Хозяин душ есть и Хозяин тел. Хозяин вечности есть и Хозяин времени. Хозяин наибольших благ есть и Хозяин малых благ. Ничто, братья, не может уйти из-под власти Всемогущего Иисуса Христа, Господа нашего, страдавшего за нас по Своей воле и воскресшего из гроба по Своему могуществу. О, Господи Иисусе Христе, Спасителю Всемогущий, помоги нам, чтобы мы искали Царства Твоего Небесного и вечно пребывали с Тобою там, где нет греха, ни смерти, а жизнь, радость и мир. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 14 Октября. Поучение о муже блаженном Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...( Пс.1:1 ) Прежде всего, братья, блажен тот, кто не погряз в грехе настолько, что не слышит и не исполняет совета Божия, который приходит через пророков. Нечестивые – те, которые о чем ни подумают, думают наперекор Богу и воле Божией; грешные – те, которые ходят по пути своих желаний и своих помыслов, против желания Божия и Закона Божия; развратители – те, которые, себя развратив недобрыми делами, развращают и других. Итак, сначала приходит недобрый помысл (недобрый совет), затем недоброе дело, потом недобрый пример – соблазн. Блажен, значит, муж, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается с нечестивыми мыслями своими, а находит нужные советы во всем, что нужно ему для спасения, в Законе Божием. Блажен муж, который ни единожды не стал на путь, которым грешники ходят, или, если стал, то покаялся и возвратился на путь жизни, что от Господа. Блажен муж, который не сидит в собрании развратителей душ невинных, чтобы своим соблазнительным примером соблазнять и развращать души невинные. Ибо сказано о соблазнителе: ...Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ). Братья мои, блаженны все вы, мужчины и женщины, осторожно уклоняющиеся трех зол: нечестивых мыслей и советов, дел грешных и соблазнения других. Все эти три зла – как одна и та же ядовитая змея, которая из маленькой вырастает в большую. О, Господи Благий, Создателю наш, помоги нам силой Твоей и добротою Твоей спастись от змеи этой лютой, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым Креста Твоего Честного. Помоги нам слушаться Твоего совета, чтобы идти только Твоим путем и освещаться только Твоим примером. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Октября. Поучение о воле праведника в воле Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10-16). Продолжение характеристики лжеучителей 2:17-19 Такими чертами изображаются в истории древней христианской Церкви некоторые гностические секты и как бы родоначальники и предшественники их Симониане, Николаиты и другие. В качестве средства для совращения, эти еретики, которых Апостол сравнивает с " безводными источниками " , вводящими в обман людей, употребляют " надутое пустословие " , соблазн плотских похотей и обещание свободы. Пустословие, прикрытое льстивыми речами, внешне увлекательными, плотская похоть и обещание свободы — это обычные приманки как древних, так и всех новейших развратителей человечества. Будучи в действительности " рабами тления " , то есть находясь в плену у греха, они своим учением о свободе лишь прикрывали плотскую разнузданность (17-19). Горе лжеучителям 2:20-22 В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что " лучше бы им не познать пути правды (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48) [ 2 ]), нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди " . Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20-22). суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания… то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Третья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1-15 В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о " наглых ругателях " , которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1-4), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до " дня суда и погибели нечестивых человеков " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

138. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет " . 139. В этой заботливости о достойном погребении усопших братий, очевидно, сказывается искреннее желание загладить грехи прежнего образа жизни. 140. Один из обычных способов искушения. " Сатана нередко покушался прельстить меня златом, — говорит святой Антоний, — златом, которое для того и приносил, чтобы или обольстить мои глаза или осквернить мои руки " . Жизнеописание святого Антония/Сост. св. Афанасием. 30, 40. 141. Свидетельство глубокой христианской древности о молебствиях на полях! 142. Основателем манихейства признается Манес, родом вавилонянин, живший в III веке. Его заблуждения произошли от смешения древней персидской религии Зороастра с христианскими понятиями. Основные положения манихейства: 1) признание двух вечных царств света и тьмы; 2) борьба между ними; 3) происхождение мира из смешения света и тьмы; 4) необходимость освобождения частиц света из области тьмы; 5) это совершается при помощи Христа и Святого Духа; 6) признание в человеке двух душ: доброй и злой, и т.п. 143. Знамения, подобные описанному, нередко встречались в истории Церкви Божией. См., например, 36 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Подобное же знамение произошло в Киеве при обращении русских в христианство. " История христианства в России до равноапостольного князя Владимира " . Преосв. Макария. 265. Спб., 1846. Припомним также обращение зырян святым Стефаном Пермским. См. также в издании Миня Patrolog. cursus compl., XXI. Series latina, p. 426, прим. 3. 144. Память преподобного Ануфа или Анувия — 5 июня. Он удостоился дивных видений. В состоянии духовного восторга все существо подвижника преображалось, как бы отрешаясь от уз плоти — от всего земного, и входило как бы в соприкосновение с высшим духовным миром. В таком состоянии у некоторых подвижников замечалось просияние лица, как бы луч солнечный озарял его. В видениях ему открывались тайны мира духовного. См. прим. к гл. 51 " Луга Духовного " в новом переводе. О каком гонении говорит подвижник Ануф, решить трудно; вероятно, о гонении Юлиана Отступника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

13. Свирепые морские волны (ср. Ис. 57:20 ), нападающие на Церковь Христову, пенящиеся срамотами своими (сл.: воспеняюще своя стыдения), люди, выносящие на свет всё, что находится нечистого внутри сердца их, и оскверняющие Церковь своими словами и поступками (ср. Мф. 15:19 : ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...): звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы во веки: как блуждающие звёзды или кометы, появляющиеся на видимом вебе только на некоторое время, затем исчезают во мраке, так и эти нечестивцы появились в Церкви Христовой только на время, а затем погибнут в вечном мраке (ср. 6 ст.). 14. Но пророчествовал и о них, заключает этот отдел апостол, Енох, седьмой от Адама, когда пророчествовал о погибели нечестивых во времена Ноя, говоря: вот идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих, 15. Сотворить суд над всеми, и всех нечестивых изобличить во всех делах их нечестия, чем они нечествовали, и во всех жестоких словах их, которые произносили на Него нечестивые грешники. Это пророчество Еноха относилось, прежде всего, к нечестивым потомкам Каина и исполнилось уже на них во время потопа, но оно относилось и ко всем нечестивым и окончательно исполнится при конце мира в явление Господа Иисуса Христа для последнего суда над людьми 450 . 6. Продолжение характеристики нечестивых, появившихся среди христиан, и наставление, как христиане должны относиться к совратителям и совратившимся 16–23 ст. Характеризуя далее нечестивых из христиан, как людей ропщущих, недовольных участью человека на земле, но в то же время отдающихся своим похотям; как гордецов, но в то же время лицеприятствующих, апостол даёт наставление истинным христианам помнить предсказанное апостолами Господа Иисуса Христа, что в последнее время придут ругатели, поступающие по своим похотям, чтобы им вовремя заметить плотские влечения их духа и защититься против них, и, утверждаясь в вере и любви, соблюсти себя к обещанной им блаженной вечной жизни. А в отношении к тем членам церкви, которые уже оказали послушание развратителям и уже более или менее глубоко впали в их заблуждение и пороки, апостол даёт наставление одних обличать, как двоедушных, на других действовать с силой, как при спасении из огня, а иным оказывать милость, но со страхом, чтобы не оскверниться даже одеждою их 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

18. Аминь бо глю вамъ: дондеже прейдетъ небо и земл, ил черта не прейдетъ закона, дондеже вс бдтъ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все Дондеже прейдет (доколе не прейдет) небо и земля, т. е. до тех пор, пока стоит этот мир до конца его. Иота – самая малая, по начертанию, еврейская буква; черта – малый знак, которым отличается одна еврейская буква от другой, сходной с нею, по начертанию. Слова сего стиха значат, что и самое малое, повидимому, и незначительное из закона, и то не прейдет, т. е. не останется без исполнения. С пришествием Спасителя, хотя и отменено многое ветхозаветное из закона, напр., закон об обрезании, о жертвах, но и заменено в то же время новым, совершеннейшим: так как все ветхозаветное было сению, или образом будущего новозаветного ( Евр.10:1 ). Напр., обрезание заменено крещением, а жертвоприношения бескровною жертвою тела и крови Христовой на литургии и т. п. 19. Иже аще разоритъ сихъ малыхъ и начитъ так человки, наречетс въ нбнмъ: а иже сотворитъ и начитъ, сей наречетс въ нбнмъ. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном Разорить – разрушить, т. е. по небрежению сделать противное заповеди, или, как то делали иудейские законоучители, превратным толкованием представить заповедь маловажною и нарушение её не греховным делом, и виновного в нарушении не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности ( Мф.23:16–23 ; Мих.). Заповедей сих малых (малейших). Фарисеи, разделяя заповеди закона на большия и малые, о малых говорили, что нарушить их не составляет греха, хотя между сими были заповеди, относящияся к самой сущности закона, к любви, милостыни, правосудию ( Мф.23:23 ). Их то и называет Господь малыми, применительно к ложному понятию фарисеев (Мих.). И научит тако (так), не только сам будет думать так, но и других научить тому же. Малым (малейшим) наречется, т. е. будет. Это не значит, чтобы таковой нарушитель и развратитель остался в царстве небесном, хотя на последних степенях блаженства. Нет. Это так объясняет св. Златоуст: Будет малейшим, т. е. отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет в геенну; потому что возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и доведет других до сего, будет находиться в царствии? (Злат.): Сказал Господь сначала сотворит, а потом научит: потому что как вести другого по пути, по которому сам не хаживал? С другой стороны это значит, что если я и творю, но не учу; то не буду иметь такой награды и заслужу даже наказание, если не учу по лености (Феоф.). В царствии небесном (чит. объяснен. 2 ст. 3 гл.). Велий (великим) наречется – получит высшую награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

21. 09. 2010 Душа моя, молись упорно, Стремись к вершинам от земли И долети до выси горней, И гласу Ангелов внемли. Коль ждут нас бури, потрясенья Иль мира грешного конец, Проси молитву для спасенья Для заблуждавшихся сердец. Простим друг другу все обиды И разрешим узлы вины, И будем верой и молитвой Защищены и спасены. Да не отступим перед битвой. Господь, вложи слова в уста, Да будет Твой обет защитой, Да будет с ним любовь Христа. Вот Иоанна Откровенье Нам, здравствующим и живым, Благовествуешь Ты спасенье, И верю я словам Твоим. 21. 07. 2010 Из книги «Псалмы» (Стихотворное переложение) 1. Псалом Давида 1 Блажен тот муж, что путь греха отверг, Не ходит на советы нечестивых И не сидит в собрании корыстных, лживых И развратителей – обходит всех, 2 Закону Господа доверился во всем И размышляет день и ночь о нем. 3 И будет он, как дерево живое, Посаженное у потоков вод, Что вовремя дает желанный плод, Не вянет лист которого при зное; Успеет совершить он все благое. 4 Но нечестивые живут не так: Они – как жалкий, безполезный прах, Что ветром возметается с лица земли, Ибо живут в безумии и лжи. 5 И потому все нечестивые, лукавые Не устоят достойно на суде, И грешники – в собранье праведных. 6 Ибо Господь путь праведных хранит – Путь нечестивых разорит. 8 1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида 2 О Господи, Бог наш! Как велики, Величественны имя и дела Твои По всей земле, Тобой полна земля! И слава Божья простирается века Превыше звезд и горней высоты! 3 Из уст младенцев и детей грудных Устроил Ты вселенскую хвалу Ради врагов и мстителей Твоих, Чтоб не могли сказать Тебе хулу 4 Когда взираю я на небеса Твои – На дело рук Твоих, на звезды и луну, Которые Ты основал, замрет душа в любви: Ты славен и велик! Я трепещу 5 Но что есть человек перед Тобой, Сын человеческий, что помнишь Ты о нем И посещаешь, дав закон благой, И направляешь, Господи, во всем? 6 Пред Ангелом не много умалил его И славою и честью увенчал, И совершенство мира Твоего Сложил к ногам его, и править дал,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

2. Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: " не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве " . Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молитъся; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. " А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана " . Чтобы ты не подумал, что это закон, присоединяет и причину. Какую? " Чтобы не искушал вас сатана " . А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: " невоздержанием вашим " . " Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я " , в воздержании (ст.6-7). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: " подражайте мне " (4:16). " Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе " (7:7). Высказав сильное обличение в словах: невоздержанием вашим, он опять ободряет их и говорит: " каждый имеет свое дарование от Бога " , выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: " безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак " (ст.8-9)? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? " Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться " . Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2053...

3) Что нет большей чести и славы, как быть истинным христианином, а этого достоинства славолюбие лишает, по слову Христову: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, неищете» (Ин.5:44)? Заключение этой статьи 1.Об удалении от злых «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес.3:6). «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). § 135. Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождение с добрыми — это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения. Хотя бы и природы доброй был кто и хорошо воспитан, но если с развращенными находиться будет, трудно и почти невозможно тому не развратиться. Ибо злоба так, как смола, прилипчива и незаметно в добрые нравы входит и заражает их. Сказывают, что здоровые глаза, когда смотрят на больные, сами вред принимают, а им никакой не приносят пользы. Так и добрый, живя со злыми, сам портится, а их не исправляет. «Как больные глаза, — говорит святой Иоанн Златоуст, — наносят вред здоровым, и как проказу имеющий заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей. И таковых не только избегать, но и отсекать повелевает Христос, говоря: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.5:29)» (Беседа на псалом 4). Итак, рассуждай, христианин, с кем хочешь иметь общение; и, пока не познаешь совершенно, ни к кому не прилепляйся, чтобы не впасть в пропасть погибели. Лучше со зверями жить, нежели со злыми людьми. «Злые люди, — говорит тот же свт. Иоанн Златоуст, — более вредят, нежели ядовитые змеи: ибо эти откровенно яд свой наносят, а те каждый день тайно и нечувствительно заражают» (В той же беседе). § 136. Горе юным детям, которые имеют развращенных родителей! Куда им от таких родителей удалиться, когда вынуждены с ними в одних покоях жить, за одной трапезой сидеть, слова, дела и все поступки их наблюдать? Ибо юность, так как сама по себе ко всякому злу склонна, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, а вместо того встречает ее великое зло — ядовитый соблазн родительских нравов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

49 ...воля наша есть медная стена между человеком и Богом... – При этих словах аввы Пимена, которые приводит Авва Дорофей вспомним слова пророка о нечестивых, недостойных сравнения с благородными металлами: Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они развратители ( Иер. 6, 28 ). И еще: одна стена [была] между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем ( Иез. 43, 8 ). Медная стена – символ греховного отделения человека от Бога, восстающая непреодолимой преградой до тех пор, пока не усмирим свою волю. 50 ...Иное дело – злословить, а иное – осуждать или уничижать... – Одно дело осудить сам грех, а другое – само лицо, «само расположение души.., всю жизнь» оступившегося, за что сами будем судимы Богом: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12,19 ). 51 ...всячески внимать, чтобы не быть окраденными ложью... – Наставление постоянно пребывать в трезвении и молитве, дабы оборониться от нечистого врага, приступающего к нам со всякой хитростью и лукавством, ища нашей погибели. 52 ...Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава... – Действительно, зло не является самой природой, а лишь ее состоянием, в котором пребывают падшие ангелы и люди, отвернувшиеся от Бога вследствие ложно-греховного искажения их воли. 53 ...проливая кровь свою... – Уподобление покаяния о совершенных согрешениях пролитию крови разъясняем себе через описание истинной усердной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду: находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк. 22, 44 ). 54 ...по истечении шести часов... – Здесь указание совершать более частое самоиспытание через рассмотрение содеянного в течение не всего времени бодрствования или сна, как это положено при утреннем или вечернем молитвенном правиле, но чаще, каждые шесть часов. 56 ...еще в своем городе, он свободен... – Не будучи еще подвластен страстям, человек может сопротивляться помыслам, ибо способен в своем доме (душе) с помощью Божией сохранять независимость от врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее, во всех церквах, ты исправлял и поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем. 6. Если кто невинен, по человечески судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его. 7-8. Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении. 9. Кроме того, он должен держаться верного слова учения (согласного учению), чтобы он силен был и увещать, то есть чтобы при утешении слушателей наставлял их в учении истины, - и тех, кои противоречат сей истине, обличать. 10. Ибо есть много таких, кои не покоряются тому, чтобы вести духовную жизнь, но предпочитают исполнять закон (ветхий); - суесловы, поелику нет истины в них, ни знамени и чудес не совершают эти пустословы, - но хотя так бедны они (истиною и делами), однако прельщают умы людей, - особенно - те, кои от обрезания суть. 11. Каковых должно изобличать, не одними только делами нашими, кои столь отличны от их поступков, но также и сильными словами, при всех, на собрании, - и знамениями и чудесами, - особенно же посредством поступков ихних, ибо не имеют стыда. - Все домы развратить сумели они, научая не истине, но чему не должно. Не ради жизни обетованной учат они, но ради постыднаго стяжания собственного, - нечисты все их стяжания, поелику они получают себе пользу посредством смерти (духовной) людей. 12. Сказал же некто из них где-то, собственный их пророк: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы праздныя. 13. Свидетельство это истинно. Сказавший эти слова назван пророком из них или потому, что он сказал о них нечто такое, что исполнилось над ними как бы чрез пророчество, но не так, чтобы он предсказал о сем, прежде чем они были, - поелику он написал то, что видел в них, и порицает их, нисколько их не боясь. Или же это сказал один из пророков Нового Завета, порицая их, - и Апостол это написал им как бы в поношение. По сей причине, говорит, и ты, по подобию пророчествовавшего о них, обличай их сурово, да будут здравы в вере, в коей состоят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/894/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010