помощь. Аще же кто от епископ или от причетник инако к цареви отъидет, да будет без общения, сиречь да отлучится. И о сем ищи правило 11-е Антиохийскаго собора и 9-е правило в средце собора. И того ради повинни вси сим святым правилом и своему обещанию. И сбыстся на них писание, глаголющее: И 825  не восхоте благоговения и удалится от него. И прочее. Паки глаголеши, ответотворче: Всем на Страшной недели ради спасителныя страсти Избавителю нашему все есмы кручинны и слезны, (л. 226) 826  показующе явный лицем внутренюю печаль, сопротивно во Святое Воскресение во светлыя ризы облачимся и веселимся. И кто на тот день не возвеселился Церковию Божиею, того сущим христианином не почитаем для того, что не радуется с Невестою Христовою, которая изнову увидела возлюбленнаго Мужа своего Христа. Для того наша вся кручина есть, для вдовства и разлучения Церкви Божии. Радость бы наша была вся, есть ли бы сложила платье печали Церковь Божия, Матка наша, и облеклась в светлое и белое платье. Овдовел есть престол патриаршеский, потому что един как отрекание учинил, почитается за мертваго (л. 226 об.) 827  человека, убо желает имети мужа своего, что потом и докуль будет жити в печали и докуль в том платье слезном будет безутешно. Муж, который оставляет жену свою чрез четыре лета, никакова радения о ней не имеет и харчем ей не промышляет, произволяет правило, чтоб инаго мужа была жена. Како же не может взяти инаго мужа Церковь Божия, когда Никон, что живой погребен, никакова радения об Ней не имеет, ни Ея питает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Как духовное явление Старец стал знамением Божиим для своих современников. Вместе с ними он переживал трагедии и духовные искания беспокойного XX века. Своими жизнью, молитвами и словом он дал ответы на многие жгучие вопросы, волновавшие их. Духовные скитания Старца в годы его юности, его увлечение безличностными теориями восточных религий Промысел Божий претворил в небесный дар. Несмотря на то, что сознательно он никогда не отрекался от Христа, для него самого его блуждания были отступлением и преступлением против любви Божией. Они стали поводом для глубокого, непрестанного и безутешного покаяния. Благодаря благодатному отчаянию покаяния, как он его называл, он смог совершенно освободиться от уз ветхого человека и, стяжав бесстрастие, удостоиться созерцания Нетварного Света лика Христова. Тогда Старец уразумел то духовное «место», которое занимает человеческая личность, приобретшая богочеловеческую полноту. Он ощутил, как две наибольшие заповеди любви становятся законом всего его естества. При этом первая заповедь нашла выражение в неудержимом стремлении к Богу, вплоть до самовозненавидения, а вторая – в молитве за весь мир, вплоть до самозабвения и обилия слез. В этой молитве он провел десятки лет. Таким образом, Старец, стяжав опыт личности или, как он сам предпочитал говорить, ипостасного начала, которое является исключительным даром христианства, а также на деле зная содержание индийских религий, стал ревностным защитником православного исихастского опыта для своей эпохи, исполненной духа синкретизма. Он смог с убедительным и беспрекословным авторитетом провести различие между двумя типами аскетизма – индийского и христианского, которые настолько отличаются друг от друга, насколько тварное отстоит от нетварного. Метафизическому самоубийству, к которому приводят трансцендентальные медитации, он противопоставил живоносный и ни с чем не сравнимый опыт встречи и единения с личностным Богом Священного Писания . Прежде чем лично познакомился со святым Силуаном, старец Софроний провел приблизительно пять лет в монастыре святого Пантелеимона. Он был рукоположен в диаконы в 1930 году. Каждый раз, когда он выходил из алтаря, чтобы совершить каждение, проходя мимо Святого, он испытывал чувство страха и стыда. Однако тогда ему еще не довелось вступить с ним в общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Приведенное Чезарини мнение свт. Григория Нисского о необходимости очистить в «очистительном огне» всякую душу, соединившуюся со скверной, автор ответа связывает с осужденным V Вселенским Собором учением о прощении всех душ (апокатастасисе), а потому считает такое представление неверным. Кроме того, идею чистилища М. Е. считает ошибочной и по той причине, что она представляет всех не попавших в ад «в равной степени очищенными» и, следов., в равной мере способными к созерцанию Бога, что полемист находит невозможным. Недоумение испытывает автор ответа и от того, как душа может страдать от материального огня. Отвечая на просьбу зап. стороны полнее изложить представления вост. Церкви об уделе умерших, как и на возражения тем положениям, что были высказаны в речи Виссариона, М. Е. пишет 2-й ответ. Согласно ему, в ожидании Страшного суда ни души праведных не испытывают еще совершенного блаженства, ни души грешников не преданы еще вечным мукам. Однако при этом первые уже наслаждаются созерцанием Бога, а вторые «пребывают во всякой тесноте и безутешном страдании». Поскольку же «общее наказание еще бездействует», пишет М. Е., то невозможно и допустить существование к.-л. временного наказания для душ, «живших посередине», т. е. не свято и не греховно. Отвергая по-прежнему идею о «вещественном огне» для бестелесных душ, М. Е. признает, что «средние» все же испытывают мучение: «то ли это стыд и угрызение совести, то ли раскаяние, то ли заключение и мрак, то ли страх и неизвестность будущего, или же это только лишение созерцания Бога». Соответственным образом полемист признает и полезность молитв за умерших, которые заключенным в аду дают «если и не совершенное освобождение, хотя бы малое облегчение», а «средних» или полностью перемещают к праведным - если грехи их были совсем небольшими,- или хотя бы облегчают их скорби и дают надежду на лучшее. Тогда же М. Е. пишет «Ответы латинянам», в к-рых, не прибегая на этот раз к полемике, подробно останавливается на 14 поставленных ему зап. делегатами вопросах. В частности, он отмечает, что небо, на котором пребывают с Богом ангелы и святые, является не вещественным, но сверхчувственным и духовным местом и что никакое тварное существо, включая ангелов и святых, не может ни видеть, ни представить, ни знать Божественное естество. Согласно М. Е., души умерших в смертных грехах в ожидании Страшного суда уже находятся в аду, однако еще не страдают в огне, а лишь «как бы имеют его пред очами». Т. о., М. Е. признавал положения, бывшие ключевыми для учения лат. Церкви о чистилище,- особую долю душ, не достигших святости, но и не подлежащих вечным страданиям, и полезность молитв за них. Можно предположить, что нежелание участников Собора вернуться к обсуждению вопроса о чистилище после вынужденного перерыва в заседаниях летом-осенью 1438 г. отчасти объяснялось близостью выраженных М. Е. взглядов представлениям зап. делегатов.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Велми согрешают и зело, потому что не разсуждают добраго общаго дела, толко оставляют Церковь во смирении, когда мощно бы им отверсти такой позор, и так не показуют ревность и любовь к такому великому патриаршескому чину, и в том показуются непохвалны для того, кто возможет добро творити, а не творит, тот не похваляется ради нерадения ленности. Все мы на Страстной недели ради спасительныя страсти Избавителя нашего, все есмы кручинны и слезны, показываючи явным лицем внутренную печаль. Супротивно во святое Воскресение во светлые ризы облачимся и веселимся, и кто б на тот день не возвеселился с Церковию Божиею, того сущим християнином не почитаем, для того что не радуется с Невестою Христовою, которая изнова увидела возлюбленнаго Мужа Своего Христа, для того вся наша кручина есть для вдовства и разлучения Церкви Божией. Радость бы наша была вся, естли бы зложила платье печали Церковь Божия Матка наша и облеклася во светлое и белое платье; овдовел есть престол патриаршеский, потому что один как отрекание учинил почитается за мертваго человека, убо желает имети мужа своего что потом и доколе будет жить в печали, и доколе в том платье слезном безутешна будет. Муж, который оставляет жену свою чрез четыре лета, и никакова радения об ней не имеет и харчем ей не промышляет, поизволяет право чтоб инаго мужа была жена и како жене может взять инаго мужа Церковь Божия, когда Никон что живой погребен, никакова радения об Ней не имеет, ни Ее почитает. А вы, архиереи, когда не имеете радения о обирании патриаршеском, кто же иной порадеет, чините что имеете чинить, ваше то дело и ваше радение то. Пастыри, для какой притчи не бережете престола патриаршескаго, который есть обща паства, оберегайтеся чтоб та ваша непрележность Бога не возбудила до отмщения и ярости. Глаголет Захария: а то вижу серп летающ длиною 20 лакот, шириною 10 лакот 795 . Се что добро и что красно во еже жити братии вкупе 796 . Ничто инаго нет чисто лутчаго, как совет и совокупление любви братцкой. Для чево вы друг другу тягости не носите, ни обще воспомогаете себе, заповедь имеем от Бога: возлюби ближняго своего яко самаго себе; всех християн, как одной есте веры не имеете возлюбити друг друга, а наипаче свой народ и сродники имеете возлюбить. И естли вы сами о своем добре и чести не радеете, кто иностранной будет радеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

11–13. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. (Смиренная и колеблемая не имела еси утешения: се, Аз уготовляю тебе анфракс камень твой и на основание твое сапфир: и положу забрала твоя иаспис, и врата твоя камения кристалла и ограждение твое камения избранная, и вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада твоя). Оставленная и на малое время, Церковь , как безутешная вдова, стала смиренной или бедной и униженной, а жилище её палатка колебалась от всякого ветра, т.е. при разных обстоятельствах... Но, по Своей неоскудевающей милости, Господь даст Своей Церкви, в Новом Завете с нею, наилучшее и совершеннейшее устройство. Для здания церкви Господь приготовляет камень – анфракс (драгоценный камень, на, подобие горящего угля, иначе рубин), а для основания – сапфир (камень темно-голубой, небесного цвета); даже забрала или заборы, стены будут из ясписа, иначе из яшмы, (камень кремневой породы), а врата из кристалла (горного хрусталя), и всякое вообще ограждение из отборных камней. – Речь образная: все эти анфраксы, сапфиры, ясписы и кристаллы, суть добродетели членов новозаветной Церкви. Почему возникнет такое совершенство во внутреннем здании Церкви? – Потому что все сыны новой Церкви будут научены Богом, в Его совершеннейшем законе, и потому будут жить в невозмутимом мире, как если бы их жилище было из твердейших драгоценных камней, как великолепный дворец, окруженный нерушимой стеной крепости. Совершеннейшее устройство церкви и превосходные свойства сынов её, по словам этого пророчества, отнюдь не могут принадлежать ветхозаветной Церкви, ни в какой период её истории, ибо только самые избранные и весьма немногие сыны её были научены Самим Богом, а именно пророки, первосвященники и цари, стоявшие непосредственно под влиянием даров благодати Святого Духа, при своем помазании. Во всей точности пророчество получило значение только в Церкви Христовой. Наученные непосредственно Богом-Словом и наставляемые на всякую истину Духом Святым, сыны новозаветной Церкви явили миру всевозможные добродетели в таком совершенстве, какого не достигал ни один член церкви ветхозаветной, ибо не был в союзе совершеннейшей любви с Богом. Истинная христианская любовь, чуждая привязанности ко всему земному, небесно-чистая, как сапфир, вот – основание, а вера, несокрушимо твердая, как яспис, вот ограждение внутреннего мира души всякого истинного сына новозаветной Церкви. Но, во всем блеске совершеннейших добродетелей своих, Церковь Христова явится в конце времен, как небесный Иерусалим, по пророчеству Апостола-Тайнозрителя, Иоанна ( Откр.21:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ис.54:11–17 . В заключение главы дается поэтическое, трогательно-прекрасное описание особых Божественных забот об Его верном, новозаветном Израиле. Ис.54:11 . Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я по­ложу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; «Бедная, бросаемая бурею, безутешная!» С такими словами пророк обращается к новозаветной иудейской церкви, и посредством их – ко всему духовному Сиону. Сколько в них поэтической нежности, трогательной заботливости и искренней теплоты чувства! И как сильно и хорошо такими немногими словами охвачены все превратности внешней и внутренней судьбы Израиля, начиная с постепенной внутренней нормы его нравственно-религиозной жизни и кончая потерей его политической самостоятельности, заставлявшей его постоянно переходить из одних рук в другие. Ис.54:12 . и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоцен­ных камней. «Я положу камни твои на рубине ... ворота твои из жемчужин и всю ограду твою из драгоценных камней.» В противоположность крайней неустойчивости ветхозаветной иудейской церкви, новозаветная христианская (во главе с уверовавшими иудеями) будет поставлена особенно твердо и прочно: в основание ее лягут рубины и сапфиры, воротами ее будут служить жемчужины, а ограда будет сделана сплошь из драгоценных камней. Все это свидетельствует, с одной стороны, о крайней прочности и устойчивости церковного здания, а с другой – о богатстве и роскоши ее внешнего убранства. По-видимому, этот же самый образ, под видом «горнего Сиона или небесного Иерусалима» подробно раскрыт и в Апокалипсисе ( Откр.21:10–27 ), а в несколько измененной форме также и у пророка Иезекииля ( Иез.40–48 гл.). Ближайший, исторический смысл этого образа тот, что хотя новозаветная церковь тоже не обойдется без сильных потрясений и бурь, но они ей не страшны, подобно тому, как ярость морских волн бессильна против твердой гранитной скалы, или как внешняя осада не опасна для хорошо и сильно укрепленного города. В иносказательном пророческом смысле, по толкованию святых отцов – под краеугольным камнем, лежащим в основании здания Церкви, должно разуметь Христа (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8, 9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–8 ); а под другими драгоценными камнями, сосредотачивающимися вокруг Него – Его апостолов и учеников, а также и всех их достойных преемников ( Мф.16:18 ; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 1 Господь, Бог Твой, Господь един есть 2 , познаваемый в Отце, Сыне и Святом Духе: В Отце Нерожденном, в Сыне Рожденном безначально, вне времени и бесстрастно как в Слове, Который помазав Сам воспринятое от нас [естество], зовется “Помазан­ник” (Христос – Т. М.), в Духе Святом, Который не рождается, а исходит от Отца. Только Он Один Бог и Он Бог истинный, в Троице ипостасей единый Господь, не разделяемый [в своей] природе, в совете, в славе, силе и действии и во всех остальных признаках Божества. Его одного люби и Ему одному служи от всего разумения твоего и от всего сердца твоего и от всей силы твоей 3 , и да будут слова и заповеди Его в сердце твоем, чтобы ты творил их и размышлял и говорил о них, сидишь ли ты или идешь, покоишься на ложе или стоишь 4 . И помни всегда Господа Бога твоего и бойся Его одного. И не забывай ни Его, ни заповедей Его, ибо Он сам даст тебе тогда силу творить волю Его. Ведь Он не ищет от тебя ничего другого, как только чтобы ты боялся и любил Его и ходил всеми путями Его 5 . Не прислушивайся к [рассказам] о бесстрастных и невидимых надмирных ангелах и о великой злобе отпадшего оттуда, о его ловком, тонком и хитром обмане, и не сочти чего-либо из этого равночестным Богу. Не засматривайся на величие неба, на многообразие движений на нем, на сияние солнца, на свет луны, на блеск остальных звезд, на то, что бывает благоприятно для дуновения воздуха, для изобилия плодов моря и земли, и не обожествляй ничего из этого. Ибо все эти вещи – творения, подчиненные Единому Богу, возникшие по слову Его из небытия. Ибо Он сказал, – и сделались, Он повелел, – и сотворились 6 . Вот этого одного Владыку и Создателя всего [существующего] прославляй, к Нему прилепляйся с любовью, пред Ним кайся день и ночь в вольных и невольных падениях твоих, ибо Он – сострадательный и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и вечно благодетельствующий 7 , обещавший и дающий Царство небесное и нескончаемое, жительство безболезненное и жизнь бессмертную и наслаждение светом невечерним чтущим Его, поклоняющимся Ему, любящим Его и хранящим повеления Его. Но Он также Бог ревнитель и праведный Судия и страшный мститель 8 : непочитающих Его, противящихся Ему и не хранящих повеления Его ждет вечное наказание – огонь неугасимый, боль непрестающая, горе безутешное, беспросветный мрак, место темное и тесное, где взывающий к состраданию скрежет зубов и неусыпающие ядовитые черви. Он уготовал это первому злому отступнику, а вместе с ним всем, кто поддался его обману, последовал за ним и отверг своего Творца делами, словами и помышлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Иосиф Иосиф (прибавление, присовокупление) – имя нескольких лиц: а) ( Быт. ХХХ, 23 и др.) – старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. X. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, напр., Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. Неужели ты будешь царствовать над нами? – сказали ему на это братья. Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. Что это за сон, который ты видел? – заметил на это с неудовольствием отец, неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? Посему-то братья Иосифа решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. Затем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову со словами: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет? Иаков тотчас же узнал ее. Это одежда сына моего, воскликнул он, хидщый зверь съел его; верно, растерзан Иосиф и, разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Беседа XLV. О седьмом члене символа веры. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В седьмом члене символа веры мы выражаем, братие, веру в следующие три истины: 1) что будет второе славное пришествие Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, 2) тогда совершится всеобщий суд Господень над всеми людьми и 3) имеющее открыться после этого царство Господа нашего будет продолжаться вечно. Побеседуем, братие, прежде всего о втором и славном пришествии Господа вашего Иисуса Христа. Что Господь паки (опять) придет на землю, об этом ясно говорится в Свящ. Писании. Сей Иисус, сказали Апостолам Ангелы в самое время вознесения Господня, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Это второе пришествие Его, по характеру своему, будет весьма отличаться от первого. В первый раз Он приходил в уничижении, чтобы пострадать за нас. Тогда Его преследовали, подвергали поруганиям и распяли на кресте, а теперь Он придет во славе своей, и ecu святии Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). Самое пришествие Его будет сопровождаться особыми знамениями. Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого, говорит Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Произойдет страшная перемена и с самым миром. Тогда, как говорит апостол Петр, небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы, разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:10 ). Тогда, как говорит Сам Иисус Христос, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная ( Мф.24:29–30 ). Явится на небе Крест Христов, как бы предтеча небесного Судьи, и восплачутся все колена земные. Восплачутся все неверующие и беззаконные, восплачутся о том, что не веровали и не каялись, что прошло, наконец, время покаяния и наступило время воздаяния. И будет плач этот вечный и безутешный. О Господи, сохрани вас и помилуй от этого плача и скорби! Наконец, братие, все люди увидят Самого Судью, грядущаго на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов. И узрят, говорит Иисус Христос, Сына человеческого, грядущим на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). Таково, братие, будет второе пришествие Христово. Будем же всегда памятовать об этом дне, и приготовлять себя к достойному сретенью его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010