Обличение вины избранного народа перед Богом составляет основу мн. пророческих текстов ВЗ. В И. п. к. речь идет о постоянной, повторявшейся из поколения в поколение неверности Богу, ведущей к идолослужению: «...они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня» (Иез 2. 3). Эта тема звучит уже в момент призвания Иезекииля на служение, когда Бог, посылая его «к сынам Израилевым», называет Свой народ «мятежным домом» (Иез 2. 5). В отличие от пророчеств Исаии, Осии и Иеремии, где настоящее плачевное состояние народа противопоставляется славному началу его существования (Ис 1. 21; Ос 2. 17; Иер 2. 2), в И. п. к. вся история Израиля представлена как череда непрекращавшихся преступлений ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 58). Уже в Египте, когда Господь «поклялся... вывести их из земли Египетской в землю... текущую молоком и медом» (Иез 20. 6), они возмутились против Него и «никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских» (Иез 20. 8). Иезекииль сообщает, что за это и многие др. нечестия Бог включил в число законов, дарованных Им Израилю, губительные постановления, ведущие народ к смерти: «И попустил (  , букв.- дал) им учреждения (  , букв.- предписания, правила) недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их...» (Иез 20. 25-26). Вместе с обличением всего народа И. п. к. содержит многочисленные указания на грехи определенных групп и отдельных людей, ведущие весь народ к развращению. Одним из наиболее ярких является «пророчество на пророков Израилевых пророчествующих» (Иез 13. 2). Те, кто должны были бы стать вождями народа среди нечестия и «ограждать стеною дом Израилев» (Иез 13. 5), изрекают «лживое... предвещание» (Иез 13. 7), видят «в видениях ложь» (Иез 13. 8) и вводят народ Божий в заблуждение (Иез 13. 10). Главный грех ложных пророков состоит в том, что они успокаивали сынов Израилевых «и возвещали... видения мира, тогда как нет мира» (Иез 13. 16) и т. о. отвращали их от осознания своего греха и от покаяния. Возвещение грядущего суда и наказания народа за грехи

http://pravenc.ru/text/293579.html

Пс.128:3             … на спине 578 моей пахали пахари,                         проводили длинные 579 борозды 580 свои. «Пахали пахари» – оборот внутреннего содержания: это были настоящие специалисты; в контексте стиха – в истязаниях и мучительстве. След от бича – глубок, как борозда на пашне. Христос был подвергнут бичеванию. Пс.128:4             Господь праведный рассек вервь нечестивых. Человека как бы тянут веревками в противоположные стороны. Пророк Осия гвоворит: «узами человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Но и диавол через нечестивых тащит человека в свой плен и как бы ведет на веревке; ее и рассек Господь, чтобы «избавить тех, которые… через всю жизнь были повержены рабству» ( Евр.2:15 ). Пс.128:5,6             Да постыдятся и обратятся вспять                         все ненавидящие Сион.                   Да будут, как трава на кровлях,                         которая прежде, чем выдернута 581 , засыхает. Трава, которая растет на каменной крыше в щелях (МЛ), – вещь вредная, но сама засыхает и кладки не разрушит. Пс.128:7             …которой не наполнит ладони своей жнец                         и подола 582 своего – вязчик снопов 583 . Трава между камней дома – никуда не годна. Негодный, негодяй, «велиал» – имя диавола ( Пс.41 /40:9; Пс.18 /17:5). Пс.128:8             И не скажут проходящие: «благословение Господне на вас,                         благословляем вас именем Господа». Отнимается не благословение, а сама возможность благословлять. Аврааму Бог сказал: «да будешь ты – благословением» ( Быт.12:2 ), и далее: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:3 ). Благословение от Бога – всем племенам земли, которые будут усыновлены Богу через Авраама… Но не христоборцам. Христос сказал иудеям: «знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:37,39 ). Апостол Павел сказал: «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» 584 ( Рим.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Слово 100. О том, чтобы не надеяться на человек а Не следует, братия, надеяться в каком бы то ни было деле на человека, ибо проклятое [такое дело], но [надеяться нужно] на всегда заботящегося о нас Господа, потому что Ему свойственно попечение о нас. Ибо и Божественным Писанием запрещается иметь надежду на человека. Но не только это, а и более того, под проклятие ставит [Писание] такого через Иеремию: проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и благословен человек иже надеется на Господа и будет Господь упование его ( Иер. 17:5, 7 ). Пророк же Осия: В погибели твоей, Израилю, кто поможет тебе? Где царь твой сей; той да спасет тя? ( Ос. 13:9–10 ). Так же и Давид: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения ( Пс. 145:3 );Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи ( Пс. 117:8 ); Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам ( Пс. 59:13 ); Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс. 126:1–2 ). Исаия же о новом народе говорит: В той день уповая будет человек не на человека, но на Сотворшаго и ( Ис. 17:7 ); и: не беша уповающе на Святаго Израилева ( Ис. 31:1 ). И Апостол к коринфянам: и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор. 1:27–29 ). И продолжает: И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор. 2:3–5 ). Посему отбросим от себя, возлюбленные, малодушие, от которого рождается надежда на человека, которая ставит виновного в этом под проклятие. Но да будем совершенно надеяться на Сказавшего: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и [Col. 1737] что пить… ни во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф. 6:25–32 ); Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам ( Лк. 12:31 ), чтобы вместе с земным нам и небесное унаследовать. Будем подражать волхвам, которые не только не убоялись Ирода, но и насмеялись над ним, отойдя в свою страну другой дорогой ( Мф. 2:1–12 ), и вере кровоточивой, которая, отвергнув врачей, ухватилась сзади за край одежды Господа и тотчас исцелилась ( Мф. 9:20 ). И мы, имея надежду на Господа, прославим Его во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Завоевание Ханаана произошло прежде всего благодаря помощи Бога и Его особой заботе об Иисусе Навине, нежели благодаря человеческим усилиям. Владение этой землей ставится в зависимость от верности Израиля Господу, от повиновения закону, данному на Синае: «Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Нав 23. 16). Когда кто-нибудь преступает завет с Богом, весь народ терпит поражение: Бог не будет продолжать благословлять Израиль, пока есть грех в его среде (Нав 7). Чтобы в дальнейшем жить в безопасности на земле Господа, Израиль должен свято хранить завет с Ним, заключенный на Синае. Верность завету - единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам. Обеспечение хранения и исполнения закона - главная задача Иисуса Навина как преемника Моисея. Придя в землю своего наследия, в Св. землю, народ должен был восстановить свой завет с Господом: совершить обрезание (Нав 5. 1-9) и отпраздновать Пасху (5. 10-12). Описание завоевания земли как дара Господа и примера Его божественной милости стало повторяющимся мотивом в следующих библейских книгах, которые использовали его с целью воспитания народа. Авторы этих текстов, имеющих прежде всего богослужебное значение, обращались к теме дарования Богом земли, чтобы напомнить о любви и верности Бога Своему народу, о Его готовности прийти на помощь и избавить от врагов (см., напр.: Пс 43. 2-8; 77. 54-55; 79. 8-9, 11; 104. 43-45; 113. 1-8; 134. 10-12; 135. 17-22). Обращаясь к теме завоевания земли во времена И. Н. к., пророки в Израиле и Иудее стремились показать милосердие Бога к израильскому народу в истории, так что особенно трагично выглядели преступления и нарушение завета последующими правителями Израиля (см., напр.: Иер 2. 6-7; 32. 20-23; Иез 20. 5-6; Ос 11; 13. 4-6; Ам 2. 9-10; Мих 4-6).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Создание крупных землевладений разрушало экономические и социальные устои аграрного общества, поскольку укрупнение и обогащение одних хозяйств происходило за счёт умаления, обнищания и исчезновения других. С развитием в монархическую эпоху такого рода примитивного «капитализма» нарушался главный принцип землевладения в Израиле, где в домонархический период, при родоплеменной военной демократии земля была разделена между коленами, родами и семействами (Нав. 13:1–21:45). Эти межи не имели права передвигать ни «князья», ни новоявленные «барины» (ср. Ис. 5:8, Ос. 5:10). Такое не было позволено даже царям, что превосходно иллюстрирует история с виноградником Навуфея (3 Цар. 21), особенно ответ Навуфея царю Ахаву: «Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих» (3 Цар. 21:3). Наследство предков считалось неприкосновенным, неотчуждаемым. Земельный надел, бывший семейной собственностью и передававшийся из поколения в поколение, в правосознании древних евреев был священен. См. Лев. 25:10 (ср. Лев. 25:12), Числ. 26:52–56, 27:1–11, 33:54, 36:1–12, Нав. 18:10. Поэтому после обвинений в притеснении бедных и у Исайи, и у Михея следует приговор. У Михея он звучит так: «Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей... В тот день произнесут о вас притчу, и будут плакать горьким плачем и говорить: “мы совершенно разорены поля наши уже разделены иноплеменникам”» Мих. 2:3–4 (ср. Ис. 5:9 и дал., 10:3 и дал.). Жирующих на чужой беде расхитителей самих ждёт бедствие — у них расхитят всё, что ими «нажито непосильным трудом» . Это бедствие, словно ярмо, захватчики-ассирийцы возложат на шеи тех, которые закабаляли своих братьев. Возможно, здесь также содержится намёк на плен — уводимые в изгнание пленники, бывшая элита, не смогут от этого ярма освободиться, не смогут свергнуть его со своих вый. Оно согнёт их так, что им нельзя будет выпрямиться . Амос для изображения божественной кары использовал ещё более брутальный образ: «Вот, Я придавлю вас, как давит телега, нагруженная снопами» (Ам.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Вот насколько тесна связь между природою и человеком. А настоящее бесплодие Палестины свидетельствует, что угрозы Божии не напрасные слова, – IV, 2, 3. «И среди этой общей испорченности, которая позднее должна овладеть Иудою ( Иер.7:9 ) никто не защищает дела Божьего, никто не обличает народа и не укоряет его за грехи». Если находятся несколько благочестивых священников, которые пытаются сделать это, то твой народ, говорит Превечный к Осии, не смиряется пред их голосом, он хочет принудить их к молчанию ( Ам.5:10, 13 ; Иез.30:10:11 ), он противится им прямо в лице и спорит с ними; это – преступное восстание, которое, на основании закона, заслуживает наказание смертью ( Втор.17:12 ), и напоминает возмущение Корея и Дафана ( Чис.16 ; Пс.104:16:17 )». – IV, 4. «Так, продолжает Превечный, обращаясь теперь к самому виновному, ты будешь спотыкаться и падать (V, 5; XIV, 1), о Ефрем, при ясном дне; среди твоего бегства ты будешь уведен в плен. И пророк, бессильный против таких беспорядков, падет с тобою в ночь изгнания, в изнеможении он не возвысит более голоса. И я доведу до молчания твою мать (II, 2) всегда мятежную, я погублю твой народ. И почему погублю я его? Потому что он без познания Бога. Так как ты отверг ведение, то и я отвергну тебя от священнодействия предо мною. Во время Мессии, другие, а не ты, будут составлять священнический род ( 1Пет.2:9 ). Но ты не остановишься на этой степени вины; ты, начав с нее, дойдешь до полного забвения закона твоего Бога, и тогда я забуду также твоих детей, которые не только не вступят в новый завет, но, будучи рассеяны между идолопоклонническими народами, как бы исчезнут среди их и едва ли вспомянут, что происхождение их от еврейских предков. Я благословля их, умножая их, умножая их число чрез многочисленные семейства и делая их великим народом; но чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; – славу их обращу в бесславие (IV, 5–7). Грехами народа Моего кормятся они: священники, вместо того чтобы стараться удержать от греха, извлекают свою выгоду из жертв за грех , которыя должен вкушать священник, совершающий жертву ( Лeb. VI. 17, 25–30 ), и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.5:8 ), они только и желают видеть, чтобы преступления умножались все более и более. Они не лучше народа, и потому разделят с ним его наказание ( Uc. XXIV, 2 ). Они будут есть мясо жертв и не насытятся ( Лев.26:6 ; Мих.6:14 ; Агг.1:6 ). Будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу, – они, которые должны были бы приводить к нему народ» (IV. – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВА [греч. ββ], 1) в НЗ - молитвенное обращение Господа Иисуса Христа к Богу во время гефсиманского борения (Мк 14. 36). Обращение к Богу в данной форме - случай в лит-ре того времени единичный и может служить указанием на особую личную близость к Отцу, к-рая свойственна единственному Сыну (подробнее см. Иисус Христос ). Христ. традиция обращения к Богу «А.», несомненно, восходит к Самому Господу Иисусу, указывая всем верующим в Него на их богоусыновление. Отсюда следует ее отражение у ап. Павла в уже известной форме арамейско-греч. диглоссы: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим 8.15); «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4. 6). Учение о единении духа верующего с Духом прославленного Господа Иисуса здесь тесно сопряжено с осознанием Бога как Отца. ВЗ было знакомо представление о том, что Бог есть Отец верующих в Него, но оно не акцентировалось, и Бог как Отец избранного народа, живущего по Его заповедям, упомянут здесь 5 раз: Втор 32. 6; Ис 63. 16; 64. 8; Мал 1. 6; 2. 10. Иногда эта же мысль передана там через выражения «сыны Господа» (Втор 14. 1), «сыны Всевышнего» (Пс 81. 6) или «сыны Бога» (Ос 1. 10). В христ. же вероучении представление о Боге как об Отце выводится на первый план. Бог стал восприниматься не только в Своей трансцендентности, но прежде всего в Своей близости к каждому верующему в Его единственного Сына. В связи с этим Т. Цан в комментарии на Рим 8. 15 отмечал, что в толкованиях на это место св. Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского (т. е. древнехрист. авторов, связанных с Сирией, где обращение «А.» сохранялось в быту) подчеркивается, что христианин обращается к Богу, как дитя к отцу. Слово «А.» является транслитерацией арам. звательной формы   (  - отче) существительного  ,   (отец). Основываясь на талмудическом свидетельстве о том, что, когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср.

http://pravenc.ru/text/62560.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010