В Книге Притчи Соломона есть такие слова: «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми явствами его: потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова ты потратишь напрасно» (Притч.23. 6-8) Этим   словам библейской мудрости без малого три тысячи лет. А Первый псалом царя Давида начинается так: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1.1). Безусловно,   помимо глубокого богословского смысла, в этих словах   звучит и прямое   предупреждение. И все же, Елена, это разрушительное чувство – зависть –   само по себе не обладает магической силой. Иначе бы род человеческий давно   прекратил свое существование. Для того, чтобы убить Авеля, снедаемый завистью Каин,   должен был отвести брата в поле и там «восстать на него».   А Сальери –   подсыпать яд, буквально, а не метафорически. Вот что писал в своих «Творениях» Василий Великий, посвятивший зависти целую главу: «Страждущих завистию почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения,.. как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема», – сказано это было еще в IV веке. И все-таки, отвергнутое святым, поверье о магической силе зависти   все еще живо. И неслучайно. Мы все чувствуем, что зависть – губительная сила. Только кого она губит? Авеля или Каина? Моцарта или Сальери? Вы никогда не задумывались над тем, почему Моцарт позволяет себя убить? Даже   самый неискушенный   школьник, взявший   в руки   «Маленькие трагедии» впервые, легко догадается, к чему дело клонится.

http://pravmir.ru/kogo-ubivaet-zavist/

В полдень Илия сказал им: «кричите громче, может статься, бог ваал задумался, либо отлучился, или спит: надобно разбудить его». Жрецы продолжали кричать и, по обычаю своему, ударяли себя копьями и мечами, так что обливались кровию. Так они безумствовали от утра до вечера, а все-таки от Ваала не было ни гласа, ни послушания. Тогда Илия сказал народу: «подойдите теперь ко мне». Народ приблизился. Илия взял двенадцать камней, по числу колен израилевых, создали, из них жертвенник, вырыл около него глубокую яму и приготовил жертву. Потом велел принести воды и лить ее на жертвенник до тех пор, пока вся яма около него не наполнится водою до самого верха. Когда это было сделано, Илия воззвал: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Иаков; покажи ныне, что Ты Бог Израилев, а я раб Твой и совершаю все по слову Твоему. Услыши, меня, услыши! пусть народ сей ведает, что Иегова есть Бог!» При сих словах с небес ниспал огонь, истребил жертву, дрова, камни и поглотил воду, которая была во рву. Народ пал лицом на землю и воскликнул: «Иегова есть Бог!» Тогда Илия приказал схватить вааловых жрецов и заклал их на берегах потока Кисона. Казнив народных развратителей, он взошел на вершину горы Кармила, преклонил колена для молитвы и семь раз посылал мальчика смотреть к морю. В седьмой раз мальчик донес Илии, что маленькое облачко с ладонь руки поднимается с моря. Тогда Илия велел Ахаву спешить скорее в город, чтобы не быть застигнутым дождем. В самом деле, поднялся сильный ветер, небо помрачилось тучами, и полился обильный дождь. § 86. Явление Бога пророку Илии Иезавель, узнав об избиении своих жрецов, закипела гневом и поклялась умертвить Илию. Уклоняясь от ее мщения, пророк удалился в Аравию к горе Хориву. Поселившись в пещере этой горы, он проводил время в сетовании о том, что чудеса его в земле израильской не принесли желаемых плодов, что по-прежнему везде служат идолам, а поклонников истинного Бога не видно. Наконец огорченному пророку Господь повелел взойти на вершину горы и там ожидать откровения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В этом (последнем) тоне наш Педагог говорит особенно в качестве Судьи правосудного, имея целью наше спасение. Но так как о моменте порицания и отговаривания мы уже говорили ранее, то должны в настоящее время сказать нечто о моменте похвалы и поощрения, причем как бы на каких весовых чашах мы правосудию (в дальнейшем) противоположим благость. Указывать на полезное Педагог благоволит через Соломона, говоря здесь: к вам, люди, взываю Я, и к сынам человеческим Я обращаю голос мой. Слушайте, потому что я буду говорить важное и т. д. (Притч. 8:4–6). Советует же Он здесь спасительное, потому что совет имеет целью или поощрение к какому–либо делу, или отклонение от него. Последнее Бог имеет в виду, когда говорит через Давида: Блажен муж, который не ходит да совет нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его (Пс. 1:1). Совет может быть трояким. Во–первых, для него берутся примеры из времен прошедших; например, берется он от того, что постигло евреев после поклонения золотому тельцу, что постигало их после любодейств и т. п. Во–вторых, пользуются для него наблюдаемым в настоящем, тем, что как бы руками можно осязать. Сюда относятся слова, сказанные к спрашивавшим Господа, Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?: пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мае (Мф. 11:3–6). Значит, этим было то, что предвозвещено было Давидом в таких словах: Как слышали мы, то и увидели (Пс. 47:9). На основании предвидения вещей будущих слагается третий род совета, в котором Бог грозит грядущими событиями. Поэтому Он говорит: Впавшие в грехи брошены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22:13) и т. п. Отсюда становится очевидным, что Бог пользуется всякого рода воспитательными средствами лишь бы призвать человечество к спасению. Обращаясь с ободрением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Верно, лжеапостолы в унижение святому Павлу говорили, что он и поговорить-то не умеет. Или иные коринфяне, увлекаясь красноречием этих пришлецов, говорили: вот так учители, а у того что за язык?! — Святой Павел и говорит им: «У меня хотя язык не ученый, однако же ум украшен Боговедением» (Феодорит). Не отрицаю, что я не искусен в слове; но это нисколько не умаляет значения апостольства, ибо не в слове дело, а в разумении истины. Бог дал нам разумение свыше, а слово оставил у нас свое, природное. Как кто умеет, так и говорит, но говорит всегда истину, и истину Божественную, без примеси своих мудрований, чисто, как она внушена, и без окутывания ее хитрословием, больше затемняющим, чем уясняющим. В том, что мы не искусны в слове, не унижение апостольства, а превосходство. Значит, истина исходит из уст наших в своей природной простоте, как внушается Духом. Святой Златоуст говорит: «Поелику развратители коринфян гордились пред Апостолом тем, что он человек неученый, то Апостол упоминает и о сем, показывая, что он не только своей неучености не стыдится, но еще хвалится ею. Не сказал, однако: если я невежда словом, то и другие Апостолы также. Ибо сие было бы клеветою на Апостолов и похвалою лжеучителям. Напротив, он унижает самое преимущество, то есть внешнюю мудрость. Посему и в первом послании сильно нападает на нее, говоря, что она не только не содействует Евангельской проповеди, но еще помрачает славу Креста (Господня). Ибо говорит: «приидох не по превосходному словеси, или премудрости, да не испразднится Крест Христов», и многое другое сему подобное (1Кор. 1:1—31, 2:1—16). Чем показывает, что лжеучители были невежды познанием, а это есть крайняя степень невежества». «Но везде явльшеся о всем в вас», — подлинно: «но во всем явлены есмы во всех к вам». Но мне, говорит, нет нужды пространно говорить о том, что есть во мне и чего нет. Вы и сами все то знаете. Я действовал среди вас открыто, ни в каком отношении не кроясь. Ни хитрым словом не прикрывал неведения, как делают краснословцы, ни внешним благообразным поведением не скрывал недобрых чувств и расположений. Каков есмь, таким во всем и являл я себя, действуя всегда открыто. Вы это знаете, — и знаете всего меня. Святой Златоуст говорит: «И здесь опять обличает лжеапостолов, что они действуют лукаво. Но о себе и прежде говорил тоже, что он ни лицемерил, без обмана и бескорыстно проповедовал слово Божие. Лжеапостолы инаковы на самом деле, и инаковыми показывали себя, но он не таков. Потому хвалится везде, что ничего не делает для славы человеческой и не скрывает дел своих. Так и здесь говорит: мы все открыто делаем пред вами. А так много говорит только человек, нимало не опасающийся коринфян и во всех словах соблюдающий правду. Почему и ссылается на них, как на свидетелей — и теперь, когда говорит: «явлены есмы во всем к вам», и прежде, когда говорил: «Не иная бо пишем к вам, но яже чтете и разумеете» (2Кор. 1:13)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2956...

Во всякой борьбе побеждает более сильный и крепкий. Крепкий телом и духом. Где же источник нашей силы? Где искать нам крепости, победы и торжества над врагом? Вы это только что слышали. «Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром». Тот, Кто дал нам жизнь и дыхание и все, Кто едиными словом Своим сотворили весь мир, Кто управляет им и „творит, елика хощет», Господь сил, Той есть Царь славы. Он один «крепкий во бранех Господь. „Кто Бог велий, яко Бог наш?», В Боге, в Его творческой деснице вся наша крепость и сила. Он наш Творец и промыслитель. Еще в Ветхом Завете Он Сам возвестил о Себе в своем слове: „Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч.Сол.8:15). И в Новом Завете слово Божие учит нас: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Так в природе, так и в судьбе всего человечества. Сам Бог положили законы бытия и управляет судьбами мира при посредстве своих избранников. Потому-то и всякий начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носить меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 ). Теперь вы видите и разумеете, кому и почему Господь даст крепость? Он дает и даст крепость, людям своим». Что это значить? Что же нам с вами необходимее всего, чтобы быть крепкими? Как заслужить, как испросить у Всеблагого Бога этот драгоценнейший дар, столь необходимый нам теперь, когда жестокий и коварный враг наш вот уже третий год нападает на нас и преступной рукой посягает на достоинство и достояние нашей отчизны, когда он мучит, терзает и убивает невинных стариков, женщин и детей, оскверняет наши св. алтари и дорогие могилы дедов и отцов наших, когда посягает не только на наше имущество и тело наше, но даже и душу нашу народную, грозить развратить, погубить и обезбожить? Слава Создателю! Благодарение Всевышнему! «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам», это говорит Сам Господь наш и еще: «Господь будет судить народ свой» ( Втор.32:35–36 ). Страшно впасть в руки Бога живаго! ( Евр.10:30–31 ). Все это слова Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вот здесь, казалось бы, все понятно с Ноем: это человек праведный и непорочный в роде своем. Но вот Аврам – это человек, который появляется на библейских страницах уже в 75летнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату, и какие-то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано? Ответ на этот вопрос содержится на страницах той же Книги Бытия, 18-я глава, 19-й стих: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт.18:18–19 ). Бог знал, что Авраам правильно воспитает своего сына Исаака и внука Иакова (когда Авраам умер, Иакову было 15 лет), и только за это Господь избирает этого удивительного человека, о котором и апостол Павел писал: «Познайте же, что верующие (то есть все верующие. – О.С.) суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ). Словами: « уча их соблюдать всё, что Я повелел вам » – Господь повелевает нам пребывать в учении и наставлять других на протяжении всей своей жизни, ибо нельзя учить, не учась самому. Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ); и еще: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:1–2 ). Оканчивая истолкование на Матфея, любезно сопровождавший нас своими словесами на протяжении всего исследования святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать апостолам в бедности, что и составляло силу их Благовествования: «Так и мы поревнуем этому, чтобы нам не постыдиться, но с дерзновением предстать на суд Христов, и иметь Его с собою, как был Он с учениками Своими. Будет и с нами Он, как был и с учениками, если мы хотим следовать им, и подражать правилам и образу их жизни. За это-то Бог венчает и прославляет; а не требует того, чтобы ты воскресил мертвого или исцелил хромого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот столько лет уже прошло, и благоухание добродетелей усиливается, а не слабеет от продолжительности времени: таково свойство духовных предметов.   3. Так вошла, пересаживающая прекрасное растение; и как трудолюбивые земледельцы сначала бросают в землю семена кипарисов или других подобных растений, а потом, когда видят, что семя стало деревом, не оставляют его на той же земле, но, выкопав оттуда, пересаживают на другое место, чтобы земля, приняв молодое растение в свои недра, всю силу свою сполна употребила на питание его корня, – так сделала и эта жена. Дитя, сверх чаяния посеянное в ее утробе, она взяла из дому и пересадила в храм, где источники и непрерывные духовные орошения. На них [на Самуиле и его матери] можно было видеть исполнение пророческого слова, которое произнес Давид в своей песни: “ Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое ” (Пс.1:1-3). Не после того, как испытал зло, он (Самуил) удалился от зла, а избрал добродетель от колыбели. Он не участвовал в беззаконных советах и не имел общения в нечестивых собраниях, но в самом нежном возрасте, от сосцов матери, перешел к другим сосцам, духовным. И как дерево, постоянно орошаемое, достигает большой высоты, так и он поднялся на высоту добродетели, будучи постоянно напояем слушанием слова Божия. Но посмотрим, как (мать) пересадила его; последуем за этою женою и войдем с нею в храм. И “ пошла, – сказано, – с ним в Силом, [взяв] три тельца ” (1Цар.1:24). Значит, жертва была двойная: был телец бессловесный и словесный; одного принес в жертву священник, другого вознесла жена. И жертва ее была гораздо лучше той, которую принес священник: она была жрицею от собственной утробы, подражала в этом патриарху Аврааму и с ним вошла в состязание. Только тот, взяв сына, опять привел его назад, а она оставила в храме навсегда; лучше же сказать – и тот вознес всецело, потому что нужно смотреть не на то, что он не заклал, а на то, что внутренне все это исполнил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Врагами Иисуса Христа были книжники, фарисеи, саддукеи, иродиане, представители духовных и гражданских властей, но самыми упорными и непримиримыми оказались фарисеи. В чем же была причина их вражды? Прежде всего, у них была зависть , что Иисус Христос, простой плотник, не ученый и не состоящий в их обществе, имеет такое влияние на народ, которого сами они не имеют. Раздражало, что Христос, как они думали, «не хранит субботы», т. е. во все дни, не исключая и субботы, творит добрые дела. Негодовали на Него и за то, что Он требовал не только исполнения закона Моисея, но и нравственного поведения. Оскорбляло, что Христос и ученики Его «нарушают предания старцев», т. е. не придают первостепенного значения мелким обрядовым обычаям и привычкам, а ставят на первом месте исполнение воли Бога. Упрекали фарисеи Иисуса Христа, что Он «есть и пьет с мытарями и грешниками», т. е. ведет Себя не так, как подобает истинному Учителю, раввину. Обвиняли Его в богохульстве – Он называл Себя Сыном Божиим. Считали Его развратителем народа и слугой сатаны. А главное – они совершенно не соглашались с Его учением о Царствии Божием. Они верили, что грядущий Мессия восстановит «престол царя Давида», освободит евреев от ига римлян и создаст независимое государство, которое будет управлять всеми народами мира, между тем как Пророк из Назарета проповедовал, хотя и всемирное, но не земное, а духовное царство и учил, что « Царство Божие внутрь вас есть ». Все это было совершенно неприемлемо для книжников и фарисеев и вообще для всех тогдашних вождей народа. А потому они объявили Иисусу Христу решительную войну. Всюду ходили фарисеи за Христом, часто прикидывались Его друзьями и приглашали к себе в гости, но всегда искали случая, чтобы обвинить и погубить Его. Так, однажды, один фарисей пригласил Иисуса Христа к себе обедать. Он пришел и возлег. Хозяин удивился, что Христос не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: «Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» ( Лк. 11:37–39 ). И далее Господь стал обличать: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того...».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все, добытое ложью, не дает радости, и все, построенное на лжи, рано или поздно разваливается с великим треском. Преподобный Дорофей учит, что даже, когда человек вынужден малой ложью избавиться от большой беды, он и тогда «не должен оставаться беспечальным, но каяться и плакать пред Богом считать такой случай временем искушения». А иначе – одна ложь повлечет за собой другую, и так – без конца. В один прекрасный день солжешь и скажешь: «А зачем я это сделал?» А не зачем. Просто ложь стала нормой твоей жизни. И говоришь только ложь, и остатки правды тогда только терпишь, когда она приукрашена ложью, то есть как бы уже тронута тлением. И наконец, можно до того развратить себя всякими баснями, всякими вымыслами человеческими, что не только перестанешь понимать речи Господа Иисуса Христа, Который есть Истина, но даже не сможешь слушать слов Его… И вдруг – скажет тебе Господь: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы по тому не слушаете, что вы не от Бога». Значит, уже родился в смерть, чтобы вечно умирать. Доходим мы иногда и до того, что даже в слове Божием ухитряемся видеть защиту лжи. Так, семнадцатый стих тридцать второго псалма: «Ложь конь во спасение», – часто понимают в смысле, что ложь, это – конь, несущий к спасению! Но тут как раз наоборот: ложен, то есть ненадежен конь для спасения. А о лжи псалмопевец прямо говорит: «возненавидех всяк путь неправды» ( Пс. 118:104 ). Возненавидим же и мы ложь, какой бы она ни казалась соблазнительной; возлюбим истину, какой бы ответственности она ни требовала от нас, – и тогда мы раз и навсегда родимся от Самого Бога, выйдем из самых Его рук, чтобы вечно жить. О невидении смерти Вторник Ин. 8:51–59 Продолжая разговор с иудеями, Господь сказал:«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое, тут не увидит смерти вовек». На что иудеи ответили: «теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдает слово Мое, тот не вкусит смерти вовек; неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты себя делаешь?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, называя их: антихристы мнози ( 1Ин 2:18 ). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей, о появлении в мире лжехристов и лжепророков ( Матф. 24:24 ). Вот эти-то «лжехристы» и «лжепророки», они же и «антихристы», в лице разных самозванных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. Ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «иглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубные ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как безсловесные животные, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденные души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотския похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем тем, кто отступил от чистой и безпримесной истины Христова учения, ко всем этим современным бесчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство . Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. Ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия ( 2Петр. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010