См.: Андреев Ф. К. Московская духовная академия и славянофилы. Сергиев Посад, 1915. С. 18–19. Чижевский Д. И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. С. 191. Цит. по: Примечания//Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1987. С. 587. См.: Гулыга А. В. Философское наследие Ф. В. Шеллинга//Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 25. См., напр.: «Идея цельности росла из романтического корня, а окрепла под влиянием святоотеческого понимания человека» (Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 24). Смолич И. К. И. В. Киреевский (К 125-летию со дня рождения). С. 61. См.: Там же. С. 55–56. Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899. С. 50. Лушников А. Г. И. В. Киреевский. Очерк жизни и философско-религиозного мировоззрения. Казань, 1918. С. 81. См.: Киреевский И. В. Речь Ф. В. Шеллинга//Его же. Полное собрание сочинений: в 2 т./под ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. 2. С. 92–93. Там же. С. 94. Там же. С. 93. См.: Там же. С. 98–101. «Если бы не узнала Россия Ф. В. Шеллинга и Гегеля, то как уничтожилось бы господство Вольтера и энциклопедистов над Русскою образованностью?» (Киреевский И. В. Отрывки//Его же. Полное собрание сочинений: в 2 т./под ред. М. Гершензона. М., 1911. Т. I. С. 269). См.: Киреевский И. В. Речь Ф. В. Шеллинга. С. 97–98. Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии//Его же. Полное собрание сочинений: в 2 т./под ред. М. Гершензона. Т. 1. С. 263. Киреевский И. В. Отрывки. С. 272. См.: Летописный архив Оптиной пустыни (ОР РГБ. Ф. 214. 360–389; Е. В. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). С. Посад, 1902; История Козельской Введенской Оптиной пустыни/сост. Е. В. С. Посад, 1906. См.: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. См.: Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 259–264, 281–284; Четвериков С., прот. Оптина пустынь. Paris: YMCA-PRESS, 1926; Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002. С. 293–416.

http://bogoslov.ru/article/6175147

   Но что приобрели прочие люди, гонявшиеся за суетою в течение всей своей земной жизни? Ничего: а если и приобрели что временное, то оно отнято у них неумолимою и неизбежною смертию, которая милостива к тому человеку, котораго сердце не вполне прилепилось к земле призванием Божиим: «Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7—8).    Вот мой ответ на Твое намерение окончить дни Твои в монастыре для покаяния и для прочнаго примирения с Богом.    Относительно же сына Твоего; нелицеприятный Бог принял и его желание, только в настоящее время этого исполнить невозможно, потому что в наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должнаго приготовления, разстроились и погибли. Пусть Алеша приучает себя к монастырскому послушанию послушанием родителю; пусть приготовляет себе занятия в монастыре, соответственные своему происхождению, правилам и силам, тщательным изучением наук, русской литературы, языков, хорошо бы латинскаго и греческаго, между прочим, не надо пренебрегать и каллиграфией. Ученость дает возможность сохранить в монастыре уединение при келейных занятиях и может сделать инока полезным обществу в нравственном отношении.    Для уединеннаго жительства и для удобства к покаянию у меня есть в виду Оптина пустынь, Калужской губернии, близ города Козельска, в пяти верстах. Удобства этого места суть: при пустыни находится скит, куда запрещен вход женскому полу, окруженный мачтовыми соснами, следовательно, защищенный от ветра вполне; в этом скиту живет довольно дворян, под руководством старца, также из дворян, весьма хорошей жизни; занимаются переводом с греческаго св. Отцов и изданием их. Вот нравственная сторона: есть уединение и есть духовное общество, свое, благородное, а этого нет ни в одном монастыре русском. Св. Пимен Великий сказал, что всего важнее хорошее общество. И так, что особенно важно в мирском быту для благовоспитаннаго человека, то остается особенно важным и в монашестве. Это, важное для нас, будет чрезвычайно важно для тех юношей, которые будут сопутствовать нам: умирая, мы будем утешаться мыслию, что оставляем их на хороших руках. В материальном отношении Оптина пустынь также хороша; невыгодная сторона состоит в том, что живой рыбы мало и дорога, также и дрова дороги.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

234. В.В.РОЗАНОВУ 13 апреля   1891 г.,  Оптина Пустынь (Христос Воскресе!) Читаю Ваши статьи постоянно. Чрезвычайно ценю Ва­ши смелые и оригинальные укоры Гоголю: это великое начинание. Он был очень вреден, хотя и непреднамеренно. Но усердно молю Бога, чтобы Вы поскорее переросли Достоевского   с   его   „гармониями»,   которых   никогда   не будет,  да и  не нужно. Его монашество – сочиненное. И учение от. Зосимы – ложное,  и весь стиль его бесед фальшивый. Помоги Вам Господь милосердный поскорее вникнуть в дух реально существующего монашества и проникнуть­ся им. Христианство личное есть, прежде всего, трансцендент­ный (не земной, загробный) эгоизм. Альтруизм же сам собою „приложится». „Страх Божий» (за себя, за свою вечность) есть начало премудрости религиозной. К. Леонтьев. 235. В. В. РОЗАНОВУ 8 мая  1891 г., Оптина Пустынь (...) О „пороках русских» напишу я Вам в другой раз... Коротко и ясно замечу только, что пороки эти очень большие и требуют большей, чем у других народов, власти церковной и политической. То есть наибольшей меры лега­лизованного внешнего насилия и внутреннего действия страха согрешить. А куда нам „любовь»! Народ же, выно­сящий и страх Божий, и насилие, есть народ будущего ввиду общего безначалия... Ясно? Если не ясно, еще потом объясню. (...) Если женатый и если задумаете в Оптину приехать, то не берите с собой на 1-й раз супругу Вашу, какая бы она прекрасная женщина ни была. Знаю по прежнему опыту, как полезно в хорошем монастыре пожить неделю, месяц одному и как отвлекают именно близкие люди, приехавшие с нами, наше внимание от тех впечатлений и дум, которых влияние так дорого. Позднее – другое дело. Хотя в статье Вашей о „Великом Инквизиторе» многое множество прекрасного и верного, и сама по себе „Легенда» есть прекрасная фантазия, но все-таки и оттенки самого Достоевского в его взглядах на католицизм и вообще на христианство ошибочны, ложны и туманны; да и Вам дай Бог от его нездорового и подавляющего влияния поскорей освободиться! Слишком сложно, туманно и к жизни неприложимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Но для того чтобы предлагать эту духовную пищу братии, он должен был сначала перевести творения на русский [церковнославянский] язык, а переведенные исправить, сличив с под- 1 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. С. 45-46.   линниками. На Афоне он изучил древнегреческий язык и употребил это знание на пользу братии. Почти все ночное время уходило у него на эти письменные труды, они стоили ему немало забот, нечужды они некоторых литературных недостатков, тем не менее ими он, можно сказать, обновил аскетическую литературу. Многочисленными его учениками они разнеслись по лицу всей России и вместе с основаниями старческими послужили к восстановлению монашества на Руси. Вообще же можно сказать, что для XIX века Паисий Величковский был тем же, чем преп. Сергий для XV века, если взять для сравнения, конечно, одну только сторону деятельности преп. Сергия, т. е. обновление монашества. Паисий стал родоначальником русского монашества · в XIX веке, благодаря своим ученикам, которые разошлись по всем уголкам России и разнесли с собою предания старчества и его собственные переводы отцов подвижников. Мы не будет перечислять учеников о. Паисия: их было великое множество. Мы укажем лишь на то, что все они внесли в монастыри тот дух, тот строй жизни, который был в Драгомирне и Нямце при о. Паисий. Один из ближайших учеников о. Паисия, схи-   монах Феодор, был старцем и руководителем о. Леонида, первого оптинского старца. Благодаря последнему старчество насадилось и в Оптиной пустыни. Той же Оптиной пустыни выпало на долю осуществление другого дела о. Паисия, т. е. издание его переводов. Таким образом, Оптина пустынь явилась преемницей и наследницей духовного имущества о. Паисия. Нигде из русских монастырей старчество не было поставлено так твердо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корней, как в ней. Недаром И. В. Киреевский заметил: «Если хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством; а в этом отношении лучше Оптиной пустыни трудно найти» ι. Но для того чтобы так высоко поднять монашество, мало усилий одного человека, надо было такого настоятеля, который, сам будучи высокой духовной жизни, понимал бы все глубокое значение старчества и всеми мерами старался о насаждении и укоренении его. И такого настоятеля Оптина пустынь получила в лице о. Моисея, к которому мы теперь и переходим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   Русская интеллигенция посещала эту обитель не из-за пустого любопытства, а с надеждой укрепить свои духовные силы. С благоговением эти люди изучали и описывали Оптину пустынь. Малейшее знакомство с жизнью и деятельностью оптинских старцев порождает в душе исследователя стремление глубже изучить и определить ее значение в истории Русской Церкви.    Они сознавали высоту внутреннего строя Оптиной пустыни. И. В. Киреевский прямо говорит, что для ознакомления с христианством необходимо познакомиться с жизнью оптинских старцев.    Прежде чем непосредственно перейти к описанию пастырской деятельности трех великих оптинских старцев, необходимо кратко познакомиться с жизнью настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея. В 1820 г. по просьбе Преосвященного Филарета (Амфитеатрова), управлявшего Калужской епархией, братья Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся уже 10 лет в пустынных рославльских лесах Смоленской обмети, переселились в Оптину пустынь, взяв с собой еще несколько иноков. Благодаря их трудам, Оптина пустынь день ото дня начала возрастать как внешне, так и внутренне.    В 1825 году управление обителью было поручено Моисею. Это был выдающийся администратор, талантливый строитель и мудрый наставник. Он управлял обителью 37 лет — с 1825 по 1862 год. Что делалось в Оптиной пустыни до него, имело характер лишь подготовительный. И все, что делалось после него, было лишь поддержанием им сделанного. Наиболее ценным, чем ознаменовал о. Моисей свое долговременное управление Оптиной пустынью, было учреждение пастырского окормления.    Во время настоятельства ему пришлось потерпеть много неприятностей. Случалось, что некоторые из немощных братий, особенно в первое время настоятельства о. Моисея, питая к нему за что-либо неудовольствие, увлекались до того, что поносили его разными укоризнами и делали это в присутствии его, притворяясь, что его не замечают. В подобных случаях о. Моисей все выслушивал, улыбаясь, с веселым видом и с какой-то радостью принимал неприятные слова как драгоценный подарок и после ни словом, ни делом не воздавал за такое неразумие. А приходя в келию, молился пред образом Спасителя, о Котором всегда говорил: «Вот мое прибежище!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Кроме этой своей поездки въ Оптину Пустынь, Гоголь былъ тамъ въ 1852–омъ году, когда онъ вернулся после своего паломничества въ Святую Землю и ездилъ въ Калугу къ друзьямъ своимъ Смирновымъ. На пути его лежала Оптина Пустынь. Сохранились два письма Гоголя, адресованные въ Оптину Пустынь: первое записочка къ отцу Игумену Моисею: «Такъ какъ всякш даръ и лепта вдовы npieмлemcя, то пршмите и отъ меня небольшое приношеше по мере малыхъ средствъ моихъ: двадцать пять рублей на строительство обители вашей, о которой npiяmhoe воспоминаше храню всегда въ сердце моемъ». Другое письмо отъ 25–го iюля 1852–го года более значительное: «Ради Самого Христа — молитесь обо мне, отецъ Филаретъ. Просите вашего достойнаго Настоятеля, просите всю братпо, просите всехъ, кто у васъ усерднее молится — просите молитвъ обо мне. Путь мой труденъ, дело мое такого рода, что безъ ежеминутной, безъ ежечасной и безъ явной помощи Бoжieй, не можетъ двинуться мое перо; и силы мои не только ничтожны, но ихъ и нетъ безъ освежешя Свыше. Говорю вамъ объ этомъ не ложно. Ради Христа обо мне молитесь. Покажите эту мою записочку отцу Игумену и умоляйте его вознести свои молитвы обо мне гретттномъ, чтобы удостоилъ Богъ меня недостойнаго поведать славу Имени Его, несмотря на то, что я всехъ грегпнейшш и недостойнейшш. Онъ силенъ. Милосердный, сделать все: и меня чернаго, какъ уголь, убелить и вознести до той чистоты, до которой долженъ достигнуть писатель, дерзаюгцш говорить о святомъ и прекрасномъ. Ради Самаго Христа, молитесь: мне нужно ежеминутно, говорю вамъ, быть мыслями выше житейскихъ дрязгъ, и на всякомъ месте своего странствовашя быть какъ бы въ Оптиной Пустыни. Богъ да воздастъ вамъ всемъ за ваше доброе дело. Вашъ всей душой Николай Гоголь». Эти мысли Гоголя объ ответственности писателя передъ Богомъ возникли не безъ bлiяшя беседъ со старцемъ Makapieмъ, передъ прозорливымъ суждешемъ котораго онъ повергалъ свои сомнешя. Еще до личнаго знакомства съ Гоголеме, старецъ Макарш прочелъ «Переписку съ друзьями» и вложилъ свой письменный отзывъ во внутрь этой книги, стоявшей на полке Оптинской библютеки. Вотъ подлинныя слова старца: «… Виденъ человеке, обративгшйся къ Богу съ горячностью сердца. Но для религш этого мало. Чтобы она была истиннымъ светоме для человека собственно и чтобы издавала изъ него неподдельный светъ для ближнихъ его, необходима и нужна въ ней определительность. Определительность ая заключается въ точномъ познанш истины, въ отделенш ея отъ всего ложнаго, отъ всего лишь кажущагося истиннымъ. Это сказалъ Самъ Спаситель: «Истина освободитъ васъ» (ioah. 8, 3). Въ другомъ месте Писашя сказано: «Слово Твое истина есть» (ioah. 17,17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Предисловие Издавая настоящий очерк жизни приснопамятного старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Иосифа Казанская, Амвросиевская женская пустынь имела своей целью, с одной стороны, выразить этим свою глубокую признательность и любовь к почившему наставнику, а с другой, дать на первых порах, хотя небольшое утешение всем духовным детям и почитателям старца Иосифа, так как известно, что по отшествии любимого лица большой отрадой служат воспоминания о нем. Собрав наскоро все, что известно об этом дивном старце, Амвросиевская пустынь остается в уверенности, что Оптина пустынь займется разработкой всего имеющегося материала и позаботится об издании полного и обстоятельного жизнеописания этого, великого в своем смирении старца, как она до сих пор с такой любовью заботилась об этом, издавая прекрасные описания жизни и подвигов своих прежних великих старцев. 1911 г. Ноябрь. Очерк жизни старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Иосифа 9 мая 1911 г. скончался Оптинский старец, иеросхимонах Иосиф. Это был ближайший ученик великого старца иеросхимонаха Амвросия, – ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе по слушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия, на которое он взирал с надеждой, о котором радовался, видя его преуспеяние духовное и которого всячески охранял и ограждал своей отеческой рукой от всяких тлетворных ветров самомнения, тщеславия и гордости. Это чадо послушания Воспитывалось в стенах смиренной, убогой «хибарки» старца Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя, – старца Амвросия. Здесь, в этой тесной келии, сделавшейся для него «училищем благочестия», он прошел делом самую высшую из наук – монашество и стал в свое время сам наставником монахов. И как это все было просто, скромно, даже для многих незаметно... Отличительной чертой характера о. Иосифа была необыкновенная скромность, деликатность, уступчивость; а со временем эти качества глубоко проникли все его существо и претворились в великие добродетели смирения, любви и ангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Или, например, был такой случай: проходя к старцам в Оптину пустынь, один приезжий настоятель увидал мальчика, сидящего около дорожки. – Ты что тут делаешь? – спросил настоятель. – Кротов ловлю. – И жалованье за это получаешь? – И жалованье получаю... Идет настоятель дальше; смотрит, сидит около яблони другой мальчик. – А ты что делаешь? – спросил настоятель. – Ворон пугаю от яблонь, чтобы яблоки не портили. – И жалованье за это получаешь? – спросил настоятель – И жалованье получаю. Приходит настоятель к о.Моисею и высказывает ему удивление по поводу виденного. Да, да, – прервал старец: – крот-то, ведь, очень вредный зверек: корни у растения подкапывает; а ворона – такая птица, что все яблоки перепортит. Вот я и должен нанимать мальчиков-то, а мальчики-то сироты, – смущенно оправдывался о.Моисей. Это было во время неурожая. Но как ни прикрывал дела милосердия о.Моисей, они все выходили наружу. И вот этому-то старцу выпало на долю учредить при Оптиной пустыни, так называемое, «старчество». Как человек большого духовного опыта, несмотря на то, что он обладал даром слова, знанием человеческого сердца, прекрасно изучил Слово Божие, священное писание, учение Святых Отцов, – словом, был преисполнен большой духовной мудрости, он считал совершенно невозможным совместить в одном лице три обязанности в обители: и настоятеля, и духовника, и старца. Поэтому, во исполнение только что введенного в пустынь устава Коневской обители, где сказано, что «должность духовника состоит в совершении таинства покаяния, а обязанности руководительствовать иноков к богоугодной жизни частыми наставлениями должны лежать на особом наставнике или, так называемом старце. Причем старцем иногда может быть, по благословению настоятеля, и простой монах, умудрившийся в духовной жизни, который вразумляет брата, открывающего ему свою борьбу с одолевающими его помыслами; учит противостоять искушениям сатаны; возбуждает к покаянию и исповеданию грехов, но сам не разрешает грехов. Таким путем старец, по точному смыслу Коневского устава, всех более должен помогать настоятелю в руководительстве братиею ко спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894) Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью. Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938) Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса Оптиной пустыни По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие.  Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива. Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами. Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо. Молитвы Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Вспомнишь Гамлета и его задумчивое слово: «Есть что-то гнилое в Дании»… (Из «Речи» 26 августа 1906 года, и из «Церковно-обществ. жизни» 38) «…От этих новостей местной жизни перейду к известию, которое меня возмутило до глубины души. Из Киева, от студента-земляка, я получил известие такого рода: «один монах — ректор семинарии, архим. Кирилл, совратил девицу, растратил несколько тысяч казенных денег и сослан в какую-то пустынь». А на другой день то же прочитал и в 259 «Бирж, ведом.»: «Ректор киевской духовной семинарии, архимандрит Кирилл, за развратное поведение сослан в Оптину Пустынь». …Несчастная Оптина Пустынь, долженствующая принять такого гостя к себе! Вот так монах — воспитатель духов юношества! Таких большинство! Все деланные монахи-карьеристы, худо живущие, никуда не гожие. Этот «холостой быт» в монашестве нужно искоренить. 24 окт. 1906 г. Ваш свящ. И. П-ский». «Возьмемте слово свобода, слово, особенно излюбленное в наше время. Из-за него поднялась вся переживаемая нами сейчас смута общественная; его выставляют на своем преступном знамени вожаки смуты; это слово выкрикивают забастовщики разных слоев и сортов: и простые рабочие мыловаренных и других заводов и фабрик, и давно забывшие свое научное дело студенты и студентки, и молокососы гимназисты и гимназистки, и даже (horribile dictu ) питомцы некоторых духовных семинарий, даже саратовские прачки! И при всем том едва ли огромному большинству выкрикивающих слово это доступно и вполне понятно значение его. Свобода!.. Ведь это слово нуждается в уяснении определенного своего содержания. Свобода может быть и бывает разная: свобода воли, свобода совести, свобода слова и печати, свобода гражданская, политическая и т. д. Не уяснить себе как следует смысла слова и из-за него пыль столбом поднимать, — согласитесь сами, ведь это и смешно, и обидно, и горько. Однажды сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010