Ос.4:4 . Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ – как спорящие со священ­ником. Смысл стиха не ясен и толкуется различно. По-видимому в ст. 4 пророк запрещает Израилю прекословить возвещенному выше приговору. Так как израильтяне склонны были оправдывать себя и считать кару незаслуженной, то пророк и предостерегает их, говоря: «никто не спорь». «И твой народ – как спорящие со священником». «Твой народ» – народ десятиколенный Израиля, мыслимого как личность. Священник, по закону Моисееву, был судьею народа, постановляющим окончательные решения. Не подчиняющийся решению суда священника по закону, подвергается смертной казни ( Втор 17.8–13 ). И Израиль, восставая против определений Божиих, уподобляется тем дерзким людям, которые спорят против решений священника, и заслуживают назначенного им наказания. Выражение слав. текста «аки прорекаемый жрец», не дающее точного смысла, представляет перевод с греческого. В греч. тексте., вероятно, вместо теперешнего ς αντιλεγμενος ιερες читалось прежде ς´ αντ. ιερεσι, 2со священниками». Ос.4:5 . И ты падешь днем, и про­рок падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою. Гибель будет совершаться и днем и ночью. Падет народ ( «и ты падешь»), падут с народом и пророки, – конечно, пророки ложные, вводившие народ в грех . «Истреблю матерь твою» – образное выражение, в котором предвозвещается погибель царства и народа; мать – народ или царство. Вместо последнего выражения в слав. тексте читается: «нощи уподобих» (евр. vedamithi – ωμοωσα) «матерь твою». Чтение, не дающее ясного смысла, возникло потому, что LXX приняли евр. глагол damah в значении «быть подобным», тогда как глагол имеет и другое значение, более соответствующее контексту данного места, именно – переставать, останавливаться, прекращать, истреблять. Ос.4:6 . Истреблен будет народ Мой за недостаток веде­ния: так как ты отверг веде­ние, то и Я отвергну тебя от священ­нодействия пре­до­ Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей тво­их. По ст. 6-му гибель постигнет народ за недостаток знания о Боге и за нежелание почерпнуть это знание из источника боговедения – закона, за отвержение закона. Вместо рус. истреблен будет народ Мой в слав. читается: «уподобишася людие Мои». Последнее чтение возникло потому, что LXX ошибочно евр. гл. nidmu производили как в ст. 5, от корня damah в значении уподобляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У них при исполнении богослужебных действий на первом месте стояла материальная выгода: на свою службу они смотрели как на прибыльную статью, как на средство кормления. Пророк Осия выразительно отмечает это: «грехами народа Моего кормятся они и к беззаконию его стремится душа их» ( Ос.4:8 ). Выражение, слишком определенно указывающее на корыстные цели, которые преследовались священниками при совершении жертв: священники желали умножения грехов народа, чтобы получать больше жертвенного мяса для пропитания, так как с умножением грехов народа увеличивалось, конечно, и количество грехоочистительных жертв. О нравственном улучшении народа они, очевидно, не думали. Не думали они и о собственном нравственном совершенстве. К жертвенникам они приступали не только с нечестивыми намерениями (извлечь для себя из принесения жертвы возможно больше вещественных выгод), но с нечистою совестью и руками, запятнанными в крови: «как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивает на пути в Сихем, и совершают мерзости» ( Ос.6:9 ). Во времена анархии и нравственного падения во дни Осии священники развращены были подобно худшим членам общества: нравственно они пали настолько, что дошли до разбоя и грабежа на большой дороге, собираясь для этой цели даже в банды. Пророк указывает и место, где действовали эти банды священников-разбойников: на пути в Сихем. Этим указанием пророк оттеняет особенную дерзость организованных священниками банд. Нападения свои священники совершали на купцов, которые направлялись в Сихем с юга и с севера для торговых операций, т. е. совершали нападения на очень людных дорогах. На подобное же поведение священников пророк намекает и в Ос.5:1 , где он угрожает судом вместе с домом Израилевым (вероятно разумеются вообще представители народной власти) и с «домом царя» (т. е. с царской фамилией, к которой принадлежали приближенные царя советники и помощники) также и священникам за то, что они были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе, т. е. за то, что с другими руководителями народной жизни они, вместо того, чтобы наставлять народ, заблуждающийся в путях истинной жизни, не стыдились вовлекать его из-за личных выгод в пороки 145 (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Господь повторит над Израилем времена странствования по пустыне, выгонит его из своей доброй и прекрасной земли «с большими и хорошими городами, которых он не строил, с домами, наполненными всяким добром, которых он не наполнял, с колодезями, которых он не высекал, с виноградниками и маслинами, которых он не садил» ( Втор.6:10–11 ), выгонит в сухую и бесплодную пустыню, но выгоняя, не всецело впрочем, его отвергнет от Себя, не лишит его окончательно своего прикрывающего и спасающего попечения и своего водительства, как не лишал этого попечения и этого водительства его отцов, когда они, выведенные Богом из Египта, странствовали по пустыням, – наказывая, накажет временно ( Ос.12:10 ). «Я говорил к пророкам», раскрывает Господь мысль слов предшествующего стиха, Я Иегова, Бог твой от самой земли Египетской, – «Я умножал видения, через пророков говорил в притчах» (см. напр. гл 1 и 3; Ис.5 ; Иез.16 и др.). Господь постоянно, начиная от земли Египетской, проявлял Себя как Бог Израиля, посылая пророков, Он не упускал ни одного способа для того, чтобы только как можно яснее и сильнее возвестить Израилю волю свою и даруемое ему спасение. Но Израиль постоянно глух и слеп оставался ко всем возвещениям Божиим, он не внимал постоянным Божиим о Себе и своем благодатном завете напоминаниям, совершенно предался греху и идолослужению, отчего и не может далее оставаться ненаказанным: «Если Галаад (представитель здесь всей восточной иорданской земли царства Израилева) беззаконие» (ср. Ос.6:8 ), если он нравственно сделался ничтожным, нравственно совершенно пал; «то только ничто и сделались они», то за свое полное нравственное падение, за свое нравственное ничтожество они и не заслуживают ничего более, как только полное физическое ничтожество, заслуживают полное погубление «в Галгале» (см. Ос.4:15, 9:15 ). Как Галаад здесь есть представитель всей восточной иорданской земли царства Израилева, так Галгал есть представитель западной иорданской земли этого царства) «приносят они в жертву тельцов», приносят жертву Богу в местах, где Бог не повелел приносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Никогда еще социальная противоположность – со всеми сопутствующими ее ненормальностями – между богатыми и бедными не чувствовалась так резко, как в те дни. Состоятельные классы преданы были любостяжанию и неудержимой роскоши. Цари, вельможи и богачи воздвигли себе величественные дворцы зимние и летние ( Ам.3:15 ) из тесанных камней (Ам, 5:11) с украшениями из слоновой кости. Убранство чертогов богачей поражало неразумною роскошью: сами они беспечно предавались чувственным удовольствиям без меры: возлежали на ложах из слоновой кости, нежились на постелях своих причудливой дамасской работы ( Ам.3:12 ), ели лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, пили вино из жертвенных чаш, угощались лучшими сластями ( Ам.6:6 ) и веселились под звуки гуслей ( Ам.6:5 ), тщеславясь и гордясь своим богатством ( Ос.12:7–8, 13:6 ). Избыток богатства приводил их к пьянству, разврату и другим порокам. Даже женщины самарийские не уступали в распущенности своим мужьям: они, эти «телицы Васанские» (по определению пророка Амоса) сами требовали: «подавай, и мы будем пить»! ( Ам.4:1 ). Накопление богатств шло из нечистых источников. Сокровища в чертогах богачей собирались насилием и грабежом ( Ам.3:10 ). В этом отношении страдающею стороною были бедные, неимущие классы. К ним богачи относились с жестоким бессердечием, с полным презрением к их человеческому достоинству. Богатые, по словам пророка Амоса, алчут поглотить бедных и погубить нищих ( Ам.8:4 ), продают правого на серебро, покупают неимущих за серебро и бедных за пару сандалий ( Ам.8:6 срв. Ам. 2:6 ), попирают бедного и берут от него подарки хлебом ( Ам.5:11 ), жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, извращают путь кротких ( Ам.2:7 ), притесняют и угнетают нищих ( Ам.4:1 речь о женщинах самарийских); они даже как бы издеваются над бедняками: возлежат на одеждах, взятых в залог при всяком жертвеннике и пьют вино, взысканное с обвиненных в доме богов своих ( Ам.2:8 ). Бедствия обнищавшего народа не трогают их ( Ам.6:4 ). Руководители народа – священники и князья, те именно, которые должны были давать народу образцы добра и благочестивой жизни, сами погрязли глубоко в распутстве ( Ос.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

4. Идея о Промысле Божием в мировой истории ярко выражена в пророчествах Исаии о нашествии на Иудею иноплеменных народов (Ис 5. 26-30; 7. 18-20; 8. 7-8; 9. 11-15; 10. 5-6). Однако сами эти народы лишь инструмент в руке Божией для наказания иудеев: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» - говорит Господь (10. 5). Никто не может противиться Божественной воле - одни народы возвысятся, другие падут. «Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?» (14. 26-27). Предупреждая Израиль и иноплеменные народы о грядущих бедствиях, Исаия ясно называет цель Божественного наказания - «смирить гордость». Так, в пророчестве о Тире говорится: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (23. 9; ср. пророчество о Вавилоне - 13. 11). В размышлениях о политическом положении соседних царств (13-23) прор. Исаия близок к пророкам Иезекиилю (Иез 25-32) и Даниилу с их откровением о Божественном плане суда и спасения народов (ср.: Рижский. 1987. С. 131; Брюггеман. 2009. С. 205). 5. Истинное богопознание - одна из важных тем И. п. к. Уже в начале книги Господь обличает народ: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1. 3). Призыв к богопознанию у Исаии имеет общие черты с пророчествами Осии и Амоса, ибо основан на обличении иудеев во внешнем богопочитании. «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (1. 11; ср.: Ос 5. 4; 6. 6). Или: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня…» (Ис 29. 13; ср.: Ам 5. 21-24). Истинное богопознание невозможно без обращения к Богу, без нравственного изменения личности и стремления творить добро, жить по правде (Ис 1. 16-18). Если забвение Бога Исаия, как и др. пророки, сравнивает с блудом (1. 21; ср.: Ос 5. 4 «дух блуда внутри них»), то истинное боговедение - с «хождением во свете» (Ис 2. 5). Представлению о «духе блуда» как о забвении Господа Исаия противопоставляет образ Мессии, Который будет иметь «дух премудрости и разума… дух ведения...» (11. 2).

http://pravenc.ru/text/674802.html

– Необыкновенной ясности пророческого видения соответствовала и великая вера пророка, его твердое, всецелое упование на Бога, благодаря которым он жил среди современников так, как бы «дни грядущие» были уже близки. Пророк не допускал сомнения в том, что «прийдет в исполнение совет Святого Израилева» (5:19). «Я надеюсь, говорит он, на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Израилева, и уповаю на Него. Вот, я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (8:17–18), т. е. даже себя самого и детей пророк делает знамениями для веры (ср. еще 7:3 и дал.; 8:1 и дал.; 20:2, 6 и дал.). – Чтобы яснее видеть все величие пророчеств Исаии и их необъяснимость из соображений естественного разума, следует обратиться к самой истории того времени и рассмотреть отношение к ней пророчеств Исаии. То было время, когда среди взаимной борьбы сильных царств малосильному царству иудейскому, судя по естественным соображениям, грозила опасность быть свеянным с лица земли. Правда, царствование Озии и Иоафама, когда пр. Исаия вступил в пророческое служение, было временем развития в стране земледелия и военной силы; но эти успехи гражданской жизни не содействовали, а скорее ослабляли преданность народа иудейского Господу ( 2Пар.26–27 гл.; 4Цар.14:22 ; ср. Ис.2–6 гл., Ос.8:14 ). Сам Озия возгордился своей силой и задумал самовольно совершить каждение, за что был поражен проказой ( 2Пар.26:16 ). Народ «надеялся» на военную силу ( Ис.2:7, 22 ,... 3:1,... ср. Ос.8:14 , Ам.6:1 ), на силу «человека» ( Ис.2:22 ). Напрасно Господь посылал пророков Своих, которые угрозами предостерегали народ от гибельного пути. Напрасно и пр. Исаия внушал современникам, что за их исключительное увлечение внешним благосостоянием последнее будет отнято, а земля придет в совершенное запустение по причине нашествия народа, «живущего на краю земли» (2–6 гл.). Они не хотели слушать. Поэтому Господь «отринул дом Иакова» (2:6), и предсказанное пророками начало исполняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце в груди моей ( Иов.19:25–27 )! До чего сильно было в нем такое убеждение, о том говорит он так: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были ( Иов.19:23–24 ). Псалмопевец не только выражает вообще веру в будущее воздаяние, но и указывает, в чем будет состоять оно. Праведники не увидят, по его словам, тления ( Пс.15:10 ), воскреснут ( Пс.16:15 ), наследуют землю ( Пс.36:9 ), поселятся в земле живых, будут прославлять Бога ( Пс.26:13 . Срав. Пс.114:8 ), будут вписаны в книгу жизни ( Пс.68:29 ), увидят свет жизни (55:14) и будут жить вечно в дому Божием ( Пс.60:5 ). У него есть даже указание на всеобщий суд Божий. Господь приготовил, говорит он, для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте ( Пс.9:8–9 ). Путь жизни мудрого, говорится в книге Притчей, вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу ( Притч.15:24 ). Всякое дело, говорит Екклесиаст, Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл.12:14 ). Пророки, утешая народ еврейский приближением времен мессианских, утешают его тем, что с явлением Мессии изменится и участь почивших. Они воскреснут и будут жить вечно. От власти ада, говорится от лица Бога в книге Пророка Осии, Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ). В одном из предшествующих приведенному мест Пророк указывает даже, что оживление последует в третий день и чрез то сопоставляет его с трехдневным воскресением Христа. Оживит нас, говорит он, чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его ( Ос.6:2 ). Подобным образом выражает веру в возмездие и Пророк Исаия. Он говорит, что настанет время, когда смерть будет совершенно пожерта ( Ис.25:8 ), когда мертвые воскреснут и все земнородные возрадуются ( Ис.26:19 ). Ввиду этого праведники могут, по его словам, спокойно смотреть на отшествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Дамаск» был взят ассирийцами в 732 г., а Самария – в начале царствования Саргона, в 722 г. Ис.10:10 . Так как рука моя овладела царствами идоль­скими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, – Ис.10:11 . то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?» От «кумиров», по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ. Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8–11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. Ос.8:5 ; Ос.10:5 ). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии – наряду с Иерусалимом; – отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ассирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г. Ис.10:12–19 . Давши Ассуру наказать Иерусалим, Господь воздаст царю ассирийскому за его надменность и царство Ассирийское ослабеет, причем главным образом уменьшится численность ассирийского войска, которою и было, собственно, сильно это царство. Ис.10:12 . И будет, когда Го­с­по­дь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: по­смотрю на успех надмен­ного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. «Свое дело» – т. е. суд над Иудою и, в частности, над Иерусалимом, не желавшим подчиниться воле Божией; какую возвещал ему, напр., пророк Исаия (гл. 7). «Посмотрю». Евр. глагол, здесь стоящий (pha kad), часто имеет значение наказывать. «Успех надменного сердца» – в переводе с евр. плод гордости, т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Анализ же древних переводов слова мы не отказываемся дать впоследствии, если наша библейская справка почему-либо не удовлетворит г. Розанова , Слово встречается в Библии 27 раз – и именно в следующих местах и следующих грамматических формах: а) В формах вида каль: I) Исх.20:14 : „Не прелюбодействуй ( )“. 2–5) Лев.20:10 : „И тот, кто будет прелюбодействовать с женой замужней; кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего ( - - ): должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка ( )“. б) Втор.5:17 . „Не прелюбодействуй“ (то же, что в Исх.20:4 ). 7) Ос.4:2 : „Проклятия и обман, убийство, грабёж и прелюбодеяние () крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием“. 8) Иер.23:14 : „И в пророках Иерусалимских Я вижу ужасное: совершая прелюбодеяния (), ходят во лжи и поддерживают руки нечестивых, чтобы никто из них не обращался от своего нечестия“. 9) Иез.16:38 : „И накажу тебя наказанием жён прелюбодейных () и проливающих кровь, и предам тебя кровопролитию, лютости и ревности“. 10) Иез.23:45 : „Мужи правдивые осудят их судом прелюбодеиц ( ) и судом тех, которые проливают кровь, так как они сущие прелюбодейки (), и кровь на руках у них“. 11) Иов.24:15 : „И око прелюбодея ( ) ждёт сумерков, говоря; пусть не увидит меня ничей глаз, и покрывало на лицо полагает“. 12) Притч.6:32 : „Кто прелюбодействует с женой ( ), тот лишён ума, делает её губительницей своей души, подвергается побоям и бесчестию, и срам его неизгладим“ 13) Иер.5:7 : „Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги; Я взял клятву с них, а они прелюбодействуют () и толпой ходят в дом блудницы“. —767— 14) Иер.3:9 : „И произошло то, что явным блудодейством она осквернила землю и прелюбодействовала () с камнем и деревом“. б) В формах вида пиель: 15) Иер.23:10 : „Земля наполнена прелюбодеяниями ()“... 16) Ос.3:1 : „И сказал мне Господь ещё, поди и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую (), подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таково было начало отпадения от Бога, или по Осии, блужения! Очень может быть, что вначале Иеровоам не желал сего отпадения, думал поклоняться истинному Богу только под формой тельцеслужения, а потому установил совершать некоторые праздники, учрежденные Моисеем, на что указывает и пр. Осия ( Ос. 2:13 ). Тем не менее, тельцеслужение было самым гибельным установлением, источным началом всего последующего нечестия. Тельцеслужение, разлучив Израильский народ с Иерусалимским законным Богослужением и церковной Богоучрежденной Иерархей, весьма естественно отдаляло его от истинного Богопочитания, постепенно сближало с язычеством, более и более знакомило с последним, наполняло его духом, затемняло умы, омрачало сердца, сделалось так сказать, мрачным и зловещим облаком в душах Израильского народа между небом и землей, истиной и ложью, доколе не привело к явному решительному разрыву союза с Богом, к полному язычеству и самому отвратительному идолослужению. Сначала поставили идолов только в Вефиле и Дане, потом по указанию пр. Осии, мы видим идолов в Самарии, Галгалах, в Сихеме, в Вирсавии, в горах Галаадских, на Фаворе, на всех высотах, в рощах, под тенистыми деревьями – по всей земле Израильской. «И стали поступать (так описывает религиозное состояние Израильтян писатель четвертой книги царств) по обычаям народов (т.е. хананейских), которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и сделали себе изображения двух тельцов, и устроили себе дубраву и поклонялись всему воинству небесному (т.е. небесным светилам) 5 и служили Ваалу 6 , построили себе высоты 7 во всех городах своих, начиная со сторожевой башни, до укрепленного города 8 , и поставили себе статуи 9 и изображения Астарты 10 на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом; и стали совершать курения 11 на всех высотах подобно народам, которых изгнал от них Господь, и проводили дочерей своих чрез огонь 12 , и гадали и волшебствовали 13 » ( 4Цар. 17:8–17 ). Пророк Божий Осия говорит, что Израильтяне поклонялись не одному, а нескольким Ваалам ( Ос.2:13; 11:2; 9:10 ). Действительно, было несколько Ваалов; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010