архиепископ Макарий (Догматическое Богословие) Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой , – единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ). Святость Святость Божья ( Ис.6:3 ) выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру. Благость Благость Божья ( Пс.144:9 ) есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе — беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями. Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д. Праведность Праведность Божья ( Втор.32:4 ) состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам. Свойства чувств (ощущений) Божьих Любовь Божественная любовь проявляется в вечной безграничной любви Лиц Пресвятой Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем творениям (даже ко грешникам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь ( 1Ин.4-8 ), способствует проявлению любви в тех из Своих созданий, которые обладают способностью любить. Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это событие Божественных Ипостасей , пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника .

http://azbyka.ru/bog

2. Однако [короткий] промежуток времени (ибо ты скорее желаешь получить наш ответ) не позволяет того, чтобы дать подходящее изложение о вере, да и столь велика задача этого исследования, что и многими словами она едва может быть исполнена. И ведь ты не потребовал такого наставления в вере, чтобы ты мог отличить одну какую-либо ересь, против которой в особенности было бы направлено усилие нашего исследования, но ты с неопределенностью добиваешься [общего] определения веры и хочешь, чтобы оно было изложено кратко. Вне сомнения, ты видишь, насколько нам невозможно полно изложить такую вещь, с которой мы не могли бы справиться, даже если бы у нас был больший промежуток времени и такой талант, что мы могли бы написать много сочинений о том, чего ты от нас добиваешься. Но Богблизок ко всем призывающим Его в истине (Пс 144:18), и Бог совершает завершающее и краткое слово на земле (Рим 9:28) 4 . Поэтому я надеюсь, что — как тебе Он дал святое беспокойство о Его вере, так и мне Он даст подходящую возможность, чтобы я послужил доброму и похвальному твоему желанию. Так что даже если я и не смогу сказать всего, откуда можно было бы узнать всякое еретическое заблуждение, дабы его, уже известное, можно было бы или победить, или избежать; но я, во имя и с помощью Святой Троицы, Которая есть Единый истинный и благой Бог, скажу то, в чем по большей части содержится смысл кафолической веры без какой-либо тьмы заблуждения. Помня об этом, ты сможешь также обнаружить и избежать многого, что даже и не обсуждается в этом труде специальным исследованием, однако из того, что здесь в общем и целом излагается, пусть станет видно то, что неверующие люди желают нашептать на уши верующим, — не передаваемое правилом Божественной истины, но выдуманное нечестием человеческих заблуждений. Глава 1. (§ 3–4) 3. Итак, в каком бы месте ты ни оказался, согласно правилу, данному повелением нашего Спасителя, знай, что ты крещен во единое имя Отца, Сына и Святого Духа, и тщательно и без сомнения храни всем сердцем, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, то есть Святая и Неизреченная Троица, есть единый Бог по природе, о Котором говорится во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4). А также: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор 6:13) 5 . Однако, мы говорили, что есть Единый Бог (единственный и истинный Бог по природе), Который не только Отец, не только Сын и не только Дух Святой, но одновременно — Отец, Сын и Святой Дух. И следует остерегаться не столько [того], что Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог (это относится к природному единству), что мы и утверждаем истинно; сколько того, что Тот, кто Отец, Тот есть и Сын или Дух Святой; или Тот, Кто Сын, есть либо Отец, либо Святой Дух; либо если мы дерзнем говорить или верить, что Тот, Кто называется Святым Духом в исповедании этой Троицы, есть лично или Отец, или Сын, что совершенно нечестиво.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Особенно важно в данном случае название Бога живым. В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам ( Ис.37:4. 17 ; Дан.6:26 ; 2Кор.6:16 . 1Фес.1:9 и др.). Бог есть самобытная жизнь. Ориген при истолковании настоящего места ев. Матфея называет Бога ζν παρ τν ατοζων 25 . Отец имеет жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Имея жизнь в Самом Себе, Бог есть источник жизни для твари, которую он поддерживает в состоянии жизни. По исповеданию Петра во Христе Бог и открылся миру как живый. Иоанн Богослов называет Христа Логосом жизни – λγος τς ζως ( 1Ин.1:1 ). В Нём была жизнь ( Ин.1:4 ; 1Ин.5:11 ), Ему также дано иметь жизнь в Себе ( Ин.5:26 ). Он Сам сказал о Себе: Я семь жизнь ( Ин.11:25 ). Его слова – жизнь ( Ин.6:63 ). Он вообще даёт миру жизнь ( Ин.6:33 ), ибо и пришёл для того, чтобы имели жизнь ( Ин.10:10 ; 1Ин.4:9 ). Он – Начальник жизни ( Деян.3:15 ). Христос – жизнь ваша – пишет ап. Павел ( Кол.3:4 ). Нельзя не обратить внимания на то, что знаменитый кодекс Безы (D) вместо ζντος читает σζοντος – Ты Христос, Сын Бога спасающего. Это чтение сохраняет оттенок параллельного арамейско-сирийского текста. Греческому ζντος в сирийских переводах (пешито и курет.) соответствует . Но это же слово или происходящие от одного с ним корня в других случаях соответствуют греческому σζειν: так в Мк.15:31 греческое σωσεν=сирийскому и σσαι= , в Ин.4:42 греческое σωτρ=сирийскому . 26 Жизнь, о которой идёт речь в евангелии, можно, след., понимать как спасение. Бог открылся спасающим в Своём Единородном Сыне, Который воплотился на земле. В исповедании Петра выражена та же истина, что и в словах Иоанна Богослова: Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь (να ζσωμεν – да живы будем) через Него ( 1Ин.4:9 . Ср. 1Ин.1:2 ), почему имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). В словах ап. Петра мы должны усматривать исповедание великой тайны, великой истины воплощения на земли Единородного Сына Божия. Исповедание Петрово то же, что и Иоанновское – λγος σρξ γνετο κα σκνωσεν ν μν, хотя слава этого Логоса была ς μονογενος παρ πατρς ( Ин.1:14 ). В этом исповедании великая религиозная (=τς εσεβεας) тайна: Бог (ς?) явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Видеть эту именно тайну в словах Петрова исповедания побуждают и святоотеческие авторитеты. Св. Иоанн Златоуст говорит, что Христос, предлагая вопрос ученикам, сильно желал, чтобы исповедовали Его воплощение 27 . Но особенно хорошо говорит св. Исидор Пелусиот в письме к Серину: «Слова сии: Ты еси Христос, Сын Божий, означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения, боголепно совершил в Себе Сын Божий» 28 . Следовательно, в Петровом исповедании положено зерно церковной христологии и сотериологии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Эту истину мы исповедуем, произнося слова Символа: верую во единаго Бога. От начала мира и во все времена Бог, открывая волю Свою человекам, свидетельствовал о Себе, что Он один истинный Бог, Творец неба и земли. В Законе Божием, данном чрез Моисея, первая заповедь предписывает, чтобы еврейский народ знал одного Бога: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх. 20:2, 3 ). Моисей, напоминая народу заповедь Божию, говорил: слыши Израилю, Господь Бог наш, Господь един есть ( Втор. 6:4 ). Чрез пророка Исаию Бог повторял тому же народу: помяните первая от века, яко Аз есмь Бог, и несть еще разве Мене, возвещаяй первее последняя, прежде неже быти им, и абие сбышася ( Ис. 46:9–10 ). Как Господь Спаситель, так и апостолы проповедали тоже учение. Иисус Христос учит: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога ( Ин. 17:3 ). Апостол Павел в послании к коринфским христианам, которые, до принятия веры во Христа, покланялись многим мнимым богам, писал так: никто же Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, яко же бо суть бози мнози, и господие мнози, т. е. как ложно верили язычники, поклоняясь многим богам и почитая их правителями или господами своей жизни, – но нам, продолжает апостол, един Бог Отец, из Него же вся и мы у Него; и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем ( 1Кор. 8:4–6 ). При свете божественного Откровения и мы, здраво рассуждая, можем понимать, что два беспредельные, неограниченные, или всесовершенные существа быть не могут, так же как в одном и том же царстве не может быть двух самодержавных, неограниченных царей. И этот видимый мир всегда свидетельствует о едином Боге, всемогущем и премудром Творце и Правителе всех тварей. Видим неисчислимое множество созданий, действий, сил, законов и их такое между собою согласие, что в целом происходит неизменно стройный порядок и чудная красота. Видим это на земле и на небе. Солнце, луна и звезды, как и обитаемая нами земля, от начала мира в непрерывном движении, и между тем порядок в мире не нарушается: солнце совершает свои течения, а луна свои, месяцы и годы, как считались за тысячу лет, так и ныне считаются по течению великих светил небесных, которые Бог утвердил на тверди небесной для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и дней, и времен, и годов ( Быт. 1:14 ). Все это показывает, что один всемогущий и премудрый Творец и Правитель всего мира, один Бог. 3) Бог троичен в лицах

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так, тотчас по сошествии Св. Духа, первоверховный Петр, сказав великому собранию народа свою первую проповедь, заключает ее так: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Затем Он, быв вознесен десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 33-44). То же, немного дней спустя, утверждает первоверховный Петр в речи к народу и во храме иерусалимском: «Мужи израильские! Бог отцов ваших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали; вы от Святого и праведного отреклись, Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян.3, 12-16). То же выражает первоверховный Петр и в речи перед синедрионом, когда начальники иудейские запрещали им учить о имени Иисусовом. Петр же и Иоанн в ответ сказали им: «Аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян. 4, 19-20), — не свидетельствовать о том, чему были очевидцами и свидетелями. «И с великою силою», — заключает св. Дееписатель (Деян.4, 33), — апостолы свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа. Когда вторично поставили апостолов в синедрионе, и спросил их первосвященник, говоря: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, — Петр и прочие апостолы в ответ сказали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов ваших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5, 27-32). Когда Самария приняла слово Господне от Филиппа, и когда находившиеся в Иерусалиме апостолы, после убиения Стефана, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к нему Петра и Иоанна, сии апостолы, прибыв в Самарию, засвидетельствовали, — как выражается свящ. Дееписатель (Деян.8, 25), — и проповедали там слово Господне, затем обратно пошли в Иерусалим, и во многих селениях самарийских проповедали евангелие. То же первоверховный Петр возвещает и в доме Корнилия Сотника: «Бог, — проповедует св. Петр, — послал сынам Израилевым слово, благовествуя миру через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном, как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых, и Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10, 36-43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

О Символе веры     Вопрос 5. Сколько членов Кафолической и Православной Веры?    Ответ. Членов Кафолической и Православной Веры, по символу Первого Никейского и Второго Константинопольского Соборов, двенадцать. В них так ясно изложено все принадлежащее к нашей Вере, что мы ни более, ни менее, и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных Отцев. Впрочем, некоторые из сих членов ясны и вразумительны сами по себе; а другие заключают в себе нечто сокровенное, по которым разумевать должно и прочее. О первом члене Символа веры     Вопрос 6. Какой первый член Веры?    Ответ. «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» (Собор I).     Вопрос 7. Какое учение содержится в сем члене Веры?    Ответ. Сей член Веры заключает в себе двоякое учение: во-первых, чтобы всякий веровал и исповедывал, что «Бог... един есть» (Втор. 6:4), в Троице Святой славимый, и что в Божестве начало и корень Сына и Святаго Духа, есть Отец. Во-вторых, учит, что сей Троичный Бог сотворил из ничего все видимое и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: Той «рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 32:9).     Вопрос 8. Какое должно мне иметь понятие о Боге?    Ответ. Должно верить, что Бог есть един в Святой Троице, по слову Писания: «един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4:6); что Он, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославля Его, участвовали в Его благости. Впрочем, что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы; поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, как свидетельствует Кирилл Иерусалимский, “если мы знаем, что имеем Бога единаго, Бога сущего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же” (Оглаш. 6) и что, кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей самый Бог чрез Пророка: «Аз (есмь Бог) первый и Аз по сих, кроме Мене нестъ Бога» (Ис. 44:6). И Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «слыши, Израилю! Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы Мы славим Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, потому что целью сотворения и жизни человека является уподобление Богу в любви, или обожение. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними, по образу Лиц Пресвятой Троицы. Догмат Пресвятой Троицы - догмат о вечно осуществляемом и осуществленном торжестве любви - дает нам твердое основание верить, что, стремясь к единству всех на земле, мы, христиане, гонимся не за утопической мечтой, а стремимся к тому, что от века существует и чт.е. самый принцип подлинной жизни. Зная, что Сам Бог есть высшее единство в любви, бояться ли нам кого-нибудь, кто ненавидит, кто разъединяет, кто хочет убить или разлучить? Таково жизненное значение для нас догмата о троичности Бога. " Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней " . 5. Бога можно знать, поскольку Он Сам нам открывается Познать Бога по-настоящему, проникнуть до конца в тайну Пресвятой Троицы мы не можем. Если сердце человека и загорается на время чистой любовью, ему не вместить в полной мере пламени Божественной любви, которая пылает неослабно и вечно. Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь. Но если сердце не может до конца вместить и познать Божественную любовь, тем менее это может сделать разум; он разбирается только в том, в чем уже удостоверилось сердце. Если все же мы знаем что-либо о Боге, то потому только, что Бог Сам нам открывается. Мы знаем о Боге из Божественного Откровения, которое есть излучение Божественной любви, ее свет. 6. " Я есмь Сущий " Из Божественного Откровения мы постигаем, что Бог есть Сущий. Это означает, что только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бог есть Сущий, или Тот, Кт.е.; так Сам Бог назвал Себя Моисею (Исх.3:14). По-древнееврейски это Имя Божие есть Ягве. Называя Себя Сущим, Бог тем самым указывает нам, что Он есть Бог являемый и познаваемый, что Он есть Свет и Жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/153/...

Истоки этого учения коренятся в самом сердце древнего Православия. В обоснование «боголепного почитания Имени Божия» иноки-исповедники имени Господня, или, как они себя называли, «имяславцы», приводили обширный свод из ссылок на Священное Писание 51 , богослужебные тексты 52 и писания святых Отцов 53 , приведём основные вероисповедные тезисы имяславцев, сформулированные в ходе спора 54 : 1. Исповедую, что Бог неотъемлемо присутствует в Своём имени Иисус. 2. Исповедую, что имя Иисус есть Сам Бог , то есть имя от Бога не отделяя и считая, что то и другое нераздельно. 3. Исповедую, что имя Иисус есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его. 4. Исповедую, что имя Иисус вследствие присутствия в нём Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает призывающих и надеющихся на него; и что чудо исцеления хромого апостолом Петром... соделалось божественною силою имени Господня, как он и сам (апостол Пётр) исповедал сие ( Деян. 3:16 ). 5. Исповедую, что имя Иисус нисколько не меньше и не больше других Имён Божиих, как то: Господь, Саваоф, и других имён, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия мира. 6. Отрицаюсь тех, кто имя «Иисус» считают меньшим прочих Имён Божиих, и что оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом. Было предложено несколько кратких имяслав(че)ских исповеданий: «Имя Божие – есть Бог , но Бог не есть имя Его» 55 или: «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог» 56 . Одну из первенствующих ролей в обосновании имяслав(че)ских идей играли сочинения праведного Иоанна Кронштадтского , авторитет и святость которого уже в то время для многих были бесспорны. Отец Иоанн не раз говорил о своём опыте, свидетельствовавшем о живом присутствии Бога в Его имени. Можно привести лишь некоторые цитаты: «Имя Божие есть Сам Бог 57 ; «Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог , и низводят в душу нашу Самого Бога в Трёх Лицах» 58 ; «Имя Господа есть Сам Господь» 59 ; «Слово Бога – всё равно, что Сам Бог . Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога – дело... Потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною» 60 ; «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос » 61 и др. Слова святого Иоанна Кронштадтского приводились имяславцами в апологетических сочинениях наряду со святоотеческими писаниями. К тому времени дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе», опубликованный на многих языках, был широко известен благочестивому читателю. До начала имяслав(че)ских споров, утверждения отца Иоанна у подавляющего большинства иерархов Российской Церкви не вызывали возражений, более того, сами оппоненты имяславцев допускали в своих сочинениях подобные выражения 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого ( Суд. 9:8–15 ), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая ( Втор. 4:24 ), указывает на тяжесть страданий ( Втор. 4:20 , Иер. 11:4 , 3Цар. 8:51 ). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий ( Исх.2:23 ). Явившийся Моисею в терновом кусте Ангел Господень считается отцами Церкви Вторым Лицом Св. Троицы; отличается Он от самого Бога и первомученником Стефаном ( Деян.7:35 ), а все видение является, по отеческому толкованию, прообразом таинства воплощения ( Григорий Нисский , блаженный Феодорит ). Другие же отцы Церкви, напр. Кирилл Александрийский , разумеют, согласно с контекстом ( Исх.3:6–7 ) под Ангелом самого Бога. Он называется Ангелом по Своей деятельности среди избранного народа и по Своему видимому явлению людям. Исх.3:3 .  Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. По величию явившегося и самое видение называется великим. Исх.3:4 .  Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! Исх.3:5 .  И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15 ). Исх.3:6 .  И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх.3:7 .  И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его Исх.3:8 .  и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. Исх.3:9 .  И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову ( «Я Бог отца твоего», Исх.3:6 ), единственное «отца» вместо множественного «отцов» ( Исх. 15:2, 18:4 )) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые ( Мф. 22:32 , Лк. 20:37 , Мк. 12:26 ), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», – все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду ( Быт. 15:14 ). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, – принимает непосредственное участие в его освобождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возражение 3. Кроме того, все, имеющее материальные части, телесно. Писание же приписывает Богу материальные части: «Такая ли у тебя мышца, как у Бога?» ( Иов. 40, 4 ); и еще: «Очи Господни обращены на праведников» ( Пс. 33, 16 ); и еще: «Десница Господня творит силу» ( Пс. 117, 16 ). Поэтому Бог есть тело. Возражение 4. Далее, только тело может принимать определенное положение. Но нечто, подразумевающее положение, говорится о Боге в Писании: «Видел я Господа, сидящего на престоле» ( Ис. 6, 1 ); и еще: «Он стоит, чтобы судить народы» ( Ис. 3, 13 ). Поэтому ясно, что Бог телесен. Возражение 5. И еще, только к телам или [вообще] к чему-либо телесному применимы наречия места «откуда» или «куда». Но в Писании говорится о Боге и в смысле «куда», согласно сказанному: «Кто обращал взор к Нему – те просвещались» ( Пс. 33,6 ), и в смысле «откуда»: «Все, оставляющие Тебя, будут написаны на прахе» ( Иер. 17, 13 ). Отсюда понятно, что Бог телесен. Этому противоречит то, что написано в Евангелии св. Иоанна: «Бог есть Дух» ( Ин. 4, 24 ). Отвечаю: что Бог бестелесен – безусловная истина; это можно доказать тремя путями. Во-первых, [это так] поскольку ни одно тело не придет в движение до тех пор, пока оно не будет приведено в движение, что ясно из наведения 45 . Однако уже было доказано (2,3), что Бог есть первый двигатель, сам же Он неподвижен. Из этого следует, что Бог бестелесен. Во-вторых, [это так] поскольку первая сущность необходимо актуальна и никоим образом не потенциальна. Хотя для каждой единичной вещи, переходящей от возможности к действительности, потенция по времени предшествует актуальности, но по сущности актуальность первее потенции; ведь то, что существует лишь в возможности, может быть приведено к действительности только тем, что уже актуально. Однако уже было доказано, что Бог есть первая сущность. Поэтому невозможно, чтобы в Боге была хоть какая-нибудь потенциальность. Но каждое тело необходимо содержит потенциальность, поскольку имеет протяженность, каковая [потенциально] делима до бесконечности; поэтому невозможно, чтобы Бог был телесен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010