Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

Беседа 85 Ин.19:16–18 . Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его... 1. Иисус Христос распят был между двух разбойников. – Для чего предназначалась надпись на кресте Иисуса Христа? – 2. Одежда нешвенная. – Почему Иисус Христос препоручил свою матерь своему ученику. – Смерть Иисуса Христа была не позором, а славой. – 4. Пламенная любовь Марии Магдалины. – 5. Осуждение пышности погребальных церемоний. – Последний долг следует отдавать мертвым, но без излишества. – Смерть распятого Иисуса показывает, что смерть не есть смерть. – Погребать мертвых нужно так, чтобы это служило к славе Божией: должно раздавать щедрые милостыни. 1. Счастье легко может обольстить и развратить людей невнимательных. Вот, например, иудеи еще в начале, пользуясь покровительством Божиим, домогались закона, по которому управляются царства языческие, и в пустыне после манны вспоминали о луке. Так точно и теперь, отказываясь от царства Христова, они провозглашают над собою царство кесарево. Потому-то (Господь) и поставил над ними царя, согласно с их приговором. А что Пилат, услышав это, «предал Его им на распятие», – крайне несправедливо! Ему следовало бы допросить, действительно ли Христос домогался присвоить Себе царскую власть, а он произнес приговор единственно по страху. Чтобы он не подвергся ему, Христос наперед уже сказал: «Царство Мое не от мира сего»; но он, всецело предав себя настоящему, не хотел любомудрствовать ни о чем великом. Равным образом, и сон жены его должен был поразить его; но он ни от чего этого не образумился и не воззрел на небо, но предал Христа. Тогда (иудеи) возложили на Него крест, уже как на осужденного: они так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему. Так было и в прообразе: и Исаак нес дрова. Только тогда все дело ограничилось намерением отца, так как то было прообразование; а теперь все исполнилось самым делом, потому что это была истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Блаженный Иероним пишет: «И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела Закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины » 192 . То есть смоковница – это не только символ «ветхого Израиля», это и символ номинально верующих людей. Номинальные христиане, или христиане только по имени, которые хотя и называют себя христианами, в действительности таковыми не являются. Возникает вопрос: а что же заставляет таковых людей имитировать в себе то, что в них не присутствует и к чему они не имеют отношения? Здесь может быть много причин: кто-то использует христианство для чисто меркантильных интересов, для таких Церковь  – это сытая кормушка, это представители церковной номенклатуры; а кто-то ищет в Церкви преимущества политического характера, таковые, как правило, много говорят о патриотизме, но в храме появляются более чем редко, не соблюдают посты и не молятся; есть и такие, которые имитируют православность с единственной целью подорвать Церковь изнутри, это шпионы Ватикана, или протестантские засланцы, засланные к нам извне. Иногда человек может начинать как православный, потом его перевербовали – и он оказывается в одной из вышеназванных групп. Есть и откровенные грешники, проникающие в христианские общины с целью развратить народ Божий. Ибо нечистое стремится к чистому с целью осквернить его. Такие стремятся совращать христианских девиц и женщин, покушаются на целомудрие верных. Сказано: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ); и еще: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим.3:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бр. христиане! Для нас с вами, твердо и непреклонно верующих в истинность и непреложность Слова Божия, не должно быть неожиданными не должно казаться удивительным появление таких богохульников, извратителей веры Христианской и развратителей стада Христова – каковыми были крест. Данила Филиппов, и беглые солдаты Суслов и Лупкин и другие с их клевретами и пособниками, ибо о появлении таковых хульников и обманщиков предсказал нам Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий: – Берегитесь, говорил Он, чтоб кто не прельстил вас, ибо многие прийдут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят. Тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лже-христы и лже-пророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам: итак, если скажут вам: вот Он (Христос) в пустыне, не выходите; вот Он в потаенных комнатах, – не верьте. ( Мф.24:4, 5, 23, 24, 25, 26 ). Веруем, Господи, твердо веруем Твоему истинному Пресвятому и Божественному Слову и исповедуем в слух неба и земли – ангелов и человеков, что в целях нашего спасения, Ты предостерегал нас о явлении лже-христов и лже-пророков. Являлись и прежде, являются и ныне эти губители словесных овец св. стада Твоего, но ни единые части не имут в нас и лично для нас, Духом Твоим всесвятым избранных пасти агнцы Твоя, не опасны и не страшны; но они опасны и страшны, они служат преткновением и соблазном для многих пасомых – меньших братий наших. Ты Бог наш, Ты возлюбленный и Единородный Сын Божий, воплотившийся и родившийся от Духа Святаго и Пресв. Девы Марии и совершивший спасение наше, Ты Спас мipa, истинный и единственный Христос! Кроме тебя мы не ведаем и не хотим ведать иного Сына Божия; – посему Тебе истинному Иисусу Христу нашему Богу и Спасителю мы и приносим хвалу и благодарение за Твое пресвятое, истинное и неложное Слово, прореченное Тобою ради спасения Тобою спасенных. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, огради от злых хульников и даруй всеблагую силу Твою чадам Твоим, да победит восстания еретические.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братья и сестры во Христе! Дай Бог, чтобы никто из вас не был увлечен пагубными речами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов неверия. Соблюдайте в сердцах своих глубокое и искреннее благоговение к всесвятейшему лицу вашего Спасителя! Глубокое и искреннее благоговение сохраняйте и к Его святому и драгоценному евангельскому учению! Никогда не забывайте сказанного в Псалтири: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» ( Пс. 1, 1 ), и еще: «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10, 31 ). Позор и скорбь, пережитые Христом на суде пред Каиафой и синедрионом, служат, наконец, для нас источником силы и утешения. Сын Божий одним словом Своих уст или одним лишь мановением Своей руки, даже одним только взглядом Своих очей мог бы обратить в камни издевавшихся над Ним безбожников. Во «дни Своей плоти» Он бесчисленное число раз являл Свое могущество. Но Он даже совсем и не думал сделать что-либо такое. Он без малейшего колебания мужественно встретил на носимые Ему поругания. Христос ведал, что все эти поношения и заушения относятся к той чаше, которую уготовал Ему Отец. Посему-то мы и не замечаем в Нем никакого следа: ни огорчения, ни желания и стремления отмстить врагам, не слышим ни одного звука нетерпения, не видим ни одного знака противодействия и сопротивления. Он переносит этот позор с обычною Своею высотою духа, со святою кротостью и милосердною любовью. И в эти тяжкие минуты Он ведь, без всякого сомнения, взирал на небо, возносился душою к Отцу, молясь за Своих врагов. И та же самая молитва , которую Христос воскликнул на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают?» ( Лк. 23, 34 ) – неслась от Его сердца, когда Он молчаливо переносил поругания. Так-то исполнилось сказанное о Христе в книге пр. Исаии: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50, 6 ). Ученик, мои возлюбленные, не выше своего Учителя. Мы никогда не должны забывать, что многими скорбями подобает входить в Царствие Божие и что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим. 3, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

«Будь твердь и мужествен, и, приступая к делу, не бойся и не ужасайся. Ибо Господь Бог, Бог твой, с тобою. Он не отступит от тебя, и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дела Господня» ( 1Пар. 28:20 ). И затем из своего глубокого житейского опыта начертал картину истинно блаженного человека, счастье которого прочнее устоев мира, изложив идеал этого блаженства в знаменитом псалме: „Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, И не стоит на пути грешных, И не сидит в собрании развратителей: Но в законе Господа воля его, И о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, Кроме частных наставлений своему сыну об обязанностях и ответственности его, как теократического царя, Давид желал увидать и торжественное признание Соломона своим преемником. Народ в Иерусалиме и его окрестностях, правда, принял нового государя со всеми знаками радости и довольства, но, в виду недавней оппозиции и заведомо существующего соперничества между коленами, умирающий царь решился на меру, которая должна была послужить полным удостоверением для него в достигнутой цели. Вокруг своей постели он созвал собрание главнейших представителей страны, глав колен, предводителей войска, начальников различных отделов государства, ветеранов, служивших ему столь доблестно во всех его испытаниях, вместе с их детьми и служителями, для того, чтобы сообщить им свою последнюю волю. Поднявшись с мучительным усилием с одра своей болезни, он обратился к собранию, называя собравшихся своими братьями и своим народом. Он имел сообщить ему о двух предметах. Прежде всего, он напомнил собранию, что Иегова избрал колено Иудино для управления страною, и из этого колена избрал его для занятия престола царя, и теперь, когда он должен был оставить земное поприще, то по выбору Божию, именно Соломону предоставляется занять этот царский престол после него. Во-вторых, он раскрыл пред собранием план для построения храма и торжественно убеждал собравшихся вождей помогать его сыну в осуществлении столь великого и желанного предприятия, которое было особенно освящено Господом. Воля умирающего царя была священна. Представители народа охотно и с радостью заплатили дань чести и уважения новому монарху и выразили готовность помогать ему в создании храма до последней своей возможности. С восторженным сердцем, Давид тогда произнес свою последнюю благодарственную песнь, и благодарил Господа пред всем собранием, признавая, что все, что у него было, было даром Божиим, и моля Его о том, чтобы Он поддержал его сына и народ на правом пути. После этого дан был великолепный пир, и среди массы жертвоприношений и торжественной обрядности Соломон во второй раз был помазан царем, и признан был с честью и поздравлениями со стороны всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Быт.5:27 . Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Это – самый долговечный из всех десяти допотопных патриархов (а вместе – и всех исторически известных людей), лета или век которого вошли у нас в пословицу (лета, век Мафусала). Ной и три сына. Быт.5:28–29 . Ламех жил сто восемьдесят два [] года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. Последним допотопным патриархом был сын Ламеха – Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Полагают, что сам Ламех, не отличавшийся благочестием, давая такое имя своему сыну, соединял с ним богопротивную мысль, именно – выражал надежду на скорое уничтожение силы божественного проклятия над землей, благодаря культурным успехам, насадителем которых он и мнил видеть своего новорожденного сына. Но, по толкованию Иоанна Златоуста , Ламех, подобно первосвященнику Каиафе в суде над Иисусом Христом ( Ин. 11:49–52 ), помимо своей воли выразил здесь и другую великую идею: ставя указание библейского текста на ослабление суеты и работы в связь со словами божественного суда по грехопадении и с объяснениями их у Апостола Павла ( Быт. 3:13 ; Рим. 8:20 ), отцы Церкви справедливо усматривают в имени Ноя пророчественное предуказание того, что через Ноя и его потомство будет ослаблена сила божественного наказания за грехопадение и после бури нечестия (насилия исполинов), ( Быт. 6:4 ) и грозы небесной кары за него (потоп при Ное) настанет новое, относительно мирное и покойное течение общественно-религиозной жизни. Быт.5:32 . Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Большую часть своей жизни Ной прожил в допотопную эпоху и под конец ее успел уже иметь трех сыновей; но уже деятельность этих последних принадлежит послепотопной эпохе, когда, по ходу повествования, скажем о них и мы. Что касается того, почему у Ноя, сравнительно с прочими патриархами, так поздно родились эти дети (Ною уже было 500 лет), то лучшим ответом является то предположение, чтобы дети Ноя до эпохи потопа не успели бы сами стать родителями, или настолько испортиться и развратиться, что и им пришлось бы разделить печальную участь всего первобытного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быть ненавидимыми и не унывать, а терпеть — это их дело; а спасать претерпевающих — это дело Посылающего их. Поэтому Он и сказал: " претерпевший же до конца спасется " . 5. Так как обыкновенно бывает, что многие начинают дела с ревностью, а впоследствии ослабевают, то Спаситель и говорит, что — Я смотрю на конец. Что пользы в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Потому Он и требует от учеников своих постоянного терпения. И чтобы кто не сказал, что Господь сам все сотворил и потому нет ничего удивительного, что они были таковыми, раз не терпели тяжких страданий, то Он говорит им, что вам нужно и терпеть. Хотя Я избавлю вас от первых опасностей, но Я вас соблюдаю для тягчайших, за которыми опять последуют новые, так что вы не перестанете подвергаться наветам даже до последнего издыхания. Это именно Он и давал разуметь словами: " претерпевший же до конца спасется " . Вот почему, сказав: " не заботьтесь, как или что сказать " , в другом месте Он же говорит: " будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Петр. 3:15). Когда борьба происходит между друзьями, Он повелевает и нам иметь попечение; но когда открывается страшное судилище, неистовствуют народы и отовсюду ужас, тогда Он Сам подает нам силу дерзновенно вещать, не ужасаться и не изменять правде. Подлинно, великое дело, когда человек, занимавшийся рыболовством, или выделкой кож, или сбором податей, явившись перед лицом владык, которым предстоят сатрапы и телохранители с обнаженными мечами и, вместе с ними, всякий народ, — один, связанный, с поникшей головой, в состоянии был открыть уста. Им даже не дозволили защищать свое учение, а прямо присуждали на избиение, как всеобщих развратителей вселенной. " Эти всесветные возмутители " , говорили про них, " пришли и сюда " (Деян. 17:6); и далее: они проповедуют против " повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:7). Повсюду судилища уже наперед были заняты такими мыслями, и требовалась великая свыше помощь, чтобы доказать, что и учение, которое они преподавали, есть истинно, и что общих законов они не ниспровергают; нужна была помощь с одной стороны для того, чтобы при ревностной проповеди учения не подать случая думать, что они ниспровергают законы, с другой стороны — для того, чтобы не повредить истине учения, когда они старались доказать, что не ниспровергают общественных уставов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане. - Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви? - Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же - поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение. - То есть снова созвать Всеправославный Собор? - Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей - способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки. - 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат? - Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство - готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/19/mi...

В Библии эта тема явно и четко раскрывается в первом псалме Давида, о котором сегодня мы поговорим подробно. В истории Церкви есть множество примеров, как человек совершает такой выбор, расскажу лишь один. Существует такая благочестивая история из жизни Святого Антония Великого , основателя монашества, когда к нему пришел один молодой юноша, которого звали Павел, и спрашивает его: «Что мне делать, Авва?» (чтобы спастись) . И святой Антоний говорит ему: «Читай три строчки первого псалма, иди и исполняй их. Вот они три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Исполни и приходи ко мне будешь дальше следовать по этому пути». Пошел юноша исполнять эти строчки и пропал. И приходит уже через 20 лет к св. Антонию умудренный, почти пожилой человек. Антоний не узнал его и говорит: «Ты кто и где ты был?». И тот ему открыл, что он эти 20 лет исполнял указанные строчки и не где-нибудь, а в пустыне. За ту простоту, с которой этот Павел воспринял Слово Божие, за то как близко к сердцу он его воспринял, Церковь наделила его именованием Препростый, Павел Препростый. И, действительно, история говорит что потом Павлу Препростому Господь дал обильную благодать, что с самыми сложными случаями, когда приходили к св. Антонию люди и спрашивали какого-либо совета, а св. Антоний вдруг затруднялся, он отправлял к Павлу, и Павел в своей простоте вразумлял этих людей и они уходили с благодатью Божией, они уходили просвещенными. Из этого примера мы видим, что человек, который совершил правильный выбор, уже спасается в надежде своей и конечно через него начинает действовать Господь чтобы помочь другим людям. Теперь давайте посмотрим что говорит об этом Священное Писание – Библия, а именно первый псалом Давида из Псалтири: 1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителе. 2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010