И так, по всей Библии – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарек Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог» и Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Видите как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но кроме этого, так сказать, языка имен и названий, существуете еще и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, но только не всякому дано расшифровать его тайну. На что была великая тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида, – говорит св. ев. Матвей, – четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды. – Замечаю. – Она свставлена из удвоенной цифры 7, а 7 есть число в Библии священное и означает собою век настоящий, а веку будущему усвоена цифра 8, которою век этот и обозначается. Видите, что цифры имеют свой язык? – Вижу, Батюшка. – Ну и хорошо делаете, что видите: быть может, это вам когда-нибудь и пригодится». 2. Встреча в трамвае. «Сей пшеницу, отче Тимоне!» – сказал некогда преп. Серафим своему собеседнику. Годовой праздник Оптиной пустыни. Ходили поздравлять старцев с праздником. О. Варсонофий сообщил жене следующее: «Приходит сегодня ко мне молоденькая монашенка и говорит: – Узнаете меня, Батюшка? – Где, – говорю, – матушка, всех упомнить? нет, не узнаю. – Вы меня, – говорит, – видели в 1905 г. в Москве на трамвае. Я тогда еще была легкомысленной девицей, и вы обратились ко мне с вопросом: что я читаю? А я в это время держала в руках книгу и читала. Я ответила: Горького… – Вы тогда схватились за голову, точно я уже невесть что натворила. На меня ваш жест произвел сильное впечатление, и я спросила: что ж мне читать? – И тогда вы мне посоветовали читать священника Хитрова, а я и его и его мать знала, но о том, что он что-либо писал, и не подозревала. Когда вы мне дали этот совет, я вам возразила такими словами: «Вы еще чего доброго, скажете мне, чтобы я и в монастырь шла». – «Да, – ответили вы мне, – идите в монастырь!» – Я на эти слова только улыбнулась, – до чего они мне показались ни с чем несообразными. Я спросила кто вы и как ваше имя? Вы ответили: «Мое имя осталось в монастырской ограде». – Помните ли вы теперь эту встречу?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Мне рассказывали, что, когда умер один вор в законе, то заплатили большую взятку, чтобы его похоронили в Псково-Печерском монастыре, прямо со старцами святыми. И что интересно, взятку приняли, его гроб туда поставили. Там никогда никто не смердел – там ставили мертвых монахов, и все было нормально, а тут такая вонь пошла (там у них просто ведь гробы стоят, их не зарывают), что пришлось выносить этого покойника, вора в законе. Но он не в Божьем, а в дьявольском законе жил, по понятиям дьявольского мира. И как он мог лежать со святыми? А разве в старину такое можно было бы представить? Конечно же, нет. Церковь принимала разбойников, но раскаявшихся разбойников, которые всецело оставляли образ порочной своей жизни. Оптина пустынь была основана кем? Разбойником, душегубом, но который принес покаяние, в течение многих лет постился, плакал, до смерти оставался верен Христу. Итак, времена сложные грядут, но не будем бояться гонений. Гонения очистят Церковь от посторонних, гонения сплотят христианскую общину. Гонения дадут возможность нам действительно оказаться в состоянии золота, которое огнем очищается от всякой примеси. Как в Послании Иакова говорится, что посылаемые нам Господом искушения – это все равно, как очищение золота от примеси свинца и прочего в огне. Пройдя через огонь переживаний, страданий, гонений Церковь очистится от посторонних. И мы читаем: «ты не много имеешь силы (да, мы слабы, – О.С.), и сохранил слово Мое (но мы сохраняем слово Господне, несмотря на свою слабость, – О.С.), и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся…» ( Откр.3:8–9 ). Обращение иудеев в Христову веру, по истолкованиям святых Отцов, произойдет незадолго перед Пришествием Иисуса Христа. Начнется массовое обращение иудеев в Православное христианство. Это один из знаков, что время близко. Господь откроет им глубину их дьявольского заблуждения, и они будут каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Посему и для Российской Церкви необходимо нужна благодать духа апостольского для возрождения столь многих племен, входящих в состав Российского Государства, не знающих Спасителя человеков – Господа Иисуса Христа. Первое и главное, чего надлежит желать, чтобы в российском народе возбудилась охота читать слово Божие и для сего должна быть издана Библия на российском языке. «Россияне! Отцы и братия во Господе! Господь Иисус Христос молился Отцу Своему в первосвященнической молитве: «Отче святый! освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты Меня послал в мир, так и Я послал их в мир», – сие желание святейшего сердца Иисусова не принадлежит ли как дражайшее наследие и Тебе, святая Церковь Российская? Не предназначена ли и Ты быть великим собранием светлых лучей животворящего Солнца правды – Христа, сосредоточенных в одно целое? Христос Спаситель не посылает ли и Тебя, дщерь света, просвещать темные народы, преданные Провидением твоему обладанию? Сии народы одевают и украшают тебя, изобилуют тебя золотом, серебром, драгоценными камнями. Не должна ли ты заплатить им за сии драгоценности словом Божиим, которого польза и достоинство до бесконечности выше золота, серебра и драгоценных камней? Не обязана ли, о матерь – Россия! за сии пышные одеяния облечь языческие племена во Христа, в белые ризы праведности Христовой? Провидение вверило Тебе сии народы. Христос Спаситель посему говорит Тебе: Я посылаю тебя к сим народам: иди и научи их веровать во имя Мое, получать от Отца Моего прощение грехов и благодать Святого Духа для исполнения заповедей Моих! Тогда прославится и утвердится Российское Царство, приобретет славу и честь между другими народами и имя российского народа напишется на небесах в книге жизни!» 4-го июля 1844 года о. Макарий должен был расстаться с возлюбленным Алтаем и Церковью Алтайскою в 1000 человек. С дороги он писал: «туча печали висит надо мною, но Господь Бог с нами, Заступник наш Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Он и нам всем Отец во Христе Иисусе. Не перестанем же предавать Ему сами себя, друг друга и всю жизнь нашу!» – О. Макарий был назначен настоятелем Оптина монастыря близ города Болхова Орловской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Рядом с церковью — своеобразное напоминание о смерти. Ворота с табличкой: «Отделение для ВИЧ-инфицированных». Когда храм достроят, мимо этой надписи будут ходить крестным ходом осужденные и петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Кинорежиссер Эмир Кустурица отдыхает. — Александр Сергеевич, — спрашиваю замполита колонии Александра Пивеня. — А поступок Тошева на кого-то из осужденных или работников колонии повлиял? — Нет, — вздохнул замполит. — Не повлиял. Если честно, всем просто наплевать. Так и напишите. О раскаявшихся разбойниках Раскаявшийся разбойник Опта Он основал в XV веке монастырь, который в XIX веке стал крупнейшим духовным центром русского православия, — Свято-Введенская Оптина пустынь (Калужская область). Шайка казачьего атамана Опты много лет разбойничала в козельских лесах, наводя ужас на местное население. Он отличался нечеловеческой жестокостью — не щадил ни стариков, ни детей. Но произошло необъяснимое: кровавый разбойник распустил банду, обратился к Богу, основал обитель и всю оставшуюся жизнь провел в покаянии, молитве и посте. К оптинским старцам за наставлением приезжали многие русские писатели и мыслители — Гоголь, Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Алексей Константинович Толстой. Кудеяр-атаман Популярная и загадочная народная легенда. Многочисленные историки сходятся лишь на трех фактах: Кудеяр жил в XVI веке, наводил ужас на огромной территории от Смоленской до Воронежской губернии, а впоследствии раскаялся и принял постриг. По мнению некоторых исследователей, свою жизнь Кудеяр закончил иноком в Соловецком монастыре. Наиболее известная версия жизни Кудеяра-атамана изложена в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», хотя в ней явно прослеживается привнесенная поэтом революционная тема: грехи раскаявшемуся разбойнику отпускаются после того, как он убивает другого злодея — пана Глуховского. Благоразумный разбойник Согласно Евангелию, первым в Царство Божие вошел раскаявшийся разбойник, который был распят на Голгофе вместе с Иисусом Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки).

http://pravmir.ru/ya-sel-v-tyurmu-i-stal...

Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.436.    Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.: Правило веры. 1996.с.314.    Дорофей, авва. Поучения. М.: Правило веры. 1995. с.46—56.    Савва, схиигумен. О главных христианских добродетелях и гордости. Йошкар-Ола: МПИК. 1991. с.68.    Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1996. с.551.    Христианская жизнь по Добротолюбию. М.: Свято-Данилов монастырь. 1991. с.48.    Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1992. т 5. с.207.    Дмитрий Ростовский, свят. Жития святых. Месяц февраль. Козельск: Введенская Оптина пустынь. 1993. с.501. Благодатные средства укрепления Духовной жизни... Исповедь Священное Писание об установление исповеди    «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).    «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19).    Интересный случай публичного покаяние описывает прп. Иоанн Лествичник: «Пришедши в некоторое общежитие, видел я страшное судилище доброго судии и пастыря. В мою бытность там случилось, что один разбойник пришел, изъявляя желание вступить в монашество. Превосходный пастырь оный и врач повелел ему семь дней пользоваться совершенным покоем, и только рассматривать устроение обители. По прошествии седьмого дня, пастырь призывает его и спрашивает наедине: желает ли он остаться с ними жить? И увидев, что он со всею искренностью согласился, опять спрашивает его, что он сделал худого, живя в мире. Разбойник немедленно и со всем усердием исповедал ему все грехи свои. Тогда пастырь, искушая его, сказал: «Хочу, чтобы ты объявил все это перед всем братством». Он же, истинно возненавидевши грех свой и презревши весь стыд, не колеблясь обещался исполнить сие, говоря: «Если хочешь, то сделаю это даже посреди Александрии». Тогда пастырь собрал в церковь всех своих овец, которых было триста тридцать, и во время совершения Божественной литургии (ибо день был воскресный), по прочтении Евангелия, повелел ввести сего непорочного осужденника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

— Спросить-то нетрудно, а только совестно. А чтобы понять, почему совестно, надо прежде понять самое главное — для нас, новокрещенных, недавних язычников, первый век христианства был роднее и ближе нынешнего. Это нам говорил Христос: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Дух захватывало от любви, и хотелось жить именно так, как жили первые христиане: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». И еще: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Правда, батюшки пресекали попытки продать квартиру или иное имение, называя это состоянием прелести. А только мучила совесть: ну какой же ты христианин, если у тебя стол ломится от снеди, а рядом голодает многодетная семья? И как можно вопрошать с высокомерием собственника: это кто там поселился в МОЕМ доме и ест МОЮ картошку? Ведь у первых христиан все было общее. Вот и старались следовать заповедям любви, понимая, что все иное — ложь пред Богом. Оптина в ту новоначальную пору была неприглядной на вид: единственный еще не восстановленный полностью храм, а вокруг — руины и мерзость запустения. Но сердца горели любовью к Богу и любовь притягивала к монастырю даже неверующих людей. Помню, как на восстановлении храма работал полковник из спецназа. Каким ветром его занесло сюда, непонятно, ибо полковник сразу же заявил, что он коммунист и в Божественное не верит. Тем не менее он усердно и бесплатно работал на стройке, а уезжая благодарил: — Хоть с порядочными людьми пообщался. А то ведь не жизнь, а тоска собачья: армию унижают и уничтожают, а Россию грабят по-черному. Спасибо. Совесть России еще жива. Монастырь по своем)’ составу был скорее интернациональным. Но даже на фоне этого интернационала выделялся молодой американец Джон. Он, как и полковник, был далек от Православия. А привела его в монастырь великая американская мечта: мол, Америка, образец совершенства, просто обязана объять своей заботой весь мир и помочь отсталым туземцам Африки и России.

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот, по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён». Образ жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: « Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать … » Этими словами святого отшельника – героя своей повести – Лесков спустя 140 лет после создания «Запечатленного Ангела» подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17). Но святому Иоанну Богослову в его видении предстали также «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откровение. 15: 2). И один из семи Ангелов, исполнивши волю Божию, открыл святому Иоанну: «Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель» (17: 8); «и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые, избранные и верные» (Откровение. 17: 14). 

http://bogoslov.ru/article/3726249

«Ты уже не вернешься оттуда таким, каким вышел от нас», – говорил он. И с какой радостью встречал он возвращающегося брата! И тогда можно было видеть всю любвеобильность его сердца, которая, так сказать, проступала сквозь его обычный, суровый подвижнический образ. И не только для иноков, но и для мирян было поучительно видеть этого старца-подвижника. И вас, братья и сестры миряне, можно спросить, как некогда Господь Иисус Христос – иудеев о Иоанне Крестителе: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Человека ли, одетого в мягкия одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» ( Лк.7:24–25 ). Нет, много вы видели и богатых, и знатных, и украшенных всякими дарованиями, – и не их вы приходили смотреть сюда. А такого человека, которого вряд ли можно найти в мире, среди колеблемого, как трость ветром, сомневающегося подобно морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой... нетвердого во всех путях своих ( Иак. 1:6, 8 ), современного человечества, старца чистого сердцем, который никогда не солгал пред Богом и не дал безумия Богу, сурового подвижника в бедных ризах, со словом правды на устах. И многие говорили, что они уходили от его простой беседы освеженные и готовые на борьбу с миром и греховным себялюбием. И для многих его потеря будет невознаградима! Но вот жизненный подвиг его окончен, окончена тяжелая борьба со страстями и похотями, очищено сердце, пора испытаний прошла... И теперь, уповаем, взлетел он в светлые, Небесные обители, оставив нам в наследие те начала, какими достигается чистота сердца и зрение Бога, отсечение своей воли и умерщвление страстей подвигами. И пока они будут тверды среди иноков, будет тверда и Оптина пустынь. И в памяти их да утвердятся и укрепятся они в ней навеки. И это будет лучшей ему наградой, ибо верим и надеемся, что и с высоты Небесной он будет взирать на чад своей обители и радоваться и веселиться их духовному преуспеянию и исканию себе спасения. И пусть забвенна будет десница наша, пусть прилипнет язык к гортани, если мы забудем того, кто указал нам всегда обращать очи душевные от лживого мира к горнему Небесному Сиону, как некогда древний иудей обращал очи чувственные от ненавистного Вавилона к дорогой отчизне своей, вожделенному Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Тяжело было подчас для немощного, слабого духом инока его постоянное побуждение к молитве и подвигу, и, может быть, иногда слово ропота на излишнюю строгость, казалось, вырывалось у иного из братии, но теперь поистине многие благодарны ему за то, что эта строгость удержала их на пути подвижничества, не дала образоваться навыку к лености и самооправданиям. И вот почему он с такой неохотой отпускал брата куда-либо из обители, особенно в большие города. «Ты уже не вернешься оттуда таким, каким вышел от нас», – говорил он. И с какою радостью встречал он возвращающегося брата! И тогда можно было видеть всю любвеобильность его сердца, которая, так сказать, проступала сквозь его обычный суровый подвижнический образ. И не только для иноков, но и для мирян было поучительно видеть этого старца-подвижника. И вас, братие и сестры миряне, можно вопросить, как некогда Господь Иисус Христос иудеев о Иоанне Крестителе: Что же смотреть ходили вы в пустыню?., человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских ( Лк.7:24–25 ). Нет, много вы видали и богатых, и знатных, и украшенных всякими дарованиями, – и не их вы приходили смотреть сюда. А такого человека, которого навряд ли можно найти в мире, среди колеблемого, как трость ветром, сомневающегося подобно морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой, нетвердого во всех путях своих ([ср.: Лк.7:24 ;] Иак.1:6:8 ) современного человечества – старца, чистого сердцем, который никогда не солгал пред Богом и не дал безумия Богу, сурового подвижника в бедных ризах, со словом правды на устах. И многие говорили, что они уходили от его простой беседы освеженными и готовыми на борьбу с миром и греховным себялюбием. И для многих его потеря будет невознаградима! Но вот жизненный подвиг его окончен, окончена тяжелая борьба со страстьми и похотьми (см.: Гал.5:24 ), очищено сердце, пора испытаний прошла... И теперь, уповаем, возлетел он в светлые небесные обители, оставив нам в наследие те начала, какими достигается чистота сердца и зрение Бога, отсечение своей воли и умерщвление страстей подвигами. И пока они будут тверды среди иноков, будет тверда и Оптина пустынь. И в памяти их да утвердятся и укрепятся они в ней навеки. И это будет лучшей ему наградой, ибо верим и надеемся, что и с высоты небесной он будет взирать на чад своей обители и радоваться и веселиться их духовному преуспеянию и исканию себе спасения. И пусть забвена будет десница наша, пусть прилипнет язык к гортани, если мы забудем того, кто указал нам всегда обращать очи душевные от лживого мира к горнему, небесному Сиону, как некогда древний иудей обращал очи чувственные от ненавистного Вавилона к дорогой отчизне своей, вожделенному Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Это также можно видеть на примере митрополита Трифона. Твердый последователь Православия, непримиримый противник всяческих компромиссов между верой и неверием, между возрожденным, облагодатствованным и греховным человеком, горячий проповедник, неутомимый служитель Церкви, разоблачитель ложных богов интеллигенции, он обладал в то же время ярким, самобытным характером с тонким поэтическим восприятием внешнего и внутреннего мира, даром любви прежде всего к недугующим и страждущим, простым умом и сердцем людям и даром непрестанной сердечной молитвы. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Господь создает чистое сердце. «Сердце чисто созижди во мне, Боже »( Пс. 50, 12 ), а человек трудится при послушании и смирении, в живом уповании, что Господь очистит его сердце. Смирение и послушание успешнее всего приобретаются монашеским путем, а лучшей школой монашества была в то время знаменитая Оптина пустынь, где процветало старчество в лице такого замечательного его представителя, как иеросхимонах Амвросий, старец духоносный, благодатный, но не менее славны и его предшественники и последователи – Леонид, Макарий, Варсонофий и иные прочие, удостоенные от Бога дара прозорливости, исцеления душ человеческих. Пройдя такую школу, Владыка требовал послушания и от своей паствы, не считая его присущим исключительно монашеству. Монашество отличается от мирских только тем, что оно дает обет безбрачия и нестяжательности. Но как монахи, так и мирские всем существом своим, душою и телом всю свою жизнь должны ревностно стремиться к спасению в Христе Иисусе. Послушание необходимо всем – и монахам, и мирским, – без него нет спасения. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр. 13, 17 ). Правда, это требование было чисто нравственным, как требование долга, требование совести, в котором совершенно отсутствовало давление личного авторитета или внешнее принуждение. Послушание принимается человеком свободно, по внутреннему побуждению, в результате внимательного чтения слова Божия, постоянного размышления над ним и всегдашней теплой молитвы: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010