6 . Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (см. Быт.6:13 ); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял перед Богом, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. Тогда, как законодатель, Моисей сказал: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ), человек, взойдя в блудилище (см. Чис.25:8 ), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми ( Мих.7:2 ); и в другом месте: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ). Также: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились ( Ос.4:2 ). Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ( Пс.105:37 ); гадали, чародействовали, предвещали и еще: На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике ( Ам.2:8 ). 7 . Весьма велика была язва, покрывавшая человечество. От подошвы ног до темени головы не было у него здорового места... раны, неочищенные... и не смягченные елеем ( Ис.1:6 ). Посему пророки со слезами и сетованием говорили: кто даст с Сиона спасение? ( Пс.13:7 ) и в другом месте: Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя ( Пс.79:18–19 ). Другой пророк молился сими словами: «Господи! преклони небеса Твои и сойди ( Пс.143:5 ), раны человечества превышают наше врачевание: пророков Твоих убили... разрушили Твои жертвенники ( 3Цар.19:10 ). Зло, которого мы не в силах исправить, требует Твоего исправления». 8 . Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача – Сына Своего, Господа нашего. Один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ис.31:5 . Как птицы – птенцов, так Го­с­по­дь Саваоф по­кроет Иерусалим, защитит и избавит, по­щадит и спасет. Господь один только может защитить евреев от ассириян. Он сойдет для этого на гору Сион (по русск. пер. за гору Сион – перевод неточный), где находились храм Господень и дворец царя, и на холм его или на другие пункты Иерусалима, где жили простые граждане. 39 «Как птицы птенцов» – перевод неточный. Правильнее перевести этот стих так: «как летающая птица, так Господь будет, защищая, властвовать над Иерусалимом». 40 Образ заимствован от птицы, носящейся над гнездом своим, чтобы защитить оставшихся там птенцов своих, которым угрожает опасность. Ис.31:6 . Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля! Но для того, чтобы удостоиться этой защиты Божией, иудеи должны исполнить одно важное условие – оставить идолов и обратиться к Всевышнему. Ис.31:7 . В тот день отбросит каждый человек сво­их серебряных идолов и золотых сво­их идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. Ис.31:8 . И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч по­требит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. Ис.31:9 . И от страха про­бежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знаме­ни, говорит Го­с­по­дь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. «В тот день» – выражение очень неопределенное. Пророк здесь вообще не различает отдельных моментов будущего времени и потому у него поражение ассирийцев и отречение иудеев от идолослужения представляются событиями современными, тогда как, на самом деле, и после избавления от ассириян иудеи увлекались идолопоклонством. «Отбросит». Евреи увидят, что надежда их на этих идолов была совершенно напрасна (ср. Ис.2:8, 20 ). «На грех». Идолопоклонство вело иудеев ко всякого рода грехам и преступлениям ( Ос.8:11 ). «Он избежит... меча» – возможно правильнее с евр. он побежит от меча (Божия). «Юноши» – по-евр. bachurim. Так назывались у евреев иногда воины, как люди особенно крепкие силами ( 2Цар.6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Терния и волчцы упоминаются в Писании значительно чаще и нередко вместе. Значения их близки: так называются колючие сорные травы. Приведем список мест, в которых встречаются эти слова: терния (терны), волчцы : Быт 3:18 (их произрастание — наказание Адаму за грехопадение, поскольку затрудняет работу); Ис 5:6 (Господь пошлет запустение на Свой виноградник, ибо тот принес дикие ягоды); Ис 10:17 ( " Свет Израиля будет огнем, а Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день " ); Ис 27:4 (Господь не гневен, но если кто противопоставит Ему в Его любимом винограднике волчцы и терн, Он выжжет виноградник); Ис 32:13 (предостережение беспечным — терн и волчцы будут расти на земле и на развалинах ныне веселящихся городов); Иез 2:6 (Господь увещевает пророка не страшиться тех отпавших, к которым Он его посылает, даже если они будут для него волчцами и тернами); Иез 28:24 (о Сидоне: " не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и причиняющим боль волчцом " ); Ос 10:8 (идолопоклонство Израиля; " терние и волчцы вырастут на жертвенниках их " ); Евр 6:8 ( " производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение " ); терние : 2 Цар 23:6–7 ( " нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою огнем сожигают его на месте " ); Мф 13:7,22 (притча о сеятеле: терние заглушает семя, упавшее в него, что означает бесплодность слова для тех, кто заботится о делах века сего и обольщается богатством); та же притча в Мк 4:7,18-19 и Лк 8:7,14; волчцы : Иов 31:39–40 (Иов клянется в том, что неповинен: " если я ел плоды ее [земли] без платы и отягощал жизнь земледельцев, то пусть вместо пшеницы вырастет волчец… " ). Добавим, что слово волчец — уменьшительное от волк , что приводит на память определение лжепророков как хищных волков в Мф 7:15. Итак, Писание достаточно очевидно свидетельствует, что сорным травам уподобляются грехи и грешники, причем подчеркивается не просто их опасность, но и агрессивность. Сами же сорняки — порождение падшего мира, следствие грехопадения и одновременно кара за него, символ разрушения и гибели. Завершение этой темы в Писании — терновый венец, возложенный на Спасителя, взявшего на Себя грехи мира (Мк 15:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом, написано следующее: «Вознесется над кровлями царствование его, и возвысится царство его». 5.2. Итак, «вознесется над кровлями» сказано о совершенстве верующих, а «возвысится» относится ко многим народам. И потому в тех, кто совершенен, возносится царствование Христа над кровлями, то есть над теми, кто пребывает на высоте и еще выше. Возможно, что и на небесах есть те, кто содействует еще большему возвышению пребывающих в Царстве Христа. Вот почему, как я полагаю, Спаситель сказал: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» ( Мф.24:17 ), предостерегая тех, кто достиг вершины совершенства, чтобы они не спустились снова в низины и низменности этого мира, названного здесь домом. И в сказанном: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» ( Мф.10:27 ) имеется в виду то же самое. И так «превзойдет Агага царствование его и возвысится царство его» ( Чис.24:7 ). Ибо преумножаются церкви, и растет число верующих, и в них возрастает Царство Христа «доколе Отец низложит всех врагов Его под ноги Его. Последний же враг истребится – смерть» (ср. 1Кор.15:25–26 ). 6.1. Далее написано о Христе, что «Бог вывел Его из Египта» ( Чис.24:8 ), что, как видится, исполнилось, когда после смерти Ирода Он призван обратно из Египта, на что указывает Евангелие, когда говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» ( Мф.2:15 ). Одни считают, что эта фраза взята отсюда и включена в Евангелие, другие – что она заимствована у пророка Осии (ср. Ос.11:1 ). Можно, однако, понимать ее и иносказательно, что после того, как пришел Он в Египет этого мира, Отец вел Его и взял к Себе, чтобы Он проложил путь тем, кому надлежит взойти к Богу из Египта этого мира. «Слава Его, как слава единорога» ( Чис.24:8 ). Ибо, низвергнув все царства демонов, Христос основал одно Свое Царство, как бы в славе истинного единорога. Ибо под рогом, как мы показали, часто подразумевается царство. И о том же говорится: «Пожрет народы, враждебные ему, изнурит тучность их 39 » ( Чис.24:8 ). Сказано, что Он пожрет народы, которыми обладали неприятели Его, и, лишив врагов силы, изнурит тучность их, когда истощит всякое грубое и плотское представление и обратит его в духовное понимание. То, что тучность считается в Писании достойной порицания, показано в написанном: «Отучнело сердце людей сих 40 » ( Деян.28:27 ; ср. Ис.6:10 ); и еще: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел» ( Втор.32:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

правителя используются различные термины:   («пастух»),   («вождь»),   («раб Мой»),   («царь»). Он назван Давидом, т. е. именем царя, к-рый является одновременно прародителем династии и символом единства Израиля. Подобным образом о «новом» Давиде речь идет в пророчествах Иер 30. 8-9 и Ос 3. 5. Эти пророчества можно понимать двояко: как относящиеся к эсхатологическому времени или же к реальному восстановлению монархии. Книги пророков Аггея и Захарии говорят об ожидании прихода нового правителя сразу после возвращения из Вавилонского плена (2-я пол. VI в. до Р. Х.). Эти чаяния были обращены к Зоровавелю , под предводительством к-рого первые иудеи вернулись из плена. Он происходил из рода Давида, и именно он заложил основы второго иерусалимского храма (Зах 4. 9 и 1 Езд 3. 8). Бог обращается к Зоровавелю, называя его «рабом Своим», и говорит о его избранности: «...скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг 2. 21-23). По мнению мн. исследователей, именно Зоровавеля пророк Захария называет «Отраслью» в Зах 3. 8, 6. 12 ( Meyers, Meyers. 1987. P. 202-203, 336-375). Здесь употребляется тот же термин (  ), что и в пророчествах Иеремии и Исаии (Иер 23. 5; 33. 15; Ис 4. 2). Сложности вызывает толкование текста, согласно к-рому венец будет возложен на голову первосвященника Иисуса, а не Зоровавеля (Зах 6. 11); по контексту к первосвященнику Иисусу должны быть обращены и последующие слова: «...вот Муж,- имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем» (Зах 6. 12-13). Венец и престол - атрибуты царской власти, а не священнической.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Христос, воскресший из мертвых, освятил, благословил и оповестил о воскресении всех, кто верует в Него. «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим 6. 8-9). Тем самым смерть потеряла свою силу. Провидел то святой пророк Осия и спросил: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос 13. 14). Мы же, полные радости пасхальной и укрепленные через Воскресение в вере, отвечаем пророку: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начала, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго» (Пасхальный канон, 7 песнь). Эта правда — чудо Воскресения — творит любовь Воскресшего Спасителя через Крест. Для избавления человечества Христос уничижил себя до смерти, смерти крестной и дал нам Новую Пасху - таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к вечному Царствию Божьему. Этот переход открывается для нас уже в нынешней земной, временной жизни. Братья и сестры! Воскресение Христово дает нам возможность прочувствовать то, что есть добро, постоянство и добродетель, а также то, что таинственным образом связано с жертвой и самопожертвованием ради добра. Наша земная жизнь полна усилий и трудов. Таким путем правда, основывающаяся на Христовом Воскресении помогает нам глубже понять нашу собственную жизнь. Именно через Крест пришла радость для всего мира, а наша любовь упрочилась. Самым большим благом воплотившегося Сына Божия было возглашение человечеству правды через Крест, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8). «...всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4.7). Жить в мире – это значит любовью побеждать печаль и скорбь, пребывать в совершенном мире и радости. Потому «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Эф 5. 14). Братья и сестры! Празднуя святые дни Пасхи, отбросим от себя враждебность и ссоры, греховные привычки и душевную слабость. Заповедь Воскресшего Христа да будет всегда пред нашими духовными очами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

«Не тленным серебром или золотом искуплен ты от греха, дьявола, смерти и ада, но драгоценною Кровью» Моей ( 1Петр.1:18–19 ). Вспомни это – какая дорогая за тебя цена дана: Кровью Моею и смертью Моею искуплен ты! Вспомни все эти заслуги Мои, которыми Я тебе заслужил отпущение грехов и жизнь вечную, и покайся – и так спасешься. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). О, божественный, о, любезный, о, сладчайший глас – глас, спасения нашего ищущий! О, Преблагой и Милосердный Иисус, Милостивый наш Искупитель! Не отступи от нас, грешных, которых святой Своей Кровью искупил. Но ударяй, ударяй в двери каменных сердец наших, крепко ударяй пресладким и спасительным гласом Твоим. Да пробудимся от глубокого греховного сна и услышим пресладкий и прелюбезный глас Твой, «ибо глас Твой сладок и образ Твой прекрасен» ( Песн.2:14 ), – и так начнем сами просить, искать и стучать, стучать в двери милосердия Твоего ( Мф.7:7–8 ). Так Сын Божий зовет вслед заблуждающегося грешника и обращает к покаянию! И Отец с небес о том свидетельствует: «Его слушайте» ( Мф.17:5 ). И Святой Дух в псалме говорит нам: «ныне, если глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» ( Пс.94:8 ). Так Святой и Милостивый наш Бог, Отец, Сын и Святой Дух, зовет нас Своею благодатью на покаяние! 3) Зовет нас на покаяние через пророков и апостолов, как посланников Своих и рабов, которых как бы вослед нам посылает и обращает нас к Себе через них. Они увещевают нас и молят: «Итак,... от имени Христова просим, и как бы... Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). И еще: «Обратитесь ко Мне, – говорит Господь Сил, – и обращуся к вам» ( Зах.1:3 ; Мал 3:7 ). И еще: «Обратись, Израиль, ко Господу Богу твоему, ибо изнемог ты в неправдах твоих» ( Ос.14:2 ). И еще: «Обратись ко Мне, дом Израилев, – сказал Господь, – и не утвержу Лица Моего на вас, ибо Я Милостив, и не прогневаюсь на вас вовеки» ( Иер.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота ( Быт. 19:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23 ; Ис. 1:9, 13:19, 23:14 ; Иер. 49:18, 50:40 ; Иез. 16:49–50 ; Ос. 11:8 ; Мф.10:15, 11:23 ; Рим. 9:29 ; 2Пет. 2:6 . 8 . Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. Прем.10:9 . Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9 . В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. Прем.10:10 . Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10:11 . Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11 . Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию ( Быт. 27:43 ). «…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы ( Быт. 28:12–13, 17 ). «Царство Божие» – мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5 ), или вообще сверхчувственного мира ( Прем.9:10 ; Притч. 30:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался ( Быт. 31:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него ( Быт. 30:43, 31:7 ). В этом Иаков видел дело Божие ( Быт. 31:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во 2-ой половине 7-го стиха из мысли о вездеприсутствии Духа Господа выводится мысль о Его всеведении: «как все объемлющий знает всякое слово». Прем.1:8 . Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. 8 . Из мысли предшествующего стиха о всеведении и вездеприсутствии Божием делается вывод, что никакой богохульник, нечестивец («говорящий неправду») не скроется от Бога и не может избежать наказания. Прем.1:9 . Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; 9 . «Будет испытание помыслов нечестивого». «Испытание» ( εξτασις), часто встречающееся у нашего писателя слово, взято им из гражданского юридического языка, где оно означает дознание, производимое посредством пыток; в нашей книге это слово означает 1) исследование, рассмотрение человеческой жизни Богом ( Прем. 4:6 ), а вместе с тем и следствие этого испытания – 2) наказание ( Прем. 6:6, 11:11 ). Здесь нужно взять только первое значение этого слова, что можно видеть из 2-й половины стиха. «Помысл» ( διαβολιον) означает вообще настроение, намерение, как и в 3 ст. λογισμς (умствование). Взятое во множественном числе это слово приобретает обыкновенно отрицательный смысл; – означает неблагодарные стремления, нечистые пожелания ( Иез. 11:5 ; Ос. 4:9 ). «Слова его взойдут к Господу…», т.е. человек предстанет пред Богом, как судией. Прем.1:10 . потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. 10 . «Ухо ревности слышит все…» Абстрактное понятие «ревность» взято здесь вместо конкретного «ревнитель» («ухо ревнителя») в соответствии с отвлеченным характером выражений предшествующего стиха. В Ветхом Завете ревность приписывается Иегове в двояком смысле. Или этим словом обозначается ревностная забота Иеговы об израильском народе ( Ис. 9:6, 43:15 ; Иоил. 2:18 ; Зах. 1:14 ), причем Он является ревностным мстителем его врагам ( Наум. 1:2 ); или, как это во многих местах пятокнижия ( Исх. 20:5, 34:14 ; Втор. 4:24 ), Бог называется «ревнителем», когда Он говорит о своем праве на исключительное почитание со стороны израильтян, и что всякое отступление от Его почитания будет сильно наказано. В этом последнем значении – слово «ревность» взято и в данном месте: Бог с особенным старанием (ревниво) следит за мыслями и словами людей, чтобы не оставить безнаказанным богохульную речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но явились новые веяния, и чем далее уходило время от тех дней и близилось к нашему, тем более старые добрые, как их называли, обычаи, хотя и в части только общества, «исшатывались»; стали нарушать завет отцов и изменять ему; важные «написанные законы» стали счи­тать как бы чужими... ( Ос.6:7. 8:12 ). Память об этом увлечении (и понесенном за то наказании) сохранила таже церковь , которая хранила и хранит «важные написанные законы»... И если бы мог восстать тогда ветхо­заветный Иеремия ( Мф.16:14 ), он вероятно повторил бы прежние свои жалобы ко Иегове: «о, Господи! Они не хо­тят принять вразумления. И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают... закона Бога своего; пойду я к знатным, и поговорю с ними, ибо они знают закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы. ( Иер.5:3–5 ). Одни сокрушили ярмо; другие оставались невеждами в законе и трактовались сокрушившими и расторгнувшими высокомерно ( Ин.7:49 ), как глупцы и бедняки во всяких смыслах. Однако ж эти, если не глупцы, то дей- —263— ствительные «бедняки» во всяких смыслах, помнили ту тропу, которая была указана им издавна, как ведущая к просвещению и обогащению. Настала новая пора. Заговорили: мы мудры и закон Господень у нас! Осуждено прежнее увлечение; сказалась старая жажда... но в то же время лживая трость книжни­ков стала усиленно превращать закон Его в ложь. ( Иер.8:8 ). Вместо давно оставленных и забытых Рафлей, Воро­нограев, Аристотелевых врат и т. под., стали плодиться и распространяться в народе книги, пагубность которых состоит в том, что еретические мысли в каждой из них предлагаются малыми дозами и что для прикрытия они излагаются нередко словами православных учителей церкви, выхваченными из их творений вне связи с предыдущим и последующим, а потому и извращающими перво­начальный смысл в них вложенный. Приходя в овечьей одежде, хищные волки, не щадящие стада и говорящие пре­вратно, чтобы увлечь учеников за собой, принимают вид блюстителей, поставленных на то, чтобы пасти цер­ковь Господа и Бога ( Мф.7:15 . Деян.20:28–30 ), и зазывают – по внешности – как будто голосом истин­ных пастырей: «Прииди ко Иисусу», «Иисус Назорей идет»; «Веришь ли, что ты грешник?» «Примирился ли ты с Богом» и предлагают «Путь ко спасению». Они участливо спрашивают: «Исполняете ли вы волю Божию?» «Молишься ли ты?» «Благодаришь ли Бога?» и дают «На­поминание христианам из слова Божия» о том, «Что та­кое христианин» и в чем состоит «Звание христианина и его значение». Их заботливость простирается до того, что они щедрой рукой или совсем задаром, или за пол­копейки, раздают не только такие книги, как «Новая азбука» – для совсем не грамотных или «Два слова о св. Библии» для умеющих читать; но и такие, как «Краткое руководство к чтению Нового Завета» или «Жизнь И. Хри­ста» и пр. и пр. уже для умеющих, по-видимому, разу­меть чтимое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010