„Иисус сказал: я раб Бога: Он дал мне писание и поставил меня пророком, Он сделал меня благословенным везде, где бы я ни был; Он заповедал мне молитву, очистительную милостыню с имущества, покуда буду жив, быть послушным моей родительнице, и не сделал меня упрямым, упорным. Мир мне в день, когда я родился, в день, когда я умру, и в день, когда я воскресну для жизни”. Таков Иисус сын Марии, по слову истины, о котором они сомневаются” (Коран 19, 31–35). Из приведённых стихов Корана очевидно, что в Коране решительно отрицается равная Богу божественность природы Иисуса Христа, что признающие Его Богом в числе лиц христианской Троицы, суть неверные (кафиры), и что даже Сам Иисус отрицал в Себе божеское существо, а признавал Себя только рабом Божиим, пророком. В других местах Корана говорится, что Иисус-Мессия в глазах Божиих то же, что Адам (3, 52–53), что Он не может сделать ни вреда, ни пользы (5, 80), что Бог мог бы погубить Иисуса-Мессию, если бы захотел (5, 19). Доктор богословия Цвемер занялся специально этим вопросом и изложил его в своей книге так, чтобы и мусульманин не мог возражать против его рассуждений и выводов. Прежде всего, он обратил внимание на высокие имена, приданные в Коране Иисусу Христу и говорит, что среди фнародов Востока и преимущественно среди семитов именам придаётся большое значение, как это видно из Библии и из жизни современных арабов. Обыкновенно имена немного значительные, а тем более шутливые прозвища даются людям с намерением выразить отличительные их свойства и характер; следовательно, и на имена, данные Иисусу Христу в Коране, нужно смотреть не как на случайные, а наоборот – как на характеризующие существенные и отличительные свойства Его. 1 – Собственное имя Иисус, в арабском произношении Иса 117 , является распространённым среди мусульман, но чаще как префикс к другим именам. В Коране имя Иса встречается 25 раз, с прибавлением выражения „Сын Марии”. Так говорит д-р Цвемер. От себя я заявляю, что среди туркестанских мусульман имя Иса так же нередко встречается, как собственное имя туземцев, но чаще с прибавлением какого-нибудь другого собственного или нарицательного имени, как например: Иса–Муса, Иса-Мохаммед, Иса-Ходжа, Иса-Аулия и др. Но в применении к Иисусу Христу имя Иса всегда добавляется словами: Масих (Мессия), Пайгамбар, или Хазрят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Из сказанного видно, что пророк Осия в своих речах является проповедником любви к Богу в недостатке этой любви (богопознания) он видит причину грехов народа, а в возвращении к ней указывает подлинный источник жизни. Глубина чувства, горячая любовь к своему народу составляют отличительные черты и личности самого пророка Осии. По этим качествам пророк Осия может быть сближаем с новозаветным апостолом любви Иоанном Богословом, а его книга с посланиями возлюбленного ученика Христова. Со стороны изложения кн. Осии отличается обилием образов, заимствованных из области природы (Ср. Ос 2.21, 4.16, 19, 5.1, 12–13 и др.), и быстрыми переходами от одной мысли к другой, – от обличения к угрозе, от угрозы к обетованию. В языке пророка встречаются редкие слова и формы ( Ос 4.18 ahavu hevu; Ос 5.13 nahah; Ос 6.10 Schaarurijah и др.), а также отступления от обычной конструкции и орфографии ( Ос 5.2, 6.9, 10.14, 11.7, 7.6, 7.9 ). В общем, кн. Осии по содержанию и языку представляет одну из наиболее трудных для понимания книг Ветхого Завета. Еврейский текст книги может считаться сохранившимся в достаточной чистоте, причем уклонения переводов от подлинника, за исключением немногих мест ( Ос 6.5, 10.10 ), объясняются ошибками и вольностью переводчиков. Литература. Кроме отмеченных общих трудов о книгах Малых пророков кн. Осии наследуется в ряде специальных монографий. Из них важны – иностранная Wunsche, Der Prophet Hosea. 1868; Nowack, Der Prophet Hosea. 1880; Scholz, Commentar zum Buche Pr. Hosea 1882; Valeton, Amos und Hosea. 1898; русские – Смирнов, Св. Прор. Осия и Иоиль; Яворский, Символические действия пророка Осии (1903) и особенно Проф. И. А. Бродович, Кн. пророка Осии. Введение и экзегесис. К. 1903. Монография Проф. Бродовича представляет ученый комментарий на кн. Осии, составленный на основании изучения обширной литературы. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Осии. 112-176 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание Первая часть книги пророка Осии, прелюбодеяние Израиля (гл. I–III) Первое отделение первой части книги пророка Осии: (1, 2–2, 1) Второе отделение первой части книги пророка Осии (2, 2–23) Третье отделение первой части книги пророка Осии, гл. III Вторая часть книги пророка Осии гл. IV–XIV Первое отделение второй части книги пророка Осии. IV–VI, 3 Второе отделение второй части книги пророка Осии. VI, 4–XI, II а) Неизлечимость нравственного растления Израиля (6, 4–7, 16) б) грозный суд за отпадение от Бога (8–9, 9) в) Изначальная испорченность Израиля и погибель его царства (9, 10–77, 11) Третье отделение второй части книги пророка Осии. Вероломство Израиля и Божия верность, гл. 12–14 а) Уклонение Израиля от пути праотца своего Иакова и восприятие в себя естества ханаанского б) Глубокое падение Израиля гл. 13–74, 1 . в) Обращение Израиля и облагодатствование его (14, 2–9).     Воцаренный над десятью, отложившимися от дома давидова, коленами израилевыми, Иеровоам, сын Наватов, по сказанию ( 3Цар.12:26–33 ), думал: «теперь царство может возвратиться к дому давидову, если этот народ будет ходить для принесения жертв в дом Иеговы в Иерусалим, и обратится сердце этого народа к своему господину Ровоаму, царю иудейскому и убьют меня и возвратятся к нему». И вот, чтобы религиозную пропасть между обоими царствами сделать наиболее великой и вообще религию образовать в своем царстве по своему произволу, он ввел богопротивное почитание в Израиле Иеговы под символом тельцов, таким образом нарушил основной закон завета, заключенного между Богом с одной стороны и Израилем с другой при горе Синае и совершил формальное отпадение от Иеговы, истинного Бога ( Исх. 20:4 ). Но Иеровоам, сын Наватов этим не удовольствовался, он изгнал из своего царства законных левитов, которые противились его нововведению, и избрал себе для совершения богослужения священников из массы народа, следовательно, вопреки закону ( Чис.3:6–13 ), избрал таких лиц, которые не были сынами Левия, праздник кущей своевольно перенес с седьмого месяца ( Лев.23:24 ) на восьмой ( 3Цар.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Все это мы постараемся доказать чрез самого пророка соответственно историческим данным. Озия означает силу Господню. Иоафам – окончание или совершение Господне, Ахаз – добродетель, Езекия – власть Господню. Они царствовали над народом иудейским, имя которого означает исповедание. Над Израилем же, который сделал себе идолов и отделился от народа Божия, царствовал Иеровоам, означающий χρονιαμς, то есть временность или замедление, потому что он любил мир и долгое пребывание в нем считал за вечную жизнь, ища утешения не в будущем, а в настоящем. Ос. 1:2 . Начало слова Господня чрез Осию (in Osee). LXX: начало слова Господня к Осии. Так как и у других пророков, как мы выше сказали, в надписании (titulo) стоят имена Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, в царствование которых они пророчествовали, то теперь говорится, что между всеми ими Господь прежде всего говорил чрез Осию, а потом в другим. Ибо иное означает слово Господне «чрез Осию» и иное – к Осии. «Чрез Осию» [означает], что говорится не самому Осии, а «чрез Осию» к другим. А когда говорится к Осии, то дается знать, что речь обращена к нему самому. Иные утверждают, что Осия не был первым пророком, но что слова: «Начало слова Господня чрез Осию» показывают лишь, что прежде всего было сказано Господом к Осии то, что далее следует. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудодеяний. LXX: И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудодеяния. Еврейское слово zanunim означает не блудницу и не блудодеяние, как большею частью полагают, а многия блудодеяния. Чрез это дается знать, что та женщина, которую пророк берет в жену, не один раз, но часто блудодействовала, так что чем более нечистою оказывается она, тем более терпимости обнаруживает пророк, взявший такую жену. К этому присоединено: И детей блудодеяний; ибо блудодействуя будет блудодействовать земля, [отступив] от Господа. LXX: И детей блудодеяния; ибо блудодействуя будет блудодействовать земля, отступив (post) от Господа. Απ κοινο подразумевается: возьми себе жену блудодеяний и возьми себе детей блудодеяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господь показал через пророка и через его семью, как живет богоизбранный народ и что его ждет. Картина получилась довольно ужасающая: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1: 2). Медленно перечитаем этот библейский стих, чтобы он усвоился хорошенько. Всмотримся в открывшуюся Осии перспективу… Обывательский образ о пророческом даре («бонусе») рассыпается в пыль. Что видит Осия? Народ Божий «духовно блудодействует», то есть служит не Единому Богу, а разнообразным богам Ваалам (см.: Ос. 11: 2). Народ подобен жене, постоянно изменяющей своему законному мужу. И всё это безобразие описывается не «просто» резкими словами Осии, за которые его могли возненавидеть и подвергнуть жестокой расправе. Всё это проясняется через повседневную мучительную трагедию его личной жизни, не только через нелицеприятные слова об окружающей действительности. Жена Осии ведет разгульную жизнь. В семье появляются дети блуда. Они от Бога получают имена, которые ничем не лучше обидных прозвищ: дочь Лорухама (в переводе: Не-Помилованная), сын Лоами (в переводе: Не-Народ-Мой). Каждый день в доме Осии и на залитых солнцем улицах во всеуслышание звучат имена детей, в которых впечатано пророчество о суровом суде Божием над народом. Будет суд – по идее он уже начался. И этот народ не может претендовать на какое-то особое отношение Судьи. Оно попрано ногами, былое особое отношение. У Осии каждый день на глазах позор и в ушах позорище. Позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между ними весьма конфликтные. Братья мирно не живут. И позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между которыми весьма конфликтные. Братья мирно не живут. Ослабел народ Божий от многих беззаконий и порочных страстей, постигли его тяжкие духовные болезни. В людях Божиих помимо открытого язычества распространяются и языческие перетолкования Завета с истинным Богом. Как это? Люди воспринимают поклонение Богу святых патриархов и пророков – не как личные отношения, а магически: «Я принесу Богу отцов всесожжение, все положенные обряды совершу. И будет у меня дом – полная чаша». Таким объязыченным израильтянам Господь объясняет: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Эти небесные истины повторяет и Христос (см.: Мф. 9: 13).

http://pravoslavie.ru/74723.html

Иоанн Столпник Иоанн Майумский – см. Иоанн Руф Иоанн Марон (VII в.) – см. Марон Иоанн Нисибинский Иоанн Руф, еп. Майумский (VI в.) Иоанн Сава Бет-Гармайский – см. Иоанн из Бет-Гармайя Иоанн Сава Дальятский (савару-ханайа, аш-шайхар-рухани) 28 (VI в.) Иоанн слагатель седр – см. Иоанн I, Антиохийский патриарх Иоанн Столпник из Литарбы (VII в.) Иоанн Телльский – см. Иоанн бар Курсус Иоанн Филопон (Грамматик) из Александрии Иоанн Эстонайа, священник Иоанн Эфесский (Азийский) (VI в.) Иов – см. Книга пророка Иова Иовиан (Иовиниан), император Иона – см. Книга пророка Ионы Иона (Йаунан), периодевт (VII в.) Иосиф Флавий Иосиф Хаззайа (Авдишо) (VII в.) Иосиф Хузайа 29 в.) Иосиф Египтянин Иосиф, католикос Востока (552−566) Иосиф, мученик Ипатий, ученик Ефрема Сирина – см. Игнатий Ипполит Римский Ираклий, император Ириней Лионский Иса аль-Марвази – см. Ишо Марузайа Иса ибн Али – см. Ишо бар Али Исаак (Map Исхак), католикос Селевкии (399−410) Исаак Амидский, ученик Ефрема Сирина (V в.) Исаак Антиохийский (Великий) (Vb.) Исаак Ниневийский– см. Исаак Сирин Исаак Сирин , еп. Ниневийский (VII в.) Исаак из Эдессы, поэт (V в.?) Исайя Скитский Исхак – см. Исаак Италаха – см. Айталаха Иуда Кириак, еп. Иерусалимский Иустин Мученик Иустин, Псевдо Ихива 30 (Ива, Хива), еп. Эдессы (Vb.) Ишо бар Али (Иса ибн Али ибн Дауд) в.) Ишо бар Бахлул (Абу-ль-Хасан Иса ибн аль-Бахлул) (X в.) Ишо бар Нун, 31 католикос Востока (823−828) Ишо Марузайа (Иса аль-Марвази, Захария Мервский) (IX в.) Ишодад 32 из Мер, еп. Хедатты (IX в.) Ишоднах, 33 еп. Басры (VIII в.) Ишозха, основатель мон. Бет-Раббан-Зхаишо – см. Мшихазха Ишойав I 34 Арзонский, католикос Востока (581/582−595) Ишойав II из Гедалы, католикос Востока (628−643/4) Ишойав III из Хадьява, католикос Востока (649−657/658/660) Ишосавран 35 (Маханош), мученик персидский (619/20) Йавалаха I, 36 католикос Востока (415−420) Йаздпанах, мученик Йаккира аль-Йакуби, Ахмад ибн Абу Йакуб ибн Вадих Йакут, араб, писатель Йаунан, периодевт – см. Иона Йаусеф – см. Иосиф Йахья ибн Масавайхи – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

7. Покаяние и восстановление Завета. Пророчество Осии есть великое откровение Любви Божией. Наказуя верных, Бог не может изменить Своего существа. А существо Его — милующая любовь: Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; Ибо Я Бог, а не человек. (11,8–9) И вновь прощение неверной жены напоминает о Божием прощении. Заблудший Израиль вернется и будет принят: «И обручу тебя Мне навек» (2,19); «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» (14,5). Пророк взывает к народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему» (14,2) — и он знает, что раскаявшиеся не будут отвергнуты, если скажут: «Пойдем и возвратимся к Господу, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас» (6,1). Все кары, все грозные прещения были лишь воспитательной мерой. За ними стоит вечная Любовь. Она не обусловлена ничем, кроме природы Самого Творца, ее нельзя «заработать». Она свободно изливается на грешников, желающих вернуться в дом Отца. Прощение ознаменуется восстановлением Завета. Люди больше не будут искать спасения в идолах, в земной политике, ибо милость Господня снова вернется к ним. Даже природа преобразится и станет, как во дни Едема — дружелюбной и кроткой (2,18). Апостолы Петр и Павел увидят в пророчестве Осии предвосхищение Завета с новым народом Божиим — Церковью Христовой, которая обретет благодать небесного прощения (1 Петр 2,10; Рим 9,25). Составитель сборника писаний пр. Осии завершил книгу вопросом: «Кто мудр, чтобы разуметь это?». И Действительно, в Ветхом Завете слово о Божественной Любви было новым и полным надежды благовестием. Вопросы для повторения 1. Чем отличается проповедь пр. Осии от проповеди пр. Амоса? 2. Когда жил пр. Осия и чем характеризуется его эпоха? 3. Какие обстоятельства жизни пророка повлияли на символику его книги? 4. Когда и где писания пр. Осии были собраны в одну книгу? 5. На какие три главные части делится Книга пр. Осии? 6. Каковы основные черты богословия Осии?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Отрицая целесообразность избранного мною метода в деле обследования вероучения американской церкви и доказывая целесообразность своего метода, как опирающегося главным образом на изучении XXXIX членов, проф. В.А. Соколов далее указывает на то, что изменения, произведенные американской церковью в XXXIX чл. и в The Book of Common Prayer, «количественно и качественно в догматическом отношении весьма несущественны " 151 Не стану многочисленными данными опровергать несправедливость этого утверждения В.А. Соколова . Я обращусь к нему только с вопросом о том, неужели он признает несущественным то, что американская церковь , согласно его собственному признанию, «полностью исключила член 21-й, где говорится о том, что вселенские соборы не могут быть собираемы без приказания и воли государей и где отрицается непогрешимость этих соборов на том принципиальном основании, что такая непогрешимость принадлежит только Священному Писанию ?» Полагаю, что отменяя указанный член, американская епископальная церковь —200— производит весьма существенное изменение в принятом ею от англиканской церкви вероучении и производит грань между своею вероисповедной системой и вероисповедной системой этой последней. Отменой этого члена я объясняю то обстоятельство, что американская церковь , в отличие от церкви англиканской, в лице своих представителей, напр. Персиваля и Стопа, все с большей и большей решимостью заявляет то, что 7 вселенских соборов, принятых и православно-восточной церковью, имеют непогрешимо-вселенское значение. Не выдерживает критики, по мнению В.А. Соколова , и второе основание приводимое мною в подтверждение того взгляда, что XXXIX чл. в американской церкви имеют менее значения, чем в церкви англиканской, то – основание, что первая, т. е. американская церковь , в противоположность второй, т. е. англиканской церкви, не требовала и не требует от своих членов формальной подписи под XXXIX членами и The Book of Common Ргауег. По мнению В.А. Соколова , приведенное мною основание «не отличается ни точностью, ни убедительностью», ибо той же подписи под указанными документами якобы не требуется и в англиканской церкви и что следовательно в рассматриваемом отношении обе эти церкви не отличаются друг от друга. Мне думается, что если в разработке только что поставленного вопроса и допущены некоторые неточность и неубедительность, то не мною, а лишь моим критиком. В действительности англиканская и американская церкви в рассматриваемом отношении довольно существенно отличаются друг от друга, потому что в первой из указанных церквей, т. е. англиканской, требуется обязательная подпись под XXXIX членами, если не для светских, то по крайней мере для духовных лиц, как в этом удостоверяет и сам В. А. Соколов , и я не имею основания не верить ему 152 , а между тем в американской церкви «никто ни среди духовных, ни среди светских особ не принужден подписываться под ними», как удостоверяет в этом еп. Графтон 153 и я также не имею

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, и после этого Господь соблюдет завет и укажет путь спасения через Мессию, отверженного, но будущего восторжествовать над смертью . «Osee commaticus est et quasi per sententias loquens», говорит блаженный Иероним об образе речи в книге Осии (Praefat. in prophet. min.). Глубокая скорбь о развращении и ожесточении современников была причиной того, что речь святого пророка Осии весьма кратка, порывиста и обильна притчами и символическими действиями. Писатель быстро переходит от одного предмета к другому, сближает разновременные обстоятельства сходные между собой и выражает свои мысли как бы вполовину, предоставляя читателю самому события или уроки прошедшого приложить к современным обстоятельствам и вывести заключение. Отсюда происходит, что для правильного разумения Осии нужно точное и подробное знание истории народа Божия; – что некоторые места книги излагаются чрезвычайно разнообразно у переводчиков; – что подробное обозрение содержания его речей может быть несравненно обширнее изложения их в книге, если вполне выражать объем знаменования кратких его указаний на прошедшее и везде показывать их взаимную связь. 36. Разделение и содержание книги Осии Пророческия речи в книге Осии ясно не отделяются одна от другой. Но при внимательном рассмотрении ее ученые толкователи, по замечанию Михаелиса (Praefat. in XII prophetas et Hoseam), указали в ней два символических действия и пять пророческих речей. А потому книга Осии может быть разделена на две главные части. 1. Символические действия Первое символическое действие  ( Ос 1:1–3:5 ) излагается в первой и второй главах. Для изображения духовного блужения Израильтян, т. е. отступления от закона или от условий завета, Господь повелел пророку взять жену блудницу и родить детей от блуда (1:2–3); 893 а в именах этих детей выразить судьбу царства Израильского и отношения Бога к этому царству. Имя Израель, данное первому сыну, показывало, что Я (Господь) взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева (по слав. Иудове), т. е. напрасное кровопролитие и жестокости Ииуя при вступлении его на престол в Изрееле – древней столице царства Израильского ( 4Цар 9:16–10:29 894 ); и что там на долине Изреельской или в окрестностях этого города сокрушится лук Израилев, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 8. Книга Пророка Осии 33. Сведения о пророке Осии Книга пророка Осии начинается следующим образом: слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского ( Ос 1:1 ). Отсюда очевидно, что Осия был сын Беера. Но кто был сей Беер – достоверно неизвестно. По сходству имени указывают на Беера(по Славянскому переводу Векра), которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян ( 1Пар 5:6 ). Но по времени жизни этот Беер придется сыном Осии; ибо отведен был в плен (следовательно, годился еще в работу) около шестого года Езекии, т. е. чрез 80 лет по вступлении Осии в пророческое служение. Указывают также на правило раввинов, что надобно родителей пророка считать пророками, когда они упомянуты в начале книги, – и что каждого пророка следует считать Иерусалимлянином, когда место жительства его определенно не указано в книге. Но это правило находится почти в постоянном противоречии со свидетельствами древних христианских писателей; следовательно не может служить руководством в определении происхождения и места жительства пророков. Святой Ефрем Сириянин говорит, что «пророк Осия был родом из Веелмофа, находившегося в колене Иссахаровом; в мире почил и погребен в земле своей; пророчествовал 113 лет и пришествие Христово предварил восмьюстами лет» (Предис. толков. на Осию). Те же сведения о пророке Осии находятся у Дорофея (De vita prophet, cap. 11) и святого Епифания (tom. 11, pag. 244). Имя Осия (Hoschia), по толкованию блаженного Иеронима, значит Спаситель. этом блаженный Иероним заметил, что то же имя имел сын Нуна, прежде нежели его имя Hoschia переменено было в Jehoschua ( Чис 13:17 879 ), – и что Осия предсказал падение царства Израильского и под конец жизни своей видел исполнение этого пророчества Феглаффелласаром и Салманассаром (Comment. in Osee). 34. Место и время пророческого служения Осии; состояние Израильского царства По собственному указанию, Осия проходил свое пророческое служение в царствование Озии Прокаженного, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и современного первому из них Иеровоама II, царя Израильского ( 4Цар 14:23 ; 880 15:1–2 881 ), т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010