«А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф. 5:3 ) Даже и говорить о них нельзя, не только творить эти страшные дела. «Также сквернословие, и пустословие, и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» ( Еф. 5:4 ). Было много святых, которые никогда не смеялись и сохраняли молчание, а есть несчастные люди, которые сами всегда смеются и ставят себе задачу смешить других. Есть такая странная профессия, которая называется конферансье. Это шут, который выходит на сцену и смешит народ своими остроумными репликами. Это совершенно неприлично нам, тем, кого апостол называет святыми. Оттуда, где зубоскалят и издеваются над людьми, надо уходить. Нам гораздо более прилично благодарение Бога решительно за все, что случается с нами в жизни. Всем христианам нужно твердо помнить, «что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель,»– поскольку любовь к богатству есть тоже идолопоклонство, ибо люди воздвигают себе золотого кумира,– «ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» ( Еф. 5:5 ; 1Кор. 6:9–10 ). «Никто да не обольщает вас пустыми словами, а» между тем вас часто соблазняют пустыми словами, вроде бы справедливыми и умными, а на деле далекими от правды, и ложными учениями, научными и философскими, которые многим кажутся глубокими и заслуживающими внимания. Помните, что в очах Божиих все это – пустословие, и за «это приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф. 5:6 ), отрицающих истину нашей единой правильной веры в Господа Иисуса Христа и евангельское учение. «Не будьте сообщниками их» ( Еф. 5:7 ). Не слушайте, когда вас хотят совратить с пути христианского. «Вы были некогда тьма, а теперь» – «свет в Господе: поступайте, как чада света» ( Еф. 5:8 ). Это говорит апостол о всех тех, кто, не зная Христа, не шел за Ним. Узнав же Его, начните вести себя соответственно: исполнитесь любви к ближним, следуйте истине и тогда будете сынами света. Этот свет будет исходить из вас, когда удостоитесь стать причастниками плодов Духа Святого, потому что «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между следованием закону и христианскою свободою, между заповедями и Евангелием не только нет противоположности и непримиримости, но есть необходимая связь и неразрывное родство. Страх Божий § 12. Страх и любовь не исключают друг друга Хождение по путям евангельским сопровождается чувством страха Божия. Страх Божий неразлучен с чувством благоговения. Небесные силы со страхом и трепетом служат Творцу. Но признавая страх Божий необходимою частью благоговения, мы встречаемся с кажущимся противоречием: благоговение есть не иное что, как любовь к Богу. По апостолу же, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх... Боящийся не совершен в любви ( 1Ин.4:18 ). Опираясь на эти слова, нам говорят: страх имел место в Ветхом Завете, когда он и был назван началом премудрости; в Новом же Завете между христианами и Богом – отношения не страха и рабства, но любви и сыновства. В этом замечании есть доля правды, но, прежде ближайшего рассмотрения отношений между страхом Божиим и любовью к Богу, мы должны оговориться, что «точная определённость имён принадлежит только здешним вещам, – а вещам будущей жизни нет полного и подлинного имени» 42 . Любовь и страх к Богу носят несколько иной характер, чем любовь и страх к людям, – это отношения не здешние или, точнее, не вполне здешние. Правда, что в Новом Завете люди стали ближе к Богу, будучи искуплены кровью Сына Божия, но это различие отношений к Богу подзаконного человека и искупленного не настолько велико, чтобы в основу различия полагать различные начала: страх и любовь. И подзаконный человек страшился Бога, любя Его, и христианин любит Бога, боясь Его. Одобренная Спасителем заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею ( Лк.10:27 ) взята из Второзакония почти буквально ( Втор.6:5,30:6 ). Мало того в этой же книге Второзакония на любовь и страх к Богу указывается, как на отношения вполне совместимые: Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой. Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор.10:12 ). Не говоря уже о том, что мысль о совместимости страха и любви часто выражается в Псалмах, эта же мысль с большей ясностью высказана тем самым Иисусом, сыном Сираха, который высказал, что начало премудрости – бояться Бога ( Сир.1:15 ; Притч.1:7–10 ). Этот премудрый сын Сираха изрёк: Страх Господень – слава и честь, и веселье, и венец радости. ...Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви ( Сир.1:11,13 ). Короче сказать: любовь к Богу, по учению ветхозаветному, не бывает без страха Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Молитва уединенная не может не пробудить желания общественной молитвы. Истинное сыновство Богу вызывает чувство братства к людям. У людей так много общих нужд и духовных и материальных, что одна домашняя молитва не может удовлетворить христианина. Да это было бы противно и духу молитвы, и любви христианской, если бы мы даже при домашней молитве исключили бы из своего ума и сердца нужды ближних. Вместе мы стоим и падаем. Если же, собравшись в одно место, мы «взаимно будем обращать молитвенно дух свой на других, то к каждому придет столько согревающих лучей, сколько есть лиц» 108 . К общей молитве склонял и Спаситель, говоря ученикам: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19,20 ). При условии единодушия сила молитвы растёт почти так же, как и физическая. «Молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно воссылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как-то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо. Если молитва одного имеет силу, то гораздо более – молитва с народом; у последней больше силы и гораздо более дерзновения, нежели у молитвы, совершаемой дома и наедине. Откуда это видно? Послушай, что говорит сам Павел: Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас ( 2Кор.1:10,11 ). Так и Петр избежал темницы: между тем церковь прилежно молилась о нём Богу ( Деян.12:5 ). Если же Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп церкви, то, как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силою и какое можешь иметь оправдание?» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Из этих слов явствует, что Царство Небесное не есть возмездие за дела, но дар, по благоволению Божию уготованный верным рабам» 66 . Не наши деяния, но великое дело Христово, Его страдальческая жизнь на земле и крестная смерть дают нам возможность спастись. Из этого отношения Христа к человеку возникает другой мотив христианской нравственности: христианин подражает Христу, повинуется Ему и ищет духовного с Ним общения из благодарной любви к Нему. Аще любите Мя заповеди Моя соблюдите, говорил сам Христос апостолам. Апостолы же учили: подражайте Богу, как чада возлюбленные: и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Еф.5:1,2 ). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин.3:16 ). Человеческая мудрость нашла возможным не одобрить и этот мотив нравственности. Фенелон и квиетисты его времени утверждали, что в благодарной любви к Богу есть эгоизм, так как любят Бога ради Его благодеяний, а не ради Его самого; должно, по мнению квиетистов, любить Бога «любовью чистого удивления» без всякой мысли о Его дарах. Эта утонченная требовательность по отношению к сердцу человеческому заслуживает внимания только потому, что квиетисты, как и сторонники независимой морали, в своих суждениях о евангельском нравоучении злоупотребляют словом «эгоизм». Для нас же, весьма важно, различать эгоизм от христианского самолюбия. Если, подобно квиетистам, разуметь под эгоизмом всякое чувство, имеющее отношение к нашему я, то тогда все мысли, желания и все поступки и даже пресловутую «любовь чистого удивления» придется назвать эгоистическими. Доброделание из любви к добру, при таком разумении эгоизма, должно будет признать эгоистичным: ты делаешь добро, потому что находишь в том свою любовь, свою радость, следовательно, ты – эгоист. Эгоист – отец ничего не щадящий для успехов в жизни своих детей; эгоист – патриот, жертвующий трудом, имуществом и жизнью для блага отечества. Даже следование Кантовскому принципу долга не избавляет человека от обвинения в эгоизме: коль скоро ты найдешь внутреннее удовлетворение в исполнении должного, ты не избегнешь обвинения в эгоизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Закон и Евангелие § 6. Опасность буквалистического понимания евангельских наставлений Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Хотя в речах Господа находится много указаний на образ жизни ученика Христова, однако Евангелие не отменяло ветхозаветных нравственных правил и не учреждало нового кодекса нравственности. В Евангелии мы встречаемся не с предписаниями о порядочном поведении, но с вековечною целью нравственного совершенства, с такой целью, которая всегда впереди человека. Смотря на эту всегда далекую цель, христианин не считает себя достигшим, но, забывая пройденное, стремится вперёд, идя от силы в силу, домогаясь совершенства в меру возраста Христова ( Флп.3:12–16 ; Еф.6:13 ). Через это стремление к совершенству делание добра не только не теряет своей цены, но приобретает большее значение. Каждое доброе дело является не в одиночестве, не без связи с другими, но как неизбежная точка на пути к высшему Благу. «Как Закон требует части, так Евангелие в каждом добром деле требует целого» 14 . Упуская из виду это требование, мы рискуем не понять Евангелия, если в нём отдельные указания на поведение христианина будем толковать в их обособленности и придерживаться более буквы текста, чем духа Евангелия. Эта опасность лжетолкования тем возможнее, что Спаситель часто употреблял обороты речи фигуральные, приточные. Ближайшим своим ученикам Христос сказал: вам дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; ...своими ушами слышат, и не разумеют ( Мк.4:11,12 ). Укажем несколько примеров неприменимости буквального и законнического толкования слов Господа. Он сказал: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3,4 ). Если кто выведет отсюда, что добрые дела должны совершаться в безусловной тайне, то это будет ошибочное заключение, так как редко возможно соблюсти тайну сделанного, и из Евангелия мы видим, что исцелённые Господом, несмотря на запрещение Его, разглашали о чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Иногда же Он Сам повелевал им рассказывать об исцелении. Кроме того Он говорил ученикам: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Это значит, что тайна добрых дел не всегда одобрительна и уместна. Истинный смысл разбираемого изречения тот, что из добрых дел не следует делать выставки тщеславия, не следует разглашать о них с целью самовосхваления 15 . Другой пример. Господь сказал: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Буквальное толкование здесь немыслимо. Предоставление обидчику беспрепятственно продолжать обиду не может считаться выражением истинного человеколюбия. Сам Господь, ударенный в ланиту архиерейским слугою, не только не обратил к дерзкому другой ланиты, но и вразумил его словами, полными достоинства и спокойствия. Что же значит обращение ланиты левой? Это – фигуральное выражение не мстительности и негневливости. Точно также не следует в буквальном смысле понимать повеление отдавать верхнюю одежду тому, кто хочет судиться из – за рубашки ( Мф.5:40 ). Это значит: употребляй все меры к примирению с соперником. Еще пример: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... И если правая рука твоя соблазняет тебя; отсеки ее и брось от себя ( Мф.5:29,30 ). Эти слова не оставляют никакого сомнения в фигуральности языка нагорной проповеди : «правое око и правая рука указывают нам не на другое что, как на любящих нас с вредом для нас» 16 . Христианин должен отказаться от всего дорогого и милого, если это разлучает его от Христа. Такой же смысл выражения: Не собирайте себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ). Не собирание противно вере христианской, а пристрастие к чему-либо земному, предпочтение земного небесному, раздвоенность сердца. Буквальное понимание нагорной беседы во времена Иоанна Златоуста приводило к тому, что христиане всячески избегали слов «рака» и «урод» и безбоязненно употребляли другие названия, более тяжкие 17 . § 7. Евангельские наставления – не предписания, но указание идеала

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Иного основания для нравственности и быть не может, так как указывать на любовь к добру, как на основу нравственности, значит подставлять отвлеченное понятие (добра) на место живого личного Существа (Бога). Только Бог есть добро, благо неизменное и несомненное. «Бог – жизнь, отчуждение и удаление от Бога есть зло, несноснейшее даже будущих мучений (геенских, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для животного отнятие жизни» 67 . Добродетель есть приближение к Богу; то же – и блаженство; грех – удаление от Бога; в том же заключаются и вечные мучения. Различие между земным и небесным состоянием человека заключается только в том, что на земле праведность и счастье иногда бывают разлучены, а на небе они вечно соединены. Это соединение и есть благо 68 . С другой стороны в будущей жизни вполне обнаружится тождество греха и бедствия. Но как грешник стоит у входа в ад и уже на земле предвкушает адские муки, так и праведник предвкушает еще здесь покой и радость будущей жизни. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем... блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Отец в притче о блудном сыне говорит старшему сыну: сын мой! ты всегда со мною и все мое – твое ( Лк.15:31 ), т. е. твоя верность есть уже награда тебе. На все приманки гордости и чувственности христианин может ответить словами Господа: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершишь дело Его ( Ин.4:34 ). То, что мы, по обычному словоупотреблению, называем небесной наградой, совершенно однородно с добродетелью. Так, например, «лицезрение Бога есть не только следствие чистоты сердца и награда за нее, но и условие ее, потому что разве возможно быть недобродетельным при созерцании Бога?» 69 . Загробное блаженство есть беспрепятственное завершение дела, начатого здесь со многими препятствиями и трудностями. Кто преодолел эти трудности и не бросил дела, тот становится сыном Царствия, сыном Божиим по благодати, потому что Бог есть величайшее Благо и творящий Его волю есть истинно Его сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Входите тесными вратами, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими. Итак, тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.11:12;7:13 ). Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт ее ( Мк.8:34,35 ; ср. Лк.14:26 ). Когда один книжник, любитель наград, выразил желание быть учеником, Господь отклонил его, сказав: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову ( Мф.8:20 ). В своём учении Господь так мало приноравливался к чувствам и желаниям учеников, что многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр отвечал Ему: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Ин.6:66–69 ). В этом случае сами обстоятельства дела вызывали Господа на изложение истины о возмездии, но Он не желал пользоваться этим средством. Евангелист Иоанн сохранил много речей Господа, но ни в одной из них нет ясного учения о загробных наградах и муках. Вообще Спаситель чаще указывал на трудность следования за Ним, чем привлекал обещанием наград 65 . Небесное блаженство не может в точном смысле быть названо наградою, так как оно есть дар Божий верующим во имя Христово. И плата, и награда предполагают соответствие между трудом и воздаянием. Но когда человек делает добро, то он исполняет только свою обязанность по отношению к Богу, ущедряет только себя самого. Бог же, всесовершенный и вседовольный, ни в чем от нас не нуждается для полноты Своего бытия. «Сколько бы мы ни умножали сегодня добродетель нашу, этим не заслужим воздаяния: это обличение предшествовавшего нерадения. Господь, научая нас, что исполнение каждой заповеди Его есть долг наш, а усыновление Богу есть дар Его, даруемый вследствие искупления человеков кровью Его, говорит: егда сотворите вся, повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, и еже должни бехом сотворити сотворихом ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Иначе ли учит Новый Завет ? В Новом Завете сильнее выставлено требование любви к Богу, но не забыт и страх. Со страхом проводите время странствования вашего, увещевает ап. Петр ( 1Пет.1:17,3:2–15 ). Бога бойтесь ( 1Пет.2:17 ). Ап. Павел, писавший епископу Тимофею, что Бог христианам дал духа не боязни, но силы и любви и целомудрия ( 2Тим.1:7 ), в то же время научает со страхом, и трепетом свое спасение соделовать и совершать святыню в страхе Божием ( Флп.2:12 ; 2Кор.5:11,7:1 ; Кол.3:22 ; Еф.5:21 ; Евр.12:28 ). Ап. Иоанн, возвестивший, что боящийся несовершенен в любви ( 1Ин.4:18 ), в Откровении прилагает наименование боящихся имени Господня к праведниками ( Откр.11:18,19:5 ). Итак, страх Божий не есть свойство лишь начинающих идти путями Божиими, но и более совершенных. Бойтесь Господа все святые Его, сказано в псалме ( Пс.33:10 ). Если же апостол и говорит, что совершенная любовь изгоняет страх, то нужно помнить, что страх бывает двух родов: «один начинающих путь благочестия, а другой совершившихся в святости, достигших в меру любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мучений, тот есть еще начинающий. Иной же исполняет волю Божию из любви к Самому Богу. Он боится Бога и исполняет волю Его уже не по страху наказания, не по страху мучения, но – потому, что вкусил самой сладости общения с Богом. Боится, чтобы не потерять ее. И сей совершенный страх, рождающийся от любви, вон изгоняет страх начальный» 43 . Любящие Бога не по страху действуют, но из любви страшатся» 44 . И есть страх в совершенном христианине, и нет его. Он перерождается. Новоначальный страшится за себя, совершенный страшится оскорбить Бога. На языке школьном страх новоначальных можно назвать психофизическим, а страх совершенных этическим. Этот этический страх необходимо сопровождает сильную любовь к Богу, ту любовь, при которой представление о Боге становится постоянным: я сплю, а сердце мое бдит ( Песн.5:2 ), ту любовь, при которой человек усвояет себе Бога, называет Его Богом сердца своего и частью своею в век, стремится к Богу крепкому, как жаждущий олень к водным источникам ( Пс.72:26,41:2 ). «Блажен, восклицает св. Иоанн Лествичник , кто приобрёл такую же любовь к Богу, какую восторженный любитель имеет к своей возлюбленной! Не столько матерь прилеплена к грудному младенцу, сколько сын любви привержен всегда к Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010