Западная Церковь подменила внутренний авторитет истины внешним авторитетом иерархии (когда самовольно, без согласия с Востоком изменила символ веры ), что «привело к … рационализму, т.е. торжеству автономного разума», «повлекшему неизбежно распад духовной цельности. Раздвоение и рассудочность  – последнее выражение западной культуры». Запад просмотрел восточную мудрость. Его ученые до тонкости изучили все философии с древнейших времен: египетскую, персидскую, китайскую, индусскую и т.д. Но мистика православного Востока для них была закрыта. Мы же унаследовали от Византии сокровища этой духовной мудрости, заключенной в творениях св. отцов. И наша историческая задача была построить на богатом Византийском наследии новую духовную культуру, которая бы оплодотворила весь мир. Киреевский поставил проблему во всей ее полноте. Он указывает, что русская философия должна строиться на «глубоком, живом и чистом любомудрии святых отцов, представляющих зародыши высшего философского начала» (II, 332). «Путь русской философии лежит не в отрицании западной мысли, а в воспитании ее тем, что раскрывается в высшем знании, где достигается вновь целостность духа, утерянная в грехопадении, но восстановленная в христианстве, а затем ущербленная в западном христианстве торжеством логического мышления». Статья Киреевского, как сказано, была напечатана в славянофильском «Московском Сборнике» и, хотя сам Иван Васильевич, отойдя от западников, очутился в окружении славянофилов, из которых Хомяков и особенно Кошелев, были его близкими друзьями, но тем не менее на наш взгляд, причисление Киреевского к «ранним славянофилам» является ошибкой. Во всем собрании его сочинений нет ни единого слова, дающего право на такое наименование. Он боролся, как и его брат, за сохранение черт русской самобытности. Ему, подобно К.Н. Леонтьеву , дороги Византийские наши корни, на которых основано Православие. В той же статье им сказано: «Учения Св. Отцев Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола, под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта» (О харак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Особая духовная связь была у старца Анатолия с отцом Алексием Мечёвым , московским «старцем в миру». «Мы с ним одного духа», – говорил отец Алексий о преподобном Анатолии. Связь отца Алексия со старцем была постоянной, между Москвой и Оптиной существовало не только молитвенное общение (как шутили, «беспроволочный телеграф»), но и преподобный Анатолий всегда посылал москвичей к отцу Алексию. Старца Анатолия некоторые близко стоявшие к Государю хотели использовать, чтобы удалить от царской семьи Распутина, заменив его «настоящим», Оптинским, старцем. Однако преподобный Анатолий не пошел на это – «ибо не было на то произволения Божия». Широко известны пророческие слова старца, сказанные 2 февраля 1917 года: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Когда слушавшие эти слова были поражены и невольно заплакали, старец подошел к монахине Варваре, положил руку на голову и сказал: «Ничего, ничего не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо». Потом, обратясь к своему брату, спросил: «А что после шторма бывает?» Кто-то сказал, что после шторма бывает штиль. «Вот ведь, – сказал батюшка, – так. И будет штиль». Присутствовавшие говорили: – Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло все! – Не так, – ответил старец, – явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо. Преподобный Анатолий, как и другие старцы и насельники Оптиной, стал свидетелем исполнения многих пророчеств Оптинских старцев о новых гонениях на христиан. 10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была официально закрыта. В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной отец Исаакий. Чтобы сохранить монастырь, оптинская братия создала сельскохозяйственную артель во главе с последним настоятелем Оптиной архимандритом Исаакием. Это было сделано по благословению старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того, как монастырь был закрыт, духовник оби­тели, иеросхимонах Нектарий, был выселен из нее, пору­чив монаха Викентия приходскому священнику в Козель­ске. «Трудно сказать, что делал этот монах. Одно скажу только, – писал впоследствии этот священник о подвиж­нике, – что сейчас я плачу, вспоминая прошлое. Знаю, что я не всегда умел хранить этот тонкий художественный сосуд Божией благости. За два с половиной года жизни у нас он ни разу не был по своему желанию за оградой нашей церкви. Он ни разу не сел за стол за трапезу. Он ни с кем не беседовал ради интереса своего. Он никому не навязывал своего учительства. И в то же время все чувствовали в нем Божию силу» . Монахиня Амвросия (Оберучева) вспоминала о монахе Викентии, о том периоде, когда Оптина Пустынь была закрыта, и братия жили на квартирах в Козельске. «Он вел жизнь весьма аскетическую, вполне монашескую, ни на кого не смотрел... смиренно нес крайнюю нищету» . Навестив ее во время тяжелой болезни, он принес ей рукопись схиархимандрита Агапита (Беловидова), составленную тем по благословению старца Варсонофия и заключавшую в себе краткие жития всех похороненных на скитском кладбище, где хотя бы несколькими слова­ми были выражены главные черты подвижнической жизни того или иного инока. «Нельзя было выбрать более под­ходящего чтения для меня, – вспоминала она, – нахо­дящейся на пороге смерти. Как я была благодарна ему за эту рукопись! Благодарю Господа, что Он, Милосердный, вложил ему эту мысль! Ходил отец Викентий на хутор к батюшке Нектарию... И так как не вполне надеялся, что его там примут, то он написал несколько кратких вопросов, оставил место для ответов, передал это батюшке Нектарию и получил собственноручные ответы. Эту записочку он приносил мне читать» . 18 августа 1930 года в городе Козельске были аресто­ваны сорок человек монахов и мирян и среди них монах Викентий. По-подвижнически открытый и к своим и к чужим, направляя все движения сердца горе, он, как про­зрачное стекло, не имеющее какого-либо пятна или порока, так впоследствии изложил путь своей жизни:

http://fond.ru/kalendar/1401/vikentiy/

Но Господь не оставил Стефана безутешным. В келью старца Иосифа перешел старец Нектарий, духовный сын старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Стефан остался при нем келейником и перешел под его старческое руководство. Отец Нектарий жил замкнуто, говорил притчами, загадками, с оттенком юродства. По глубокому своему смирению он старцем себя не считал и часто повторял: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик». Также говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. Пострижение в мантию с именем Севастиан – в честь мученика Севастиана Медиоланского – Стефан принял в трагическом 1917-м, когда рухнуло многовековое великое государство Российское. В ожидании неизбежно грядущих изменений тихо и незаметно продолжали жить в обители иноки Оптинские. До них уже доходили известия о закрытии церквей и монастырей и конфискации их имущества. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Однако еще несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Оставшиеся здесь в большинстве своем пожилого возраста иноки жили, каждый день и каждый час ожидая изгнания, ареста, тюрьмы, смерти… Но твердо решили не уходить из монастыря. Старец Нектарий оставался жить со своими келейниками в старческой хибарке и, изнемогая под бременем скорбей, продолжал принимать народ. В марте 1923 года он был арестован и выслан за пределы губернии. Во время ареста, когда власть требовала, чтобы старец Нектарий отказался от приема посетителей, ему явились в видении все Оптинские старцы и сказали: «Если ты хочешь быть с нами, не отказывайся от духовных чад твоих». И он не отказался. Первое время старец жил в 45-ти верстах от Козельска в селе Плохино. Затем перебрался в село Холмищи Брянской губернии. А отец Севастиан вместе с Оптинской братией жил в Козельске и часто навещал старца в его изгнании. За два месяца до окончательного закрытия монастыря в конце пятой недели Великого поста, в 1923 году, инок Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. В 1927 году был рукоположен в иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/3971.html

Разве не чудо, что после октябрьского переворота он почти полвека прослужил в Красной (Советской) армии, дослужившись до маршала, и многочисленные «чистки» не помешали ярко проявиться его таланту гениального военачальника?! И как человек, который повышал голос на Сталина, не был тайно убит в каком-нибудь подъезде? Как он после окончания войны не погиб под пудом сочиненных на него доносов? Как заставил всех с ним считаться после смерти Сталина? В книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души» Мария Георгиевна рассказывает о таком очень важном свидетельстве верующей души Жукова: «Лет пять назад было опубликовано мое “Письмо отцу”, в котором имелись такие строки: “Семилетней девочкой повез ты меня в Троице-Сергиеву Лавру. Из памяти стерлись подробности той поездки, но помню, что был большой церковный праздник. Так впервые я побывала у преподобного Сергия. Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: “Ты победишь”. Я иногда задумываюсь, кто же был тем Сергием, шепнувшим тебе в страшные дни 1941-го: “Ты победишь”? Откуда ты черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, ты, не колеблясь, сказал: “Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим”». Преподобный Нектарий Оптинский И вопрос: «Кто же был тем Сергием?» – не остался без ответа. Таким человеком, как стало недавно известно, был последний оптинский старец Нектарий. В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Отец Нектарий переехал в село Холмищи в тридцати верстах от Козельска. Он жил в доме крестьянина Андрея Ефимовича Денежкина. До самой смерти старца посещали люди. Знаменательно, что патриарх Тихон многие вопросы решал, советуясь с ним. После смерти старца в 1928 году хозяин вместе с семьей был репрессирован, дом же богоборцы сровняли с землей. О том, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил отец Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная). Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока тайна. Может быть, мы когда-нибудь узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что прославленный в лике святых последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет»».

http://pravoslavie.ru/692.html

Рассказывал, как привели однажды какого-то ставленника для принятия сана. И вот, проходит епархиальный совет. Ставленника спрашивают: где родился, где крестился, какая у тебя семья, как ты живешь и прочее. «Мы вопросы задаем, - рассказывал Владыка, - но чувствуем - что-то не то... И спрашиваю: - А как вашу супругу зовут? Он называет имя. Я говорю: - А вторую? Он называет имя второй. Ну, тогда все, собрание закончилось, ясно стало, что это не кандидат, а случайный человек. Однажды владыка Иосиф служил в Караганде. Там в то время было два храма: в Михайловке и в Пришахтинске. Так вот, в Михайловке храм был необычный. Преподобный Севастиан, последний Оптинский старец его построил. В годы гонений отца Севастиана сослали в Карлаг, а когда он из лагерей освободился, Оптина пустынь была закрыта. Куда ему ехать? И он понял, что воля Божия - здесь остаться. Батюшка стал служить в Караганде и построил этот храм, такой особенный. Власти безбожные разрешили ему построить церковь, но чтобы она была не выше обычного дома. А я однажды ездил в Болгарию, и там нас возили в Плевну, в один необычный храм, врытый в землю. Почему? Потому что турки разрешили болгарам построить храм не выше всадника на коне. И тогда я вспомнил Караганду, где в Михайловке тоже построили храм, как простой домик, но врыли в землю на метр. Снаружи - дом обыкновенный. А входишь - и просторно, и потолок высокий. И вот, шел семьдесят второй год, престольный праздник был в этом храме, народу битком. И дьякон такой старенький, немощный, возглашает ектенью об оглашенных, а его почти не слышно было. Я стою в храме и думаю: «Как же так, если ектенья об оглашенных, а такого дьякона никто не услышит, то и оглашенные не изыдут». И вдруг, рядом женщина бесноватая, как зарычит на весь храм: «Я, - говорит, - тебе изыду, я тебе так изыду, что сам отсюда выйдешь!» А служил владыка Иосиф. Он благодатным был человеком, люди получали помощь его молитвами, а бесы их не могли переносить. Я благодарен митрополиту Иосифу за то, что он повлиял на выбор моего жизненного пути и дал мне направление в Духовную семинарию. Поступить туда было трудно, в советские времена из Москвы и Московской области молодежь не принимали. А я в Сергиевом Посаде тогда жил, и чтобы поступить в семинарию, выписался из Посада и прописался в Казахстане. Поэтому Владыка мне дал рекомендацию. «Ну, - думаю, - рекомендация архиерейская, конечно, меня примут». Но не тут-то было! Я на одно ухо не слышу, и когда проходил медкомиссию, меня забраковали, хотя экзамены я сдал на одни пятерки. Что делать? Звоню Владыке. Он утешает: «Володя, не переживай. Я сам двадцать лет сапоги чистил владыке Арсению. Не переживай, ты обязательно поступишь, безо всяких сомнений». И действительно, меня оставили кандидатом, а потом зачислили в число студентов.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/04/...

П. Викторов”. 19.Митрофорный протоиерей Леонид (Леонид Матвеевич КУЗЬМИНОВ). Познакомился с Владыкой Гурием и его окружением во второй половине 40-х годов в Средней Азии, будучи совсем молодым человеком. Священническое служение начал в 1955 году. 25 лет служил в Успенском храме Ново-Девичьего монастыря в Москве, из них последние семь лет – настоятелем. В настоящее время – настоятель Никольского храма на Преображенской площади и настоятель Успенского храма на Чижевском Патриаршем подворье в Москве. В разные годы жизни занимал общественные и административные посты. Был членом Епархиального совета Московской епархии, секретарем хозяйственного управления Московской Патриархии. На протяжении всей жизни связан с духовными чадами Владыки Гурия. Очень много сделал для увековечивания памяти митрополита Иоанна (Вендланда) . 20.Митрофорный протоиерей Леонтий (Леонтий Яковлевич НИКИФОРОВ) и в настоящее время является настоятелем Преображенского храма в селе Нижние Прыски близ Оптиной пустыни. Он служит в этом бедном сельском приходе уже более 30 лет. В то время, когда Оптина пустынь была закрыта, двери его дома не закрывались для всех благочестивых паломников, желавших побывать в тех мостах, где возродилась на Руси благодатное Старчество. Бывал в это время у него и духовник Троице-Сергиевой Лавры Старец архимандрит Кирилл (Павлов) . Когда отца Леонтия наградили митрой, он в знак уважения подарил ее ему. Воспоминания отца Леонтия о том, как он установил новую металлическую ограду на могиле Старца Нектария, а также о некоторых духовных чадах этого Старца опубликованы в Житии Старца Нектария. 21.Иеросхимонах Феодосий (Иоанн ЧКАНА) родился в день Рождества Иоанна Крестителя 7 июля в 1881 году, а скончался в праздник Крещения Господня 6(19) января в 1969 году. Владыка Гурий (правящий архиерей) благословил ему явное ношение схимы и поручил постоянно стоять у мощей Святителя Феодосия Черниговского и исповедовать обращающихся к нему людей. В те годы гонений многие только ему могли поведать о той благодатной помощи, которую они получали от Святителя Феодосия у его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков). С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания. В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года. В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

http://patriarchia.ru/db/text/3235449.ht...

Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни: одному священнику предсказал место служения, инокине – то, что она поедет в Италию. Одна женщина пришла с сыном Димитрием, старец хотел благословить его иконой великомученика Димитрия Солунского, но вдруг сказал сам себе: «Нет, не то», – и благословил образом святого Димитрия Донского, имя которого и носил мальчик. Однажды пришел к старцу Анатолию попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощи. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить последние деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Прежде чем так поступить, решил сходить к старцу Анатолию. Старец благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось: по молитвам старца Господь помог ему и дом построить, и другим человеком стать. Как и все Оптинские старцы, отец Анатолий имел великий дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая страждущих, как правило, на источник преподобного Пафнутия Боровского или на могилку старца Амвросия или посредством какой-нибудь вещи. Одна духовная дочь старца рассказывала, что однажды батюшка с ней послал грушу ее брату. Она удивлялась, почему именно младшему, а когда приехала, оказалось, братишка очень болен и врачи говорят, что надежды мало. Брат стал есть грушу по маленькому кусочку и вскоре выздоровел. Другая духовная дочь рассказывала, как выздоровела, укрывшись подаренным батюшкой подрясником. Преподобному Анатолию суждено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств Оптинских старцев. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина Пустынь была официально закрыта. Монахов ссылали, арестовывали, издевались над ними. В 1919 году первый раз был арестован настоятель Оптиной отец Исаакий II. С каждым днем приходили всё более тревожные вести, страшные слухи. Старец при этом сохранял удивительное спокойствие, ободряя тем самым и монашескую братию.

http://pravoslavie.ru/63368.html

Стефан был больше привязан к брату Роману за его мягкий нрав и доброе сердце. Роман же избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь; он был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит и в 1908 году принял монашество с именем Рафаил. Радостным утешением для Стефана в зимнее, свободное от крестьянской работы время было посещать брата в Оптиной пустыни. Эти свидания оказали большое влияние на Стефана и он, возжелав стать монахом, вскоре тоже поступил в скит Оптиной пустыни. 3 января 1909 года он был назначен келейником к старцу Иосифу. Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника. Впоследствии он вспоминал о том времени: «Жили мы (еще один келейник) со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец очень любил Стефана, говорил, что он «нежной души». Но отец Иосиф был уже на закате своих лет и силы оставляли его. Он скончался 9 мая 1911 года. После кончины старца Иосифа в его келию перешел жить старец Нектарий, Стефан стал его келейником. Отец Нектарий также полюбил Стефана, называл его «благодатным». Так под старческим руководством духовно возрастал будущий исповедник веры отец Севастиан. Великая любовь к ближним, милосердие и сострадание привели его к тому, что он принял на себя бремя старчества в исключительно трудное для Русской Православной Церкви время. В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. В следующем году скончался от туберкулеза его любимый брат, монах Рафаил, приняв за день перед кончиной великую схиму. В 1918 году декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но до 1923 года монастырь продолжал существовать в качестве сельскохозяйственной артели. На пятой неделе Великого поста в 1923 году церковные службы были запрещены. В стенах Оптиной пустыни начала работать ликвидационная комиссия. Скит был также закрыт, на территории монастыря разместился музей. Большинство монашествующих, в их числе и отец Севастиан, перебрались в Козельск и близлежащие деревни. А в марте 1923 года был арестован старец Нектарий и выслан за пределы губернии. Отец Севастиан часто навещал старца в изгнании, а после его кончины в 1928 году стал служить, согласно старческому благословению, на приходе -- в Ильинской церкви города Козлова. Настоятелем Ильинской церкви был протоиерей Владимир Нечаев (отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима). Вскоре протоиерея Владимира арестовали. Тогда отец Севастиан, будучи еще совсем молодым человеком, взял на себя попечение об его семье: матушке Ольге и детях. Всю жизнь хранил в своем сердце любовь и благодарность к отцу Севастиану владыка Питирим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010