Особенную растерянность вызывали у советских богоборцев мощи, которые сохранились нетленными, например, тела святителей Феодосия Черниговского и Иоасафа Белгородского . В таких случаях атеистические агитаторы объявляли о «естественной мумификации», связанной с особыми метеоусловиями. Но осквернять останки при этом не забывали. Тело святителя Иоасафа, например, проткнули штыком, потом оно подверглось вскрытию и было выставлено в музее. Православные христиане тайно приходили помолиться святителю, и через некоторое время экспозиция была закрыта. В августе 1920 г. Наркомат юстиции издал циркуляр о ликвидации мощей. Множество святых останков было перенесено в запасники музеев, множество было утеряно. А в народе позднее говорили, что обрушившийся на страну голод 1921 г. – наказание за поругание святынь. Помимо удара по мощам атеистическое государство развернуло наступление и на другом направлении, уничтожая центры православной духовности – монастыри. Кощунственный процесс ликвидации обителей начался в 1918 г. Некоторые из монастырей сразу приспосабливались государством под свои нужды, в Московском Новоспасском монастыре был, например, уже в 1918 г. устроен концлагерь. Такая же судьба ждала Александро-Свирский и чуть позже Николаевский Верхотурский и Пафнутьево-Боровский монастыри. Наиболее известный и страшный из советских концлагерей был устроен в Соловецкой обители. В 1919 г. был превращен в музей Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В том же году были закрыты Николо-Бабаевский монастырь и Троице-Сергиева пустынь под Петроградом. В 1920 г. Совет народных комиссаров, несмотря на просьбы верующих, посягнул на главную русскую святыню – Троице-Сергиеву лавру. В ней был устроен музей, но постепенно здания храмов и других строений были приспособлены под жилые дома, предприятия и организации. В течение следующих лет ленинского правления были закрыты и поруганы Глинская, Курская-Коренная и Смоленская Зосимова пустыни, Успенский Святогорский, Иосифо-Волоцкий, Суздальский Покровский, Шамординский монастыри. Некоторые обители, как правило с сильными традициями духовничества, смогли в этот момент избежать полного разорения и выжить под видом «трудовых коммун» или «сельскохозяйственных артелей». Таковыми считались, например, Киево-Печерская лавра, Оптина пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Троице-Одигитриева Зосимова пустынь и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К осени 1917 года в связи с напряженной обстановкой в России, когда всё более и более активизировались разрушительные безбожные силы, в Оптиной, как и вообще во всей стране, начались трудности, не стало хватать даже хлеба. На каждого брата выдавался в день лишь один фунт (400 граммов) хлеба. После революции отняты были у обители «дачи» (где содержался скот) и угодья. 10/23 января 1918 года Оптина Пустынь – в ряду других монастырей – была официально закрыта новым правительством. На ее базе образовали сельхозартель. В апреле 1918 года скитоначальник о. Феодосии благословил всю территорию Скита превратить в сад-огород. Садовник и канонарх рясофорный монах Павел назначен был устроителем этого дела. «С несколькими послушниками и рабочими, – пишет летописец, – он занялся перекопкой годной для посадки овощей земли сада». По замыслу о. Павла, каждый клок скитской земли, зараставший прежде травой, должен быть переработан и использован. Скит, по его плану, должен стать в годины, когда рушится почти всё культурное в Отечестве, сметаемое бешеным ураганом революции, – стать одним из маленьких очагов сельскохозяйственной и садовой культуры. «В саду непрерывно, – продолжает летописец, – под руководством о. Павла, в истинном смысле слова прогрессиста в своем деле (руководящегося в садоводстве и огородничестве последними научными данными), идут непрерывно работы. Вскапываются целины, десятки лет произраставшие бурьян, прежде вскопанные участки снова перекапываются… По плану производится посадка новых яблонь». Отец Павел сажал не только яблони, но и вишневые деревья, ягодные кусты, стараясь добыть саженцы и хорошие семена. Все трудности монастырские того времени он пережил, а в 1923 году вместе с настоятелем и братией переселился в Козельск Отсюда Господь привел его неизвестными для нас путями в московский Свято-Данилов монастырь. «Он переехал туда, – вспоминает м. Антония, – и прожил там 6 лет. В это трудное для Русской Православной Церкви и всех верующих людей время Данилов монастырь оставался одним из немногих действующих монастырей. Поэтому он стал пристанищем для многих монашествующих, архиереев, архимандритов. О. Петру (монашеское имя Павла Драчева) приходилось жить в склепе, который он вырыл, устроил своими руками. Впоследствии он вспоминал: “На праздник Преображения в Даниловом монастыре в то время служило 150 архиереев”. После ссылки ни одного из них он больше не встречал нигде». Настоятелем Данилова монастыря с 1917 по 1950 год был епископ Феодор (Поздеевский) . В 1930 году обитель эта была закрыта, насельники частью разогнаны, частью отправлены в лагеря и на ссыльное поселение. Иеродиакон Петр пошел по этапу в Архангельск, где ему назначено было поднадзорное жительство в районе города Пинеги.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никон Оптинский, прп. - житие Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь». Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством». 9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью. В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года — в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха. После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии.

http://pravicon.com/info-3067

Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограбления её и закрытии, старалась жить мирно и тихо — однако, уже 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен Музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни. В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ:«На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввласгью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера». Его приговорили к 7–летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылки он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать.«В заключении я был, — вспоминал батюшка, — а посты не нарушал. Если дадут какую–нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Разделы портала «Азбука веры» Павлович Надежда Надежда Александровна Павлович родилась 17(30) сентября 1895 года в Лифляндии, в местечке Лаудон, на территории теперешней Латвии, в семье мирового судьи. Окончив в 1912 году в Пскове Александровскую гимназию, она публикует первые свои стихи в местной газете “Псковская жизнь”, затем учится в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой. В это же время знакомится с В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими, печатается в газетах, журналах и альманахах той поры. В 1921 году Господь приводит ее в Козельскую Оптину пустынь. Здесь впервые видит она замечательного оптинского старца иеросхимонаха Нектария. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению батюшки Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея. Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что “скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя”. В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное, как могла, в те страшные для Православия годы: в конце 20х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. До последних дней, будучи в преклонном возрасте и неизлечимо больной, ездила она по бездорожью, добираясь на попутках в близкую сердцу Оптину, доказывала в Министерстве культуры, перед калужскими и козельскими властями, что охрана Оптиной пустыни не должна остаться лишь формальным решением на бумаге, что необходимо начать ее действительную реставрацию. Но настоящего возрождения Оптиной пустыни — возвращения величайшей отечественной святыни Русской Православной Церкви — ей уж не довелось увидеть. Она отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Т.Н. Беднякова Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 968  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/1/poeziya/pavlo...

Господи, упокой душу схимонахини Серафимы, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Схимонахиня Серафима (Бобкова) (1885–1990 гг.) Жизнь схимонахини Серафимы (в миру Ирина Бобкова) неразрывно связана с Оптинскими старцами и с Казанской Свято-Амвросиевской пустынью 62 . Даже когда обитель закрыли она жила надеждой, что наступит день, когда обитель откроют, и она сможет туда вернуться. (Незадолго до смерти Оптинский старец иеромонах Никон предсказал, что ей единственной из всех сестёр суждено вернуться в Шамордино, чтобы прожить остаток своих дней в родной обители.) В пятилетнем возрасте Ирина удостоилась получить благословение преподобного Амвросия. Её духовным отцом был Оптинский старец иеромонах Никон (Беляев) (1888–1931 гг.). В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий II, отслужив последнюю соборную Литургию в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, передав ключи от него иеромонаху Никону, благословил его служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать верующих, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев. В августе 1923 года на праздник Преображения Господня Казанский храм был закрыт, и двери его были заколочены досками. После закрытия храма иеромонах Никон продолжал ещё несколько лет духовно окормлять сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Старец Никон продолжал жить в Оптиной и принимать всех нуждающихся в его духовной помощи. В это время в Оптиной, кроме оставленных при музее монахов, жило немало монахинь, работниц бывшего монастырского скотного двора, а также некоторые шамординские сестры, работавшие в больнице и других учреждениях. Большинство этих монахинь были духовными детьми старца. Когда храм закрыли, они стали собираться в одну келью, чаще всего в больничную кухню. Старец Никон служил всенощные бдения. Одна из последних всенощных, совершенных им в Оптиной Пустыни, состоялась 15 июня 1924 года, под день памяти преподобного Тихона Калужского. После всенощной старец предупредил сестёр, что через несколько дней он должен будет оставить Оптину Пустынь. Многие заплакали, а он, обратясь к ним, сказал: «Вот, чудесненькие! Ведь я – монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин пострижения на деле, а не унывать…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 г., скончался в Оптиной Пустыни 22 апреля 1908 г. схимонахом. О появления в Оптиной Пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: “Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят»”. Преподобный Исаакий пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 г. и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. 17 декабря 1897 г. послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. 7 июня 1898 г., он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха. 30 августа 1913 г. старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. В “Ле­тописи скита” говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года. 23 января 1918 г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом “сельскохозяйственной артели”. Весной 1923 г. обитель перешла в ведение “Главнауки” как исторический памятник. Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием. В августе 1929 г., после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. В январе 1930 г. заключенные были сосланы, преподобный Исаакий — в город Белев Тульской области. В 1932 г. его вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца. Священномученик Исаакий был ложно обвинен, но остался тверд в своей правоте, отрицая все наветы. Обвинительный акт был вынесен 25 декабря 1937 г. Белевским НКВД. Затем в Туле “тройка” 30 декабря 1937 г. вынесла приговор — расстрел. Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

«Живи просто, по совести. Помни всегда, что Господь видит все, а на остальное не обращай внимания», – преподобный Анатолий (Потапов). «Главное – остерегайтесь осуждения близких», – преподобный Нектарий (Тихонов). «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет нашей жизни», – преподобный Никон (Беляев). «От креста своего не побегу», – преподобный Исаакий (Бобриков). Первым старцем, основателем оптинского старчества при деятельной поддержке братьев Путиловых – преподобных Моисея и Антония – был преподобный Лев (Наголкин; 1768 – 1841). Последний Оптинский старец преподобный Исаакий (Бобриков; родился в 1865 г.) принял мученическую кончину в 1938 году – по приговору «тройки» он был расстрелян тульским НКВД. В годы старчества отца Макария (1834–1860) и отца Амвросия (1860–1891) небывалый интерес к Оптиной Пустыни пробуждается у русской интеллигенции. Среди паломников того времени – великий князь Константин Романов (известный поэт К. Р.), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, супруги Киреевские, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. А. Нилус, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, А. М. Жемчужников (Козьма Прутков), А. Н. Апухтин и другие известные деятели русской культуры. Несколько раз был здесь и Л. Н. Толстой. В начале февраля 1917 года Оптину Пустынь посетил великий князь Дмитрий Константинович, который записал пророческие слова старца Анатолия: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма» «явлено будет великое чудо Божие… – все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным». Перед революцией в обители было около 300 монахов. Декретом СНК РСФСР от 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, большинство монахов изгнано. Многие из них вскоре были арестованы, сосланы, погибли в лагерях… За следующий 1919 год на военную службу были насильно мобилизованы 60 иноков. В 1922 году был арестован старец Нектарий. После скорого освобождения советские власти запретили ему принимать посетителей, но до самой своей кончины старец окормлял и поддерживал своих духовных чад, среди которых были художник Л. Бруни и актер М. Чехов. Старец Нектарий также предсказывал, что Россия воспрянет и станет богата – не материально, но духовно.

http://pravoslavie.ru/2629.html

В начале империалистической войны Михаила Ежова вместе с другими молодыми послушниками мобилизовали на фронт. После всех войн, когда Оптина пустынь была закрыта, Михаил жил в миру и стал специалистом по промышленной переработке сельскохозяйственных продуктов. Интересующее нас свидетельство приведем со слов его дочери Любови Михайловны Ежовой 644 . «Отец Михаил, когда еще не был священником, в 1948 году был направлен в правительственную командировку (на министерском уровне) в Сыктывкар строить завод по переработке ягод. Был он там недолго. Ходил в местную церковь и знаком был со старостой храма. Однажды приехал архиерей из Архангельска. Их староста познакомил. Архангельский архиерей, поговорив с отцом, вдруг и спрашивает: «Михаил Михайлович, а Вы не думаете священником стать?» Тот отвечает: «Что Вы! Ведь я очень мечтал давно, раньше, в царское время об этом. Но если нет духовенства в роду, то ты хоть десять академий окончишь, все равно ты будешь преподавать, а священником стать не можешь». – Ну, теперь-то не царское время. – Если бы только было можно! – Ну ладно. Попили чаю и разошлись. И видит архиерей сон. Пришла какая-то монахиня и говорит: «Я – Сарра, без ног. Скажите Михаилу Михайловичу, пусть он сейчас же бросает свою карьеру и едет принимать священство. Иначе его посадят, и он не выйдет из тюрьмы никогда». Архиерей как проснулся – к старосте: – Давай его искать, где он? – Да он большой завод строит. Архиерей нашел Михаила Михайловича и рассказал свой сон. Архиерей ничего не знал о матушке Сарре, и разговора с ним никогда о ней не было. Михаил Михайлович перекрестился и говорит: – Ну уж если матушка Сарра приснилась и сказала: “Я Сарра”, – значит, должно быть тому. И Михаил Михайлович поехал в Архангельск, и его посвятили в священника. Ему ведь было старцем Варсонофием и матушкой Саррой предсказано, что он будет священником. Старец Варсонофий говорил ему: “Помни 29 августа, у тебя будут такие знамения, так что ты помни это число”. И как раз 29 августа (на праздник Нерукотворного Спаса по н. ст.) 645 его посвятили в диаконы, а 30-го рукоположили в священники. Ну а полную службу он преотлично знал всю. Из Архангельска он приехал уже священником. Много раз потом отец Михаил переезжал на новое место, восстанавливал храм 646 , и его переводили снова на новое место».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Тесную связь с отцом Варсонофием и сестрами имел митрополит Николай (Ярушевич), в то время епископ Петергофский (1892 – 13 декабря 1961). Они знали его по Александро-Невской Лавре, очень любили и уважали. Сердечными, радостными были встречи с ним в дни памяти преподобного Серафима. Совершаемые им богослужения и глубокие проповеди запали в души сестер. Игумения Серафима говорила, что духовное, молитвенное общение с ним у нее не прекращалось до самых последних дней жизни владыки Николая. С 1930 года у отца Варсонофия начала проявляться болезнь Паркинсона. У него она выражалась в замедленности движений. Чтобы совершить проскомидию, ему, в конце 1931 года, даже при небольшом чтении записок о здравии и о упокоении, требовалось около часа. И Господь даровал болящему дивного помощника в лице его друга иеромонаха Варнавы (Василий Семенович Клыков; 1875 – 26.03.1938). Познакомились они в 1914 году в Оптиной пустыни. Отец Варнава был тогда келейником Оптинского старца Анатолия (Потапова), а Владимир Сергеевич Верёвкин – его любимым послушником. В 1924 году иеромонах Варнава, когда Оптина пустынь была уже закрыта, переехал в Стрельну, в Троице-Сергиеву пустынь. С конца 1920-х годов он стал часто приезжать для совершения богослужений в Старый Петергоф. Сестры познакомились с ним, очень его полюбили. Он был хроменький (ходил на протезе), и они, увидев его приближавшимся к их дому, всегда выбегали навстречу. Он ласково приветствовал их: «Детки мои». Запомнились и такие его слова: «Трудитесь, молитесь, не расходитесь». И отцу Варсонофию и отцу Варнаве было открыто, что всем им выпадет пострадать за Христа. И они заранее готовили отца Нектария и сестер к исповедническому пути. У них были готовы маленькие узелочки на случай их ареста. В конце 1931 года сестра Нина Яковлева прямо спросила отца Варнаву, когда их арестуют. Он ответил, что произойдет это после её именин, т. е. после 27 января 1932 года. Так оно и случилось. Всех арестовали в одну ночь – 18 февраля 1932 года, в день памяти святителя Феодосия и иконы Божией Матери «Взыскание погибших» 7) . Архимандрит Лев, архимандрит Варлаам, архимандрит Вениамин и игумен Варсонофий получили по максимуму – десять лет лагерей с конфискацией имущества. Сестру Нину Яковлеву отправили на три года в Казахстанский лагерь близ Алма-Аты. Настю Заспелову, Шуру Литовченко, Елену Белову выслали в Казахстан на три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010