Участники круглого стола обсудили проблему глобализации Москва, 18 ноября 2005 г. 17 ноября 2005 года под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в рамках Международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви» состоялся круглый стол на тему «Глобализация и эсхатология», сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата . Открывая заседание круглого стола, митрополит Кирилл представил " Замечания к дискуссии на тему " Глобализация и эсхатология " . Текст выступления Владыки Кирилла приводится ниже. " 1. В соответствии с Определением о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором 2004 года, и во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви Отделу внешних церковных связей и Синодальной богословской комиссии поручено подготовить проект документа, выражающего позицию Московского Патриархата по проблемам глобализации, на базе соответствующих положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Первое заседание указанной группы состоялось 2 ноября 2005 года под моим председательством. Участниками заседания были изложены взгляды на интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике и международных отношениях, а также предложено свое видение решения проблем, возникающих в жизни Церкви в связи с реализацией глобальных экономических и политических проектов. В дальнейшем мы планируем расширить круг экспертов, участвующих в подготовке и обсуждении проекта данного документа, за счет привлечения светских специалистов и членов православных общественных организаций. 2. В самом предварительном порядке хотелось бы озвучить для обсуждения первоначальный набор идей, которые были выдвинуты на заседании группы. Во-первых, проблему составило само определение глобализации. На Западе под ней обычно понимаются сугубо экономические процессы. Мы – в частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, – говорим о правовом, политическом, культурном и  информационном измерениях глобализации.

http://pravoslavie.ru/15193.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на богословских собеседованиях с представителями Евангелической Церкви в Германии. 3. Считать полезным продолжение диалога представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии Журнал 19 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, от 14 апреля 2008 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. По результатам работы Синодальной Богословской комиссии Председателю комиссии Преосвященному митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, подготовить соответствующий доклад к очередному заседанию Священного Синода с последующим его представлением на предстоящем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 2. Провести очередную Богословскую конференцию Русской Православной Церкви 9-12 ноября 2009 года с темой «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Журнал 20 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О решении Священного Синода Константинопольского Патриархата об учреждении епархиальной структуры на территории Китайской Автономной Православной Церкви. Справка: 9 января 2008 года Священный Синод Константинопольского Патриархата заново определил границы учрежденной в 1996 году митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Заявление Священного Синода по данному вопросу. Журнал 21 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о прошедшей 4-7 февраля 2008 года в г. Эчмиадзине, Армения, встрече на тему «Права человека, нравственность и традиционные ценности», проводившейся в рамках собеседований между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью. Справка: Собеседования были начаты в 2001 году по инициативе и благословению Предстоятелей двух Церквей – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II для рассмотрения актуальных вопросов богословия, церковной и общественной жизни. Первая встреча, состоявшаяся 13-15 февраля 2001 года в Святом Эчмиадзине, была посвящена обсуждению общественно значимых проблем современности, отраженных в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86314-zhurnaly-...

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского» не имеют отношения к Русской Православной Церкви 23 апреля 2010 г. 17:28 В последнее время многие верующие Русской Православной Церкви задавали недоуменные вопросы о деятельности организации «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского», возглавляемой адвокатом И.Л. Труновым. О своем создании группа заявила на учредительном собрании, которое прошло в декабре 2009 г. в гостиничном комплексе «Даниловский» в Москве. «Данная группа граждан не связана с Русской Православной Церковью и не имеет с ней системного взаимодействия, — сообщил порталу Патриархия.ru председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . — Ее учредители никогда не обращались с предложениями о сотрудничестве ни к Святейшему Патриарху, ни к Синодальном отделу по взаимоотношениям Церкви и общества, в компетенцию которого входит рассмотрение подобных инициатив. ЗАО «Гостиничный комплекс " Даниловский " » был арендован под упомянутое мероприятие на коммерческой основе». «Естественно, никакого права выступать от имени Русской Православной Церкви эта организация не имеет; все то, что говорят и делают ее руководители и представители, никак не должно отождествляться с церковной позицией», — подчеркнул отец Всеволод. «Особо много вопросов вызвало то, что в ходе упомянутого мероприятия члены организации одевались в рыцарские одежды западного образца, — указал председатель Синодального отдела. — Свидетельствую, что священноначалие нашей Церкви не благословляло создания " православных рыцарских орденов " или иных структур такого рода. Не думаю, что такие инициативы получат церковную поддержку и в будущем». «Хотя в данном случае вряд ли стоит говорить о тайном обществе, считаю нелишним напомнить также, что участие православных мирян, а тем более священнослужителей в таких обществах Церковью не одобряется. Об этом ясно говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», — напомнил священник. «По итогам рассмотрения упомянутого инцидента Святейший Патриарх Кирилл счел сотрудничество с этой организацией нецелесообразным», — сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1144307.ht...

К сожалению, в ходе общественно-политических дискуссий, в частности и о роли Церкви в обществе, довольно редко обращаются к этому официальному церковному документу. Чаще дискутирующие опираются на свои собственные, фрагментарные и произвольные, а порой и совершенно неверные представления о церковной позиции по тому или иному общественному вопросу. Но если со всей серьезностью отнестись к этому развернутому изложению общественной позиции церкви, то нетрудно увидеть, что оно может стать хорошей основой для диалога Церкви и общества. Есть еще один церковный документ " Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " , соборно принятый в 2008 году в развитие социальной концепции, который также требует более внимательного отношения со стороны общества. Возникает следующий вопрос: кто в таком диалоге может быть партнером Церкви со стороны общества? Разумеется, здесь может быть и, наверное, должен быть не один партнер, ибо наше общество является сложным, в разных отношениях неоднородным. Но один такой партнер очевиден. Вернее, партнеры. Это политические партии, прежде всего парламентские. Иначе говоря, политические организации, опирающиеся на поддержку избирателей, то есть на какие-то сектора самого общества, и по их воле принимающие непосредственное участие в общегосударственной работе, законодательной и иной, входящей в компетенцию органов представительной власти. О готовности к такому диалогу со стороны Русской Православной Церкви прямо говорится в Основах социальной концепции: " Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству " (III, 9). Значит, дело за партиями. Готовы ли партии? Не будем сейчас касаться вопроса о реальных контактах между представителями Церкви и политических партий. Но если оставаться, так сказать, в " теоретическом пространстве " , важно и интересно обратить внимание на другое: какие параллели и пересечения можно обнаружить, если сопоставить текст социальной доктрины Церкви и программные документы политических партий? Прежде всего именно официальные программы, которые, при всей разнице жанров церковных и политических документов, вполне поддаются такому сравнению.

http://religare.ru/2_73793.html

Секретарь представительства Московского Патриархата в США принял участие в международном семинаре «Права человека и достоинство личности» в Швейцарии 3 июня 2008 г. 11:44 26-31 мая в Боссэ, Швейцария, в Экуменическом институте Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) состоялся международный семинар по теме «Права человека и достоинство личности». Среди участников семинара были представители христианских Церквей и традиционных религий, а также экспертного сообщества в области прав человека из различных регионов мира, в частности, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Европы. Основными вопросами обсуждения стали: проблемы соотношения прав и обязанностей личности, в том числе в рамках различных социальных групп; права женщины в Церкви; практическая реализация христианских подходов к правам человека на основных межгосударственных площадках, в частности, в рамках существующих международных механизмов; права на защиту женщин и детей в вооруженных конфликтах; право на свободу убеждений и вероисповедания. В симпозиуме принял участие секретарь Представительства Московского Патриархата в США, представитель ВРНС при ООН протоиерей Александр Абрамов, который в своем докладе представил сложившееся в Русской Православной Церкви видение основных аспектов концепции прав человека. Особый акцент в выступлении был сделан на теоретических основах некоторых элементов православного учения о личности и ее неотъемлемых правах, которые стали предметом углубленного изучения в произведениях русских религиозных философов конца XIX начала XX веков, в частности, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Подчеркивался динамический характер понятия достоинства личности, особое значение отражающегося в представлении об общинности и соборности коллективного начала в понимании прав человека. Отец Александр отметил, что межрелигиозный и межкультурный диалог играет заметную роль в осуществлении православной концепции прав человека и человеческого достоинства. Священник также представил обзор инициатив, выдвинутых Русской Православной Церковью в этой области на площадке Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, в том числе в Совете по правам человека (СПЧ). Сайт Русской Православной Церкви в США /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/415579.htm...

Подростков можно заинтересовать участием в волонтерской работе по принципу «равный равному». К примеру, когда они приходят в школы и с удовольствием рассказывают сверстникам о трезвом образе жизни, о том, как создавать семьи, как правильно организовывать свою жизнь, объяснила Елена Тихонова. О практике реализации в епархиях Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма рассказал руководитель Координационного центра по профилактике алкоголизма и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин. Он представил изданные Синодальным отделом методические материалы «Алкоголик в семье: чем могут помочь близкие?», «Приходская школа трезвости» и другие. О правовых основах некоторых видов деятельности, осуществляемых приходами и другими религиозными организациями, рассказала старший юрист Синодального отдела по благотворительности Наталья Старинова. Она объяснила, каким законом регулируется религиозная деятельность прихода, на основании какого закона религиозные организации могут осуществлять богослужебную деятельность, обучать вере своих последователей, а также на основании какого закона они могут вести благотворительную деятельность, совершать дела милосердия и оказывать те или иные услуги получателям. Старший юрист Отдела также рассказала о некоторых видах благотворительной деятельности о передаче пожертвований, о формах добровольческой деятельности и объяснила, какие документы нужны для оформления и передачи благотворительных пожертвований, зачем и в каких случаях необходим договор с добровольцем. Она напомнила собравшимся о том, что не так давно был принят закон о волонтерстве, который предусматривает изменения в основной закон для религиозных объединений закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Федеральный закон 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» создал такой инструмент регулирования, как реестр поставщиков социальных услуг, напомнила также Наталья Старинова. Она предложила познакомиться с текстом этого закона и обсудить с органами власти возможность включения в реестр поставщиков социальных услуг религиозных организаций, которые оказывают разного рода социальные услуги социально-бытовые, социально-психологические, социально-медицинские и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/5186469.ht...

Позиция Русской Православной Церкви по вопросу наследственных заболеваний и их связи с нравственным поведением человека выражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», выдержки из которых приведены ниже. «Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей. Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате которого страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: “Ужасен конец неправедного рода” ( Прем. 3:19 ). И наоборот: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится” ( Пс. 111:1–2 ). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием» (см. раздел XII. 5 «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Цит. по: 79: 355). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Демографический кризис в нашей стране представляет большую опасность: численность населения Россия стремительно уменьшается. Все чаще рождаются больные дети. Я посетил Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. Там я увидел только что родившихся младенцев, им уже пришлось делать операции на сердце. Когда я спросил генерального директора Бакулевского Центра профессора Лео Бокерия, в чем причина такого множества сердечных недугов у детей, он ответил, что таковы следствия грехов родителей. Это не метафора: алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность приводят к тому, что страдают новорожденные» (149: См. листок календаря от 16 ноября. Слово пастыря. Быть или не быть нашей стране?).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: " Факты наследственности духа известны и несомненны. В двадцатых годах прошлого столетия в Америке жила молодая женщина, чрезвычайно развращенная. Приговоренная уже в ранней молодости к повешению, она избегла наказания - вышла замуж и имела много детей. Через шестьдесят лет число ее потомков по прямой линии достигло восьмидесяти. Из них двадцать подверглись карам закона за преступления, а остальные шестьдесят состояли из пьяниц, помешанных, идиотов, нищих. В известном в истории французском семействе Лемуанье в конце XVII века заметили наследственную передачу самых благородных свойств. Это одно из тех семейств, в которых рождаются, кажется, только для справедливости и милосердия, в которых добродетель передается с кровью, поддерживается советами и возбуждается великими примерами (Флешье). История древних римских императорских родов, испанских и французских королевских родов представляет много ярких примеров нравственного и умственного вырождения " (34:243,244). Позиция Русской Православной Церкви по вопросу наследственных заболеваний и их связи с нравственным поведением человека выражена в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , выдержки из которой приведены ниже. " Значительную часть общего числа недугов человека составляют наследственные заболевания. Развитие медико-генетических методов диагностики и лечения может способствовать предотвращению таких болезней и облегчению страданий многих людей. Однако важно помнить, что генетические нарушения нередко становятся следствием забвения нравственных начал, итогом порочного образа жизни, в результате которого страдают и потомки. Греховная поврежденность человеческой природы побеждается духовным усилием; если же из поколения в поколение порок властвует в жизни потомства с нарастающей силой, сбываются слова Священного Писания: " Ужасен конец неправедного рода " (Прем.3:19). И наоборот: " Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится " (Пс.111:1-2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием " (см. раздел XII.5 " Социальной концепции Русской Православной Церкви " . Цит. по: 79:355).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

В докладе " Актуальные вопросы рецепции традиционных ценностей в современном общественно-правовом пространстве в свете социальной концепции Русской Православной церкви " игумения София отметила, что мировое сообщество надеется увидеть в России исполнение тех принципов, которые она декларирует, в частности, защиту традиционных ценностей. В 2001 году в Госдуме состоялось чтение " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " . Идея консерватизма была вызовом господствовавшим в обществе идеям. Конституция 1993 года закрепила " американскую " модель церковно-государственных отношений с абсолютной " светскостью " государства. Тем не менее, конституции большинства штатов США содержат упоминания о Боге. При обсуждении текста гимна РФ, где есть слова " хранимая Богом родная земля " , запрос в Конституционный Суд о правомерности такого гимна в светском государстве был отклонен. В 2020 году в Основной закон внесли поправки эпохального значения, в частности, упоминание о вере в Бога. По сути, зафиксирована роль религиозной составляющей в развитии Российского государства. Реформаторы 1990-х во многом - наследники " старых революционеров " , и только голос Церкви в те времена свидетельствовал о непреходящих ценностях. В " Основах социальной концепции " , в частности, речь идет о патриотизме: любовь к земному Отечеству мыслится как одно из проявлений любви к ближнему. В вопросах биоэтики и общественной нравственности в нашем государстве заметна положительная динамика. В конституционных нормах 2020 года упоминается о патриотизме, приоритете семейного воспитания, закреплено традиционное понятие о семье и браке как союзе мужчины и женщины. Советская Россия стала первым государством мира, легализовавшим аборты. В других странах это произошло только в период так называемой " сексуальной революции " . Вполне в марксистско-ленинском духе, утверждающем исчезновение института семьи, в первые же годы советской власти была узаконена свобода расторжения брака без указания причин, и это положение сохраняется. Многие инициативы Церкви остаются без ответа, например, выведение абортов из полиса ОМС. Поддержка многодетных семей носит декларативный характер. Законодательное закрепление в РФ суррогатного материнства - это вопиющий факт, в большинстве европейских стран и в США оно запрещено. Позиция Церкви однозначна: это противоестественно и морально недопустимо, но до сих пор не приняты даже минимальные меры по запрету пользования услугами суррогатных матерей иностранцами и лицами без гражданства. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Представители Церкви приняли участие в IV Всероссийском форуме «Право. Религия. Государство» 17 декабря 2021 г. 15:15 15 декабря 2021 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся IV Всероссийский форум «Право. Религия. Государство». В качестве организаторов мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы», некоммерческое партнерство «Славянский правовой центр». Модерировали мероприятие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорин, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы С.А. Мельников. В форуме приняли участие эксперты, правозащитники, представители религиозного сообщества. Со стороны Русской Православной Церкви с докладами выступили руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе , секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарев, юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.С. Семенова. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда направил видеоприветствие организаторам и участникам мероприятия. В.В. Кипшидзе в своем докладе отметил, что принцип свободы совести нельзя абсолютизировать и выводить из системы моральных координат. По его словам, подобная тенденция существует в практике ряда правозащитных учреждений, таких как Европейский суд по правам человека. Заместитель председателя Синодального отдела подчеркнул, что свобода совести, как это отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви , может использоваться для аргументации полного безразличия государства к церковному служению, и это является крайне нежелательной интерпретацией. Во второй части мероприятия состоялся круглый стол на тему «Национальная безопасность и свобода совести», сомодераторами которого стали член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека В.В. Ряховский и руководитель Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев. Всероссийский форум «Право. Религия. Государство», начало которому было положено в 2018 году — уникальная площадка для профессионального экспертного взаимодействия, для обмена мнениями с представителями государственных органов, для анализа существующих проблем и поиска путей их преодоления в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5873053.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010