Композиция заключена в восьмилепестковое клеймо, низанное жемчугом. От него в разные стороны расходятся жемчужные завитки со стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых трунцалом, жемчугом, сверлеными изумрудами и стеклами. Средник заключен в жемчужную рамку. Вокруг пришиты каймы из черного атласа с низанной жемчугом гирляндой цветов, листьев и кустов такого же типа, что и на среднике, образуемых плетенками, квадратиками, треугольничками и силуэтным рисунком, но без камней. Каймы также обрамлены жемчужной обнизью, которую, как и везде, сопровождает золотная «веревочка». Подкладка из темно-зеленого штофа. Сударь составляет комплект с воздухом (кат. 170) и сударем с изображением Распятия (кат. 172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел, атлас на каймах сечется, небольшие прорывы и утраты жемчуга. Подкладка поздняя. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16425. 172. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, изумруды, стекла; ткачество, шитье, низание. 47,5х48,5 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в музей в 1922 г. 949 Инв. ТК-2576 Кат. Аналогичен сударю кат. 171, с которым составляет комплект, при некоторых отличиях в деталях (например, фигура верхнего левого ангела изображена почти прямолично, ниже пояса). СОХРАННОСТЬ Фон средника выгорел, атлас кайм сечется, имеет прорывы, утрачены три изумруда и незначительное количество жемчуга. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16426. 173. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Россия, первая треть XVIII в. Бархат и тафта (конец XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруды, серебряная бахрома; ткачество, шитье, низание. 168,5х100 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

По бокам головы – по одной такой же звезде и пять – на скосе. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Имеются утраты шитья в лике, бороде и волосах (виден первоначальный синий фон). Вторичный фон (алая тафта) также сохранился фрагментарно. В Описи Оружейной палаты 1687 г. отмечено, что изображение «вшито в алую тафту, поизмарано и поизбилось»; в описях вв. оно значится как «ветхое» и в 1861 г. «для предохранения от дальнейшего разрушения знамя наклеено на тюль» 757 . В 1975–1976 гг. реставратором Музеев Московского Кремля Н.П. Ярмолович лицевая сторона знамени с фрагментами древнего фона была заключена в двойной тонированный газ. ИКОНОГРАФИЯ Изображение Спаса Нерукотворного 758 на русских знаменах традиционно и известно в нескольких иконографических вариантах 759 . В шитье Спас Нерукотворный изображается не только на знаменах и хоругвях, но и на каймах пелен в центре Деисусной композиции, где он заменяет Спаса Вседержителя. Самое раннее известное нам изображение Спаса Нерукотворного в русском шитье – воздух 1389 г. с подписью вкладчицы великой княгини Марии Александровны, жены Симеона Гордого, где этот образ представлен в центре полнофигурного Деисуса 760 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит исследование Л. Яковлева «Русские старинные знамена», где он ссылается на описи Оружейной палаты вв. и утверждает, что именно это знамя было «построено в Шатерном Приказе» в мае 1653 г. «по приказу боярина Бориса Ивановича Морозова по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев; знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими»... Оно сопровождало Государя в его Государских походах под Смоленск, под Вильно и под Ригу. По возвращении в Москву, знамя это бывало в строю перед Государем во время его Государских походов, для смотра ратных людей его государева полка, как о том значится в Описи 1664 года». В Шатерной казне над знаменем работали и знаменщики, и словописцы, и шатерные мастера, кроившие полотнище и укреплявшие его на древке, и мастерицы, вышивавшие шелками лик Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Описываемый нами терем в западной части Кремля не означен на планах Олеария и Майерберга; впрочем первый говорит, что «в недавнее время построены прекраснейшие палаты каменныя в Италианском вкусе для юнаго Государя». Другие иностранные путешественники по России в XVII веке, вероятно, потому не упоминают о тереме, что он находился внутри Царского двора и был для них недоступным. Это каменное, пятиэтажное здание занимает высокое и казистое место в Кремле. Ярусы его, по мере своего возвышения, уменьшаются в своих размерах, так что верхние ярусы идут уступами. Нижний этаж, древнейший других, относится по своему строению к 1487 году; в нем теперь сараи и кладовые, под коими находятся еще белокаменные выходы, или подвалы. В нем прежде помещалась Мастерская Государева палата, 912 которая была рассадником ремесл и художеств в Московском мире; другие Мастерские палаты, в том числе Серебряная и Оружейная занимали место нынешних Кавалерских корпусов и часть проезжей улицы Александровской. В XVII веке существовали две Мастерские палаты: одна Государева, другая Царицына. Первою заведывал Стряпчий с ключем, а другою Казначея боярыня; при них были особые дьяки. По записным книгам значится Мастерская Государева палата с 1627 по 1709 год, Мастерские палаты Царицы Марьи Ильиничны с 1657 по 1672 год, Царицы Натальи Кириловны с 1672 по 1695 год, Царицы Прасковьи Феодоровны с 1685 по 1701 год, Царицы Агафии Симеоновны с 1682 г. Царевны Наталии Алексеевны и пр. 913 В Государевых и Царицыных палатах хранились Царское платье, шапки и белая казна, т. е. полотна, скатерти, ширинки и убрусы, которые готовились на Хамовном двор в Кадашевой слободе и в Брентов. Мастерской палате подведомы были разные ремесленники и художники, которые были у Государева дела, как-то: мастера станочного, резного, столярного, куячного и сабельного дел, серебряных и золотых дел мастера, часовники, иконописцы и живописцы, посошники, чеботники, заварочники, нашивочники, обшивочники, пестредильники, портные, наплечные мастера и пр. 914

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Лит.: Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1895; Поздеева И. В. Археографические работы Моск. ун-та в р-не древней Ветки и Стародубья (1970-1972)//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 56-58; Богомолова М. В. , Кобяк Н. А. Описание певч. рукописей XVII-XX в. Ветковско-Стародубского собр. МГУ//Рус. письменные и устные традиции. М., 1982. С. 162-227; Бобков Е. А. , Бобков А. Е. Певч. рукописи с Ветки и Стародубья//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 448-452; Смилянская Е. Б. К изучению ист.-культурного значения Ветковско-Стародубского старообрядческого центра в XVIII-XX вв.//История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы науч. конф. Екатеринбург, 1999. С. 205-210. Н. Г. Денисов Иконопись В. (кон. XVII в.- 2-я пол. XVIII в.), отражающая непрерывность правосл. традиции, сохраненной в среде старообрядцев в следовании решениям Стоглавого Собора 1551 г. и памятникам духовной культуры XVI - 1-й пол. XVII в., изучена мало. Ее истоками были художественные центры в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев), Костроме, Ярославле, чьи лучшие мастера работали в Оружейной палате Московского Кремля. Однако на дониконовскую иконопись не могли не оказать влияние новые художественные тенденции. Совмещение традиц. письма с «живоподобием» свидетельствует о двойственности стиля, удержавшегося тем не менее в старообрядческой иконе в границах древнего канона. Конфессиональная замкнутость и расположенность за пределами России способствовали закреплению в художественной практике В. местных особенностей, сохраняемых благодаря династической преемственности мастерства. Своеобразие иконописи на В. проявилось и в создании новых иконографий. Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега из древесины мягких пород, осины и тополя, сильно подверженных воздействию жучка-точильщика. Для паволоки использовались льняные, позже хлопчатобумажные промышленного производства ткани. Графья присутствовала всегда; рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу и затем поверхность золотилась. Характерной чертой ветковских икон стало одновременное сочетание большинства распространенных техник и приемов письма (цировка, цвечение золота, черневая роспись, впроскребку). при золочении нимбов нередко применялось глассирование, они выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом цировки, цветом (красной и тонкой белой линиями), иногда по зап. типу - сочетанием прямых и зигзагообразных лучей. В разделке одежд твореным сусальным золотом использовался рисунок (в перо, в зигзаг, в рогожку и др., а также свободной формы) в технике золото-пробельного письма (техника инакопи не использовалась); только на ветковских иконах встречается унаследованная от мастеров Оружейной палаты разделка одежд охрой или белилами по золоту. Влияние этих мастеров сказалось также в одновременном применении золота и серебра при написании орнаментов одежд поверх складок, в т. ч. в «теневых» местах. Особенностью икон такого письма является высокое качество олифного покрытия.

http://pravenc.ru/text/158276.html

Н. являлась членом ученых советов в Ин-те археологии, музеях Московского Кремля, Загорска, в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Она автор свыше 50 печатных работ, в т. ч. 5 монографий. Главная тема ее научных изысканий - историко-культурное и искусствоведческое исследование памятников средневек. иконописи и прикладного искусства. Ее фундаментальные труды стали образцом научной каталогизации музейных коллекций 60-70-х гг. XX в., включающих памятники духовной культуры Др. Руси. Музейная практика работы с подлинниками, экспедиционный опыт по выявлению артефактов позволили ей стать первооткрывателем и выдающимся интерпретатором произведений средневек. искусства. Многочисленные статьи, посвященные отдельным памятникам, демонстрируют глубокое знание документального материала и историко-культурного контекста. Особенное внимание к надписям позволяло Н. полнее раскрыть замысел, историю создания и определить область применения того или иного памятника. Произведения древнего искусства в ее трудах всегда приобретали конкретный смысловой подтекст. Использование археологического подхода позволяло анализировать происхождение вещей, принадлежность владельцев и мастеров к определенному социальному кругу, художественной культуре. Обобщающий труд «Прикладное искусство Московской Руси» (М., 1976) стал одним из первых в отечественной науке, в котором была представлена целостная концепция развития и преемственности отечественной художественной культуры на протяжении большого исторического периода. Впервые в отечественной науке удалось создать систему, объединяющую памятники археологии, находящиеся в разных музейных коллекциях. Книга, представляющая историю прикладного искусства великокняжеской Москвы послемонг. периода (XIII - 1-я треть XVI в.), написана с использованием огромного числа летописных, документальных, литературных, эпиграфических источников. В ней были выделены местные центры художественной культуры (Владимир, Суздаль, Вел. Новгород, Н. Новгород, Тверь), обозначены их особенности и традиции, которые послужили основой формирования искусства великокняжеской Москвы. Были воспроизведены мн. образцы древнего искусства из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Загорского музея, НГОМЗ, ГБЛ (ныне РГБ), ГРМ и др., приведены краткие исторические сведения о великих древнерус. мастерах.

http://pravenc.ru/text/2565620.html

Причем в переписи знамен 1678 г. значится: «...у того знамени опушка тафта переменена, положена опушка камчатая червчатая лапчатая, а в откосе вшиты пять звезд да два креста лудановые, камки желтой...». Во всех описях XVII–XIX вв. отмечается, что оно «ветхое, полинялое» 968 . Но действительно ли дошедшее до нас знамя является знаменем Ивана Грозного? Имеющиеся на знамени ангелы ранее 1687 г. не упоминаются. И самое главное – лик Спаса на знамени, художественный стиль его исполнения не соответствует образам середины XVI в. Было ли знамя Грозного полностью утрачено, а легенда связала с ним другое знамя или в последней четверти XVII в. до составления описи 1687 г. была «переменена» не только опушка и вшиты кресты и звезды, но «поновлено» и само изображение? Нельзя исключить и того, что шитое изображение было существенно поновлено во время «исправления» знамени в 1861 г. К образам середины XVI в. ближе второе шитое знамя, считающееся знаменем царя Алексея Михайловича 1653 г. (кат. 105), которое было построено по приказу Бориса Михайловича Морозова «по образу знамени, которое снес сверху Казенного Приказа дьяк Григорий Понкратьев, знамя то было тафтяное лазоревое, на нем шит «Спасов образ да херувими» 969 . Возможно, знамя, в 1653 г. послужившее образцом для знамени Алексея Михайловича, и было недошедшее до нас знамя, участвовавшее в Казанском походе и к концу XVII в. обветшавшее, утраченное и замененное этим новым знаменем. ВЫСТАВКИ 1913 Москва; 2000 Москва, 117. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 3–5, 3572; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3, кн. 1. С. 5–7, 4060, табл. 322; Речменский 1913. Палата царя Алексея Михайловича, ил. 156. 309 В данный каталог не пошли близкие к ним произведения византийского и молдо-влахийского лицевого шитья, хранящиеся в Музеях Московского Кремля. Они были опубликованы нами в специальной статье (см.: Маясова 1995 и в каталоге выставки (см.: Средневековое лицевое шитье 1991) 310 Акт от 1925 г. – ОГПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1925 г., д.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Постоянно и усердно занятый всем, что так или иначе соприкасается к Музею, А. Е. Викторов находил время и для других трудов, с целью сделать известными памятники неизвестные. Так, в 1865 г., в Кирилло-Мефодиевском сборнике издано им, по неизвестным спискам, несколько памятников, относящихся к братьям первоучителям Славянским; в 1872г. в Рус. Архиве собственноручные письма импер. Екатерины II к А.В. Храповицкому; в 1873 там же два памятника Русского монастырского быта XVII в.; в Вестнике Общества Древне-Русского искусства 1874–75 г. обозрение старинных описей Патриаршей ризницы и опись Патриаршей ризницы 1631 г.; в Чтениях Общества истории и древностей 1877 г. опись ветхостей в башнях и стенах Московского Кремля, Китая города и Белого города, 1667 г. Значительнее всех этих трудов и по обширности, и по внимательности, необходимой для придания делу научного значения – Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов 1584–1725 г. В первый том (376 стр., в б. 8-у) вошли описания Казенного приказа, Государевой мастерской палаты и Царицыной мастерской палаты; в состав 2-го тома войдут: Описания записных книг Оружейной палаты, Государева кабинета и других дворцовых учреждений, Приказа тайных дел и переписных книг дворцовых соборов и церквей. Это издание – драгоценный вклад в сокровищницу источников для подробного изучения Русской старины XVI–XVII в. Из многих записных книг даны обширные извлечения о всех разнообразных предметах царского быта и обихода. Не считая этого важного труда оконченным, пока не вышел в свет второй том с обещанными указателями к обоим, можно припомнить, что, как указано было выше, после выхода 1-го тома изданы А.Е. Викторовым другие труды, хотя и меньшего размера, но в своем роде замечательные, и что до выхода этого 1-го тома «Описания» начаты им некоторые особые труды большого размера. Говоря это, я имею в виду отметить в А.Е. Викторове ту черту, которой резко отличаются действительные деятели в науке, от тех, которые могут только казаться такими. Лежат и в его ящиках, и в чужих помещениях не только значительные запасы извлечений, заметок, сводов, но и цельные, оконченные или почти оконченные труды. Издав какой бы то ни было труд, он не может остаться без дела: у него уже есть что делать и о чем заботиться. Одна помеха: за окончательную обделку иного труда нельзя браться, ограничиваясь только собранным запасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

С колокольни Ивана Великого в Кремле вскоре можно будет любоваться Москвой Москва, 28 января 2005 г. С 80-метровой колокольни Ивана Великого вскоре можно будет любоваться Москвой. Реставрация самой высокой звонницы столицы России уже началась и продлится до 2007 года, сообщила сегодня генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника " Московский Кремль " Елена Гагарина, передает ИТАР-ТАСС. По ее словам, работы предусматривают устройство на верхнем ярусе смотровой площадки. Считается, что с колокольни Ивана Великого Москва просматривается более чем на 20 километров. На первых двух ярусах будет создана уникальная аудиовизуальная экспозиция истории формирования архитектурного комплекса Московского Кремля. " Это новое направление в музейных технологиях; проект на днях рассмотрен на ученом совете музея с участием специалистов Дармштадтского университета, – сказала Гагарина. – Если все сложится удачно, то вскоре посетители будут иметь возможность рассмотреть во всех деталях, как развивался Московский Кремль на протяжении семи веков " . В 2005 году изменения коснутся и других кремлевских музеев. Работы связаны с 200-летием музейного комплекса " Московский Кремль " , которое будет широко отмечаться весной 2006 года. Датой основания музея считается 10 марта 1806 года, когда император Александр I издал указ об открытии Оружейной палаты. Новый выставочный зал вскоре появится на первом этаже Патриаршего дворца. " Реставрация помещений подходит к концу, и в апреле здесь разместится выставка, посвященная эпохе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона " , – сказала Гагарина. Большие работы будут проведены в Архангельском и Благовещенском соборах. Кремль продолжит знакомство москвичей с сокровищами царских домов Европы. Осенью в рамках юбилея будет устроена выставка из собрания Венской кунсткамеры Габсбургов, а в 2006 году посетители увидят коллекцию драгоценностей из знаменитого дрезденского музея " Зеленые своды " , где хранятся раритеты Августа Сильного, который был в большой дружбе с Петром Первым. Гагарина также сообщила, что есть проекты, связанные с христианскими ценностями Московского Кремля, но их еще предстоит обсудить с Русской Православной Церковью. 28 января 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12511.html

СОХРАННОСТЬ Небольшие потертости шитья, утраты блесток, иордань – поновление XIX в., бархат вытерт и выгорел. Гафта сечется, имеет прорывы и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Состав святых и их иконография традиционны. Особенностью епитрахили является сочетание лицевых изображений с пышным орнаментом, имитирующим восточные ткани и заполняющим весь фон. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служит рельефный орнамент, а также грубоватая манера лицевого шитья, характерная для конца XVII в. ВЫСТАВКИ 1986–1987 София, 13; 1988 Буэнос-Айрес, 102; 1988 Сан-Пауло – Рио-де-Жанейро, 102; 1989–1990 Москва, 31. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 63, ил. 11; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12324. 148. ПЕЛЕНА СВЯТАЯ ТРОИЦА Сольвычегодск, мастерская Строгановых, конец XVII – начало XVIII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), холст (XX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 94x87 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 882 Инв. ТК-2814 Кат. На среднике подвесной пелены к иконе на фоне зеленого атласа изображены три ангела, сидящие за полукруглым престолом с гремя высокими чашами на нем. Средний ангел прямоличный, с поднятыми вверх крыльями, именословно благословляющий, два других – в трехчетвертном повороте к центру. Их правые руки именословно благословляют чаши, левые сжаты и как бы держат отсутствующие посохи. Слева от ангелов – Авраам с чашей на стояне; справа – Сарра с глубоким блюдом. Их изображение мельче, чем ангелов. За средним ангелом – крона дуба Мамврийского, за левым – башнеобразные палаты с тремя ярусами окон, за правым – горки. Личное шито тонким крученым шелком серовато-песочного цвета «атласным» швом «по форме». Черты ликов «прорисованы» черным шелком; широкие брови вразлет, густые тени по абрису ликов; тени в виде «капель» под носами и в форме «бантика» на подбородках шиты светло-коричневым. Более светлые линии идут под глазами и от глаз к вискам. У ангелов радужки глаз шиты малиновым крученым шелком, как и волосы с обведенными черным шелком кудрями. У Авраама борода и волосы – темно-песочные. Одежды, архитектура, горки, престол и прочее шиты прядеными серебряными и золотными нитями разнообразными швами («черенок», «городок», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», комбинации «ягодки тройной» и «разводной клетки»). Дуб шит сканым золотом с зеленым шелком. Черным шелком шиты листва дуба и проемы окон, красным – обувь Сарры. Контуры рисунка, складки одежд, арочки стола, чаши и другие детали обшиты серебряной рельефной «веревочкой». Подкладка из холста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010