Сл.: «За скудость (Остр.: за несытость) мнози согрешиша, и ищай обогатети (Остр.: хотя и умножити) отвратит око (Остр.: очи). Посреде собраных камений вонзется кол, и посреде продаяния и купли совершится (Остр.: съвръшается) грех . Аще не держится страха Господня со тщанием, вскоре прекратится (Остр.: развратится) дом его». Сл. в словах «за скудость», или «за несытость», следует, по-видимому, лат. переводу: «по причине скудости», в гр. же читается χριν διαφρου «из-за денег», так как и здесь, подобно 7, 20, этот термин означает деньги, что с несомненностью вытекает и из контекста. Выражение: «отвратит око» означает здесь, очевидно, отсутствие милосердия к бедным, отказ им в помощи, как и в 14, 8 Сир. передает этот стих свободно: «многие согрешили потому, что не было в них страха (Божия), и кто желает умножать грехи, отвратит свои очи». Сл. «посреде собраных камений» свободно передает Гр. «посреди связей камней» 70, 248, 253, Cpl.: «каменных»), Сир.: «между одним камнем и другим», – буквальная передача Евр. выражения, свободно переданного в Гр. Речь идет, по–видимому, о плотно лежащих друг возле друга камнях, крепко держащих вбитый между ними кол; при каменистой почве Палестины такой способ вбивания кольев в расщелины скал употреблялся, конечно, очень часто. Как камни служат опорой и основанием для кола, так купля и продажа – для греха. Сл. «совершится» свободно передает гр. συντριβσετι «будет сокрушен, разбит»; но это чтение справедливо признается неверным, и Фрицше предложил читать συντριβσετι «будет сжат, сдавлен» 1 , свободнее – «проникает»; Сир.: «прилипают грехи » . В 3 стихе, вместо Гр. 3–го лица: «держится» и «его», Сир. правильно ставит 2–е: «сын мой, если ты немного преступаешь страх Божий, то много времени будешь иметь недостаток». Но в остальном, по–видимому, следует предпочесть Гр. передачу: «не держится со тщанием», т. е. «не будешь твердо держаться», и «скоро разорится дом твой», вместо «дом его». Гр. чтение подтверждается в общем и Лат. переводом: «так и посреди продажи и купли протеснится грех , – далее в Лат. имеется вторичный перевод той же фразы: «будет сокрушено согрешение с согрешающим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Сир. неточно: «и как птицу ты выпустил его лететь из руки своей, и не поймаешь». Лат. в 16 стихе прибавляет: тайны «друга», вместо «будь верен ему» в 17 читает: «соединись с ним доверием», начало 19-го передает: «ибо как человек, который губит друга своего», и в 20–м вместо «испустиши» читает: «который отпускает». 24–27. Еще более, чем вероломный человек, открывающих тайну друга, опасен льстец: он на глазах соглашается с тобой, восхищается твоими словами, подмигивает тебе, в знак полного единомыслия с тобой, а за глазами тотчас же меняется и старается найти соблазн в твоих словах, извращая их смысл. Премудрый заявляет, что ему больше всякого другого ненавистен такой человек, и Господь также ненавидит его, как великого грешника. Сл.: «Помизаяй оком кует зло, и никтоже его отставит от того. Пред (Остр.: прямо) очима твоима усладит (Остр.: насладит) уста своя, и словесем твоим подивится: Последи же развратит уста своя, и в словесех твоих даст соблазн. Многая (Остр.: много) возненавидех, и не обретох подобна ему, и Господь возненавидит (Остр.: ненавидит) его». Подмигивание глазами, по смыслу дальнейших слов, разумеется здесь такое, которым, человек выражает полное свое согласие с говорящим, понимание внутреннего смысла его слов и сочувствие этому смыслу. «Кует зло» – буквальный перевод Гр., т. е. строит козни, замышляет зло. Вторая часть 24 стиха читается в Сл. согласно с большинством Гр. кодексов: «и никтоже его отставит от того», т. е. никто не отстранит от человека, слушающего льстеца, того зла, которое тот ему готовит: вместо «его», ατν, в большинства списков (кроме В, S, 23, 70, 248, 253, Сир.-екз.) читается «сия», ατ, т. е. это зло; Лат.: «и никто не отбросит его». Но Гр. гл. предлагает иное чтение: «и знающий (εδς вместо ουδες «никто») его отступит (ποστσεται вместо ποστσει «отставит») от него» (70, 248, Cpl.). Такое чтение дает вполне удовлетворительный смысл, тогда как при обычном чтении непонятно, почему нет никакого спасения от вреда, причиняемого льстецом; чтение Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

-И И- Ведь одни люди по ума истины не а другие [по быстроте] (ума) истины достигают, но из-за златолюбия торгуют (ею), золото ставя и справедливости колеблют. Есть и такие, которые и лестью, и страхом, и дружбой или враждой колеблют их. Поэтому И348 судье подобает быть благоразумным и беспристрастным и быть выше и золота, и почтительности, и лести, и страха, и дружбы, и Б516 вражды. Ведь если он поддастся какому-нибудь из этих он/217в все развратит и погубит. Итак, обрести истинное – а, обретя, не погубить – еще большее дело. не следует и судить. -И И- Ведь правильная мера истины соблюдается тогда, когда к обвинению – суд, к суду – проверка, а к проверке – решение, определяющее наказание по совершенному греху. -И 12 . Великий же Афанасий из-за коварства арианского не только царем Константином изгнан был, но и сыном его Констанцием, отцовский престол принявшим. Ведь сказано: Ж- Святой Афанасий, уведав снова, что и царь Констанций хочет арианской веры и что ариане злоумышляют/217г наклеветать на него неподобающее перед неправедным судом, никому не доверившись, преследуемый, глубокой ночью неожиданно явился к одной девице, которая, делу тому удивившись, недоумевала о появлении его. Блаженный же патриарх сказал ей: – Ищут меня ученики ариановы и неподобающее клевещут обо мне. И чтобы избежать нелепой молвы и вводить в грех Б517 тех, кто хочет меня мучить, замыслил я бежать. И вот, открыл мне Бог этой ночью, говоря: «Нигде не сможешь спастись, кроме как у этой девы». Ведь богоносный этот предвидел, по Божьему откровению, злоумышления на себя и скрывался, из-за чего/218а враги истины и отравителем его называли. И дева, отбросив все сомнения, – ведь послан был Богом святой, – укрывала его 6 лет, до смерти Констанция царя, сама омывала ноги его и в остальном прислуживала ему, и обо его нуждах заботилась, и книги приносила давала ему. И ни один человек во Александрии в те 6 лет не знал, где находится патриарх. -Ж Ж- Когда же власть принял Юли[а]н, он, стремясь уничтожить все, что было сделано Констанцием, всех изгнанных отпустил по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвертый день. Поуч. 2-е. Св. священномученик Вавила. (С порочным не дружись). I. Из жизни св. священномученика Вавилы известно, что трое учеников его: Прилидиан, Урван и Епполоний возлюбили своего св. наставника больше своих родителей и вместе с ним пострадали за Христа, наследовав, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вечную в царстве небесном. Их пример учит и всех юношей искать дружбы не с порочными, а с людьми благочестивыми. Дружба с порочным рано или поздно может подвергнуть и душу и тело наше величайшей опасности. В этом убеждает нас и слово Божие и жизнь человеческая. II. а) Слово Божие говорит, что потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что священное писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратит? Хорошо сказано в псалмах: с преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися ( Пс. 17, 26–27 ). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподоблает смоле; он говорит: касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (13,1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха: всякий кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить: так и гнусные дела беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: не якоже ли сынове эфиопстии, вы есте Мне, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть ( Иоан. 3, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нам, новому Израилю, Своей Церкви, собранной из всех народов, Господь дал и Свое учение, дал и совесть. Будем же внимательно читать Слово Божие, чтобы оно будило нашу спящую совесть. И будем стараться, чтобы каждое движение пробуждающейся совести сразу бы находило твердую опору в Божественной заповеди. Суббота. О православии Мф.5:42–48 В Евангелии есть разные заповеди. Одни – общие с другими религиями и с теми обычаями, которые стали общечеловеческими. А перед другими – даже считающий себя верующим стоит в недоумении. Так, сегодня слышим: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». У мирского «здравого смысла» сразу – вопросы: любому ли просящему давать? А не на водку ли он просит? А отдаст ли во-время? А не развратит ли его моя доброта? А история Церкви приводит удивительные примеры. Филарет Милостивый, неуклонно выполняя эту заповедь, поначалу совсем разорил свою семью. Его не остановили ни укоры, ни ропот, потому что он твердо усвоил, что выполнить данную Богом заповедь, это – лучшее проявление заботы о семье. Так и вышло: Господь и его прославил, и семью обогатил. А главное, во всех умножилась вера в неусыпный Божий Промысл. Был еще такой патриарх Иоанн Милостивый. Когда он шел по городу, его служитель нес мешок с деньгами, и по слову Иоанна давал просящим. Подошел нищий. Иоанн велел дать. Проситель обежал вокруг квартала и снова подошел. Иоанн снова велел дать. Но тот забежал и в третий раз. Служитель не выдержал: «Владыка! этот наглец уже третий раз подходит». Тогда святой человек говорит: «Дай ему вдвойне: уж не Христос ли мой меня искушает»? Вот как можно выполнять эту заповедь. А дальше Господь заповедует такое, что уж совсем не укладывается в мирской «здравый смысл»: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Кто может любить желающих сжить его со света? Только тот, кто, еще будучи здесь, уже утвердил свое жительство на небе, кто сердцем уже там, где Христос одесную Бога. В истории Церкви много и таких примеров. Вот умирает старый монах. Вокруг собрались близкие, а он просит позвать соседа, который постоянно делал ему зло. Тот приходит, и монах начинает целовать ему руки, говоря: «Братия! вот этими руками вхожу я ныне в Царствие Небесное»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Что же сказать о тех, которые даже не верят существованию духов враждебных? Они в следствие такой безрассудности открывают им свободный вход к бедной душе своей, на произвол их оставленной. – К несчастию встречается таких не малое число. – Но обратимся к предметам нашего исследования. Бранноносный змей, свободно действуя на лицемерных и порочных Фарисеев, законников и судей Иудейских, довел их до того, что Иисус Христос (конечно по неисповедимой воле и попущению Господа Бога) был предан ими на распятие. Кажется, он и торжествовал; но это торжество было его поражением. Процвела на земле Церковь Господа нашего Иисуса Христа, насажденная двенадцатью Апостолами. На ней как бы начертаны неизгладимо слова, произнесенные Иисусом Христом: и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Пророчественные слова сии не ясно ли предсказывали, что Церковь Христова подвергнется нападениям ада, но пребудет неодолима. Враждебный дух и поджидал с злобною яростью, чтò произведет Апостольская, освященная благодатным огнем Духа Святого, Церковь Христова. – И змий стояше пред женою, говорит откровение Иоанна, хотящею родити, да, егда родит, снесть чадо ея. – Слово снесть не означает: пожрет, как оно разумеется буквально, но развратит, обольстит или устрашит и погубит. В этом смысле Ап. Петр советовал Христианам трезвиться и бодрствовать, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). – И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки жезлом железным: и восхищено бысть чадо ея к Богу, и престолу Его. Под словом сына мужеска, мы разумеем тех новорожденных чад Церкви Христовой, которых Апостолы обратили к вере в Господа Иисуса Христа, которые, идя по стопам своих наставников, распространяли благовествование учения Христова в языческих провинциях Рима, сокрушали нечестие язычников жезлом железным, т. е. твердостью и неустрашимостью духа, и чудными, победоносными подвигами многочисленных добродетелей. Враждебный дух как ни вооружался против таких ревнителей славы Господа Иисуса Христа, как ни усиливался поколебать их то соблазнами и обольщениями, то гонениями и бедствиями, они, дети Церкви Христовой, став детьми Божиими, восхищались душами своими к Богу, и, по совершении земного служения своего, восхищаемы были к Богу и Его престолу. А жена бежа в пустыню, идеже им место, уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

А если верить сказаниям раскольников, то Павел коломенский, вместо подписи своего имени, будто бы даже начертал слова: «аще кто от обычных преданий св. кафолическия Церкве отъимет, или приложит к ним, или инако развратит, анафема да будет», – думая тем уязвить сердце Никона 272 . Как бы то ни было впрочем, только царь и патриарх не остановились в своем предприятии. Чтобы определение собора исполнилось, они повелели выслать в Москву из разных мест России самые древние славянские книги, переведенные с греческого языка и писанные лет за пятьсот и более, – и немедленно такие книги высланы были из монастырей Троицко-Сергиева, Юрьева, Хутыня, Иосифова-Волоколамского и других древнейших книгохранилищ русских. Не довольствуясь этим и желая, «да не едина их воля, но да и совет вселенских патриархов оных книг о исправлении будет», царь и патриарх наш в том же (1654) году отправили в Константинополь Мануила Грека со своими грамотами, в которых предложили вселенскому патриарху Паисию до 26 вопросов касательно чинов церковных и погрешностей, вкравшихся в паши новопечатные богослужебные книги 273 . Паисий немедленно созвал собор, на котором, под его председательством, присутствовали 24 митрополита, 1 архиепископ, 3 епископа и прочее знатнейшее константинопольское духовенство. Собор подробно рассмотрел все, написанное в грамотах, и в следующем (1655) году прислал в Москву самое свое Деяние вместо ответа. Это Деяние, изложенное в форме письма от цареградского патриарха к нашему, весьма замечательно. Сначала, возблагодарив Господа, воздвигшего в России такого ревностного архипастыря, и пожелав, да сохранит его благодать Божия на многия лета и да пасет он до конца духовныя овцы своя богоугодно, как начал, Паисий умоляет нашего первосвятителя: «да будем всегда соединени, якоже во единой вере и во едином крещении, такожде да будем и во едином исповедании, тожде глаголюще всегда единеми усты и единем сердцем, без еже разньствовати между собою в некоей вещи». И непосредственно, однакож, продолжает: «твое преблаженство сильно жалуешься на несогласие некоторых чинов, замечаемое в некоторых церквах, и полагаешь, что эти различные чины растлевают нашу веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ответ: «которые из раскольников, по обращении к церкви и по учинении присяги, паки в раскол будут возвращаться, таковых отсылать к гражданскому суду, прописав обязательство и сказку того, кто из раскола к церкви обратился. Архиерею же места того настоять и буде судья гражданский поноровит оному, писать в Святейший Синод; а если противник паки обратится, то по наказанию гражданскому, паки принять к церкви». 2) когда записной раскольник совратит в раскол кого-либо из православных? Ответ: «такой раскольщик, который аще развратит (совратит) и единого от правоверных, подлежит казни, одинаковой с раскольническими учителями (т. е. телесному наказанию и ссылке), а если обратится, то принять с поручной распиской» 436 . До сих пор мы изложили главные существенные Святейшего Синода по отношению к последователям раскола, – меры, имевшие церковный характер. Все эти меры направлялись к ослаблению раскола, к ограничению путей, которыми раскол мог распространяться количественно и качественно. Но этими мерами церковная власть не могла ограничиться и удовлетвориться. На успехи от этих мер церковь не могла положиться и рассчитывать. Церковь желала большого и возможно скорого успеха, и поэтому она прибегала к содействию государственной власти, побуждаемая к тому трудностью дела и давнишним традиционным обычаем; в этом содействии церкви государственная власть не только не отказывала, но предлагала его и понуждала её пользоваться всеми средствами для борьбы с расколом. Таким образом, на меры, имевшие церковно-гражданский характер, можно смотреть как на дополнительные, завершавшие церковные, и гарантировавшие успех первых. Мы постараемся изложить эти меры в постепенном порядке, переходя от угроз, лишений, штрафов к мерам наказания и истязания, т. е. от мер менее строгих к более строгим. Общеобязательные церковно-гражданские меры против раскола Указом 1716 г. раскольники обложены были двойным окладом денег, если не обратятся от своего раскола к православной церкви. Исключение составляли выговские раскольники, которым предоставлены были привилегии указом 1714 г., на который они ссылались Неофиту 437 . Денежному обложению раскольники подверглись «для всегдашнего памятствования им ко обращению, дабы тем окладом, яко словом учения, ко обращению побуждались ежегодно. А хотя раскольщики в тот двойной оклад и записаны, но не для того, чтобы раскольническую прелесть рассевали и других учили, но чтобы от упрямства к святой церкви обращались сами же, и в одном доме живущих не учили бы, и детей их крестили бы в церкви православной; а кто обратится из того раскола к святой церкви, с тех оный положенный оклад снимать, понеже государи (оклады положили), не требуя с них в сумму денег, но спасения их и к церкви примирения желая» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Добрачная жизнь обязательно окажет влияние на атмосферу в семье. Тот, кто не бережет своей чистоты до брака, сам лишает себя семейного покоя. Как когда-то библейский Исав, не желая потерпеть голод, продал свое первородство, право на наследство, за чечевичную похлебку, так иногда неразумные юноши и девушки отдают свою поистине царственную чистоту, единственное личное достояние за насыщение любопытства, неосознанного греховного желания, за какое-то сиюминутное утверждение себя. Как же жаль бывает потому «Столько вокруг семейств, а много ли любящих пар под- ходят к браку, сохранив телесную чистоту?» — спросит кто-то. Да, живут люди и с раковой опухолью, и с язвенной болезнью, и с астмой. Привыкают и даже забывают, что были когда-то здоровы. Но вряд ли кто стал бы специально отягощать себя такими страданиями. «Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею; так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех» (святитель Иоанн Златоуст). От первоначального греха, вставшей между супругами неправды — дальнейшая ревность, недоверие, закрытость, себялюбие, измены. Священник Михаил Труханов в книге «Мысли христианина о браке» пишет: «Человек порочный, искавший любви на стороне, не может искренно любить свою жену. Прошлое встанет призраком между ним и ее чистотой, и этот призрак отравит минуты счастья, сделает невозможным это счастье… Такой человек развратит и жену, потому что внесет в храмину семьи разлагающий аромат преступной любви. На этом основании преподобный Феодор Студит (IX в.) считает безусловно необходимым, чтобы чистый соединялся с чистой, невинный с невинной… Соединение невинной с человеком морально павшим кажется уродством». «Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и незаконно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем на исповеди при непременном условии, чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

http://pravmir.ru/k-zhenixam-i-nevestam/

Не видно, однако же, из письменных памятников того времени, как церковных, так и раскольничьих, не сохранилось и в преданиях, чтобы архиереи новгородский, вологодский и вятский при самом начале раскола поставили для старообрядцев изначала желаемого ими архиерея. Более явно, более гласно воспротивился Никону епископ Павел коломенский. Он был земляк Никону, и у них были старые между собой счеты. Под соборным постановлением 1654 года (при издании «Служебника») Павел написал следующий протест: «аще кто от обычных преданий святыя кафолическия церкви отымет, или приложит, или инако развратит, анафема да будет». Никон увлекся: осудил личного врага своего без собора и сослал его в монастырь Палеостровский, что на берегу Онежского озера. Имели старообрядцы попов довольно, но не было у них архиерея. Отделяясь от господствующей церкви не из-за догматов, не из-за форм церковной администрации, а лишь из-за обряда, они признавали, согласно православному учению, что в истинной церкви, которая, по слову спасителя, будет стоять до скончания мира, необходимо нужны три чина иерархии: епископский, иерейский и дьяконский, с преемственным от самих апостолов рукоположением. Необходимость иметь архиерея была для них крайне чувствительна. Потому приходившие к Павлу в палеостровское заточение, для собеседования и ради благословения, старообрядцы-двуперстники просили его о посвящении им архиерея. Видно, Палеостровский монастырь вовсе не был такою крепкою тюрьмой, какою представляют его некоторые раскольнические писатели, рассказывая о темничном заточении страдальца Павла. К нему имели свободный доступ. Он поучал приходящих, приказывал им свято хранить предания и крепко держаться иосифовских книг и старых обрядов, поддерживал в них ревность к старине, ненависть к Никону и его «новшествам», но вопреки некоторым позднейшим сказаниям решительно отказывался от посвящения не только архиерея, но даже и священника. — Как же сохранимся в благочестии, владыка святый? — говорили Павлу, слезно рыдая, ревнители старого обряда. — Как же мы сохранимся в вере отцов и дедов наших, понеже ни един архиерей подобен тебе остался? Все они (архиереи) волею и неволею Никоновы книги и новые чины прияли. Посвяти нам епископа правоверного. — Нет, — отвечал Павел, — не могу сего сотворите, понеже, хотя безвинно осужден есмь, самому же ся отмстить не повелено. Уже праведный Судья, Христос, бог наш, будет нас с Никоном судить.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010