2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Слова Ос 11. 3 по LXX: «И Я связал Ефрема, взял его на мышцу Мою, а они не знали, что Я врачевал их среди развращения людей» - предвосхищают образ доброго Пастыря, Который несет заблудшую овцу на Своих плечах (Лк 15. 3-7 - Hieron. In Os. 11. 3-4). Царь Мелхиседек, пророки Осия и Моисей. Мозаика кафедрального собора в Чефалу, Сицилия. Ок. 1166 г. Царь Мелхиседек, пророки Осия и Моисей. Мозаика кафедрального собора в Чефалу, Сицилия. Ок. 1166 г. Известное только из перевода LXX выражение - «утешение скрыто от глаз моих; потому что этот между братьев разделит» (Ос 13. 14-15) - свт. Кирилл относит к Господу Иисусу Христу, поскольку Он, с одной стороны, является утешением для всех, с другой - приносит разделение в мир естественных привязанностей между людьми (Мф 10. 21, 34-36 - Суг. Alex. In Os. 13. 14-15). Пророчество о знойном юж. ветре, к-рый иссушит родник Ефрема (Ос 13. 15), предвозвещает о Христе, Который как источник жизни «подобно знойному ветру устремится против смерти и иссушит все ее источники» ( Суг. Alex. In Os. 13. 15). По мнению блж. Иеронима, эти слова таинственным образом извещают о вознесении Господа, когда после «плотского унижения» Он привел к Отцу с Собой всех верующих (Ин 12. 32), а пророчество об опустошении сокровищницы «всех драгоценных сосудов» (Ос 13. 15) - об избавлении Воскресшим Господом от власти ада заключенных там душ праведников ( Hieron. In Os. 13. 15). Пророчество о перемене Божественного гнева на любовь (Ос 14. 5) подразумевает «призвание язычников и общение с Богом во Христе чрез веру и освящение» ( Суг. Alex. In Os. 14. 5). Сравнение спасенных от бедствий израильтян с ливанским вином (Ос 14. 8) говорит о блаженстве святых, обретаемых в общении со Христом (Ос 14. 8-9 - Суг. Alex. In Os. 14. 8-9). Смысл слов «от Меня будут тебе плоды» (Ос 14. 9) в том, что любое плодоношение у верующих в Бога совершается только во Христе (Ин 15. 5 - Суг. Alex. In Os. 14. 9). «Пути Господни» (Ос 14. 10), по к-рым будут ходить праведники, аллегорически истолковываются блж.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

После учения о божественном источнике пророческой проповеди главенствующую тему в богословии Амоса и Осии составляет вопрос об отношении Иеговы к народу израильскому. Как и вопрос о пророческом самосознании, так и этот вопрос выступает в пророческом понимании древнеизраильской религии не как проблема, подлежащая уяснению или требующая каких-либо нарочитых со стороны пророков обоснований для укрепления ее содержания в религиозном сознании современником, но как точно определенная в своих подробностях религиозно-историческая истина, как факт исторического опыта народа Израильского. Иегова есть Бог Израиля, Израиль есть народ Иеговы – этим коренным догматом религии Израиля обнимаются и определяются, по воззрению пророков, все стороны религиозно-нравственной жизни народа Божия в общей их связи и в частностях. Израиль есть избранный из всех народов земли и возлюбленный Иеговою народ. Эту мысль, как религиозную аксиому, оба пророка выдвигают с особенною силою, чтобы возможно резче подчеркнуть крайнюю степень неблагодарности Израиля к своему Богу и глубину его нравственного падения. Только Израиля Иегова признал из всех племен земли ( Ам.3:2 ). Когда Израиль был юн, Иегова возлюбил его, как Своего сына и вывел его из земли египетской ( Ос.11:1; 12:13 срв. Ос.3:1 ). От самой земли Египетской Иегова стал Богом Израиля ( Ос.12:9; 13:4 ; срв. Ам. 9:15 ; Ос.4:12; 5:4; 7:10; 8:2, 18; 9:1; 12:6; 14:1, 2 ), а Израиль Его народом ( Ам.7:8 ,.15; 8:2; 9:10, 14, 15; Ос.1:7, 9, 10; 2:1, 2, 23; 3: 5; 4:6, 8, 12; 6:11 ; 11:7), которого Иегова ущедрял в течение всей его истории многоразличными дарами Своей милости. Такое преимущественное внимание Иеговы к Израилю есть, по мысли пророков, выражение особых, заветных отношений между Ним и народом израильским. Израиль и Иегова связаны взаимно узами завета, как муж и жена связаны союзом брачным (образ брака у Осии Ос.1–3 , также Ос.6:7; 7:13, 14; 8:1 ); или (по другому сравнению) – также духовно близки друг к другу, как близки дети к Отцу ( Ос.1:10 : вы Сыны Бога живаго; Ос.11:1 : из Египта вызвал Сына Моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты — Мой народ, и он скажет: Ты — мой Бог!» (Ос. 2:18–23).   Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием:   «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» (Ос. 4:6–9).   Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди: «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:1–3, 5–6).   При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13:14). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1, Мт. 2:15; Ос. 6:6, Мт. 9:13; Ос. 2:23, 1 Пет. 2:10; Ос. 13:14, 1 Кор. 15:55; Ос. 10:8, Лук. 23:30 и другими).   Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8-10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исайи В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исайя — один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исайя принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исайи обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исайю называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ос.13:6 ). Так избранный народ, прежде служитель Иеговы, теперь проникся духом язычества: «не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, и Господа не уведеша» ( Ос.5:4 ). И потому «от сребра своего и от злата своего сотвориша себе кумиры» ( Ос.8:4 ); «тии ваалиму требы жряху и изваяным кадяху» ( Ос.11:2 ); «и жертвенников у них столько, сколько каменных куч на бороздах полей» ( Ос.12:11, 10:1–2, 13:2 и др.). Истинное богопочитание пало, или по крайней мере утратило истинный смысл свой; от религии Иеговы сохранилась только внешняя сторона без всякого духа и жизни; остались жертвы и праздники с их обрядами, которыми думали умилостивить Иегову; но одни внешние формы истинного богослужения возбуждали негодование Божие: «Я ненавижу, презираю праздники ваши, и не чувствую благоухания в торжествах ваших. Ибо хотя приносите Мне всесожжения и приношения ваши, они Мне неугодны, и на благодарственныя жертвы откормленнаго скота вашего не взираю. Удали от Меня шум песней твоих; и звуки арф ваших не хочу слышать: да струится правосудие, как вода, и истина, как поток не изсякающий» ( Ам.5:21–24 ). Еще сильнее изображается это в книге Пророка Осии: «с овцами и тельцы пойдут (Израильтяне) взыскати Господа, и не обрящут Его, уклонися бо от них» ( Ос.5:6 ). «Милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» ( Ос.6:6 ). Это свидетельствует, что народ имел самые грубые и чувственные представления о Боге. Иегову, истинного Бога, приравнял к идолам, не признавал никакого существенного различия между Ним и ваалами, и потому звал Его: «ваал мой» ( Ос.2:16 ), что особенно было оскорбительно для величия и святости Божией. Мало того: приносившие жертвы не могли похвалиться законным исполнением даже внешней стороны религии Иеговы: «Тем же аще и пожрут жертву, и снедят мяса, Господь не примет их» ( Ос.8:13 ). Ефрем приносит жертвы, которые неугодны Господу, – этот упрек встречается очень часто у пророка; но здесь пророк упрекает их за тот презрительный и дерзкий способ принесения жертв, который вошел в употребление: они закалают животных и едят потом их мясо сами; они сами съедают то, что назначено было в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

III. Другие переводы. Арам. перевод Книги прор. Осии является частью Таргума Ионафана, к-рый представляет собой собрание арам. таргумов книг ранних и поздних пророков. По мнению большинства исследователей, он был осуществлен в Палестине после 70 г. по Р. Х., а затем подвергся редактированию в Вавилонии. Текст сохранился в средневек. рукописях, старейшая из к-рых - Codex Reuchlinianus (1105 г.). Таргум является одним из ранних свидетельств протомасоретского текста. Лишь в неск. случаях, как полагают, его оригинал (Vorlage) мог отличаться от МТ (см. список в: Sperber. 1973. Vol. 4B. P. 343-344). Для перевода характерны частое использование парафраза библейского текста, а также внесение в него многочисленных экзегетических дополнений. В частности, в арам. переводе Книги отсутствуют упоминания о женитьбе пророка на блуднице (1. 2-9; 3. 1-3). Вместо этого в тексте таргума речь идет о проповеди О., обращенной к обитателям Иудеи и к Израилю с обличением их грехов (Ос 1. 2), а также приводится указание на искупление Израиля Богом 15 нисана (Ос 3. 2). С целью избавить библейский текст от антропоморфизмов при описании действий Бога и Его присутствия переводчик, как правило, использовал термины Мемра (Слово) и Шехина (Присутствие). По этой же причине в тексте таргума в отличие от МТ отсутствуют пассажи, в к-рых Бог называется супругом Израиля, а Израиль - Его блудливой женой (см. Ос 1. 2; 2. 1-23(3-25); 9. 1 и др.). В экзегетических дополнениях преобладают темы соблюдения закона, покаяния, плена и возвращения из него, воскресения из мертвых. Иногда даются ссылки на события библейской и послебиблейской истории, не упомянутые эксплицитно в МТ Книги: избиение царем Ииуем жрецов Ваала (Ос 1. 4), Пасха, празднуемая израильтянами в Египте (Ос 3. 2), избрание Саула царем (Ос 5. 8; 10. 9), исход из Египта (Ос 7. 4), осада Иерусалима римлянами (Ос 8. 1), откровение Бога Аврааму, Исааку, Иакову и Моисею (Ос 12. 6). Критическое издание Таргума Книги прор. Осии: Sperber. 1962. Vol. 3. P. 385-409. Перевод на англ. язык см.: Cathcart, Gordon. 1989. P. 27-62.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Сего ради, се, Аз соблажню ю» обещаниями пророков. Обещано будет ими много хорошего; на самом же деле ничто не совершится. «От веду ю в пустыню " , удалю ее от сообщества с народами языческими. «И возглаголю в сердце ея» ( Ос.2:14 ), утешу ее, потому что огорчена поражением своим. " И дам ей виноградники ея оттуду»; обещает дать, что было уже обещано пророками, и не дано из-за вероломства их. «И поляну Ахорову, отверсти смысл ея» ( Ос.2:15 ). Ибо отцы их на долине Ахор положили начало обладанию своим древним наследием – землей обетованной. «И будет в той день, наречет мя муж мои» ( Ос.2:16 ). Это и последующее исполнилось в то время, о котором писал блаженный Павел, как указано ранее. «И обручу тя Себе во век... Обручу тя... в милости» ( Ос.2:19 ), потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде. «Послушаю небесе, а оное послушает земли, и земля послушает пшеницы и вина и масла, и сии послушают Иезраеля» ( Ос.2:21–22 ). Повелю небу, – и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Это дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в этом последнем стихе, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой. Глава 3 «И возлюби жену... любодейцу, ибо они... любят варения с коринками». В образе жены любодейцы, которая открыто любит зло, пророк представляет синагогу, как видно из слов: «якоже любит Бог сыны Израилевы». Синагога отвергла сладость Божественного учения, превосходящую сладость сотов, и вместо него избрала «варения с коринками» ( Ос.3:1 ), которые служат образом ложного учения демонов, только имеющего вид сладости. И еще, как могут наскучить «варения с коринками», так должно отвращаться худых помышлений и с ними соединенных страстных движений. «И наях себе оную пятиюнадесять сребрениками» ( Ос.3:2 ). Число это, разделенное на три части, представляет священников, пророков и царей, ибо их попечением охранял Бог синагогу от чужеземцев. В пятнадцатый также день месяца синагога Еврейская вышла из Египта в вожделенную землю обетования. Церковь же приобретена не такой ценой, она куплена Тем, Кто предал Себя за нее, продан был за тридцать сребренников, и искупил ее Собой. «И гомором и полгомором ячменя " ( Ос.3:2 ). Под образом хлеба ячменного пророк представляет учение закона, данное Иудеям, как подъяремным, на все то время, пока не придет Христос, от Которого приимут всыновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Обыде Мя лжею Ефрем , которого окружала Моя истина, потому что дал Я ему все, что обещал Израилю, но Ефрем не так поступил со Мной. И… дом Израилев и Иуда (Ос. 11:12) были коварны, имели Меня в устах, а не в сердце, пока не принуждены стали идти в Вавилон люди святые и верные, какие нашлись между ними, такие как Даниил, Иезекииль и прочие с ними.   Глава 12 Ефрем пас ветр, гоняше вихрь, потому что ходил вслед идолов и служил суете. И завет со Ассирианы завеща , обязался платить им дань. И елей во Египет посылаше , чтобы ему быть в союзе с Египтянами (Ос. 12:1). Во утробе запя брата своего (Ос. 12:3). Иаков, по совету матери своей, запя брата и восхитил у него благословение первородства. И крепость Ангела превозможе (Ос. 12:4), потому что Я подкреплял его. Господь напоминает сынам, как благоденствовали отцы их, внушая через это, что причиной их бедствия есть неправое их хождение в путях своих. На них исполнилось сказанное: Ханаан, в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби (Ос. 12:7). Ханааном называет народ, возлюбивший насильствовати , потому что неправо взвешивал смысл Святых Писаний, отвергал домостроительство Христово и дела Христовы. И Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12:10). Так сказано потому, что Бог глаголал к ним не через одного пророка, вразумлял их не одним и тем же уподоблением. В Галааде и в Галгалах приносите волов в жертву суете, то есть идолам и всякого рода истуканам. Требища ваша якоже стебли соломы на целизне польстей (Ос. 12:11). Как на поле, оставленном после жатвы без возделывания, остается и засыхает солома, так в нашествие Ассириян оставлены будут жертвенники их всем множеством жрецов их. И отыде Иаков работать… о жене (Ос. 12:12), потому что не имел у себя, что мог бы, по обычаю, дать за жену в дар. Но Господь вознаградил его за бесславие нищеты, когда, при возвращении его из Харрана в землю свою, извел, как сказано, в четырех полках. И сынов Иаковлевых извел Бог из Египта с таким же богатством, с каким самого Иакова изводил из Харрана. Но они забыли об этом, терзали души свои заботами о благах своих, уклонились к божествам чуждым и отвергли страх Божий. Таинственный же смысл этих слов тот, что постигшие силу Божественных Писаний должны быть внимательны к себе и не утруждать сердец своих мертвыми делами сынов земли, возлюбивших земное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010