При этом в одних случаях речь идет об указаниях на очевидные недостатки и промахи; в других случаях замечания рецензента – это всего лишь —571— полемика по проблемам дискуссионным, не до конца решенным в церковном праве. На с. 7 перечислены церковные законодательные акты новейшего периода, при этом упомянут «Устав об управлении Русской Православной Церкви» 1988 г., но нет упоминания ныне действующего «Устава» 2000 г., хотя в дальнейшем диссертант обнаруживает осведомленность о факте его существования (см. С. 184). На с. 13 автор выражает нетрадиционную богословскую идею об основании Церкви на Кресте. Как известно, традиционная интерпретация экклезиологического догмата основание Церкви связывает прежде всего с Пятидесятницей, не исключая, естественно, и значения в этом Голгофы. На с. 2425 развивается сомнительная идея о происхождении государства еще в Эдеме, до грехопадения. Элементы организации в жизни первозданной четы и ее повиновение Божественной власти могут, конечно, рассматриваться как содержащие в себе некоторые начала, которые присутствуют в организации государства; но принципиально важным является положение, сформулированное, в частности, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» о том, что государство возникает в связи с грехопадением; на эту мысль диссертант ссылается в другом месте диссертации и не оспаривает ее; в указанном же выше месте он развивает существенно иную концепцию. Один из признаков государства – легализованная, признаваемая обществом монополия на насилие – никак не сопрягается с первозданным состоянием человеческой природы, с Эдемом. Если идеи диссертанта развивать последовательно, то придется и «Царство небесное» мыслить в рамках государства, по подобию «земных царств». Помещенные ниже (с. 27) в диссертации цитаты из апостола Павла ( Рим.13:17 ) и апостола Петра ( 1Петр.2:1315 ), казалось бы, должны были побудить диссертанта отказаться от мысли о существовании государства в Эдеме. Апостолы пишут о противящихся власти, о злых, о мече, об отмще-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом Федеральный закон от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо не говорит о возможности религиозных организаций оказывать социальные услуги непосредственно (в отличие от благотворительных, культурно-просветительских и иных, весьма близких по целям и задачам услугам социальным). Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, т.е. в т.ч. в учреждениях социальной защиты (п. 3 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). На взгляд автора, учитывая исключительную правоспособность религиозных организаций (т.е. возможность осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена уставом религиозной организации), проблематичной кажется законность оказания религиозными организациями в полном объеме социальных услуг в соответствии со ст. 1 Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»: по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации (п. 2 указанной статьи). Одним из важнейших внутренних установлений Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» принятые освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве 13-16 августа 2000 года. В соответствии с п.

http://patriarchia.ru/db/text/1281610.ht...

Но даже если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции, помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать? Их, как правило, замораживают, для того чтобы повторить процедуру ЭКО в случае неудачи, а также, чтобы использовать человеческие эмбрионы в исследовательских целях (официально это делается с согласия «владельцев», т.е. супружеской пары, от которой взяты половые клетки). У Православной Церкви есть только один критерий начала новой жизни — образование одной клетки из двух — мужской и женской, т. е. как только произошло слияние, тут же происходит и одухотворение, и момент зачатия есть момент возникновения человеческой души. Поэтому совершенно неправильно говорить, что в отношении ЭКО у Церкви нет единого мнения. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой соборным решением в 2000 году, ясно сказано: « нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов ». Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю? Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время. Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.

http://pravmir.ru/eko-neopravdannyj-risk...

Иными словами, в социальном и нравственном отношении гражданская религия России чрезвычайно близка к исторической русской религии — Православию, что свидетельствует об изначально здоровом состоянии русского общества. Чтобы не вводить читателя в ненужные искушения, поясню, что «гражданской религией» в философии и политологии называют не некое религиозное учение, а совокупность ценностей и символов, которые обеспечивают национальное единство. Пункт II.1 текста «Основ» говорит о вселенском характере Церкви Христовой, коллективный опыт которой не сводим только к роли атрибута национального самосознания. Вместе с тем сегодня русская ортодоксия — это христианство, сопротивляющееся агрессивной модернизации и секуляризации, проводником которых в последнее время стал Константинопольский Патриархат , с его религиозно-расистским учением об особой роли «эллинистического этоса Православия». Краткий исторический очерк на тему церковно-общественных и церковно-государственных отношений представлен в п. III.4. Перечислены современные области таких отношений (п. III.8): миротворчество, нравственная оценка общества, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание, дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; охрана и развитие культурного наследия, профилактика правонарушений, занятия наукой, включая гуманитарные исследования; защита культурных ценностей и окружающей среды; экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, сект и деструктивных культов, в целом «печалование перед государственной властью о нуждах народа». В «Основах» задано социально ответственное отношение ко всякой собственности и «непредпочтительный» взгляд на формы правления и государственного строя. Будучи логически продолженным, этот взгляд предполагает особый, универсальный характер социальной концепции Церкви — не партийной, не «правой» или «левой», не либеральной, консервативной или социал-демократической, как в светском политико-социальном поле, а укорененной в Священном Писании и Священном Предании, следующей в русле нашего богословия и культурной традиции, которые живут и развиваются, будучи свободными от любых форм фундаментализма — как консервативного, так и модернистско-реформистского.

http://patriarchia.ru/db/text/5675864.ht...

Финансово-экономический кризис начинается с криминала, финансовых авантюр, всевозможных обманных пирамид. Обманутым вкладчикам и дольщикам, обворованным потребителям несть числа! У далеко не с неба свалившегося кризиса есть свои организаторы и настоящие авторы, «крестные» отцы и пока не посаженные дельцы. Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю и собирать урожай в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье – будет не класс собственников и чиновников. Сегодня из 25-миллионного отряда наемных работников, занятого в материальном производстве, работающих на земле насчитывается чуть более четырех миллионов человек, квалифицированных рабочих – менее трех миллионов. Зато в сфере торговли и посредничества, структурах недвижимости, банковском, финансовом, офисном «планктоне» в «поте лица» работает свыше 25 млн. человек. Благотворительность и меценатство предполагает прочную духовную и идейную основу, высокий уровень нравственного сознания. Дж. Сорос, к примеру, полагает в основу своей «мировой» благотворительности идею «открытого общества» в русле философии К. Поппера. Конечно, идею неприемлемую и заведомо враждебную российской ментальности и православной духовности. Неслучайно наших «соросовских» профессоров называют «власовцами» в науке. Всуе пока можно ставить вопрос, когда в России настанет время С.Т. Морозова, П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова и Ф.П. Гаазы. Этос современного российского предпринимательства в своем подавляющем большинстве негативен. Создание легитимного собственника, не просто эффективного, а такого, который пользуется общественным признанием. Вряд ли когда-либо Орджоникидзевский район Екатеринбурга будет переименован в «бендукидзевский» район. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и рекомендациях Всемирных русских народных Соборов сформулированы духовно-нравственные императивы гармонизации социально-трудовых отношений - своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений. Не являясь нормативно - правовым документом он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/30/...

Учение Православной Церкви по некоторым проблемам биоэтики выражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» . Большой вклад в разработку церковного подхода к биоэтическим проблемам вносят и другие Поместные Православные Церкви. Священный Синод Православной Церкви в Америке издал постановление «О браке, семье, половых отношениях и святости жизни» (1992); Синодальный комитет по биоэтике Элладской Православной Церкви опубликовал ряд следующих документов: «Расшифровка человеческого генома» (2000), «Клонирование клеток эмбриона» (2000), «Эвтаназия» (2000); Священный Синод Антиохийского патриархата издал пастырское послание «Семья – радость жизни» (2019), где затронул ряд биомедицинских проблем. Цитаты о биоэтике «Современные биомедицинские технологии демонстрируют чудеса, за которые многие из нас всегда будут им благодарны. Но, как всякое человеческое изобретение, эти технологии и практическое их применение должны все время оцениваться в свете Священного Предания. Перефразируя хорошо известную максиму, можно сказать, что этика — слишком серьезное дело, чтобы доверить ее профессионалам этического знания . По самой сути своей христианская этика есть функция Церкви, поклоняющейся и служащей Богу. Отсюда следует, что дело практической этики есть общее, церковное дело, и ответственность за него лежит на каждом из нас. Подобно тому, как каждый христианин призван быть богословом, принося самого себя и весь мир Богу в молитве, так призван он быть делателем на ниве этики и нравственного богословия в буквальном значении этого термина. Следя за возникающими этическими дилеммами, обсуждая их в семье, в приходском окружении и на работе, занимая позицию — личную и общественную, — отражающую наше осмысление Евангелия и заповедей Божиих, мы сможем честно и с пользой послужить многим преданным своему делу медикам, которые в свою очередь призваны служить нам. Мы сможем помочь им своим духовным руководством и навыком различения — тем, чего сами они ищут. Вот путь восстановления медицинской этики в подобающем ей достоинстве богословской дисциплины, которая работает во славу Христа и ради духовного здравия членов Его Тела».

http://azbyka.ru/bioetika

Священник Михаил Дудко выступает за пожизненное заключение вместо смертной казни Москва, 25 октября 2005 г . В дискуссии о том, следует ли в России отменять мораторий на смертную казнь, необходимо помнить, что пожизненное заключение может быть более суровым наказанием, заявил секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Если говорить о наказании преступников, даже таких страшных, как террористов, которые захватывали школу с детьми, то я не знаю, что для них является большим наказанием – пожизненное заключение в одной из российских тюрем или мгновенная смерть " , – сказал " Интерфаксу " отец Михаил. " Я слышал о том, – продолжил священник, – что даже в рамках закона в местах заключения находят возможность создать такие условия, что человек сто раз раскается в содеянном " . По его личному убеждению, сегодня в России не следует применять смертную казнь из-за высокой вероятности судебной ошибки. " Не надо бояться, что преступник останется безнаказанным. Высший Судья – Бог, и от этого суда не уйти никому. Его наказание будет адекватным совершенному преступлению " , – подчеркнул отец Михаил. В то же время священник отметил, что многие, протестуя против смертной казни, считают, что запрет на нее обоснован с точки зрения вероучения Церкви. В этой связи он напомнил, что в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , принятых в 2000 году, говорится о том, что в Священном Писании нет указаний на необходимость отмены смертной казни. " Более того, в ветхозаветные времена такое наказание было прямо установлено " , – добавил отец Михаил. " Другое дело, что мы, не имея формального запрета на смертную казнь, очень часто просили о милосердии к преступникам. Наше священноначалие в свое время положительно отозвалось на решение ввести в России мораторий на смертную казнь " , – сказал представитель Русской Церкви. 25 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14935.html

По их мнению, «производство Спичакова – это по сути одна из фабрик смерти по убийству 6,5 миллиардов " лишнего " населения земного шара, о чем поведала еще 15-16 лет назад одна из авторов этого проекта, занимавшая в то время пост премьр-министра Англии, Маргарет Тэтчер. Да и сегодня они не скрывают этого. А ведь это настоящая диверсия против рода человеческого. Так что рабочие места на заводе Спичакова – это места по производству средств убийства людей. Это места убийц рода человеческого, места преступников, так как и памперсы, и подгузники для детей, по новейшим исследованиям ученых, вызывают у детей потенциальное бесплодие. Просто еще не вступило в детородный возраст поколение, выросшее на памперсах – это бомба замедленного действия. Многие врачи уже сейчас бьют тревогу, но их голос заглушается любителями комфорта и интересами бизнесменов». «Те же люди, которые поддерживают Спичакова, – это люди без духовного разума и с поврежденной из-за безбожия психикой. Это дело имеет сакральный, духовный, а не социальный смысл, как это объясняет Спичаков и его единомышленники, наводя тем самым тень на плетень. Итак, если бы Спичаков был в действительности глубоко верующим человеком, он бы не дерзнул заниматься таким мерзким, богопротивным делом на Богоизбранном месте Святой Руси. Да запретит ему Бог!» - говорится в документе. В связи с этим конфликтом не могут не вызывать недоумение высказывания официальных представителей Русской Православной Церкви. Ранее пресс-секретарь Владимирской епархии протоиерей Евгений Липатов в интервью порталу «ПроВладимир» заявил, что епархия не занимается производственными вопросами предприятий. По его личному мнению, комментарии по этому вопросу от Церкви маловероятны. «О чем говорить, пока предприятие не открылось, даже когда и откроют производство, какие могут быть комментарии?» − высказался отец Евгений. Будто бы отец Евгений не понимает, что православную общественность волнуют вовсе не производственные проблемы предприятия. Православные активисты обеспокоены возможностью налаживания в Боголюбово производства презервативов. Проблема же контрацепция, да будет известно отцу Евгению, носит не только производственный характер. Об этом говорится в « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви »: «Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/29/po...

По мнению господина Пуппинка, в решении по делу Хаас, Суд взял за основу решения либеральную логику, применив статью 8 Конвенции «право на неприкосновенность частной жизни», так как именно эта статья включает в себя право на самоубийство, «право человека решать, как и когда его жизнь должна заканчиваться». Однако по мнению господина Пуппинка, это право на самоубийство существует в законодательстве ЕСПЧ «только при условии, когда «индивид не имеет возможности свободно сформулировать свою волю по этому вопросу и действовать соответствующим образом». «Этот либеральный подход нуждается в изменении, поскольку нет никаких сомнений в том, что авторы Конвенции, составленной после Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса, в частности, хотели бороться против такой практики», - отметил господин Пуппинк. По мнению эксперта, «эвтаназия или ассистируемое самоубийство не является «правом», и сама практика эвтаназии не должна быть разрешена и допущена в соответствии с Конвенцией по правам человека, так как это само по себе является грубым нарушением статьи 2, поскольку эта статья требует от государства уважения и защиты жизни всех людей без исключения, и устанавливает принцип - «никто не может быть лишен жизни преднамеренно». «Хотелось бы верить, что в делах Кох и Гросс, Европейский Суд по правам человека исправит абсурдное утверждение о существовании «права на самоубийство», так как «общество не обязано гражданам гарантировать такое право. Все юридические аргументы в этих случаях основаны на утверждении «абсурдного права», - заключил юрист. Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) также прокомментировал ситуацию по делам об эвтаназии: «Позиция Церкви по отношению к самоубийству, как бы оно ни было совершено, однозначна – жизнь является прекрасным даром от Бога, который неразумно отвергать. Современная медицина обладает средствами не только лечения болезней, но пусть ограниченного, но все же управления биологической жизнью человека. Появление новых биотехнологий в медицине предоставляют реальную возможность воздействовать на состояние человеческого организма, например, замедлять или ускорять происходящие в нем процессы. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» от 2000 года даются оценки некоторым современным достижениям медицины».

http://pravoslavie.ru/54449.html

Этой трагедии наверняка можно было бы избежать, если бы человека вовремя предупредили о последствиях данной процедуры. Сложность для обывателя получить достоверную информацию об экстракорпоральном оплодотворении обусловлена тем, что ЭКО для медицинского сообщества является источником достаточно серьёзных денежных средств. В частности, одна такая процедура стоит в России в настоящее время от 100.000 рублей в зависимости от клиники и уровня специалистов 397 . Понятно, что о негативных последствиях ЭКО стараются не распространяться. Данная статья задумана автором как некое подспорье или подсказка в первую очередь для священнослужителей, которые сталкиваются в своей приходской практике с проблемой экстракорпорального оплодотворения, а также для тех пастырей, которые в силу своего послушания участвуют в публичных дискуссиях и должны быть готовы грамотно ответить в том числе и на данный вопрос. В статье поэтапно описана сама процедура ЭКО, рассказано, в чём её опасность, а также приведены ответы, или контрдоводы, на наиболее часто встречающиеся вопросы наших оппонентов. Необходимо отметить, что в данной работе отражена проблематика экстракорпорального оплодотворения исключительно для людей, состоящих в законном браке. Первая проблема, с которой сталкивается священник, разбираясь с вопросом экстракорпорального оплодотворения, – это отсутствие чёткой, единой позиции Церкви по данной теме. Например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» 398 . О каком способе искусственного оплодотворения здесь говорится – в организме женщины (т. е. in vivo) или вне его (in vitro, в переводе с лат. «в пробирке») – остаётся только догадываться. Или ещё одна цитата: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010