892 Плащаница хранится н действующем Успенском соборе Смоленска (см. о ней: Маясова 1960 (1). С. 49–50, табл. 2). 893 Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 гг., л. 187. «Горный монастырь» – это, несомненно, Горицкий девичий монастырь близ Кириллова, куда в XVI в. была сослана княгиня Евфросиния Старицкая и где с тех пор процветало вышивальное искусство. (См.: Денисов 1908. С. 605). 894 См.: Маясова 1996. С. 388–398. Удалось выявить около тридцати произведений мастерской. В Музеях Московского Кремля хранятся вместе с плащаницей шестнадцать произведений этой мастерской (см. Приложение). О произведениях мастерской в других музеях см. вступительную статью к данному каталогу. 904 Современный тропарь митрополиту Ионе несколько отличается. См.: Минея, июнь 15. М., 1986. Т. 10, ч. 1. С. 558. 912 Здесь наиболее полный текст песнопений из всех имеющихся на покровах с изображением Зосимы Соловецкого. 914 Покров 1583 г. (кат. 35), покров 1590-х гг. (кат. 58), покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-301. См.: Силкин 2002. С. 237–238. 917 Это наиболее полный текст песнопения Савватию Соловецкому из всех имеющихся на надгробных покровах святого. 918 Покров 1585 г. (кат. 36) и покров 1661 г. в ГРМ, инв. ДРТ-300. См.: Силкин 2002. С. 237. 51. 929 В Описи Оружейной палаты 1914–1930-х гг. значится акт от 30/V 1919 г., разыскать который нам не удалось. 931 Боковые каймы заходят на спины и крылья ангелов, что вызывает сомнение в одновременности средника и кайм. 939 По исследованиям И. И. Вишневской, подобные ткани с христианскими мотивами в XVI и XVII вв. вырабатывали в Стамбуле и других ткацких центрах Турции специально для продажи в христианские страны (см.: Вишневская 1984. С. 83–101). В Описи Оружейной палаты ткань числится как золотный шелк с о. Хиос. 947 Следует обратить внимание, что так же шиты крылья у архангелов, изображенных на двух сударях, входящих в этот комплект, причем независимо оттого, шиты они по желтому или красному фону. 955 См.: Силкин 1990. С. 53–69, ил. 1. Плащаница была вышита в Казани супругой «большого воеводы» Юрия Ивановича Темкина-Ростовского и послужила образцом для двух других плащаниц (см.: Там же. С. 64, ил. 6, 7, а также: Завьялова, Каргалова 1995. С. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

АТРИБУЦИЯ Атрибуировать сударь позволяют характерные для мастерских Строгановых второй половины XVII в. признаки (манера шитья ликов тонким крученым шелком сероватого цвета, очень плотно «атласным» швом «по форме» с оттенениями, круглые глаза со скошенным влево зрачком, встречающиеся в мелких произведениях Строгановых), а также развитое золотное шитье не только в одеждах, но заполняющее все пространство произведения (фон, рамки), контуры и детали изображений, очерченные рельефным или так называемым «высоким швом». Некоторая грубоватость манеры по сравнению с произведениями 1660-х гг. позволяет датировать сударь 1670–1680-ми гг. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12243; Сборник Оружейной палаты 1925. С. 62; Маясова 1985. С. 212; Силкин 2002. С. 350–351, кат. 155. 119. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны, знаменщик Степан Резанец (?), травщик Иван Соловей (?), словописец Андрей Гомулин (?), 1650–1660-е гг. (?) Шелк, бархат (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг, бриллианты, алмазы, рубины, сапфиры, золото, эмаль; ткачество, шитье, низание. 212х93 Вложен царем Алексеем Михайловичем в Успенский собор Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 799 Инв. Кат. Прямоличная, в рост, фигура митрополита шита по голубому шелку (виден в местах утрат шитья в личном). Обе руки у груди, в одной – закрытое Евангелие с изображением Распятия на окладе, другой рукой святитель благословляет именословно. На митрополите – крестчатый саккос, омофор и шапка с херувимом на очелье. Наверху в полуовале «неба» – Святая Троица. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета плотно «атласным» швом и «в раскол» «по форме» с резкими оттенениями светло-коричневым шелком в виде полос по абрису лица и рук, вокруг глаз, носа, по суставам пальцев, по переносице, лбу и щекам. Темно-коричневым отмечены черты лица, глаза и пряди в волосах и бороде.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы. Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты. В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году. Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году. Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной. Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=01006

Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского рационального классицизма. Углы восьмерика основного объема акцентированы трехчетвертными колоннами, восьмерика колокольни - лопатками. В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, кристильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Достаточно хорошо сохранилось внутренне убранство церкви: замечательный резной деревянный золоченый иконостас (по преданию, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка.) Существующие врезки иконостаса в кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. Автор рукописной книги «Сатир» конца 17 века Потап Прокофьев, говорил о благоприятных условиях, в которые он был поставлен Г.Д. Строгановым при своей работе, как проповедник при церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке: «И богати о довольстви, и украси о благолепствующими красотами, книг же и рез дарева со изобильством, звоном же и сосудами ударствим». После закрытия церкви в феврале 1941 года 42 иконы 17-18 века были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другая церковная утварь – в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В Пермской Государственной художественной галерее хранится немало подписных икон из этой церкви, принадлежащих кисти Строгановских мастеров Истомы и Никифора Савиных, Семена Бороздина, Семена Хромого, а также царевым жалованным мастером Оружейной палаты Иваном Максимовым. Образа: «Св. Николай Чудотворец», «Св. Параскева Пятница», «Св. Модест», «Святители московские Петр, Алексей, Иона и Филипп», «Св. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы», «Св. Александр Невский», иконы праздничного ряда, два резных деревянных «Распятия», а так же «Спас Полунощный» - художественные памятники 17-19 веков хранятся ныне в Березниковском краеведческом музее И.Ф. Коновалова. В убранстве храма, а так же в нижнем и праздничном рядах иконостаса расположены иконы , перенесенные из закрытых церквей Дедюхина и Ленвы. Храм расположен на живописном берегу реки Камы, обнесен железной кованной ажурной оградой на каменном цоколе и столбах. http://blagosever.ru/goroda/orel/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06609

Здесь видим, как игра с летами разрастается и осложняется, принимая все новые формы и вбирая в себя разнообразные отрасли военного дела. Из кремлевской Оружейной палаты к Петру в Преображенское таскают разные вещи, преимущественно оружие, из его комнат выносят на починку то сломанную пищаль, то прорванный барабан. Вместе с образом спасителя Петр берет из Кремля и столовые часы с арабом, и карабинец винтовой немецкий, то и дело требует свинца, пороха, полковых знамен, бердышей, пистолей; дворцовый кремлевский арсенал постепенно переносился в комнаты Преображенского дворца. При этом Петр ведет чрезвычайно непоседный образ жизни, вечно в походе: то он в селе Воробьеве, то в Коломенском, то у Троицы, то у Саввы Сторожевского, рыщет по монастырям и дворцовым подмосковным селам, и в этих походах за ним всюду возят иногда на нескольких подводах его оружейную казну. Следя за Петром в эти годы, видим, с кем он водится, кем окружен, во что играет; не видим только, садился ли он за книгу, продолжались ли его учебные занятия. В 1688 г. Петр забирает из Оружейной палаты вместе с калмыцким седлом " глебос большой " . Зачем понадобился этот глобус - неизвестно; только, должно быть, он был предметом довольно усиленных занятий не совсем научного характера, так как вскоре его выдали для починки часовому мастеру. Затем вместе с потешной обезьяной высылают ему какую-то " книгу огнестрельную " . ПОТЕШНЫЕ. Таская нужные для потехи вещи из кремлевских кладовых, Петр набирал около себя толпу товарищей своих потех. У него был под руками обильный материал для этого набора. По заведенному обычаю, когда московскому царевичу исполнялось пять лет, к нему из придворной знати назначали в слуги, в стольники и спальники породистых сверстников, которые становились его " комнатными людьми " . Прежние цари жили широким и людным хозяйством. Для любимой соколиной потехи царя Алексея на царских дворах содержали больше 3 тысяч соколов, кречетов и других охотничьих птиц, а для их ловли и корма больше 100 тысяч голубиных гнезд; для ловли, выучки и содержания тех птиц в " сокольничьем пути " , т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

В 20-х гг. здания мон-ря использовали как хозяйственные, реже - как музейные помещения: в трапезной ц. прп. Михаила Малеина была размещена выставка деревянной скульптуры. С февр. 1929 г. при Управлении комендатуры Кремля была создана комиссия, рассматривавшая вопросы сноса в Кремле различных зданий, в т. ч. комплекса обители. «Удручающий» облик построек М. В. м. был признан причиной для их ликвидации. С июня того же года музейному отделу Наркомпроса предлагалось освободить здания от музейных ценностей. Летом были спешно проведены обмеры сооружений, прежде всего Вознесенского собора; с 25 авг. до 2 сент. 1929 г. демонтировали 6-ярусный резной иконостас, из соборного некрополя вынесли саркофаги. Несмотря на усилия работников и руководителей Оружейной палаты (заведующего отделом «Памятники Кремля» Н. Н. Померанцева, архит. Д. Н. Сухова), историков и ученых, напр., главного хранителя ГИМ А. В. Орешникова, в нояб.-дек. 1929 г. комплекс построек М. В. м. был снесен. С 1997 г. в Музеях Московского Кремля разработана научная программа по музеефикации юж. придела Архангельского собора (для размещения сохранившихся икон и предметов из М. В. м.) и обустройству подвала-крипты, древней палаты XV-XVII вв. для хранения белокаменных надгробий вел. княгинь и цариц из Вознесенского собора. В 2010-2016 гг. силами археологической службы в Кремле и сектора археологии Москвы Ин-та археологии РАН были проведены масштабные раскопки при разборке 4-го адм. корпуса, сооруженного на месте М. В. м., Чудова мон-ря и Николаевского дворца (архит. И. В. Жолтовским). Эти работы позволили создать на территории бывш. обители археологический музейный комплекс. Архитектурный ансамбль Собор в честь Вознесения Господня Первая каменная церковь была заложена весной 1407 г. прп. Евфросинией. Строительство продолжилось при содействии ее преемницы, вел. кнг. Софии Витовтовны. Тогда удалось довести постройку до уровня светового барабана и главы над ним. К 1467 г. здание пострадало от частых пожаров, однако мастера, работавшие под рук.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Открылась выставка подписной иконы декабря 2018 Выставку подписных икон из своей коллекции " Написал сей святый образ… " представил 25 декабря Музей истории религии . Иконы, имеющие подпись автора, - явление в истории русской иконописи довольно новое. Икона изначально не мыслилась как произведение индивидуального творчества, работа мастера рассматривалась как служение, молитвенное восхождение к Первообразу. До XVII века иконописцы свои произведения не подписывали, об авторстве некоторых икон сохранились лишь косвенные сведения в летописях, монастырских хрониках, других документах. В XVII веке под влиянием идей Нового времени меняется и отношение к художественному творчеству, в том числе к иконописи. Она обретает авторство, подпись выступает своеобразной " гарантией качества " . Проводником новых идей стала иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. В 1710 году император Петр I издал указ о необходимости подписывать произведения с указанием даты, однако большая часть написанных в России икон по-прежнему оставалась безымянной. Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах XVII-XVIII веков осталось мало сведений. " Более десяти лет мы работаем над изданием каталога подписных икон из нашего собрания, - рассказала куратор выставки Ольга Коробко. - У нас самое большое собрание подписных икон в стране - более 450 произведений 170 авторов, с конца 1690-х по 2016 год. Проделав каталогизацию фонда, мы решили показать результат. Выставлено 88 экспонатов - лучше всего сохранившиеся и наиболее значимые с исторической и художественной точки зрения произведения - или работы иконописцев, чьи имена редко встречаются. У авторской иконы нет собственной истории, она вписана в историю искусства. Многие вещи экспонируются впервые: мы о них говорили, писали, но не показывали " живьем " . Некоторые только что отреставрированы, есть и находящиеся в процессе реставрации " .  В экспозиции - произведения мастеров Оружейной палаты, продолжавших традиции иконописцев XVIII века, иконы " живописного стиля " XVIII-XIX веков, памятники старообрядческой культуры московской и невьянской школ, мстерских и палехских мастеров. Материалы и техники разнообразны - темпера на дереве, масло на холсте, работы на металле и мозаика. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Дело в том, что в контексте научного, равно как и популярного изложения истории Московского Кремля его нельзя рассматривать в отрыве от Красной площади. От великого князя Ивана III до царя Алексея Михайловича постепенно формируется ритуал восприятия этого места как сакрального центра всего Русского государства. Государь обязательно въезжает в Кремль через «святые» Спасские ворота с образом Спаса-Вседержителя. Троицкие с иконой Пресвятой Троицы — это патриаршие ворота, хозяйственные — Боровицкие, а военные — Никольские, расположенные в примыкавшей к Арсеналу проездной башне. В этот же период строго регламентируется порядок кремлевских крестных ходов. Они неизменно начинаются на Соборной площади, проходят вдоль Чудова монастыря к Троицкой улице, поворачивают к Архиерейскому дому (позднее Малому Николаевскому дворцу), в Вознесенском монастыре минуют могилы русских цариц и завершаются молебном на Лобном месте Красной площади. После этого участники крестного хода, как правило, возвращались в Кремль через Спасские ворота и в Архангельском соборе — царском храме-усыпальнице — кланялись могилам самодержцев. В общем, в прошлом году вышло продолжение под названием «Красная площадь». — С какими источниками вы работали? — Я использовал все перечисленные издания, включая прекрасные в информативном смысле дореволюционные двухтомники Фабрициуса и Бартенева. Есть по Кремлю и огромный объем архивной фактуры. В основном это оказавшие неоценимую помощь архивы Музеев Московского Кремля, а также архив Оружейной палаты и Кремлевский инженерный архив. В настоящий момент аналогов у книги нет, в том числе и по ее иллюстративному ряду. Так, впервые публикуется снимок крестного хода по Красной площади 1918 года из личного фотоальбома Ленина. Приводятся также четыре подробнейших плана Кремля: современный, наполеоновских подрывов 1812 года при отступлении арьергарда французских войск, последний дореволюционный 1910 года и первый советский 1920 года, составленный возглавлявшей музейный отдел Наркомпроса Натальей Троцкой (революционерка, вторая жена Льва Троцкого, заведующая музейным отделом Наркомпроса в 1918–1928 годы. — Прим. ред. ). Кстати, на последнем из перечисленных планов все здания с большевистской прямотой раскрашены по четырем категориям: красным цветом — «исключительного археологического или художественного значения», зеленым — «ценные», черным — «частично древние» и желтым — «не имеющие археологического значения». Стенам и башням, Патриаршему дворцу и соборам повезло: их заштриховали красным карандашом. А вот в отношении «приговоренной» «желтой группы» план реконструкции с той или иной степенью успешности в сталинские годы реализовался. Современные иллюстрации также уникальны. Это — результат четырех фотосъемок Кремля, проведенных с разрешения коменданта в разное время года и в разное время суток.

http://e-vestnik.ru/interviews/kreml_dev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также вспоминаем иконописца С.Ф.Ушакова, генерала М.Д.Скобелева и публициста А.С.Шмакова 08.07.2010 243 Время на чтение 6 минут Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. С этого года, день памяти св. Петра и Февронии отмечается как всероссийский День семьи, любви и верности. Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского иконописца и гравера, мастера Оружейной палаты Московского Кремля Симона Федоровича Ушакова, скончавшегося 25 июня 1686 года. Он родился в 1626 г. и, вероятно, происходил из посадских людей. Будучи всего 22 лет от роду, он был принят в царские " жалованные " мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было делать эскизы для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т.д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего московского иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

В наст. время известно 6 подписных икон А. И., из них сохранились 4. На нижнем поле иконы «Спас Вседержитель» (1679, Пюхтицкий монастырь), созданной иконописцем в 21 год, сохранилась надпись: «Лета 7187-го майя писалъ образъ ХВЪ изографъ Александр Ивановъ Казанцевъ» ( Данченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX вв. М., 1994. С. 18. 57). В 1683 г. А. И. написал икону Спасителя для ц. прор. Илии в Муроме. Этот, видимо, несохранившийся образ зафиксирован в описаниях кон. XIX в. Николо-Зарядской ц. Мурома, куда он поступил после упразднения древнего храма. На иконе была авторская подпись: «Писанъ сей образъ Христовъ в лето 7191 въ церковь св. прор. Илии, что въ Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писалъ сей образъ многогрешный рабъ Божий изографъ Александръ Ивановъ по рождению Казанцевъ» (размер иконы 134,9×86,5 см; Историко-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897. С. 167). К 1690 г. относится образ «Царь царем», написанный А. И. для местного ряда иконостаса муромского собора Рождества Богородицы (МИХМ). Композиция основана на Откр 19, этот текст частично воспроизведен на иконе, представляющей величественное поясное изображение Спасителя в красных с золотом одеждах и царской короне, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой Он держит скипетр, от левого плеча спускается меч. Наряду с эсхатологическим содержанием иконы «Царь царем» символически осмыслена власть государя, передана т. н. иконизация гос. идеологии (об этом явлении см. подробнее: Красилин М. М. «Иконизация» государственности//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст. М., 2001. С. 45). На нижнем поле иконы сохранилась надпись: «Писана сия новыя Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». Заказ А. И. иконы для местного ряда главного собора Мурома свидетельствует, что в это время его считали одним из наиболее квалифицированных иконописцев города. Наиболее точной аналогией, а возможно и прототипом иконы, является образ той же иконографии из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, написанный на древней доске мастерами Оружейной палаты в 1678-1680 гг. Художественные приемы («живоподобное» личное письмо, объемная трактовка фигуры и складок далматики, богатый орнамент одежд и др.), а также высокий уровень живописи муромской иконы свидетельствуют о том, что А. И. мог учиться в Москве у мастера Оружейной палаты.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010