Связь светской культуры с монастырем необычайно важна для русской культуры XIX и начала ХХ века: это и Оптина Пустынь для Гоголя, Достоевского и Соловьева, это и Гефсиманский скит, где подвизался старец Варнава, к которому приезжает даже государь. Это и Зосимова Пустынь в Арсаках, куда в начале ХХ века устремляется русская интеллигенция к старцу Алексею, который впоследствии провидчески выберет патриарха Тихона, своей рукой достанет избирательный шар. И это все сложный процесс взаимодействия светской и духовной культуры. Одну из своих статей я назвал " В тени Парнаса и Афона " . Можно сказать, что вся русская культура в некотором смысле находится «в тени Парнаса и Афона». Духовные влияния являются здесь определяющими, они являются главными. Афон выполняет для нас роль, сходную с Платоновской академией для Античности. Мы достаточно поздно приобщились к эллинской философии и гуманитарной культуре потому, что Византия, которая передавала нам эти традиции, прежде всего, пеклась о том, чтобы перевели Евангелие, перевели Литургию, перевели богослужебную и аскетическую литературу. Но, тем не менее, гуманитарная линия тоже существует. И вот в их здоровом сочетании, в их здоровом взаимодействии и развивается органическая русская культура: русская философия, русская классическая литература, русская музыка - три великих целостности, которыми наша страна может гордиться как мировым достоянием. И сегодня, конечно, мы не случайно себе эти вопросы задаем, потому что мы все чувствуем, мы ощущаем, мы отдаем себе отчет, что с нами не все в порядке. Не потому, что не происходит церковного возрождения, не потому что не возрождаются монастыри, не потому, что паломники наши не отправляются на Афон, все это есть. И паломническая служба " Радонеж " каждую неделю отправляет свои паломнические делегации на Афон. Но то, что происходит в нашей публичной культуре, то, что происходит в нашей светской культуре, вызывает тревогу. И с чем это связано? Сергей Евгеньевич Щеблыгин, президент Фонда Андрей Первозванного сказал, что нам сегодня противостоит варварство, которое осуществляет свой натиск на цивилизацию и культуру. Можно сказать так, но можно сказать еще хуже, что цивилизации Духа противостоит сегодня цивилизация антидуховная, цивилизация инверсивная, цивилизация извращенная. Она все-таки цивилизация, потому что она пользуется Интернетом, она пользуется высочайшими достижениями технической культуры, она очень рациональна, она очень логична, она очень агрессивна, и она несет в себе «дух злобы богопротивной». То есть, идет столкновение, война двух цивилизаций. На чем же они основаны, что является их фундаментом?

http://pravoslavie.ru/57534.html

Оптина и Зосимовы пустыни в средней России, и многие другие. Некоторые из них оказывают влияние на всю Россию. Сколько народа всякого звания еще на наших глазах приезжало в Оптину пустынь к старцу о. Амвросию и большинство из них, по их собственным словам, получали от него нужную им помощь! Мне хорошо также известно, что, наприм., Зосимову пустынь, верстах в 30 от Сергиевой лавры, немало посещает людей вполне интеллигентных с большой духовной пользой для себя. Разве можно было бы уничтожить все подобные монастыри? Ведь это значило бы изуродовать русскую жизнь и совершить насилие над русским народом по отношению к удовлетворению им своих лучших и сокровенных духовных потребностей. Таким образом вопрос о монастырях вовсе не сводится к вопросу о монахах, как стараются думать многие. Монастыри в России существуют не только для монахов, но составляют и общее народное достояние, которое мы должны оберегать ради духовных интересов русского народа. Что же касается монашества, то я отнюдь не утверждаю, что относительно его все обстоит благополучно? Нормальное состояние монастырей требует развития их как учреждений и как монашеских общин. Но к сожалению, с монахами вообще, по-видимому, произошло то, что с гениальной прозорливостью предвидел еще св. Антоний Великий 1500 лет тому назад. «Придет время, сказал он с воздыханием и слезами своим ученикам, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, по голым, чуждым добрых дел, соответствующим знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Это сознавалось и высшими сферами, где, одновременно с предложениями об отставке А.Н.Волжина, высказывались проекты о назначении меня то его заместителем, то Товарищем Министра Внутренних Дел, но где уже совершенно исключалась возможность назначения помощником А.Н.Волжина. А.Н.Волжин, по-видимому, об этом ничего не знал, как не знал и того, что, если должность второго Товарища Обер-Прокурора и будет учреждена, и я буду назначен на эту должность, то это случится лишь после его отставки. Своим противлением воле Монарха и неискренностью, А.Н.Волжин окончательно поколебал свое служебное положение не только в глазах Их Величеств, но и в глазах высшего общества, мнением которого особенно дорожил. Как он ни старался исправить ошибку и наверстать потерянное время, как ни спешил с учреждением должности и как, по-видимому, искренне ни хотел, на этот раз, ускорить мое назначение и тем вернуть утраченное доверие Их Величеств, но было уже поздно… Ускоряя мое назначение, А.Н.Волжин ускорял одновременно и свою отставку… Я удивленно смотрел на А.Н.Волжина, когда он поздравлял меня “своим” Товарищем, ибо знал, что таковым никогда не буду, как знал и то, что дни А.Н.Волжина на Обер-Прокурорском посту уже сочтены. Из Петербурга я уехал в Оптину пустынь. Глава XXX. Оптина пустынь. Старец Анатолий Когда человек ближе к Истине?.. Тогда ли, когда его жизнь протекает плавно и ровно, без внешних ударов и потрясений, и он, спокойный и уравновешенный, оценивает окружающее сквозь призму реальных фактов, не задумывается над вопросами бытия, не страдает от неразрешимых противоречий жизни, не заглядывает в потусторонний мир?.. Или тогда, когда под влиянием несчастий и страданий, выбитый из колеи жизни, примиряется со своим уделом, отворачивается от земных задач и целей и стремится ввысь, обращая взоры к Богу? У кого правда, у реалиста или у мистика?! Для меня никогда не существовало сомнений в том, что правда у последнего. И поэтому, что ближе всех к Богу – дети, а между ними нет реалистов. Все дети – мистики, все они тянутся к Богу, как цветы к солнцу; все бессознательно влекутся к небу и одинаково протестуют против попыток горделивого ума разрушить волшебный замок мистицизма, где все иначе, чем на земле, где живут ангелы, поющие славу Богу, где нет ни зависти, ни злобы, где говорят ангельским языком, и над всем и всеми царствуют небесные законы и Вечная Любовь.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Мария Семеновна с детства была слабым ребенком. «Сытый голодного не разумеет» – так и братья не могли понять, почему Маша не участвует в их играх и уходит в дом или в тень от яркого солнца. Мать тоже недоумевала, а у девочки темнело в глазах. Понимала ее только няня и часто брала в храмы Оптиной Пустыни. «Душа по природе христианка», – и еще ребенком Маша поняла всю сладость душевного покоя при благоговейно строгом монашеском богослужении. Весь облик и уклад древней обители наполняли отрадой и согревали детское сердце. Няня не утомляла свою воспитанницу долгим стоянием, разрешала выходить ей во двор. Иногда Маша гуляла по двору одна и собирала такие красивые опавшие осенние листья. С возрастом она стала понимать и обаяние самой службы. Она много слышала о помощи старцев приходившим к ним людям. Однажды, когда няня привела Машу к Скиту для благословения, старец, благословляя ее, сказал: «Слабенькая, но Господь поможет ей». Мать была с Марией Семеновной до конца своей жизни (она умерла в 93 года), но не разделяла ее религиозных взглядов, вернее, просто многого не понимала. Так, однажды, проходя с детьми по лестнице от Святых врат до колокольни Оптиной Пустыни, в одной из палаток она увидела бусы, которые ей понравились. Зинаида Александровна купила их и надела Маше. Потом девочке объяснили, что это не бусы, а монашеские четки. Как дочь умершего священника Машу взяли в епархиальное училище на казенный счет, даже на каникулы мать не всегда брала ее домой. Задушевных подруг у нее не было, одевалась она хуже других. Гулять по городу их водили парами, и вместо этих чинных прогулок Маша предпочитала оставаться дома и читать все, что у нее было. Теперь она уже сознательно прибегала к молитве при всех невзгодах одинокого среди людей человека. В 1917 году Мария Семеновна окончила Козельскую гимназию и стала учительницей начальной школы. Когда Оптину Пустынь сделали музеем, она перешла туда на службу. Там же и жила, писала пейзажи. До 1927 года работала в музее «Оптина Пустынь» в должности заместителя директора. Когда музей закрыли, в Скиту был организован детский дом, в котором Мария Семеновна стала работать воспитательницей. Водила детишек к колодцу преподобного Пафнутия Боровского и окунала их по одному, как крестила; проходящие бабы на нее ругались: утопишь, мол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Монах Евгений Глинский: (Память 12 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 78–86. Глинский монах Евгений. О нем: Подвижники Глинской пустыни (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Глинский иеромонах Евграф, подвижник: (Память 12 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 859–860. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. 24 с. Глинский подвижник схимонах Евфимий: (Память 7 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 205–220, портр. Глинский монах Евфимий. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1908. С. 10. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58–59. Пивоваров Борис, прот. Памяти митрополита Зиновия//Там же. С. 60–62. Иеромонах Иассон. О нем: Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Одесса, 1909. С. V (предисловие). Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 52; Курские епархиальные ведомости. 1892. 47. С. 73; Церковные ведомости. 1905. 1. С. 15; 1906. 18. С. 217. Глинский монах Игнатий трудолюбивый: (Память 24 августа)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. 2. Июль-дек. М., 1912. С. 99–101. Глинский монах Игнатий кроткий, братолюбивый. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. М., 1887. 274 с., илл.; То же. 2-е изд. М., 1906. 274 с., илл. Старец схиархимандрит Илиодор: (Память 28 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Июнь. М., 1908. С. 369–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Раба Божия Мария – болящая (Память 21 августа). В селе Старикове Путивльского уезда, Курской губернии жила Мария «болящая», о которой сохраняется в народе память, как об истинной рабе Божией и прозорливой. В доме родителей Мария вела благочестивую жизнь. 19 лет ее выдали замуж. Чрез 1 ½ года мужа взяли в солдаты. Мария стала жить у своих родных и заболела расслаблением. Сначала даже отец и мать не верили болезни. Спустя некоторое время, у Марии стало сводить на руках пальцы поодиночке. Палец покраснеет, заколет и сведет. Так у нее свело все пальцы вместе. Прослужив 15 лет в военной службе, муж возвратился на родину и взял Марию к себе. Во время отлучки его на работы, Мария несколько дней оставалась без присмотри и без куска хлеба, потому что и родным надоело за нею ухаживать. Это заставило Ивана, – так звали мужа Марии, построить отдельную хату. – На ночь он стал возвращаться с работы, чтобы присмотреть за расслабленною женою, напоить ее и накормить. Когда необходимо было, он носил Марию на руках и говорил: «Бог дал, надо терпеть». Прошло более десяти лет, и добрый труженик, поручив больную жену Матери Божией, скончался. Для Марии настала более скорбная жизнь; со смертью мужа у нее совершенно отнялись ноги и стали сильно болеть, не давали покою ни днем, ни ночью; ходить и лежать она не могла, все сидела. Когда ее насильно положат, она через пять минут кричала от боли и просила поднять. – Потом приучилась терпеть, лежала на одном боку 2 года; а затем, могла ложиться и на другой бок. Прискорбность жизни увеличивалась еще и от того, что у болящей не было при себе прислуги, некому было ее посадить, положить или повернуть. Служили расслабленной приходящие посторонние люди. – Долговременная болезнь предочистила страдалицу для особой благодати Св. Духа-Утешителя скорбящих и болящих. К ней стали приходить и спрашивать совета. Болящая Мария не отказывалась сказать слово на пользу. Многие убеждались, что духовными очами Мария видела прошедшее и будущее. Кончину свою она так же предузнала за 3 дня. В августе месяце 1893 года ее привезли в Глинскую пустынь и напутствовали Св. Тайнами. 21 числа августа Мария переселилась в иной мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, которых так много было у нее во время шестидесятитрехлетней земной жизни, из которых более 40 лет она была расслабленной. Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но со временем стало приходить понимание того, что настоящая любовь и служение — это дать человеку возможность стать тем, кем он хочет. Не терпеть, а любить и уважать его выбор, его дело. Все трое наших детей родились в общежитиях. В разных. И вот нас в очередной раз попросили из очередного общежития. Тогда мы отправились в паломническую поездку в Оптину Пустынь . Я все время думала, что мы не так что-то делаем, раз Господь медлит решить наш жилищный вопрос. Стала делиться своими мыслями с монахом. Он задумался. Потом поднимает голову и спрашивает: «А муж-то чем занимается?» Я отвечаю: «Он кандидат филологических наук. Но в школе продолжает работать. Детей учит русскому языку и литературе». И тут монах радостно так говорит: «И при этом вы думаете, Господь вас оставит? Никогда не оставит». Оптина пустынь Я в то время уже начала унывать , но этот разговор меня очень укрепил. Вопрос с жильем со временем действительно решился чудесным образом. Теперь я понимаю, Господь действительно не оставляет. Муж продолжает заниматься любимым делом. Стал кандидатом филологических наук, преподает в Традиционной гимназии и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Был признан учителем года столицы, лауреатом премии правительства Москвы в области образования. То, что я защитила докторскую, заслуга мужа. Он дал мне возможность заниматься наукой. Дети Когда я заканчивала школу, выпускники заполняли анкеты, в которой был такой вопрос: «Каким ты себя представляешь через 20 лет?». Я полушутя написала: «Буду кандидатом наук и многодетной мамой». Тогда все пожалели мою маму. Решили, что кандидат наук переложит на нее вопросы воспитания детей. Но мы с мужем справились без помощи бабушек и дедушек . Старшая дочь Аня долго была единственным ребенком в нашей семье. Это был период наших скитаний по общежитиям. Шутили по этому поводу: «Мы в неволе не размножаемся». Завели котенка. Это отдельная история. Как-то я увидела симпатичных персидских котят на рынке. Спросила, сколько стоят. Оказалось? сумасшедшие деньги – сумма, равная моей стипендии за год. Неожиданно, месяца через два, нам подарили такого персидского котенка.

http://pravmir.ru/lyubov-i-filologiya-is...

Смерть любимого старца вызвала в его преданном ученике, будущем великом старце Варсонофии, нижеследующие бесхитростные стихи, как бы запечатлевшие надгробный плач погребающей своего старца осиротевшей братии: Он как ангел небесный служил, Полный веры, пред Господом Сил, Как светильник горя среди нас!… Все мы помним торжественный час, Когда в схиму его облачили И с слезами во гроб положили, И почтили молитвенно память его, Песнь воспевши над ним погребальную, Песнь святую и грустно-прощальную: «Упокой, Христе, душу раба Твоего, Со святыми, где нет воздыхания, Ни болезни, ни гласа стенания, Всеблаженная жизнь безконечная!» О, возлюбленный, Авва родной, Верим мы, что чистой душой, Совершивши путь истины правый, Предстоишь ты пред Господом Славы В вечном свете небесных обителей В лике Его верных служителей! Нас, истомленных душевной борьбой, Помяни ты в молитве святой. Письма Старца Анатолия Краткое жизнеописание старца Анатолия, нами предложенное, не может охватить всего его образа и хотя бы отчасти передать тот светлый, пасхальный дух, отличительные черты, которые были присущи старцу. Благоухание этого духа сохраняют его письма, главным образом к монашествующим сестрам, подвизавшимся в целом ряде монастырей шести епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской и, может быть, и других. Все эти монахини, по благословению о. Амвросия, обращались к о. Анатолию за духовным руководством. Конечно, еще до возникновения переписки, все эти монахини стремились лично побывать в Оптиной Пустыни, в скиту, в батюшкиной «хибарке», чтобы раскрыть перед ним свою душу, чтобы сообщить о горестях и немощах, о тягости борьбы со страстями и о несправедливости со стороны людей, но иной раз горечи монашеского жития. Старец все выслушает, успокоит, обласкает, добродушно пошутит, а иной раз строго, но с любовью укорит, даст нужный совет, снабдит полезной книгой и отпустит с миром восвояси. Но не всегда возможна поездка в Оптину Пустынь. И вот возникает письменное общение со старцем, достигавшим до 200 и больше писем в сутки, получаемых им, конечно, не только от одних монахинь. И на них старец отвечает помимо ежедневного приема посетителей и круга церковных служб и монашеского правила. Пишет он языком в высшей степени ясным, простым, задушевным, увлекательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

С приложением избранных поучений его. Сергиев Посад, 1908. Ераст [Вытропский], иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.)//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Ефрем (Кицай), епископ. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , его жизнь и пастырское служение. Киев, 1999. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова . М., 2002. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство. Мученичество в жизни Церкви. Оптина Пустынь, 2003. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910. (См. жизнеописания преподобных Оптинских старцев и подвижников благочестия по датам их памяти.) Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин) . Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22. Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 23. Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 24. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). 25. Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). 26. Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 27. Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 28. Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 29. Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 30. Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского. 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). 31. Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). 32. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы). 33. Житие священномученика архимандрита Исаакия. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 34. Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков). Б. м., 1991. 35. Ильинская А. Мученики и исповедники. Судьбы оптинской братии и шамординских сестер в годы советской власти//Журнал Московской Патриархии. М., 1991. 36. Ильинская А. Страницы жизни шамординской схимонахини Серафимы//Литературная учеба. М., 1990. Кн. 5. 37. Иоанн (Маслов), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. 38. Кавелин Л. [впосл. архимандрит Леонид]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Свято-Введенская Оптина пустынь, б. г. 39. Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губернии при с. Шамордине и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Шамордино, 1908.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010