Архив Пн Состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с президентом Венесуэлы Уго Чавесом 24 октября 2008 г. 14:46 23 октября в Каракасе, в резиденции президента, прошла встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с Президентом Боливарианской Республики Венесуэлы Уго Чавесом. В ходе продолжительной беседы были затронуты, в частности, вопросы философских и богословских основ социальной политики, осуществляемой государством. Митрополит Кирилл рассказал президенту Венесуэлы об опыте богословского осмысления широкого круга современных общественных проблем, реализованном в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. «Это богословская рефлексия на то, что происходит сегодня с обществом, с человеческой личностью, со странами и народами, с международными отношениями, с экономикой и экологией, с человеческой цивилизацией в целом. Много внимания было уделено теме глобализации и многополярности мира. Такая работа помогает формировать христианский подход к тем вопросам, которые реально волнуют людей», — отметил владыка. Он подчеркнул, что современное богословие Русской Православной Церкви является важной частью общественных дискуссий и весомым интеллектуальным вкладом в жизнь страны. В качестве примера была приведена дискуссия в обществе о концепции прав человека в их связи с нравственной ответственностью. У. Чавес проявил живой интерес к рассказу митрополита Кирилла о современной России и о служении Русской Православной Церкви и выразил уверенность, что как в Венесуэле, так и в России влияние Церкви на жизнь народа будет усиливаться, чему призваны способствовать уважение государством свободы Церкви и отказ последней от отождествления себя с какой-либо из чисто политических позиций. Обсуждались также двусторонние отношения Венесуэлы и России. Собеседники выразили глубокое удовлетворение динамизмом, с которым эти отношения развиваются в последнее время. Вместе с тем, стороны были согласны в мнении, что прагматический диалог в области политики и экономики недостаточен для установления прочных связей: настоящая и прочная дружба между народами зиждется на духовном общении, на «диалоге сердец». Отмечена особая важность религиозного и культурного факторов во взаимоотношениях двух стран, в равной мере приверженных идее многополярного мира. При этом Уго Чавес неоднократно подчеркивал, что является христианином и черпает в вере вдохновение для своей деятельности, считая «возрождение подлинного христианства» надеждой мира и основой справедливой социальной политики.

http://patriarchia.ru/db/text/478979.htm...

Динара Бухарова, руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины, прочитала доклад «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и принятая в 2020 году стратегия развития татарского народа». В нём было отмечено, что святой благоверный князь Александр Невский сделал исторический выбор между римокатолическим Западом и веротерпимым Востоком в пользу Востока ради сохранения и распространения веры Христовой среди татар и подчинённых им народов. Основанием для объединения с татарами был тот факт, что значительная их часть уже были христианами как православными, так и неправославными, но в условиях свободы вероисповедания, гарантированной основным законом — Ясой, легко переходящими в Православие. Тем более, что ханы имели особое расположение к Православной Церкви. Тем самым Татарско-русское единство сложилось естественным образом на православной основе в первый период существования Золотой Орды — в период веротерпимости. Затем последовала насильственная исламизация татар, из-за чего татарско-русское единство пошатнулось, а сами татары стали разделённым народом. И сейчас спустя 7 веков татары, осознав ошибку хана Узбека, 29 августа 2020 года в Казани на расширенном заседании «Милли джиены» с участием Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева, Марата Хуснуллина и всей элиты Татарстана приняли судьбоносный манифест — стратегию развития татарского народа, где признали Православие исторически традиционным для татарского народа. Татары официально на высоком уровне признали себя членами семьи восточных народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Тем самым татары не только признали исторический факт, но и задекларировали намерение быть в единстве с русскими на основе Православия при условии сохранении своей национально-культурной идентичности. Право оставаться татарами, пребывая во Христе в единстве со всеми, зафиксировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Теперь основной миссионерский документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» следует применять по отношении к татарам и другим потомкам исламизированных ордынцев с учётом уже принятого судьбоносного манифеста — стратегии развития татарского народа. Сегодня эти документы являются основными официально принятыми документами, регламентирующими отношения Церкви Христовой и татар.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ta...

— со взятием семени из влагалища; — при собирании остатков спермы в мочевом канале мужчины; — в случае запоздалой эякуляции, при взятии семени внутри мочевого пузыря вместе с мочой, с предварительной антикислотной обработкой и последующим их разделением. B) без полового сношения: — посредством мастурбации; — посредством взятия спермы из мочевого канала после непроизвольной поллюции; — при помощи электроэякуляции; — посредством выжимания предстательной железы и семенных каналов; — с помощью пункции эпидидимиса (MESA=microsurgical epididimal sperm aspiration — микрохирургическое всасывание спермы из эпидидимиса) или выводящего протока; — посредством тестикулярной биопсии < т.е. биопсии яичка – Р.Т.> . Следует отметить, что пункция и биопсия приводит к получению незрелых сперматозоидов. Они применяются при сниженной концентрации половых клеток в семени и, как правило, их используют в программе ЭКО+ИКСИ. Цитируемый католический богослов Э. Сгречча в своей работе по биоэтике приводит взгляд Католической Церкви на проблему сбора семени: «Механические средства собирания семени с помощью перфорированного кондома не вызывают возражений морального порядка, поскольку кондом в данном случае не используется в качестве контрацептива и остается возможность проникновения семени в женские гениталии и сохранения полноты супружеского акта» . Отношение к контрацепции Русской Православной Церкви отражено в «Основах социальной концепции» . В них отношение к контрацепции показано не столь однозначно, как у католических богословов. Безусловно, в «Основах» отвергаются абортивные методы контрацепции. Также называется грехом отказ от деторождения из эгоистических соображений. Тем не менее категоричный запрет неабортивных контрацептивных методов отсутствует. Указывается на «один из путей реализации ответственного отношения к деторождению в браке»   — воздержание от супружеских отношений. Но в то же время говорится, что «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни… различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» . Поэтому в рамках снисхождения к немощи человеческой и при сложных семейных условиях существует допустимость применения неабортивных методов контрацепции. Применительно к программам ЭКО это может означать допустимость сбора семени в процессе полового акта не только с использованием перфорированного кондома, но обычными медицинскими презервативами.

http://bogoslov.ru/article/4007414

Почему проваливались попытки вынести это тело из мавзолея? Вы помните, что в течение нескольких лет рядом с Лениным в том же самом мавзолее лежал Сталин. Потом его вынесли, когда было принято решение об отказе от культа личности Сталина. Тогда же и все памятники на территории Советского Союза были демонтированы и большинство из них уничтожено. Но и тогда Ленин оставался незыблемым авторитетом. После распада Советского Союза началась кампания по уничтожению памятников советского периода: тогда убрали памятник Дзержинскому с Лубянской площади, переименовали ее обратно в Лубянскую площадь; тогда же, конечно, могли вынести и тело Ленина из мавзолея, но этого не было сделано. Не было этого сделано и в конце правления Бориса Ельцина, хотя такие планы были. Я думаю, власть всегда опасалась, как и сейчас опасается, что коммунисты будут использовать эту акцию, чтобы возбудить народное недовольство, вывести людей на улицы. Я думаю, что не надо им давать такого шанса. Надо подождать до тех пор, пока коммунистическая идеология окончательно уйдет в прошлое, и тогда тихо и спокойно вынести его и захоронить. Е. Грачева: Владыка, на днях в Русской Православной Церкви вновь озвучили призыв к государству вывести аборты из списка услуг обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день полис  ОМС предполагает и возможность аборта, и возможность ЭКО. Кто конкретно от Русской Православной Церкви ведет переговоры с Минздравом об этом, если ведет, или у Русской Православной Церкви какая-то объединенная позиция на этот счет? Митрополит Иларион: Конечно, у Русской Православной Церкви есть единая позиция на этот счет, она зафиксирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , где говорится о том, что аборт — это убийство, и аборт не может быть приравнен к лечению. Инициатива вывести аборт из системы обязательного медицинского страхования принадлежит Святейшему Патриарху Кириллу, который ее озвучивал неоднократно. А сейчас ее озвучил новоназначенный глава Патриарший комиссии по защите материнства и детства священник Феодор Лукьянов, который пришел на смену отцу Димитрию Смирнову и возглавил эту комиссию. Я так понимаю, что именно эта комиссия и ведет переговоры с Минздравом относительно этой инициативы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5701316...

 Основная масса участников и докладчиков были именно со стороны Русской Православной Церкви. Скажу пару слов о том, почему вообще этот вопрос возник. Раньше было все понятно – и для меня, и, думаю, для многих других. Двадцать лет назад в «Основах социальной концепции» было высказано утверждение о том, что процедура ЭКО для православного человека недопустима, поскольку она предполагает умерщвление избыточных эмбрионов, что с православной точки зрения является убийством. Здесь все было понятно. Но за эти двадцать лет технологии не стояли на месте, и стали раздаваться голоса о том, что есть возможность осуществлять эту процедуру без собственно греха убийства. Я сам с этим столкнулся с неожиданной для себя стороны. Помню, как ко мне пришла на исповедь одна женщина, которую я хорошо знал. Она участвовала в жизни общины, помогала, у нее был ребенок, я его тоже знал и причащал и так далее. И вот на исповеди она сказала, что этот ребенок, собственно, говоря родился в результате ЭКО. И я ей по «Основам социальной концепции» стал говорить, что это грех, потому что там убиваются избыточные эмбрионы. И она мне говорит, что она это все знает, и поэтому, когда она обращалась к врачу, то она сказала, что для неё как для христианки, это неприемлемо. Потому что для неё являются непременным условием, чтобы никакие избыточные эмбрионы не производились и не умерщвлялись. И что врач ее заверил, что именно так ей все и сделали. И тогда я оказался в некотором недоумении, потому что я не знал: если сказать, что она согрешила – то в чем в таком случае, если не было убийства, в чем ее грех, против какой заповеди? Вот этот вопрос я задавал многим критикам ЭКО и до конференции, и на конференции, и какого-то удовлетворительного ответа мне не удалось услышать. Если у кого-то из зрителей данного видео будет свой вариант ответа, то конечно, пожалуйста, пишите. Но это не то, что формирует мое мнение к ЭКО, это, скажем так, моя предыстория, когда я вообще и благодаря чему обратил внимание на данную проблему. Поскольку как раз таки не только я сталкивался с такими случаями, то и возник проект документа, который (если очень грубо говоря) изменяет сказанное ранее в социальной концепции таким образом, что при следующем наборе условий экстракорпоральное оплодотворение для православных христиан допустимо. Этот проект вызвал большие споры, большие дебаты в православной среде. И конечно же, он упоминался и на нашем собрании. Ну это я предысторию рассказал вам, а теперь перейду к рассказу о конкретных выступлениях, что интересного и неожиданного для себя я услышал по данной теме.

http://azbyka.ru/zdorovie/problema-jeko-...

То есть, логически продолжая эту мысль, можно прийти к выводу, что те разновидности экстракорпорального оплодотворения, которые не предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, Православной Церковью допускаются. Однако на практике это не так. Большинство священнослужителей, специализирующихся на данном вопросе, говорят о полной недопустимости методов ЭКО 400 . В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» явная недомолвка. Что явилось причиной такой неточности? Быть может, недоработанность документа. Не исключено, что в то время, когда он готовился, не учитывались возможности медицины и биологии в ближайшей перспективе разработать такой способ проведения ЭКО, при котором бы удалось обходиться без заготовления, консервации и разрушения «избыточных» эмбрионов, и приведённой выше формулировки было достаточно, чтобы закрыть этот вопрос. Так или иначе, священник должен уметь донести до вопрошающих позицию Церкви. Но на что ему опереться в своих ответах? Частично на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», уточняя недомолвки мнением священнослужителей и богословов, специализирующихся на данном вопросе. Большая же часть из них говорит о полной неприемлемости данной процедуры. Как же осуществляется экстракорпоральное оплодотворение? Сама процедура ЭКО включает в себя несколько этапов. 1 . Подготовка к ЭКО. Стимуляция овуляции. Для успешного проведения искусственного оплодотворения необходимо получить, как правило, несколько (от 5 до 10) женских половых клеток – яйцеклеток. Достигается это путём гормональной стимуляции организма женщины. В результате вместо одной яйцеклетки в яичниках созревает несколько женских половых клеток. То есть посредством гормональных препаратов вызывается суперовуляция. 2 . Пункция фолликулов. После гормональной стимуляции назначается пункция фолликулов. Как правило, эту процедуру проводят трансвагинально (через влагалище под контролем УЗИ). Стерильной одноразовой иглой делается прокол яичника и изымаются фолликулы с яйцеклетками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И сегодня, как нам кажется, настало время задуматься над тем, каким образом будет осуществляться христианское душепопечение людей в XXI веке с его непростыми проблемами: спешкой, информационной перенасыщенностью, обрывочностью мышления, нарастающей взаимосвязанностью мировых процессов, непривычными для прошлых веков социальными проблемами, компьютерной зависимостью, бизнесом и целым рядом новых нравственных проблем, связанных с семьей и воспитанием, усилением влияния на общество знаний по психологии и психотерапии, новыми информационными технологиями, наркоманией. Все это требует дополнительного пастырского осмысления с позиций Священного Писания и Священного Предания нашей Церкви. Одним из примеров подобного рода церковных документов нашего времени, освещающих взгляд Православной Церкви на большинство явлений современной жизни, являются принятые Освященным Архиерейским Собором 2000 года «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви» — канонически принятый и потому авторитетный свод воззрений Церкви на жизнь в современном обществе. Разумеется, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Неизменным остается учение Церкви, Символ веры, авторитет святых отцов. Но современная жизнь предлагает нам решить множество непростых вопросов. И здесь необходимо наше со-действие Господу, со-творчество, со-участие и, безусловно, живой опыт сердца, открытого на то, чтобы деятельно помогать ближнему, то есть тому, кто оказался рядом, любить его заповеданной Господом нашим любовью, принимать его, как брата или сестру. Как уже было упомянуто, одной из наиболее проблемных областей современной жизни является поработившая значительную часть нашей молодежи наркотическая зависимость. В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» сказано, что наркомания — страсть, которая еще в большей степени, чем алкоголизм “делает порабощенного ею человека крайне уязвимым к действию темных сил. С каждым годом этот недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование — особенно в молодежных кругах — особой “наркотической” псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве “нормального” и даже непременного атрибута общения.

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

Представители Церкви приняли участие в IV Всероссийском форуме «Право. Религия. Государство» Дек 15, 2021 Взаимоотношения с государственными структурами , Комментарий , Новости , Событие Москва, 15 декабря . В Общественной палате Российской Федерации состоялся IV Всероссийский форум «Право. Религия. Государство». В качестве организаторов мероприятия выступили: Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» (РАРС), некоммерческое партнерство «Славянский правовой центр». Модерировали мероприятие председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорин, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы С.А. Мельников. В форуме приняли участие эксперты, правозащитники, представители религиозного сообщества. Со стороны Русской Православной Церкви с докладами выступили: руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарев, юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.С. Семенова. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда направил видеоприветствие к организаторам и участникам мероприятия. В.В. Кипшидзе в своем докладе отметил, что принцип свободы совести нельзя абсолютизировать и выводить из системы моральных координат. По его словам, подобная тенденция существует в практике ряда правозащитных учреждений, таких как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Кроме этого он подчеркнул, что свобода совести, как это отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, может использоваться для аргументации полного безразличия государства к церковному служению и это является крайне нежелательной интерпретацией.

http://sinfo-mp.ru/predstaviteli-czerkvi...

Безразличное отношение православных христиан к распространению тоталитарных сект и культов по сути является формой способствования к их распространению. Тем более это касается случаев проникновения сект и культов в учебные учреждения: " Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества " (выдержка из " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " ). В общественной жизни православные христиане обязаны занимать принципиальную антисектантскую позицию. Вместе с тем, следует отметить, что такая позиция не должна распространяться на адептов этих сект, являющихся как правило, жертвами обмана и, нередко, бесчеловечного насилия над их психикой, что особенно четко и наглядно проявляется в деятельности сект неопятидесятников (харизматов) и сайентологов. В этих и других им подобных сектах люди подвергаются жестокому обращению, зачастую влекущему серьезные психические расстройства. По отношению к жертвам тоталитарных сект следует проявлять сочувствие и оказывать им всякую помощь как в освобождении от их зависимости, так и от лиц, желающих воспользоваться их беззащитностью. Следует также отметить, что тоталитарное сектантство является не столько религиозным феноменом, сколько политическим инструментом, служащим вполне корыстным интересам правящих элит целого ряда государств, прежде всего США. Позиция православных христиан по вопросам семьи и брака, половых отношений должна основываться также на положениях " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " , где указанные вопросы изложены достаточно подробно, четко и аргументировано, что позволяет использовать этот документ в качестве основы как в общественной дискуссии, так и в ходе судебных разбирательств. В частности, в Основах говорится: " Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности " .

http://religare.ru/2_63624.html

по 5:4, 5). По словам старца Паисия Афонского : «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они естественно вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются» (цит. по 5:5). §4. Позиция Русской Православной Церкви по вопросу наследственных заболеваний и их связи с нравственным поведением человека выражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», выдержки из которых приведены ниже. «Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей. Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате которого страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения  в  поколение  порок  властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: “Ужасен конец неправедного рода” ( Прем. 3:19 ). И наоборот: “Блажен  муж,  боящийся  Господа  и  крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится” ( Пс. 111:1–2 ). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII. 5». Цит. по: 7:355). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Демографический кризис в нашей стране представляет большую опасность: численность населения Россия стремительно уменьшается. Все чаще рождаются больные дети. Я посетил Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. Там я увидел только что родившихся младенцев, им уже пришлось делать операции на сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010