Симон сотворил молитву, и Господь всевышний даровал ему исцеление. Больной встал и принял веру! Жители пошли и известили царя, что этот человек, т. е. Симон, ходит по базару, говоря: «Я – врач», – и волшебствует. Царь повелел схватить его и привести к себе. Привели. Царь приказал сделать темничную яму в 50 арш. Ширина ее была 80 арш. Дверь ее поднимали 40 человек. Они завалили вход ее камнем. Когда укреплена была таким образом темница, Иоанна с Симоном заключили в нее. Тогда всевышний Бог повелел Павлу: «Иди в Антиохию и выведи из темницы Иоанна с Симоном; сделай явно воззвание, что я послал их двоих в Антиохию к этим лжецам», – как сказано в Коране: «Когда мы послали к ним двоих, они сочли их обоих за обманщиков. 544 Теперь вас будет трое, что будет с вами троими?» В Коране сказано: «Мы подкрепили их третьим " 545 . Павел встал и пришел в Антиохию. Тогда Бог послал ангела, который отворил дверь темницы. Павел вошел в темницу, увидел Иоанна с Симоном и сказал: «Потерпите несколько дней: я, посредством хитрости, приведу народ к исламу». Он встал на другой день, вошел в капище и начал молиться. Жители Антиохии подумали, что он совершает намаз в честь их идолов. Спустя несколько дней, они пошли к царю и сказали: «Пришел какой-то муж и молится в капище пред идолом: он ни днем, ни ночью не опускает своих молитв». Царь приказал привести Павла. Когда привели его, царь спросил: «Что ты за человек?» Павел сказал: «Я – из народа сынов Израиля; у меня были товарищи; я разлучился с ними и, услыша великое твое имя, пришел сюда». Царь сказал: «Добро пришел ты, я сделаю тебя своим сыном, чтобы ты уподобился возвеличенным людям». Когда он снова сказал: «Я пойду и помолюсь в капище», – царь сказал: «Оставайся со мной». Павел несколько дней жил с царем, и царь уверился в Павле... Однажды он сказал царю: «Я слышал, что в темнице есть два мужа, которые призывали тебя к другой вере; если позволишь, я посмотрел бы их». Царь сказал: «Постой. Я прикажу привести их; не они ли – неизвестные мне волшебники?» Царь приказал привести Симона с Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Когда Адам увидел, что их так много, сказал: «Боже мой! Поместятся ли они на лице земли?» Бог сказал: «Адам! Я разделю их на четыре части: одна часть (будет находиться) в чреслах отцов, одна часть в утробах матерей, одна часть на лице земли, одна часть в лоне земли». Адам посмотрел на них и увидел, что иные из них слепые, иные – хромые, иные – сидни и сказал: «Боже мой! Почему Ты не сотворил их одинаковыми?» Бог сказал: «Адам! Я сотворил рай, сотворил и достойных войти в него; сотворил Я ад, сотворил и достойных войти в него: и теперь, Я сотворил хромых, чтобы имеющие ноги были благодарны, сотворил слепых, чтобы зрячие были благодарны». После того некоторую часть из них (Бог) поставил по правую сторону рая, а некоторую часть – по левую сторону ада 260 . Бог сказал: «Эти – в раю и не выйдут, а те – в аду и не выйдут». Еще в одном рассказе говорится, что (Бог) всех (будущих потомков Адама) послал в мир (сказав): «Идите, посмотрите мир и возвратитесь!» Они посмотрели мир, и большая часть в нем остались, а меньшая часть возвратились. Бог сказал: «Остальные где?» (Воротившиеся) сказали: «Остались в миру». Бог сказал: «Теперь идите в рай!» Они пошли в рай и некоторые из них остались там. Бог спросил (воротившихся): «Остальные где?» (Воротившиеся) сказали: «В раю остались». Рассказывают: оставшиеся в мире были неверующие, оставшиеся в раю были самые высшие верующие, а не принявшие рай были простые рабы. Бог сказал им: «Мир вы не приняли, рай не приняли, чего же вы хотите?» Они сказали: «Боже, нам Ты нужен!» Он сказал: «Вы желаете Меня, а Я пошлю вам большое испытание». – «Боже! Будешь ли Ты с нами, когда даруешь нам испытание?». Он сказал: «Буду». Они сказали: «Боже! Если Ты будешь с нами, когда даруешь нам испытание, то хотя бы Ты наложил на нас десять таких испытаний, мы (с покорностью) примем их». Сказал пророк, мир ему: «Из людей самым большим испытаниям подвергаются пророки, потом – святые и так далее». В предании рассказывается: когда милость Божья ему, отошел из мира, один почтенный человек, увидя его во сне, спросил: «Шейх! Как ты умер?».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Шейх сказал: «Когда положили меня в ляхид 261 , пришли Мюнкир и Някир 262 и спросили меня: «Кто твой Бог?» Я сказал: «Бог мой тот, который посадил праотца нашего, пророка Адама на престол и приказал ангелам поклониться ему; Гавриил, Михаил, Асрафил и вы (т. о. Мюнкир и Някир) сделали поклон, а я со всеми своими родственниками (по Адаму) смотрел на вас.» Они (т. е. Мюнкир и Някир) посмотрели друг на друга и сказали: «Этот муж многоречив и не за себя только, но и за всех своих родственников (по Адаму) он дает ответ. Уйдем», – сказали они и удалились. Если же бы они помедлили, я задержал бы их и спросил: «А ваш Бог кто?». И когда бы они сказали мне что-нибудь 263 , я не оставил бы их и потребовал бы доказательства». Иблис, после того, как стал проклятым, был прогнан из рая и в рай не входил, но в сердце у него оставалась вражда к Адаму и Еве, и он старался вывести их из рая, посредством хитрости. В то время был змей красивого вида и подобный верблюду 264 . У него были красные и зеленые крылья. Рассказывают: над раем он был стражем. Ева , прельстившись красивым видом змия, разговаривала с ним. Увидя это, Иблис просил змия, говоря: «Введи меня в рай и я поговорю с Евою». Змей боялся и не соглашался. Иблис сказал: «Раскрой свой рот и я войду». Змей открыл свой рот. Иблис вошел и притаился на языке змея. Змей сказал: «Выйди!». Иблис не выходил. Он сказал: «Провези меня в рай, и я выйду изо рта твоего». Змей провез его в рай и поставил против престола Адамова. Сидя на языке змея, Иблис разговаривал, но Адам не внимал его словам. Иблис сказал: «Вези меня к Еве!» Змей привез его к Еве. Иблис с языка змея разговаривал и сказал: «Неужели вы не знаете, почему (Бог) запретил вам дерево Бугдай?». Ева сказала: «Не знаем». Иблис сказал: «Кто вкусит от Бугдая, тот вечно останется в раю и не увидит смерти, или, как сказано в Коране: »я покажу вам древо вечности и могущества, которое вы не испытали» 265 . Сердце Евы склонилось на эти слова: она встала, шагнула десять шагов, подошла к дереву Бугдаю, отломила одну ветку, принесла к Адаму и сказала: «Адам! Это дерево вкусно; я поела, поешь и ты!» Адам забыл в тот час завещание (Божье), как сказано в Коране: «И забыл он и мы не нашли у него твердой воли " 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

По остроумному замечанию В. В. Болотова , «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в анти­охийской школе предлагались такие простые и устойчивые прие­мы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» (Болотов, цит. изд., т. 4. М., 1994, с. 5). С александ­рийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского , но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; бо­гословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзеге­зу, – у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена ; верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзеге­тической школы был святитель Иоанн Златоуст , но антиохийца­ми были также Несторий и Феодор Мопсуэстийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» (monacoz) означает «уединенный». Монашество – инсти­тут, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос при­зывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность чело­века к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от лю­дей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Цар­ства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:10–12 ). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких зем­ных имений. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Неженатый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и де­вицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мир­ском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестан­но служили Господу без развлечения» ( 1Кор.7:32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Под этим разумеется то, что от Измаила произойдет Мухаммед и что вера его – ислам распространится между народами земли 608 . «Подобное этому пророчеству, – продолжает Тарджумани, – находится в восемнадцатой главе Пятокнижия (Втрозаконии), где Иов говорит Моисею: «Скажи, сынам Израиля: подлинно, Я воздвигну им в последующее время пророка, подобного тебе, из среды братьев их и кто не послушает слова моего, которое он будет говорить им от Меня, с того Я взыщу». Эти слова указывают на такого пророка, который появится в среде израильтян в последнее время, но не от рода их. Все пророки, которые были посылаемы после Моисея, были из сынов Израила и последним из таковых был Иисус – мир ему. Но никто из них не произошел из братьев Израиля, кроме пророка нашего Мухамхеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – потому что он родился от потомков Измаила, а Измаил был брат Исаака, сына Авраама. Тогда как Исайя был дед (чрез Иаакова) сынам Израиля (т. е. сыновьям Иакова). Если бы это пророчество относилось к какому-нибудь пророку из сынов Израиля, то не было бы сказано: из братьев. Кроме того, все, бывшие после Моисея пророки из сынов Израиля не были подобны Моисею. Следовательно, в этом пророчестве указаны свойства пророка нашего Мухаммеда, потому что он произошел от братьев израильтян, от израильтян-арабов. Каждый беспристрастный чсловек должен согласиться, что представленное мухаммеданское толкование приведенного пророчества Моисея крайне натянуто. Что слово брат, в приведенном месте нужно понимать в смысле: соотечественник, соплеменник, – это видно, во-первых, из самого способа выражения Моисея, который прямо, без всяких дополнений, сказал, что пророк воздвигнет Бог из среды братьев твоих. Если бы он хотел высказать здесь, что пророк тот произойдет из рода Измаила, то что препятствовало ему для ясности упомянуть об этом имени? Нам известно, что все ветхозаветные пророки всегда употребляли самые ясные выражения и точно обозначали предмет своих пророчеств потому, без сомнения, что не хотели вводить в заблуждение своих слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В некоторых сочинениях мухаммедан мы находим и самый текст мнимых пророчеств ветхозаветных пророков ο Мухаммеде; читателям «Миссионерского противомусульманского Сборника» отчасти известны как мнимые пророчества о Мухаммеде, заключающиеся будто бы в священных книгах иудеев и христиан, так и их обьяснение 605 . Мы со свосй стороны остановимся на одном пророчестве Моисея о Мессии, которое явно несправедливо относят мухаммедане к Мухаммеду. Разумеем слова Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, его слушайте». 606 И ниже; сказал Господь: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов моих, которые (пророк тот) будет говорить моим именем, с того Я взыщу». 607 На это именно пророчество Моисея о Мухаммеде мы указываем потому, что лично слышали его от касимовского (рязан. губ.) ахуна, как сильнейшее возражение против христианского взгляда на Мухаммеда, как на лжепророка и потому не предсказанного в Писании... В главе девятой названного сочинения Тарджумани говорит, что пророческое достоинство Мухаммеда предсказано в ясных выражениях Пятокнижия, Евангелия, Псалмов и в писаниях пророков, равно как и то, что вероучение Мухаммеда будет пребывать до кончины мира. «Подлннно, – говорит он, – пророчество пророка нашего Мухаммеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – подтверждено во всех книгах Бога всевышнего и все пророки возвестили уже о нем». Сюда относится то, что сказано в семнадцатой главе первой книги Пятокнижия. Подлинно, Пятокнижие состоить из пяти книг, а все они в одном томе». Далее автор говорит, что, когда Агарь убежала от Сарры, супруги Авраама – Друга Божия, в ту ночь явился ей один ангел и сказал: «Возвратись, Агарь, и покорись Сарре. И она умножит твое потомство и даст тебе сына Измаила, и будет он чуждаться людей и будет рука его над всеми и руки всех будут над ним, и что он возвеличится в мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Преданные плотской жизни не охотно думают о будущей жизни, а люди христианского настроения не могут оторваться от мыслей о вечном. Вот преподобный Феодосий на пиру у князя Изяслава среди песен и игрищ вздыхает и говорит: – Будет ли так на том свете! Различное понимание. К болящей благотворительнице пришел друг и сказал в утешение ей, что она приближается к небесному покою, к месту, где не будет ночи. Но больная иначе поняла это утешение и сказала: «да, там будет непрерывное служение, без утомления и отдыха». Завещание. «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего». ( Ис.38:1 ). Много бывает в жизни случаев, что по смерти человека приходится жалеть об отсутствии завещания. Великое дело – последняя воля человека, итог его жизни. «Человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему». ( Гал.3:15 ). Волею Божией освящен обычай составлять завещания. Так как час смерти никому неизвестен, то всякий глава дома должен не при болезни только, но заблаговременно распорядиться своим имением по своим христианским убеждениям. Закон обставил получение завещанного наследства сложною формалистикою. Но приемлющие наследство должны быть выше этих условных форм. Для них должна быть свята и нерушима даже незаписанная воля наследователя. Как горько читать и слышать, что родственники умершего оспаривают завещание, составленное в пользу благотворительных учреждений или бедных людей! Хороший урок этим сутягам дают шесть Вестфальских братьев-крестьян. Их вызвали к члену суда для получения отцовского наследства. Пред этим они нашли завещание своего родителя, отказавшего 6000 талеров в пользу просвещения язычников. Завещание это было не засвидетельствовано и не оформлено. Братья предъявили это завещание члену суда. Тот ответил братьям, что эта бумажка не имеет никакой силы, и они могут поделить наследство себе, не заботясь о язычниках. Один из братьев на это обидчиво возразил:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Отсюда остается один исход для разгадки этой великой тайны, именно, что здесь мы имеем не произведение человеческого разума или чувства, а высшее сверхъестественное Откровение. Открыв тайну происхождения мира как целого и его двух составных частей – неба и земли, бытописатель переходит к описанию порядка образования мира в его теперешнем виде, во всем разнообразии его видимых форм, и так как летопись бытия предназначалась в поучение жителям земли, то и главное внимание его обращается именно на историю образования земли, так что во втором стихе уже не упоминается о небе. 34 В первобытном своем состоянии «земля была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Это было только-что сотворенное бесформенное вещество – хаос, в котором слепые силы вещества глухо бродили, ожидая зиждительного слова Творца, и над этою-то бродящею бездною была тьма, и только творческий Дух Божий носился над водою, как бы оплодотворяя зародыши и семена имевшей возникнуть жизни на земле. Откровение ничего не сообщает о продолжительности такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Бога, и она совершилась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения. Когда настало время для начала творческой деятельности, над темным бесформенным веществом прогремело слово Божие: «да будет свет! и стал свет». Над бездной хаоса мгновенно расцвел прекрасный день Божий и озарил мрачную утробу довременной тьмы. «И увидел Бог свет, что он хорош»; и «отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Это повествование, по-видимому, противоречит чувственному восприятию, которое свет делает истечением солнца. Но бытописатель идет еще дальше. Уже с первого появления света он предполагает правильную последовательность дня и ночи, между тем как эта последовательность, согласно всеобщему наблюдению, находится в связи с явлением и исчезновением солнца. Это обстоятельство служило, в свое время, неисчерпаемым источником издевательства над бытописанием со стороны таких остроумных вольнодумцев, как Вольтер и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Иное дело Агриппа. Он читал Моисея и пророков и от множества свидетелей слышал по крайней мере о тех событиях, на которые указывал Павел. К нему поэтому апостол обратился с доказательством своего совершенного здравомыслия. «Ибо, сказал он, знает об этом царь, пред которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто, ибо это не в углу происходило». И затем, желая продолжить нить своей ар­гументации в том самом пункте, где она была прервана и где могла быть наиболее поразительною для иудея, он спросил: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». Но Агриппе не хотелось вмешиваться в это рассуждение, а тем менее выразить свое согласие, и поэтому он нашел удобным уклониться от ответа полунасмешливым замечанием. «Ты скоро, пожалуй, и меня сделаешь христианином»! сказал он с полуподавленной улыбкой, и этим ловким изворотом придвор­ной любезности уклонился от ответа на серьезный вопрос ап. Павла. Его изысканное замечание несомненно прозвучало очень остроумным для всего знатного собрания, и они с трудом могли подавить свой смех при одной мысли о том, что Агриппа, любимец Елавдия, друг Нерона, склонится к убеждению этого странного иудея! Чтобы Павел мог сделать царя христианином – это казалось слишком смешным. Но смех этот был тотчас же подавлен, когда апостол со всею пылкостью искренно любящего сердца воскликнул: «молил бы я Бога, чтобы скоро ли, долго ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме» – прибавил он, поднимая свою скованную руку, – «кроме этих уз». Они видели, что это был не простой узник; человек, который мог приводить такие доводы, как приводил он, и говорить так, как говорил он – оче­видно был личностью, какой они еще никогда не видели или не знали ни в мире иудейства, ни в мире язычества. Но было бесполезно продолжать это зрелище. Любопытство теперь с достаточностью было удовлетворено, и теперь, более чем когда-либо, стало ясно, что хотя и можно считать Павла-узника мечтательным энтузиастом или восторженным фанатиком, но он никоим образом не был уголовным преступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

п. Решение всех этих вопросов, конечно, важно только для тех, которые ложно смотрят на Христа, как на простого и обыкновенного человека; но оно со­вершенно излишне для лиц, чистосердечно верующих во Христа, как Сына Божия; оно может удовлетворить только простому любо­пытству, но не религиозному чувству, – и в этом, по всей вероят­ности, заключается истинная причина, почему сами евангелисты нашли нужным сокрыть от нас почти всю историю детства и отрочества Господа нашего Иисуса Христа. Из всей истории детства Христа, как известно, только в Евангелии от Луки сохранился один рассказ о путешествии двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалим. Рассказ этот состоит в следующем. Иосиф и Мария имели обычай каждый год ходить в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет они также по обычаю пошли в Иерусалим, взяв и Его вместе с собой. Но, возвращаясь оттуда, они лишь спустя сутки заметили, что с ними не было Иисуса, и думая, что Он идет где-нибудь с другими, начали разыскивать Его между своими родственниками и знакомыми. Не получив о Нем, однако-же, никаких сведений от своих знакомых, они снова отправились в Иерусалим, и только через три дня нашли Его в храме, сидящим посреди учителей, слушающим и вопрошающим их, – причем все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его 297 . „Чадо! – сказала Мария: – что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя“. Но Иисус сказал на это: „зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“. Тем не менее Он вместе с ними тотчас же воз­вратился в Назарет. Этот рассказ так правдив и так прост, что почти не вызывает против себя возражений со стороны отрицательной кри­тики; если же и есть некоторые возражения, то они вообще не от­личаются ни глубиной анализа, ни остроумием. Так, отрицательная критика 298 не допускает, напр., возможности, чтобы Мария была на­столько беспечной матерью, что обратила внимание на отсутствие своего Сына лишь по прошествии суток. Но кто же говорит о беспечности Марии? Зачем так лживо истолковывать характер и тон этого евангельского события? Отрицательная критика, очевидно, лишь преднамеренно не хочет понять простого и ясного смысла еван­гельского рассказа; иначе она не могла бы выставлять против него подобных возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010